Регулировка тнвд лукас своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Считается что дизель (исправный) должен заводится с пол оборота.
Так вот если давление не сохраняется, как с первых оборотов стартера топливоподкачивающий насос может создать низкое давления для работы ТНВД ,и для нагнитания топлива в плунжерную пару ?

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Производительность подкачивающего насоса, превышает геометрическую производительность плунжерных пар, отсюда следует, что подкачивающий насос, при любом вращении, будет создавать избыточное давление в надплунжерном пространстве.

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Производительность подкачивающего насоса, превышает геометрическую производительность плунжерных пар, отсюда следует, что подкачивающий насос, при любом вращении, будет создавать избыточное давление в надплунжерном пространстве.

Спасибо ! Если я всё правильно понел , то чтобы избыточного давление в надплунжерном пространстве небыло - стоит редукционный клапан , который при определённом давлении открывает ход топливу в обратку.

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Нет, топливо дозируется не редукционным клапаном, а золтником, связанным с центробежным регулятором и приводом педали газа. Конструкции насосов различны и для изменения подачи используют, всякого рода, дополнительные механизмы, описывать которые долгое занятие.Что непонятно в конструкции конкретно, где тот винтик, которым добавить топливо?

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Пока не понел какая книга мне поможет . Такой вот вопрос :- какое количество топливо должно уйти в обратку за 1 минуту , при холостых оборотах двигателя ? ( ТНВД Lucas ( 1.8 Td форд эскорт 95г.в.))

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Пока не понел какая книга мне поможет . Такой вот вопрос :- какое количество топливо должно уйти в обратку за 1 минуту , при холостых оборотах двигателя ? ( ТНВД Lucas ( 1.8 Td форд эскорт 95г.в.))

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Какое влияние оказывает износ топливоподкачивающего насоса на заводку двигателя на горячим ТНВД (руку на корпусе ТНВД не удержать). Или это без сомнения плунжера. Если насос сильно горячий , то двигатель даже и не пытается завестись. но стоит полить водой , но не на весь насос, а на ту часть откуда выходят трубки на форсунки , заводится с пол оборота.

Ответ: Вопрос про ТНВД LUCAS ( просто хочу изучить тнвд)

Какое влияние оказывает износ топливоподкачивающего насоса на заводку двигателя на горячим ТНВД (руку на корпусе ТНВД не удержать). Или это без сомнения плунжера. Если насос сильно горячий , то двигатель даже и не пытается завестись. но стоит полить водой , но не на весь насос, а на ту часть откуда выходят трубки на форсунки , заводится с пол оборота.

Величина давления топливоподкачивающего насоса при старте имеет прямое влияние на запуск машины с тнвд лукас.

Косвенно его работоспособность можно проверить если во время старта прокачивать систему ручным насосом, если старт становится нормальным замена насоса низкого давления на 100%

TumothyUA С мастерами вообще не повезло (хотя по городу славятся). Лукас для них так и остался загадкой. Пусковые у меня были 3,4 куб/см. Мастера говорили, что надо 9 или хотя-бы 7, а на том что есть не когда не заведусь. Дал добро поднять пусковые параметры, думал что и в правду зимой лучше будет заводится (хотя при 3,4 куб/см двигатель заводился с пол оборота и зимой более менее сносно). Максимум они смогли поднять до 4 куб/см., за это отвечает какая-та пружина внутри ТНВД которую они вдвоем еле поставили. Но запуск в минусовую погоду ухудшился. Полагаю, что соотношение воздуха и впрыскиваемой солярки не в пользу ее воспламенения. Сейчас в момент пуска из глушителя вылетает сизый дым. Обидно не только, что начудили с ТНВД, а элементарно не проверяли на протечку. Как у них насос еще на стенде прошел? Собрали ТНВД с грязью, когда частично разбирал вытащил несколько крупинок песка и кусок нитки от ветоши.

Дальше продолжу свою историю победы над Лукасом. Шел к ней все-таки 2 года.
Собрав ТНВД провел тест на герметичность, как описывал выше. Сунул его в ведро с водой и подал воздух от автомобильного эл.компрессора. Тест прошел хорошо, кроме одного места - поршенька автомата опережения впрыска. От-туда с интервалом 30 сек. выходил маленький пузырек воздуха. Спешить менять поршенек не стал. Решил поезжу, а там видно будет. Проехал более 2тыс.км. от туда не то что не капает, а даже соляркой не пахнет. Так-что замена его пока откладывается на не определенный срок. Совет тут один. Перед проверкой на герметичность не ставьте защитный резиновый пыльник этого узла. Если сальник с поршеньком будут пропускать воздух Вы это сразу увидите.
Далее поставил ТНВД на машину и надел ГРМ строго по меткам. Двигатель после прокачки топливной завелся сразу. Обнаружилось, что на холостых и на ходу идет ранний впрыск. Смещая относительно метки вал ТНВД в сторону позднего впрыска поймал правильный впрыск. Двигатель стал работать идеально. Шум и вибрация пропали, заводился с пол оборота. На улице было +15гр. На этом мой рассказ мог закончиться если- бы сама природа не показала, что настройка ТНВД сделана не правильно. В моем регионе на неделю установилась минусовая погода. Утром -5гр.,заводить, а она не заводится. Раньше в -10гр. на летней солярке заводилась, а тут -5гр. и ни как. Проверил солярку - нормально. Посмотрел метки ГРМ и тут увидел, что ушел от нее на 2мм в поздний впрыск. Поставил ТНВД строго и четко по метке. Попытался завести и он завелся с пол оборота. Потом и последующие дни. Тут не стоит забывать, что метка ГРМ для ТНВД дана для установки насоса в начальный угол впрыска для ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. В сторону позднего впрыска смещать ТНВД относительно метки ГРМ не советую даже чуть-чуть. В отрицательную погоду ухудшается запуск. А вот насколько хуже или лучше будет для запуска двигателя если сместить в раннию сторону не знаю. Зимой попробую.
С запуском разобрался. Дальше встал вопрос о появившемся на холостых и на ходу раннем впрыске. В электронной версии книги по описанию ТНВД LUCAS которая гуляет в интернете на этот случай идет упоминание про регулирующий клапан низкого давления лопастного насоса. Может я что-то не правильно понял, но как по мне задача этого клапана в другом и я к нему не полез. Полез к этому винту, что на фото указываю отверткой. Честно говоря про этот винт тоже думал, что у него другая задача. Но оказалось то что нужно. Да больше и нечем регулировать автомат опережения впрыска. При регулировки этого винта звук дизеля очень сильно изменяется. Впрыск может быть и поздним и ранним, а где проходит золотая середина услышать не могу. Пробовал методом проб и ошибок. Прокачусь- крутану. На первый взгляд вроде добился, что все хорошо, но "шкурой" чувствовал, что это еще не все.
Чтобы настроить автомат впрыска в идеал мне помог обычный цифровой тахометр, который приобрел для этой задачи. Задачу поставил что-бы при регулировке этого винта добиться максимально возможных оборотов. Правда при регулировке, обороты изменяются не сильно, где то 10-25. Лучше применить какой-нибудь профессиональный тахометр. Который может улавливать и показывать, что частота вращения двигателя изменилась на 3-5 оборотов. Если возможностей нет, то и обычный справится. Ну вот и вся настройка. На самом деле все просто и легко. Хотя к этому 3 месяца шел.
Как описать работу двигателя после ремонта ТНВД даже и не знаю. Все просто ЗДОРОВО. Все просто СУПЕР. Вибрации НЕТ. Шума НЕТ. Есть только резвость и мощь. Двигатель за 4сек. до 100км/ч конечно не разгоняет, но при езде в городе резвости больше чем надо. Если раньше ездил с мыслью; Куда вы парни полетели, меня подождите. То теперь; Да от-куда столько тихоходов по вылазило
Опишу дальше еще, что изменилось. Раньше пробывал пару раз тронуться со второй передачи. Машина начинала "дергаться", теперь ни каких проблем. Так-что вот еще один способ проверки топливной аппаратуры. Включите вторую передачу и попробуйте тронуться без подгазовки. Если двигатель дергается или глохнет, есть проблемы с ТНВД.
Пробывал так-же на холостых оборотах подрегулировать форсунки. Так сказать прописать их к цилиндрам. Думал что двигатель будет работать еще лучше. А вот и нет. Малейшие попытки изменить давление на любой форсунке в большую или меньшую сторону приводило к снижению оборотов и более шумной работе двигателя. Покрутил форсунки где на слух, где при помощи тахометра и ни чего лучшего не добился. Лучше чем есть быть уже не может. Потом по одной вынимал и смотрел их на стенде. Три штуки идеально 275, даже подстраивать не надо было, просто законтрогаил и поставил на место. А вот четвертая показала 280, но у нее одно отверстие в распылителе оказалось закоксовано. Прочистил, выставил ей 275 и поставил на место. Я понимаю что многие проходили через это и добивались лучшей работы двигателя. Но если при этом всем давление форсунок отличаются в итоге друг от друга. То выскажу свое осторожное мнение, что разность компрессии цилиндров в двигателе здесь не причем. Это указывает на неисправность ТНВД.
Еще из особо приятных моментов обнаружил, что двигатель в разы стал меньше сапунить. Расход масло упал с 1,2-1,4л. на 1тыс. км., до 0,5-0,7л. И тут у меня еще скорей всего начал сопливить задний сальник двигателя. Как-бы странно не звучало я очень хочу что-бы это оказалось так.

Топливная аппаратура дизельных моторов Ford 1,6 и 1.8 л
требует вмешательства несколько чаще, чем сам двигатель, что связано с уже надоевшей всем темой качества отечественного дизельного топлива. На двигатели 1,8 л устанавливаются топливные насосы Bosch и Lucas. ТНВД Lucas применяется гораздо чаще, хотя следует отметить, что ТНВД Bosch проще в ремонте и регулировках и гораздо лучше освоен в ремонтных организациях. Если на двигателе установлен, например, насос Bosch, то настройка форсунок и каталожные номера распылителей отличны от системы насосов Lucas.
Неисправности насосов Bosch обычно проявляются достаточно ясно, и их локализация не представляет большого труда. Напротив, ТНВД Lucas в несколько меньшей степени реагирует на плохое топливо, и проявление последствий каких-либо неисправностей нередко оказывается растянутым во времени.
Более сложные процедуры регулировок ТНВД Lucas существенно усложняют ремонт и диагностику. Если с ТНВД Bosch большинство неисправностей удается выявить непосредственно на автомобиле, то Lucas чаще всего требует снятия и стендовой диагностики. При его неправильной регулировке чаще всего ухудшается холодный пуск двигателя и падает крутящий момент на низких оборотах.

ТНВД Lucas

ТНВД и ТННД

тнвд lucas устройство и принцип работы. Виды насосов от производителя их основные неисправности, а также способы устранения и профилактики поломок устройств

Современные дизельные грузовики обладают огромной мощью и все детали как трансмиссии, так и дизельного двигателя при эксплуатации испытывают колоссальные нагрузки. Неудивительно, что все детали, изготовленные в нашей стране, даже по иностранной лицензии, очень быстро выходят из строя. Особо стоит отметить топливные насосы высокого давления. Впрочем, это устройство в России не производится, но даже среди зарубежных марок очень много ненадежных образцов. ТНВД lucas – яркий пример того, каким должен быть надежный насос высокого давления.

Производитель, этой марки ТНВД, британская компания Lucas CAV, уже давно завоевала свое место на мировом рынке. Производством топливной аппаратуры для дизелей англичане занимаются уже более полувека, причем в последнее время отдается предпочтение современным технологиям, к которым относится и ТНВД lucas. Устройства выпускаются с 1956 года и за это время претерпели ряд модернизаций и поделились на несколько видов.

ТНВД Lucas

ТНВД Lucas

Виды ТНВД Lucas

Всего можно выделить четыре основных вида ТНВД этой марки, давайте остановимся на каждом из них более подробно:

  • DPC – разработан для дизельных двигателей малого объема. Устанавливается, как правило, на микроавтобусы, небольшие грузовики и легковые автомобили. На сегодняшний день активно применяется на двигателях с четырьмя цилиндрами.
  • DPS – устройство для сельскохозяйственной техники. Подходит для дизельных двигателей, где предусмотрен непосредственный впрыск топлива. Насос существует как с двумя, так и с четырьмя плунжерными парами. Его можно поставить на двигатели с тремя, четырьмя и шестью цилиндрами, с условием, что объем каждого из них не более 1,6 литра.
  • DP-200 – идеален для внедорожников, по крайней мере, тех, что отвечают нормам токсичности и имеют непосредственный впрыск топлива.
  • EPIC – одни из самых современных в линейке ТНВД lucas. Подходят как для двигателей с непосредственным впрыском, так и для тех разделены камеры сгорания. Такие насосы значительно улучшают характеристики работы дизельного двигателя как во время движения, так и на холостом ходу.
  • ESR – разработка, на которую компания Lucas возлагает большие надежды. Фактически это роторный ТНВД, для которого предусмотрено электронное управление. Предназначено для скоростных дизельных двигателей с непосредственным впрыском. Устройство способно обеспечить максимальное давление в системе вплоть до 150 МПа.

Устройство

Устройство НТВД Lucas, можно поделить на 14 конструктивных элементов таких как:

  1. Поршень повышенной подачи топлива.
  2. Рычаг управления.
  3. Ступица привода.
  4. Рычаг регулятора частоты вращения.
  5. Рычаг холостого хода.
  6. Дозирующий клапан.
  7. Электромагнитный клапан выключения подачи.
  8. Насос низкого давления.
  9. штуцер нагнетательного клапана.
  10. Пружина регулятора частоты вращения.
  11. Автомат опережения впрыскивания.
  12. кольцо с внутренними кулачками.
  13. держатель грузов регулятора.
  14. грузы регулятора частоты вращения.

Несмотря на кажущуюся сложность устройства ТНВД Lucas, принцип работы устройства достаточно просто и в случае необходимости с ним способен разобраться даже автолюбитель, не имеющий опыта квалифицированного автомеханика.

Топливный насосы высокого давления lucas

Топливный насосы высокого давления lucas

Принцип работы

Для примера разберем принцип работы магистрального ТНВД Lucas, для удобства разделим все на несколько этапов:

  • Плунжерная пара опускается вниз под воздействием пружины, которая, в свою очередь, приходит в действие от эксцентрика кулачковой шайбы.
  • С компрессионной камерой в этот момент происходят следующие изменения – увеличивается ее объем и снижается давление в ней.
  • Когда клапан закрывается компрессионная камера приходит в исходное положение, таким образом, и происходит дозировка топлива. Фактически ей управляет электронный блок двигателя.

Возможные неисправности

Любое даже самое надежное устройство рано или поздно выходит из строя. Не исключено, что вас может подвести и ТНВД Lucas. Опытные водители умеют распознавать проблемы с насосом высокого давления на ранних стадиях. В этом случае ремонт будет несложным и не ударить сильно по вашему карману. Если же вы за рулем недавно и не имеете опыта эксплуатации автомобиля с ТНВД Lucas – теоретические знания вам совсем не помешают. Итак, в каких случаях можно заподозрить, что неисправен именно топливный насос:

Если вы заметили, хоть один или несколько из вышеперечисленных признаков, скорее всего, пора приниматься за ремонт ТНВД. Однако первым делом исключите все возможные иные неисправности. Если вы не обладаете достаточным опытом или не уверены в своих силах, лучше, конечно, воспользоваться услугами профессиональных автомехаников. Специалисты помогут оперативно определить настоящую причину неисправности и в случае необходимости качественно отремонтируют топливный насос высокого давления.

Профилактика

Важность профилактики поломок дизельного двигателя понимают все без исключения опытные водители. В случае грамотной эксплуатации ТНВД. Прослужит гораздо дольше и вам не придется задумываться о ремонте механизма. Несмотря на всю сложность устройства, для его правильной эксплуатации необходимо соблюдать всего два несложных правила:

  • Заправляться только качественным топливом на проверенных заправках. Поддельное дизельное топливо смерть не только для насоса, но и для форсунок двигателя.
  • Следить за уровнем масла в системе – смазки, должно быть достаточно – это обеспечит минимальный износ деталей.

Если четко следовать вышеуказанным правилам все механизмы ТНВД будут работать гораздо дольше и практически не будут, подвержены износу.

Система EPIC (Electronically Programmed Injection Control) электронного регулирования топливоподачи дизелей разработа­на фирмой Lucas в конце 1970-х годов. В настоящее время система EPIC устанавливается на дизели автомобилей Citroen, Mercedes-Benz, Peugeot, Ford и ряд других.

Система EPIC применяется как в ди­зелях с разделёнными камерами сгорания, давление впрыскива­ния топлива в которых может достигать 350 кгс/см2, так и в дизелях с непосредственным впрыскиванием топлива с давлением до 1000 кгс/см2.

Основой системы является топливный насос Lucas типа DPC с внутренним кулачковым механизмом.

Общий вид ТНВД ЕPIC-80 фирмы Лукас

Рис. Общий вид ТНВД ЕPIC-80 фирмы Лукас:
1 – штуцер подвода топлива; 2 – сервопоршень регулирования угла опережения впрыскивания (УОВ); 3 – штуцер слива; 4 – седло шарикового клапана; 5 – электромагнит УОВ; 6 – болт-поводок кулачковой шайбы; 7 – электромагнит дренажа системы управления (СУ) ротором; 8 – электромагнит подачи СУ ротором; 9 – разъем; 10 – электромагнит прерывания топливоподачи (ТП); 11 – ротор; 12 – датчик осевого положения ротора; 13 – нагне­тательный штуцер; 14 – демпфирующий клапан; 15 – нагнетательный клапан; 16 – кулачковая шайба; 17 – средняя опо­ра; 18 – плунжеры; 19 – датчик углового положения вала; 20 – внешний шариковый подшипник; 21 – кольцо измерения частоты вала; 22 – внутреннее кольцо сферической опоры; 23 – роторно-лопастной топливоподкачивающий насос (ТПН); 24 – ролик кулачковой шайбы с толкателем; 25 – корпус привода; 26 – передний подшипник; 27 – приводной вал; 28 – адаптер регулировки УОВ; 29 – регулятор давления подкачки

Кор­пус ТНВД закрепляется на двигателе с помощью средних опор 17 и переднего адап­тера 28, допускающих поворот ТНВД вокруг оси для предварительной уста­новки УОВ. Приводной вал 27 на подшипниках 26 и 20 приводит во враще­ние роторно-лопастной топливоподкачивающий насос с четырьмя подпружиненными лопастями. Они обеспечивают при пусковой частоте коленчатого вала 180 об/мин давление подкачки 3 кгс/см2, а свыше 500 об/мин – 8…9 кгс/см2. Вал несет перфорированное кольцо 21 для измерения датчиком 19 положения вала. Вал заканчива­йся клиновыми захватами, приводящими во вращение сносно расположенный по длине насоса ротор 11. Ротор снабжен прецизионными отверстиями под два или четыре плунжера 18 и пазами под роликовые толкатели 24.

Механизм привода и регулирования цикловой подачи

Рис. Механизм привода и регулирования цикловой подачи:
18 – плунжеры; 24 – ролик кулачковой шайбы с толкателем; 27 – приводной вал; 30 – клиновые захваты; 31 – выступы; 32 – скос на толкателе

Высокое давление в ТНВД EPIC создаётся с помощью четырёх (двух) радиально расположенных плунжеров, которые вращаются вместе с роликами и толкателями (башмаками) внутри кулачковой обоймы. Регулирование подачи осуществляется посредством радиального смещения роликов по наклонной опорной поверхности толкателей при осевом переме­щении ротора.

Положение ротора при максимальной и минимальной подачах топлива

Рис. Положение ротора при максимальной и минимальной подачах топлива:
А – максимальная подача топлива; В – минимальная подача топлива; 1 – индуктивный датчик; 2 – упор; 3 – ротор; 4 – кольцо с внутренним кулачковым профилем

Механизм управления осевым положением ротора (т.е. цикловой подачи) показан на рисунке. Топливо через входной штуцер поступает к ТПН, давление подкачки стабилизи­руется регулятором 29, и поступает к шариковому клапану электромагнита 8 подачи СУ положением ротора. При его открытии топливо поступает в торцевую полость ротора 37, повышая давление в ней. Сброс давления осуществляется шариковым клапаном электромагнитного клапана 7, топливо при этом сливается в корпус насоса и топливный бак через жиклер стабилизации положения ротора.

Открытые электромагнитные клапаны 7 и 8 на короткое время попеременно закрываются по командам блока управления, обеспечивая необходимое давление у торца ротора. Во время впрыскивания топлива оба регулирующих клапана закрыты.

Относительным временем открытия того или и иного электромагнитного клапана (скважность включения) регулируется электронным блоком управления, получающим входные частотные сигналы от датчика Холла 19, расположенного в ТНВД.

На холостом ходу система EPIC обеспечивает индивидуальную подачу по цилиндрам, поэтому за один оборот вала ТНВД СУ подачей и положение ротора успевает перенастроиться для каждого ци­линдра. Время перемещения ротора от нулевой до максимальной подачи топлива составляет приблизительно 0,1 с, растягиваясь на несколько циклов впрыскивания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Перемещение ротора осуществляется только в периоды между впрысками.

Датчик положения коленчатого вала с четырьмя метками (для 4 — цилиндрового дизеля) позволяет оператив­но диагностировать вырабатываемую каждым цилиндром мощность и кор­ректировать цикловую подачу, добиваясь баланса мощности по цилиндрам.

Для снижения пульсаций давления в канале дренажа имеется жиклер 36. Заданное давление и противодействие возвратной пружины между приводным валом и ротором, обусловливает его устойчивое положение.

Гидравлическая схема управления подачей топлива

Рис. Гидравлическая схема управления подачей топлива:
А – подкачка топлива; В – управление УОВ; С – управление положением ротора; D – низкое давление в ТНВД; E – нагнетание топлива; F – вход топлива в ТНВД; 1 – штуцер подвода топлива; 3 – штуцер слива; 5 – электромагнит УОВ; 7 – электромагнит дренажа системы управления (СУ) ротором; 8 – электромагнит подачи СУ ротором; 10 – электромагнит прерывания ТП; 12 – датчик осевого положения ротора; 13 – нагне­тательный штуцер; 23 – роторно-лопастной ТПН; 29 – регулятор давления подкачки; 33 – датчик положения сервопоршня; 34 – жиклер стабилизации УОВ; 35 – жиклер стабилизации сервопоршня от нагнетания топлива; 36 – жиклер стабилизации положения ротора; 37 – торцевая полость ротора

В рабочей области перемещений ротора 2,5 мм (при геометрическом 4 мм) обеспечивается строгая линейность между перемещением и цикловой пода­чей. Крайнее внутреннее положение ротора соответствует минимальной по­даче, а полностью ее отключает электромагнит 10, перекрывая под­вод топлива к плунжерам. Он используется для остановки дизеля и включен в противоугонную систему.

Изменение УОВ достигается разворотом кулачковой шайбы 16 с помощью сервопоршня 2. Его положение обусловлено балансом момен­та с шайбы, усилия пружины и разницы давлений топлива на сервопоршень.

Электронный блок управления распознает положение роликов внутри кулачковой шайбы 16 по отношению к ВМТ по сигналу от датчика частоты вращения коленчатого вала и от датчика 33 положения сервопоршня. Датчик положения сервопоршня посылает в электронный блок управления сигнал, который определяет точный угол опережения впрыскивания по отношению к ВМТ такта сжатия.

Давление управления УОВ (В) определяется балансом расходов топлива в гидроцилиндр: оно постоянно сбрасывается на слив в корпус через жиклер 34, но и периодически поступает через электромагнитный клапан 5. Таким образом, уровень давления в гидроцилин­дре и, следовательно, УОВ обусловливается относительным временем откры­вания электромагнитного клапана 5, определяемого блоком управления.

Читайте также: