Регулировка хода механических часов с маятником своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Добрый вечер, технари.
Я тут в комиссионке решил купить понравившиеся мне механические часы VACHERON. Смотрятся красиво и стоят не дорого. Но есть проблема в точности хода. Отстают в сутки довольно сильно минут на пять. Регулятор пружинки маятника стоит до отказа в сторону сжатия пружинки. (не отмечено где плюс и минус). Я так понимаю, для ускорения хода нужно пружинку как бы затягивать (сжимать)? А дальше уже упор.
Как подтянуть эту пружинку еще больше? На пружинке имеется какой-то выступ пропущенный через колоночку второго рычага регулятора и при подтягивании выступ просто вылезет из колонки.
Может быть пружинку изогнуть пинцетом, чтобы сократить длину? Или что-то можно другое сделать?
Или я ошибаюсь, и чтобы увеличить ход, нужно ослабить пружинку регулятором?

волосок(пружинку) маятника нужно укорачивать для того чтобы период колебаний был меньше и следовательно часы шли быстрее

Не совсем понятен термин укорачивать. Она ведь по длине остается постоянной. А рычажком производится ее сжатие или ослабление.
Или ее нужно изогнуть чтобы укоротить?
Да, просматривается при регулировке как бы касание витков друг к другу, если пружину расслаблять.

если не хватает регулировки, то там есть еще один рычажок в котором закреплен волосок, его тоже можно чуть повернуть, чтобы сместить диапазон регулировки в "+" или "-"
смотреть с 4.40

длина маятника участвующего в работе соответствует длине волоска от точки крепления на оси до регулировочного рычажка - градусника
Ремонт часов своими руками. - Регулировка точности хода часов.

Я и двигаю рычажок в котором закреплен волосок. Другой рычажок, расположен примерно под углом 40 градусов, через который пропущен волосок, двигается синхронно с первым.
На видео много подготовки но мало сути с операциями над пружинкой.

вот это зря, его как раз трогать нельзя только в крайнем случае, когда не хватает регулировки градусником, который и есть регулятором скорости хода часов

Я совсем запутался. Повернул рычаг (градусник) в другую сторону, на расслабление пружинки. Посмотрю что будет завтра утром.
Сайт у меня не открывается. Да я многие просмотрел по этому поводу. Везде на корпусе стоит плюс и минус. И везде не рассматривают вопрос грубой подгонки, а только точной в пределах поворота градусника (рычажка)

И везде не рассматривают вопрос грубой подгонки, а только точной в пределах поворота градусника (рычажка)

Другой рычажок, расположен примерно под углом 40 градусов, через который пропущен волосок, двигается синхронно с первым.

таким образом вы меняли балансировку (центровку) камня относительно вилки, а длина волоска(рабочей части) у вас не менялась и соответственно скорость хода тоже не менялась

Ага! Возможно я путаю градусник и рычаг закрепления пружинки. Посмотрел под лупой вроде это не одно и то же. То есть рычаг закрепления это грубо, а градусник это рычаг, через выступ которого пропущен волосок, это более точно. Но мне так и нужно грубо. 5 минут за сутки в минус это все же круто.
Смущает еще то, что при определенных положениях рычажка закрепления, витки пружинки начинают касаться друг друга.
И сам волосок в месте у градусника имеет изгиб. Возможно его специально изогнули? Или так и должно быть?

Этим рычажком меняется только длина от витка до центра маятника. Через него пропущена спираль пружинки как через вилку. Там две стоечки стоят и виток свободно пропущен между ними. Так его вращать Нужно? Но 5 минут он не возьмет наверное?
А изгиб (крылечко) пружинки допустим?
Да, я думал все проще. А тут целая наука. На первом рычажке стоит наверное эксцентрик камня? Относительно вилки, это той что на втором рычажке?
Литературку бы почитать.

не корректные термины - расслабление, сжатие - в данном случае ничего не сжимается и не расслабляется.
если крутить рычаг в котором закреплен волосок, то ничего не меняется кроме центровки
если крутить градусник, то меняется длина волоска, участвующего в работе.
участок между рычажками - не участвует в работе.
чтобы вы сориентировались без "+" и "-" чем больше расстояние между рычажками(длина не участвующего в работе участка волоска) тем быстрее идут часы и наоборот - чем короче, тем медленнее

Смущает еще то, что при определенных положениях рычажка закрепления, витки пружинки начинают касаться друг друга.

так и должно быть, в какой то мере этим изгибом можно устранить касание витков, но лучше не трогайте, чтобы не было мучительно больно и не пришлось нести часы в мастерскую

Ладно, возможно мы говорим о разном. Мне нужно этот вопрос изучить со всей терминологией. Поищу литературу. Но все-таки смущает полное отсутствие понимания, неужели техническая интуиция меня подводит?

Для регулировки точности хода механических часов изменяют эффективную длину пружины баланса. Изменяют длину при помощи узла, который называется градусником. Часто применяют градусник с подвижной колонкой
рисунок слева
1 - накладка, 2 - градусник, 3 - штифты, 4 - спираль, 5 - колонка, 6 - регулятор колонки.

фото справа
1 - градусник, 2 - регулятор колонки.

чтобы вы сориентировались без обозначений "+" и "-"
упрощенно можно сказать так
чем больше расстояние между градусником и регулятором колонки(длина не участвующего в работе участка волоска) тем быстрее идут часы, потому что длина маятника(пружины которая крутится) становится короче и наоборот - чем короче, тем медленнее, потому что длина пружинки становится длиннее.
регулировка длины производится градусником

чем больше расстояние между градусником и регулятором колонки(длина не участвующего в работе участка волоска)

Ну и хитро. А я то считал, что нужно изменять реальную длину пружинки, то есть протягивать ее в месте крепления на колонке, там имеется стопорный винт.
А оказывается это условная длина. То есть эта длина измеряется от места соприкосновения стоек до оси маятника.
Интересно, если пружина прижата к колоночке, то ее часть отсюда и до места крепления не участвует в работе? И еще более интересно, кокой тут физический смысл, почему она не участвует ведь она закреплена не мертво. Наблюдаю в лупе ее поперечную пульсацию на этом участке.

Кстати, та стоечка что соприкасается с пружинкой у меня изогнута градусов на 20-30 в противоположную от пружинки сторону. Это такой способ регулировки или это кто-то изогнул по незнанию? И возможно она не соприкасается из-за этого с пружинкой и поэтому часы сильно отстают?

И еще как я понял, колонка регулирует положение колеса маятника в спокойном нулевом положении вправо влево. Правильно? Если правильно, то это для чего?

Но буду пробовать менять градусник.

Градусник выставил по рекомендации -v1ct0r- Буду наблюдать за ходом.

Еще вопросик, в этих часах имеется маховик для подзавода, но и по ощущению имеется завод и от головки вручную. Но не уверен в этом. Как узнать, есть ли ручной подзавод?

Элементарно - покрутить головку.
Если внутри механизма начнется движение, значит головка на что-то влияет.

Под действием поступающей от двигателя энергии (импульсов) баланс совершает колебательные движения, вращаясь, делает повороты в одну и другую стороны - либо заводит, либо раскручивает спираль. В свою очередь то запираемая, то освобождаемая колесная передача часового механизма периодически движется. Такое движение можно наблюдать в часах по скачкообразному движению секундной стрелки.

Баланс в большинстве наручных часов совершает 9000 полных колебаний в час. Период колебания баланса измеряют в секундах; он является тем временем, которое необходимо балансу, чтобы совершить полное колебание от крайнего левого отклонения в крайнее правое и обратно. В наручных часах период колебания обычно равен 0,4 с Бывают наручные часы с периодом колебания баланса 0,36 или 0,33 и 0,20 с У будильников малогабаритных период колебания баланса 0,4 с, у крупногабаритных - 0,5 или 0,6 с.

Амплитуду колебания баланса измеряют в угловых градусах от равновесного положения баланса влево или вправо. Равновесным считают такое положение баланса, когда эллипс находится на прямой линии, соединяющей центры вращения оси баланса и оси анкерной вилки. Равенство правой и левой амплитуд является необходимым условием точного хода часов.

Период колебания баланса можно регулировать, изменяя длину спирали с помощью градусника.

Градусник состоит из стрелки-указателя, закрепленной на балансовом мосту. В хвостовой части градусника имеются два штифта, между которыми проходит наружный виток спирали. Наружный виток спирали, как было сказано выше, закреплен в колонке, установленной в балансовом мосту. Штифты градусника образуют как бы вторую точку крепления наружного витка спирали. Поворотом градусника в ту или другую сторону удлиняют или укорачивают длину спирали, изменяя тем самым период колебания баланса. При удлинении спирали период колебания увеличивается и часы начинают отставать, а при укорачивании длины спирали период колебания уменьшается и часы начинают спешить.

Для удобства регулирования точности хода часов на балансовом мосту ставят знаки "+" (ускорить ход) и "-" (замедлить ход). При перемещении указателя градусника в сторону знака "+" штифты, находящиеся в хвостовой части градусника, удаляются от колонки, укорачивая длину рабочей части спирали.

Кстати, та стоечка что соприкасается с пружинкой у меня изогнута градусов на 20-30 в противоположную от пружинки сторону. Это такой способ регулировки или это кто-то изогнул по незнанию?

непонятно, фото бы посмотреть, если это штифты на градуснике, между которыми проходит волосок, то они должны быть параллельны оси маятника

И еще как я понял, колонка регулирует положение колеса маятника в спокойном нулевом положении вправо влево. Правильно? Если правильно, то это для чего?

Интересно, если пружина прижата к колоночке, то ее часть отсюда и до места крепления не участвует в работе? И еще более интересно, кокой тут физический смысл, почему она не участвует ведь она закреплена не мертво. Наблюдаю в лупе ее поперечную пульсацию на этом участке.

предполагаю, что речь идет о штифтах на градуснике, между которыми расположен волосок(пружинка)
длина спирали участвующая в колебании равна длине спирали от точки крепления на оси + примерно 1/3 длины участка волоска между градусником и колонкой

Кажется, понимаю для чего нужна регулировка колонки, наверное для этого, - для установки равенства амплитуд. Или скорее полупериодов, это как в синусоиде, смещение нулевой линии вверх вниз, для синусоиды - эта линия должна быть посередине.
Спасибо большое -v1ct0r- все получилось несмотря на изгиб внутреннего штифта, думаю его изогнули при регулировке. Да. часовое дело нисколько не проще радиодела.
Немного понаблюдал, ручной подзавод имеется, а вот автоподзавод работает очень лениво, то есть грузик крутится только если сильно мотать рукой. Причем, в обе стороны рабочий ход. Но посмотрим как на практике все окажется.

Кажется, понимаю для чего нужна регулировка колонки, наверное для этого, - для установки равенства амплитуд. Или скорее полупериодов, это как в синусоиде, смещение нулевой линии вверх вниз, для синусоиды - эта линия должна быть посередине.

можно и так сказать, но это уже следствие, а не причина.
регулируется положение камня, перекидывающего вилку, относительно вилки в состоянии покоя.

Да, понял, я ошибся. Конечно, это подстройка нуля под храповик. Но это уже дело сервиса. Я тут настроил главное точность хода и все.

Да, интересное событие. На часовом сайте мне сказали что мои часы стоят новые 1.700.000 рублей. Но эти скорее с китайским механизмом поэтому и дешевые. А я думаю, а вдруг. Все-таки комиссионка. Ну хотя бы пофарсить, .. вот дорогие какие у него, и то ладно.

Доброго всем времени суток.Пытался настроить точность хода часов( часы после чистки).Двигал и градусник и колонку.Удалось настроить +5 мин. в сутки.Но часы вдруг остановились,от встряски идут максимум мин.3-4.с периодическим торможением маятника.Подскажите,что делать ? Спасибо.Часы ЗАРЯ (им лет 40).

До чистки часы вообще лежали без движения ( отсутствовал стопор пружины). Почистили в мастерской ( в феврале).Часы шли ,но спешили за сутки минут на 20.Вот месяц назад стали ( наверное я их докрутил).

Материала в сети много, поэтому для начала порекомендую изучить конструкцию и взаимодействие деталей механизма (Это важно.). После этого снимите балансовый мост, снимите баланс, анкерное колесо и анкерную вилку, тщательно осмотрите их и их камни на предмет повреждений, особенно осей, скорее всего Вы одну из них повредили. Без перечисленных мною узлов при заводе должен легко и равномерно вращаться.

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd.

Если часы давно не облуживались (2-3 года), то это вполне может быть следствием загрязнения, т.к. грязь налипает на смазку, смазка густеет и колесной системе надо больше энергии, чтобы приводить механизм в движение. Но что, если Вы совсем недавно приобрели эти часы или их профилактика проводилась недавно?

В таком случае, чаще всего, эта проблема является следствием смещения положения анкера относительно спускового колеса (выкачка).
Проблема встречается как на старых, так и на современных механизмах.

К основным причинам возникновения такой неполадки в современных часах можно отнести:

  • Удар по часам или толчок
  • Перемещение часов с навешенным маятником
  • Остановка часов в результате окончания "завода" (сюда же можно отнести и "завод" часов при качающемся маятнике)

Ярким свидетельством выкачки является, как-бы, "хромающий" звук "тик-так". Проявляется это следующим образом:

  • Если всё в порядке, то звук хода часов мы слышим примерно так: "тик" - 1 секунда - "так" - 1 секунда - "тик" - 1 секунда - "так" и т.д.
    Получается, что звуки "тик" и "так" мы слышим через равные промежутки времени.
  • Если же анкер смещен, то звук хода будет следующим: "тик" - 0,5 секунды - "так" - 1,5 секунды - "тик" - 0,5 секунды - "так" - 1,5 секунды - "тик" и т.д.
    Звук начинает хромать/частить, когда маятник качается в одну из сторон.


Даже несмотря на то, что почти вся современная механика использует узел автоматической регулировки положения анкера - это не всегда спасает. В напольной механике эта функция работает хорошо, т.к. в напольных часах, чаще всего, используется большой и тяжелый маятник, который за счёт своего веса может провернуть скобу на оси с анкером. Для этого достаточно запустить маятник с максимальной амплитудой - отведя его до упора к боковой стенке корпуса. Скоба, которую толкает маятник, и, которая, в свою очередь, вращает ось с анкером, закреплена на оси анкера не плотно, поэтому при определенном усилии она прокручивается. Тяжести маятника, как раз, хватает для того, чтобы провернуть скобу относительно оси анкера, в тот момент когда сам анкер упирается в спусковое колесо. При затухании амплитуды качения маятника скоба, а соответственно и анкер занимает верное положение относительно спускового колеса. Проще говоря: в напольной механике с автоматической регулировкой положения анкера просто запустите маятник с максимальной амплитудой и всё.

Другое дело небольшие настенные и, тем более, настольные часы - веса маятника в таких часах уже недостаточно, чтобы сработала функция автоматической регулировки. Необходимо отрегулировать положение анкера вручную. Для этой процедуры нам понадобятся. руки.

Итак, сперва необходимо определить, при качении маятника в какую сторону звук начинает хромать/частить, т.е. в какой стороне промежуток времени между звуками "тик" и "так" меньше. Допустим это происходит, когда маятник находится слева. Останавливаем маятник и снимаем его с подвеса. Далее рукой отводим подвес в противоположную сторону от той, где звук хромает (в данном случае - отводим подвес вправо). Сперва подвес будет двигаться очень легко, но потом Вы почувствуете небольшое сопротивление - это сопротивление и возникает, когда Вы проворачиваете скобу относительно оси с анкером. Немного провернув скобу, следует навесить маятник на подвес и запустить его. Если часы продолжают частить, когда маятник находится слева - следует повторить процедуру. Если же часы начали частить, когда маятник находится справа - это значит, что скобу провернули слишком сильно и теперь её надо немного провернуть в обратную сторону.


Хорошим помощником в этой настройке будет специальная плашка/табличка, которую часто использовали в старых часах. Она крепилась на заднюю стенку корпуса, под нижней точкой маятника. Центр плашки располагался аккурат по центру маятника, когда тот был в состоянии покоя. По делениям плашки можно засекать, на каком расстоянии звучат звуки "тик" и "так" и более наглядно и точно выставить положение анкера.

Сейчас такую плашку можно заменить куском малярного скотча, предварительно разметив его.

Решить проблему выкачки на старых часах без автоматической регулировки можно разными способами - всё зависит от механизма и способа крепления механизма к корпуса: в одном случае надо подогнуть скобу, в другом изменить положение механизма при помощи регулировочных винтов.

Причины отставания и способы их устранения

За отставание механических часов отвечает ряд факторов, перечисленные ниже в порядке убывания их влияния на механизм:

При наличии определенных знаний, навыков и времени можно аккуратно вскрыть часовой механизм и попробовать установить причину отставания хода часов самостоятельно:

  1. аккуратно откройте заднюю крышку часов с помощью специальных отверток (так вы сохраните целостность корпуса), внимательно осмотрите механизм, он не должен иметь следов коррозии или смазки;
  2. проверьте работу механизма завода. Заводная головка должна оставаться на месте после прокручивания. Стрелки должны идти плавно вслед за заводом с той же скоростью. При прокручивании не должно быть посторонних звуков — треска, хруста и пр.;
  3. снимите мост и осмотрите оси цапфы. Верхняя и нижняя оси должны быть одинаково прямыми, не иметь следов коррозии, вогнутости, царапин. Ветви спирали не должны соприкасаться между собой или одной из частей механизма (корпуса, моста баланса, обода) и иметь правильную форму. Если вы обнаружили любую из указанных причин неисправности механизма, необходимо их устранить либо обратиться в часовую мастерскую.

Причины отставания и способы их устранения

За отставание механических часов отвечает ряд факторов, перечисленные ниже в порядке убывания их влияния на механизм:

При наличии определенных знаний, навыков и времени можно аккуратно вскрыть часовой механизм и попробовать установить причину отставания хода часов самостоятельно:

  1. аккуратно откройте заднюю крышку часов с помощью специальных отверток (так вы сохраните целостность корпуса), внимательно осмотрите механизм, он не должен иметь следов коррозии или смазки;
  2. проверьте работу механизма завода. Заводная головка должна оставаться на месте после прокручивания. Стрелки должны идти плавно вслед за заводом с той же скоростью. При прокручивании не должно быть посторонних звуков — треска, хруста и пр.;
  3. снимите мост и осмотрите оси цапфы. Верхняя и нижняя оси должны быть одинаково прямыми, не иметь следов коррозии, вогнутости, царапин. Ветви спирали не должны соприкасаться между собой или одной из частей механизма (корпуса, моста баланса, обода) и иметь правильную форму. Если вы обнаружили любую из указанных причин неисправности механизма, необходимо их устранить либо обратиться в часовую мастерскую.


В одной из предыдущих статей мы рассказывали о любительском использовании таймграфера, где коснулись вопроса самостоятельной настройки точности механических часов. Сейчас мы остановимся на этом подробнее.

Что такое точность хода и как ее настроить?

В каждом механическом калибре имеется набор зубчатых колес, получающих энергию от заводной пружины, последнее из которых называется спусковым (анкерным) колесом.

Анкерная вилка входит в зацепление со анкерным колесом с помощью двух рубиновых палет, осуществляя таким образом дискретизацию непрерывного потока энергии на равные интервалы и ее передачу на импульсный камень баланса.


Спусковой механизм: желтым цветом выделено колесо баланса, синим — анкерная вилка и анкерное колесо, красным — палеты и импульсный камень

Когда зубчатые колеса поворачиваются слишком быстро — часы спешат, и наоборот. Таким образом, точность хода – это фактически частота, с которой палеты зацепляются и расцепляются с зубчатым колесом. Она настраивается с помощью баланса.

Наиболее важными составными частями баланса с точки зрения точности хода являются балансовое колесо, спираль и импульсный камень.

Балансовое колесо в паре со спиралью образуют колебательную систему, и с каждым проходом импульсный камень ударяет по рожку анкерной вилки, проворачивая ее в следующую позицию. Это означает, что уменьшение периода колебаний заставляет механизм работать быстрее, а его увеличение приводит к отставанию.


Как измерить точность хода?

Существует несколько способов измерения точности.

Можно синхронизировать часы с точным временем (например, часы на компьютере) и через сутки проверить получившееся расхождение. Этот метод не самый надежный, но сгодится, если у вас нет других возможностей.

Также можно проверить время по цифровому секундомеру или подходящему приложению на смартфоне. Засеките время на 10 минут, и умножьте результат на 6. Теперь вы знаете расхождение за час. Очевидно, что этот способ еще более ненадежный, чем предыдущий.

Лучше всего использовать таймграфер. Для любительских целей вполне подойдет китайский Timegrapher 1000 с Али-Экспресса — отличный прибор для измерения и отображения точности хода.

Маятник как регулятор часового механизма может быть применен только в часах, которые установлены неподвижно, т. е. в напольных, настенных и настольных часах.

Математический маятник. Под математическим маятником (рис. 118) понимают невесомый и нерастяжимый стержень (нить), к одному концу которого подвешен груз.

Остановленный маятник находится в положении равновесия. При получении энергии извне маятник будет совершать колебательное движение, отклоняясь от положения равновесия на определенный угол. Угол ср, на который отклоняется маятник от равновесного положения, называется амплитудой колебания. Время, в течение которого маятник совершает одно полное колебание, т. е. из одного крайнего положения перемещается в другое и обратно, пройдя два раза через положение равновесия, называется периодом колебания. Период колебания маятника выражается в секундах, а амплитуда — в градусах.

Периоды колебания одного и того же маятника равны между собой.

Период колебания маятника Т определяется по формуле

где Т — период колебания, с; L — длина маятника, м; g — ускорение силы тяжести,

Из формулы видно, что период колебания маятника прямо пропорционален длине маятника и обратно пропорционален ускорению силы тяжести. Так как в формуле переменной величиной является длина маятника, то и период колебания будет зависеть только от длины маятника и не будет зависеть от амплитуды колебаний. Независимость периода колебаний от амплитуды называется изохронностью. Приведенная формула справедлива лишь при небольших амплитудах колебаний маятника (до ). При увеличении амплитуды колебаний период определяется по формуле

Маятниковый регулятор

где — амплитуда колебания маятника.

В эту формулу входит амплитуда колебания, т. е. период зависит не только от длины, но и от амплитуды колебания маятника. Следовательно, при больших амплитудах изохронизм нарушается.

Рис. 118. Математический маятник

Рис. 119. Физический маятник

Под действием сил трения (трение в точке подвеса и сопротивление воздуха) колебания маятника будут постепенно затухать и через некоторое время, если не будет нового импульса, маятник остановится в положении равновесия.

Физический маятник. Физический маятник представляет собой твердое тело, имеющее неподвижную горизонтальную ось (ось подвеса) и могущее под действием собственного веса совершать вокруг этой оси движения колебательного характера (рис. 119).

При малой амплитуде колебания период колебания физического маятника определяют по формуле где 1.прив — приведенная длина физического маятника, м; g-ускорение силы тяжести, м1с2.

Маятниковый регулятор

Рис. 120. Виды подвесов маятника:

а — в дешевых часах, б — в часах Рифлера, в — в часах повышенного качества, г — в точных часах

Приведенной длиной физического маятника называется длина математического маятника с таким же периодом колебания, как и данный физический маятник. Эта формула справедлива лишь при небольших амплитудах. При увеличении амплитуды колебания период определяется по формуле, приведенной для математического маятника.

Читайте также: