Раскройте сущность дошкольной педагогики как науки сделайте опорную схему

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Автор: Симонова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 г.Тосно "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Тосно, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дошкольная педагогика – самостоятельная наука."
Раздел: дошкольное образование

Наука (в общефилософском понимании) – форма общественного

сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат –

систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый

вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных

свойств и закономерностей окружающего мира.

Любую науку характеризуют 3 основных элемента:

1.Предмет науки – это множество процессов и явлений, которые изучает

2.Понятийно-категориальный аппарат- Становление любой области

научного знания, обусловлено развитием понятий, которые устанавливают

связи данной области знаний с другими и определяют ее специфику.

3. Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляется

Первое занятие по дошкольной педагогике – не совсем обычное. Это занятие – оценка впечатлений и формулирование ожиданий по новой дисциплине. Попробуйте охарактеризовать Ваше состояние. Зафиксиуйте его в таблице, сравнивая с новыми ощущениями по ходу дальнейшего пути.

Таблица 2

Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. Дошкольная педагогика – как отрасль педагогической науки

1. Предмет, объект дошкольной педагогики.

2. Задачи, функции дошкольной педагогики как науки.

3. Методологические основы дошкольной педагогики.

4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

Тема 2. Становление дошкольной педагогики

1. Зарождение в античной Греции и Афинах педагогической теории о воспитании детей в семье.

2. История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании.

3. Развитие русской и советской дошкольной педагогики.

4. Дошкольная педагогика на современном этапе. Основные направления и тенденции.

Тема 3. Философия детства как теоретическая основа воспитания и развития детей дошкольного возраста

1. Возникновение детства как периода развития личности.

2. Гуманитарный подход в познании ребенка дошкольника.

3. Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка.

4. Современные зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.

Тема 4. Ребенок-дошкольник как субъект научного исследования

1. Методология и сущность психолого-педагогического исследования.

2. Методы исследования в дошкольной педагогике.

3. Этапы педагогического исследования.

4. Принципы изучения ребенка-дошкольника.

5. Уровни (классификации) педагогических исследований.

Семинарские занятие

Тема 1. Дошкольная педагогика – как наука

Вопросы для обсуждения

1. Проанализировав литературу, материалы лекций и в процессе актуализации лично образовательного опыта, определите предмет дошкольной педагогики как науки. Докажите свою точку зрения.

2. Охарактеризуйте основные понятия дошкольной педагогики.

3. Раскройте связь дошкольной педагогики с другими науками. Подтвердите наличие раскрытых связей примерами из личного опыта, отрефлексированного опыта других людей, художественной литературы.

4. Ответьте не вопрос: в чем заключается целесообразность связи дошкольной педагогики с другими науками, и каким образом дошкольная педагогика учитывает эти связи?

автор, источник содержание понятия мое понимание этого определения (пересказ своими словами)
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: Питер, 2012. - отрасль педагогической науки, изучающая развитие ребенка в специально организованных условиях. С. 55 Данное определение рассматривает дошкольную педагогику как отрасль педагогики.

Дополните свои источники литературы

Вопросы для самопроверки

Дополните свои источники литературы

Дополните свои источники литературы

Дополните свои источники литературы

Вложить в портфолио

Вопросы по разделу дисциплины к преподавателю

Вопросы по разделу дисциплины к себе

Раздел 2.ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Семинарские занятия

Включить в список журналы

1. Березка, Т. Основная образовательная программа: часть, формируемая участниками образовательных отношений [Текст]:Опыт работы / Т.Березка, Т. Панова, В. Миленко //Дошкольное воспитание. 2014.- №5.

2. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000.

3. Дюков, В.М. Процесс трансляции инновационного опыта ДОУ [Текст] /В.М. Дюков //Образование и наука: известия Уральского отделения РАО: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2012. – №7(96). – С. 135-145.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] /Г.М. Коджаспирова. – М., 2005.

5. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] /П.Ф. Каптерев. – М., 1982.

6. Куликова, Т.А. Педагог: профессия и личность [Текст] /Т.А. Куликова //Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С.19-28.

7. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] /Б.Т. Лихачев. – М., 2001.

8. Логинова, В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. – Л., 1973. - С.6-16.

9. Люблинская А.А, Кулачковская С.Е. Современный воспитатель. Какой он? – К., 1981. – С. 21-40.

10. Миленко, В. Как помочь воспитателю расти? [Текст] /В. Миленко, Т. Панова, О. Фирсова //Дошкольное воспитание - №2. – 2014.

11. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 кн. Кн. 3 М., 1997.

12. Педагогика [Текст] /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988

13. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998.

14. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] /И.П. Подласый. – М., 1996.

15. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога . – М.,1996.

16. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. - М., 1999

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013. № 1155 (б.и).

Мои личностные качества

способствующие профессионально-творческому саморазвитию сдерживающие профессионально-творческое саморазвитие

Критерии оценки

- адекватность содержания таблицы;

- доказательность и аргументированность позиции группы;

- презентабельность и культура выступления;

- активность и инициативность;

- оригинальность формы и содержания;

- удовлетворенность личным вкладом.

Вложить в портфолио

Вопросы по разделу дисциплины к преподавателю

Вопросы по разделу дисциплины к себе

Анкета

для выявления самоотношения к

Я изучаю дисциплину для того, чтобы
сдать экзамен
понять – что это такое
разбираться в ее проблемах
овладеть будущей профессией
развиваться как личность
обогащать свою культуру, эрудицию
подготовить себя к изучению других предметов
осуществлять самопознание
самореализовываться
неизвестно для чего
для того чтобы посещать занятия именно у этого преподавателя
В процессе изучения дисциплины мне…
все еще не ясно – зачем она мне нужна
становится понятнее ее предназначение
Мне кажется, что я…
осваиваю дисциплину успешно
никак не осваиваю
экзамен сдам, но предмет мне не нужен
не понимаю содержания предмета
не понимаю способов организации работы по предмету
Ходить на занятия по дисциплине…
мне нравится
хожу, потому что надо
В процессе изучения дисциплины у меня появляются:
новые знания
новые умения
новые друзья
отвращение к этому предмету
интерес к этому предмету
интерес к проблемам, которыми занимаются эти преподаватели
интересные черты характера
интерес к профессии
полное разочарование
уверенность в ………
желание учиться

В освоении мною дисциплины есть:

+
Поэтому предполагаемый результат освоения дисциплины:

Вводное занятие

Введение в дисциплину «Дошкольная педагогика

Первое занятие по дошкольной педагогике – не совсем обычное. Это занятие – оценка впечатлений и формулирование ожиданий по новой дисциплине. Попробуйте охарактеризовать Ваше состояние. Зафиксиуйте его в таблице, сравнивая с новыми ощущениями по ходу дальнейшего пути.

Таблица 2

Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. Дошкольная педагогика – как отрасль педагогической науки

1. Предмет, объект дошкольной педагогики.

2. Задачи, функции дошкольной педагогики как науки.

3. Методологические основы дошкольной педагогики.

4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.


  1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

  2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

  3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

  4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

  5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики.

Вместе с блоком постоянно действующих задач существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования. Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно.

Дошкольная педагогика как наука сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих внимания ученых-исследователей. Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; решение проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.

Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Категории дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики — науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах — диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития — является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип — основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование — односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

Система педагогических наук. Педагогика за долгие годы своего становления и развития преобразилась в систему наук о воспитании разных категорий людей (по возрасту, направлению воспитания, профессиональной направленности и др.). Система педагогических наук представляет собой единство относительно самостоятельных наук, постепенно выделившихся из педагогики и являющихся ранее ее отраслями.

Фундаментом системы педагогических наук является общая педагогика, изучающая основные закономерности процесса воспитания и образования.

История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.

Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых.

Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п.

Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества

Педагогика труда (педагогика начального профессионального образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, педагогика последипломного образования).

Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитания подрастающего поколения.

Лечебная педагогика – система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов.

Дошкольная педагогика — это ветвь возрастной педагогики, которая занимается моделями развития, обучения и начальной подготовки детей дошкольного возраста. Современные исследования в области дошкольной педагогики: 1) процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; 2) влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Дошкольная педагогика имеет прикладное назначение: она занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов обучения и воспитания.

В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теории и методики обучения детей дошкольного возраста, международные стандарты развития детей дошкольного возраста, теория и практика профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования.

Как общественная наука, дошкольное образование тесно связано с образовательными потребностями современного общества. Прогностическая роль дошкольной педагогики неоспорима, так как она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации образования. На основе научного прогнозирования:

-Создаются новые образовательные концепции, разрабатываются образовательные стандарты;

Изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в семье и в дошкольных учреждениях;

Изучаются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях различных типов, в том числе альтернативных.

Дошкольная педагогика как наука - Основные категории и понятия дошкольной педагогики

Основные категории и понятия дошкольной педагогики

Педагогика, как и любая другая наука, работает со своими концепциями: Образование, подготовка, обучение, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Образование — это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия между преподавателем и учащимися, результатом которого является приобретение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие интеллектуальных сил, талантов и способностей учащихся в соответствии с поставленными целями. Образование основано на знаниях, навыках и способностях:

-Знания — отражение человеком объективной реальности в виде фактов, концепций и законов науки;

-Умения — готовность к сознательному и самостоятельному выполнению практической и теоретической деятельности на основе приобретенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков;

-навыки — составляющие практической деятельности, проявляющиеся в автоматическом выполнении необходимых действий и оттачиваемые через многократную практику.

4.Педагогическая деятельность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, моральными и эстетическими целями. Структура педагогической деятельности:

Знание учителем потребностей и тенденций социального развития, основных требований к человеку;

Разнообразные научные знания, умения, навыки, основы накопленного человечеством опыта в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются молодым поколениям;

Самые педагогические знания, педагогический опыт, мастерство, интуиция;

высшую политическую, моральную и эстетическую культуру.

  1. Педагогический процесс — это сознательно организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие между учителем и учащимися, направленное на обучение и подготовку последних. В ходе педагогического процесса происходят изменения во всех участниках.

В педагогике используются термины, которые очень важны для нее, но являются фундаментальными для других наук. Это так называемые междисциплинарные термины: окружающая среда, развитие, личность, деятельность, образование и др.

Термины в педагогике

  1. Окружающая среда — это совокупность условий, которые окружают человека и взаимодействуют с ним как с организмом и человеком. Различать внутреннюю и внешнюю среду. В процессе взаимодействия среды и человека, изменения в ней могут отставать от изменений в окружающей среде, создавая противоречия, рассмотрение которых необходимо для формирования и перевоспитания человека. Социальная среда — это особое проявление социальных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия развития личности. Классификация проявления социальной среды:

По типу сообщества — общественное формирование, социальный класс, группа;

По типу группы — семейная, образовательная, социальная, трудовая, спортивная, военная и др;

Формирующим воздействием — определять, учить, практиковать, обучать, воспитывать, переучивать;

Кстати, они влияют на форму сознания — юридическую, моральную, эстетическую, научную;

По возрасту — ровесники, пожилые люди, молодые люди, смешанные;

По окружению — позитивное (вызывает подражание), равнодушное, негативное (вызывает протест);

По социальной направленности — социальная, антисоциальная;

По степени контакта — прямой, опосредованный.

2.) Развитие означает постоянные и регулярные изменения в психике человека и ее биологической природе. Развитие — это процесс движения, изменения, перехода от существующего к новому качественному состоянию.

В педагогике речь идет о возрастном развитии (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном развитии (индивидуальные особенности развития) и развитии личности (формирование личностных качеств ребенка, его особенностей).

  1. личность — человек как социальное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Основными чертами личности являются: ее социальная направленность, которая напрямую связана с мировоззрением; потребности, интересы и мотивы, которые определяют поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека. Успех в достижении желаемых целей, удовлетворение или невыполнение существующих человеческих потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной жизни человека, что в свою очередь может привести к появлению новых потребностей и интересов.
  2. Деятельность — это специфическая форма социально-исторического существования людей, их целенаправленное преобразование природной и социальной реальности; основная форма проявления человеческой жизни, ее активная связь с реальностью. В отличие от законов природы, законы общества проявляются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства реальности, превращает исходный материал в продукт.

Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя: цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Человеческая деятельность является необходимым условием развития человека, во время которого накапливается жизненный опыт, осваивается окружающая действительность, приобретаются знания, развиваются навыки и способности, благодаря которым развивается сама деятельность.

Формирование — это изменение в развитии личности человека или его индивидуальных особенностей, которое происходит под воздействием ряда факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Образование — это организация всей жизненной деятельности человека, его воспитание и образование, которые действуют на него так, что он развивает определенное качество. Например, можно формировать в детях приемы памяти, культурные и гигиенические навыки, идеи дружбы и общности и так далее.

Научные представления о воспитании и обучении

Источники развития дошкольной педагогики: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике, данные смежных наук.

Основным источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Он представляет собой педагогический опыт, сформировавшийся на протяжении всей истории нации. Народная педагогика отражает культуру народа, его ценности и идеалы, идеи о том, каким должен быть человек. Народная педагогика находилась под влиянием социально-экономических и геополитических факторов. Золотой фонд современной научной педагогики включает в себя проверенные временем традиции народа в воспитании и обучении детей и молодежи.

Педагогическая наука развивалась путем тщательного сохранения и учета всего того, что составляло педагогическую мысль прошлого. Педагогика должна постоянно обращаться к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их основным идеям и концепциям, которые повлияли на развитие педагогической мысли и практики. Таким образом, анализируя, обобщая и интерпретируя педагогические взгляды разных времен, педагогика расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность глобальной педагогической культуры.

Источником педагогики является также педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, воспитания детей и подростков, который формировался в прошлом и формируется сегодня в разных странах, в отдельных учебных заведениях, в индивидуальной деятельности педагогов. Особый интерес, конечно, представляет инновационный и творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую образовательную практику (Царскосельский лицей пушкинской эпохи, Вальдорфская школа, Ясная Поляна школа Льва Толстого, Павловская школа В.А. Сухомлинского и др.) Но для развития науки также важно учитывать массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный.

Современная педагогика становится экспериментальной наукой, то есть производит много научных открытий благодаря специальным экспериментальным исследованиям. Экспериментальные работы проводятся в научно-исследовательских институтах, на кафедрах педагогических университетов, в институтах. Результаты научной деятельности публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях и сборниках научных трудов.

Недостаточная реализация результатов педагогических исследований: объясняется слабой информационной службой в нашей стране. Многие великие научные идеи остаются нереализованными, потому что у массы учителей нет необходимости воспитывать себя. Однако следует помнить, что истинное мастерство учителя, искусство образования, основано на научных знаниях.

Современная педагогика

Активно использует данные смежных наук: философии, психологии, анатомии, физиологии, генетики, кибернетики, информатики и др. Изучение многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, объективных данных из других гуманитарных наук, которые в совокупности дают наиболее полные знания об изучаемом предмете. Таким образом, педагогика как научная дисциплина использует психологические знания для выявления, описания, объяснения и систематизации педагогических фактов (например, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологической диагностики — тестов, анкет и т.д.). — ) — ).
История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические периоды. Особая группа педагогических наук состоит из частных методик, изучающих закономерности и особенности преподавания в определенных областях знаний (школьных предметов).

С ростом новых знаний и распространением педагогической мысли в различных сферах реальной жизни возникают новые отрасли педагогики.

Этнопедагогика — это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и обучении детей, о морально-эстетических взглядах на исконные ценности семьи, рода, племени и нации. Этнопедагогика обобщает фольклорно-практическую педагогику и предлагает способы ее применения в современных условиях.

Семейная педагогика — это наука об образовании в семье. Она изучает конкретные условия семейного воспитания, его потенциал, разрабатывает научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка, позволяет решить многие вопросы воспитания, выявить трудности и найти правильное решение.

3.социальная педагогика включает в себя теоретические и прикладные разработки во внешкольном образовании и воспитании детей и взрослых, многопрофильные учебные заведения (клубы, спортивные клубы, музыкальные и драматические студии) являются средствами повышения социальной культуры, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

  1. производственная педагогика изучает законы подготовки работников, переход на новые средства и орудия труда, повышение их квалификации и переподготовку к новым профессиям.

5) Пенитенциарная педагогика включает теоретическое обоснование и развитие практики перевоспитания лиц, лишенных свободы за совершенные преступления.

(6) Сравнительное образование изучает характеристики функционирования и развития систем образования в различных странах путем выявления сходств и различий.

(7) Просвещение по вопросам средств правовой защиты направлено на развитие системы педагогической и образовательной деятельности преподавателей с больными, инвалидами и больными учениками. Создана комплексная медико-педагогическая наука, в которой бережно относятся к лечению и образованию.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: