Проект пословицы и поговорки 2 класс как сделать

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

— Они относятся к устному народному творчеству.

— Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

— Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

— малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

— словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

— Давайте оформим наши знания в виде схемы:

Рассказа о В.И.Дале. (Слайд 7)

— Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали.

(Самооценка работы группы)

Работа с пословицами.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.

— Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:

8)

(Слайд

1) Видит око, да зуб неймет

— так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно — видит, но попробовать на вкус не может.

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого — работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами — так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать — засучивать.

Работа по учебнику

— Что сказано о пословице и поговорке в учебнике?

-Объясните, как вы это понимаете.

Пословица — мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.

— Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл.

Работаем на странице учебника (стр.26-27.)

— Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)

— Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.

1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.

2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.

3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года

(Самооценка работы группы)

Электронная физминутка

(Слайд 10- 14)

— Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?

За все берется, но не все удается. (русс). — В любом деле нужно умение.(удм)

Кто рано встает, тому бог подает (русс) – Ранняя пташка ловит червяка. (англ)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Загадки, пословицы и поговорки (2 класс). Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Загадки, пословицы и поговорки Литературное чтение 2 класс Выполнено: учителем высшей категории Борзенко Т. И.

96168 96159 96150 96163 96172 96151 96161 96171 96149 96146 96166 96158 96164 96169 96162 96167 96147 96173 96153 96165 96170 96160 96155 96157 96152 96154 96145 96148 96144 96156

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях


Подробнее о проекте:

Поскольку в произведениях художественной литературы и в речи окружающих нас людей мы часто встречаем пословицы, ведь они очень ярко и точно подмечают поступки людей, различные явления природы, такое занятие актуально для младших школьников, чтобы они могли знать значение пословиц, понимать их и применять в своей речи.

Оглавление

Введение
1. Русские народные пословицы и их значение.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность проблемы: В произведениях художественной литературы и в речи окружающих нас людей мы часто встречаем пословицы. Они очень ярко и точно подмечают поступки людей, различные явления природы. И мы решили больше узнать о пословицах.

Цель: расширить представление о пословице, как жанре русского фольклора.

  • познакомиться с тематикой пословиц
  • научить соотносить пословицы с рисунками
  • совершенствовать навык работы с дополнительной литературой
  • учить работать на компьютере
  • учить находить необходимую информацию в Интернет
  • учить общению друг с другом
  • учить представлять результат своей работы
  • по количеству участников - групповой
  • по месту проведения – урочный
  • по времени – краткосрочный

Этапы проекта:

  • Изучить дополнительную литературу, содержащую пословицы различной тематики
  • Каждой группе участников из ряда тем пословиц выбрать 2 и представить их классу
  • Каждой группе участников выполнить творческие работы на выбор:
  1. Соотнесение пословиц с рисунком
  2. Восстановление пословиц
  3. Озорные буквы в пословицах
  4. Весёлые тесты – пословицы
  5. Шифровка пословицы
  • Выполнить задание учителя
  • Сделать вывод

Русские народные пословицы и их значение

Мы выбрали пословицы о труде:

  • Труд кормит и одевает
  • Больше дела, меньше слов
  • Не игла шьет, а руки
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Мы выбрали пословицы о дружбе:

  • Один в поле не воин
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  • Друг познается в беде
  • Старый друг лучше новых двух

И составили творческие задания для одноклассников:

  • Трудно в учении – легко на каникулах
  • Озорная буква:
  • Старый круг лучше новый двух
  • Веселые тесты – пословицы
  • Без труда не вытащить и …
  • Жвачку из волос
  • Рыбку из пруда
  • Меня из Интернета
  • Один в поле …
  • Не воин
  • Не воет
  • Сам себе хозяин
  • Не имей сто рублей, а имей …
  • Сто друзей
  • Сто миллионов
  • Хорошие отметки
  • Изучение русских пословиц в 4 классе школы

Состав второй группы: Абрамова Ангелина, Абрамова Дарья, Байрамян Лиана, Вердян Зоя

Мы выбрали пословицы об учении:

  • Ум без книги, что птица без крыльев
  • Больше дела – меньше слов
  • Знание – сила
  • Трудно в учении – легко в бою

Мы выбрали пословицы о Родине:

  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха
  • Родина - мать, умей за нее постоять
  • Чужбина - калина, родина - малина
  • На чужбине и собака тоскует

И составили творческие задания для одноклассников:

  • Мать, мачеха, чужая, родная, сторона
  • В учении, в бою, трудно, легко
  • Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги

Расшифруй пословицы:
ниезна – ласи
надиро тьма, мейу за ене стоятьпо

  • Больше дела – меньше снов
  • На чужбине и собака кукует

Состав третьей группы: Кондрашина Анастасия, Половайкина Диана, Трущева Ангелина, Федорова Полина, Сафронов Валентин

Мы выбрали пословицы о здоровье:

  • Холода не бойся, по пояс мойся
  • В здоровом теле – здоровый дух
  • Болезнь и поросенка не красит
  • Чистота – залог здоровья

Мы выбрали пословицы с числами:

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Два сапога – пара
  • Ум хорошо, а два лучше
  • Семь бед – один ответ
  • Скупой платит дважды

И составили творческие задания для одноклассников:

  • Голода не бойся, по пояс мойся
  • В здоровом теле – здоровый пух
  • Два сапога - тара
  • Чистота – залог …
  • Семь бед – один…
  • Семь раз отмерь, один

Узнай пословицы в картинках:

пословица

Задания учителя

  • На обиженных соду возят
  • Голод не щетка
  • Мы сами с ушами
  • В тихом омуте черви водятся
  • Без моли и хлеб не естся
  • На ловца и дверь бежит
  • На мышку и мошка зверь
  • Своя щука – владыка
  • Работа не полк – в лес не убежит
  • Крутится как булка в колесе
  • Нашла коза на камень
  • Двое пишут – семеро руками машут
  • Лес рубят – кепки летят
  • Не зная броду, не суйся в моду
  • В семье не без удода
  • От бобра бобра не ищут
  • Лось до добра не доведет

Заключение

Из дополнительных источников информации мы узнали много интересного о пословицах. В словаре пословице дано такое определение: пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Мы узнали, что пословицы чаще всего имеют прямой и переносный смысл, что чаще всего во второй части пословицы содержится вывод и поучительный смысл.

Пословицы называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений русские народные пословицы служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества. Пословицы помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре.

Пословицы недаром молвятся-
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают,
И от беды нас берегут.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
-В какую страну мы совершим путешествие? (В страну пословиц и поговорок.)
II. Актуализация знаний.
-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
-Пословицы и поговорки - это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
III. Постановка проблемы.
-Читая сказки, мы говорили, чему они учат нас. Чему могут нас научить пословицы и поговорки?
-Что мы будем делать на уроке? (Ответы детей.)
-Читать пословицы, объяснять их смысл, классифицировать их по темам.
IV. Открытие детьми нового знания.
-О пословицах русский народ тоже сочинил пословицы. Прочитайте эти пословицы на доске.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица – всем углам помощница.
Пословица недаром молвится.
-Как вы понимает эти пословицы? Для чего нам нужны пословицы? (Дети отвечают.)
-Знание пословиц, поговорок обогащает речь человека, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память, помогает найти точные и остроумные ответы на вопросы.

-Какие пословицы и поговорки вы знаете?
-Как вы думаете, о чём мы будем читать пословицы и поговорки? (О труде, о честности, о смелости, о качествах человека и т.д.)
V. Первичное закрепление.
1)Чтение в тетради пословиц и объединение их по группам.
-В тетради на странице 37 прочитайте задание.
-Прочитайте первую пословицу.
-Не надейся, дед, на чужой обед.
-Как вы её понимаете? (Не надо надеяться на чужой обед, на кого-то, надо самому трудиться.)
-К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-Прочитайте вторую пословицу.
-Друга иметь себя не жалеть.
- Как вы её понимаете? (Для друга ничего не жалко, всё для него сделаю, себя не пожалею.)
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
-Прочитайте следующую пословицу.
-Других не суди, на себя погляди.
- Как вы её понимаете? (Не надо других критиковать, обсуждать, надо обратить внимание на себя. Как ты сам делаешь, поступаешь.)
- К какой теме её можно отнести? (О качествах человека.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться.
- Как вы её понимаете? (Надо самому работать, а не завидовать на чужое, иначе даже своего можешь лишиться.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Друг денег дороже.
- Как вы её понимаете?
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надейся, Роман, на чужой карман.
- Как вы её понимаете? (Надо самому трудиться, на чужие деньги не рассчитывать.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-На какие группы можно разделить пословицы? (О труде, о дружбе, о качествах человека.)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о труде красным цветом.
-Какие буквы обвели? (а,г,е)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о дружбе синим цветом.
- Проверим. (б,д)
- Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о качествах человека зелёным цветом.
-Проверяем. Сколько их? (1) Какая пословица? (в)
- Какие ещё пословицы о качествах человека вы знаете?
Физкультминутка.
Я иду и ты идёшь – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
Я пою и ты поёшь - раз, два, три!
(Хлопаем в ладоши.)
Мы идём и мы поём - раз, два, три!
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
2) На доске открываются картинки с пословицами.










Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

Презентацию на тему "Пословицы и поговорки" (2 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Мал язык, да всем телом владеет. Языком не спеши, а делом не ленись. Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь. Вертит языком, что корова хвостом. Долог у коровы язык, да говорить не умеет. Мельница мелет, мука будет; язык мелет, беда будет. Лучше не договорить, чем переговорить. Пословицы и п

Мал язык, да всем телом владеет. Языком не спеши, а делом не ленись. Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь. Вертит языком, что корова хвостом. Долог у коровы язык, да говорить не умеет. Мельница мелет, мука будет; язык мелет, беда будет. Лучше не договорить, чем переговорить.

Пословицы и поговорки

1.Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится её имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку. 2. Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У неё, ну, больши

1.Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится её имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку. 2. Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У неё, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, значит, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю её, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой. Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели. Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой. Идет коза с косым козлом,

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели.

Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой. Идет коза с косым козлом, Идет коза с босым козлом.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу. книга Загадки

Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу.

Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ. буквы

Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ.

Первая книжка Для всех детишек: Учит ― мучит, А научит ― радует. азбука

Первая книжка Для всех детишек: Учит ― мучит, А научит ― радует.

То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? тетрадь

То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я?

У сосны и елки Листики - иголки. А на каких листочках Растут слова и строчки? на страницах тетради

У сосны и елки Листики - иголки. А на каких листочках Растут слова и строчки?

на страницах тетради

Без ног приходит, Без языка рассказывает. письмо

Без ног приходит, Без языка рассказывает.

В белом поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут.. буквы в тетради

В белом поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут..

буквы в тетради

1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив. 5. Уважай собеседника, не перебива

1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив. 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться.

Список похожих презентаций

Пословицы и поговорки русского народа

Пословицы и поговорки русского народа

Цели:. раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц; раскрыть совершенство форм пословиц и поговорок; найти сходство и различия двух жанровых форм .

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные .

Пословицы и поговорки о сказочных героях

Пословицы и поговорки о сказочных героях

- Выдумка, неправда, ложь. - Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Сказка - это. Народная мудрость .

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Ваш выбор 1 4 5 6 3 7 8 9 10 11. Грамоте учиться – всегда. пригодится скучно прикольно ______? С грамотой вскачь, без грамоты хоть. плачь смейся улыбайся .

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Игровое поле. О чём народ говорит в своих пословицах? Какие темы отражены в них? Что такое фольклор? Назовите особенности фольклора. Почему пословицы .

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Не с глаголами. … будь жадным, и … останешься одиноким. Лентяй усталости … знает. Не будь жадным, и не останешься одиноким. Лентяй усталости не знает. .

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну. Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину .

Пословицы

Пословицы

Про дом и семью. В родном доме и каша гуще. В тесноте, да не в обиде. Про жизненную позицию. Моя хата с краю, ничего не знаю. . Про спорт. В здоровом .

Пословицы о труде на русском и немецком языках

Пословицы о труде на русском и немецком языках

Пословицы о маме

Пословицы о маме

Материнская забота в огне не горит да не больно бьет. Материнская ласка как земля людей. Мамонька родимая – конца не знает. Мать высоко замахивается, .

Пословицы на современный лад

Пословицы на современный лад

Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. Открытки с .

Пословицы и компьютер

Пословицы и компьютер

А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А. С. Пушкин. Собери пословицу. 1.Кажется , всегда, большая, непойманная, .

Народная мудрость. Пословицы

Народная мудрость. Пословицы

Цель работы: - сравнение даргинских пословиц с русскими пословицами. Задачи: - найти пословицы даргинского народа в разных источниках; - классифицировать .

Великий могучий русский язык

Великий могучий русский язык

Ломоносов и Русский язык

Ломоносов и Русский язык

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель .

Великий русский язык, великое русское слово

Великий русский язык, великое русское слово

Цели: расширение лексического запаса и кругозора, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, воспитание любви к родному языку. .

И мы сохраним тебя, русский язык

И мы сохраним тебя, русский язык

Сначала было слово. Слово несёт в себе информацию, которая материализуется в каждом человеке или в том в кого оно вложено. Три составляющих слова:. .

Занимательный русский язык

Занимательный русский язык

1.Дом по улице идёт, На работу нас везёт. Он не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. Отгадай загадку! 2. Всегда во рту, а не проглотишь. 3. Какой .

Зачем изучать русский язык ?

Зачем изучать русский язык ?

Самая большая ценность народа – его язык . Язык , на котором он пишет , говорит ,думает . Д. С. Лихачев. Посмотрите вокруг , и вы увидите много удивительных .

Занимательный русский язык

Занимательный русский язык

Первый тур РАЗМИНКА. 1 команда: В каком слове сорок а? Как называют звуки, состоящие только из голоса? Как можно превратить слово мел в мелкое место, .

Конспекты

Фразеология. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.

Читайте также: