Проект книжный музей в детском саду своими руками для детей 4 5 лет

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Актуальность: Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Сроки работа над проектом: долгосрочный (сентябрь – апрель 2015-2016 учебный год).

По целевой установке : практико-ориентировочный

Участники проекта: воспитатели , родители и дети всех разновозрастных групп.

Цель: пропаганда ценности чтения и книги, а также разработка методических рекомендаций к организации библиотек и обеспечению деятельности по чтению для успешной реализации ФГОС.

Задачи:

· развитие речевых навыков у дошкольников;

· формирование и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в интеллектуальном и духовном развитии, самопознании и самообразовании путем чтения детской литературы;

· развитие творческих способностей путём организации деятельности по закреплению прочитанного.

· формировать у детей первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, информационными ресурсами;

· воспитывать бережное отношение к книге

· повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Формы и методы работы:

· беседы и занятия;

· книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;

· литературные игры и праздники;

· просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;

Ожидаемый результат

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

5. Формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям.

6. Умение пользоваться библиотечным фондом.

7. Бережное отношение книге – источнику знаний.

План реализации

Наименование мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

Участники

Организация мини библиотек.

Разработка Положения о библиотеке ДОУ.

Воспитатели всех разновозрастных групп

Воспитатели всех разновозрастных групп

Организация режима просмотра картинок в книгах

Воспитатели всех разновозрастных групп

Организация режима чтения в ДОУ

Чтение и беседа по произведениям

Воспитатели всех разновозрастных групп

Чтение стихов С.Мршака.

Беседа по произведениям С.Маршака.

Дети старше – подготовительной группы

Вернисаж детских рисунков.

Выставка рисунков по произведению С.Маршака

Создание книг по данной теме

Дети старше – подготовительной группы

Конкурс чтецов русских поэтов.

Выставка рисунков по произведению К.Чуковского.

НОД ручной труд

Дети старше – подготовительной группы

Дети старше – подготовительной группы

НОД ручной труд

Дети старше – подготовительной группы

Групповое посещения библиотеки дошкольниками

Дети старше – подготовительной группы

Праздник шутки и смеха по творчеству современных писателей

Дети старше – подготовительной группы

Дети старше – подготовительной группы

Работа с родителями:

Информационный блок для воспитателей:

– календарь памятных дат;

– информационные стенды по творчеству писателей

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.

Детям предлагается широкий спектр игр:

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействия воспитателя с родителями;

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Участники

Формы взаимодействия

воспитанники

непосредственно образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги, ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

родители

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи

родители, воспитанники

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

экскурсия в городскую детскую библиотеку;

Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.

Информация о внедрении проекта публикуется на Сайте детского сада в сети Интернет.

Ресурсное обеспечение проекта:

- библиотека МБДОУ детский сад №4;

- костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;

- фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений;

- видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей;

- книжный уголок в групповой комнате.

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

- сценарии литературных праздников, конкурсов, развлечений;

- детская художественная литература;

- детская познавательная литература.

Технические средства обучения:


Целевая аудитория:

Функциональные обязанности участников проекта.

Должность

Функциональные обязанности

Заведующий МБДОУ

Разрабатывает локальные акты;

Проводит обучение педагогов на рабочем месте;

Разрабатывает методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в рамках внедрения проекта;

Контролирует воспитательно-образовательную деятельность;

Взаимодействует с родителями;

Взаимодействует с общественностью;

Воспитатель

Взаимодействует с родителями;

Организует воспитательно-образовательную деятельность;

Внедряет новые формы работы с детьми и родителями;

Оформляет развивающее пространство.

Размещает информацию о внедрении проекта на Сайте детского сада в сети Интернет

Музыкальный руководитель

Взаимодействует с воспитателями;

Взаимодействует с родителями;

Подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, конкурсам, развлечением;

Разрабатывает сценарии театрализованных постановок.

План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап.

(сентябрь – октябрь 2015 год)

1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, конкурсам, развлечением.

3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

4. Провести анкетирование родителей.

5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

6. Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

(ноябрь 2015г. – март 2016г.)

1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

2. Внедрить новые формы работы с детьми.

4. Провести семинар – практикум, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

5. Осуществить контроль реализации проекта.

7. Рассматривание разных книг разных видов и жанров.

Заключительный этап.

(апрель 2016 года)

1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

2. Обработать результаты реализации проекта.

4. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.

План-график по реализации проекта

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

I. Ожидаемые результаты проекта

1. 1. Методические продукты

- Создан проект «Книга в детском саду;

- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;

- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;

- Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

2. Информационно-практические продукты

3. Повышение рейтинга МБДОУ детский сад №4 в социуме

- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;

- Творческий отчет о внедрении проекта «Книга в детском саду

II. Социальный эффект

- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для чтения;

- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

- Сформированы нравственные качества ребенка;

- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;

III. Перспектива

Главная Занятия по чтению

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники детской центральной библиотеки, родители.

Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга — необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.

Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать произведения детских писателей. А ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам, как источнику новой информации, произведению искусства.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям детской литературы;
  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
  • Развивать элементы творчества, формировать умение использовать прочитанное в разных видах деятельности;
  • Привлечение родителей к педагогическому процессу, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
  • Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Ожидаемые результаты:

Взаимодействие с родителями:

Продукты проектной деятельности:

I этап. Подготовительный.

Цель:

II этап. Основной.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к его творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев;
  • В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.

Экскурсия в библиотеку детского сада

Задачи:

  • Познакомить детей с автором и художником В.Г. Сутеевым;
  • В дидактических, подвижных играх, в творческих видах деятельности, в театральной деятельности закрепить знания детей сюжетов и героев сказок В.Г. Сутеева.

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Г. Сутеева.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
  • Способствовать формированию умения высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи;
  • Тренировать память, расширять кругозор, развитие внимания, воображения, восприятия.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством Н.Носова, создавать условия для создания детьми творческих работ на основе прочитанного;
  • Развивать творческое воображение, мышление, память, формировать умение у детей соблюдать правила подвижных, настольных и дидактических игр.
  • Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям Н.Носова.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами сказочных произведений, формировать умение узнавать героев сказок, знать названия и автора, пересказывать содержание высказывать свое отношение к героям сказок;
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный, магнитный)
  • Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстрация по разным видам сказок.

2 Творческий проект Развитие творческого потенциала каждого участника проекта Развитие творческого потенциала каждого участника проекта Поддерживать интерес к книгам, литературным произведениям различной тематики Поддерживать интерес к книгам, литературным произведениям различной тематики Познакомить с историей создания книги, работой библиотеки, закреплять правила обращения с книгой, поведения в библиотеке Познакомить с историей создания книги, работой библиотеки, закреплять правила обращения с книгой, поведения в библиотеке Внедрение современных технологий, способствующих развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей дошкольника Внедрение современных технологий, способствующих развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей дошкольника

3 Обогатить педагогический опыт родителей Обогатить педагогический опыт родителей Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми в рамках проекта Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми в рамках проекта

5 Цели проекта Развитие устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы Воспитание будущих книголюбов

7 Чтение художественной литературы Интеграция образовательных областей Социализация Здоровье Познание Художественное творчество Физическая культура Коммуникация Труд Безопасность Музык а

8 Этапы проекта 1 этап – организационный Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1 этап – организационный Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 2этап –планирование работы Выбор идей, поиск путей решения проблемы 3 этап – реализация проекта 4 этап – презентация проекта

14 ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ Настя Орлова и мама Ольга Николаевна Алиса Филатова и брат Егор Богдан Аскарзода

16 БИБЛИОТЕКА КНИЖКИНДОМКНИЖКИНДОМ ВСЁ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

18 РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах. Научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети познакомились с творчеством художника-иллюстратора В.Г. Сутеевым. Пополнилась библиотека группы. Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества.

· Для чего нужна самодельная книга, если магазины предлагают множество красивых, ярких книжек?

При изготовлении книги дошкольник берёт на себя роль писателя. Использование художественного слова обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей каждого ребёнка. Создаются условия для подготовки детей к школе: накапливается словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения, формируется мотивация чтения и грамотного письма.

Самодельная книжка – продукт фантазии ребёнка, его воображения, во время изготовления книги ребёнок общается с взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребёнка и взрослого.

При изготовлении книги дошкольник берёт на себя роль изготовителя, оформителя книги, развиваются его изобразительные способности по передаче литературного содержания, совершенствуется мелкая моторика.

Цель проекта:

. • углубить интерес детей к книге, расширить читательские интересы, развить творческие способности детей, объединить родителей и детей в общем деле.

Задачи проекта:

· Формировать у детей правильное отношение к рукотворному миру.

· Способствовать речевому общению, моделируя проблемные ситуации. Развивать диалогическую речь. Развивать мышление, воображение, творчество, фантазию

· Познакомить детей с различными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги.

· • Заинтересовать детей изготовлением книжек – самоделок.

· • Развивать представление детей о способах изготовления книжек – самоделок.

· • Поддерживать стремление детей проявлять оригинальность и творчество.

· • Развивать умение детей составлять рассказы, сказки, стихи.

· • Развивать изобразительные умения в процессе оформления книг.

· • Познакомить детей с этапами проектной деятельности.

· Способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;

· Расширять знания о профессиях, о том, что в каждый предмет вложен труд человека или многих людей;

Реализуемые ОО:

Вид проекта: познавательно - творческий, групповой, краткосрочный (3 недели)

Участники проекта:

Срок реализации проекта:

Ожидаемый результат:

· Дети познакомятся с различными видами книг, строением книги, узнают о способах изготовления книжек-самоделок, научатся создавать книжки-самоделки из разнообразных материалов и на разные темы..

· Научатся творчески мыслить и использовать различные материалы в оформлении книг.

· Овладеют умением составлять рассказы, сказки, стихи.

Поэтапный план реализации проекта:

I этап подготовительный ( 1-я неделя апреля)

· Формировать у детей правильное отношение к рукотворному миру.

· Способствовать речевому общению, моделируя проблемные ситуации. Развивать диалогическую речь. Развивать мышление, воображение, творчество, фантазию

Содержание работы:

Введение в тему проекта:

Экскурсия в детскую библиотеку.

II этап практический (2-я неделя апреля)

· Познакомить детей с различными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги.

· Заинтересовать детей изготовлением книжек – самоделок.

· Развивать представление детей о способах изготовления книжек – самоделок.

· Поддерживать стремление детей проявлять оригинальность и творчество.

Содержание работы:

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:

- Рассматривание и обсуждение различных видов книг, организация выставки книг.

- Рассматривание работ художников - иллюстраторов (В. Сутеев, Ю. Васнецов, Е. Рачев)

III этап итоговый . (3-я неделя апреля)

· Способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ

Читайте также: