Прочистка капиллярной трубки холодильника своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Предыстория: попался в ремонте "Норд-214" - четыре года назад был заменён компрессор - стоит ХКВ-6,65, мастер почему-то оставил фильтр старый. Теперь забилась капиллярная трубка, наглухо. Начал прочищать "домкратом" - сразу всё встало "колом", но потом пошло масло прокачиваться, прокачал кубиков 20 масла и опять "колом", надавил и опять хорошо пошло - ещё кубиков 20 масла прокачал. Продул трубку азотом - отлично продувается! Впаиваю новый фильтр, вакууммирую, заправляю, включаю - сразу же, со старта, забита капиллярная трубка - на всасе - вакуум. Распаиваю, подсоединяю "домкрат" - стоит всё "колом" - не прокачивается - рвётся медная шестерка, а капилляр не прокачивается. Решаю - надо менять капилляр. Сегодня заменил, а старый - решил исследовать.
Начал от фильтра отрезать капиллярную трубку частями, что бы найти место засора. Общая длмна капилляра - 3,5 м. Оказался забитый последний метр капиллярной трубки. Ножницами для капиллярной трубки удалось сделать продольный разрез (см. фото) забитого участка капилляра на длине миллиметров 10 и выковырять грязь. Она - черного цвета очень липкая и вязкая - как клей какой-то. Ей забит этот метр трубки по всей длине. Когда вскрыл фильтр - на сетке была сухая грязь в виде пыли, а шарики селикагеля (цеолита) были сухие. Когда выпускал фреон - сильно воняло синтетическое масло компрессора (кто работает с "Нордами" - тот поймет).

Предыстория: попался в ремонте "Норд-214" - четыре года назад был заменён компрессор - стоит ХКВ-6,65, мастер почему-то оставил фильтр старый. Теперь забилась капиллярная трубка, наглухо. Начал прочищать "домкратом" - сразу всё встало "колом", но потом пошло масло прокачиваться, прокачал кубиков 20 масла и опять "колом", надавил и опять хорошо пошло - ещё кубиков 20 масла прокачал. Продул трубку азотом - отлично продувается! Впаиваю новый фильтр, вакууммирую, заправляю, включаю - сразу же, со старта, забита капиллярная трубка - на всасе - вакуум. Распаиваю, подсоединяю "домкрат" - стоит всё "колом" - не прокачивается - рвётся медная шестерка, а капилляр не прокачивается. Решаю - надо менять капилляр. Сегодня заменил, а старый - решил исследовать.
Начал от фильтра отрезать капиллярную трубку частями, что бы найти место засора. Общая длмна капилляра - 3,5 м. Оказался забитый последний метр капиллярной трубки. Ножницами для капиллярной трубки удалось сделать продольный разрез (см. фото) забитого участка капилляра на длине миллиметров 10 и выковырять грязь. Она - черного цвета очень липкая и вязкая - как клей какой-то. Ей забит этот метр трубки по всей длине. Когда вскрыл фильтр - на сетке была сухая грязь в виде пыли, а шарики селикагеля (цеолита) были сухие. Когда выпускал фреон - сильно воняло синтетическое масло компрессора (кто работает с "Нордами" - тот поймет).

Блин. Андрей! Тебе памятник ставить надо. Менять капилярку в 214 это очень трудоемко. Проще заменить испар целиком. Минск 15 подходит 1к1
PS Даже при отсутствии заявок я за такой ремонт не берусь

Блин. Андрей! Тебе памятник ставить надо. Менять капилярку в 214 это очень трудоемко. Проще заменить испар целиком. Минск 15 подходит 1к1
PS Даже при отсутствии заявок я за такой ремонт не берусь

Ну зачем так?
У меня это уже отработано: снять испаритель "Норда -214" - 7 минут. Заменить капилляр на снятом испарителе в условиях мастерской - 1,5 часа. А менять испарители редко люди соглашаются да и смысл, если испаритель в отличном состоянии. А стоимость замены капилляра без заправки - в три раза меньше стоимости нового испарителя. А попадаются такие "Норды" очень часто.

Андрей-холодильщик, хочу отдать должное по проделанной работе, хотя сам за такой ремонт тоже не взялся бы. Пока что прочищал без замены капилляра, но естественно Норд в нашем городе попадается реже чем у Вас. А о засоре хочу сказать, лежал старый испаритель с Норда с засором, продавливать его не стал, а решил тоже проверить капилляр. Методом надкуса по кусочкам, как это делал ты, тоже дошёл до этого места и там тоже был такой же "пластилин" на участке 80-90см.
Каким способом удаляешь старый капилляр? Куда и как впаиваешь новый (мож мне когда пригодиться). Как будет свободное время обязательно попробую твой метод, испытать надо все варианты - случаи бывают разные!

Андрей-холодильщик, хочу отдать должное по проделанной работе, хотя сам за такой ремонт тоже не взялся бы. Пока что прочищал без замены капилляра, но естественно Норд в нашем городе попадается реже чем у Вас. А о засоре хочу сказать, лежал старый испаритель с Норда с засором, продавливать его не стал, а решил тоже проверить капилляр. Методом надкуса по кусочкам, как это делал ты, тоже дошёл до этого места и там тоже был такой же "пластилин" на участке 80-90см.
Каким способом удаляешь старый капилляр? Куда и как впаиваешь новый (мож мне когда пригодиться). Как будет свободное время обязательно попробую твой метод, испытать надо все варианты - случаи бывают разные!

Режу алюминиевую трубку на расстоянии 10 см от большего испарителя. Одновременно разогреваю кислородно-пропановой горелкой место опрессовки капилляра и выдёргиваю капилляр из опрессовки, при этом тяну за алюминиевую трубку и маленький испаритель. Выпаиваю медную трубку из Cu-Al-стыка и вытягиваю капилляр в направлении противоположном направлению движения фреона в капилляре, но не наоборот! Если тянуть наоборот - остатки припоя на капилляре в зоне Cu-Al-стыка, чаще всего, не дадут вытянуть капилляр. Если испаритель древний, с опрессовкой капилляра в маленьком испарителе, то, перед вытягиванием капилляра, к концу старого (там, где выход в испаритель) припаиваю встык новый с минимальным количеством припоя и вытягивая старый (также разогрев опрессовку в малом испарителе) протаскиваю новый. Обычно новый капилляр свободно вставляется в место опрессовки старого, если же не вставляется - пробиваю место опрессовки отрезком упругой стальной проволоки диаметром 2 мм. После того, как вставил новый капилляр, разбортовываю алюминиевую трубку возле большего испарителя, вставляю капилляр до упора в первый поворот канала испарителя, вытягиваю на 5-10 мм, опрессовываю место старой опрессовки специальным маленьким зубилом с закругленной кромкой (пробовал иногда не опрессовывать - тоже есть свой плюс - за счёт частичного пропуска жидкаря в малый испаритель в месте опрессовки охлаждение в ХК начинается одновременно с охлаждением в МК, но, думаю, всётаки лучше опрессовывать ). Вставляю алюминиевую трубку от малого испарителя в раструб, обпаиваю раструб, вставляю медную трубку в Cu-Al-стык с капилляром и пропаиваю. Опрессовываю до 15 бар и проверяю пайки - испаритель готов.
Немного написал не по порядку. Это я раньше так делал. В последнее время технология замены капилляра значительно упростилась - не режу алюминиевую трубку - распаиваю Cu-Al-стык и вытягиваю капилляр из него (также одновременно грею место опрессовки и тяну за капилляр), таким способом получается при условии. что новый капилляр свободно входит в место опрессовки старого. Правда, бывает, надо по-морочится, что бы вставить капилляр в опрессовку, зато не надо резать алюминиевую трубку и затем её паять. У нового капилляра для R-12, который я достаю, внутренний диаметр больше, чем у родного ( потому что для такой же производительности, как у старого, требуется большая длина - обычно оставляю после Cu-Al-стыка 1. 1,5 м вместо старых 0,3. 0,5 м) возможно ещё и из-за увеличенного внутреннего диаметра - повторов с засором замененого капилляра ещё ни разу не было, а наружный диаметр - тоже меньше чуть-чуть - поэтому легко вставляется в место опрессовки.
Стоимость нового капилляра для R-12 - 2 грн/метр (11 руб./метр). Первый свой испаритель делал целый день (если с такими трудозатратами - то конечно не стоит за это браться), а сейчас, когда выработана своеобразная технология, времени замена занимает не много, а ещё с учётом, что 1. 2 таких испарителя попадается в месяц 100%, новый испаритель стоит дорого и владелец редко соглашается, зарабатываю я и на замене капилляра и на последующей заправке (а не только на заправке, как при замене нового испарителя), заниматься этим, думаю, следует. И ещё: в моих краях в середине и конце 90-хх "Нордом" массово расчитывались большие предприятия со своими работниками всчет зарплаты, по бартеру, когда были задолженности по зарплате, да и в то время выбор новых холодильников был значительно меньше, чем сейчас и был представлен преимущественно "Нордом", тем более по стоимости он был и есть дешевле всех остальных новых. Поэтому в парке холодильников у населения "Норд" занимает большой процент, ну и поэтому и у меня в ремонте "Норд" среди других марок хол-ков занимает первое место.

P.S. На фото часть старого капилляра, которая в опрессовке. Обратите внимание на кольцевые риски на его поверхности.

И ещё немного по теме: недавно приобрел ножницы для капиллярной трубки, до этого уверен был, что это излишество, можно и без них обходится. Теперь так не думаю. Значительно сокращается время обрезки капиллярной трубки и число операций (надрезать, отломить, зачистить), вцелом при заправке это конечно мизер, но всё же. Поэтому советую!

Андрей-холодильщик
А какие все-таки предположения: чем забита капиллярка? Кольцевые риски многие производители наносят

Андрей-холодильщик
А какие все-таки предположения: чем забита капиллярка? Кольцевые риски многие производители наносят

Я тоже думаю, что или пластиковые детали компрессора или масло плохое. Было, например, вскрывал компрессора, где капилляр забивался, так там в масле плавали ошметки от белого листового пластика-изолятора между пусковой и рабочей обмотками.
Вот сегодня "Норд-233" - компрессор сгорел. Поставил новый - оказался частично забит капилляр, но повезло - "домкратом" удалось легко прочистить. Когда разрезал фильтр - шарики селикогеля липкие и вперемешку с грязью.
Ещё сейчас стоит "Норд ДХ-241" запененный: у компрессора на нагнетании 3 бара, также забит капилляр. Буду пытаться чистить, если получится - буду ставить новый компрессор. Старый - разрежу, если что-то будет интересное - выложу фото.

засор капиллярной трубки

холодильник атлант, беларусия. каппилярная трубка не пробувается. пробовали вакуумировать, невыходит. на втягинание залили ацетона, 2-ой день стоин, никаких результатов. периодически влючаю подкачку. если на выдув, то незначительно идёт воздух, но очень слабо. можно ли ещё что нибудь применить для очистке или нет, и если нет то что делать?

пресом нужно давить. если нет преса то на капиляр наварить трубку 10ку развольцевать и к литровому балону с азотом, в десятку залить R 113 или 114 балон расположить трубкой вниз. не всегда помогает 70% не забыть что заправочник должен быть вскрыт.

спасибо за за помощ. вот ещё вопрос. при пробувке системы пробовал принцип туда-сюда, т.у. вначале вакуумировал, потом выдув. думал поможет. разойдётся. вначале на выдув значительное улудшение было, а потом вообще практически перестал воздух идти. может что то , какие то механические примиси попали? можно ли вообще заменить эту трубку? сказали что там трубка в трубке.:confused:

да я вообщето холодильниками никогда и не занимался, это первый раз, свой сломался, вначале отключаться перестал, поменял термопару, непомогло, потом и морозить перестал, позвал типа мастера, он как сказал контур нагревателя оцепил, и заправил фреоном, тока трубка не прогревалась, 2 колача только,потом снова оцепили , проверили на пробув тоненькую (каппилярную) трубку, а она не продувается, а что было дальше я ужо писал:o

сами не пытайтесь, ищите мастера или если холодильник старый купите новый. у вас нет и неможет быть ни нужного инструмента ни расходных матерьялов, ни извените представлений как оно всё должно работать. а на форумах учиться крайне долго - жена сьест.

спасибо за совет,я так понял что рассказывать енто долго и муторно, но я всё делать сам всегда привык (по возможности), хотя бы вскрою корпус, посмотрю что тама творится, амастер то был, я же говорил уже, оборудование всё оставил , сказал пробовать вакуумировать, а если не получится. то уже ничего не сделать, вот я сюда (на форум) и залез , потому что терять то уже нечего,просто пока с деньгами туговато новыи покупать, поентому и спашивал, вообще возможно поменять каппилярную трубку или нет. с уважением. алексей

это какрас не та возможность. я вот за всё подряд не берусь. капиляр поменять можно, но его нужно иметь, и уметь выполнить эту операцию. а в вашем случае (ваш мастер) я сомневаюсь по причине применения ацетона (не совсем хорошо для холодильника).

это какрас не та возможность. я вот за всё подряд не берусь. капиляр поменять можно, но его нужно иметь, и уметь выполнить эту операцию. а в вашем случае (ваш мастер) я сомневаюсь по причине применения ацетона (не совсем хорошо для холодильника).

применяем ацетон и считаем его одним из лучших средств.
если имеется хоть какая-то проходимость в кт то на нее одеваем шприц без поршня в вертикальном положении с ацетоном 2-3 куб. заправочник подсоеденен к запр.колл.-колл. закрыт.
включаем компрессор пока не пойдет немного на вакуум,отключаем,ждем пока ацетон не начнет уходить 1-1.5 куб.потом даем фреон на всас чтобы дать обратный ход ацетону и так гоняем несколько раз (главное чтобы не загнать жидкость в испаритель)
результат: полный шприц грязи и чистая кт. (по мере загрянения ацетон заменять)
ну и последующая операция продувка и вакуумировка и т.д.

Каждый холодильник, независимо от страны происхождения и фирмы производителя, имеет капиллярную трубку. Эта деталь обеспечивает циркуляцию фреона, поэтому её засор может привести к тому, что техника перестанет нормально охлаждать. Более всего эта проблема знакома владельцам современных холодильников, поскольку они имеют трубки с уменьшенным диаметром. В такой ситуации необходим ремонт, чтобы оборудование не вышло из строя и выполняла свои функции правильно.

Где находится капилляр и как он работает

Для того, чтобы лучше понять проблему и решить её, нужно понимать строение системы охлаждения холодильника. Фреон, находящийся в газообразном состоянии, под действием давления, которое создаётся компрессором, попадает в конденсатор. Это решётчатая конструкция, находящаяся сзади холодильника. Там фреон охлаждается и становится жидким. Происходит конденсация, после которой он через капиллярную трубку попадает в испаритель морозильной камеры. Попадая в большое пространство после маленького, под действием давления, фреон закипает и испаритель охлаждается. После охлаждения испарителя хладагент в виде газа по обратному трубопроводу снова возвращается в компрессор. Процесс снова и снова повторяется.

Стоит учесть, что капиллярная трубка находится внутри обратного трубопровода для обеспечения постоянного теплообмена. Тёплая капиллярная трубка греет обратный трубопровод, который, в свою очередь, охлаждается газом. Такая система помогает избежать обледенения. Но ещё это делает ремонт в домашних условиях весьма затруднительным.

Признаки засора

  • Морозильный отсек плохо морозит.
  • Плохо охлаждается основная камера.
  • Образуется наледь на стенке и не исчезает.
  • Компрессор работает без остановки.
  • Если холодильник отключить от сети, а потом снова включить, он будет морозить несколько часов, так как фреон за время отключения превратится в газ.

Нужно понимать, что эти признаки могут быть причинами других неполадок, поэтому желательно точно определить причину такого поведения оборудования, прежде чем приступать к ремонту.

Если присутствуют эти признаки, необходимо обратиться к специалисту, который произведёт ремонт. Иначе это может привести к тому, что двигатель будет продолжать работать, не прекращая, и перегреется.

Устранение неисправности

Есть несколько вариантов устранения засора:

  • Прочистка с помощью очистителей. Они не травмируют материал капиллярной трубки и выводятся из системы с помощью вакуума.
  • Продувание азотом. Для этого используют баллон со сжатым азотом или продувочный пресс.
  • Продувание воздухом. Капиллярную трубку обрезают и присоединяют компрессор холодильника. Под влиянием воздушного напора она очищается.
  • Прочистка маслом. Обрезается часть трубки и к ней подсоединяется гидравлический пресс, который заполнен маслом.
  • Замена капиллярной трубки. Выполняется, если прочие способы не были успешными.

Полезные советы

Заправка холодильника фреоном

Если присутствуют все признаки засора, желательно не производить ремонт самостоятельно, а обратиться к специалисту.

Если же вы всё-таки решились делать сделать ремонт самостоятельно, надо учесть, что до начала вам необходимо подготовить нужные инструменты, хладагент и оборудование для дозаправки системы.

Также при промывании системы маслом важно учитывать, что следует брать именно то масло, которое используется в системе, поскольку смешение разных видов масел может привести к образованию хлопьев из свернувшегося масла, что приведёт к ещё большему засору.

https://alexragulin.ru/img/lesson/06/065355612b2a4bd1fdf87f8822ea4a3d20210328183339.jpg

Пресс для прочистки капиллярной трубки

пресс из домкрата.jpg

Еще большее распространение получили самодельные гидравлические прессы для капиллярной трубки из обычного автомобильного домкрата. Из опыта стоит отметить, что нужно применять домкрат как минимум на 2-3 тонны, так как нагрузка бывает существенная.

Читайте также: