Президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

4.Монополия единственной идеологии 5.Навязывание определенной экономической модели 6.Терпимое отношение к инакомыслию 8. Государственное устройство, характеризующееся единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, - это:

1. Социальное государство 2. Бюрократическое государство 3. Унитарное государство 4. Федеративное государство

9. В государстве А. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве:

1. Смешанная республика 2.Парламентская монархия 3. Президентская республика 4. Абсолютная монархия

Установите соответствие между признаком и формой государственного устройства.

ПРИЗНАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
А) единая структура государства на всей территории страны Б) существует два уровня государственного аппарата В) двухпалатная структура парламента Г) административно-территориальное образование не имеет гражданства Д) объединение субъектов, обладающих относительной самостоятельностью 1. Унитарное государство 2. Федеративное государство

Текущий тест. Государство в политической системе. Ответы

Вариант № 1 Вариант № 2
1 1 2
2 4 4
3 4 2
4 3 3
5 1 1
6 2 1
7 2 4 3 1 3
8 2 1
9 4 2
10 3 3

Тест «Форма государства Ответы

Вариант № 1 Вариант № 2
1 2 1
2 1 3
3 3 1
4 1 3
5 4 4
6 1 2
7 1 126
8 4 3
9 1 4
10 112212 12212

Задания оцениваются 1-9 по 1 баллу 10 – 2 балла

Республика – это форма

1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

3) многопартийной политической системы

4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

Что характеризует любое государство как основной элемент политической системы?

1) суверенитет 2) верховенство закона 3) господство принципа разделения властей 4) соблюдение прав человека

Что характеризует любое государство как основной элемент политической системы?

1) наличие действующих законов 2) верховенство закона 3) господство принципа разделения властей 4) единая государственная идеология

Политическая власть возникла в результате потребности людей в

Признаком государства, отличающим его от всех других форм объединения людей, является

1) наличие системы права 2) наличие общего хозяйства 3) наличие органов управления 4) наличие общих ценностей

Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является

1) разработка единой идеологии 2) формирование политической элиты 3) укрепление организации 4) увеличение собственного электората

К внешней функции государства относится функция

1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая

8. Одна из вет­вей власти в де­мо­кра­ти­че­ском государстве

1) судебная власть 2) культурно-информационная власть 3) власть по­ли­ти­че­ской элиты 4) экономическая власть

Республика (лат respublica от res – дело и publicus – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. (решетников, 125)

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

д) юридическая ответственность главы государства.(105, протасов)

Республиканская форма правления использовалась в древнем мире и средние века, но наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время. (Чиркин. )

В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V – IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.(Перевалов. )

Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.(протасов, 106)

В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В данном случае нет династического престолонаследия. Президентом может стать любой гражданин, удовлетворяющий установленным в конституциях (в некоторых странах – законах о выборах президента) условиям: рождение от граждан данного государства (натурализованный гражданин во многих странах президентом быть не может), достижение определенного возраста (обычно 35-40 лет, в единичных странах – 45-50 лет), обладание полными гражданскими и политическими правами, иногда – обладание необходимыми цензами для избрания в парламент.

В отличие от монарха президент по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно с 4 до 7 лет, в Латвии – на 3 года). На практике президентами избирались не только мужчины, но и женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии и т.д.). переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия). В отдельных странах второй срок президентства сокращен (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей своей жизни не может быть более избран президентом. Способы избрания президента различны, но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. (Сахаров. )

Ранее было принято различать две формы республики – президентскую и парламентскую, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты этих двух форм. Ее принято называть полупризидентской (или полупризидентской, полупарламентской) республикой.(Мальцев. )

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. В ней президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства (главы исполнительной власти). Президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Поэтому иногда по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, т.к. в ней существует два основных центра власти – парламент и президент.(полящук,27) Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов.(лазарев 307)

Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. (решетников. )

Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.(249,)

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.(лазарев 307)

К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль, Австрия, Швейцария и др.(бромлей, 310)

Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику.

Впервые полупрези­дентская республика (таково утвердившееся в литературе не со­всем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президент­ской власти, но должен был учитывать длительные традиции пар­ламентаризма в стране.(лазарев 1996)

Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особен­ности, которые не присущи первым. Основная из них: особый ста­тус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президент­ской республике и по традиции — в парламентарной. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.()

Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, то очевиден отказ этих стран от модели республики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.(решетн. )

Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

А) форма правления, где правительство формируется парламентом из представителей партии, которая победила на выборах
Б) политический режим, где власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления
В) политический режим, где абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни
Д) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства
Е) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих политической самостоятельности
Ж) форма государственного устройства, при которой субъекты имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица
З) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству

Каждое государство имеет своего руководителя, который в зависимости от формы правления и политического режима может именоваться по-разному.

В современных республиканских странах он называется президент.

Президент

Давайте вместе узнаем, что это за должность и есть ли отличия в правлении президентов отдельных стран.

Кто такой президент?

Президент — это глава государства с республиканской формой правления. Его политическая власть формируется в результате всенародных выборов, чья степень демократичности может существенно отличаться.

В парламентских республиках избирается, как правило, представительным органом, что объясняется его ограниченными полномочиями. Термин в качестве обозначения выборного должности государства используется с момента принятия американской конституции в 1787 году.

Полномочия и функции президента

В Конституциях стран четко закреплены полномочия и сроки нахождения у власти президента.

В России глава государства имеет большой круг компетенций в различных сферах. Вот некоторые функции президента:

  1. представительство интересов страны в международных отношениях;
  2. гарант Конституции;
  3. определяет ключевые направления внутренней и внешней политики;
  4. осуществляет помилование;
  5. имеет статус Верховного Главнокомандующего;
  6. гарантирует права и свободы граждан;
  7. обеспечивает согласованное взаимодействие органов госвласти;
  8. решает вопрос предоставления гражданства и политического убежища.

Президент участвует в кадровых назначениях высших должностных лиц в рамках существующего механизма сдержек и противовесов. В частности, он назначает утвержденного Госдумой главу Правительства, предлагает Нижней палате кандидатуру руководителя Центробанка, принимает отставку главы Кабмина РФ.

Конституционно-правовой статус президента

Кто такой президент и какова его роль в государстве помогает понять его конституционно-правовой статус.

В таких странах как РФ, Казахстан, Венгрия он стоит над всеми ветвями власти и не возглавляет ни одну из них.

Президент России Владимир Владимирович Путин

В США и Мексике по Конституции президент возглавляет исполнительную власть.

В Финляндии ситуация выглядит еще более запутанной — Основной закон наделает его правами руководителя высшей исполнительной власти, но по факту руководит правительством здесь премьер-министр.

Интересный вариант президентства сформировался в Иране. Здесь он, как и другие органы власти подчиняется духовному лидеру страны.

Современные конституции помимо делегирования широких прав наделяют президента обязанностями. Большинство из них связаны с:

  1. гарантиями прав и свобод граждан;
  2. обеспечением безопасности;
  3. гарантиями суверенитета, внутренней стабильности, гражданского мира;
  4. соблюдением законов.

Конституции многих стран закрепляют за президентом обязанность поддерживать независимость, территориальное единство. Во Франции президент имеет функции арбитра между различными видами публичной власти, в Румынии он наделен функциями посредника между государством и обществом.

Часть обязанностей прописывается в тексте присяги и нередко имеет декларативный характер. Несмотря на это они имеют важнейшее значение для общества и дают понимание того, что президент работает на интересы всего социума.

В Конституции Греции даже существует ограничение, препятствующее тому, чтобы президент представлял интересы отдельных социальных групп.

Модели президентства

Американская

Одна из наиболее интересных моделей. Сильный президент не зависит от Конгресса, но не вправе его распустить. В свою очередь последний не может лишить полномочий правительство. Президент утверждает высших должностных лиц, но Сенат имеет право не поддержать кандидата.

Президент США вправе наложить вето на законы Конгресса (может быть преодолено 2/3 голосов конгрессменов). Президент фактически единолично руководит исполнительной властью, но Конгресс имеет право контролировать соблюдение законом последней, особенно в части эффективности госрасходов.

Президент Трамп

За президентом США закреплено право предлагать Конгрессу проект госбюджета, а подписанные им международные соглашения должен обязательно утверждать Сенат. Глава государства управляет армией и внутренними силами для поддержания общественного порядка, но объявить чрезвычайное положение в стране может лишь с согласия Конгресса.

Последний также имеет право инициировать процедуру импичмента с целью лишения его должности.

Президенты США и России

В результате подобных сдержек и противовесов действительно сильная президентская власть в США не превращается в гипертрофированную.

Президентство в парламентских республиках

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Австрия и других) полномочия президента ничтожно малы.

Он не может влиять на работу исполнительной власти, а в случае наличия отдельных компетенций (назначение главы Кабмина или представления интересов государства в международных делах) может их осуществлять только после согласования с премьер-министром. В большинстве случаев президент лишен реальных властных полномочий и играет представительские функции.

Латиноамериканская модель президентства

Создана на базе американской модели, но из-за отсутствия выраженной системы сдержек и противовесов президент получает гипертрофированные полномочия и может вмешиваться в деятельность любых органов власти.

В ряде стран существуют однопартийные системы, что позволяет президенту многократно переизбираться на пост, не боясь поражения. Не удивительно, что многие из них правят как диктаторы, прикрывающиеся выборной легитимностью.

Заключение

Президент — его лидер и главное должностное лицо современного республиканского государства. Однако полномочия, политическая роль и значение в жизни общества во многом отличаются в зависимости от статуса, закрепленного в Конституции.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Президент президенту рознь. Его функции определяются формой правления в государстве. Например, в парламентской республике президент является лишь формальным лидером и ни на что не влияет.

Полномочия президента четко определены в конституции страны, у каждой страны они свои. В нашей стране президент больше, чем менеджер, он символ страны! Он так давно ею руководит, что на его месте сложно кого-либо представить, и даже страшно.

Читайте также: