Предварительный усилитель на opa2134 своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 13.09.2024

Эти ОУ совместимы так, что NE5532 на OPA2134 заменить в данном случае можно (наоборот не всегда). Но делать это не стоит, т.к. 2134 не обеспечат хорошего звучания аналоговой части сд-плеера. Кое-как лучше станет, возможно.


Во первых 2134 при всей своей "аудиофильности" совершенно не пригодны для работы после ЦАПа, а во вторых просто так заименять одно на другое тоже неправильно. Там нужно менять очень много чего, если делать по уму и расчитывать на результат.

Спасибо за ответы.

А что еще нужно/можно поменять, чтобы расчитывать именно на результат? Кроме ЦАПа, у кого не спрашивал, все говорят, что PCM63 хороший ЦАП и равнозначной замены ему сейчас нет.

> т.к. 2134 не обеспечат хорошего звучания аналоговой части сд-плеера

А какие ОУ по Вашему мнению могут обеспечить хорошее звучание?

Я тебе рекомендую AD826: совместим с 5532, лучше чем все эти 2134, 2604, OP275 - сам пробовал. Я заменил на них все послецаповые ОУ в своем проигрывателе.

Цитата
PCM63 хороший ЦАП и равнозначной замены ему сейчас нет


Да, это верно. Для преобразования I/V один из лучших - это AD811, а для фильтра AD843. Но этим вся процедура не заканчивается. Чтобы получить то, что может дать этот комплект, очень важно обеспечить качество питания, развязки цифровой и аналоговой земель, развязки одного питания от другого, разводки земли и т.д. Все это, прилично реализованное, выливается в соответственно в приличную сумму. Потом вы начнете выбрасывать компакты, обнаруживая, что хорошо записанных среди них, даже т.н. аудиофильных фирм - единицы. Так что подумайте, стоит ли оно всего этого.

> Я тебе рекомендую AD826: совместим с 5532, лучше чем все эти 2134, 2604, OP275 - сам пробовал. Я заменил на них все послецаповые ОУ в своем проигрывателе

Спасибо, может и попробую. Тем более 2134 в Москве пока найти не смог, только на заказ.

Цитата
Во первых 2134 при всей своей "аудиофильности" совершенно не пригодны для работы после ЦАПа,

Так посмотри по даташиту - что 2132, что 2134 имеют полосу 8 МГц и скорость нарастания 20 В/мкс. Они могут работать только в стерильных условиях, когда на входе сигнал не выходит из звуковой полосы.

Цитата
Чтобы получить то, что может дать этот комплект, очень важно обеспечить качество питания, развязки цифровой и аналоговой земель, развязки одного питания от другого, разводки земли и т.д. Все это, прилично реализованное, выливается в соответственно в приличную сумму

Собственно, очень сильно надеюсь, что в моем аппарате, беря во внимание его цену, все это реализовано достаточно грамотно. В любом случае, учитывая свою некомпетентность в данном вопросе, заниматься этим сам точно не буду. Вопрос о замене ОУ встал просто как самое простое вмешательство в схемотехнику ПКД, влияющее на звук, которое можно реализовать своими руками, к тому же обратимое вмешательство.

Сейчас скажу одну вещь, за которую поборники честного звука запинают меня ногами прямо здесь и сейчас:). Я сам искал в свое время именно аппаратуру и АС, которые воспроизводят звук честно - что записано на диске, то пусть и звучит. Поначалу все было нормально, но месяца через 3-4, когда колонки прогрелись и стали звучать так честно, как, видимо, и задумывал производитель, некоторые диски стало слушать довольно затруднительно - очень сильно отвлекали артефакты звучания на высоких, каша в тарелках на старых роковых записях, шипящий вокал и т.п. Собственно никаких претензий у меня сейчас нет только к дискам, записанных на Теларке.

Последней каплей стал купленный недавно Реквием Моцарта - Дойче Граммофон (серия Золотой Кароян). Казалось бы тоже аудиофильская фирма, но присвист вокала становится довольно сильно заметен как только прибавляешь немного громкости. Вспомнил, что в свое время советовали мне здесь на форуме заменить 5532, якобы именно они ответственны за резкость верхов (правда заменить советовали на OPA627, но у них, как мне сказали, цоколевка другая, т.е. просто так вынуть-воткнуть не получится).

Является отличным двухканальным малошумящим быстродействующим операционным усилителем с низким уровнем искажений сигналов, разработанный специально для применения в качественной аудио аппаратуре. Имеется встроенная защита от короткого замыкания выхода на "землю" или любой из выводов питания.

Звучание операционного усилителя OPA2134 слегка смягченное, теплое, очень красиво удается середина, вокал, духовые инструменты, но очень тонкие нюансы слегка смазываются. Скорость нарастания 22 В/мкс

Назначение контактов микросборки: 1,8 Выход 1 и 2 соответственно; 2,7 Инвертирующие входы; 3,6 Неинвертирующие входы; 4 Минус источника питания; 8 плюс питающего напряжения.

Основные технические параметры на операционный усилитель OPA2134, в том числе и максимально разрешенные величины:

В внутренней схеме операционного усилителя OPA2134PA применяются входы с полевыми транзисторами для обеспечения отличной скорости и качества звучания. Комбинация большой выходной способности и превосходной DC производительностью позволяет применять данную микросхему в широком спектре приложений с высокими требованиями. Широкий выходной диапазон операционника позволяет использовать его в практическе любой аудио схеме.

Возможные аналоги в западных странах и России: AD8512, LF353, LF453, OP283P, TSH22ID

Основные характеристики схемы: Высокое качество звучания, низкий уровень шума и искажений, ОУ подходит для любых типов наушников (с низким и высоким сопротивлением звуковых катушек), Высокая выходная мощность (до 200 мВт при Rн=8…32 Ом), Работает с пред усилителем или любым источником звука,Двойной разъема для наушников — возможность подключения 2-х пар наушников одновременно.

В статье описан генератор гармонических колебаний на три фиксированных частоты (20 Гц, 1 кГц и 20 кГц), что во многих случаях достаточно для проверки и диагностики аудиоаппаратуры. Генератор сконструирован на базе ОУ OPA2134 и миниатюрной лампы накаливания СМН6-20-1. Отличительная особенность генератора – стабильность амплитуды и низкие искажения синусоидального сигнала.

Введение

Для настройки аудиоустройств (предварительный усилитель, УМЗЧ и т.п.) требуется генератор синусоидального сигнала, работающий в звуковом диапазоне частот (20 Гц – 20 кГц), с возможностью плавного изменения амплитуды от 0 до 1.5 В и имеющий достаточно низкие искажения. Если для настройки устройств, работающих с входным аудиосигналом (например, предварительного усилителя), требуются амплитуды не более 0.3 В (максимальное значение амплитуды стандартного входного аудиосигнала), то для настройки, например, УМЗЧ требуется входной сигнал, максимальное значение которого, как правило, не превышает 1.5 В. НЧ генераторы, выпускаемые промышленностью, если их применять для подобных целей, обладают существенной избыточностью: во-первых, их диапазон частот намного шире звукового, во-вторых, амплитуда их выходного сигнала также намного превышает 1.5 В. Кроме того, эти генераторы выпускаются с уже встроенным источником питания (ИП), и, в связи с этим, – в достаточно габаритных корпусах. В итоге стоимость подобных генераторов довольно высока (от 5000 руб. и выше).

В то же время подобный генератор можно сконструировать и своими силами. Такой генератор не обладает вышеуказанной избыточностью, в связи с чем он миниатюрен, а его стоимость на порядок меньше заводского. Ниже приводится его описание: принципиальные схемы, настройка, разводка и общий вид его платы, а также общий вид всего устройства. В конце статьи приведены некоторые результаты работы устройства.

Принципиальные схемы

Схема (Рисунок 1) представляет собой генератор Вина-Робинсона на сдвоенном ОУ OPA2134 (DA1) с миниатюрной лампой накаливания СМН6-20-1 (L1), служащей для стабилизации амплитуды его выходного сигнала. С помощью резисторов R3 и R4 лампа вводится в оптимальный режим работы, при котором генератор имеет минимальные искажения синусоидального сигнала. Резистор R1 совместно с конденсаторами C1, C3 и C5 и резистор R2 совместно с конденсаторами C2, C4 и C6 образуют RC-цепочки, которые определяют частоты работы генератора. Подключение того или иного конденсатора к R1 и R2 осуществляется сдвоенным тумблером sMTS203 (П1) на 3 положения с двумя группами контактов (т.е. на 3 положения и 2 направления). В крайне левом (по схеме) положении П1 к R1 подключается конденсатор C1, а к R2 – конденсатор C2. В этом случае частота генератора составляет около 20 Гц (19.8 Гц). В среднем положении П1 к R1 и R2 подключаются, соответственно, конденсаторы C3 и C4, и частота генератора устанавливается близкой к 20 кГц (20.5 кГц). В правом положении П1 к R1 и R2 подключаются, соответственно, конденсаторы C5 и C6, и частота устанавливается равной примерно 1 кГц (980 Гц). Таким образом, генератор охватывает весь частотный диапазон звукового сигнала. По опыту автора, если при этих трех частотах (20 Гц, 1 кГц и 20 кГц) настраиваемое устройство работает нормально, то оно, как правило, работает и на остальных частотах звукового диапазона. Впрочем, количество фиксированных частот можно и увеличить, например, до 12 (см. далее).

Рисунок 1. Принципиальная схема генератора.

Все резисторы, кроме R1 и R2, и конденсаторы (керамические) – для поверхностного монтажа. R5, R6, C3 – C6 и C9 – в корпусе 0603; C1, C2, C7, C8 и R4 – в корпусе 0805. R1, R2 – выводные (С2-29В-0,125 0.1%). R3 – подстроечный СП3-19А, или, что лучше, – многооборотный 3266W(Y).

Как видно из Рисунка 1, схема генератора достаточно проста, поэтому легко разводится и достаточно миниатюрна (см. далее).

За основу схемы Рисунок 1 была взята схема подобного генератора, описанного автором в [1]. Однако эта схема, как выяснилось, обладает некоторыми недостатками.

Во-первых, при использовании в генераторе ОУ TL072 широкого применения, как в [1], генератор устойчиво работает в очень узком диапазоне напряжений питания (приблизительно ±8 В – ±9 В). И даже в этом диапазоне требуется достаточно тщательная регулировка режима работы генератора (резистором R3), чтобы искажения были минимальными. Если тестируемое устройство требует иных напряжений питания, отличных от ±8 В – ±9 В, то для него необходим дополнительный ИП, что очень неудобно. При использовании же ОУ OPA2134 (Рисунок 1) генератор идеально работает при напряжениях питания в диапазоне ±3 В – ±15 В, причем при всех трех частотах (20 Гц, 1 кГц и 20 кГц) амплитуды выходного сигнала остаются на одном и том же уровне, регулируемом резистором R7. Эта особенность позволяет использовать один и тот же ИП как для питания генератора, так и для тестируемого устройства, что не лишено существенного удобства. Кроме того, в среднем положении резистора R3 генератор уже имеет низкие искажения, и небольшое изменение R3 не приводит к существенному ухудшению качества выходного сигнала. Такой результат можно объяснить достаточно высокими техническими показателями ОУ OPA2134 по сравнению с ОУ TL072. Уже одно то, что, например, в справочном листке на OPA2134 приводится его коэффициент нелинейных искажений, равный 0.00008% (правда, при определенных условиях), показывает относительно высокое качество работы этого ОУ. Естественно, OPA2134 существенно дороже TL072. Однако OPA2134 был разработан компанией Burr-Brown более 20 лет назад (имеется, например, его справочный листок, датированный 1997 г.), и за такое большое время выпущено огромное количество этих ОУ. Сейчас этот ОУ уже выпускается компанией Texas Instruments, в которую в свое время вошла компания Burr-Brown. Цены на OPA2134 под брендом Texas Instruments довольно высоки и составляют 300 – 400 руб./шт. Однако OPA2134 можно легко приобрести и производства Burr-Brown за 70 – 80 руб./шт. И они ничем не хуже выпускаемых Texas Instruments.

Во-вторых, в схеме Рисунок 1 по сравнению со схемой в [1] (Рисунок 2) изменен выходной каскад: резистор R7 является нагрузкой ОУ DA1.1 (собственно моста Вина-Робертсона), а для повышения нагрузочной способности генератора использован повторитель напряжения на ОУ DA1.2. Эта нагрузочная способность сигнала (повторителя) существенно выше, чем сигнала, снятого с резистора 470 Ом (Рисунок 2). Подобная замена выходного каскада существенно повышает надежность воспроизведения выходного сигнала генератора.

Рисунок 2. Схема выходного каскада генератора [1].

При необходимости в генератор можно дополнительно ввести две опции.

Первая связана с увеличением амплитуды его выходного сигнала, например, до 10 В и выше (против 1.5 В на Рисунке 1). Для этого вместо повторителя напряжения можно использовать стандартный усилитель на ОУ DA1.2 по схеме Рисунок 3 с коэффициентом усиления около 7 (7×1.5 В = 10.2 В). Резистор R3 = R1||R2, как правило, устанавливают для компенсации смещения выходного напряжения ОУ от несколько отличающихся входных токов по обоим входам ОУ (без R3).

Рисунок 3. Увеличение выходного напряжения генератора до 10 В.
K = 1+R2/R1 = 7.67, R3 = R1||R2 = 2.7 K (2.61 K 1%).

Вторая опция связана с расширением количества фиксированных частот с трех до, например, 12. Для этого вместо переключателя на 3 положения и 2 направления (П1) можно использовать галетный переключатель на 12 положений и 2 направления (например, ПГ2-6-12П2Н), а номиналы конденсаторов дополнить, например, так, чтобы каждое следующее переключение удваивало бы частоту, т.е. после 10 мкФ установить 5 мкФ (4.7 мкФ), что даст частоту уже около 40 Гц, далее, 2.2 мкФ (80 Гц), 1.0 мкФ (160 Гц) и т.п. Другими словами, представить частоты внутри диапазона 20 Гц – 20 кГц более подробно.

Однако, поскольку обе эти опции выходят за рамки настоящей статьи, они не учтены в разводке плат (см. далее).

Настройка генератора

В схеме Рисунок 1 измеренное сопротивление лампы в холодном состоянии составило 32.6 Ом. Поскольку сейчас стоимость лампы СМН6-20-1 не превышает 2 – 3 руб./шт., имеет смысл приобрести с десяток таких ламп и выбрать из них одну с необходимым сопротивлением (автор в свое время приобрел 50 таких ламп еще по цене 1 руб./шт.).

Помимо выбора лампы, возможна некоторая подстройка генератора вращением резистора R3.

Разводка и внешний вид платы генератора

Разводка платы генератора сделана автором с помощью программы Sprint-Layout 6.0. Файл разводки в формате *.lay6 доступен для скачивания в разделе Загрузки. Как можно убедиться из Рисунка 4, разводка достаточно проста, а размер платы составляет всего 33×15 мм. На Рисунке 4г можно заметить лампу СМН6-20-1 (справа от нижнего выводного резистора). Фотографии платы (Рисунки 4в, 4г) сделаны перед тем, как к ней были припаяны провода. А для того чтобы они не сломались от частого перегиба (например, при настройке и сборке), в место пайки были вставлены и пропаяны с двух сторон цанговые штыри, к которым уже были припаяны провода, а на место пайки надеты трубки из ПВХ (кембрик) соответствующего размера (см. далее Рисунок 5). Для получения штырька необходимой конфигурации цанговый штырь раскусывается, часть с толстым и коротким штырьком удаляется, а часть с тонким и удлинённым штырьком вставляется в плату до упора в широкую его часть и пропаивается с двух сторон. Широкие и тонкие части пропаянных штырей хорошо заметны, соответственно, на Рисунках 4в и 4г. Провода припаиваются к тонким частям штырей.

Устройство в открытом корпусе.
Рисунок 5. Устройство в открытом корпусе.

Конструкция и внешний вид устройства

Устройство расположено в алюминиевом корпусе G102P(BK) размером 90×36×30 мм (Рисунок 5). Плата прикручена к днищу корпуса винтами М2 впотай и гайками через пластиковые стойки высотой 3 мм. Провод питания пропущен через резиновую втулку, расположенную на одном торце корпуса. На втором его торце расположены разъемы: гнездо RCA (оно сверху) и 3.5 моно (под ним). К крышке корпуса прикручены металлические оправки со вставленными в них светодиодами, тумблеры и переменный резистор, регулирующий амплитуду выходного сигнала генератора.

Крышка прикручивается к корпусу четырьмя винтами М3 впотай (Рисунок 6). Ручки тумблеров и резистора выведены на лицевую поверхность корпуса. Кабель с разъемом 3.5 моно подключается к осциллографу для контроля выходного сигнала генератора, а кабель с разъемом RCA – к тестируемому устройству.

Для питания генератора подойдет любой двуполярный ИП с регулируемыми напряжениями (±3 В – ±15 В) с током не менее 0.25 А и малым уровнем пульсаций. Автор использовал ИП, описанный в [2], который как нельзя лучше подходит для питания генератора. При использовании этого ИП кабель питания генератора подключается к дублирующему напряжения разъему РС4ТВ(В), а к клеммам ИП подключаются напряжения питания тестируемого устройства.

Общий вид устройства в сборе, подключенного к ИП [2].
Рисунок 6. Общий вид устройства в сборе, подключенного к ИП [2].

На Рисунке 6 положение левого тумблера соответствует частоте 1 кГц, а правого – включённому положению, при котором сигнал подается на тестируемое устройство, и горит светодиод жёлтого свечения.

Некоторые результаты работы генератора

На Рисунке 7 приведены осциллограммы (жёлтого цвета) и спектры (сиреневого цвета) выходных сигналов генератора при всех трех частотах: 20 Гц (точнее, 21.55 Гц, Рисунок 7а), 1 кГц (955 Гц, Рисунок 7б) и 20 кГц (22 кГц, Рисунок 7в) и размахе напряжения (от пика до пика) VPP = 600 мВ, равном двойной амплитуде (обозначим её VAMP). Осциллограммы сняты цифровым осциллографом, а спектры подсчитаны по БПФ (FFT).

Обычно для определения синусоидальности сигнала используют отношение действующего значения напряжения (VRMS) к среднему за полупериод (VСР), называемое коэффициентом формы KФ. Для чистой синусоиды KФ = 1.11. Иногда синусоидальность оценивают отношением амплитудного значения (VAMP) к действующему (VRMS). Коэффициент КА = VAMP/VRMS называют коэффициентом амплитуды. Для синусоиды VAMP больше VRMS в √2 раз, т.е. KA = √2 (≈ 1.414).

Как видно из Рисунка 7, для все трех частот VPP = 600 мВ, а VAMP = VPP/2 = 300 мВ:

  • Для частоты 20 Гц VRMS = 215 мВ (Рисунок 7а), и КА = VAMP/VRMS = 300 мВ/215 мВ = 1.395. Относительная погрешность КА будет равна: ΔКА = |1.395 – 1.414|/1.414 = 0.0134 или 1.34%.
  • Для частоты 1 кГц VRMS = 205 мВ (Рисунок 7б), КА = 1.46 и ΔКА = 3.2% (что нетрудно подсчитать).
  • Для частоты 20 кГц VRMS = 216 мВ (Рисунок 7в), КА = 1.38 и ΔКА = 1.78% (что также нетрудно подсчитать).

Таким образом, наибольшая погрешность у сигнала на частоте 1 кГц (3.2%); её и можно принять за максимальную погрешность несинусоидальности сигнала генератора.

Кроме того, если посмотреть на спектры сигналов (сиреневого цвета, Рисунок 7), то можно обнаружить следующее. Во-первых, в спектрах имеется единственный пик на основной частоте. Никаких других пиков на спектрах больше нет, а пик достаточно узок. Во-вторых, на спектре отсутствуют какие-либо боковые лепестки (как, например, у спектра прямоугольного меандра). Все это показывает, что сигнал достаточно близок к синусоидальному.

Заключение

Описанный генератор, на взгляд автора, легок, компактен и достаточно удобен для настройки аудиоустройств. Автор рекомендует его для использования.

Перед описанием звука и своих впечатлений, напишу список операционных усилителей, которые я ставил в свою студийную карту, микшерный пульт и слушал с 2017 по 2020 год:

Сразу отвечу на главный вопрос, возникший у вас, лучшего операционника не существует, существуют комбинации, в которых у каждого из них есть лучшая роль. Теперь немного подробней.

Первое, что координально влияет на звук операционного усилителя- это качество блока питания, с импульсным блоком питания ожидать хорошего звука можно только от медленных операционных усилителей со скоростью нарастания менее 9в/мкс, таких как ne5532, njm2068, njm4558, njm4560, op27, остальные более быстрые ОУ будут звучать слишком скучно и бледно. Плюс, как минимум, в таком блоке питания необходимы качественные конденсаторы Nichicon PW (так считаю не только я, но и инженеры компании Black Lion) .

Скорость нарастания сигнала - это параметр операционного усилителя равный окрасу звука в отношении к его детальности, другими словами чем ниже скорость, тем больше приятный транзисторный окрас и меньше детальность, и наоборот, чем выше скорость ОУ тем больше детальность и эффект 3D, но при этом звук становится сухой и стерильный. Потому такие производители студийного оборудования как SSL, Black Lion, Digidesign, AVID используют в своих приборах комбинации быстрых и медленных операционных усилителей, в таких комбинациях появляется звук достаточно детальный и при том яркий и живой.

ОУ на биполярных транзисторах звучат максимально детально, но при этом суховато. ОУ со входом на полевых тразисторах звучат менее детально но дают более "влажный" теплый звук. Это дает следующий принцип использования ОУ, нельзя использовать только ОУ на биполярных транзисторах или только ОУ c полевыми транзисторами на входе. Обязательно нужны комбинации, если вы ищете максимально крутой звук.

Вывод - все hi-end и студийные устройства высокого класса и качества звука с использованием ОУ строятся на сочетании быстрых операционных усилителей на биполярных тразисторах (со скоростью более 9) с медленными на полевых (со скоростью менее 9) либо наоборот на сочетании быстрых операционных усилителей на полевых транзисторах (более 20) с медленными на биполярных (менее 9).

Плюс к этому, среди равных, по звуку всегда победит устройство с более качественным блоком питания с хорошим трансформатором и качественными конденсаторами

ne5532 - по праву король среди операционных усилителей на биполярных транзисторах, за счет невысокой скорости 9в/мкс имеет не самую высокую детальность, и за счет нее же очень приятный транзисторный звук, дает хорошее усиление и звуковую картину прямо перед лицом, каждый элемент музыки крупнее и ближе к слушателю. Все это только при условии правильной схемы питания - двух электролитов не менее 100мкф с плюса и минуса питания на землю и трех керамических конденсаторов 0.1мкф с плюса с минуса на землю и между плюсом и минусом питания. В сочетании с операционным усилителем tl072 в качестве интегратора (dc servo) дает легендарный звук классических английских студийных консолей(микшерных пультов).

opa2134 (opa134) - горячо любимый многими операционный усилитель со скоростью 20в/мкс - его секрет это искажения в виде кучи гармоник на средних и высоких частотах, что в звуке очень теплая ламповая середина и верх, именно благодаря таким особенностям он дает то, что больше не сможет дать ни один другой операционный усилитель со схожими характеристиками, и именно поэтому его выбрали для своих приборов такие производители как Digidesign, AVID, Dangerous, Black lion. Отлично сочетается в последних интерфейсах Pro tools HD с интеграторами(dc servo) на медленных opa2227.

ada4627 - чистый как слеза младенца по звучанию быстрый 82в/мкс операционный усилитель с полевыми транзисторами на входе, есть небольшое ощущение стерильности звука в связи с очень большой скоростью, потому обязательно требует медленный интегратор (dc servo) на биполярных транзисторах со скоростью ниже 9в/мкс, к примеру такой как opa2227 .

opa827 - схожий с ada4627 ОУ, как по звуку, так и по характеристикам, отстающий по четкости и объемности, за счет низкой 28в/мкс скорости относительно ada4627. К преимуществам можно отнести работу с питанием до +-18В в то время как ada4627 работает только с напряжением питания до +-15В. Большинству тестирующих и использующих opa827 он кажется более скучным по звуку чем opa627 (55в/мкс) и возможно это тоже связано с разностью в скоростях. На мой слух он тоже не выделился окрасом звука, дал небольшой (не особо усиленный) увлажненный но неокрашенный звук - если совсем коротко, то мне напомнил немного мутноватую версию ada4627.

ad8512- достаточно быстрый ОУ на полевых транзисторах со скоростью 20в/мкс, обладающий звучанием схожим с opa827 , возможно звук больше по ощущениям в размерах чем у opa827 за счет другой схемы построения и могу сказать что он довольно приятно увлажняет звук за счет построения на полевых транзисторах. Джим Виллиямс-гуру американского звукового студийного и hi-end приборостроения рекомендовал использовать его в роли интергратора (dc servo) при апгрейдах tl072 в студийном оборудовании и я последовал этой рекомендации- звук стал довольно четче и влажнее относительно tl072, но окрас явно убавился и надо думать как добавить окрас и что еще можно изменить в схеме. Ну, а чтобы вы окончательно поняли всю силу этого ОУ я добавлю, что он применяется в самом лучшем студийном ревербераторе нашего времени Bricasti M7.

lm6172 (lm6171) - эталонный по детальности и четкости звука высокоскоростной 3000в/мкс операционный усилитель, создает максимальный 3d эффект требует обязательно качественного питания с танталовыми конденсаторами с плюса и с минуса на землю и не только(смотреть даташит), лучший вариант для выходных ОУ (выходного буфера) для всех аудио-устройств, конечно же имеет и недостаток в виде серьезного подсушивания звука и как я уже писал требует сочетания с медленными ОУ (интеграторами (dc servo) либо в других комбинациях), желательно со входом на полевых транзисторах, типа tl072 или tl032.

ths3111 - схожий с lm6171 высокоскоростной ОУ 1300в/мкс, уступающий ему в скорости, и по этой же причине уступающий в детальности и объему звучания. Именно этот операционный усилитель используется в качестве предусиливающего сигнал непосредственно сразу с выхода чипа DAC в интерфейсах Digidesign 192io (да, у меня есть схема и сам интерфейс) программно-аппаратного комплекса Pro-tools HD.

opa2227 - антипод lm6172 самый медленный 2в/мкс и потому самый красочный и яркий окрашенный ОУ c большим звуком и потому по праву считается одним из лучших ОУ для применения в качестве интегратора (dc servo) со многими быстрыми ОУ со входом на полевых транзисторах, такии как ada4627, opa2134, opa134, opa827, opa627.

opa1611 - достаточно свежий ОУ, активно тестируемый всеми кто не боится SOIC пайки, в сравнении с ne5532 более детальный, с меньшим усилением и без эффекта приближения как у 5532 однако сразу дающий увидеть все отражения ревербов, все мелочи эффектов и даже искажения и косяки записи, не так остро как с lm6172 но уже намного четче, естественно скорость 27в/мкс так же дает и явный недостаток - звук бледный, стерильный, без окраса, поэтому без интегратора(dc servo) типа tl032 этот ОУ не будет вам приятен, он будет детальный и аналитичный, но скучный, и только медленный ОУ с полевым входом сможет вдохнуть в него жизнь. В моей консоли с ролью интегратора хорошо справился и старый добрый tl072 с 13в/мкс, но все же более медленный ОУ будет предпочтительней. Плюс забыл добавить что opa1611 ощутимо добавляет бас в сравнении с ne5532 и отдаляет вокал.

tl072 - это не на шутку мультиплатиновый ОУ в роли интегратора(dc servo), используемый даже во всех других возможных ролях в консолях Soundcraft, Allen & Heath и великих SSL. Почему другие роли ему плохо подходят? Ну в наше время он звучит прямо скажем также приятно насколько и огромно и настолько же мутно. Это реально большой влажный теплый но мутный звук (так как ОУ не самый быстрый 13в/мкс и к тому же с полевыми транзисторами), поэтому он идеально дополняет более менее детальные несильно быстрые ОУ на биполярныхх транзисторах, и идеальной парой для него будет ne5532, неплохо как я говорил он работает с моими opa1611 и opa211 добавляя красок и габаритов к их детальности. Практически аналогом tl072 является lf353 как по характеристикам так и по звуку, но lf353 предназначен для стабильной работы на +-18вольт, а tl072 на +-15вольт.

tl032 - максимально красящий яркий медленный 3-5в/мкс ОУ, используемый в роли интегратора(dc servo), в большинстве современных студийных устройств SSL. Для меня это максимально понятное описание.

opa2604 - недооцененный многими операционный усилитель с полевыми транзисторами на входе, и в тоже время дающий увлажненный достаточно четкий звук, при наличии в питании конденсаторов аналогичных в описании ne5532, среди западных профи считается одним из лучших для применения в роли I/U. Активно используется в студийных приборах и пультах SSL в этой самой роли преобразователя ток/напряжение начиная с консоли SSL9000.

lme49710 (lme49720) - быстрый прецизионный ОУ (20в/мкс), широко применяемый для апгрейда ne5532 или в комбинации с ним. В комбинации с ne5532 используется во многих современный аудиокартах типа ASUS Essence STX II, где медленный ne5532 используется для того, чтобы задать окрас и приблизить(увеличить) звук а lme49720 для ускорения звука и хорошего звучания высоких и большей живости, естественно так как оба этих ОУ на биполярных транзисторах то звук суховат и большинство тех кто начинают заниматься апгрейдом этих карт меняют lme49720 на opa2132 или opa2134. В студийной технике lme49720 успешно применяется в новых моделях студийных консолей audient , а чтобы звук не казался суховатым от их скорости (и биполярных транзисторов на которых выполнены lme49720) в этих консолях он используется на пару со входными аудиотрансформаторами дающими хорошую долю сатурации и гармоник. Очень важно знать, что звук этого ОУ, как и у многих других скоростных, вам точно не понравится если забудете поставить в питание с плюса и с минуса на землю электролиты от 10мкф и более, либо если они заранее не будут предусмотрены в устройстве где вы планируете апгрейд- это прописано в даташите(паспорте) ОУ.

Ильдар Абдульменов

Решил собрать такой пред, только заменить ОУ на ne5532 или OPA2134, печатку взял с форума и исправил, что скажите по поводу преда? так же прошу проверить печатку, кому не сложно

Алексей Крючков

Ильдар Абдульменов

Алексей Крючков

Дмитрий Зотов

Ильдар Абдульменов

Дмитрий, переделаю, подключу как резистор громкости, только один канал в обратном направлении, ну и резистор двойной конечно)))))

Дмитрий Зотов

Сергей Любушкин

Опечатка фиговая эта. 80 - 90 дБ получишь по искажняку не более. Если это устраивает то делай. А вообще двустороннюю нужно с земляным полигоном с одной стороны. И байпасные конденсаторы рядом с микрами. 5532 хуже чем 5534.

Сергей Любушкин

Ильдар Абдульменов

Сергей Любушкин

Сергей Любушкин

не сильно, но разные. Их делал Сигнетикс пока их ТИ не купил. Сейчас наилучшие варианты у моторолы. ne5534 лучше чем 5532

Ильдар Абдульменов

Ильдар Абдульменов

Сергей Любушкин

Ильдар Абдульменов

Андрей Сошнин

Ильдар, читал про этот пред. народ пишет что глубина регулировок НЧ не достаточна. возможно стоит переделать с таким включением.

я собирал этот темброблок и с переменниками на 50к у меня получилась глубина регулировок по НЧ и ВЧ +-22Дб.

Сергей Шуваев

". НЧ и ВЧ +-22Дб. " это ж пипец. Для корретировки и +/-8Дб за глаза. В ООС регуляторы думаю не стоит. Буфер-пасивн.регуляторы-буфер, плясать от такой схемы, хотя хозян - барин.

Читайте также: