Попытку оформить психотехнику как науку сделал

Обновлено: 07.07.2024

Язык и терминология ПсихоТехники. Происхождение и основные принципы.

О происхождении ПсихоТехники. Татхагата и таинство инициации. Путь ума и путь "духа".

Происхождение ПсихоТехники - вопрос, значение которого лежит за гранью чистого любопытства, или обыкновенных научных, историко-философских исследований.

Это один из коренных, принципиальных вопросов - он имеет, значение первостепенной важности, так как важен с чисто практической точки зрения( а именно то, что имеет практическое значение, первостепенно в ПсихоТехнике) и руководствоваться здесь нам придётся не только( а в некотором смысле, и не столько) логикой и конкретными фактами, но и, как уже говорилось, третьим уровнем Сознания, т.е. интуицией.

Мы уже отметили то обстоятельство, что ПсихоТехника не связывает своё существование и свою концептуальную сущность, с какой-либо традицией, религией или учением.

Однако, нужно отметить и то, что ПсихоТехника, не может рассматриваться, как некое новое учение, пришедшее из ниоткуда, рождённое из ничего на пустом месте.

Несомненно обратное - ПсихоТехника, по своей сути, древнейшая психопрактика: а наша цель и главная задача, её наиболее корректная и аутентичная, реанимация и реставрация - особенно верным, из двух последних слов, является первое: "реанимация" - то есть не просто восстановление, но вдыхание новой жизни, оживотворение: именно в этом смысл ПсихоТехники - оживить утраченное психотехническое знание.

Мы обязаны попытаться вдохнуть новую жизнь в эту древнейшую технологию, и вместе с тем, очистить её от всего наносного, вредного и тлетворного - всего того, что затемняет смысл и вводит в заблуждение.

Называясь новой Наукой, мы всего лишь имеем ввиду, что психотехнологии обновления и освобождения человеческого Сознания, в чистом, концентрированном и сжатом виде, должны помочь человеку, увидеть конкретный, реальный, практически доступный Путь к этому обновлению, а затем и освобождению - и эта технология, должна стать доступна для каждого человека, независимо от уровня образования, доходов, или чего-то подобного.

Называя дух раннего буддизма и дзена (как наиболее аутентичнго раннему буддизму направления) близкими ПсихоТехнике, мы имели ввиду, своё понимание первоначального учения того человека, которого затем, жреческо-манипуляторские круги, попытались запихнуть в прокрустово ложе схоластики, догматики и мистицизма: речь идёт конечно же, о реально существовавшем человеке по имени Сиддхартха Гаутама - человеке пробужденном от иллюзорного восприятия вековых аберраций сознания, которого, за это, прозвали Буддой.

История его жизни, и его "пробуждения", его освобождения, это не история полная мистических тайн, сокровенных чудес, или таинственной инициации, полубожественными личностями.

Это Путь Татхагаты - путь самосовершенствования, путь осознания себя и других людей в пронзительно суровой реальности Бытия. Именно возвращение к реальности, или хотя бы максимальное приближение к ней, именно поиск ответа внутри своего "Я", фиксация на внутреннем мире Сознания, где таятся самые верные разгадки, всех чудес и всех тайн - вот путь Будды, а соответственно, вот путь человека, пытающегося придти, хотя бы, к более или менее, объективной картине мира и своей роли в нём.

Будда учился у великих аскетов, Будда пытался найти ответы у гениальных мудрецов, Будда пытался истязая себя, найти выход, из экзистенциальной ловушки существования, - но никто и ничто, не удовлетворяло его: и его величие в том, что он не удовлетворился полуответами, полуразгадками. Его величие в том, что авторитет древней традиции, абсолютно родной, предками переданной, прошедшей испытания в веках, не подавил его стремления к поиску реального знания.

И хоть он не был из касты брахманов(жреческой касты) а был выходцем из касты кшатриев(воинской касты), он пренебрёг привилегией и приоритетом группы "высших" людей, определять что верно и что неверно, искать и находить ответы.

Пусть в индийском обществе того времени, это кастовое(точнее сказать, варновое) различие и разделение, было уже довольно сильно размыто (особенно, в отношении высших варн), надменность и герметизм элит крепчали, также, как и по всему миру - так уж устроен человек..Будда посмел не только перешагнуть через этот элитизм для себя лично, но и открыл изумленным современникам, тайну о том, что "носители тайны", знают немногим больше них самих..

Будда был ниспровергателем всего ложного, надуманного, навязанного, подлинным нонконформистом - поэтому, он вызвал ожесточенное сопротивление и ненависть.

Будда на собственном примере, показал, что подлинное духовное совершенствование, не возможно, без самостоятельных, порой титанических усилий, но с другой стороны, оно доступно любому человеку, вне зависимости от происхождения, социального статуса или доступа к Посвященным и их благорасположения.

Однако, и в этом особая заслуга этого человека - там, где традиция, предлагала нечто действительно ценное, нечто имеющее реальное значение, нечто практически применимое - Будда переставал быть бунтарём: он не был нигилистом, отрицающем древнее, доставшееся от предков знание, на основании какого-то предубеждения, как это делают люди, иногда и во взрослом возрасте, не избавившиеся от юношеского максимализма: напротив, он высоко ценил Древнее Знание, прежде всего Йогу, но его целью было тотальное освобождение человека, и это освобождение, не могло начаться никак иначе, кроме как с освобождения от ложных идей, мистики, догматов, обрядовых иллюзий и тому подобного бреда.

Будда, учил тому, что только тогда, когда очищенное, освобождённое от всей схоластической шелухи сознание, уже с новым видением, с чистым восприятием, вернётся к Знаниям предков, оно будет способно аккумулировать эти Знания и получить в итоге полное освобождение.

Подобно тому, как Иисус, говорил о себе, что пришёл исполнить закон, а не нарушить, Будда, пришёл в мир, чтобы вновь раскрыть современникам, древнее знание, вернуть его людям в чистом, "нелукавом" виде, а также избавить их, от соблюдения мёртвой буквы религиозных писаний и суеверной догматики.

Увы, "поповщина" - манипулирование Сознанием человека через религиозные доктрины, явление настолько присущее человеку, как виду, что даже столь мощное движение, которое начал Будда, подверглось в итоге атаке как изнутри, так и извне, и буддизм, первоначальный посыл которого был строго антирелигиозным (но не атеистическим!), сам превратился в религию: принцип "если хочешь убить Дракона, стань им", постоянно демонстрируем в истории человечества..

В новой религии, появился "бог Будда"( хотя Будда, никогда не говорил о себе как о боге, или каком-то мистическом существе), возникла отвлеченно-абстрактная буддийская философия (против которой, Будда категорически возражал - буддийская философия, по Будде, это нонсенс), возникла религиозная литература, возникли догматы, обряды, мистика и суеверия, идея реинкарнации превратилась в непререкаемую догму( хотя таковой при жизни Будды, не являлась) - собственно явила себя во всей красе, русская поговорка "за что боролись, на то и напоролись".

Результатом возникновения "новой религии", стало вытеснение из Индии, и полный упадок этого учения на исторической родине. Люди, принимали это учение, когда оно несло в себе, некий пассионарный дух, когда оно было исполнено силы и разоблачительного пафоса, когда оно несло в себе практически применимые техники: а новая метафизика, новая "вера", людям была не нужна - им и старой, традиционной хватало с лихвой: ведь у старой было неоспоримое преимущество, в виде тезиса о том, " что наши отцы и деды так делали, и мы так будем делать", то есть некая аппеляция к традиционализму, к связи с предками, в чём модифицированный буддизм, не мог сравниться с индуистскими учениями, корнями уходящими в древние тексты "Ригведы" , упанишад и араньяк.

Имя человека (из тех, которые известны истории) - который, можно сказать спас учение будды, и благодаря которому, мы имеем возможность, понять и оценить истинный смысл первоначального учения, достойно упоминания - это Бодхидхарма, так он известен истории - или Дамо, как называли (и называют!) его китайцы.

Обнаружив в своих китайских учениках, религиозное восприятие учения Будды, он продемонстрировал им своё полное отрицание догматики и "внешнего благочестия". Дух свободы, нонконформизма, практическая нацеленность уроков нового учителя - всё это, поначалу шокировало китайцев, долгое время обучавшихся у прежних учителей, монотонному чтению бесконечных мантр на непонятном языке (мантры читались на санскрите, или пали), хождению вокруг различных изваяний, чтению "священных текстов", заумным рассуждениям о " природе будды" или "шуньяте" (пустоте), и конечно, к самой "сути" буддизма - многочасовым сидячим медитациям.

Этот "бородатый варвар" - (имея, европеоидную внешность, Бодхидхарма резко отличался от китайцев своей внешностью) отрицал всё с поистине святотатственной дерзостью - он собственно, этого и не скрывал, лишь криво усмехаясь при разговорах о святости, накоплении благой кармы, и благочестивых молитвах.

Для него - не было ничего святого! Он ниспровергал основы, бесцеремонно игнорируя их "религиозные чувства верующих".

Нарушай он так религиозные заповеди, где-нибудь в среде более горячего народа, вряд ли удалось бы избежать смертной казни - через распятие ли, через четвертование..или повешение.

Но китайцы, наверное более терпеливый народ, да и авторитет Бодхидхармы, по-видимому был весьма высок изначально, и местные монахи, решили всё-таки вникнуть в то, что не так с тем буддизмом, который они исповедовали ранее, и что за неизвестную им форму буддизма, принёс с собой новый наставник.

И первым основательным требованием Дамо, стало требование .. ежедневно выполнять комплекс физических упражнений.. Что уже, само по себе, довольно серьёзно расшатало, одну из фундаментальных, религиозных установок: а именно, мнение о том, что тело вторично, а "духовное" первично.

Оказалось, что путь к духовному росту и совершенствованию, лежит через преодоление не только плотских страстей, но и общефизическое укрепление и оздоровление, ибо Дамо прямо сказал монахам, что они слишком ..слабы, для практики буддизма.

Впоследствии, техника дыхательного и мышечного тренинга( хотя, стоит ли их разделять, столь строго - это довольно спорный вопрос) стала основой т.н. стиля монастыря Шаолинь, а в дальнейшем позволила развиться и сформироваться тем техникам рукопашного боя и физического тренинга, которые теперь нам известны как восточные боевые искусства.

Впрочем, эта уже другая тема: нам же еще может понадобится этот краткий экскурс в историю буддизма..

И нужно особенно подчеркнуть, что конечно, ПсихоТехника, не ограничена рамками идей исторического Гаутамы Шакьямуни, или учения дзен.

Нам также,безусловно близка, и более того, уже упомянутая Йога - но опять же, очищенная и освобождённая от груза наслоений и мистификации.

Йога, по сути является основой, концентратом, квинтэссенцией психотехнических идей всех индоевропейских народов ( и она же, в чистом виде, является основой, подчеркнём ещё раз, первоначального учения Будды) правда, память о ней, вернулась к Европейским народам, только благодаря более-менее, интенсивному изучению и знакомству с культурным наследием индо-гангской цивилизации.

И нужно отметить, что те, кто считает, что европейскому миру, были чужды подобные идеи и психопрактика, или что они были просто заимствованы у индийцев, глубоко ошибаются. Йога, как учение о достижении особых состояний, в результате психосоматической трансформации, по сути своей, является общим достоянием всей индоевропейской цивилизации, всех индоевропейских народов, просто среди большинства европейских народов, победу в идеологической войне одержала иудеохристианство, огнём и мечом искоренившее всё, что не соответствовало религиозным догмам победителей. Причины этой победы, как и поражения исконных верований и доктрин, мы анализировать не станем, ибо это заведёт нас слишком далеко: ограничимся тем, что укажем, на тот несомненный факт, что современный человек очень мало знает, о величайших учениях, некогда оказывавших весьма значительное влияние на лучшие умы жителей древней Эллады, Ирана или Рима: например о киниках, решительно отвергавших метафизические спекуляции Платона и всей его школы.

И весьма замечательно то обстоятельство, что не только философия(в исконном смысле), не только идеи, но и образ жизни, социальная позиция, и отношение к "жизненным" вопросам, у киников, почти зеркально соответствуют тому же, у живших гораздо позже, китайских, японских или корейских дзенбуддистов.

Но, говоря о индоевропейских истоках ПсихоТехники, нужно отметить, что отчасти, многие древние психотехники, большей частью дыхательные и созерцательные, со временем стали частью практик как некоторых направлений христианства( особенно, в этой связи можно отметить исихазм), так и ислама(прежде всего в суфизме) и применяются по сей день.

Конечно, нельзя, считать, что только у какой-то группы народов, были разработаны эти техники управления Сознанием. Практически любая раса, любой народ, в процессе жизнедеятельности создавал подобные комплексы, и каждая модификация этой техники, учитывала внутреннюю специфику, создавая свою уникальную версию общего учения, вплетая в него, свои, органичные для этой культуры, элементы и практики.

Уникальные практики, свойственные индейцам Южной Америки, практики африканских народов - всё это малоизучено даже специалистами по истории и культуре этих народов - а для рядового читателя, задавленного евроцентричностью, вообще терра инкогнита. Задача ПсихоТехники, использовать и эти техники(если есть достаточно точное представление о них) - мы можем и должны использовать всё, что здраво и практично, потому что всё это, общее достояние человеческой расы - и всё это ПсихоТехника!

Какова же история возникновения психологической практики на "арене" общественных культурных антропологических практик? Ясно, что любая практика возникает вследствие общественного запроса на нее. Такими запросами были – необходимость психологического профессионального отбора, селекции учеников в образовании и психиатрическое лечение.

Первым источником психологической практики стала экспериментальная психология. Экспериментальный метод, привнесенный в психологию Вильгельмом Вундтом из естественных наук, привел к выделению психологии как экспериментальной науки в отдельную от философии отрасль. На основании эксперимента и точных методов естественных наук В. Вундт и его коллеги стали разрабатывать психодиагностические методы и методики, которые использовались не только для нужд научных лабораторий, но и для нужд образования, военной службы и т.п. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

Образование [1] . В 1904 г. министерство юстиции Франции поручило Альфреду Вине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. Альфред Вине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.


Альфред Бине (1857–1911)

Альфред Бине (фр. Alfred Binet) – французский психолог, создатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Наибольшую известность получили его разработки в области создания тестов интеллекта, сделавшие Бине одним из основателей тестологии.

Первая шкала Бине – Симона появилась в 1905 г. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Затем эта методика дорабатывалась, совершенствовалась. По образу и подобию создавались новые психодиагностические методики умственного развития (ШТУР, АСТУР), интеллекта (Шкала Стендфорд-Бине, Веслера, Кеттела, Айзенка и др.), которые активно используются в психолого-педагогическом сопровождении учеников в отечественных школах.

Профессиональная психодиагностика. Следующий этап развития практики психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания и целью использования методик. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имевшие достаточно высокую психологическую квалификацию.

Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период Первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить А. С. Отису разработку новых тестов. После окончания войны эти тесты продолжали широко использоваться.

В настоящее время профессиональная психодиагностика и профотбор повсеместно применяются в системе подбора и управления персоналом. Так называемые ассессмент-центры или Центры оценки (от англ. assessment center) выступают одним из способов комплексной оценки персонала, основанной на использовании взаимодополняющих методик, ориентированной на выявление реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также потенциальных возможностей специалистов. Различные психодиагностические методики продолжают разрабатываться и модифицироваться в соответствии с потребностями практики в русле психодиагностики и дифференциальной психологии. Отдельной важной областью использования психодиагностических методик являются медицинские учреждения, психиатрическая клиника.

Психиатрическое лечение. "Плодотворной почвой" для психологической практики оказались больницы, в первую очередь психиатрические, но не только. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд первым обратил внимание на связь психиатрических заболеваний с неосознаваемыми внутренними конфликтами пациентов, неудовлетворенными желаниями, болезненными отношениями с окружающими пациента близкими. За психиатрическим диагнозом он увидел страдающего человека. Это произвело антипсихиатрический переворот в медицинской практике того времени и стало еще одним стимулом к развитию практики психологической. Отчасти особенности этого нового взгляда на человека мы уже рассматривали, когда описывали психологию как антропологическую практику.

Вслед за З. Фрейдом этой же дорогой пошел другой его одаренный современник Людвиг Бинсвангер. Использование идей последнего произвело антропологический и феноменологический поворот в психиатрии того времени. Бинсвангер сосредоточил внимание на "бытии-в-мире" как принципиальном феномене человеческого существования, исследовал его разнообразные формы, сделал ряд феноменологических описаний субъективных переживаний в процессе лечения. Оказалось, что психиатрические заболевания могут быть поняты как уникальное восприятие человеком окружающей и внутренней субъективной реальности существования, и лучший способ помощи – не смирительная рубашка и успокаивающие препараты, а содействие человеку в адаптации его "жизненного мира" к окружающей социальной реальности жизни.


Людвиг Бинсвангер (1881–1966)

Людвиг Бинсвангер (нем. Ludwig Binswanger) – швейцарский психиатр, психолог и философ. В 30-е гг. XX в., опираясь на идеи, теорию и методологию экзистенциальной философии М. Хайдеггера, феноменологию Э. Гуссерля и данные антропологии, он переосмыслил психоаналитические идеи З. Фрейда и создал собственную версию психоанализа – экзистенциальный анализ.

Интересным феноменом, возникшим уже не в Европе начала XX в., а в американских туберкулезных больницах, оказалась практика групповой самопомощи пациентам. В 1905 г. Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре, с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Люди не только слушали доктора, но и общались друг с другом: делились своими трудностями, радостями, получали необходимую психологическую поддержку. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности, стремления к взаимопомощи. Поначалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу, но постепенно стало понятно, что именно такая групповая работа в значительной степени способствует выздоровлению.

Дальше групповая психотерапия развивалась в рамках психоанализа, психодрамы, бихевиоризма, клиент-центрированной психотерапии. К групповой терапии сам Зигмунд Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал приспособить методы индивидуальной терапии для работы с группами. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 г. Известный практик – групповой психотерапевт С. Славсон организовал психоаналитические группы для детей и подростков; важной идеей, определявшей их функционирование, было положение о "групповой психотерапии через активность" – лечении через участие во взаимодействии [2] . Во время Второй мировой войны стало остро не хватать профессионально подготовленных психотерапевтов, так как огромное количество ветеранов нуждалось в психологической помощи. Это послужило импульсом к экспериментированию и развитию групповых форм работы в психологической практике. Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Он известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений [3] .

Большое значение для групповой психотерапии и групп тренинга имели идеи школы Курта Левина: именно они лежали в основе "теория поля", определившей развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах. К. Левину принадлежат знаменательные слова о том, что "обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности" [4] .

Обучение в группе являлось логичным продолжением эффективной психологической практики. В России групповое обучение всегда имело приоритет перед индивидуальным. Еще К. Д. Ушинский говорил о важности личности в обучении и важности отношений в педагогическом процессе. О том, что групповое обучение не просто имеет больший педагогический эффект, а является необходимым условием развития ученика, говорил Л. С. Выготский: для того, чтобы овладеть любой деятельностью, сначала она должна быть организована как коллективная, и только потом она сможет стать индивидуальной.

Социально-психологическое обучение в группе в технологии тренинга было важной педагогической технологией в России на протяжении всего XX в. Можно вспомнить методику коммунарского воспитания А. С. Макаренко, практику коммунарских сборов в жизни пионерской и комсомольской организации СССР и дальнейшие разработки форм группового воздействия в советской педагогике (например, В. А. Сухомлинского и других педагогов).

К сожалению, активное развитие идей зарубежных коллег и собственных идей в рамках педологии резко прервали запрет властей на эту деятельность в 1936 г. и гонения на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать практику психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег. И несмотря на это, отечественная школа культурно-исторической психологии и деятельностного подхода оказалась весьма популярной и востребованной во всем мире теорией и практикой.

Психотехника. Одним из важных понятий отечественной школы психологии в профессиональной деятельности психолога образования является психотехника.

В настоящее время оно употребляется в разных смыслах: от самого узкого – как набор приемов и методов воздействия на субъективную психологическую реальность человека, до весьма широкого – как новейшая методология психологии, предполагающая иной тип научного знания (более подробно в работах А. А. Пузырея [5] ).

Это понятие было введено как базовая научная категория в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, вслед за Г. Мюнстербергом. Именно психотехника как научная дисциплина оказалась в "одной связке" с педологией, вместе с которой она попала под запрет в СССР.

В психологических словарях психотехника определялась в первую очередь как раздел психологии, в котором разрабатывались вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, в плане изучения проблем научной организации труда. В задачи психотехники включалось рассмотрение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, психическая гигиена, психология воздействия (в частности, средствами плаката, рекламы, кино и т.п.), психотерапия, психология искусства [6] .

Термин "психотехника" предложил в 1903 г. немецкий психолог В. Штерн, а в 1908 г. Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить психотехнику как науку, определив ее содержание и методы. Расцвет психотехники пришелся на конец 1920-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР – "Психофизиология труда и психотехника" (1928–1932 гг., с 1932 г. – "Советская психотехника"), в Германии – "Psychotechnische Zeitschrift" (с 1925 г.) и др. В 1927 г. в СССР было создано Всероссийское (впоследствии – Всесоюзное) психотехническое общество.

Со временем были подвергнуты критике низкий уровень квалификации тестологов, практика использования ими якобы ненаучных тестологических испытаний, широко распространенная и в психотехнике. Все это привело к тому, что после принятия ЦК ВКП(б) постановления "О педологических извращениях в системе наркомпросов" психотехника (как и вся практическая психология) попала под разгром, психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы. Организатора и председателя Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии И. Шпильрейна расстреляли. Был наложен запрет на психотехнику и в нацистской Германии.

Психотехника – как "психотехника" у Л. С. Выготского, выступала как методологический принцип, "единица", объединяющая в себе философию и практику. Поэтому психотехнику, вслед за Л. С. Выготским, называют "краеугольным камнем" психологии, "конструктивным принципом" психологической практики.

В более точном смысловом контексте культурно-исторической психологии о психотехнике следовало бы говорить как о системе "психотехнических" действий, или "действий над психикой" (понимаемой в самом широком смысле, включая и сознание). Это "психотехнические действия", посредством которых достигается направленное преобразование психического аппарата и деятельности человека, позволяющее ему овладевать своей психической деятельностью. Каркас понятия "психотехника" состоит из трех блоков: предмет приложения – способ приложения – область приложения, наполнен связкой трех категорий: сознание – практика – культура [7] .

Психотехника, можно сказать, зашифрована в культуре: форма психотехники существенно связана с ведущей формой сознания в культуре, на которое она направлена или которое производит. Ибо психотехника есть техника производства и воспроизводства сознания посредством специально организованной общественной практики (в первую очередь подразумевается антропологическая практика). Но психотехника и включена в сознание, является его элементом, т.е. она одновременно и внешняя, культурная форма, и внутренняя механика сознания. Например, "высшие психические функции" по Л. С. Выготскому – есть всегда уже и "психотехника", поскольку они культурно опосредованы. И задача современной научной психологии – проявить, расшифровать этот "культурный психотехнический код". Обнаружить и смоделировать в эксперименте психотехническое воздействие на сознание человека.

"Высшая серьезность практики, – писал Л. С. Выготский, – живительна для психологии. Промышленность и войско, воспитание и лечение оживят и реформируют науку/. /; психотехника/. /, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением" – должна стать целью такой психологии" [8] .

Анализируя понятие психотехники, А. А. Пузырей делает такие выводы.

Две основные и тесным образом взаимосвязанные задачи встают перед такого рода психологией:

  • – реконструкции строения некоторой "машины" (средства, органа), но – машины, взятой со стороны ее психотехнической функции по отношению к процессу реорганизации (и в частности – развития) поведения, психики, сознания человека (человека, понимаемого в безличном, что, однако, не значит – абстрактном плане);
  • – реконструкция – по описанной "машине", через анализ ее "функциональной (т.е. психотехнической) структуры" – того преобразования психики, сознания, которое данная "машина" призвана произвести, в расчете на которое она строилась и "употреблялась".

"Машина" должна браться при этом именно как средство реорганизации психики, сознания. В качестве такого рода машин Л. С. Выготский и предлагает рассматривать "знаки" и разного рода "знаковые системы" [9] . Как у хорошего пианиста: у него техника – "в пальцах", он не думает о том, "как играть", но "вслушивается" в музыку, открывает ей дорогу к уху слушателя. Инструмент пропадает, остается только музыка. Подобно тому, как и все мы не думаем – как говорить, когда говорим, какие выбирать слова, грамматические формы и т.д. Это происходит как бы "само собой", а мы заняты при этом совсем другим, наша работа происходит в другом измерении и, соответственно, единица, целостность этой работы – совсем другая, она не может быть редуцирована к плану инструментов и языковых средств, к "технике" в узком смысле слова [10] .

Очевиден своеобразный "технологизм" такой позиции, в соответствии с которой техника – психотехника, взятая сама но себе – "все", а личностное присутствие психо- лога-консультанта, психотерапевта и более широкая рамка работы – ничто. В противовес этому уместно напомнить слова К. Роджерса, сказанные им в ответ на вопрос о том, какими собственно "психотехниками" пользуется индирек- тивная психотерапия, когда он – на удивление почтенной психологической публике – заявил, что хотя, конечно же, у него есть много разных "психотехник" и что они, быть может, даже и организованы в своеобразную "психотехно- логию", но главное – не это. Главное лежит в совершенно другом измерении, а именно – в плане собственно диалогического личностного контакта, по отношению к которому соответственно психотехнический план терапевтического взаимодействия оказывается несамостоятельным.

Вместе с переходом от человека обыденной, коммунальной жизни к человеку, устанавливающему себя в качестве такового в практиках духовной работы, с неизбежностью должен произойти переход от "психотехники" в узком значении слова к тому, что условно можно было бы назвать "психагогикой". Психотерапевт становится своего рода "ведущим", или "проводником" в неком духовном странствии, "сталкером" – в том смысле, какой этому слову был придан фильмом А. Тарковского.

Таким образом, психотехника является конституирующим принципом философии практики. Психотехническая теория отвечает самим запросам и специфике практической психологической деятельности – профессиональной помощи психолога клиенту. Психотехническая философия отечественной психологии должна быть построена в соответствии с логикой категорий: "Сознание – практика (психотехническая методология, философия практики, антропология) – культура".

(Стенли Холл, Прейер, Болдуин и др.), ПЕДОЛОГИЯ (в точном переводе – наука о детях) в начале ХХ века распространяется в России как широкое педологическое движение. После 1917 г. Педологическая работа получила значительный размах.

Чтобы осуществить синтез знаний о ребенке, необходима была стадия предварительного методологического анализа данных психологии, физиологии и анатомии, к которому она в то время оказалась еще не готовой. Педологи-теоретики на поверку оказывались кто психологом (Л.С. Выготский, М.Я. Басов), кто дефектологом или психиатром (А.С. Грибоедов), кто врачом-педиатром (Е.А. Аркин).

Уже в 30-е гг. педология как наука строила свою деятельность на основе следования четырем важнейшим принципам, существенным образом менявших сложившиеся в прошлом подходы к изучению детей.

Второй ориентир педологов – генетический принцип. Ребенок – существо развивающееся, и понять его можно, лишь принимая во внимание динамику и тенденции его развития. [Выготский, опираясь на генетический принцип, разглядел в эгоцентрической речи ребенка ключ к исследованию внутренней речи взрослого человека, которая выступает как средство мышления.]

Третий принцип педологии связан с коренным поворотом в методологии исследования детства. Различная социальная среда существенным образом меняет не только психологию ребенка, но и заметно сказывается на антропоморфических параметрах возрастного развития. Отсюда, например, интерес педологов к личности трудного подростка.

Не меньший интерес педология проявляла к одаренным детям, выделяя факторы, которые способствуют или препятствуют развитию их талантов.

Существенным для развития педологии было правильное понимание влияния наследственности и сред на развитие ребенка. П.П. Болнский, Г.А. Фортунатов и др. уже с начала 30-х годов твердо стояли на той точке зрения, что социальное (среда обитания) и биологическое (наследственность) диалектически неразрывны.

Только в нач. 60-х гг. появилась возможность обсуждать тему педологии, столь долго считавшуюся запретной для историко-психологического анализа.

Психотехника возникла в нач. ХХ века и получила теоретическое оформление в работах В. Штерна, Г. Мюнстерберг. Ее основная задача заключалась в разработке основ профотбора и профконсультации, изучения утомления и усталости в процессе труда, закономерностей формирования навыков в упражнении, приспособлении человека к машине и машины к нему, тренировке психических функций при подготовке рабочей силы и т.д.

В середине 30-х гг. разработка проблем, связанных с задачами профессионального отбора, производственным обучением, а также проблем, касающихся борьбы с травматизмом и аварийностью, рационализацией труда режима труда, реконструированием орудий труда и инструменотов, прекратилась.

Психотехника была ликвидирована во второй пол. 30-х гг., И.Н. Шпильрейн председатель Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии, в 1934 г. был репрессирован, что в дальнейшем привело и к ликвидации всей проблематики психологии труда. Перерыв продлился 25 лет. Последствия которого – затормозились разработки в области инженерной психологии, хотя, н-р, психологические аспекты предотвращения аварийности на производстве являются очень значимыми.

После Октябрьской революции в новом советском обществе требовалось пересмотреть отношения между зрителем, художником и восприятием. Для этого художники в своем творчестве стали чаще обращаться к достижениям психологии и физиологии, а ученые, в свою очередь, к художественным практикам.


Психотехники — способы воздействия на сознание человека, адаптация психологии для решения практических задач.

Впервые этот вопрос стали изучать в конце XIX века философ Гуго Мюнстерберг и психолог Вильгельм Вундт. Ученые применяли прикладную психологию, чтобы исследовать и удовлетворять потребности жителей современного им индустриального общества, в первую очередь рабочих. С началом Первой мировой войны психотехники начали использовать не только для индустриальных, но и для военных нужд.

Главные психотехнические эксперименты проводились в 1910–1930-х годах в Англии, Германии и СССР. Вначале это были опросы рабочих для определения их профпригодности, позднее эти исследования повлияли на развитие психологии труда. В Советском Союзе же существовал Институт труда под руководством Алексея Гастева, изучавший мельчайшие аспекты жизни рабочих, чтобы понять, как оптимизировать условия труда.

В 1920-е в СССР психотехники разрабатывали ученые, художники, режиссеры, архитекторы. Связь между разными дисциплинами помогала им изучать, как человек реагирует на изменение пространства вокруг него, кадра перед ним и даже крови внутри его организма.

Другой докладчик, Владимир Бехтерев, основатель и директор психоневрологического института в Ленинграде и представитель целостного подхода в рефлексологии, поддержал коллегу. Бехтерев высказался о том, как можно мотивировать социалистических работников при помощи просвещения и пропаганды. После этой конференции во многих исследовательских центрах стали работать художники, изучая научные методы для производства культурных продуктов.

В 1920-е стало ясно, что границу между наукой и искусством можно постепенно стереть, если историю науки изучать методами наук о культуре.

Маргарета Фёрингер в своей книге исследует три основных направления психотехники в Советском Союзе 1920-х: в архитектуре, кино и медицине.

Психотехника в изучении пространства

Психотехническая лаборатория архитектуры Николая Ладовского, 1921–1927

В 1920 году по декрету Ленина в СССР открылось самое большое учебное заведение для прикладного применения искусства — Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Студенты сами выбирали специализацию, преподавателя и метод обучения. В числе тех, кто вел занятия во ВХУТЕМАСе, был архитектор Николай Александрович Ладовский.

При этом они не учитывали дореволюционную доктрину пропорций и систему художественных форм.

Ладовский без всяких отсылок к Фрейду называл исследование зрительского восприятия психоанализом архитектуры. Для него психика — это функция зрения и движения, у нее нет четкого места обитания, она проявляется в опыте, а не принадлежит бессознательному, как думал Фрейд. Зрительные впечатления, по мысли Ладовского, напрямую образуются из наблюдений за природой, физического переживания архитектуры. Для наглядности и подтверждения практичности своих опытов архитектор от чертежей перешел к пространственным моделям.


В то время лидеры разных направлений авангарда работали совсем рядом.

За стеной лаборатории Ладовского, который представлял рационализм, преподавали Татлин и Лисицкий, выступавшие за конструктивизм.

Историк искусства Николай Пунин заметил, что в таком здании необходимо постоянно двигаться, а не сидеть на месте.

Ладовский наблюдал за воздействием реальной архитектуры в городском пространстве, анализировал восприятие в лаборатории, конструировал архитектурное сооружение в мастерской, а затем изучал его влияние на человеческую психику в общественном пространстве.

В своей лаборатории архитектор построил несколько приборов, с помощью которых тестировал восприятие у будущих архитекторов.

Так, глазометр измерял способность определить на глаз расстояние до предмета в соотношении с его длиной; оглазометр помогал оценить, насколько человек умеет определять соотношение размера и объема; а прострометр измерял восприятие глубины пространства.

В экспериментах Ладовского участвовал и знаменитый архитектор Ле Корбюзье. В 1928 году он работал над своим единственным в Советском Союзе проектом — административным зданием Центросоюза. Французский архитектор проверил свое зрительное восприятие с помощью прострометра, и выяснилось, что у него не хватает данных, чтобы стать архитектором ВХУТЕМАСа.

Город-тюрьма, архитектурный супрематизм и тотальное наблюдение

Психотехники в искусстве

Деятели культуры не только пытались воздействовать на зрителей с экрана, но и изучали их реакцию на увиденное.


Выдающийся советский психиатр Владимир Бехтерев , напротив, работал не с индивидуальным восприятием отдельного человека, а с группами людей. Он верил, что людей можно объединить в коллектив, устроенный как электрическая сеть, где они вскоре смогли бы обмениваться любыми своими мыслями. Люди связаны универсальной биологической энергией, полагал Бехтерев, они похожи на энергетические аккумуляторы, созданные из сплава индивидуального опыта под влиянием генов.

Психотехники в медицине

Переливание крови и эликсиры жизни для Сталина

В марте 1928 года группа студентов прочитала в газете, что ученый Александр Богданов предлагает продлить и качественно улучшить жизнь с помощью обмена кровью. После процедур пациентам обещали физический и душевный подъем, улучшение здоровья. В статье говорилось, что после переливания люди стали проще относится к рутинным проблемам, некоторые сообщили об улучшении аппетита и даже стали лучше заниматься домашними делами. Более того, почти у всех подопытных увеличилась скорость чтения и письма.

Вдохновленные этим добровольцы потянулись в Государственный центр переливания крови, но поучаствовать в эксперименте смогли далеко не все. Только один студент, по фамилии Колдомасов, стал подопытным и обменялся литром крови с Богдановым — ученый проводил значительную часть опытов на себе.

Он стремился переливать кровь представителям разных профессий, чтобы в новом человеке текла смешанная кровь, и полагал, что культурный обмен произойдет на физиологическом уровне.

Таким образом, методу Богданова приписывались и психотерапевтические свойства.

Видный советский психолог Арон Залкинд посылал в Институт переливания крови своих пациентов, страдающих маниями и депрессией.

Подопытные Богданова проводили в лаборатории несколько дней, чтобы он мог отследить, как их тела реагируют на новую кровь. До октября 1927 года его институт провел 213 переливаний 158 пациентам, его аппарат привезли во все советские республики, в которых открыли центры переливания крови.

На 12-м эксперименте на себе организм Богданова не не справился с шоком, вызванным перепроизводством антител и резкой реакцией иммунной системы на инородные красные тельца в крови.

По иронии судьбы, изобретенным им методом продления и улучшения качества жизни ученый ускорил конец своей.

Вторым директором Института переливания крови был последователь Богданова и ученик Мечникова патофизиолог Александр Богомолец , также работавший над способами омоложения. К 1941 году он создал антиретикулярную цитотоксическую сыворотку (АЦС) — препарат, призванный, в первую очередь, продлить жизнь Сталина.

Ученый вводил кроликам и лошадям лимфу или соединительные ткани жертв несчастных случаев, а затем кровь здоровых животных вводили в тело больного, чтобы подстегнуть его иммунитет. Никаких других эффектов не наблюдалось, но АЦС широко использовали во время Великой отечественной как лекарство чуть ли не на все случаи жизни. Опыты по производству подобной панацеи прекратились вскоре после смерти исследователя в 1946 году.

С кровью были связаны опыты и другого известного советского врача Сергея Юдина . В начале 1930-х хирург выяснил, что после смерти человека кровь не всегда сворачивается, и стал консервировать ее, используя цитрат натрия. Его лаборатория находилась в Институте Склифосовского, поэтому в материалах для исследования недостатка не было. К 1938 году Юдин перелил трупную кровь 2500 раз; 7 человек умерли, а у 125 резко поднялась температура тела.

Вместе с Богдановым, создавшим систему станций переливания, Юдин поспособствовал созданию в СССР банка крови.

Этот запас помог спасти жизни многим солдатам в период Второй мировой войны. В христианских же странах опыты с кровью умерших людей были невозможны.

Как создать нового человека

Самый необычный эксперимент по созданию нового человека приходится на 1926 год. По заданию партии в Африке на территории обезьяньего питомника биолог Илья Иванов хотел провести искусственное осеменение самок шимпанзе спермой человека. Но в Африке не нашлось нужного количества половозрелых подопытных животных. Тогда Иванов вернулся в Советский Союз, привезя с собой одного шимпанзе по кличке Тарзан, и основал свою лабораторию в обезьяньем питомнике в Сухуми. Там он планировал осуществить обратный эксперимент: оплодотворить женщин, вызвавшихся участвовать в опыте, спермой Тарзана. Но шимпанзе скончался в 1929 году, и эксперимент остановили.


Были и проекты по созданию персонального физиологического досье на каждого человека.

А что будет, если довериться природе и не никак не воздействовать на людей?

На волне распространения фрейдизма в 1920-х годах создавались экспериментальные детские дома. Детей там не воспитывали.

Что произошло с психотехникой?

Читайте также: