Подводная лодка на хоккее как сделали

Обновлено: 07.07.2024

В 1990 году британская Trenchant попала в сети траулера Antares и затянула его под воду. Все рыбаки погибли.

В 1984-м лодка Simpson (Чили) после постройки в Германии, проходила испытания в проливе Скагеррак. Зацепилась за сеть датского траулера Ane Katrine и утащила в глубину. Все три рыбака небольшого судёнышка погибли.

Недаром говорится - держитесь подальше от военных и рыбаков! Вот что бывает, когда они встретятся на узкой дорожке. Но если бы только это. Подводные лодки наталкиваются на подводные скалы и нижнюю кромку льдов, таранят надводные корабли и сами попадают под форштевень, как под нож.

И что удивительно, ухитряются сталкиваться друг с другом в подводном положении. А всё потому, что под водой они могут ориентироваться только подобно летучим мышам - по звуку. По шумам, издаваемым другими плавсредствами, или по отражённым от препятствия посылкам собственного гидролокатора. Нет звука, -скажем тот же рыбак выключил двигатель, и лодка слепнет совершенно.

А теперь подойдём к вопросу с другой стороны. Чтобы точно знать, что можно ожидать от противника, надо уверенно его классифицировать. Надводный корабль может быть идентифицирован с помощью самолётов и кораблей - разведчиков, по данным космической разведки или даже донесениям встречных гражданских судов, по крайней мере, в советское время такая практика существовала.

Но существует также так называемый акустический портрет. Каждый корабль издаёт звуки, характерные не только для данного типа, но и чисто индивидуальные, по которым можно практически безошибочно определить его вплоть до названия.

А вот для лодок такой портрет является основным средством их идентификации. Портреты эти создаются усилиями специальных судов гидроакустической разведки и просто противолодочных и других военных кораблей, а также противолодочной и разведывательной авиации. Все добытые фрагменты стекаются в единый центр, и на каждую лодку создаётся индивидуальный портрет.

Но достаточно ли этого? Отнюдь, ведь как внешность человека меняется со временем, так и лодка получает новое оборудование, проходит ремонты корпуса, двигательной установки, могут быть установлены другие винты, и тому подобное. Акустический портрет искажается и требуется постоянно подновлять его новыми штрихами.

А зачем вообще вся эта возня? Очень просто. Захотели вы нанести удар по супостату, а получить ответку в виде баллистических ракет с ядерными боеголовками неохота. Наиболее неуловимыми носителями этих ракет являются подводные лодки, ибо шахты или всякие Тополи всё же контролировать проще. Так что желательно эти лодки до нанесения своего удара заранее уконтропупить. А для этого надо следить за ними неустанно и непрерывно. Ну, насколько это удастся :) Заняты этим другие подводные лодки, построенные как раз для уничтожения ракетоносцев.

16 декабря мы встретились в узком кругу однокурсников, соответственно возрасту ограничились сухим винцом, пошли воспоминания, и один из них, служивший на дизельных лодках 641 проекта среди прочего рассказал такую штуку. Во время боевой службы в Средиземке в 70-е годы им было поручено проконтролировать в заранее назначенных точках прохождение наших атомных субмарин. Ведь дизелюха, вися без движения в водной толще, может быть практически необнаружима для противника, если он пользуется только пассивными средствами обнаружения, чтобы самого себя не выдать.

Так вот, с его слов, практически за каждой нашей лодкой кралась американская. Обнаружить противника с кормовывых углов, маскирующегося за шумом ваших собственных винтов непросто. А американцы и вообще-то были оснащены отличной гидроакустикой и кроме того, заразы, могли прятать свои шумы под видом какого нибудь рыбака или сухогруза. Последнее время у нас всё про могучие средства российской РЭБ (радио-электронной борьбы) талдычат. А была, да и есть наверняка сейчас, борьба гидроакустическая. Такие дела.

Наиболее удобно составлять акустические портреты в районах боевой подготовки российского флота, где наверняка встретишь наши корабли. Здесь лодки противника так и шныряют. Как не вспомнить слова из "Мимино" : Эти "Жигули" чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся.

И в итоге происходят столкновения. Надо сказать, что сталкиваются не только наши с американцами.

4 февраля 2009 года на большой глубине в Атлантическом океане столкнулись две ракетные атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту - британская HMS Vanguard и французская Le Triomphant . На обеих находилось примерно 250 человек экипажа и по 16 межконтинентальных баллистических ракет. Британский корабль потерял ход, всплыл и был отбуксирован на военно-морскую базу Фаслейн в Шотландии. Французы добрались до Бреста своим ходом.

Если вернуться в родные палестины, то может создаться мнение, что в основном именно наших обижают, таранят и вообще топят. Может, кто-то и не согласится, но покопавшись в источниках, я нашёл, что стопроцентно доказанных случаев столкновения наших лодок с американскими всего три. Остальные имеют лишь косвенные признаки, а то и просто базируются на дедуктивном методе.

Тем не менее наши подводники украсили рубку своей лодки звездой с цифрой 1 в центре. Так в годы войны вёлся счёт потопленным вражеским кораблям.

Подлодка "Леопард" уже выведена из эллинга для окончательных работ, однако состав вооружения и оборудования ВМФ пока не разглашается.

Атомная подводная лодка "Леопард" выведена из эллинга центра судоремонта "Звёздочка". Фото: © Минобороны РФ

Подлодка "Леопард" из "звериной" дивизии

 Скриншот © YouTube / Телеканал

После окончательной настройки всех систем атомная подводная лодка "Леопард" проекта 971 "Щука-Б" выйдет на испытания в море. Помимо проверки всех систем корабля предстоит изучить новую цифровую систему управления. В её основе, по данным собеседников Лайфа в Минобороны, лежит сверхчувствительный манипулятор с возможностью автоматического следования по курсу. Такая же система, по некоторым данным, отвечает за управление многоцелевыми АПЛ "Ясень" и "Ясень-М".

Помимо обновления системы управления "Леопард" получил новое покрытие прочного корпуса — вместо специального резинового состава на него нанесли нанополимерный бутилкаучуковый состав, который работает как стелс-покрытие у малозаметных истребителей. Этот состав поглощает часть излучения гидроакустических станций других кораблей, благодаря чему подводная лодка дольше остаётся невидимой.

Молот "Мёртвой руки": Какой будет новая ракета "Суперсатана" для системы "Периметр"

"Леопард", как и другие подлодки проекта 971 "Щука-Б", входит в состав 24-й дивизии подводных лодок — одного из самых секретных подразделений ВМФ России. Главное назначение подводных кораблей этого типа — противодействие авианосным ударным группам и подлодкам с баллистическими ракетами. Почти сразу после вывода "Леопарда" из эллинга подводная лодка Тихоокеанского флота "Петропавловск-Камчатский" выполнила успешный пуск крылатой ракеты "Калибр" из акватории Японского моря. Условная цель была поражена на дальности более 1 тыс. километров.

Подводные лодки проекта 636.3 "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов" из состава отряда кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) на 33-м причале Приморской флотилии разнородных сил. Фото © ТАСС / Юрий Смитюк

После модернизации "Леопард" получит схожее вооружение — на его борту размещены 40 торпед и ракет "Калибр-ПЛ" с дальностью пуска до 2500 километров. По словам бывшего командира боевой части подлодки К-223 "Подольск" Георгия Мишкина, аура секретности вокруг "звериной" дивизии появилась не на пустом месте.

Первая задача — это держать корабли НАТО подальше от базы флота в Гаджиево. Помимо многоцелевых субмарин там находятся и подлодки с баллистическими ракетами — основа ядерного щита страны, лишаться которого нельзя ни при каких условиях. Попутно "зверята" держат в тонусе весь северо-западный фланг НАТО, включая Норвегию. Там находятся американские военно-морские базы и противолодочная авиация, и этот район в случае начала боевых действий будут накрывать одним из первых. Экипажи подлодок свои задачи знают и в море выходят незаметно для сил НАТО. У разведки альянса для них даже есть своё название — intangible squad "неосязаемая команда"

Бывший командир БЧ-3 на подлодке К-223 "Подольск"

"Леопард" первый, но не единственный

Новая подлодка проекта 971М получит целый ряд уникальных доработок, которые практически уравняют её по боевым возможностям с кораблями 4-го поколения. Первый и главный параметр, благодаря которому это станет возможно, — гидроакустическая станция на базе "Иртыша-Амфоры" — сверхчувствительного комплекса обнаружения для подлодок "Ясень". До конца десятилетия похожую модернизацию должны будут пройти и оставшиеся корабли — всего в составе "звериной" дивизии таких подлодок шесть. Одновременно на стапелях в Северодвинске сейчас модернизируются и ремонтируются пять подводных лодок этого проекта — две из которых зачислены в состав Тихоокеанского флота, и, вероятно, получат тот же пакет обновлений, что и "Леопард".

Шторм в "Океане любви": Почему российский "Лошарик" подозревают в краже секретного кабеля НАТО со дна моря

Внимание, которое приковано к "Леопарду", легко объяснить. Этот корабль, а также ещё две субмарины этого проекта — К-461 "Волк" и К-317 "Пантера" — стали основной ударной силой в непростое для страны время — начале 90-х. Тогда подлодки считались самыми современными в мире — именно "звериные" АПЛ находились рядом с американскими авианосцами и противолодочной авиацией в январе 1992 года, когда силы НАТО начали неожиданные военные учения аккурат на фоне подписания документов об официальном распаде Советского Союза.

Сезон охоты на авианосцы

Ремонт и модернизация "Леопарда" (а также остальных подлодок этого проекта) были ускорены после новостей о скором спуске на воду новейших американских авианосцев типа "Джеральд Форд". Собеседник Лайфа в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что для дальнего обнаружения этих кораблей у "Леопарда" и однотипных кораблей могут появиться специальные дроны-разведчики. Они будут устанавливаться в стандартные торпедные аппараты и смогут действовать автономно, работая в пассивном режиме.

Специальные морские дроны помогут "звериным" подлодкам охотиться на корабли вероятного противника с максимальной эффективностью. Помимо оборудования для подлодок 971-го проекта разработали и новые ракеты. Это всё те же "Калибр-ПЛ", однако в новых ракетах увеличили массу боевой части — "специальные" ракеты с боеголовкой увеличенной мощности, по некоторым данным, будут использовать заряды в 15 килотонн каждая — это втрое больше, чем "базовые" ядерные версии "Калибра-ПЛ".

Пуск высокоточной крылатой ракеты

Пуск высокоточной крылатой ракеты "Калибр" с подводной лодки из акватории Баренцева моря по целям на берегу в ходе стратегических командно-штабных учений "Гром-2019". Фото © ТАСС / Министерство обороны РФ

По сведениям источников в ОПК, 10–20 ракет с такой огневой мощью будет достаточно, чтобы вывести из строя не только авианосец, но и все корабли сопровождения, без которых ни один авианесущий корабль не выходит в море.

Японский секрет малошумности российских подводных лодок - Леонид Нерсисян - ИА REGNUM

В описании указано:

На поверку NetEase оказалось не изданием, а китайской интернет-компанией, на сайте которой пользователи могут делиться информацией – текстами и медиа. В основном NetEase специализируется на играх, поэтому и большая часть юзеров – геймеры.


– это рассказал Хэл Тернер в своем радиошоу. Вы его не знаете и не слышали? Зато слышали китайцы.


Эту информацию тоже репостят, но уже не так активно.

Наши сомнения в достоверности инсайда, основанные на приведенных выше доводах, закрепились знаниями военного обозревателя Владислава Шурыгина. Он отметил, что подводные лодки такого класса не всплывают просто так:

– Всем нашим лодкам – неважно какого класса, а тем более стратегическим – категорически запрещается всплывать. Такая лодка может всплыть только в случае серьезной аварии. Если она всплывет, то никуда уже от слежения не денется. История о том, что она всплыла и пропала – сказки для взрослых.

Еще раз. Если стратегический ракетоносец всплыл – значит чрезвычайное происшествие. А всплыть, чтобы показать флаг – из раздела шуток 60-х годов: тогда говорили, что якобы по приказу Хрущева у берегов США всплыла ядерная подводная лодка, чтобы капитан смог выкурить сигарету,

Ну и, конечно, нельзя не отметить – никакого бурного обсуждения придуманного события у американцев не было. Зато наш читатель до сих пор продолжает спорить, доказывая, что США должны знать российскую силушку. А то они не знают.

Впервые в истории российского Военно-морского флота (ВМФ) три атомные подводные лодки (АПЛ) выполнили одновременное всплытие из-подо льда в ограниченном районе радиусом 300 м. Также впервые в истории российского флота была выполнена практическая торпедная стрельба атомной подлодки из-подо льда с последующим оборудованием полыньи в точке всплытия торпеды и ее подъем на поверхность. Это состоялось в ходе арктической экспедиции "Умка-​​​​2021" при участии Русского географического общества. Об этом 26 марта доложил президенту РФ Владимиру Путину главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов.


Как подчеркнул глава государства, нынешние комплексные учения в Арктике продемонстрировали способность российского флота действовать в суровых северных широтах, а арктическая экспедиция не имеет аналогов как в истории советского периода, так и в современной истории Российской Федерации. Проведение подобных экспедиций ВМФ будет продолжено и в дальнейшем.

В соответствии с опубликованной Минобороны РФ на YouTube видеозаписью во всплытии принимали участие, предположительно, подлодки проекта 667БДРМ и проекта 955 "Борей", построенные на крупнейшей отечественной верфи "Севмаш" (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

Именно здесь было построено больше половины всего атомного флота Советского Союза и России. "В освоении ряда направлений строительства атомоходов мы были первопроходцами. Родина первой отечественной атомной подлодки, "Севмаш" и по сей день не имеет конкурентов в этой области среди российских предприятий. Здесь создана сильная кораблестроительная школа, которая позволяет нам решать такие задачи, которые не под силу ни одной верфи Росси, — рассказывал в одном из интервью ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

1. Первая отечественная АПЛ "Ленинский комсомол" (К-3)

17 июля 1962 года подлодка проекта 627 "Ленинский комсомол", построенная на Севмаше в 1958 году, под командованием капитана 2-го ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.


"Все помню до мельчайших подробностей. Это было ведь главным событием всей моей жизни. Штурман доложил мне о приближении к полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием, — рассказывал Жильцов о походе. — Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6.50 прозвучало: "Есть полюс!" И в ответ во всех отсеках раздалось дружное "Ура!". На обратном пути мы всплыли почти у полюса. Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями".

За успешное выполнение специального задания контр-адмирал А. Петелин, капитан 2-го ранга Л. Жильцов, инженер-капитан 2-го ранга Р. Тимофеев удостоились звания Героя Советского Союза. А весь личный состав атомохода — государственных наград.

2. "Последователь" первой АПЛ — корабль проекта 627А К-181

В период с 25 сентября по 4 октября 1963 года атомоход проекта 627А, построенный в 1962-м, совершил арктический поход в район Северного полюса. 29 сентября 1963 года в 6 часов утра лодка вышла в расчетную точку. Корабль проплыл подо льдом более тысячи миль.

29 сентября 1963 года эхоледомеры показали, что непосредственно в районе Северного полюса имеется полынья достаточных размеров (толщина льда в 40 см не предоставляла для подлодки никаких проблем — прим. ТАСС). В 6 часов 51 минуту она произвела всплытие в полынье, в непосредственной близости от полюса. На льду на специально установленной мачте были подняты государственный и Военно-морской флаги. Экипажу разрешили сойти на лед, где состоялся митинг.

3. "Верхотурье" на Северном полюсе

К-51 "Верхотурье" первой в линейке атомоходов проекта 667БДРМ (шифр "Дельфин") в ходе арктического похода осуществила всплытие на Северном полюсе. Это произошло в сентябре 1987 года. После всплытия экипаж субмарины выполнил пуск двух баллистических ракет из надводного положения на минимальную дальность по полигону Чижа на мысе Канин Нос (Архангельская область).

"Верхотурье" была построена на Севмаше в 1984 году. Такие лодки имеют длину 167 и ширину 12 м, водоизмещение около 18 тыс. тонн. Максимальная глубина погружения — 400 м, крейсерская скорость под водой — до 24 узлов (около 44,5 км/ч), экипаж — 140 человек. На их вооружении — 16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Синева". Всего с 1984 по 1990 год было построено семь крейсеров этого типа. В настоящий момент в составе флота находится шесть таких лодок.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения

4. "Дмитрий Донской" ставил эксперименты в Арктике

Атомные подводные лодки проекта 941. В Советском Союзе их называли "Акулами" (по классификации НАТО — "Тайфун", проектант — Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"): "Дмитрий Донской", ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, "Архангельск" и "Северсталь". Они занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подводные лодки в мире. По уникальности технических решений проект 941 остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли.


По данным пресс-службы Севмаша, сконструированы и построены так, чтобы могли выполнять задачи во льдах Арктики — рубка имеет ледовые подкрепления, облегчающие всплытие.

"Дмитрий Донской" в 1983 и 1985 годах выполняла задачу на Северном полюсе: испытать воздействие льда на корпус корабля при всплытии.

"Наша атомная подводная лодка первый раз пошла в Арктику в 1983 году, чтобы определить свои возможности во льдах и произвести стрельбу, — вспоминал ветеран-подводник Валерий Кисеев (в то время — командир БЧ-5 "Дмитрий Донской"). — На Севмаше перед походом крышу рубки укрепляли специальными подкреплениями. На Северном полюсе, используя приборы, искали лед двухметровой толщины для всплытия крейсера. "Дмитрий Донской" успешно проламывая лед, несколько раз всплывал в разных районах. Снизу лед мягкий, как тесто, верхняя часть плотная. При всплытии на крышке находилась льдина весом 30-50 тонн. В течение 5-7 минут группа подводников ее раскалывала и сбрасывала. После всплытия производили стрельбу ракетами".

5. "Северсталь" всплыла во льдах и отстрелялась

Еще одна подлодка проекта 941 — АПЛ "Северсталь" постройки 1989 года — в ноябре 1996-го совершила поход на Северный полюс, успешно всплыла во льдах и произвела учебный пуск МБР.

По прозвищу

Лодка этого проекта способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метров, но на ход управления это не никак влияет, ведь лодка имеет легкий (внешний) и прочный (внутренний) корпуса. "На корабле есть специальные приборы, которые измеряют толщину льда. Мы ищем полынью, сначала носом поднимается лодка, потом уже рубка. Сверху легкий корпус имеет резиновое покрытие, предназначенное для улучшения скрытности", — рассказывал в интервью ТАСС механик "Северстали" Дмитрий Краснов, который начинал свою службу на "Дмитрии Донском".

По данным открытых источников, лодка совершила восемь боевых служб, произвела три ракетные стрельбы. Именно эта лодка считается самой боевой, она была на Северном полюсе, стреляла всем боекомплектом (20 ракет) — из надводного и подводного положения. Это было в 1997 году при капитане 1-го ранга Александре Богачеве, который является мировым рекордсменом по числу запусков баллистических ракет под его командованием (всего – 58).

Кстати, до сих пор на корпусе этой лодки, которая находится у причала Беломорской военно-морской базы Северного флота, видна вмятина. По воспоминаниям Богачева, этот инцидент произошел в 1995 году при всплытии корабля за несколько дней до залпа.

АПЛ

"Было очень сильное течение, мы нашли полынью. Причем, по данным навигационного комплекса, точность всплытия была великолепной, то есть именно в географической точке, — рассказывал он. — Начали всплывать — полынья уходит. Попытались подогнать лодку под полынью, никак не получается, полынья быстрее. Три с половиной часа гонялись, но в конце концов всплыли все-таки. Но как оказалось, на глубине примерно 40 метров лодку течением развернуло, и она не вдоль полыньи встала, а поперек. Корма подо льдом оказалась, и льдина большая разломилась пополам. Часть, которая попала на корпус, ударила и сделала вмятину на правом борту".

"У подводников надежда только на себя и свой крейсер"

В ходе прошедшей арктической экспедиции "Умка-2021" экипажи атомных субмарин в очередной раз доказали, что льды Северного Ледовитого океана – идеальная маскировка для таких подводных кораблей. Они становятся практически неуязвимыми для вероятного противника. Проломил корпусом лед, произвел пуск ракеты и скрылся.


Как рассказывал в интервью ТАСС экс-командир атомного подводного ракетного крейсера "Александр Невский" (проект 955 "Борей") капитан 1-го ранга Василий Танковид, процесс всплытия российской подлодки во льдах значительно отличается по сравнению с американцами. "Мы выполняем эти маневры самостоятельно при обеспечении определенных сил. А у них сейчас в основном идет так: перед всплытием прилетает вертолет, на месте делает оценку обстановки, толщины льда и все остальное, потом устанавливает приводящие системы, которые непосредственно обеспечивают точность всплытия. Там готовится площадка для всплытия", — говорил он.

Танковид отмечал, что "у нас все строится на основании прогнозов и оценки ледовой обстановки, накопленного опыта подледного плавания". Все остальное лежит на плечах экипажа, который постоянно ведет ледовую разведку, анализ, оценку и контроль ледовой обстановки. "У нас нет помощников. У подводников надежда только на себя и свой крейсер — мы сами себя обеспечиваем", — особо подчеркивал экс-командир "Борея".

Читайте также: