Плинфа как сделать

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ / ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА / ПЛИНФА / ДРЕВНЕРУССКОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ / OLD RUS`S ARCHITECTURE / NOVGOROD VELIKIY / MEDIEVAL BRICK / CONSTRUCTION OPERATIONS IN OLD RUS / HISTORY OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ёлшин Денис Дмитриевич

В статье рассматриваются основные результаты новых исследований плинфы памятников монументального зодчества Новгорода Великого XI–XIII вв. Выдвинуто предположение о технологической связи плинфы Новгородской Софии (1045–1050 гг.) и Черниговского Спасского собора (1030-е годы). Автор приходит к выводу о технологической преемственности типа формовки плинфы в неразъемной форме без дна в новгородском строительном производстве на всем протяжении XII — начала XIII в., включая памятники Пскова и Ладоги. Принесенная киевскими мастерами в начале XII в., эта технология в дальнейшем не испытывала существенных влияний со стороны других строительных центров Древней Руси. Серьезные изменения в технологии производства новгородской плинфы произошли около середины XII в.: формат резко сократился, нижняя поверхность большинства плинф , ранее покрытая мелким песком, отличается сплошными отпечатками травы.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ёлшин Денис Дмитриевич

Technological properties of the bricks of Novgorod (premongol period)

The article focuses on the main results of the recent investigation of the bricks of pre-Mongolian monumental architecture in Novgorod Velikiy . The article reveals common technological properties of the bricks of the church of St.Sophia in Novgorod (1045–1050) and the Saviour church in Chernigov (1030s). The main concern of the research is to confirm that in the 12th and early 13th centuries one moulding technique, namely moulding in the fixed bottomless box, prevailed over the others in Novgorod, including the buildings in Pskov and Ladoga. This technique, introduced by Kievan brickmakers in Novgorod in the early 12th century, seemed to experience no substantial influence from other architecture centers of Old Rus. Novgorod`s brick production technology experienced serious changes in the mid-12th century: the dimensions of the buildings decreased dramatically, and the lower surface, typically covered by fine sand imprints, bears the signs of the preceding periods.

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

УДК 72.023 Д. Д. Ёлшин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВГОРОДСКОЙ ПЛИНФЫ ДОМОНГОЛЬСКОГО ВРЕМЕНИ*

памятникам Новгорода, Пскова и Ладоги первой половины и середины XII в., содержит наиболее подробный на настоящий момент обзор строительно-технологических приемов, в частности, характеристик плинфы для каждого сооружения в отдельности [8]. Выявив использование различных технологий формовки, Н. В. Новосёлов сначала предположил, а затем утверждал, что в первой половине XII в. в Новгороде работали две независимые группы мастеров-плинфоделов, отличавшиеся по своим методам [9; 10, с. 62]. Эти идеи, подкрепленные историческим контекстом, привели автора к далеко идущим выводам о связях и перемещениях строителей между Новгородом и южнорусскими землями [8, с. 79-80]. Таким образом, на данный момент вопросы исследования новгородской плинфы ХП-ХШ вв. являются самыми разработанными по сравнению с изучением плинфы других древнерусских земель.

Необходимость переосмысления сложившейся картины плинфяного производства в домонгольском Новгороде связана в первую очередь с развитием методического подхода к изучению предмета. Фактически до сих пор методика описания, фиксации и типологизации древнерусской плинфы окончательно не сформировалась. Наибольшее внимание при исследованиях уделялось формату и маркировке плинфы. Только в последних работах [8; 11-15] были систематически рассмотрены другие важные технологические следы: отпечатки досок формы, подсыпки, следы срезки (снятия) или заглаживания на поверхностях. Исследование этих особенностей вместе с обращением к этнографическим данным позволило произвести реконструкцию способов формовки и используемых в этом процессе инструментов-форм [16]. Оказалось, что для разных древнерусских строительных центров в определенные периоды времени характерно использование принципиально разных типов форм: разъемной (Чернигов, Смоленск, Полоцк), неразъемной с дном (Переяславль), неразъемной без дна (Киев, Волынь). Выяснилось, что одновременное использование разных технологий формовки плинфы не характерно для памятников древнерусского зодчества. Реконструктивная типология форм позволяет довольно уверенно атрибутировать плинфу: определять, к какому строительному центру относились мастера-плинфоделы [17].

Важные характеристики плинфы — состав и фактура керамического теста: тип исходного сырья (местных глин) и специфические добавки (песок, шамот, известняк, дресва, щепа, солома), способствовавшие достижению требуемых консистенции при формовке, скорости сушки и равномерного обжига.

В последние годы скорректирован подход к изучению закономерностей изменений размеров плинфы с течением времени. Во-первых, стало ясно, что в каждом строительном центре динамика этих изменений имела собственные относительные и абсолютные параметры, и зачастую она демонстрирует не плавное постепенное уменьшение размеров, а наоборот, периоды устойчивости и скачкообразные перемены. Исследования плинфы приблизились в настоящее время к возможности выделения хронологически устойчивых типов, и приоритет в этом направлении не за отдельными признаками, а за комплексом признаков, включающих в себя в первую очередь тип и особенности формовки, характер теста и, наконец, формат, включающий весь набор дополнительных и лекальных форм.

материалы музейных коллекций и натурные обследования аутентичных кладок. Эти исследования позволили сделать ряд важных новых наблюдений.

1. Плинфа всех новгородских памятников Х1-ХШ вв. относится к одному и тому же типу формовки.

— гладкая поверхность торцов с вертикальными (поперечными) следами (часто видны только при косом освещении);

— отпечаток поверхности, на которой производилась формовка, или подсыпки на ней (песок, кирпичная крошка, трава), на одной из постелистых сторон (далее считается нижней постелью, поскольку при формовке эта поверхность сырца обращена вниз);

— следы снятия излишка (заглаживания или срезания) керамического теста на противоположной, верхней постели;

— подтеки керамического теста на торцах со стороны нижней постели, зачастую срезанные или смазанные вдоль торца;

— приподнятости на верхней постели вдоль торцов, иногда подрезанные или придавленные после изъятия сырца из формы;

— неравномерная толщина плинфы (как между разными экземплярами, так зачастую и на одном экземпляре) как следствие недостаточно аккуратной формовки и подтеков теста под рамку; средняя толщина плинфы при этом всегда больше, чем глубина формы (ширина ее досок), которая хорошо фиксируется по подтекам на торцах; при наиболее частой для XII в. глубине формы в 4 см толщина плинф составляет в среднем 4,5-5,5 см, достигая в некоторых случаях 7 см; по этой причине толщина плинфы практически не имеет хронологического значения;

— отсутствие выпуклых знаков на торцах, которые наблюдаются в других строительных центрах исключительно в случаях использования разъемной формы; маркировка новгородской плинфы, сделанная по сырцу до обжига, известна в двух видах: рисунки и метки на верхней постели (плинфа Софийского собора и храмов первой трети XII в.) [11, с. 71,76] и вдавленные штампом клейма на верхней постели (церковь Дмитрия Солунского в Пскове) [19].

С одной стороны, вывод о технологической однородности не может не разочаровывать. В отличие от Киева, Чернигова и Переяславля, где тип формовки плинфы несколько раз кардинально изменялся, в Новгороде этот признак не может быть использован для хронологических определений. С другой стороны, ничто другое не подтверждает лучшим образом полную преемственность плинфоделательной традиции на протяжении XII — начала XIII в., включая псковский и ладожский этапы новгородского зодчества. Более того, выяснилось, что, вопреки утверждениям Н. В. Новосёлова, пока нет никаких оснований выделять параллельную деятельность нескольких групп плинфотворителей в XII в.

2. Неожиданным наблюдением оказалось, что к тому же типу формовки относится и плинфа Софийского собора (1045-1050), хотя разрыв традиции между строительством собора в середине XI в. и возобновлением новгородского зодчества в начале XII в. очевиден. Тем не менее существенная разница между плинфой XI и XII вв. присутствует. Отличительной особенностью большого количества плинф является специфическая обработка верхней постели. Чаще всего это гладкая поверхность со слабыми следами заглаживания рукой. Следы направлены под углом к торцам, иногда криволинейны, изредка направление заглаживания меняется под прямым углом. Такая обработка никогда не встречается на новгородской плинфе более позднего периода.

Еще более неожиданным оказывается результат сравнения плинфы новгородского собора с синхронными строительными материалами Южной Руси. Плинфа Киевской Софии, как и вообще киевская плинфа времени Ярослава Мудрого, относится к совершенно другому типу формовки — в разъемной рамке. Верхняя постель плинфы имеет следы продольного снятия с помощью дощечки. Хронологически ближайшей аналогией заглаживанию верхней постели являются следы на плинфе средних и верхних частей Спасского собора в Чернигове. Таким образом, можно полагать, что при строительстве Новгородской Софии работали плинфоделы, связанные с возведением именно этого южнорусского памятника.

3. С самого первого новгородского храма XII в. — церкви Благовещения на Городище (1103), в Новгороде производится плинфа по технологии формовки в неразъемной форме-пролетке. Это позволяет безошибочно определить источник происхождения технологии первых новгородских мастеров-плинфоделов. Именно такая технология использовалась в Киеве во второй половине XI-XII вв., начиная с Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Все другие древнерусские строительные центры конца XI — начала XII в. (Чернигов, Переяславль, Суздаль) используют совершенно другие технологии. Однако в начале XII в. киевская плинфа начинает испытывать некоторые изменения. Характерным признаком для нее становятся вдавленные бортики вдоль нескольких торцов. Впервые эта черта появляется на плинфе Михайловского Златоверхого монастыря (заложен в 1108 г.) и прослеживается до самого конца XII в. Со второй трети XII в. для киевской, а затем и волынской плинфы становятся характерны расчесы на верхней постели [14]. Среди новгородской плинфы не выявлено образцов с расчесами, а единичные образцы со вдавленными бортиками только подчеркивают отсутствие системного использования этого приема. Эти особенности свидетельствует об отсутствии какого-либо влияния киевской технологии плинфоделия на новгородскую на протяжении XII в.

В качестве свидетельства о связях новгородской и южнорусской плинфы приводятся иногда сведения о клеймах и знаках в виде крестов на торцах плинфы. Действительно, такие выпуклые знаки известны на плинфе XII в. в Чернигове. Однако достоверных данных о выпуклых знаках на новгородской плинфе нет. Более того, при формовке в неразъемной рамке нанесение выпуклых знаков невозможно. Рисунок восьмиконечного креста на торце плинфы в Мирожском соборе, который иногда принимают за клеймо [8, с. 28,173], на самом деле является глубоким граффити, прочерченным по обожженному кирпичу. Аналогичные изображения известны на плинфе церкви Успения Богородицы Пирогощей в Киеве (1130-е годы), так называемой Воскресенской церкви в Переяславле Южном (вторая четверть XII в.), а также церкви св. Климента и церкви на р. Волхове в Старой Ладоге (вторая половина XII в.). Видимо,

многочисленные граффити в виде крестов наносились на стены этих храмов в короткий промежуток между возведением стен и их росписью; эти следы, очевидно, не имеют отношения к производству плинфы.

4. Серьезные изменения в новгородской плинфе происходят около середины XII в. Во-первых, изменяется формат. Так, плинфа из церкви Климента в Старой Ладоге (1153 г.) по длине еще аналогична, а по ширине несколько меньше плинфы храмов Успения на Торгу в Новгороде и Дмитрия Солунского в Пскове. Кроме того, зафиксирован дополнительный узкий формат шириной 15-16 см, характерный для памятников Новгорода и Пскова первой половины XII в., широко использовавшийся для кладок апсид, арок и барабанов.

Формат плинфы храмов Успения и Георгия, а также церквей на р. Волхове и р. Ла-дожке, в Старой Ладоге — маломерный по сравнению с плинфой церкви Климента: средние значения и длины, и ширины на 3 см меньше. Одновременно с таким резким уменьшением формата исчезает из употребления дополнительный узкий формат. Возможно, это было связано с тем, что новый маломерный формат был более универсален в употреблении. Кроме того, важной технологической чертой плинфы таких ладожских памятников, как церкви Успения и Георгия, являются глубокие следы травы, полностью покрывающие поверхность нижней постели (более чем на 50% [2; 9; 20, с. 77]). Скорее всего, отпечатки — следствие формовки плинфы непосредственно на земле. Еще Г. М. Штендер отмечал, что отпечатки травы становятся характерными для новгородской плинфы последней трети XII — начала XIII в. Интересно, что подобная черта свойственна только новгородской плинфе и не известна в других древнерусских строительных центрах.

Подведем некоторые итоги.

Типологическое исследование новгородской плинфы убеждает в том, что в условиях почти полной преемственности и непрерывности традиции на протяжении XII — начала XIII в. кардинальных смен технологии производства не происходило. Тем не менее плинфа середины XI в. хорошо отличима от плинфы первой половины XII в., а она, в свою очередь, хорошо отличима от плинфы второй половины XII в., даже без учета формата. Определение этих основных типов, безусловно, должно быть введено в широкую практику археологических исследований, не говоря уже о практике архитектурной реставрации.

Изучение нюансов технологии производства плинфы может дать в будущем данные для уточнения относительной хронологии и определения датировки памятников, не имеющих летописных дат, а также ремонтных работ, осуществленных в домонгольское время. Для этого должна быть значительно увеличена исследовательская база эталонных образцов, собираемых в ходе реставрационных и археологических исследований.

Весьма показательным оказывается сравнительный анализ типов новгородской плинфы с типами плинфы южнорусских земель (в первую очередь Киева). Оказывается возможным достаточно четко проследить конкретные истоки формирования местной традиции, выявить связи или подтвердить их отсутствие.

1. Раппопорт П. А. Метод датирования памятников древнего смоленского зодчества по формату кирпича // Советская археология. 1976. № 2. С. 83-93.

2. Штендер Г. М. О ранних Федоровских храмах древнего Новгорода // Памятники культуры: новые открытия. 1977. М.: Наука, 1977. С. 437-444.

4. Штендер Г. М. Древняя строительная техника как метод изучения русского зодчества // Архитектурное наследие и реставрация. М.: Росреставрация, 1986. С. 9-31.

5. Раппопорт П. А. Археологические исследования памятников новгородского зодчества // Новгородский исторический сборник. Вып. 1 (11). Л.: Наука, 1982. С. 189-202.

6. Демичева Н. Н. Исследование памятников новгородского зодчества XII — начала XIII в. по данным об эволюции формата кирпича // Советская археология. 1984. №1. С. 220-228.

8. Новосёлов Н. В. От Благовещения до Благовещения. Строительное производство Новгородской земли в период сложения местной архитектурной школы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 196 с.

9. Новосёлов Н. В. Плинфа Старой Ладоги // Древние культуры и технологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 92-98.

10. Новосёлов Н. В. Плинфотворители в составе строительных коллективов Киева и Новгорода XII в. (к вопросу о профессиональной организации строителей в домонгольской Руси) // Архитектурно-археологический семинар. Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. С. 59-65.

11. Жервэ А. В. Новгородская плинфа первой трети XII в. // Искусство Древней Руси и его исследователи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 67-87.

12. Игнатенко И. М. Плинфоделие Чернигова // Архитектурно-археологический семинар. Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. С. 34-50.

13. Торшин Е. Н. Плинфа архитектурных памятников Киева середины — второй половины XII века // Архитектурно-археологический семинар. Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. С. 99-110.

15. Ёлшин Д. Д. Плинфа Переяславля Русского // Науков1 записки з украшсько! ктори. Вип. 20. Переяслав-Хмельницький: Переяслав-Хмельницький ДПУ 1м. Григор1я Сковороди, 2008. С. 209-225.

17. Ёлшин Д. Д. Новые исследования древнерусской плинфы: итоги и перспективы // Археолог1я 1 давня 1стор1я Украши. Вип. 1. Проблеми давньорусько! та середньов1чно! археологи. Кшв: Ыстиут археологи НАН Украши, 2010. С. 395-407.

18. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси. СПб.: Наука, 1994. 159 с.

19. Белецкий В. Д. Клейма и знаки на кирпичах XII века из церкви Дмитрия Солунского в Пскове // Советская археология. 1971. № 2. С. 272-277.

20. Лалазаров С. В. Плинфа церкви Георгия в Старой Ладоге // Архитектурно-археологический семинар. Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. С. 76-84.

изготовление кирпича в Египте


Изготовление кирпича в Древнем Египте

Многочисленные археологические раскопки позволяют нам с уверенностью говорить о том, что первые кирпичи в качестве строительного материала были применены человеком около 5 тысяч лет назад. Но кто именно изобрел кирпич достоверно сказать нельзя. Скорее всего, кирпич в том понимание, которое мы вкладываем в это слово был изобретением не одного человека, а плод эволюционного развития самой технологии постройки крепкого и недорогого жилища из подручных материалов. Ученым не удалось точно указать и найти место постройки первого строения из кирпича, но, то, что эти строения стали возводится в Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом (Междуречье), совсем не случайно. Дело в том, что в этих местах всегда вдоволь было воды, глины и соломы. И вся эта благодать освещалась жарким солнцем практически круглый год. Именно из этих природных материалов и строили свои жилища местные жители. Строения возводились из соломы обмазанной глиной.

глинобитные кибитки

Глина высыхала под солнечными лучами и становилась твердой, при этом не пропускала влагу и хорошо защищала от непогоды. Люди это заметили, а так как они стремились облегчить свой труд, то ими и был изобретен этот, незатейливый на первый взгляд, брусок из соломы и глины, получивший у нас название кирпич. Технология изготовления первых кирпичей была проста: клейкую глину смешивали с водой, добавляли для прочности и крепости солому, а уже сформированные таким образом кирпичи под горячими лучами солнца высыхали и становились твердыми как камень.

изготовление кирпича-сырца


Изготовление кирпича-сырца

Это был еще необожженный кирпич или кирпич-сырец. Кирпич-сырец и сейчас в наше время широко используется во многих станах мира как основной строительный материал.
Первыми кто освоил технологию обжига кирпича в печи, стали древние египтяне. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, хорошо видно как производился кирпич, и строились из него храмы и дома. Например, городские стены Иерихона сложены из кирпича, который имел форму, сходную с нынешними батонами белого хлеба.

Стены Иерихона из кирпича


Стены Иерихона из кирпича

Кирпич стал основным строительным материалам в Междуречье и практически все города в период расцвета этой цивилизации были построены из него. Например, в Вавилоне красивейшем городе древнего мира все здания были построены из кирпича.
Большими мастерами в производстве кирпича и строительстве зданий и сооружений из него стали древние римляне и греки. Именно от греческого слова "plinthos", которое буквально и означает "кирпич" получили свое название плинфы, изделие, которое явило собой новую веху в истории производства кирпичей.
Это интересно: Другое греческое слово, "керамос", переводится как глина. А понятие "керамика" обозначает изделия из обожженной глины. Когда-то в древних Афинах мастера - горшечники жили компактно в одном из районов города. Этот район стал называться афинянами "Керамик".

Плинфы - наиболее древние обожженные кирпичи. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. Они были квадратными и крупных размеров. В Древнем Риме плинфа изготавливалась как правило следующих размеров 50 х 55 х 4,5 см,а в Византии 30 х 35 х 2,5.
Изготавливались плинфы и поменьше, но их использовали как черепицу. Как видим, древние плинфы были значительно тоньше современного кирпича, но это обстоятельство нисколько не мешало тем, же римлянам строить из них знаменитые римские арки и своды.

Внешний арки Колизея


Внешние арки Колизея

Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась "полосатой". Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.

Кирпич в России

В домонгольской Киевской Руси, которая очень много переняла от культуры Византии, в том числе и строительные технологии, плинфа стала основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий и использовалась в древнерусском храмовом зодчестве 10 - начала 13 века, в частности из них были построены Софийский собор (Киев), 1037 год, Церковь Спаса на Берестове, 1113-25 годы, Благовещенская церковь (Витебск), Борисоглебская церковь (Гродно).
Первые кирпичные мастерские на Руси появились при монастырях. Их продукция преимущественно шла на нужды храма. Считается, что первым религиозным сооружением на Руси, построенным из кирпича, стала Десятинная церковь в Киеве.

Десятинная церковь в Киеве


Десятинная церковь в Киеве

Это интересно: В научной литературе высказывались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич, который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние предмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные ранее. Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. "половинки", особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Антониева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря - более 7 см).

На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве.
Это интересно: История появления первого завода по производству кирпича в Московском царстве довольно интересна. В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Но Аристотель начал не со строительства, а с налаживания производства кирпича с особой обжиговой печью. И очень быстро этот завод стал производить очень качественный кирпич. В честь архитектора его прозвали "Аристотелев кирпич". Из такого "глиняного камня" были возведены также стены Новгородского и Казанского кремля. "Аристотелев кирпич" имел практически идентичный современному кирпичу вид и следующие размеры 289х189х67 мм. "Государев кирпич" - первый в России, который предполагал перевязку швов.

Несмотря на исключительную популярность кирпича как строительного материала вплоть до XIX века техника производства кирпичей в России оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца или небольших переносных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот. Впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки.
Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей была придумана система клеймения. То есть каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак - клеймо, который наносился на кирпич. В XIX веке также появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.

Старый клейменный кирпич


Старый клейменный кирпич

Это интересно: При Петре 1 качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более 3 штук, то вся партия браковалась. При строительстве Санкт-Петербурга Петром I был введен т.н. "каменный налог" - плата кирпичом за въезд в город.

Современный кирпич обрел знакомые нам размеры - 250х120х65 мм - в 1927 году, его вес не более 4,3 кг.
Прошло 5 тысяч лет, а кирпич по-прежнему остается самым популярным строительным материалам и свое первенство не собирается уступать никому. Эволюция в развитие технологии производства кирпича и керамических изделий в чем-то сродни эволюции человека по теории Дарвина. Если провести аналогию, то сначала зарождение примитивных форм (глинобитные хижины), затем первобытный человек (кирпич-сырец), теперь человек современный (обожженный кирпич и керамические камни). Эволюционное развитие человека и технологии производства кирпича идут рука об руку, и эта закономерность свидетельствует, что пока существует наша цивилизация, будет существовать и кирпич, как основа всей строительной индустрии созданной человечеством за много веков.

Плинфа – это строительный материал, который в старину был едва ли не основным для возведения каменных домов и прочих сооружений. Когда и в каких странах он использовался? И применяют ли его в современном строительстве?

Плинфа – это…

плинфа это

Итак, что же такое плинфа? Это плоский и широкий обожженный кирпич, который по своей форме близок к квадрату. Плинфа гораздо тоньше современного стандартного кирпича и намного превышает его по ширине. Благодаря такой форме удавалось существенно повысить сейсмоустойчивость несущих стен старинных зданий.

Плинфа в истории архитектуры

Плинфа в Древней Руси - это главный строительный материал. Его можно увидеть в памятниках древнерусского зодчества, дошедших до наших дней. Среди самых ярких примеров таких строений выделяются следующие:

  • Золотые Ворота (Киев).
  • Собор Святой Софии (Киев).
  • Десятинная церковь, фундамент (Киев).
  • Пятницкая церковь (Чернигов).
  • Храм Иоанна Предтечи (Керчь).

плинфа в архитектуре

Анализ древних памятников архитектуры показал, что для изготовления плинфы чаще всего брали каолиновую глину. Кирпичи из нее получались розового, палевого или же бледно-желтого оттенков. Примерно в середине XII века плинфа стала уступать свое главенствующее место в древнерусском зодчестве белому камню. А к концу XV века ее окончательно вытеснил формованный кирпич.

Плинфа в архитектуре и строительстве

плинфа в Древней Руси это

Каким образом осуществляется кладка плинфы? Один край у этого стройматериала немного приплюснут. Это сделано для того, чтобы влага и вода снаружи не попадали под плинфу. Этим скошенным краем материал следует класть наружу, образуя некий слегка выступающий козырек.

Линогравюра. Описание, особенности, история возникновения и развития

Что такое линогравюра? Кратко рассмотрим ее мировую и российскую историю. Опишем технику, выделим особенности, перечислим необходимые для творчества материалы и инструменты. Далее - отличительные черты цветной и монохромной линогравюры.

Пленэр - определение. Советы начинающим художникам

Иногда творческие натуры говорят на языке, совершенно непонятном для простых смертных. Ну вот, например, каких действий можно ожидать от художника, когда он говорит: "Сегодня я иду на пленэр"? Это значит, что он оденется попроще, закинет .

Понева - определение. История и описание

Изучая историю отечества, а именно быт наших предков, мы очень часто сталкиваемся с незнакомыми нам словами. И это не удивительно, ведь человек не может быть в курсе всего. В этой статье вы как раз и познакомитесь с одним из таких слов, значение .

Понева - это что это -? Русская понева: краткое описание, фото

Понева - это распашная юбка, часть русского женского национального костюма. Разнообразная вышивка, узорное полотно и яркие сочетания красного, синего, белого и зеленого цветов делали эту юбку настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

Диастолическая дисфункция левого желудочка сердца. Описание. Лечение

Диастолическая дисфункция левого желудочка сердца являет собой снижение его способности к перекачиванию крови в свою полость из легочной артериальной системы. Причины данного явления в большинстве своем основываются на падении податливости стенок.

Вашему вниманию предлагается биография Карла Линнея. Этот человек (годы жизни - 1707-1778) - известный шведский естествоиспытатель. Мировую известность ученый получил благодаря системе животного и растительного мира, созданной им. Биография Карла Линнея, представленная ниже, познакомит вас с основными событиями его жизни и научными достижениями.

Карл Линней: краткая биография, вклад в науку

Природа предоставляет нам в пользование достаточно много полезных и нужных веществ. Лигнин и целлюлоза, входящие в состав зеленых растений, также нашли свое широкое применение.

Лигнин - определение. Лигнин гидролизный. Применение гидролизного лигнина, свойства

Биполярное расстройство второго типа, в отличие от первого, подразумевает, как правило, депрессивную фазу. При этом периоды слегка повышенного настроения (гипоманиакальные) чрезвычайно трудно поддаются диагностике. На самом деле даже для психиатров это заболевание представляет собой и этическую, и диагностическую проблему.

Что это - биполярное расстройство второго типа?

Одной из функций липидов, является создание энергетического резерва организма и обеспечение водоотталкивающих свойств кожного покрова вкупе с термоизоляционной защитой. Некоторые жиросодержащие вещества, не имеющие жирных кислот, также отнесены к липидам

Липиды - определение. Липиды: функции, краткая характеристика

Полипоз носа - поражение слизистой оболочки, при котором этот слой начинает разрастаться и перекрывать носовые ходы. Дыхание при этом ухудшается. Устранить проблему можно оперативным путем, но важно слушать рекомендации врачей, чтобы не допустить рецидива.

О вкладе Византии в технологию строительных растворов пишет в своей диссертации А. Липатов [i] . Он сообщает, что со временем в Византии росла толщина растворных швов в кирпичных строениях – от 10-15 к 60-70 и даже 120-150 мм, что связано с введением в раствор кирпичной или керамической крошки (цемянки), кирпичного боя, дробленого щебня и гальки, причем керамическая крошка с успехом заменяет недоступный поццолан. В результате реакции гашеной извести с керамикой получалось нечто вроде армированного бетона. Да и сами кирпичи в такой кладке играют, фактически, роль арматуры. Византийский кирпич отличается по своему виду - это тонкая, около 5 см, широкая пластина - плинфа. Таким образом, раствор составлял основной массив стены, в котором плинфы задавали структуру. Кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской .

Византия передала свое мастерство принявшим православие соседям: Сербии, Болгарии, Румынии.

Русь после принятия христианства получила возможность причаститься не только к вере, но и к целому ряду инноваций Византии. Так, строительство Десятинной церкви в Киеве проходило с участием византийских мастеров, что доказывают не только приемы кладки, применение характерного плоского кирпича - плинф, характер интерьера, но и использование толстых швов и даже технологии горячего раствора, что можно выявить на археологических останках церкви.

Рис. 7 Десятинная церковь была с ооружена древнерусскими и византийскими мастерами в 979-996 годах в период князя Владимира Святого, на её сооружение и содержание выделялась десятая часть княжих доходов – десятина, отсюда и название храма. (Реконструкция изображает, между прочим, и византийскую полосатую кладку ) Церковь была разрушена во время татаро-монгольского нашествия.

В общем-то, до открытия цемента оставалась пара шагов: если иметь печи, дающие более высокие температуры, то можно было б дойти и до открытия цемента, который получается, как говорилось выше, совместным обжигом известняка и глины при 1450 о С. Но такая высокотемпературная печь сама была технической проблемой, когда она появилась, то стало возможным делать сталь, и фарфор.

Рис. 8. К ладк а Спасского собора в Чернигове , XI век. Хорошо видно, как мало тут плинфы и как много раствора. Слабый раствор за прошедшее тысячелетие разрушился бы. Этот и множество других любопытных образцов кладки древнего Спасского собора можно посмотреть здесь

Рис. 9. Комбинированная кладка Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Витебск, XI или XII вв, фото Виктора Атапина.

В этом случае применение гипсового раствора было, вероятно, не связано с мастерами, но с распространением конкурентной технологии.

Средневековая Западная Европа.

В некоторых случаях, например в кафедралах 13 века в Шартре, Суассоне, Бурже, Париже, Лаоне и более раннем кафедрале в Клуни использовались гипсовые растворы [vi] . Гипс, как известно, обладает гидравлическими свойствами, хотя и не очень прочен.

Рис. 11. Пизанская башня несет в себе строительную тайну. Она не только падает, но не упадет, но еще и сложена на основе очень неплохого строительного раствора. Он вернулся будто из античности.

Наоборот, опровергнут миф, что при строительстве Карлова моста в Праге использовались яйца, как добавки в раствор [ix] , это показал химический анализ.

Да и на Руси добавки такого рода относились к штукатурке для росписи, которая с такими добавками становится прочней и устойчивей к осыпанию.

[ii] Медникова Е.Ю., Липатов А.А., Куликов В.Е. О строительных растворах трех новгородских памятников конца XII века: Новые методы и результаты "РЕЛИКВИЯ" №2/06/04

[iii] В.Н.Татищев. История Российская. М., 2005. Т. 2, с. 687.

[iv] Заграевский С.В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва – Владимир, 2009. С. 95–114.

[v] R obert A. Scott. The Gothic Enterprise: A Guide to Understanding the Medieval Cathedral University of California Press 2003

[vi] Adams J., W. Kneller and D. Dollimore Thermal analysis (TA) of lime- and gypsum-based medieval mortars Thermochimica Acta , V . 211, 1992, P . 93-106

[vii] FRANZINI M . , LEONI L . , LEZZERINI М . and SARTORI F. The mortar of the "Leaning Tower" of Pisa European Journal of Mineralogy ; November, December 2000; v. 12; no. 6; p. 1151-1163;

[viii] Fuwei Yang, Bingjian Zhang, Qinglin Ma. Study of Sticky Rice-Lime Mortar Technology for the Restoration of Historical Masonry Construction . Accounts of Chemical Research , 2010

Читайте также: