Пиллерсы для моделей кораблей своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024


Изготовление юферсов включает в себя собственно точение юферса на токарном станке и, что еще более важно, разметка и сверление трех отверстий в юферсе. Приспособлению, с помощью которого можно легко и быстро разметить центры этих трех отверстий, и посвящена данная статья.

Заготовка для юферса

Фото 1. Заготовка для юферса. Резец-клише рассчитан на одновременное изготовления одного юферса.

Процесс начинается с изготовления из металла резца-клише для придания юферсу нужного профиля на токарном станке (фото 1). Поскольку невозможно сделать резец такого профиля, чтобы он сразу и отрезал юферс от заготовки, то сделаем резец так, чтобы он оставлял широкие канавки с обеих сторон юферса (фото 2). Затем, с помощью маленькой циркулярной пилы, за два прохода отрежем юферс от заготовки (фото 2 и 3). Следует отметить, что надо оставить с двух сторон некоторый припуск, так как затем щекам юферса надо будет придать некоторую выпуклость. Чтобы не потерять маленький юферс при распиловке, можно его придерживать палкой, у которой на конце сделано углубление для юферса.

Отрезание юферса

Отрезание юферса

Фото 2 и 3. После того, как юферс выточен на токарном станке, его нужно отрезать от заготовки.

Далее нужно сделать приспособление для закрепления юферса. Для этого будем использовать латунные трубки различного диаметра, которые входят друг в друга. Для резки трубок можно использовать всю туже циркулярную пилу, предварительно вставив в один конец трубки деревянный шпунт, который предотвратит деформацию тонкой трубки при резке и сыграет роль держателя, т.к. трубка при резке может сильно разогреваться (фото 4). На фото 5 показано полностью готовое приспособление, оно состоит из двух частей – держателя (внизу фото) и пробойника с тремя штырями (показаны тремя белыми стрелками). Черные стрелки указывают на скользящую сцепляющую муфту на держателе.

Безопасный способ резки латунных трубок.

Фото 4. Безопасный способ резки латунных трубок.

Готовое приспособление.

Фото 5. Готовое приспособление.

Держатель состоит из трех секций, которые вставляются друг в друга. На фото 6 деталь номер 1 – обычная трубка, ее внутренний диаметр соответствует диаметру юферса. Внутри нее вклеена деревянная пробка таким образом, чтобы глубина внутренней полости была примерно равна половине толщины юферса. На трубку 1 надевается трубка 2, диаметр которой равен диаметру трубки пробойника и в которую плотно входит трубка 1. Трубка номер 3 – сцепляющая муфта, которая скользит по трубке 2 и в процессе работы соединяет держатель и пробойник. Стрелкой показано место, куда вставляется юферс. На фото 7 показан процесс, когда юферс вставлен в держатель и держатель соединяется с пробойником, в котором четко видно три штыря. Небольшая трубка на пробойнике соответствует трубке номер 2 на держателе. Это важно, так как скользящая муфта должна перейти с держателя на пробойник безо всяких ступенек.

Держатель состоит из трех секций.

Фото 6. Держатель состоит из трех секций, которые вставляются друг в друга.

На конце пробойника есть маленькая трубка.

Фото 7. На конце пробойника есть маленькая трубка, которая будет стыковаться с трубкой номер 2 держателя и затем они накрываются скользящей муфтой 3.

На фото 8 двумя стрелками показана как раз эта муфта, которая сцепляет обе детали (справа держатель, слева пробойник) приспособления в единое цело и обеспечивает их соосность.

Две черные стрелки указывают на муфту.

Фото 8. Две черные стрелки указывают на муфту, которая соединяет и удерживает соосно обе части приспособления – держатель и пробойник.

Далее просто легко ударяем по пробойнику и он оставляет на юферсе необходимые метки.
Разделите приспособление и снимите юферс с размеченными тремя отверстиями. Теперь небольшим бором рассверлите намеченные отверстия и затем увеличьте его до нужного диаметра (фото 9). Возможно, у вас возникнет вопрос, почему на этом этапе не используется сверлильный станок или бормашинка на штативе и почему юферс удерживается пальцами, а не держателем? Ответ довольно прост: можно использовать и сверлильный станок – это вопрос личного предпочтения. Я нахожу, что получится быстрее, если держать юферс пальцами и делать отверстия вручную. Точная разметка отверстий юферса уже выполнена пробойником, а набить руку, чтобы держать бормашинку под углом, близким к перпендикулярному к поверхности юферса – дело небольшой тренировки. Можно спросить, почему используются боры, а не сверла. Дело в том, что при использовании боров меньше вероятность расколоть юферс. Хотя можно использовать и сверла, тем более, если юферс изготавливается из самшита, кизила или ореха.

Для начала используйте маленький бор.

Фото 9. Для начала используйте маленький бор, постепенно сменяя его на больший до получения нужного размера.

Теперь надо сделать оковку вокруг юферса. Ее можно сделать из мягкой проволоки, но тогда будет стык, который не всегда удается скрыть. Мы пойдем другим путем и будем отрезать кольца от тонкостенной латунной трубки. Диаметр трубки должен быть примерно вдвое больше, чем диаметр соответствующего юферса. Обратите внимание, как отрезается кольцо от трубки (фото 10): во-первых, отрезаемое кольцо поддерживается деревянной палочкой, иначе вам его придется искать по всей мастерской; во-вторых, чтобы рез был перпендикулярен оси трубки и, соответственно, ширина кольца была постоянной, нужно использовать упор, которые перпендикулярен диску пилы.

Отрезание тонкого латунного кольца для оковки юферса.

Фото 10. Отрезание тонкого латунного кольца для оковки юферса.

Если есть возможность, то для резки латуни лучше использовать отдельный диск, а не тот, который используется для резки дерева. Можно рекомендовать тонкие диски толщиной 0,2 или 0,3 мм. Перед резкой латуни можно сначала распилить восковую свечу, чтобы диск покрылся воском.
Поскольку юферсы довольно хрупкие, и чтобы их не сломать, полученное латунное кольцо нужно отжечь в пламени свечи (фото 11). Это придаст латуни необходимую мягкость. Сажу и копоть лучше сразу отмыть.

Латунное кольцо надо отжечь.

Фото 11. Латунное кольцо надо отжечь (нагреть в пламени) для придания ему большей эластичности.

На фото 12 показан начальный этап формирования оковки юферса. Просто сжимаем пальцами кольцо вокруг юферса до придания ему грушевидной формы.

Расположить кольцо вокруг юферса и согнуть его пальцами.

Фото 12. Расположить кольцо вокруг юферса и согнуть его пальцами.

Тонкими плоскогубцами сильно сдавите кольцо как можно ближе к юферсу (фото 13). При этом убедитесь, что одно из отверстий, соответствующее вершине воображаемого треугольника, развернуто, как и положено, к нижней части оковки.

Применяя плоскогубцы, обжать кольцо вокруг юферса.

Фото 13. Применяя плоскогубцы, обжать кольцо вокруг юферса.

На заключительном этапе на другой стороне оковки нужно сформировать отверстие для вант-путенса. Этого легко достигнуть, вставляя туда хвостовик сверла подходящего диаметра или другой круглый предмет. Затем плоскогубцами сильно обжимаем оковку вокруг хвостовика, формируя нужную форму очка (фото 14). Удалите сверло, и остается только ухватить плоскогубцами оковку как можно ближе к юферсу и согнуть ее по направлению к борту модели.

Заканчивают оковку формированием отверстия в ее нижнем конце.

Фото 14. Заканчивают оковку формированием отверстия в ее нижнем конце.

Готовый юферс с вант-путенсами показан на фото 15. Нижняя часть, которая крепится непосредственно к борту модели, сделана из кольца, согнутого восьмеркой. Количество звеньев цепи и их размер зависит от выбранного вами судна. Используемая при этом проволока тоже должна быть отожженной.

Готовый юферс и вант-путенс.

Фото 15. Готовый юферс и вант-путенс.

Готовый юферс установлен на руслени в специальной канавке.

Фото 16. Готовый юферс установлен на руслени в специальной канавке.

Чтобы успешно сделать цепь для вант-путенс, можно использовать известную технику: отожженной проволокой с натягом обернуть деревянную оправку прямоугольного сечения и затем разрезать проволоку вдоль оправки по тонкой стороне (фото 17). Использование оправки гарантирует одинаковость всех звеньев цепи. Разрезать проволоку на отдельные звенья удобно с помощью тонкого диска и бормашины. Для примера приведем размер оправки для большого юферса модели 74-х пушечного линейного корабля HMS Warrior в масштабе 1:64: оправка будет сечением 1,6х4,8 мм. В масштабе 1:96 размеры оправки будут уже 1х3 мм.
Перед окраской всех металлических деталей собранного юферса в черный цвет, рекомендуется зафиксировать все звенья цепи с помощью циакрина.

Читайте также: