Пикетажная книжка как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

1 ВВЕДЕНИЕ Расчетно-графическая работа содержит некоторые вопросы трассирования линейных сооружений на примере автомобильной дороги. Строительство дорог производится по утвержденным проектам, которые составляются на основании дорожно-экономических обследований и технических изысканий. После проведения экономических обследований и предварительных технических изысканий выполняют полевое трассирование дороги, в процессе которого измеряют линии и углы поворота, разбивают пикетаж, снимают ситуацию вдоль трассы, закрепляют углы поворота, устанавливают реперы и ведут пикетажный журнал (пикетажную книжку). По разбитому пикетажу в дальнейшем производят техническое нивелирование. В рассматриваемом случае участок дороги нивелировался нивелиром Н3 с двухсторонними трехметровыми рейками в одном направлении. Отсчёты на промежуточные точки снимались только по черной стороне рейки. Работа включает расчет элементов круговых кривых и подготовку данных для их детальной разбивки, обработку журнала нивелирования, построение профиля трассы, нанесение проектной линии, вычисление проектных и рабочих высот. Условие задания, исходные данные, порядок выполнения работы и методические указания приведены ниже. Задание: По данным пикетажной книжки и журнала технического нивелирования составить профиль трассы дороги и нанести проектную линию. Исходные данные: 1. Угол поворота и радиус кривой 2, румб линии ПКО-ВУ 1, высоты реперов 1 и 2 (выбираются из табл. 1 по указанию преподавателя). 2. Пикетажная книжка (приложение 1). 3. Журнал технического нивелирования (выдается каждому студенту). Необходимые материалы: 1. Таблицы для разбивки кривых. 2. Микрокалькуляторы. 3. Миллиметровка (40х90 см). 3

2 4. Тушь черная, красная, синяя. 5. Карандаш, чертежная ручка, рейсфедер, линейка. Таблица 1. Исходные данные Варианты Кривая 2 Румб линии Высоты угол радиус пк0-ву 1 репера 1 репера СВ: ,138 98, СВ: ,138 97, СВ: ,254 98, СВ: , , СЗ : , , СЗ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , ЮЗ: , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , ЮВ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , ЮВ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : ,138 97, СВ : ,254 98, СВ : , , СЗ : , , СЗ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , ЮЗ : , ,302 4

3 Варианты Кривая 2 Румб линии Высоты угол радиус пк0-ву 1 репера 1 репера ЮЗ : , , ЮЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , ЮВ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , СЗ : , , СЗ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , СВ : , , СВ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СЗ: , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : ,138 97, СВ : ,254 98, СВ : , ,399 5

4 Варианты Кривая 2 Румб линии Высоты угол радиус пк0-ву 1 репера 1 репера СВ : , , СЗ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , СВ : , , ЮВ : , , ЮВ : , , ЮЗ : , , ЮЗ : , , ЮВ : , , СЗ : , , СЗ : , , СВ: , , СВ: , , СЗ: , , СЗ : , , СВ : , , СВ : , , ЮВ: , , СЗ: , , СЗ: , ,705 Порядок выполнения работы: 1. Рассчитать основные элементы кривой 2; 2. Обработать журнал технического нивелирования; 3. Построить профиль трасы дороги в масштабах; горизонтальный 1:2000, вертикальный 1:200, поперечников 1:1000 (горизонтальный и вертикальный); 4. Нанести проектную линию, соблюдая следующие условия: а) максимальный уклон проектной линии 5 % (50 тысячных), б) высота проектной линии на пикете 0 равна фактической высоте,в) высота настила моста через реку Проню должна быть на 2 3 м выше горизонта высоких вод, 6

5 г) мост и подходы к нему запроектировать горизонтальной площадкой, д) объем земляных работ должен быть минимальным и сбалансированным; 5. Вычислить проектные и рабочие высоты; 6. Определить расстояние до точек нулевых работ и их высоты; 7. Оформить профиль тушью; 8. Подготовить данные для детальной разбивки круговой кривой РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ КРУГОВОЙ КРИВОЙ При разбивке пикетажа в каждый угол поворота трассы производят вставку круговой кривой. Чтобы отыскать на местности начало кривой НК, середину СК и конец КК (рис.1). по измеренному углу поворота ϕ и назначенному радиусу кривой R при помощи специальных таблиц [3] или на микрокалькуляторе по формулам (1-4) определяют ее элементы: тангенс Т, кривую К, биссектрису Б и домер Д. Рис. 1 ϕ ϕ Т = Rtg ; (1) Б = R sec 1 ; (3) 2 2 πϕ K = R ; (2) D = 2T K. (4) 7

6 Затем подсчитывают пикетажное наименование главных точек кривой: HK = BУ T; KK = HK + K. Здесь ВУ пикетажное обозначение вершины угла. Контроль: KK = BУ + ТТ Д. При разбивке пикетажа пикеты, оказавшиеся на тангенсах (точка Р на рис. 1) выносятся на кривую (точка Р) методом прямоугольных координат. Координаты (Х расстояние от начала или конца кривой по направлению к вершине угла и Y перпендикуляр, восстановленный с линии тангенса из полученной точки в сторону кривой) выбираются из таблиц [3] или вычисляются по следующим формулам: Х = Rsinγ ; (5) Y = 2Rsin. (6) 2 Величина угла γ, в свою очередь, определяется по формуле. γ S S = ϕ, πr K 2 γ = (7) где S расстояние от начала или конца кривой до пикета. Все указанные расчеты следует произвести в пикетажной книжке аналогично тому, как это сделано в приложении ОБРАБОТКА ЖУРНАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ Обработку журнала выполнить в указанной ниже последовательности по образцу приложения 3 1. Вычислить разности высот нулей красной и черной сторон реек. Они не должны отличаться от эталонных более, чем на 5 мм (эталонные разности для обеих реек равны 4784 мм). 2. Вычислить превышения связующих точек по черной и красной сторонам реек и сравнить их между собой (расхождение не должно превышать 5 мм). 3. Вычислить средние превышения (без округления). 4. Выполнить постраничный контроль, для чего найти на каждой странице сумму всех задних отсчетов З, сумму передних отсчетов 8

7 П, сумму превышений h и сумму средних превышений h ср. При правильных вычислениях должно быть выполнено тождество: З П = h = 2 h. 5. Выполнить постраничный контроль по ходу. 6. Определить невязку в превышениях хода по формуле fh = hср ( Н к Н н ), (8) где hch сумма средних превышений; Н н высота начального репера 1; Н к высота конечного репера Вычислить предельную невязку по формуле = 50 4 км (9) доп f h, 8. Уравнять превышения между связующими точками, распределив поровну на все превышения. При этом исправленные превышения необходимо получить в целых миллиметрах. Контроль: V = f h ; hисп. = hтеор. = Н к Н н 9. По заданной высоте репера 1 вычислить высоты связующих точек. В результате вычислений должны получить точно высоты репера Вычислить горизонт прибора ГП для тех станций, с которых нивелировались промежуточные точки, по формуле ГП = Н + а, (10) где Н высота связующей точки; а отсчет по рейке на эту точку черной стороне рейки. Для контроля горизонт прибора вычисляется дважды с использованием задней и передней связующих точек. За окончательное значение принимается среднее. Например, на станции 2 получим: ГП 1 = 87, ,924 = 89,474 м, ГП 2 = 87, ,738 = 89,476 м, ГП ср = 89,475 м. 11. Вычислить высоты промежуточных точек по правилу: высота точки равна горизонту прибора минус отсчет по рейке на промежуточной точке. ср 9

10 4. НАНЕСЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЛИНИИ В соответствии с принятыми условиями проектирования при нанесении проектной линии можно придерживаться следующего порядка: 1. Записать в строку проектных отметок напротив пикета 0 проектную высоту, равную фактической. 2. Наметить предварительно в карандаше проектную линию, соблюдая заданные условия (рекомендуется пользоваться прозрачной линейкой). 3. Установить уклон первого участка проектной линии по формуле ' H к H н i' =, (11) S где Н к высота конечной точки проектной линии, определяемая графически; Н н высота начальной точки, записанная в строке проектных высот; S расстояние между крайними точками проектной линии. Если при этом уклон проектной линии выразится не в целых тысячных, его следует округлить до ближайшего целого и заново вычислить высоту конца проектной линии по формуле Н = Н is, (12) к н + где i уклон округленный до целых тысячных Приняв высоту этой точки за исходную, можно аналогичным образом установить уклоны следующих участков. 4. По вычисленным высотам точек, в которых проектная линия меняет уклон, нанести окончательное положение проектной линии и заполнить строку уклонов (в числителе уклон в тысячных, в знаменателе длина линии). 5. ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И РАБОЧИХ ВЫСОТ Вычисление проектных высот производится по формуле H = H n 1 is, (13) n + 12

11 которая читается так: проектная высота точки последующей равна проектной высоте точки предшествующей плюс произведение уклона проектной линии на расстояние между этими точками. Например, проектная высота на пикете 0+60 (рис.2) 86,7=87,55 0,014 60; на ПК 1 85,15=86,71 0, и т.д. Знак минус перед уклоном обозначает понижение. Если вычисления правильны, то в конце проектной линии должны получить то же значение проектной высоты, которое было записано раньше (83,35). При нулевом уклоне проектной линии высота записывается только в начале и в конце её. Рабочие высоты определяются как разность проектной и фактической высот и выражают высоту насыпи или глубину выемки. Выписываются они на профиль, красной тушью снизу проектной линии при выемке и сверху при насыпи. 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ ДО ТОЧЕК НУЛЕВЫХ РАБОТ И ИХ ВЫСОТ Расстояние до точки нулевых работ от ближайшего пикета или плюса вычисляется по формуле r1 x = S, (14) r + r где r 1 рабочая высота на пикете (плюсе), от которого определяется расстояние до точки нулевых работ; r 2 рабочая высота на пикете (плюс), расположенном по другую сторону от точки нулевых работ; S расстояние между точками с рабочими высотами r 1 и r 2. Контрольные вычисления производятся по формуле 1 2 r1 S x = S. (15) r + r Для точки нулевых работ между пикетами 1 и 2 (рис.2) имеем: r 1 = 1,59; r 2 = 1,14; S = 100; 1,59 1,14 x = *100 = 58,2; S x = *100 = 41,8 ; 1,59 + 1,14 1,59 + 1,

13 друг от друга. Густота точек зависит от радиуса кривой и выбирается с расчётом, чтобы дуги практически можно было принять за прямые. В настоящем задании необходимо подготовить данные для детальной разбивки круговой кривой 2 способом прямоугольных координат с закреплением точек через 10 м. Положение точек на кривой будет определяться прямоугольными координатами Х и Y, которые вычисляются так же, как и при выносе пикетов на кривую по формулам (7), (5) и (6). Первая закрепляемая точку будет располагаться на расстоянии 10 м от начала кривой, вторая на расстоянии 20 м, последняя не далее 10 м от середины кривой, которая уже была закреплена. В нашем случае (ϕ= , R=100 м, К=112,40 м), для S = 10 м по формуле (7) получим γ= 2,865 0, для S = 20 м величину γ следует удвоить, для S = 30 м утроить и т.д. Результаты расчетов следует представить в таблице, образец которой дан в приложении 4, и проконтролировать с помощью таблиц [3]. По этим же данным производится детальная разбивка кривой от её конца к середине. Для лучшего уяснения способа по вычисленным координатам точек необходимо построить кривую на листе чертежной бумаги в масштабе 1:1000 построить угол ϕ; отложить от вершины угла значения тангенсов Т, обозначив начало и конец кривой; от точек НК и КК (рис. 1) отложить в направлении ВУ значения абсцисс точек 1,2, ; восстановить перпендикуляры и отложить ординаты; соединить полученные точки линией, которая и обозначает положение кривой. При правильных расчётах и построении должны получить дугу окружности с радиусом R. Материалы подлежащие сдаче: 1. Краткий отчёт, включающий условия задания, рабочие формулы и расчёты по ним. 2. Пикетажная книжка с результатами расчёта круговых кривых. 3. Обработанный журнал технического нивелирования. 4. Оформленный с туши профиль трассы. 5. Ведомость координат и чертёж детальной разбивки кривой 2. 9.ВОПРОСЫ САМОПРОВЕРКИ 1. Какие работы выполняются при разбивке трассы? 2. Для чего необходимо знать биссектрису и домер? 3.Как выносятся пикеты на кривую? 15

15 Приложение 1 ПИКЕТАЖНЫЙ ЖУРНАЛ 17

16 18 Приложение

17 точки Прямоугольные координаты детальной разбивки круговой кривой 1 Расстояние от НК или КК S, м ϕ = R = 200 м К = 112,40 Приложение 2 Угол Координаты, м γ Х Y , ,00 0, , ,97 1, , ,89 2, , ,73 3, , ,48 6,22 19

Практически любому строительству предшествуют изыскания – комплекс экономических, геодезических, геологических, гидрогеологических и других исследований участка предполагаемого строительства с целью получения данных, необходимых для решения задач проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов. В результате инженерно-геодезических изысканий составляют топопланы и профили, создают на местности основу для выноса и разбивки проекта в натуре.

При геодезических изысканиях линейных сооружении (дорог, каналов, линий электропередач и т.д.) выполняют трассирование. Под трассой понимают ось линейного сооружения, обозначенная на плане плане, карте или закрепленная на местности. Трассирование бывает камеральным - проектирование трассы выполняется на планах или картах и полевым - положение трассы уточняется и закрепляется на местности.

При полевом трассировании на местности определяют и закрепляют специальными знаками главные точки трассы: начала и конца, вершин углов поворота. Затем по трассе прокладывают теодолитный или полигонометрический ход, разбивают пикетаж с обозначением плюсовых точек и по-

перечников. Пикеты закрепляют через сто метров (для дорог) кольями, забиваемыми вровень с землей. Рядом устанавливают сторожек, на котором подписывают номер пикета (рис.44а).


Рис.44а. Разбивка пикетажа и поперечника

Вместе с разбивкой пикетажа заполняют пикетажный журнал блакнотного типа (рис.44б), в котором показывают схематично ось трассы и элементы ситуации (абрис). При этом съемка ситуации влево и вправо от оси трассы на расстоянии 20 м выполняется способами перпендикуляров и линейных засечек, - от 20 до 50 м - выполняют глазомерную съемку.

Технология выполнения разбивочных работ на трассе следующая.

Закрепляют на местности пикет 0, устанавливают теодолит, определяют дирекционный угол (магнитный азимут) начального направления. С помощью ленты разбивают пикетаж по предварительно проведенному направлению. Для характеристики рельефа местности в поперечном направлении разбивают профили влево и вправо на 50 м от оси трассы. Вместе с разбивкой пикетажа ведут пикетажный журнал. Влево и вправо на расстоянии 20 м способами перпендикуляров и линейных засечек выполняют съемку ситуаций, от 20-50 м - глазомерная съемка.


Рис.44 б. Фрагмент заполнения пикетажной книжки

Главные точки кривой.

Чтобы уточнить положение кривой на местности, обычно выполняют разбивку кривой способом прямоугольных координат и обозначают пикетные и плюсовые точки. Для каждой точки определяют расстояние к от начала или конца кривой. Прямоугольные координаты вычисляют в соответствии с рис.46 по следующим формулам:



Рис.46.Вынос пикетов на кривую

где к - расстояние от начала или конца кривой до переносимого пикета.

Из рис.46 кпк10= 70.00 м, кпк11 =170.00 м, кпк12 = 44.16 м, тогда

Епк10 =(кпк10 . 180° ) /pR = (70.00м . 180° ) /3.1416 . 200м =20.053 .

Епк11 =(кпк11 . 180° ) /pR =(170.00м . 180° ) /3.1416 . 200м =48.701 .

Епк12 =(кпк12 . 180° ) /pR =(44.16м . 180° ) /3.1416 . 200м =12.651 .

Xпк10=R . sinЕпк10=200.00 . sin20.054 =68.58 м,

Yпк10 =2R . sin2(Епк10/2)=400.00 . sin 2(20.054/2)=12.13 м,

Xпк11=R . sinЕпк11=200.00 . sin 48.702 =150.26 м,

Yпк11=2R . sin2(Епк11/2)=400.00 . sin 2(48.702/2)=68.00 м,

Xпк12=R . sinЕпк12=200.00 . sin12.651 =43.80 м,

Yпк12=2R . sin2(Епк12/2)=400.00 . sin 2(12.651/2)=4.86 м.

Детальная разбивка круговой кривой

а) Способ прямоугольных координат

При определении прямоугольных координат точек круговой кривой за ось абсцисс принимают линию тангенса, а за начало координат начало или конец кривой. Прямоугольные координаты точек (рис.46), лежащих на круговой кривой, находят из прямоугольного треугольника

Хn = R . sin(nE), Yn = R - R . cos(nE) = 2R . sin2(nE/2),

где угол Е соответствует длине дуги к, т.е. Е = к . 180° /pR.

Элементы круговой кривой.

При разбивке пикетажа в вершинах углов поворота трассы измеряют горизонтальные углы b1, b2 (рис.45.1) и вычисляют углы поворота (отклонения от прямой) трассы Qлев, Qправ



Рис.45.1. Углы поворота трассы

Имея углы поворота трассы и, принимая радиусы круговой кривой R согласно технических условий проектируемой дороги, вычисляют следующие основные элементы круговой кривой: тангенс (Т), биссектрису (Б), кривую (К) и домер (Д) (рис.45.2)


Рис.45.2. Элементы круговой кривой

Для вставки кривой в пикетаж определяют пикетажные наименования начала и конца круговой кривой по формулам

НК = ВУ - Т, КК = НК + К.

Результаты вычислений контролируют повторным вычисление КК

Пример. Пусть R = 200 м, Q = 90° 00', ВУ ПК11+30. Необходимо определить пикетажное наименование НК и КК.

По формулам, полученным из рис. 45.2, имеем: Т = 200 . tg 45° = 200.00 м, К = 3.1416 . 200 . 90/180 =314.16 м, Д = 2 . 200.00 -314.16 = 85.84 м. Б = 200(1/cos45° - 1) = 82.84 м.

Вычислим НК и КК:

ВУ ПК 11 + 30.00 ВУ ПК 11 + 30.00

-Т 2 + 00.00 +Т 2 + 00.00

НК ПК 9 + 30.00 S ПК 13 + 30.00

+К 3 + 14.16 -Д 85.84

КК ПК 12 + 44.16 КК ПК 12 + 44.16

Разбивка начала и конца круговой кривой на местности сводится к отложению расстояния 30.00 м от ПК9, и расстояния 44.16 от ПК12, сдвинутого вперед на величину домера Д = 85.84.

еканиях при измерении линий по трассам будущих железных дорог, шоссе, каналов, линий высоковольтной электропере­дачи и т. д. при каждой пере­даче шпилек, то-есть через каждые 100 метров, забивают­ся сторожок и точка, которые называются пикетами.

В начальной точке всегда ставится пикет 0, через 100 мет­ров— пикет 1, затем пикет 2 и т. д. Пикет 10 означает, что замерен 1 километр, пикет 100 — 10 километров и т. д.

Вернемся к вашей маги-


страли. Пикет 0 у вас забит,

Пикетажная книжка с абрисом.

начинайте измерять линию. Из­меряя, следите за рекой: если река поворачивает, то напротив каждого изгиба реки заби­вайте сторожок и точку и замечайте, на каком метре пришлась ваша точка. Очевидно, эти точки придутся не на пикетах, а где-то между пикетами, тогда пишите на сторожках так: пикет 0+18, пикет 1 + 26 и т. д. Это означает: ваша точка пришлась на 18 метров дальше пикета 0, на 26 метров даль­ше пикета 1 и т. д. Пикет 8 + 56 значит на 56 метров дальше пикета 8 и на 856 метров дальше пикета 0. Эти точки, в отли­чие от пикетных, называются плюсами.

Вы забили по магистрали много колышков (сторожков и точек, пикетов и плюсов). Раньше при измерениях вы обхо­дились без записей, теперь вам придется завести себе пикетажную книжку.

Проведите в ней посередине линейкой черту — это будет изображение вашей магистрали, на которой черточками и циф­рами отметьте все пикеты и плюсы. Пикет 0 должен нахо­диться внизу страницы. Если на одной странице все пикеты не уместятся, переверните листок и продолжайте на следующей.

Запомните несколько правил, являющихся обязательными для каждого топографа, и пусть они будут обязательны и для вас во всех ваших топографических работах.

Никогда не пишите на отдельных листках бумаги, а только в специальных книжечках и блокнотах с твердой обложкой. Все записи ведите как можно аккуратнее, цифры пишите четко, чтобы каждый в них мог разобраться. Прямые линии прово­дите только по линейке. Очень удобны для этого маленькие

Обработка пикетажного журнала сводится к вычислению пикетажных значений главных точек круговой кривой: начала кривой - НК и конца кривой - КК.

Значения трех углов поворота трассы Ɵ1,Ɵ2,Ɵ3и соответ­ствующие радиусы закругления - R1,R2,R3 заданы каждому студен­ту в конце пикетажного журнала.

Элементы круговой кривой: Т - тангенс, К- длину кривой, Б - биссектрису и Д - домер - находят по заданным элементам Ɵ и R из "Таблиц раз­бивки кривых" с округлением до сотых долей метра.

Выбранные из таблиц элементы кривой контролируют: для этого находят разность 2Т - К , которую сравнивают с табличным домером - Д ,2Т-К=Д

Расхождение при производстве контроля может быть 0,01 -0,02м.

19. Что называется профилем?

Профилем называется чертёж, изображающий вертикальный разрез местности. Часто для наглядности горизонтальный и вертикальный масштабы на профиле различаются. Более крупный вертикальный масштаб подчёркивает неровности рельефа. Так, при проектировании железных дорог применяют продольные профили трассы с горизонтальным масштабом 1:10000 и вертикальным - 1:200.

20.Что такое разбивка пикежа?

Разбивка пикетажа – разбивка на круговой кривой трассы пикетов и назначение радиусов кривых.

Для точного обозначения на местности криволинейного участка трассы строят на кривой дополнительное число промежуточных точек с таким расчетом, чтобы промежутки между ними можно было бы считать прямыми. Для кривых радиусом менее 100 м этот промежуток принимают равным 5 м, при радиусах 100-500 м – 10 м, при радиусе более 500 м – 20 м.


Самым распространенным способом детальной разбивки кривых является способ прямоугольных координат x и y:

Принимаем начало координат условной системы начало кривой НК, а за ось абсцисс tgT для построения точек 1 и 2, а за ось ординат – радиус. От начала кривой откладывают вдоль абсциссы отрезки x1 и x2, а по ординаты y1 и y2. Те же действия выполняют до конца кривой.

Поперечники на кривых строят перпендикулярно к трассе данной точки. Поперечники разбивают на пикетах и плюсовых точках. Длины поперечников должны быть несколько больших размеров проектируемых сооружений, их разбивают на 10-30 м в каждую сторону от трассы. Для составления продольного и поперечного профиля по пикетажу трассы и поперечникам, а также для определения отметок постоянных и временных реперов вдоль трассы производят техническое нивелирование. Нивелирование по трассе делают в два нивелира:
1) нивелируют все пикетные точки и плюсовые , а также геологические выработки и реперы;
2) нивелируют для контроля реперы связывающие пикеты и поперечники.

21. Как определяются высоты пикетов?

Пикет, сокращенно ПК — нумерованная точка на трассе, служащая для определения положения вдоль линии. Расстояние между двумя пикетами — 100 метров по горизонтали.

В тоннелях на границе пикетных участков с правой стороны по направлению движения устанавливаются пикетные знаки.

В Московском метрополитене расположение нулевых пикетов выбирается, как правило, на середине линии (связано это с тем, что за точку отсчета по традиции принята Красная Площадь, нулевой километр). При движении к югу перед номеромпикета ставятся цифра 0 и +, при движении на север — нет. В других метрополитенах и на линиях, не проходящих через центр, точки отсчета могут быть выбраны произвольным образом. Нулевой пикет может находиться и на ещё не построенных участках линий.

На железной дороге отсчет пикетов начинается с 0 для каждого километра трассы. Расстояние возрастает при движении вдоль нечетного пути, как правило — на юг либо на запад.

Расстояние между пикетами может быть не равным 100 м (т. н. неправильные пикеты). Наиболее часто они встречаются на кривых участках, где протяженность внешней кривой больше протяженности внутренней.

22. Что является необходимым условием при нивелировании трассы?

Нивелирование трассы начинают от репера государственной нивелирной сети или от начального репера трассы, которому придают условную отметку.

При благоприятных условиях расстояние от нивелира до связующих точек можно принимать до 150 м, т.е. с одной станции пронивелировать все пикетные и плюсовые точки, расположенные на участке трассы протяженностью порядка 300 м (рис.77). На таком участке, кроме точек связующих, появляются плюсовые точки(1,2,3,4). Для точек связующих обязателен контроль превышения, плюсовые точки нивелируются без такого контроля (взятием на них одного отсчета по черной стороне рейки).

Последовательность взятия отсчетов при работе с двусторонними рейками следующая:




1) отсчет по черной стороне задней рейки (ач);

2) отсчет по черной стороне передней рейки (вч);

3) отсчет по красной стороне передней рейки (вкр);

4) отсчет по красной стороне задней рейки (акр).

Далее вычисляются оба превышения, их расхождение не должно быть более ± 5 мм. После такого контроля берут отсчеты по рейкам промежуточных точек только по черным сторонам.

Абсолютные высоты плюсовых точек удобно вычислять через абсолютную высоту горизонта прибора. Эта высотная отметка при известной отметке задней связующей точки будет , (79)

где – отсчет по черной стороне задней рейки.

Отметки плюсовых точек будут и т.д. (80) где – отсчеты по черной стороне рейки на плюсовых точках.

Нивелирование поперечников осуществляют попутно с нивелированием трассы, при этом точки поперечников нивелируются как плюсовые точки.

На участках трассы с большими уклонами, когда нивелирование двух соседних пикетов с одной станции оказывается невозможным вследствие ограниченной длины реек, получают на местности необходимое количество дополнительных точек, которые называются иксовыми. Они являются связующими точками и нивелируются так же, как и пикетажные, по двум сторонам рейки.

Иксовые точки

Итак, при техническом нивелировании трасс имеют место пять различных по назначению точек. При разбивке трассы:

· пикетные, ограничивающие 100-метровые участки;

· плюсовыев характерных точках излома рельефа трассы между пикетами и на всех пересечениях оси трассы с наземными и подземными объектами.

При нивелировании трассы:

· связующие, служащие для передачи абсолютных отметок (пикеты);

· промежуточные, между связующими в пределах станции (плюсовые);

· иксовые (в необходимых случаях), которые всегда являются связующими.

Все данные нивелирования заносят в журнал технического нивелирования (табл. 8).

Для исключения ошибок при вычислениях каждая страница журнала заканчивается постраничным контролем: сумма задних отсчетов (графа 3) минус сумма передних отсчетов (графа 4) должна равняться сумме вычисленных превышений и удвоенной сумме превышений средних (здесь возможно отклонение, т.к. средние превышения вычисляются с округлением до I мм).

23. Что такое рабочая отметка на профиле, как она вычисляется?

На продольном профиле трассы должна быть проведена красная линия, соответствующая проектному профилю поверхности. При её проектировании рассматривается несколько вариантов и выбирается тот, который отвечает техническим требованиям сооружения. После того, как выбран окончательный вариант проектной линии, её вычерчивают красным цветом.

При проектировании проектной линии на профиле решают следующие задачи:

· Определение уклонов и отметок проектной линии;

· Определение расстояний до точек пересечения проектной линии с фактической;

· Определение отметок точек пересечения проектной линии с фактической.

Рис. 56 Продольный профиль трассы

Порядок решения этих задач и последовательность проектирования проектной линии следующие:

1. Определение уклона проектной линии. Отметки проектной линии в нулевом и конечном пикетах обычно известны, так как каждое сооружение примыкает к каким-либо объектам. Если данное сооружение входит в комплекс проектируемых сооружений, то отметки задаются генеральным планом комплекса. Таким образом, возникает задача провести проектную линию на профиле между двумя заданными отметками (начальной и конечной). Уклон линии получают по формуле:

h – разность проектных отметок начальной и конечной точек;

d – горизонтальное проложение между этими точками.

На профиле в соответствующей строке наносят линию, показывающую направления уклонов.

2. Вычисление проектных отметок. Для каждого пикета и каждой плюсовой точки нужно знать отметки проектной линии. Для вычисления этих отметок применяют формулу:

Нn – проектная отметка определяемой точки;

НО – проектная отметка начальной точки;

d – расстояние от начальной точки до определяемого пикета.

3. Вычисление рабочих отметок. Это наиболее важные величины для производителя земляных работ, они определяют глубину выемки или высоту насыпи в данной точке. Если рабочая отметка характеризует выемку, то она пишется под профильной линией, если насыпь – над профильной линией.

4. Вычисление отметок точек нулевых работ (синих). В этих точках не нужно производить работы, т.к. рабочие отметки в них равны нулю. положение их на трассе нужно знать с точностью до десятых долей метра, так как от них начинают вести земляные работы. отметки точек нулевых работ выписывают в строку проектных отметок синим цветом. Как бы точно ни был построен профиль, положения точек нулевых работ будут на профиле иметь большие смещения из-за очень острых углов, образующихся в пересечении проектных и фактических линий.

Поэтому расстояния от ближайших пикетов до точек нулевых работ следует вычислять аналитически.

Х =· d, м

h1 – рабочая отметка предыдущей точки;

h2 – рабочая отметка последующей точки;

d – расстояние между точками.

Вычисление отметок точек нулевых работ производят через уклон проектной линии. Для этого сначала между предыдущей точкой и точкой нулевых работ находят превышение:

Для каждого вида сооружения существуют особые требования по содержанию и оформлению профиля.

24. Что называется точкой нулевых работ?

В точках пересечения проектной линии с линией земли рабочая отметка равна нулю. Поэтому эти точки называют точками нулевых работ. Расстояние от пикетов или плюсовых точек до точки нулевых работ определяем, решая подобные треугольники (рис.2.3.)По формулам:


Где H1,H2Рабочие отметки левой и правой точек на профиле, между которыми находятся точки нулевых работ, м; DГоризонтальное расстояние между этими точками, м.

Рис. 2.3. Схема для расчета точек нулевых работ

Полученные значения X1’ и X2’ округляем до целых метров и выписываем на профиле левее и правее вертикальных линий, проведенных пунктиром из точек нулевых работ до верхней горизонтальной линии сетки профиля. Возможен случай, когда точка нулевых работ попадает на вертикальную кривую. Радиус вертикальной кривой, как правило, значительно больше длины кривой между двумя соседними точками на профиле. Поэтому при вычислении расстояний X1’ и X2’ кривизной проектной линии можно пренебречь.

В нашем случае расстояния от 1-й точки нулевых работ до ПК6+17И ПК7Составят:

25. Как определить расстояние от ближайшего пикета до точки нулевых работ?

Для точек нулевых работ определяют расстояние до ближайших пикетов, а ее положение на профиле отмечается пунктирной ординатой


Точка нулевых работ образуется при пересечении линии проектного профиля с линией профиля поверхности земли

Х = hн . d /(I hн I + I hв I),

Y = hв . d /(I hн I + I hв I).

Контроль: X + Y = d.

Х = 0.60 . 60/(0.60+0.40) = 36.0 м, Y = 0.40 . 60/(0.60+0.40) = 24.0 м.

В местах изменения уклона продольного профиля наклонные прямые сопрягаются вертикальными кривыми (ВК) большого радиуса. Расчет основных элементов ВК выполняют по следующим приближенным формулам:

Т = R. Di/2 = K/2, K = R. Di, Б = Т2/2R,

где Di = i1 + i2 - сумма встречных уклонов, взятых по модулю.

Вычисление значений записывают над продольным профилем.

Линии тангенсов ВК принимают за оси абсцисс, а вертикальные ординаты точек ВК вычисляют по формуле

записная книжка из миллиметровой клетчатой бумаги, куда заносится (в масштабе 1 : 2 000) схематически местность вдоль жел.-дор. трассы в полосе около 80 м, а также все точки и данные, характеризующие трассу линии, как то: пикеты, плюсы, вершины углов, их величина, тангенсы кривых, границы поля, луга, леса, болота и пр., пересечения с дорогами и реками с указанием названия и направления течения, положение ближайших строений и т. п.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .

Смотреть что такое "ПИКЕТАЖНАЯ КНИЖКА" в других словарях:

пикетажка — и, ж. piquetage m. разг. Специальная тетрадь с миллиметровой сеткой для записи топографических данных, пикетажная тетрадь. Когда геологи садятся на мох, чтобы сделать запись в пикетажах, я также сажусь. Г. Горышин Снег в октябре. // МГ 1966 № 2.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Читайте также: