Перчатки для биоэнергопластики своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Поза пальцев рук указывает на положение языка, а счет помогает удерживать нужный темп.

· Развитие артикуляционной моторики

· Развитие мелкой моторики

· Активизация психических процессов

· Развитие межполушарного взаимодействия

Коррекционная работа с применением данного метода вызывает интерес детей к занятиям. При обучении детей педагог использует различные игровые персонажи, перчатки, счет, музыкальное сопровождение, стихи, презентации. Также возможно использование Б в качестве разминок, физминуток, в любых видах деятельности.

УПРАЖНЕНИЯ ПО БИОЭНЕРГОПЛАСТИКЕ

Все упражнения делаются сидя, руки согнуты в локтях на уровне груди. Темп выполнения сначала медленный, затем увеличивается.

1.Бегемотик. Цель этого упражнения – удерживать открытым рот в течение нескольких секунд. Открыть рот, удерживать в таком положении от 1 до 10. Затем закрыть рот, удерживаем под счет от 1 до 5. Повторить упр 4-5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки.

2.Лягушка . Цель – выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд. Улыбнуться, зубы не обнажать, удерживаем губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в и.п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

3.Хоботок . Цель – выработать умение вытягивать губы вперед и удерживать в таком положении несколько секунд.

4.Парус . Цель – удерживать кончик языка за верхними зубами.

5.Пятачок . Цель – выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ. Вытянуть сомкнутые губы хоботком, на счет раз повернуть хоботок влево, на счет два поднять вверх, на счет 3 - вправо, на счет 4 – вниз. Затем вернуться в и.п. Закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

Работа по использованию биоэнергопластики включает 4 этапа.

На первом (ознакомительном) этапе проводятся мероприятия, на которых ребёнка знакомят с артикуляционным аппаратом, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе.

На втором – эмоциональном этапе – создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки, например, осьминог, лягушка, бегемотик.

На третьем (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается ведущая рука ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки. К артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно

движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата.

На заключительном этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а дети самостоятельно выполняют артикуляционные упражнения с движениями рук.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3 - 4 раза в день по 3 - 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 - 3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

7. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует:

  • Привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
  • Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • Облегчает постановку, введение звуков в речь.
  • Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

Выполняются 4 упражнения по бионергопластики:

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо)

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10 .Ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Учитель- логопед: А вы любите путешествовать? Вот сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Выберите, пожалуйста, игрушку - перчатку.

Жил весёлый человечек – Фантик. Однажды он решили пойти в зоопарк и

Тянем губки прямо к ушкам,

Как весёлая лягушка!

Широко открыли ротик –

А затем закрыли рот –

Подражаю я слону,

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Покатался Фантик, поблагодарил лошадку и пошёл дальше.

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши частики спешат,

Язычку помочь хотят.

Пришёл Фантик домой, поужинал и лег спать.

Вот такая весёлая сказка у нас получилась, спасибо всем за оказанную помощь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На своих занятиях по развитию речи и в пятиминутках перед обедом, мы с детьми любим применять кинезиологические упражнения. А после того, как сделала массажные перчатки, и живые перчатки (для театра), мы начали добавлять на занятия элементы биоэнергопластики.

Чем больше уверенности в движении детской руки,тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский.


На своих занятиях по развитию речи и в пятиминутках перед обедом, мы с детьми любим применять кинезиологические упражнения. А после того, как сделала массажные перчатки, и живые перчатки (для театра), мы начали добавлять на занятия элементы биоэнергопластики.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

Предлагаю примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики, которые можно применять на занятиях развития речи:

Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед

Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” “Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

Горка” - согнутая ладонь опущена.

В тесной связи с биоэнергопластикой активно использую кинезнологческие упражнения, которые позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей мозга.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах), более значительнее изменения. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспеваемости. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Примеры кинезиологических упражнений:

“Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

“Змейка”. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

по технологии биоэнергопластика

Развивать со дружественные движения органов артикуляции и рук детей;

Развивать слуховое восприятие, навыки пространственного ориентирования;

Развивать мелкую моторику и координацию движения рук;

Воспитывать чувство сотрудничества, коллективизма в игре.

Полина, произнеси слово с заданным звуком и положи левую руку на руку соседа справа

Вера, произнеси слово с заданным звуком и положи правую руку, под левую руку соседа справа

Саша, произнеси (звук, слог, слово) с заданным звуком и дотронься правой рукой до левой руки соседа напротив и другие инструкции.

В начале даются простые инструкции, затем, по мере их выполнения, переходим к многоступенчатым инструкциям. Видим актуальные возможности детей и опираемся на зону ближайшего развития.

Игра наоборот: Дети запутывают руки и проговаривают их положение относительно партнёра.

Подготовила: учитель - логопед Сафина Мария Владимировна

МБДОУ "Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида"

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов - логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Читайте также: