Олап кубы в excel как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

OLAP - это аббревиатура OnLine Analytical Processing, т.е. оперативный анализ данных. Пользователь получает естественную, интуитивно понятную модель данных, организуя их в виде многомерных массивов-КУБОВ (Cubes).

У каждого куба есть своя многомерная система координат. Измерениями (Dimensoins) системы координат служат основные атрибуты анализируемого бизнес-процесса (блюда, валюты. скидки, время и т.д.).

На пересечении координат находятся данные, количественно характеризующие процесс - факты (Facts). Другими словами, фактами можно назначать характеристики процесса, для которых имеет смысл операция сложения или нахождение min (max).

"Разрезая" куб по разным направлениям, можно получить сводные (например, по годам) или детальные (по дням) отчеты.

Многомерный куб очень сложно отобразить на экране монитора, поэтому используют двумерные кубы, т.е. табличные представления со сложными иерархическими заголовками строк или столбцов.

На основе кубов можно создавать любые отчеты, выбирая необходимые данные.

Справочник находится в пункте главного меню Настройки > OLAP отчеты > Кубы и отчеты


Иерархически связь можно изобразить так:

Схемы кубов -> кубы -> отчеты (связь один ко многим)

Поля (размерности и факты) кубов выбирают из структуры БД с помощью свойства "Поля куба".

Каждая схема куба характеризуется собственной главной таблицей (свойство схемы кубов) и собственной структурой. Для работы со структурой куба, дважды кликните мышью куб в области Элементы или в области значений свойства куба Поля куба.

Для формирования куба необходимо хорошо знать размещение данных в таблицах БД!

Ниже отображено окно формирования полей куба.


Основные свойства кубов, на которые слудует обратить внимание:

  • Назначение
  • Периодичность - периодичность генерации куба
  • Тип источника
  • Таймаут построения кубов (в свойствах сервера отчетов)


Перед просмотром отчета на основе куба необходимо куб пересчитать! Построение отчета после пересчета куба возможно только при наличии лицензии для сервера отчетов и ключа Guardant!

Важные замечания

  • в тексте запроса не допускается использование констукций group by / order by - запрос из куба сохраняется в SQL базе как представление (view), в представлениях не допускается группировка и сортировка
  • запрос обязательно должен вернуть хотя бы одно числовое значение (int, float) поля - это ограничение накладывает движок куба в менеджерской. Куб требует наличие хотя бы одного факта и обязан считать итоги по факту, считать итоги по строковому полю невозможно
  • вложенные запросы некорректно обрабатываются при разборе запроса куба, решение - собирать данные из таблиц через join и указывать нужные поля из общей выборки
  • в таблице GENERATEDPROPDATAS хранятся значения всех расширенных свойств для всех сущностей БД. Для ограничения типа сущности необходимо включать в запрос ссылку на справочник (OBJECTREFNO) и идентификатор свойства (RKTYPEIDENT)

Создание Кассового отчета

Для создания собственного (пользовательского) кассового отчета, следует выполнить следующие операции:

1. Создайте новый куб, в свойстве "Назначение" которого укажите "Для кассовых отчетов". Обязательно укажите в свойстве куба "Сист. Имя" значение, по которому бэнд в макете куба будет находить нужный куб;

2. Создайте новый документ: справочник "Документы и Макеты", выделите группу документов "Пользовательские отчеты", вызовите из нее всплывающее меню, команда "Новый документ". Заполните свойства документа: Название, Альт.название(не обязательно), Статус. На страницу документа отчета OLAP кубы добавьте свой куб;

3. На странице "Макеты печати" документа создайте макет отчета, в редакторе макета отчета добавьте необходимые секции и поля в отчет;

4. Добавьте макет отчета в используемую схему печати в одноименном справочнике.

Примечание для версии старше 7.4.21.ХХ! Для отображения на кассе отчета с сервера отчетов необходимо в свойствах макета сделать пометку об этом.


Возможные ошибки

При настройке свойств куба может возникнуть следующая ошибка:

5003:Exception during cube Куб для отчетов по расходу блюд(18) procession: 'Exception Field 'SHIFTDATE' not found'

ProcessErrorException:UCSERR(5004):Exception "Exception Field 'SHIFTDATE' not found" during cube loading.

В этом случае необходимо убрать фильтр пересчета.

В значении свойства Тип Фильтра необходимо выставить Фильтровать и Добавить Данные, а не Фильтровать Данные .

Куб является одним из распространенных методов комплексного многомерного анализа данных, получивших название OLAP (OnLine Analytical Processing). В его основе лежит представление данных в виде многомерных кубов, называемых также OLAP-кубами или гиперкубами.

Куб — это удобное средство визуализации многомерных данных и получения необходимых форм отчетов. Он содержит измерения и факты, определенные при построении. К основной особенности куба относится то, что его структура не является жестко определенной. Манипулируя с помощью мыши заголовками измерений, пользователь может добиться наиболее информативного представления куба.

Интерфейс

После добавления в узел визуализатора откроется главное окно (Рис. 1):

Главное окно Куба

Рисунок 1. Главное окно Куба

Главное окно условно можно разделить на 6 областей:

  1. Область свободных полей;
  2. Область измерений в строках;
  3. Область фактов;
  4. Область измерений в колонках;
  5. Область фильтрации по измерениям; .

Области со 2 по 5 представляют собой Область построения Куба.

Важно: во время настройки Куба, особенно при работе с большими объемами данных, обновление Области фактов (3) может занимать продолжительное время. В таких случаях рекомендуется временно отключать обновление данных кнопкой Приостановить автовычисление.

Настройка куба

Список столбцов, которые можно использовать в качестве измерений или фактов, отображается в Области свободных полей (1). Уже используемые в Кубе столбцы отображаются жирным шрифтом.

Измерения

Для построения отчета с помощью Куба нужно добавить требуемые измерения в строки или колонки. Добавить измерения в Куб можно двумя способами:

  • Перетащить (Drag-and-Drop) поле из Области свободных полей (1) в Область измерений колонок или строк (2 или 4);
  • Нажать кнопку нужной области и выбрать необходимое поле из списка.

Количество измерений ограничено количеством доступных полей. Рекомендуется использовать не более 5-7 измерений, чтобы отчет был понятным и интерпретируемым.

Примечание: при перемещении полей в различные области могут появляться модальные окна подтверждения действия, если измерение или факт используются в активном вычисляемом факте или в фильтре по факту.

Так как визуализатор Куб представляет собой плоскую двухмерную таблицу, то при отображении нескольких измерений заголовки образуют иерархическую систему (дерево заголовков). По умолчанию все заголовки свернуты до самого внешнего измерения. Для раскрытия или сворачивания заголовков внутренних измерений нужно кликнуть по кнопке Развернуть или Свернуть на заголовке внешнего измерения. Существуют групповые операции раскрытия или сворачивания заголовков.

При нажатии на справа от названия измерения доступен выбор:

  • Свернуть все элементы до минимальной детализации измерения;
  • Развернуть все элементы до максимальной детализации измерения;
  • По возрастанию — отсортировать значения в порядке возрастания;
  • По убыванию — отсортировать значения в порядке убывания;
  • В исходном порядке — выстроить значения в порядке их появления в данных;
  • Удалить — исключить измерение из Куба. Удалить измерение также можно перетаскиванием (Drag-and-Drop) назад в Область свободных полей (1).

Чтобы отфильтровать данные по измерению, необходимо щёлкнуть мышью по нужному измерению, произвести настройку фильтра в открывшейся панели и нажать "Применить". Если по измерению настроена фильтрация, то оно выделяется оранжевым цветом. Фильтр может работать в трех режимах:

  • Множественный выбор — пользователь может выбрать произвольное количество значений измерения из списка доступных. Выбранные значения будут отображаться в Кубе.
  • Одиночный выбор — позволяет выбрать из списка только одно значение, которое будет отображаться в Кубе.
  • Комбинированный выбор — позволяет выбрать одно значение измерения из списка, сформированного ранее в режиме множественного выбора.

По умолчанию задан режим Множественный выбор. C помощью переключателя Режим включенных/исключенных значений задается разрешительный или запретительный тип фильтра. Это влияет на то, как будет обновлен фильтр, если Куб открывается на новых данных.

В режиме Множественный выбор доступны операции:

  • Отметить все / Снять все — выделяет все значения в списке или снимает выделение со всех значений списка.
  • Инвертировать выбор — меняет выбранные значения списка на невыбранные и наоборот.
  • Отметить по маске. — позволяет задать условие и метод отбора измерений.

Для настройки отбора открывается окно Отметить по маске (в заголовке окна также указано измерение, для которого выполняется настройка). Слева в выпадающем списке необходимо выбрать условие соответствия значений измерения маске. Справа от списка в поле ввода задается маска. Ко всем измерениям, которые соответствуют условию, будет применен выбранный метод отбора (Отметить, Добавить к отмеченным, Снять или Удалить из отмеченных). При отборе может учитываться регистр букв, для этого нужно установить флаг Учитывать регистр.

В режимах Одиночный выбор или Комбинированный выбор справа и слева от наименования измерения появляются кнопки и для перелистывания значений фильтра. При перелистывании Область фактов (3) будет перестраиваться под значение фильтра. Можно включить перелистывание через границы списка значений, нажав на кнопку Зациклить значения при перелистывании.

Примечание: над Областью измерений (4) Куба находится Область фильтрации (5). Настройка Области фильтрации аналогична настройке Области измерений. Измерения, добавленные в Область фильтрации, не будут отображаться в Кубе, но могут быть использованы в вычисляемых фактах и для фильтрации данных.

Факты

Добавить факты можно двумя способами:

  • Перетащить (Drag-and-Drop) нужное поле из Области свободных полей (1) в Область фактов (3);
  • Нажать кнопку Факты, выбрать необходимое поле и в появившемся окне выбрать нужный вариант агрегации и способ его отображения.
Вид агрегации
Сумма
Количество
Минимум
Максимум
Среднее
Стандартное отклонение
Количество уникальных
Количество пропусков
Первый
Последний

Нажав на кнопку рядом с Факты, можно открыть выпадающее меню с вызовом одного из окон:

  • Настроить факты… — открыть окно настройки фактов;
  • Добавить вычисляемый факт… — открыть окно для добавления вычисляемого факта в Куб;
  • Фильтровать факты… — открыть окно для фильтрации фактов;
  • Форматировать факты… — открыть окно для форматирования фактов и заголовков измерений.

Удалить факт можно снятием флага в вызываемом окне Настроить факты.

Примечание: по умолчанию в качестве варианта агрегации и способа его отображения выбирается идущий первым по списку. Поддерживается отображение сразу нескольких вариантов агрегации и способов их отображения для каждого факта.

Кнопку Факты можно перемещать из строк в столбцы и таким образом менять положение заголовков фактов. В случаях когда требуется переместить факт в измерения, необходимо сперва удалить факт, а затем добавить в нужную Область измерений (2) или (4).

Читайте также: