Оборудование для нейрокоррекции своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Воробьева Евгения Васильевна

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Цель: распространение профессионального опыта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ОВЗ;
  • дать понятие нейропсихологических приемов и их значение для общего развития детей с ОВЗ;
  • показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми с ОВЗ.

Основные этапы мастер-класса:

  1. Введение. Постановка педагогической проблемы.
  2. Основная часть. Применение нейропсихических приемов при работе с детьми с ОВЗ.
  3. Рефлексия.

Введение

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Такое направление как нейрокоррекция в игровой форме может помочь ребенку справится с проблемой.

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция- это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Цели нейропсихологической коррекции:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой;
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения -растяжки;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • упражнения с правилами и т.д.

Данные нейропсихологические упражнения направлены на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Для начала необходимо провести диагностику, для выявления уровня развития ребенка, и в дальнейшем, опираясь на полученные данные, мы можем подобрать блок конкретных упражнений для работы с тем или иным ребенком.

Хотелось бы предложить вашему вниманию некоторые нейропсихологические упражнения, которые можно использовать в работе с детьми.

Начинать занятие можно с дыхательных упражнений. Они направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют концентрации внимания, оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное ощущение вдоха. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку предлагается положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз.

Следует помнить, что правильным дыханием является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Для упражнения необходимо 2 участника. Участники становятся напротив друг друга возле стола. Без помощи рук необходимо передавать мячик друг другу, т.е. дуть на него.

На листе А4 частники рисуют лабиринт или можно использовать готовый лабиринт). Из маленького кусочка бумаги делаем мячик. Ставим на старт, дуя на мячик ребенок доводит до финиша.

Глазодвигательные упражнения позволяют улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка используются какие-либо яркие предметы. .

Упражнение выполняется лежа. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза. Затем добавляем движение языком. Выполнить 2 раза. Затем одновременно и глаза, и язык двигаются синхронно, затем врозь.

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Кинезиологические упражнения

Развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации мыслительной деятельности.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Растяжки и упражнения двигательного репертуара.

Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Специально подобранные упражнения способствуют регуляции вегетативных нарушений, коррекции патологических изменений, созданию фундамента активной мышечной деятельности.

Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянутся вверх, а ноги и мысочки- вниз. По другой команде — руки и ноги расслабляются.

Ребенок лежит на животе. Взрослый, сидя перед ним, держит предмет перед ребенком, а ребенок тянется к нему к нему сначала правой рукой, а потом левой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит дотянуться до предмета ногами — сначала правой, а потом левой.

При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Многие упражнения выполняются в трех пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лежа), ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Дети становятся в круг, у каждого в правой руке находится мяч, на 1,2,3 – мяч передают партнеру справа. В тоже время мяч оказывается в левой руке от партнера, перекладываем мяч со своей левой руки в правую руку, и продолжаем упражнение.

Ребенок держит один мячик подбородком , второй мячик передает из правой руки в левую под ногой, а из левой руки в правую над ногой. При этом постоянно идет. Каждый шаг это передача мяча.

Ребенок стоя на балансире, повторяет все действия педагога. Держи мячик перед собой, возьми в правую руку, переложи в левую руку, подними над головой. Повтори все также с закрытыми глазами.

Коммуникативные упражнения.

Они бывают трех типов:

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Ребенок стоит возле двери либо стены спиной. Кладется мяч между спиной ребенка и стеной. Держа таким образом мячик, ребенок должен приседать и подниматься обратно.

Ребенок стоя на балансире, должен попасть мячиком в нужную цифру, которые расположены на другой доске.

Ребенок стоя на балансире, играет в мяч с педагогом. Ловит сначала двумя руками, затем одной ( руки чередовать).

Упражнения по визуализации.

Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения).

Упражнения на релаксацию проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

«Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Благодаря использованию в работе с нейропсихологических методов и приемов могут быть достигнуты следующие результаты:

  1. повысится общая работоспособность;
  2. улучшится внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление;
  3. улучшится качество освоения учебного материала;
  4. проявятся необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля;
  5. будут развиваться творческие способности ребенка.

Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Карева Ольга Сергеевна


Городской округ Истра

Цель: познакомить педагогов с нейропсихологическими играми и упражнениями.
Задачи: привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу обучения через нейропсихологические игры.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Растяжки
“Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево
Дыхательные упражнения
“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Упражнения на релаксацию
“Дирижер”. Слушая музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром . Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
Глазодвигательные упражнения
“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.

Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

НЕЙРОИГРЫ
Дидактическое пособие "Дорожки" для межполушарного развития у дошкольников старшего и подготовительного возраста.
Цель пособия: развитие ловкости и координации обеих рук.
Задача для ребенка провести по линии сразу двумя руками;

Рефлексия
Поднятый вверх большой палец (класс)- было интересно, буду применять в своей практике.

Жест сжатых в кулак пальцев- Для Вас было не достаточно информативно.

Спасибо за внимание !

Краткое описание документа:

Онлайн-книги

Засиделись в избушке братцы.
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы согнуты.
Захотел меньшой прогуляться.
Отвезти вбок мизинец- строго в плоскости ладони- и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно ему гулять одному.
Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца – мизинец и безымянный, задержать на 2-3 секунды.
Да скучно им гулять двоим.
Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются на исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться.
Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы, задержать на 2-3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе.
Большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе.
Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

В ходе упражнений дети должны балансировать на доске и одновременно поворачивать тело вправо-влево, перекидывать мешочки из руки в руку, отбивать и ловить мяч, стараться попасть мячом в цель и т.п.


Мы постоянно работаем над расширением и совершенствованием нашего арсенала и сегодня рады сообщить, что на вооружении наших специалистов появились новые методики, позволяющие эффективно и надежно решать проблемы, мешающие нормальному развитию вашего ребенка, успешному его обучению и общению. Речь идет о таких методиках, как Bal-A-Vis-X (Балансировочно-аудиальные-визуальные упражнения) и Balametrics . Это весьма близкие и очень похожие системы упражнений, но у каждой из них есть своя специфика. О Balametrics мы расскажем в этой статье, а о том, что такое Bal-A-Vis-X, вы можете прочитать здесь .

Методика Balametrics – или как ее еще называют Learning Breakthrough Program – была разработана в США. Ее автором стал доктор педагогических наук Фрэнк Белгау. Работая в школе с детьми, многие из которых страдали от различных расстройств, мешавших нормальному освоению необходимых навыков (в частности, чтения) , он заметил, что те из ребят, кто на переменках играл в игры, требующие большой координации и баланса, были более успешны в учебе .


Будучи профессиональным психологом, доктор Белгау знал, что в мозгу человека за координацию и равновесие отвечает мозжечок . Поэтому он предположил, что высокая академическая успеваемость связана с работой этого органа.

Мозжечок человека – чрезвычайно важный и загадочный орган. Известно, например, что он содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы мозга. Зачем же понадобилось природе размещать больше половины объема мозга в этом небольшом его участке?


Ученые очень долго не могли понять этой загадки, тем более, что они считали, будто функции мозжечка ограничены лишь поддержанием равновесия, управлением движения глаз и общей координацией движений. Но исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, заставили специалистов пересмотреть роль мозжечка.

Мозжечок связан со всеми структурами нервной системы человека. Червь мозжечка участвует в регуляции эмоций и внимания, он же связан с вестибулярной системой мозга, которая отвечает за равновесие и координацию движений тела.

ПОЛУШАРИЯ МОЗЖЕЧКА АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТ МОЗЖЕЧКА К ЛОБНЫМ ДОЛЯМ ПОМОГАЕТ ИНТЕГРИРОВАТЬ СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ АКТАМИ, СВЯЗЫВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, ЯЗЫКОВУЮ СПОСОБНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ДРУГ С ДРУГОМ.

Таким образом становится ясно, что мозжечок отвечает за процессы обучения – в самом широком смысле этого слова, буквально всему. От его работы зависит в том числе и нормальное интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие ребенка.

Это понимание и стало основой методики Balametrics доктора Белгау, которая также называется Программой мозжечковой стимуляции. Им был разработан комплекс специальных упражнений с балансировочной доской, разновесными мешочками, мячами на веревках и другим несложным оборудованием.

В ходе упражнений дети должны балансировать на доске и одновременно поворачивать тело вправо-влево, перекидывать мешочки из руки в руку, отбивать и ловить мяч, стараться попасть мячом в цель и т.п. Это способствует мощной стимуляции мозжечкового отдела головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизирует моторные и речевые центры. В результате у ребенка развивается координация, общая моторика, нормализуется формирование эмоционально-волевой сферы, происходит заметная коррекция поведения, речи.

По мнению большинства специалистов, методика мозжечковой стимуляции Ф.Белгау имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, способствует нормализации работы и развитию мозга и имеет мало противопоказаний.

ЭТА МЕТОДИКА ДОКАЗАЛА СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ, КАК:

  • ребенок поздно начал ходить или говорить, пропустил в развитии стадию ползания;
  • ребенок быстро возбуждается и утомляется, испытывает трудности в самоконтроле;
  • ребенок часто отвлекается на посторонние раздражители, испытывает трудности в концентрации внимания;
  • у ребенка него плохая память;
  • у ребенка поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность;
  • у ребенка сниженная школьная успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
  • у ребенка отставание в развитии моторики, моторная неловкость;
  • у ребенка нарушение координации (неуклюжесть, раскоординированность).

ЗАНЯТИЯ С НАШИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО МЕТОДИКЕ BALAMETRICS ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ:

  • лучше концентрировать и удерживать внимание,
  • легче переносить школьные нагрузки и стать более работоспособным,
  • радикально улучшить все виды памяти (зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, двигательной),
  • развить интеллектуальные и логические способности и способности к планированию и контролю своей деятельности,
  • улучшить зрительно-моторную координацию, скорость реакции, ловкость;
  • развить пространственное восприятие и воображение.

Достижения во всех этих сферах положительно скажутся на общем развитии и эмоциональном самочувствии ребенка. Он станет ощущать себя более гармонично, его эмоционально-волевая сфера будет более сбалансирована. Нормализуется поведение, повысится самооценка, что позволит заложить надежные основы полноценной, разносторонне развитой личности.

Программа нейрокоррекции с использванием методики Balametrics

Перед началом курса нейрокоррекции для каждого ребенка в индивидуальном порядке, на основании проведенной нейродиагностики, составляется специальная программа, которая включает в себя двигательные упражнения, когнитивные игры и задания, чтобы создать ребенку среду для формирования целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.

Программа нейрокоррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.).

Каждое занятие включает в себя двигательные (сенсомоторная коррекция) и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии.

ПОЭТОМУ ЕСЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОСТАВЛЕН ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ДИАГНОЗОВ:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
  • задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
  • дислексия и дизграфия;
  • аутизм и расстройства аутистического спектра;
  • синдром Аспергера;
  • логоневроз (заикание)

Методика Balametrics - программа мозжечковой стимуляции

Обращаем ваше внимание на то, что консультация специалиста обязательна. Только таким образом можно максимально точно определить цели и задачи коррекционного воздействия, а также вполне учесть персональные особенности вашего ребенка. На основе этой информации будет разработана индивидуальная программа занятий.

Наши преимущества:

  • Индивидуальный комплексный подход с учетом личностных особенностей развития
  • Сочетание сенсомоторной и когнитивной коррекции
  • Непрерывный контроль и оценка динамики коррекционного процесса
  • Уникальные нестандартные подходы к диагностике и коррекции
  • Авторские методики всесторонней коррекционной работы
  • Работа с детьми с особенностями развития, начиная с раннего возраста
  • Опыт работы со сложными патологиями.

Стоимость нейрокоррекционных занятий с использованием методики Balametrics

Полная комплексная нейродиагностика ребенка или взрослого может занимать от 1 часа до 1 часа 30 минут.
На основании нейродиагностики составляется коррекционная программа, по которой в дальнейшем будет проходить нейрокоррекция и нейропсихологом отслеживаться динамика ребенка.
В процессе нейрокоррекции в рамках занятий или при окончании курса нейрокоррекции будет дополнительно проведена нейродиагностика и даны рекомендации по дальнейшим занятиям с нейропсихологом.
Один курс нейрокоррекционных занятий (нейрокоррекция с нейропсихологом) состоит минимум из 20-25 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается с учетом выраженности проблем в психическом развитии ребенка, исходя из результатов нейродиагностики.

Читайте также: