Объемно пространственная композиция как сделать

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Рис. Плоскостные композиции из геометрических фигур.jpg

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает "составлять, сочинять". Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово "композиция" означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий "композиция" и "компоновка" носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция" - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции - это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции - это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: "Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии - упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей". Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного - это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом - везде.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Рыбинский полиграфический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практической работы

для студентов специальности

54.02.01 Дизайн (Дизайн в культуре и искусстве)

Ольга Александровна Цветкова

Преподаватель: Цветкова Ольга Александровна

Пояснительная записка. 3

1. Этапы построения объёмно-пространственной композиции

на основе куба. 4

2. Критерии оценок. 8

Список использованных источников. 10

Приложение А – Примеры работ студентов. 11

Пояснительная записка

Рисование простых геометрических тел в процессе обучения академическому рисунку является важным этапом для понимания принципов построения любых предметов окружающего мира. При рисовании гранёных тел у обучающиеся формируются навыки перспективного построения. Сквозная прорисовка - необходимое условие для понимания конструкции простого, а затем и сложного предмета. Также во время рисования важен процесс анализа пропорциональных и светотеневых отношений. На рисование квадрата в перспективе, куба в разных ракурсах отводится несколько занятий, по истечении которых учащиеся смогут построить куб как с натуры, так и по представлению. Выполнение задания на построение объёмно-пространственной композиции на основе куба поможет закрепить навыки рисования простых геометрических гранёных тел, а также упростит переход к изображению более сложных объектов. В данном задании присутствует творческая составляющая – обучающиеся должны придумать гармоничную форму на основе куба, используя направления его рёбер и диагоналей плоскостей. Используя вырезы, образующие многогранники, студенты учатся анализировать форму, видят связь общего и частного, наблюдают закономерности в перспективном построении усложнённой формы. Ещё одна задача, которую должны выполнить студенты потребует от них большой внимательности. Необходимо изобразить одну и ту же композицию с разных сторон, используя как основу два куба в разных ракурсах.

На выполнение данного практического задания по программе отводится шесть академических часов. В течение этого времени необходимо выполнить линейно-конструктивное построение и тональную проработку - передачу формы и объема при помощи светотени. В процессе выполнения задания формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.

1. Этапы построения объёмно-пространственной композиции

на основе куба

На первом этапе необходимо выполнить построение куба в двух положениях. Кубы изображаются в разных ракурсах и в разных условиях относительно линии горизонта (уровня взгляда). Выполнять построение можно как с натуры, так и по представлению. Кубы могут быть как одинаковыми по размеру, так и разными (рис.1).


Рис. 1. Построение куба в разных ракурсах

Вторым этапом будет построение через центр куба трёх взаимно перпендикулярных плоскостей, эти плоскости выделены на рисунке №2.


Рис. 2. Построение трёх плоскостей через центр куба

Важно стараться при рисовании варьировать активность линии для передачи планов. Также нужно внимательно следить, чтобы в рисунке не появлялось новых направлений, идущих вразрез направлениям рёбер куба (рис.3).


Рис. 3. Усиление линий на ближнем плане

На третьем этапе можно приступать к построению композиции. При этом необходимо опираться на направления плоскостей куба, а также можно использовать направления диагоналей прямоугольников и квадратов. Не желательно использовать в построении мелкие детали. Композиция может быть как симметричная, так и асимметричная. Нужно продумать вырезы, умеренно уменьшающие объём куба, нельзя использовать элементы, выходящие за его пределы. Необходимо выдержать соразмерность частей и целого. Работу лучше вести параллельно с обоими основами. Композиция изображается одна в обоих случаях, но она должна быть показана в рисунках с разных сторон (рис.3).


Рис. 3. Начало построения объёмно-пространственной композиции

Далее нужно продумать направление света для тональной проработки объёмно-пространственной композиции. Свет имеет значение в раскрытии пластических свойств формы. Условное освещение должно усиливать выразительность композиции. Нужно избегать однообразной проработки граней, активнее использовать контрасты и тональные растяжки для передачи планов. Штриховка может быть перекрёстной или в одном направлении (рис.4,5,6).


Рис. 4. Начало тональной проработки


Рис. 5. Тональная проработка теневых областей формы


Рис. 6. Тональная проработка. Усиление контрастов

Тональную проработку также лучше вести параллельно на обоих формах. При желании один из объектов можно выделить активнее. Также, при необходимости, можно добавить небольшую область тональной проработки окружения, чтобы выделить освещённые плоскости (рисунок А.4 в приложении А). Условное освещение не должно измениться на втором варианте разворота формы, т.е. теневые области остаются теневыми. Также желательно, полностью не убирать сетку построения, для лучшего прочтения композиции и, при необходимости, удобства исправления ошибок.

В2 Критерии оценок

Оценка работы по пятибалльной системе

Работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне в рамках часов, предусмотренных программой.

Выполнено грамотное композиционное размещение объектов в формате листа.

В процессе работы соблюдалась последовательность этапов её выполнения.

Объёмно-пространственная композиция гармонична и уравновешена. Грамотно выполнено построение композиции в обоих ракурсах.

В полной мере использованы контрасты.

Работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне в рамках часов, предусмотренных программой.

Выполнено грамотное композиционное размещение объектов в формате листа.

Допустимы небольшие нарушения правил построения и последовательности ведения линейно-конструктивного рисунка.

Представленная работа не полностью соответствует требованиям к выполнению.

Работа выполнена с нарушением сроков.

Композиционное размещение объектов выполнено с ошибками (слишком большой или маленький размер, чрезмерное смещение объектов к краям формата).

Присутствуют незначительные пропорциональные ошибки.

Имеются незначительные ошибки в изображении перспективы.

Рисунок недостаточно выразителен, контрасты в передаче планов не используются не в полной мере.

Представленная работа не соответствует требованиям, предъявляемым к выполнению линейно-конструктивного рисунка.

Отсутствует правильное композиционное размещение в формате листа.

Допущены значительные нарушения пропорций, грубые перспективные ошибки в линейно-конструктивном построении.


Формирование композиции не ограничивается подчеркиванием ее объемности. В соответствии с функциональными, конструктивными и художественными требованиями к объекту ВЫПОЛНЯЮТСЯ членения массы и поверхности формы, которые будут способствовать максимальной ее целостности и выразительности.

Поскольку объемность архитектурной формы достигается построением ее по трем координатам, то и членения формы должны осуществляться также по трем координатам. В объекте, имеющем, например, в плане прямоугольную форму, членения должны быть соподчинены по всем четырем сторонам объема.

При равнозначности боковых сторон сооружения их членения выполняются одинаково. При равнозначности всех сторон архитектурной формы членения также осуществляются одинаково, и при этом формируется центральная (вертикальная) симметричная ось композиции.

Способы основных членений и соподчинения их, рассмотренные в главе 4, сохраняют свое значение и для объемной композиции, распространяясь уже не на одну, а на все стороны объемной формы.

Признаками своеобразия объемной композиции можно считать:

1) количество основных объемных элементов. Объемная композиция может быть построена на основе одной формы;

2) двух доминирующих объемных форм; как сочетание трех, четко различимых объемных форм, сопряженных друг с другом (например, основная масса сооружения и два примыкающих к ней элемента, как на рис. 124, в) и т. д. Она же может представлять собой сочетание центральной объемной формы с целой группой окружающих соподчиненных объемных элементов;

3) варианты сопряжения и соподчинения объемных элементов : примыкание форм; пересечение их друг с другом; расположение форм с пространственным интервалом; сопряжение форм по вертикали. Соподчинение нескольких сопряженных элементов может осуществляться в следующих вариантах: группа малых объемов подчиняется одному главному большому объему; группа объемов, относительно равнозначных по массе и соподчиненных друг другу, входит в общий объемный комплекс;

4) доминирование различных свойств объемной формы. В зависимости от соотношения основных размеров формы по трем координатам объемная композиция может иметь: вертикальную структуру — при доминировании высоты составляющих элементов \ распластанную структуру — при подчиненном значении высоты по отношению к другим измерениям; относительно равнозначные отношения по всем трем координатам. Разное соотношение размеров или обуславливает динамичный характер композиции, или подчеркивает ее статичность, монументальность;

5) характер поверхностей сопрягаемых объемных форм. Объекты с плоскими или криволинейными поверхностями могут взаимодействовать различным образом: на основе контрастного сопоставления, например узкий длинный цилиндр с плоским параллелепипедом или острая пирамида с плоским квадратом основания; на основе повторения или закономерного изменения, например ряд набирающих высоту параллелепипедов или несколько ярусов ступенчатой пирамиды;

6) соотношение массивных и пространственных элементов. Очень большая степень пространственности характерна, как правило, для объемных композиций, состоящих из нескольких, отдельно расположенных и развитых по вертикали форм.

В зависимости от доминирования той или иной характерной особенности построения объемной композиции, она приобретает различный характер:

1) с преобладанием закономерно изменяющихся свойств архитектурных элементов, например с постепенным переходом от акцентированных по горизонтали к динамичным по вертикали;

2) с подчеркнутым преобладанием контрастного сопоставления составляющих элементов по каким-либо свойствам, например развитых по горизонтали с акцентированными по вертикали.

Композиционный центр. Целостность и выразительность объемной композиции достигается выделением главной ее части или композиционного центра, который соответствует средоточию элементов с исключительными свойствами (т. е. заметно отличающимися от свойств других компонентов) и подчиняет себе все остальные элементы. Композиционным центром может быть:

  • одна из сторон в целостной объемной форме, например главный фасад Дворца профсоюзов в Минске;
  • определенная часть достаточно сложной объемной формы, например портал оперного театра в Минске;
  • объемный элемент в комплексе соподчиненных объемных форм, например центральный шатер в храме Василия Блаженного в Москве. Во всех случаях композиционный центр ориентируется на главные подходы к объекту по улицам, с площади и т. д.

Положение композиционного центра по отношению к остальным частям объемной композиции определяет ее общий характер. В этой связи возможны следующие варианты:

В сложных объемных композициях может быть два и более соподчиненных композиционных центров. Каждый из них будет формироваться симметрично или асимметрично в зависимости от ряда условий, определяющих композицию в целом. Так, градостроительная ситуация определила создание выраженного композиционного центра здания Дворца профсоюзов в Минске со стороны Октябрьской площади. Однако потребовалось простыми средствами организовать еще и соподчиненный композиционный центр на протяженном боковом фасаде со стороны главной городской магистрали.

Объемная композиция и среда. Как отдельные объемы, так и группы их не могут существовать изолированно от окружающей среды. Напротив, они создаются, как правило, именно с целью организовать окружение, подчинить себе фрагменты городского или природного ландшафта.

Окружающая среда может находиться по отношению к объемному комплексу или в контрастном противопоставлении, или в условиях последовательного изменения свойств ее элементов с убывающим либо возрастающим порядком, что одинаково способствует выразительности объемной композиции. Сама объемная форма становится композиционным центром для окружающей среды.

Рис. Плоскостные композиции из геометрических фигур.jpg

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает "составлять, сочинять". Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово "композиция" означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий "композиция" и "компоновка" носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция" - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции - это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции - это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: "Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии - упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей". Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного - это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом - везде.

Читайте также: