Ниндзя как сделать нож ниндзя

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 13.09.2024

Известный образ скрытного убийцы прочно вошел в нашу жизнь и стал использоваться в играх, книгах, фильмах. Безусловно образ претерпел изменения в угоду зрелищности, но каким именно он был изначально? Сильно ли поменялся? Как именно выглядел настоящий ниндзя и какие задачи выполнял?

Ниндзя — воины тьмы, беспощадные, таинственные, появившиеся в период распрей между правителями, ставшие диверсантами, непревзойдёнными шпионами и воителями, не знающими жалости, обладающие почти нечеловеческими способностями, они не остановятся ни перед чем, чтобы выполнить задание. Рассказываю, как самые эффективные воины феодальной Японии сначала оказались не нужны, а потом и вовсе исчезли.

Ниндзя в современном понимании появились более 900 лет назад, но когда именно — неизвестно. До нас дошли лишь описания из книг средних веков и то не целиком. Изначально ниндзя были монахами-скитальцами родом из Китая.

В Китае в 7 веке буддизм был главенствующей религией. Монахи буддисты делились на 2 группы: тех, кто жил в монастырях и тех, кто странствовал, проповедуя взгляды. Странствующие монахи проникали все дальше по стране и выходили за ее пределы в Корею, Вьетнам, Японию.

Таким образом, многие монахи из Китая приносили буддизм в другие страны. Многие (а может быть даже все) школы Японского буддизма были позаимствованы у аналогичных китайских школ. Но в Японии буддизм смешивался с местными верованиями и претерпевал некоторые изменения.

В 9-10 веках, все больше обычных крестьян примыкали к бродячим монахам. Учение японских монахов-отшельников называли сюгендо (修験道). Оно включало в себя медитацию, искусство заклинаний, ритуальные позы и жесты и частично боевые искусства. Именно эти общины (сохэй 僧兵) в будущем превратились в ниндзя.

Превращение общин в ниндзя способствовали политические события. С 11 до 17 века в Японии продолжались междоусобные войны. Чтобы продумывать свои действия наперед, командирам нужно знать планы противника, а для этого нужны разведчики, которые могут не только разведать, но и быстро доставить информацию. Именно сохэй обладали такими навыками, поэтому они стали профессиональными разведчиками и диверсантами.

В середине 13 века было известно уже о 20 школах, а в 17 веке существовало более 70 школ, средневековые книги японских авторов, описывающие события 15-17 вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Большинство кланов находилось в провинциях Ига и Кога в центре Японии. До того как Япония была объединена, ниндзя становились в основном крестьяне из низших сословий и ронины. Ронины — самураи, которые перестали служить покровителю, потому что потеряли его покровительство или не уберегли от смерти.

Само слово ниндзя появилось лишь в 20 веке, ранее иероглифы читались как шиноби-но моно (忍びの者), что значило скрывающийся человек.

Примечательно, что ниндзя могли быть не только мужчины, но и женщины, их называли куноити, они выполняли те же обязаности, что и мужчины.

Усложняет анализ происхождения ниндзя еще и то, что они не стремились к славе, они скрывали свои имена, а также практиковали технику нескольких жизней: когда у человека могло быть несколько имен и семей, которые не подозревали о существовании друг друга. И теперь, рассказывая о двух людях, мы не можем сказать точно был ли это один человек с разными именами или все же два.

Что касается шиноби-но моно, то говорят, что происходят они из провинций Ига и Кога и с легкостью тайно проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под псевдонимами. В Западной стране (то есть в Китае) их называют сайсаку (さいさくшпионы, диверсанты). А стратеги зовут их кагимоно-хики (вынюхивающие, подслушивающие)

Анализ цитат показывает, что ниндзя могли происходить из разных социальных слоев. Это могли быть самураи, порой из знатных родов, горные отшельники, буддийские монахи-воины, разбойники, воры и т.д.

Ниндзя были вне общества, они жили в своих кланах, которые не подчинялись общественным нормам. Внутри этих кланов постепенно сложилась специальная дисциплина, главной целью которой стало изучение наилучших способов незаметного проникновения в ряды противника, а также выведывания его тайн и сокрушения изнутри.

В 15 веке междоусобные войны продолжаются и Ода Нобунага пытается объединить Японию. Нобунага решил отказаться от услуг шиноби потому что они, в отличии от самураев, не были верны господину.

В мире ниндзя главным являлся лишь его клан, а наниматель был просто временным работодателем, которого этот же ниндзя может убить потому что получит заказ от кого-то другого.

Чтобы продолжать получать информацию, но при этом не обращаться к шиноби за помощью, Нобунага пытался развернуть свою сеть без участия ниндзя, используя тех, кто был ему верен. Он выдал сестру за одного из своих врагов чтобы она доносила о планах мужа. Самых преданных самураев он отправлял пьянствовать с чужими самураями, чтобы узнавать секреты, которые те могли случайно рассказать.

В 1579 году Ода Нобукатса (сын Оды Нобунаги) решает напасть на провинцию Ига. Армия самураев сильно превосходила число ниндзя в Ига, но Нобукатса был неопытным воином и недооценил своих врагов. Благодаря знанию местности, умению прятаться и хитрым ловушкам ниндзя одолели самураев. Нобукатсу потерпел поражение, ему удалось скрыться, но почти вся его армия была уничтожена.

Усугубило отношение между Нобунагой и шиноби еще и то, что Ода не верил в богов и перерождения, поэтому он начал уничтожать бесполезные, по его мнению, монастыри. Вскоре после этого на Нобунагу было совершено несколько покушений со стороны ниндзя, но они не увенчались успехом.

Через 2 года, в 1581, сам Нобунага решает отомстить воинам из Ига, он продумывает план и собирает армию из 55 000 воинов (в Ига жило около 10 000 человек, включая крестьян, которые проходили лишь базовое обучение боевым искусствам). Клан Оды одержал победу, Ига потеряла свою независимость, почти все ниндзя были убиты во время обороны своего поселения, некоторым удалось сбежать жить в соседний клан — Когу.

Умер Ода от предательства одного из своих генералов, место Оды занял Тоётоми Хидеёси. Во время своего правления Хидеёси активно пользовался шпионажем и так же старался не прибегать к помощи ниндзя.

Несмотря на то, что конкурировать с ниндзя было непросто, Хидеёси смог построить свою сеть разведки, благодаря которой ему и удалось победить ниндзя.

Хидеёси в свою очередь разработал специальную систему: его многочисленные информаторы постоянно передвигались по определенному графику, сведения к генералу поступали почти каждый день. Да, данные были все еще устаревшие, но всего на пару дней, а не несколько месяцев. Такой осведомленности в то время не было ни у кого из противников, что давало немалое преимущество для Хидеёси.

После смерти Тоётоми в 1598 году, его место занял Токугава Иэясу, именно он объединил Японию и при нем же ниндзя практически исчезли.

После становления мира в Японии, ниндзя оказались не нужны. Шиноби в большинстве стали торговцами и ремесленниками. Некоторые начали писать книги, чтобы сохранить какую-то информацию о своих деяниях и кланах, именно эти книги дошли до нашего времени и дают хоть какое-то представление о жизни профессиональных шпионов средневековой Японии. Кланы и школы ниндзюцу из-за повсеместных жестких гонений пришли в упадок.

Знания ниндзя, оставленные в книгах, представляют не только интерес для исследователей, но и имели практическое применение, сейчас так же важно знать планы противника чтобы можно действовать наперед.

Во Владивостоке один японский разведчик открыл недорогое фотоателье, в котором с большой скидкой фотографировал офицеров. Так к началу Русско-Японской войны у Японских командиров были фотографии всех русских командиров гарнизона.

Ниндзя приписывали самые невероятные способности: они умели летать, как птицы, лазать по стенам и потолкам, словно пауки, могли ходить по воде и все это благодаря какому-то тайному боевому искусству — Ниндзюцу. Думаю, вы и сами догадываетесь, что это все неправда и ничего подобного никто из людей делать не умеет.

Впрочем, сами ниндзя не спешили опровергать эти слухи, потому что они (слухи) давали преимущество шиноби перед врагами.

В книгах, посвященных искусству ниндзюцу, можно увидеть описания огромного количества типов холодного боевого оружия ниндзя – всевозможных мечей, серпов, алебард, трубок, сюрикенов и т.д.

Виды холодного оружия синоби

Меч ниндзя (ниндзя – то, гатана) – короткий изогнутый меч с металлической рукоятью, опутанный черными полосками кожи. О мече ниндзя под влиянием боевиков сложилось большое количество заблуждений. Ниндзя–то был не прямым, а слегка изогнутым и не носился за спиной, как показано в фильмах. Во избежание привлечения внимания к наемному убийце на лезвии, ножнах и рукояти отсутствовали узоры, орнамент и драгоценности. Зачастую ножны меча (сая) делали длиннее, чем лезвие и в пустое пространство клали небольшие вещи, которые могли помочь синоби в сложной ситуации – сюрикены, отравляющие порошки, документы.

Ашико – острые металлические когти, которые надевались на ступни и помогали с высокой скоростью взбираться на деревья и стены. Также использовались в качестве оружия – ими можно было нанести тяжкие повреждения.

Ашико когти ниндзя

Шуко – подобно ашико применялся для лазания по деревьям и преодоления высоких укреплений.

Шуко когти ниндзя

Какуте – оружие женщины–ниндзя. Представляло собой кольцо с заостренными выступами, на которые наносился яд.

перстень ниндзя какуте

Кама – боевое оружие в виде серпа, с рукоятью длиной 45 см и закрепленным перпендикулярно к ней лезвием изогнутой формы. Зачастую применялось в качестве парного оружия.

кама серп ниндзя

Кусари-гама – кама, к которой крепилась цепь с грузом на другом конце. С помощью цепи производился перехват оружия врага и выбрасывание лезвия на расстояние длины цепи с последующим возвращением камы в руки наемного убийцы.

Кусари-гама серп

Кагинава – кошка на веревке или цепи большой длины. Использовалась для преодоления стен.

Киёкетсу-шоге – веревка с привязанным на одном конце ножом, а на другом – рукояткой в виде обруча.

Киёкетсу-шоге нож на веревке ниндзя

Нагината – японская алебарда с пятнадцатисантиметровым лезвием. Нагинату часто носили монахи-воины сохеи, ниндзя использовали ее, если хотели замаскироваться под них.

Нагината фото

Неко-те – металлические, иногда отравленные когти, которые надевались на пальцы. В основном, применялись женщинами – синоби куноичи для повреждения глаз соперника.

Неко-те когти

Саи – японский трезубец, представляющий собой острый круглый или многогранный шестидесятисантиметровый стержень, с заточенными гардами.

Саи трезубец

Шобо – острый металлический стержень, который присоединялся к среднему пальцу с помощью специального кольца.

Шобо стержень

Сюрикен – тонкая заточенная металлическая пластина, которая использовалась, в основном, для остановки врага. Иногда на концы сюрикена наносился яд, но воин с отравленным сюрикеном по неосторожности мог ранить сам себя и умереть от своего же яда.

Сюрикен для метания

Метательные стрелки – заостренные стержни длиной 10-15 см, носились скрытно в специальном колчане на руке.

Метательные стрелки ниндзя

Тэссэн - веер металлическими заточенными спицами. Часто использовался в качестве небольшого щита.

Тэссен ниндзя

Фукия, фукибари – духовая трубка 5-30 сантиметров длиной. С помощью нее боец мог стрелять отравленными иглами.

фукибари фукия ниндзя

Видео про оружие ниндзя

В видео перечислены наиболее интересные предметы из арсенала синоби.

Жанр статьи - Оружие ниндзя

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

С 2003 года 5 декабря во всем мире празднуют День ниндзя. Этот неофициальный праздник придумала администрация пародийного сайта Ninja Burger как день, когда все желающие могут представить себя ниндзя — мастерами древнего японского боевого искусства.

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №1 - BigPicture.ru

Автосалон: Огромный каталог новых машин, выгодная ценовая политика, интересные предложения от производителей и сопутствующие услуги по обслуживанию транспортных средств.

Как правило, в поп-культуре ниндзя — это воины, вооруженные мечами, бросающие сюрикены и одетые в черное. А в действительности ниндзя предпочитали носить ножи вместо мечей, поскольку нож было легче спрятать. И да, они действительно метали свои звездочки-сюрикены, но использовались эти звездочки чаще для отвлечения внимания, а не как оружие. И несмотря на широко распространенное мнение, костюм у ниндзя был темно-синий, а не черный.

Разумеется, несоответствие между историческими данными и современным образом ниндзя можно списать на художественный вымысел, необходимый для придания зрелищности. Но даже в тех редких случаях, когда ниндзя в поп-культуре изображали точно, за кадром всегда оставался целый ряд орудий и инструментов, о которых мало кто знает.

1. Кошачий глаз

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №2 - BigPicture.ru

Глаза у кошек очень чувствительны, и их зрачки в течение дня приспосабливаются к изменениям освещения. Рано утром кошачьи зрачки круглые и открыты полностью, для того чтобы пропускать максимально возможное количество света. Между 8 и 12 часами зрачки становятся овальной формы, так как солнце поднялось выше и требуется заблокировать часть света. А когда солнце в зените, зрачки кошек превращаются в узкие щели. С такими знаниями ниндзя мог угадать время с точностью до часа. А вот носил ли ниндзя на запястье кошку вместо часов — неизвестно.

2. Мицу-гомо

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №3 - BigPicture.ru

Приспособление состояло из четырех изогнутых деревянных дощечек, соединенных с дощечкой посредине. Историки по сей день не знают, как именно ниндзя использовали это приспособление. Согласно одной теории, центральные дощечки крепились к ногам, и таким образом ниндзя ходили по воде. Эта теория звучит практически по-библейски, но, к сожалению, ее уже опровергли. Еще одна теория гласит, что мицу-гомо ниндзя могли использовать как плот, и это звучит правдоподобнее. Скорее всего, мицу-гомо использовались для преодоления болот, а не для хождения по воде.

3. Саото хикиганэ

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №4 - BigPicture.ru

Размер трубки мог варьироваться, некоторые трубки были очень маленькими и предназначались для скрытого ношения. Ниндзя прикладывал широкий конец трубки к стенке так, чтобы звук усиливался, проходя через трубку, и достигал уха. Это работало примерно так же, как чашка, прикладываемая к стене.

4. Донохи

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №5 - BigPicture.ru

Так как ниндзя много работы выполняли вручную, то опаснее всего для них были окоченевшие или обмороженные пальцы. Донохи помогали избежать этих проблем. Кроме того, это был портативный источник огня, с помощью которого можно было приготовить себе пищу или устроить пожар в доме противника.

5. Канзаши

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №6 - BigPicture.ru

6. Пеналы

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №7 - BigPicture.ru

Пеналы были жизненно необходимы ниндзя для записи наблюдений об их потенциальных целях и для сбора другой информации. Если же планировалось нападение, то в пенале вместо кисти могли оказаться смазанные ядом иглы. Как и в случае с канзаши, никто не обращал на эти пеналы особого внимания, так как их в то время носило большинство людей.

7. Неко-тэ

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №8 - BigPicture.ru

8. Сверчки

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №9 - BigPicture.ru

Ниндзя были мастерами маскировки и учились очень тихо подкрадываться к врагам. Тем не менее были ситуации, когда двигаться бесшумно не мог даже ниндзя. Пройти тихо по лесу, который полон сухих сучьев и листьев, — очень непростой трюк. Просто наступив на старую ветку, можно было раскрыть себя и провалить все дело. На такой случай у ниндзя при себе всегда была маленькая коробочка со сверчками. Стрекот этих насекомых мог легко замаскировать шаги ниндзя. Также ниндзя имел при себе специальный химический состав, который он использовал для того, чтобы в нужный момент заставить сверчков в банке стрекотать.

Звук сверчков вполне типичен для японского леса, так что у врагов ниндзя не было оснований для подозрений. На самом деле часто все бывает с точностью до наоборот: насекомые и птицы часто перестают издавать звуки, когда рядом появляется хищник или человек. И даже если ниндзя двигался очень тихо, он все равно держал при себе сверчков, чтобы внезапно затихшие насекомые не выдали его присутствие.

9. Яичная скорлупа

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №10 - BigPicture.ru

В ходе боя ниндзя разбивал такую скорлупу с порошком прямо о лицо противника, вызывая временную слепоту. Причем глаза противника не были единственной целью. Иногда использовались порошки из веществ, раздражающих дыхательную систему. Если это позволяло ослабить противника хотя бы на мгновение, этого времени ниндзя хватало либо на более серьезную атаку, либо на бегство.

10. Рис

Фотография: 10 настоящих секретных приемов ниндзя №11 - BigPicture.ru

Побеждать ситуацию, а не противника. Прямой поединок с врагом отнюдь не входил в намерения умелого агента. Противника устраняли, если этого требовали интересы дела, а также тогда, когда он явно мешал планам ниндзя. Грамотно проведенная операция не должна была оставлять после себя никаких компрометирующих следов, за исключением тех случаев, когда внимание на таких следах специально акцентировалось, чтобы посеять в умах врагов желаемые мысли и настроения. Соперник воспринимался чаще всего лишь как одушевленное препятствие, но не как объект действия. Победить — это выполнить порученное дело, а не прикончить возникшую на пути живую помеху.

Кроме специальных средств и приспособлений ниндзя широко использовали любые подвернувшиеся под руку предметы. Умение пользоваться подручными средствами значительно облегчает проведение многих приемов: так, удушение палкой намного быстрее и эффективнее удушения руками, а удар камнем мощнее удара пустым кулаком.

В боевых условиях реализовывались все возможности хорошо натренированного тела — от нанесения ударов до ухода из сковывающего захвата через акробатический трюк.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

Каждое предпринимаемое действие должно мгновенно вытекать из предьщущего. Абсолютно недопустим захват, если еще не решил, как поступишь в дальнейшем. Приемы выполняются лишь в той мере, насколько это соответствует желаемому результату. Ни больше, ни меньше. Если таковой достигнут в самом начале приема, продолжать бессмысленно.

Использование обстановки. Благодаря вживанию в теорию пяти стихий, о которой мы вели речь ранее, лазутчик становился естественной частью окружающей среды, а потому мог использовать ее как свое собственное тело. Сюда входили, например, и периодические исчезновения в ходе боя на местности, и извлечение выгоды из особенностей боевой площадки (перепад высот, тип поверхности), и употребление деталей обстановки в качестве оружия или барьера между собой и неприятелем. Делая ставку на метеоусловия, можно было подставить противника лицом к слепящему солнцу, подогнать решающую технику к моменту захода луны за тучу, выманить врага в дождь на скользкую поверхность.

Привязка манеры боя к особенностям противника. В случае прямого столкновения лазутчику противостояли самые разнообразные противники, каждый из которых имел собственный уровень мастерства, личные жизненные установки, свои сильные и слабые стороны

Анонимность. В любых своих действиях ниндзя обязан был оставаться неузнанным. Идентификация его могла поставить под удар контактеров и расшифровать прошлые и будущие акции клана. В боевых условиях такая анонимность обеспечивалась работой в невидимости и специфичной маской-капюшоном, оставляющей открытыми лишь глаза. Импровизируя, для этого можно использовать шарф или какую-либо растягиващуюся тканевую трубку (чулок, кусок свитера). Затрудняя идентификацию маска, кроме того, устраняет демаскирующее отсвечивание кожи лица и приглушает шум дыхания.

Сегодня определенную неузнаваемость могут обеспечить и вполне легальные черные очки, которые, плюс к тому, спасают от махинаций с порошковым или жидкостным ослепителем, не позволяют противнику засечь направление взгляда бойца, мешают прочесть выраженную в его глазах мысль либо, по сужению зрачков, предугадать начало решительной атаки.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

В эпоху средневековья ниндзя использовали специальные маски и огневые трюки, выступая в роли демонов (ониби-но-дзюцу), пугающих суеверных врагов.

Невидимость и бесшумность. Характерной чертой боя лазутчика было его стремление оставаться невидимым во время нападения или защиты. Трудно вести бой с тем, кого не видишь; более того, ощущение, что в любой момент на тебя могут напасть непонятно каким образом и откуда, давит на психику и выводит из равновесия. Большинство трюков невидимости основывалось на двух основополагающих направлениях: физическом и ментальном. Первое подразумевало, что боец располагается вне сферы зрения противника; второе — что ниндзя физически находится перед глазами неприятеля, но сознание последнего его попросту не воспринимает. Ко второму виду относится камуфляжная и имитационная невидимость, а также ее усложненные — внушаемый и завораживающий — варианты.

Физическая невидимость тоже имеет несколько модификаций. Во-первых, можно постоянно ускользать из поля зрения противника, используя для этого опережающие движения или соседствующие предметы. Во-вторых, действовать в среде, где чувствительность зрения неприятеля значительно понижена (ночью, в предутреннем тумане, в дымовой завесе). И, наконец, можно попросту отключить зрение недруга, швырнув ему в лицо разъедающий порошок, ослепив в ночное время яркой огневой вспышкой, ткнув пальцами в глаза или щелкнув по кончику его носа кверху.

Характерной тактикой лазутчика, оказавшегося в зоне видимости противника, является стремление исчезнуть из поля его зрения. Используя особенности среды и рельефа, это можно сделать, например, неожиданным уходом (иногда с припадением) к земле, резкой группировкой (сокращением фронтальной плоскости позы) с последующим перекатом в сторону или мгновенным проходом за спину в сочетании с коротким отвлечением внимания неприятеля в другом направлении.

В некоторых случаях вместо того, чтобы заходить за спину противника, его самого разворачивают спиной к себе, используя, например, такие широко известные приемы, как скручивание руками головы или разворот торса с захватом плеч. Уход от зрительного контроля врага делает ваши дальнейшие действия для него опасными и непредсказуемыми. Теперь можно легко провести удушающий прием, отключающий удар в почку или позвоночник, либо, делая сковывающий захват, использовать врага как подручный предмет при защите от нескольких нападающих

Неотъемлемой частью невидимости является бесшумность. Бесшумные движения обеспечивают неожиданность нападения, а значит, и быстроту нейтрализации противника. В бою с ограничением зрения (ночью, при ослеплении) неприятель в основном ориентируется по слуху, и полная бесшумность происходящего (или дезориентирующие обманчивые шумы) вызывает психическое напряжение и делает его игрушкой в руках нападающего.

Другой источник шума — плохо пригнанная униформа, обувь, позвякивание в одежде металлических предметов и т. д.

Маневрируя в боевом пространстве, не следует наступать на шуршащие или ломкие предметы, задевать неустойчивые конструкции, ударяться о стационарные объекты. От таких неприятностей спасают ловкость и осмотрительность, тренированная память на обстановку, маскировка возможной неуклюжести посторонним шумом.

Очень опасный источник шума для ниндзя — человек, обнаруживший его и пытающийся поднять тревогу. Чтобы не допустить этого, сомнительному врагу обычно резко отгибают назад голову и наносят удар ребром ладони по горлу.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

Первый из данных способов наиболее распространен. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в школах современого ниндзюцу под боем стихий чаще всего подразумевают все те же наборы конкретных приемов, только выполняемых в определенной манере. Однако это профанация, не имеющая ничего общего с истинным боем стихий. В его основе лежат особые психические состояния, диктующие технические действия без всякого участия сознания. Надо не играть в стихию, а быть стихией. Причем перевоплощение должно становиться настолько убедитель-

Ным, чтобы даже противник невольно верил в навязываемый ему образ.

Подготовка к импровизационному способу рукопашного боя ниндзя включает в себя четыре основных аспекта:

Во-первых, необходимо досконально изучить все места человеческого тела, уязвимые для болевого и травмирующего воздействия;

Во-вторых, требуется овладеть эффективной техникой воздействия на эти места точечными ударами, давлением пальцев, рычагами на суставы;

В-третьих, надо добиться совершенного владения своим телом. Речь идет об отработке уклонов и поворотов, падений и прыжков, перекатов и кувырков, колес и фляков, освобождений от сковывающих захватов, мешающей одежды, веревок и оков;

В-четвертых, следует научиться использовать все пять природных стихий таким образом, чтобы они в самом деле определяли необходимую программу действий, запускали ее в ход и беспечивали организм достаточным количеством энергии.

Первые три аспекта имеют традиционный характер. Тут нечего разъяснять, разве что надо сказать о том, какую боевую технику употребляли ниндзя. Это была техника японского дзю-дзюцу, более известного у нас под искаженным названием джиу-джитсу. Четвертый из упомянутых аспектов невозможно понять без объяснения боевой магии ниндзя (см. часть 3).

Методы тренинга в тайдзюцу отличаются от принятых в китайском кэмпо или японском дзю-дзюцу. Там нет места отработке ударов по воздуху или бою с тенью. Удары с самого начала направлены в реальную цель — мешок с тряпьем или с песком, деревья обвязанные соломой, мощные валуны, вращающиеся и подвесные манекены, изображающие самурая в полный рост при оружии. Плюс к этому работа с партнером по разучиванию бросков, болевых заломов, контратак и т. п.

Как уже сказано выше, в тайдзюцу нет ката, по крайней мере в том смысле, который вкладывают в это слово последователи каратэ (т. е. в виде комплекса определенных технических действий, скомпонованных по определенной схеме создателем данной ката). Систематически практикуя такие комплексы, ученик рано или поздно оказывается запрограммированным ими, его сознание уже не выходит за их рамки. Комплекс начинает навязывать человеку работу в том стиле, который зафиксирован в нем. С точки зрения ниндзя это хорошо для динамической медитации, но совсем не подходит для реального рукопашного боя.

Те ката, которые используются в тайдзюцу, делятся на две группы. Во-первых, это чисто учебные комплексы, объединяющие сходные приемы. Например, комплекс прыжков и кувырков с перекатами (кайтэн-но камаэ), комплекс, основных ударов руками (дакэнтай-но камаэ). Они предназначены лишь для облегчения процесса отработки изучаемых движений до автоматизма. Такие учебные комплексы допустимы исключительно на ранних стадиях обучения. Они подобны гаммам в музыке, создавая подобно им прочный фундамент для последующих импровизаций.

Надо прямо сказать, что овладеть импровизационными боем стихий, как и любой другой мистической техникой ниндзя (например, кудзи-госин-хо) сегодня под силу очень и очень немногим. Слишком велика пропасть между совре-

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

Меным западным человеком и членом тайного клана в средневековой Японии. Поэтому большинству современников и соотечественников лучше не тратить время и силы на попытки овладеть боевой магией воинов-теней. Следует понять, что их удел — менее экзотические, но более доступные и простые системы рукопашного боя.

Изучение любого приема в тайдзюцу можно условно разделить на четыре этапа.

Бой с оружием в руках строился (и отрабатывался) по таким же схемам. Но, в отличие от своих противников-самураев, ниндзя и в таком бою избегал каких-либо ограничений. Он использовал все, что только могло принести победу. Так, параллельно с оружием в ход шли ноги, отвлекающие трюки, дополнительное воружение (например, посох плюс нож для метания) и даже гипноз. В любом случае характер боя определялся особенностями ситуации и противника. Никаких догм, никаких застывших шаблонов ниндзя не признавали.

Чисто технически рукопашный бой ниндзя (тайдзюцу) включал в себя концентрированные удары конечностями по наиболее уязвимым местам человеческого тела (дакэн-тайдзюцу), и костоломные захваты, броски, болевые воздействия (дзю-тайдзюцу). В технику рукопашного боя входили также разнообразные уклоны (каваси), падения (укэми), кувырки с перекатами (кайтэн), колеса (дайсярин) и прыжки (тоби). Уклоны провоцировали врагов атаковать мимо и раскрываться, падения и прыжки ломали привычный для фехтовальщика ритм боя, перекаты и кувырки позволяли неожиданно исчезать из поля зрения врага, изменять дистанцию, уходить от атаки.

Применительно к рукопашному бою этот принцип выражался в следующей идее: победить во что бы то ни стало,

Избрав наиболее рациональные средства достижения победы. Это означает, что необходимо максимально использовать различные хитрости и уловки, атаковать противника по возможности неожиданно, сзади или сбоку, не давать ему возможности нанести полноценный удар. Например, отвлечь на мгновение его внимание своим воплем, или бросить ему в лицо горсть ослепляющего порошка, ком земли, какой-то оказавшийся под рукой предмет. Бой лучше всего вести в условиях плохой видимости — ночью, в дыму, тумане, темном помещении, максимально используя свое умение сражаться именно в такой обстановке.

Наилучшие приемы поражения те, которые срабатывают вне зависимости от массы и физической мощи противника. Например, удары в горло, глаза, висок, пах, по ключицам и позвоночнику, болевые воздействия на пальцы, кисти рук, нос, половые органы и т. д. Бойцу, использующему какой-то один вид технических действий (например, только удары мечом или захваты с бросками и болевыми удержаниями) следует противопоставлять непривычную для него тактику — резкие уходы с линии атаки, удары ногами в нижнем уровне, кувырки, метание игл, звездочек, ножей, камней.

Поэтому нельзя утверждать, что тот или иной прием выполняется только тем способом, который показывает инструктор. Все зависит от личных качеств и возможностей ученика. Тайдзюцу требует самостоятельного поиска наиболее рациональных, экономичных и эффективных способов выполнения различных приемов. Указанный принцип раскрывается в следующих четырех постулатах: естественности, текучести, ритма, дистанции.

Текучесть движений (ногарэ) означает плавный переход одних приемов в другие, что образует непрерывную цепь атакующих и защитных действий без малейших пауз между ними.

Например, блокирующее движение переходит в захват, захват — в бросок, бросок сменяется ударом, удар — удушением или переломом шейных позвонков и т. д.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

Не следует стараться обязательно доводить до конца каждый прием, независимо от изменений в ситуации боя. Вот противник захватил вашу руку. Для освобождения от захвата вы используете рычаг на его кисть наружу. Однако прежде, чем вы успели провести этот прием, противник отпустил вас. А ведь именно это и было вашей целью. Имеет смысл немедленно нанести удар освободившейся рукой, и дальше действовать по обстановке. Обеспечение текучести в бою возможно за счет разнообразия освоенной техники, в сочетании с психической и физической раскованностью.

Следующее требование сводится к отказу от жесткой фиксации стоп, бедер и плеч. Например, удар кулаком (или основанием ладони) должен происходить на долю секунды раньше, прежде чем стопа, движущаяся в этот момент, твердо станет на землю. В результате происходит соединение кинетической энергии корпуса, ног и бьющей руки в едином векторе силы, устремленном вперед еще несколько мгновений после контакта с целью. Если резко убрать бью-

Щую руку (или ногу), вы создадите мощную ударную волну, которая вызовет серьезные внутренние повреждения.

Читайте также: