Неопределенность формы предмета на изображении как сделать

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Итак, все предметы находятся в пространстве. Пространство и предметы трехмерны и объемны. Их можно обойти, рассмотреть с разных сторон, произвести конструктивный анализ и отразить, используя методы, в форме рисунка на плоскости графического листа.

Вопрос не в том, как отразить предметы в форме рисунка (потому что это дело техники и методов, что пока вторично), а в том, как увидеть эти предметы. Научиться видеть — задача номер один для любого овладевающего рисунком.

Так, собака слышит ультразвук, а человек нет. Художник видит объемно не от рождения, это приобретенное им качество. Рисовать и срисовывать — это полярные понятия. Рисуют головой, а точнее, сознанием, а срисовывают руками. Но сознание нужно научить видеть с помощью конструктивного рисунка. Да, конструктивный рисунок, на первый взгляд, выглядит несколько грубовато. Но это — фундамент, сложный математический расчет в столбик с числовыми памятками на полях (когда лишь учишься — особенно). И как только в нем появится легкость и уверенность, то это будет означать, что основной груз знаний достиг цели, то есть подсознания.

А теперь представьте себе форму черепа головы человека. Смутно? А должны иметь ясное представление об этой форме, уметь мысленно вращать ее в пространстве не хуже, чем кубик. Но почему происходит именно так? Просто вместо большой и цельной формы (куб), сложенной из определенного количества более мелких форм (кубиков), вы увидели россыпь какого-то мозаичного, плоского набора.

Работа над учебным рисунком натюрморта из геометрических тел является первой ступенью в познании всего рисунка. На этой ступени идет формирование нового сознания для понимания объема и пространства. Через рисунок геометрических тел (примитивов) мы учимся видеть окружающий нас мир и понимать, что любой предмет окружающего нас мира сложен из простых геометрических тел и вписан в куб. На этой ступени познания лежит ключ ко всему рисунку.

Присмотритесь к предметам натюрморта, что напоминает вам их форма? Геометрические тела. Кувшин, кружка, стакан, чашка, фрукты состоят из суммы нескольких геометрических тел, таких как конус, цилиндр, шар. Стол и плоскость за ним напоминают плоскости куба, прямоугольной призмы. Драпировка, находящаяся на этих плоскостях, повторяет их направление, имеет толщину и рельеф, чем-то похожий на элементы таких геометрических фигур, как конус, цилиндр, шестигранная призма. И все это подчиняется единому пространству.

Как увидеть в предмете его простые составляющие? Этому надо учиться. У куба грани - не только конструктивные элементы, но и границы пространств. Обратите внимание на иллюстрацию с кувшинами, где определены эти границы пространств по контурной линии. Линия не может просто так менять свое положение в пространстве, это граница формы.

Точка, в которой происходит изменение положения, обязательно находится на границе изменения пластики формы или стыковки двух форм. Если в этой точке происходят изменения в двух измерениях, то есть вверх, вниз, вправо или влево, будет и третье, то есть на нас и от нас. Добавьте глубину в рисунок, и вы получите объем и положение форм, составляющих кувшин, в пространстве.

Непонимание этого приводит к следующему примеру (он заимствован из учебного пособия). В рисунке, дающем представление, как кажется, о конструкции носа человека, отсутствует понимание того, что форма носа трехмерна. Конструкция имеет высоту и ширину, но не имеет глубины. Во всяком случае, она отсутствует в местах, указанных стрелками.

Чтобы было совсем ясно, о чем идет речь, сравним это со следующим конструктивным рисунком. И еще один пример из того же учебного пособия, где показаны места расположения конструктивных осевых линий головы человека - и опять то же непонимание. Правда, у автора учебника есть существенный козырь: это рисунок Дюрера, где Дюрер рассуждает о конструкции головы человека и который нельзя принимать как догму. Но, увы, этот рисунок лег в основу конструктивного понимания головы человека целым поколением студентов художественно-графических факультетов.

Рассмотрите голову человека так, как только что мы рассматривали кувшин, и вы увидите, что некоторые конструктивные осевые линии изменят свое положение. Например, на заимствованном рисунке отсутствует осевая линия скул, а ведь она соответствует самой широкой части лица. На ней находятся две симметричные скуловые точки, которые лежат на границе четырех пространств. Это они будут нашими маяками при построении формы головы человека в пространстве. Отсутствует и подобная осевая линия, соответствующая самой широкой части черепной коробки и имеющая также две симметричные опорные точки.

В таком случае, не понятно, какой смысл вкладывается в конструктивные линии авторами этих изданий. Возможно, все проще. Можно очень много рассуждать о рисунке и не понимать, что есть конструкция предмета, и, в итоге, не понимать, что есть конструкция самого рисунка как предмета.

Приемы реализации методов конструктивного анализа в пространстве листа

Перспектива (франц. perspective — проникать взором, видеть насквозь) — это способ построения пространства на плоскости листа. Любое изображение на плоскости можно рассматривать как проекцию реально существующего или воображаемого предмета на данную плоскость (это взгляд через прозрачную картинную плоскость на предмет).

Создание трехмерного изображения на плоскости осуществляется различными путями. Существует прямая и обратная перспектива. Законы прямой и обратной перспективы вытекают из объективно существующих особенностей зрительного восприятия. Они могут быть использованы художником для создания убедительного пространственного образа.

В чистом же виде прямая и обратная перспективы представляют собой лишь абстрактные геометрические схемы. Надо отметить, что если прямая перспектива еще имеет научное математическое обоснование и является одним из методов проекции реального пространства на плоскость, то обратная перспектива таким методом не является (то есть это диаметрально противоположная перспектива по отношению к прямой).

Мы пользуемся методом прямой перспективы. Он имеет две особенности: все параллельные линии, уходящие в глубину плоскости, сходятся в одну точку (которая находится на линии горизонта); все предметы по мере удаления в глубину уменьшаются в размере. Линия горизонта, независимо от того, сидите ли вы или стоите, всегда находится на уровне ваших глаз.

Этот метод имеет и другое название — линейная перспектива. Вот здесь самое время вспомнить о линии, ведь она является выразительным средством рисунка. А этих средств у рисунка не так много, всего два: точка и линия.

Линия — это абстрактное понятие, и в чистом виде ее в природе не существует. Существует форма в пространстве, которую мы отделяем от этого пространства при помощи линии. Рисуя предмет в пространстве листа линией, создавая третье измерение, мы должны учитывать, что сама линия тоже находится в этом пространстве.

Очень важно обратить внимание на характер линий в рисунке: существует два вида линий. Это контурная линия (абрис), которая замыкает форму или множество форм и отделяет их от пространства, и линия границ или граней формы, дающая понятие о положении сторон формы в пространстве. Линия граней формы имеет широкий графический диапазон.

Она может быть как очень мягкой, так и очень жесткой, как грань куба. Куб имеет резкую грань между сторонами и резкий контраст между светом и тенью, усиливая этот эффект светотенью (это граница света и тени). Которая, как мы сможем убедиться, совпадает с границей сторон.

Светотень — одно из самых важных понятий основ рисунка после понятия трехмерности пространства (это самые связанные между собой и самые загадочные термины). Как показывает педагогическая практика, чтобы освоить первое, студенту — в лучшем случае - требуется 1-2 года практических занятий. Мы уже говорили, что художник видит объемно не от рождения — это приобретенное умение. Без трехмерного видения светотень не видна.

Посмотрите на рисунок. У куба (в верхнем ряду) мы скруглили грани. Вопрос о наличии вертикальных линий вместо отсутствующих граней вызывает панику у студентов, ведь ребер у куба нет! Но стороны куба продолжают находиться все в том же положении и по-прежнему имеют разную ориентацию в пространстве. Значит, между ними существуют пространственные границы. Приглядитесь к натуре, и вы их увидите: это блик или светотень, граница света и тени.

В конструктивном рисунке (то есть пока отсутствуют тоновые отношения) блики на границах перелома форм в пространстве также заменяют линией. Если вы не научитесь различать эти границы, вы не сможете нарисовать объем в пространстве — то есть просто его не увидите.

Впервые студент серьезно сталкивается с этим в заданиях, когда выполняет конструктивные рисунки головы человека и черепа головы человека. Форма головы человека находится в пространстве, имеет все его стороны. Эту форму можно сравнить с кубом в пространстве, но только у этого куба отсутствуют острые грани.

А ведь границы необходимы, что бы создать трехмерный объем. Где они? Как их увидеть? Вспомните конструктивный анализ кувшина: присмотритесь к форме головы, и вы увидите светотени. Увидеть светотени — это значит увидеть границы пространств.

Home Просвещение Графическое отображение Проецирование как метод графического отображения формы предмета

Проецирование как метод графического отображения формы предмета

Проецирование — это процесс получения проекций предмета на какой-либо поверхности (плоской, цилиндрической, сфериче­ской, конической) с помощью проецирующих лучей.

Проецирование может осуществляться различными методами.

Методом проецирования называется способ получения изо­бражений с помощью определенной, присущей только ему сово­купности средств проецирования (центра проецирования, на­правления проецирования, проецирующих лучей, плоскостей (по­верхностей) проекций), которые определяют результат — соот­ветствующие проекционные изображения и их свойства.

Для того чтобы получить любое изображение предмета на плоскости, необходимо расположить его перед плоскостью про­екций и из центра проецирования провести воображаемые про­ецирующие лучи, пронизывающие каждую точку поверхности предмета. Пересечение этих лучей с плоскостью проекций дает множество точек, совокупность которых создает изображение предмета, называемое его проекцией. Это общее определение рассмотрим на примере проецирования точки, прямой, треуголь­ника и треугольной призмы на плоскость проекций H.

Проецирование точки (рис. 52, а). Возьмем в пространстве произвольную точку А и расположим ее над плоскостью проек­ций H. Проведем через точку А проецирующий луч так, чтобы он пересек плоскость H в некоторой точке а, которая будет являться проекцией точки А. (Здесь и в дальнейшем будем обозначать точки, взятые на предмете, прописными буквами чертежного шрифта, а их проекции — строчными.) Как видим, методом проецирования можно получить проекцию нульмерного объекта— точки.

Проецирование прямой (рис. 52, б). Представим себе прямую как совокупность точек. Используя метод проецирования, прове­дем множество параллельных проецирующих лучей через точки, из которых состоит прямая, до пересечения их с плоскостью про­екций. Полученные проекции точек составят проекцию заданной прямой — одномерного объекта.

Проецирование треугольника (рис. 52, в). Расположим тре­угольник ABC перед плоскостью H. Приняв вершины треуголь­ника за отдельные точки А, В, С, спроецируем каждую из них на плоскость проекций. Получим проекции вершин треугольника — a, b, с. Последовательно соединив проекции вершин (а и b; b и с; с и а), получим проекции сторон треугольника (ab, bc, ca). Часть плоскости, ограниченная изображением сторон треугольника abc, будет являться проекцией треугольника ABC на плоскости H Следовательно, методом проецирования можно получить проек­цию плоской фигуры — двухмерного объекта.

Проецирование призмы (рис. 52, г). Для примера возьмем наклонную треугольную призму и спроецируем ее на плоскость проекций H. В результате проецирования призмы на плоскость H получают изображения (проекции) ее оснований — треуголь­ников — abc и a1b1c1 и боковых граней — прямоугольников abb1a1 и bcc1b1. Так в результате проецирования на плоскости H получают проекцию треугольной призмы. Следовательно, с помощью метода проецирования можно отобразить любой трех­мерный объект.


Рис. 52. Проецирование нуль-, одно-, двух- и трехмерных объектов: а — точка;
б — прямая; в — треугольник; г - призма

Таким образом, методом проецирования можно отобразить на плоскости любой объект (нуль-, одно-, двух- и трехмерный). В этом отношении метод проецирования является универсальным.

Сущность проецирования легче понять, если вспомнить получение изображения в кинотеатре: световой поток лампы кинопроектора проходит через пленку и отбрасывает изображение на полотно. При этом изображение на киноэкране будет в несколько раз больше изображения на кинопленке.

Существует центральное (или перспективное) и параллельное проецирование. Параллельное проецирование бывает прямо­угольным (ортогональным) или косоугольным (табл. 5).

5. Методы проецирования


Центральное проецирование (перспектива) характеризуется тем, что проецирующие лучи исходят из одной точки (S), назы­ваемой центром проецирования. Полученное изображение назы­вается центральной проекцией.

Перспектива передает внешнюю форму предмета так, как воспринимает его наше зрение.

При центральном проецировании, если предмет находит­ся между центром проецирования и плоскостью проекций, размеры проекции будут больше оригинала; если предмет расположен за плоскостью проекций, то размеры проекции станут меньше действи­тельных размеров изображаемого предмета.

Параллельное проецирование характеризуется тем, что про­ецирующие лучи параллельны между собой. В этом случае предполагается, что центр проецирования (S) удален в бесконеч­ность.

Изображения, полученные в результате параллельного про­ецирования, называются параллельными проекциями.

Если проецирующие лучи параллельны между собой и пада­ют на плоскость проекций под прямым углом, то проецирование называется прямоугольным (ортогональным), а полученные проекции — прямоугольными (ортогональными). Если проеци­рующие лучи параллельны между собой, но падают на плоскость Проекций под углом, отличным от прямого, то проецирование на­зывается косоугольным, а полученная проекция — косоугольной. При проецировании объект располагают перед плоскостью про­екций таким образом, чтобы на ней получилось изображение, несущее наибольшую информацию о форме.

ТЕМА: "Техническое конструирование. Общие сведения о проецировании. Прямоугольное проецирование".

ЗАДАЧИ: научить выполнять чертёж деталей объёмной формы, анализировать формы предмета по его чертежу, рассказать о видах проецирования деталей.

ЦЕЛИ: дать первичное представление о проецировании деталей, о видах проецирования и проекций, научить читать и выполнять черчение деталей объёмной формы, анализировать формы предмета по его чертежу, воспитывать чёткость и аккуратность во время выполнения чертёжных работ, развивать пространственное воображение, воспитывать усидчивость,старательность.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: учащиеся должны уметь выполнять чертеж деталей объёмной формы, знать виды проецирования и проекций.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: карандаш, лист бумаги (формат А 4), линейка, циркуль.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: виды проецирования (центральное, прямоугольное), проекция (фронтальная, горизонтальная, профильная).

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ: беседа, рассказ учителя, метод иллюстрации, практическая работа.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный момент 1 мин.

Актуализация опорных знаний умений и навыков 4 мин.

Изучение нового материала 12 мин

Практическая работа. Выполнение чертежей предметов объёмной формы 22 мин

Закрепление новых знаний и умений учащихся 5 мин.

Итог урока 1 мин

Домашнее задание 1 мин.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Приведите основные правила выполнения чертежей плоских деталей (нанесение размеров, условные обозначения).

Отличаются ли, на ваш взгляд, черчение деталей плоской и объёмной формы?

(Учитель демонстрирует такие детали)

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к выводу, что предметы объёмной формы на чертежах следует изображать, рассматривая с нескольких сторон. Только тогда можно получить полное представление о предмете.

Изучение нового материала

Методы проецирования

Рассказ учителя.

Предметы объёмной формы имеют три измерения: длина, ширина и высота. В основе строения изображения предмета на чертеже лежит метод проецирования. Суть его заключается в том, что изображение предмета на плоскости получают с помощью проекционных лучей.

Представьте, что произойдёт, если предмет разместить перед стеной и осветить его спереди фонариком, то есть создать проекционные лучи. (Учитель может продемонстрировать этот способ.)

Что будет на стене?

На стене получится тень этого предмета.

Образованное таким образом проецирование изображения предмета на плоскости называют его проекцией. Зависимо от того, как направлены проекционные лучи, различают такие виды проецирования: центральное; параллельное косоугольное; параллельное прямоугольное.

Учитель объясняет разницу между этими видами проекции и подводит учащихся к выводу, что именно прямоугольное проецирование используют в черчении, поскольку оно является более простым и удобным.

Прямоугольное проецирование.

Рассказ учителя.

Изображая плоские предметы на плоскости, вы пользуетесь именно методом прямоугольного проецирования. Созданная проекция предмета называется фронтальной, а полученное изображение предмета – видом спереди.

Учитель демонстрирует несколько предметов разной формы, которые имеют одинаковую фронтальную проекцию, и подводит учащихся к выводу о том, что не всегда одной проекции бывает достаточно, чтобы получить полное представление о форме изображённого предмета. Такое явление называют неопределённостью формы объёмного предмета по одной проекции.

В этом случае выполняют проецирование предмета на две плоскости проекций: вертикальную (вид спереди) и горизонтальную (вид сверху). При черчении горизонтальную проекцию располагают под вертикальной.

Если предмет имеет сложную форму и двух проекций оказывается недостаточно для полного представления о нём, то добавляют третью проекцию – профильную (вид слева). Невидимые части поверхности предмета показывают штрихованными линиями (линиями невидимого контура). Таким способом можно дать представление о форме отдельных частей предмета.

В ходе рассказа учитель формирует у учащихся представление о видах проекций, используя схему, данную ниже.

Расположение видов проекции при черчении строго упорядоченно: под видом спереди располагают вид сверху, а справа от вида спереди – вид сбоку, используя линии проекционной связи.

Практическая работа. Выполнение черчения предметов объёмной формы

Инструменты, материалы, оборудование: лист бумаги (формат А4), линейка, карандаш, предметы объёмной формы.

Методические рекомендации.

Работа выполняется фронтально, в группах или индивидуально.

Форму проведения учитель выбирает в зависимости от уровня подготовки учащихся и наличия демонстрационного материала.

Во время работы учитель контролирует действия учащихся, акцентируя их внимание выполнении правил оформления черчения.

Последовательность исполнения.

1)Оформить рамку черчения, штамп.

2)Разместить перед собой изображаемый предмет так, чтобы главный вид (вид спереди) давал наиболее полное представление о форме предмета.

Определить необходимое количество проекций.

Выполнить главный вид (вид спереди). Нанести линии невидимого контура.

С помощью линий проекционной связи выполнить вид сверху и вид сбоку.

По окончании работы все видимые части предмета на изображениях обвести сплошной толстой основной линией, а дополнительные линии вытереть.

V.Закрепление новых знаний и умений учащихся

Для этого этапа урока необходимо подготовить дидактические карточки.

Работу можно организовать как групповую или индивидуальную.

VI.Итоги урока

Учитель оценивает результаты выполнения учащимися практической работы по карточкам, называет и анализирует допущенные ошибки.

Установить неопределённость формы предмета на изображении с помощью проецирования на несколько плоскостей проекций.


Как делать подскажите. Пожалста

Еще две проекции сделать для каждой фигуры, горизонтальную и профильную

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: