Можно ли убрать насечки на лыжах своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Заточенные, напарафиненные, смазанные — кататься на таких лыжах одно удовольствие, и служат они дольше. Как их правильно обслуживать, ремонтировать и хранить, объясняет инструктор по горным лыжам Александр Марамчин .

После каждого катания: чистить от снега и сушить ботинки

Если завтра снова на склон, очистите лыжи от снега любой мягкой щеткой, например для машины. А дальше их можно оставить как в холодном помещении, неотапливаемом коридоре или гараже, так и занести в тепло. Протирать необязательно: в тепле высохнут сами, а в холоде и влаге просто не успеют заржаветь. Главное, поставить так, чтобы канты не царапали скользяк: раздельно. Либо вставить между ними лыжные скрепки.

Сразу после катания нужно позаботиться о ботинках: расстегнуть клипсы, постучать ботинками друг о друга, чтобы избавиться от снега. Вставить внутрь сушилки для обуви или вытащить внутренники и поставить их в теплое место, у батареи.

Но прямо на батарее лучше ничего не сушить, особенно ботинки с термоформируемым внутренником — так они потеряют форму. Если храните ботинки в прокате, убедитесь, что там их высушат.

В течение сезона: парафинить, циклевать, ремонтировать и точить


Между выездами, прилетев или приехав домой, тщательно протрите лыжи сухой чистой ветошью. Чтобы они были в идеальном состоянии к следующей поездке, можно нанести на канты мягкий базовый парафин. А если не жалко парафина, обработайте всю скользящую поверхность.

Понять, что лыжам нужна обработка, можно по скользяку: он становится сухим и осветляется. Чем хуже условия катания, допустим неухоженные склоны с ветками и мелкими камешками, тем чаще требуется парафин. Можно использовать, к примеру, парафины Swix LF06X или Swix CH6X — они достаточно универсальны по температурным условиям.

Как обработать лыжи парафином


Шаг 1. Пройдитесь жесткой щеткой по скользяку, чтобы почистить его от грязи и смол. От такой обработки остаются чешуйки — не страшно, когда напарафините лыжи, сможете снять их скребком. Для очистки используют щетки из стальной или бронзовой проволоки. Либо комбинированные щетки, такие как Swix T159B с бронзой и нейлоном. Нейлоновая часть пригодится в конце.

Шаг 2. Нанесите на лыжи тонкий слой базового парафина с помощью лыжного утюжка. Нужную температуру нагрева утюжка указывают на упаковках парафина. Затем сразу надо отциклевать, то есть выровнять поверхность плексигласовым скребком, он же цикля.

Лучше, если у вас будут два вида скребков. Один — жесткий, толщиной 3–5 мм, им вы снимете первый грубый слой парафина. Второй скребок нужен более тонкий — 2 мм. Он удобнее для финишного снятия парафина из-за более острой кромки.

Мазь Swix CH6X скольжен. для лыж/сноуб. темп.:-5/-10 тверд. 60гр синий (CH06X-6)

Шаг 3. Возьмите щетку из мягкого нейлона, например Swix T161O , с удобным ремешком на руку. Убирайте остатки парафина, пока не будете довольны внешним видом скользяка.

Если под рукой нет утюжка, парафина и скребка, а подровнять скользящую поверхность надо, можно сделать это фибертексом — мягкой бумагой с абразивным слоем. Она убирает крупные волокна, но не эффективна для мелкого ворса.

Когда нужны мази для скольжения

Хорошо обработанный базовым парафином и отциклеванный снаряд нуждается в мазях для скольжения в трех случаях:

  • очень холодно, примерно –30 градусов (но в такую погоду и кататься не захочется);
  • на улице плюсовые температуры;
  • вы участвуете в соревнованиях.

Принцип скольжения лыж по склону основан на том, что снег от трения плавится и превращается в капельки воды, и мы скользим по этой пленке. Чем ниже температуры, тем меньше воды. Снежинки царапают скользяк, и скорость снижается.

Щетка Swix T161O для лыж/сноуб. 280гр красный/белый (T0161O)

Мазь для низких температур должна работать в холода. Обратите внимание, что на мазях указывают температуру снега, а не воздуха. Мазь, рассчитанная на –15–18 градусов, — как раз для самых холодов.

Когда на улице тепло, лыжи оказываются практически в воде, и возникает эффект поверхностного натяжения. Тут выручают мази для плюсовых температур, на температуру снега от 0 до +4 градусов. Сэкономить помогают комплекты. В наборе Nordway LF Combi , например, три мази для разных температур — от +3 до –12 градусов.

Для нанесения мази понадобится такой инструмент, как растирка. Обычно это брусочек с выемкой под пальцы. Форма растирки значения не имеет, главное, чтобы было удобно держать. Растирки бывают специализированные и универсальные. Например, Swix T0020 из пробки — универсальная, подходит и для лыж, и для сноубордов.

Убирайте в чехол только идеально сухой инвентарь. Смазанные мазью для скольжения лыжи высыхают за несколько минут.

Как убирать глубокие царапины

Глубокие царапины на скользяке, появившиеся, например, от проезда по камням, заливают ремонтным пластиком . Пластик бывает белый и черный, для разного цвета скользяка. Его расплавляют ремонтным пистолетом — специальной горелкой с насадкой — или обычным паяльником.

Как делается заточка лыж

Канты важно вовремя точить, чтобы лыжи держали вас на плотном снеге или льду. Заточку лучше делать в профилактическом режиме, а не тогда, когда канты совсем затупились. Иначе придется снимать сразу много металла, и кант быстро кончится.

Канторез заточит лыжи под нужным углом, 87–90 градусов, в зависимости от стиля и условий катания. Если не хочется осваивать заточку, отнесите лыжи в спортивный магазин или лыжный сервис: там сделают как надо.

В конце сезона: консервировать и хранить

Отправляя лыжи на хранение, пружины креплений скрутите на ноль, обработайте скользяки базовым парафином и отциклюйте. Можно сделать это сейчас или перед первым катанием в новом сезоне. Головки и пятки креплений сбрызните силиконовым аэрозолем . Ослабьте крепления ботинок, всегда храните их слабо застегнутыми.

Лучше и безопаснее всего держать лыжи дома, в сухом гараже или арендованном хранилище. Им не страшен перепад температур, но они боятся перепада влажности: конденсат со временем ведет к коррозии. Поэтому холодные балкон и гараж для длительного хранения не подходят.

Читать : Как перевозить лыжи и сноуборды в машине

Чтобы лыжи не прогибались и сохраняли нужную форму, лучше хранить их вертикально. Горизонтально, под потолком или на стене, тоже можно. Только нужно купить или сделать две направляющих, на которые кладутся носки и пятки лыж.

я думаю не стоит её стирать, просто не намазывай там лыжной мазью, ребра и созданы для торможения обратного хода лыжи. если не поможет, купи шкурку 1 или 0 и стирай. Потом на открытом огне можно заплавить шершавость

Спасибо. Думаю придется так и сделать, т.к. сами лыжи хорошие, а покупать новые без насечек не охота.

Такая насечка делается специально для прогулочных лыж для классики, чтобы не было отдачи. Убрать её нельзя, это просто загубить лыжи. Купить подходящие.

А если мне захочется коньклвым ходом?. Насечка находится посредине, под креплением, как раз в том месте куда приходится максимальное давление ноги, и поэтому при толчке лыжа не едет а стопорится.

Это насечка против отдачи ее убрать не получится.
Купи лыжи без насечек и соответственно мазь держания.

в обще в субботу открылся мне секрет почему мои лыжи такие скользкие.Почему затормозить не могу на спуске,почему в горку забраться очень тяжело.А у других вроде как это не вызывает трудностей.

Оказывается у классических лыж на скользящей поверхности есть насечка, что помогает не проскальзывать лыжам.А у меня такой штуки нет.
У меня ,как оказалось комбинированные лыжи.
в общем ,подскажите пожалуйста, чего можно сделать в такой ситуации?

покупать другие лыжи? у меня и ботинки под классику ,коньком я не хожу.
Были у кого нибудь такие проблемы ?

Т.к. тема является архивной.

Лыжи у Вас нормальные, их нужно просто мазать "под колодку" мазями держания, чтобы в момент толчка они не проскальзывали назад. Лыжи с насечками - это для совсем ленивых, они вообще не едут. Сейчас, правда, появились "ворсовые" лыжи для классики, чтобы не накладывать мази держания, но я этой темой не очень интересовался, катаюсь исключительно "коньком", последние два сезона обленился, даже не парафиню, катаюсь на гелях,или просто вычищаю скользяк. На 7-10 км хватает, а на большее уже не хватает меня :((

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

И выбирайте ее под температуру, лучше разные взять. В прошедшее воскресенье на лыжах намазанных на -10 был сильный подлип именно к мази. Кстати народ на лыжах с насечкой тоже жаловался, насечка забивалась ( температура около нуля была).

Т.к. тема является архивной.

не представляю как у кого то что то липнет и забивается.
мои неслись как сноуборд с горки ,только и успевай от деревьев уворачиваться :)

спасибо.
я тут присмотрел, нашел что бывают универсальные, от -1 до -20 или доже от 0 до - 30
вот такую мази и возьму подпирать под температуру мне лень :) я же любитель, так по лесу погулять, здоровье поддержать часика 2-3.

Т.к. тема является архивной.

Что за универсальные мази держания такие? 0_0 Поделитесь, если не сложно, пожалуйста.
И лыжи у вас какие и какой ваш вес. Если случайно лыжи слишком жесткие для вашего веса, ни одна мазь держания не удержит)

Т.к. тема является архивной.

у меня сейчас 110 отборной ,красивой массы тела :)
лыжи не жесткие,для нынешнего веса.по идеи можно было бы и пожестче. Если верить тому ,что в интернете пишут

у меня выбора нет, надо попробовать.
так то я конечно терпиливый,но вот в последний раз ,когда уже возвращался,и на подъеме метра 3-4 среди деревьев не мог ехать елочкой, и взбирался минут пять. в итоге плюхнулся в сугроб и еще минут пять там лежал, так как сил уже не осталось :)

Т.к. тема является архивной.

Кхе-кхе. да это клистер. Он же жидкий) И дорогой, как.
Стандартный набор мазей держания в Поволжье спорте стоит 275 рублей. Хватит их лет на 10.
По весу да, с таким весом к жесткости претензий быть не должно)

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Обычно так называют жидкие лыжные мази. Они довольно хреново ведут себя при падающем снеге- образуется сильный подлип.
Попробовать, конечно, интересно. Если решите брать, расскажите нам потом.
Мне кажется, он очень быстро закончится. Мало его там, в тюбике)

Т.к. тема является архивной.

хорошо
если не забуду то обязательно расскажу ,частенько меня склероз посещает.
кстати вспомнил чего с утра коллеге общел:)

Т.к. тема является архивной.

У меня так же было после долгого перерыва в катании на лыжах, когда купил новые лыжи и продавец также впендюрил лыжи для спортсменов. Потом просто пришел в Триал Спорт ( где и покупал лыжи) , рассказал о своей проблеме и купил у них специальную финскую тормозящую ленту, которую приклеивают под опору крепления. А лучше конечно для туристического любительского катания приобретать лыжи с насечкой. Раньше когда были деревянные лыжи такой проблемы не было. Жаль , что вас не предупредил продавец, что без насечек лыжи все таки для спортсменов, которые имеют мази на разные температуры , ну это для любителя очень муторно. Так что повторюсь, покупайте в следующий раз для простого катания лыжи с насечками. Что я и сделал ( поменял лыжи на лыжи с насечками) и спокойно катаюсь уже несколько лет.

Обновление структуры поверхности лыжи

Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

Структура скользящей поверхности

Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она: очень гладкая, блестящая, как бы полированная оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази.

  • Мелкая структура для условий сухого трения от-15°С и ниже;
  • Средняя структура для промежуточного трения от-15°С до О°С;
  • Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.

Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.

Структура, нанесенная вручную

Обновление структуры поверхности лыжи

Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи — накатка (SWIX T401). Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка (SWIX T79). Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком (SWIX T80) или бритвенным скребком (SWIX T89) слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом (SWIX T265) для скругления острых кромок бороздок.

Структура, нанесенная шлифовальной машиной

Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальному камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем — вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.

После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

Снятие ворса

Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния (SWIX T265). Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом. пройдите поверхность бронзовой щёткой (SWIX T158) несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом (SWIX T266), который содержит более мягкий абразив.

Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон — бритвенный скребок (SWIX T89). Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом (SWIX T265) удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)

Для ориентира указаны артикулы мазей и инструментов Swix, аналогичные мази и инструменты есть и других марок.

Читайте также: