Мороз по жести как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 16.09.2024

Содержание

История

Возник в Великом Устюге в конце XVIII столетия и развивался в семейном кругу, переходя от отца к сыну.

Изделия в большом количестве вывозились на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, на ярмарки сибирских городов, а также в Персию, Турцию, Среднюю Азию, Китай.

Известны фамилии мастеров: Насоновский, братья Иван и Николай Старковские, Савватий и Николай Цыбасовы. Оставили свои фамильные вещи мастера Панов, Булатов, Торлов. [1] Шкатулки работы династии Волковых выставлены в музеях Великого Устюга и других музеях России, включая Этнографический музей Санкт-Петербурга. [2]

В настоящее время производство шкатулок в Великом Устюге прекратилось.

Описание

Технология

Способ покрытия металлических изделий морозными узорами широко применяется в современной промышленности и называется кристаллитом. Происходит выявление кристаллической структуры олова при лужении, резком охлаждении заготовок, травлении жести раствором соляной кислоты, покрытии поверхности цветным прозрачным лаком.

Напишите отзыв о статье "Мороз по жести"

Примечания

Ссылки

  • [cultinfo.ru/decor/material/metal Художественная обработка металла. Культура Вологодской области]
  • [patlah.ru/etm/etm-01/teh%20metall/dekor%20metall/moroz%20zest/moroz%20zest.htm "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.]


: неверное или отсутствующее изображение

Отрывок, характеризующий Мороз по жести

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu'il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.

Мороз по жести – промысел, возникший в 18 веке в Великом Устюге (Вологодская область). Название своё получил за сходство узоров, нанесённых на металл с морозными узорами на стекле.

Узоры на металле получались особым образом, с помощью олова, нагрева и охлаждения металла (жести), травления кислотами и т.п. С помощью различных методик получались жёлтые, красные, серебристые, зелёные и другие оттенки.

Самое известное и распространённое применение такой морозной жести – шкатулки с секретами, пользовавшиеся неизменной славой на выставках в России и за рубежом. Как правило, шкатулки были с хитрыми, множественными секретами, которые очень сложно обнаруживались. Также такой жестью обивались переплёты книг, мебель для знати и т.п.

Секреты мастерства тщательно охранялись и передавались из поколения в поколение.

Последний мастер данного промысла умер в 1972 г., не оставив преемников.

В настоящее время не производится. Для возрождения промысла государству необходимо приложить большие усилия, но оно того стоит! Данное искусство уникально.


В старину сундук служил кроватью, заменял шкаф, символизировал накопленные богатства. Сундуки изготавливались из дуба, бука, ясеня; обивались металлическими полосами, образующими своеобразный орнамент из клеточек. Были сундуки, обтянутые богатыми тканями и даже тюленьими шкурами.


Первая рабочая неделя 2021 года почти закончена, а интересные кино, спектакли, события и спортивные мероприятия не заканчиваются никогда.

В кино стартует долгожданная " Чудо-женщина: 1984 " (12+), а альтернативу ей среди премьер составляет " Обыкновенная страсть " (18+). Для детей — новые мультфильмы " Говард и Подводное королевство " (12+) и " Барбоскины на даче " (6+).

Перейдем к театральной жизни. В Чехов-центре вновь дают спектакли " Экстремалы " (18+), " Чужой ребенок " (16+), " Смешные деньги / Funny Money " (16+), " Собачье сердце " (18+), " Архиерей " (12+). Среди детских постановок — " История одной снежинки " (0+) и " Серебряное копытце " (6+) от Сахалинского театра кукол.

В Сахалинском художественном музее начинает работу выставка " Не то дорого, что красного золота… " (0+), которая представляет произведения декоративно-прикладного искусства: художественная резьба из кости (холмогорская, тобольская, хотьковская, чукотская), резьба по дереву и камню, антикварные предметы из метала ("мороз по жести", чернение по серебру, финифть, расписная эмаль и подносы, филигрань, чеканка, гравировка). Все эти предметы хранятся в фондах Сахалинского областного художественного музея.


Мастерская художественных ремесел (0+), творческая мастерская Green Zone (16+), кондитерская Sweet Story (6+) вновь приглашают на мастер-классы. Да и новый год лучше начинать с усвоения новых навыков — художественных (18+) и не только (16+), а также музыкальных (12+). Можно и прокачать свою грамотность (0+) — узнать, наконец, правописание новых заимствованных слов и нормы их произношения. Как правильно: "коронАвирус" или "коронОвирус", "вацап", "вотсап" или "ватсап", "лОгин" или "логИн".

Новый сезон стартует и у организаторов барных интеллектуальных игр. Состязания " Мозгобойни " (18+) будут посвящены музыке, а " Квиз, плиз! " (18+) еще и затронет темы кино и реалии 2010-2020 годов.

Hive-бар продолжает свои музыкальные творческие вечера. 23 января там выступит " Квартет Душ " (18+).

И конечно же, спорт — женский волейбол в этот раз представлен матчем в рамках домашнего тура предварительного этапа чемпионата России, Высшая лига "А". На остров приезжает команда из Курска "ЮЗГУ-Атом", чтобы сразиться с ПСК "Сахалин" (0+).

Читайте также: