Мордовский головной убор женский своими руками выкройка

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 09.09.2024

Традиционный мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас функционирует во время обрядов и праздников. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды, составной частью в костюм входили различные съемные детали и украшения. Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствующим культуре мокши и эрзи. Широкое расселение мордвы способствовало появлению локальных вариантов одежды, как у мокши, так и у эрзи. Но при всем своеобразии одежды отдельных групп мордвы, она имеет много общих черт: белый льняной или посконный (изготовленный из конопли) холст как основной материал одежды, туникообразный (прямой) покрой рубахи и верхней белой распашной одежды, отделка одежды плотной вышивкой преимущественно из шерсти красного и черного или темно-синего цветов, своеобразные украшения из металла, монет, бисера и раковин, плетеная из лыка обувь, ременные оборы, сапоги со сборами, а также обычай обертывать ноги онучами, чтобы они были ровными и толстыми.

Мужской мордовский костюм

Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар м., э.) и штаны (понскт м., э.). Их шили из домотканого холста, в начале XX века получают распространение рубахи из фабричных тканей. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань - вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой мужчины носили шубы (ор м., э.) из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно надевали, как и чапан, в дорогу. Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле одевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки. Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя в известной мере проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.

Женский мордовский костюм

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины одевали богато вышитую рубаху покай.

Рубаха мокши (панар, щам) несколько отличалась от эрзянской. Она шилась из трех полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище перегнутое поперек, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12 см., рубаху богато вышивали, расположение вышивки в основном соответствовало эрзянской рубахе, но здесь не было широкой передней полосы, зато имелась вышивка на лопатках. Мокшанки носили рубаху с большой пазухой (пов) и значительно выше чем эрзянки - она лишь немного прикрывала колени. Под рубаху мокшанки одевали штаны длиной до щиколоток. Они также шились из белого холста и оторачивались внизу кумачом или красной тканой полоской. В ХХ веке у мокши появилось платье, которое шилось из фабричных тканей. Это платье было на кокетке, к подолу пришивалась оборка шириной 20-30 см. Рукава были длинные с обшлагами, присборенные на плечах. Вырез головы был круглый, иногда делался невысокий стоячий воротник. Прямой разрез на груди или спине застегивали на пуговицы. Это платье вначале надевали на нижнюю холщовую рубаху, а затем стали носить и без нее.

К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошел передник (запон, сапоня м., запон, икельга паця э.). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причем часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.
Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и эрзянки. Их шили из фабричной ткани черного цвета, длинной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. У эрзи Теньгушевского района безрукавка называлась шубейкой. Ее шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшался потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блестками.

Верхняя распашная одежда из холста (паньжат, мушкас м., руця, импанар э.). Шили ее из тонкого хорошо отбеленного холста. Покрой ее соответствовал покрою мокшанской или эрзянской рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине. Украшалась она, как и рубаха вышивкой, бранным тканьем, разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. У мокши мушкас использовался и в качестве рабочей одежды. Верхняя теплая одежда и по названию, и по покрою была схожа с мужской. Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой одевали шубу из желтых овчин, иногда их покрывали сукном.

Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин. У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс, пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. У теньгушевской эрзи в праздники взрослые девушки носили специальную шапочку - пехтим. Ее очелье было украшено бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из бисера. У мордвы-терюхан был распространен венец-шапочка из монет и раковин-каури.

Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов. Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы - панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть. Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Ее украшали вышивкой, бисером, позументом. Под сороку одевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком. У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюханки носили венец, но в отличии от девичьего головного убора он был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни - длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными монетами, они спускались на грудь спереди. Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.

Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения. В качестве височных подвесок мордовки носили различные подвески из монет, бисера, раковин и пуха, которые прикреплялись к головному убору. Из налобных украшений были распространены бахрома из перьев селезня пришитые к тесьме или узкой полоске холста. Употреблялись также узкие полоски материи с нашитыми на них бусами, пуговицами, бисером или просто вышитые. Девушки носили накосники из разноцветного бисера, шелка, раковин. Наушными украшениями были серьги (пилькст м., пилекст э.) и специальные наушники, которые представляли собой кружки из картона или бересты обтянутые материей. На них нашивались цветы из материи, бусы, бисер. Специфическим украшением мордовок была нагрудная застежка (сюлгам м., сюлгамо э.).Они были двух видов: овал с незамкнутыми концами и подвижным стержнем характерный для эрзи и трапециевидной формы у мокши. Разнообразными были нагрудные украшения. Они представлены разнообразными бусами (крганят м., эрьгть э.), ожерельями (колодка, камышка э.). У мокши было множество вариантов бисерных воротников и нагрудных сеток (цифкс, комбоне). У них имелись и чересплечные украшения (кичкор, крескал), состоящих обычно из двух полос ткани или кожи с нашитыми на них цепочками, пуговицами, стеклярусом и т.п. Они одевались на плечи крест накрест. Чересплечное украшение (ожа нучка) имелось и у теньгушевской эрзи. Наручные украшения представлены браслетами (кятькст м., кетькст э.) и перстнями (суркст м., э.). Специфическим поясным украшением эрзянок является набедренники (пулай, пулакш, пулокаркс). Они были двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером. У некоторых групп эрзи Пензенской и Саратовской областей поясное украшение имело вид пояса с подвесками и кистями (мукороцек) или полосками ткани (лапкат). Поясными украшениями были также полотенца, которые затыкали за пояс (кеска руцят м., бока пацят э.) Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах как правило была бахрома из шелковых ниток. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.
Ноги обертывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста м., пильгалга э.), которыми обертывали ступни; и верхние (ланга пракста м., верьга пракста э.), ими обертывали икры. В холодное время года поверх портянок носили белые или черные онучи (сумань пракстат м., э.) из сукна. У теньгушевской эрзи и терюхан женщины носили более узкие, чем портянки, обмотки. Мокшанки носили обмотки красного цвета с желтыми, зелеными и черными полосами по праздникам. Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

Мордовская вышивка

Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счету ниток. Для вышивания использовался специальный крючок-кечказ. Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым. Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.

Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, желтого и черного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зеленая, золотистая и др. Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко а мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.

Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы, клетка.

У мокши было распространено художественное вязание. Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные из черной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными черными полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, елочки и другие узоры.

Аппликация применялась лишь у некоторых групп мордвы. Она заполнялась на рубахах, верхней распашной одежде, нагрудных и поясных украшениях. Материалом для накладных узоров служили бумажные и шелковые ткани, полоски золотого шитья, сукно, тесьма, кожа. Аппликация из шелковых и бумажных тканей в виде узких полос заменяла во многих случаях вышивку, например на подоле мокшанских рубах или по стану эрзянской распашной одежды восточных районов Мордовии или ряда сел Пензенской области. Аппликация была единственным средством декора шубейки (Шубейка - безрукавка из холста отороченная мехом, бытовала у теньгушевской группы эрзи-шокши) эрзи Теньгушевского района Республики Мордовия. Применялась аппликация и у терюхан (Терюхане - этнотерриториальная группа мордвы, жившая до начала XX века в Терюшевской волости Нижегородской губернии, была ассимилирована русскими). На сермягах (Сермяга - верхняя одежда из сукна у всех групп мордвы) применялись накладные узоры из сукна и кожи. Шубы из желтых овчин также украшались рядами зигзагообразных узоров, заключенных между параллельными полосами.

I. Введение Цель проекта: Расширить и углубить знания о малой Родине. Узнать больше о национальным костюме и вышивке своего народа. Изготовить куклу в мокшанском наряде. Актуальность данного исследования- Актуальность: В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории мордовского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Знание истории и культуры своего народа, республики и страны, культурных и художественных ценностей, создаваемых народом веками, создаёт благоприятную почву для развития прочных дружественных межнациональных отношений. Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции. I. Введение Гипотеза В ходе реализации проекта я познакомлюсь с традициями, с различных вариациями мордовского национального костюма, с вышивкой, с народным творчеством мордовского народа.

1. Изучить литературу по истории мордовского народа и его национального костюма. 2. Проследить историю развития мордовского народного костюма. 3. Выявить особенности национального костюма 4. Дать характеристику одежде, обуви, костюму мордовского народа. 5. Использовать свои знания и умения при изготовлении одежды для куклы; 6. Изготовить куклу в мокшанском наряде 7. Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям. 8. Использовать современные информационные технологии, в том числе глобальную сеть Интернет. 9. Подготовить презентацию по теме исследования в Power Point . Цель обусловила ряд конкретных задач:

II . Основная часть Глава 1. История мордовского костюма История одежды с древнейших времён до наших дней - это зеркало, в котором отражается вся история человечества. Так давайте заглянем в зеркало мордовского народа . Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений. Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора. Красоту и магию мордовского костюма ни заметить не возможно, невозможно остаться равнодушным к этой красоте. Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы во многих письменных источниках. II . Основная часть

1.1.Описание женского костюма Основной частью женского костюма у мокши, является рубаха панар без воротника. . Она шилась из трёх полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище, перегнутое поперёк, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12 сантиметров. Рубаху богато вышивали. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого. В мокшанском костюме рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст. Панар

Передник К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня – у мокши, запон, икельга паця – у эрзи). Передник – необходимая часть традиционного костюма мордовок. Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д. Цвет и отделка передника изменялись с возрастом женщины. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов (красного, малинового, зелёного), чем пожилые.. Передник Передник

Панго – эрзянский женский головной убор в виде конусообразного колпака с загнутым верхом, на каркасе из двух лубяных пластин. Основа – грубый домотканый холст, обшитая красным кашемиром. Эрзянские головные уборы Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению, состоятельности.

Мокшанские головные уборы Мокшанские головные уборы — панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. Девичьи головные уборы отличались от замужних женщин тем, что у девушек они не закрывали волосы. Самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом ( ашкоркс, кодафкс ,пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.) Ашкоркс Панга

Пулай Пулай (Набедренное украшение) Женскую рубаху носили со специальным набедренным украшением – пулай. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия. На оформление пулая шло множество бисера, блесток, бус, цепочек, пуговиц, раковин. Известно, что женскую рубаху носили со специальным сложным набедренным украшением-пулай . Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. . На оформление пулая шло множество бисера, блесток, бус, цепочек, пуговиц, раковин. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

Широкая рубаха подпоясывалась плетёным шерстяным поясом (карькс) с кисточками на концах (цект). Носили еще широкий пояс (кушак). У мокши поясные украшения делались из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями были также специальные расшитые полотенца (кескоруцят). Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной про волоки или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была бахрома из шёлковых ниток. Пояс.Поясное украшение (сёкане) Кушак

Обувь Лапти (карьхть м ., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками ( кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи, сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Ноги обертывали портянками (пракстат м.) , их было две пары: нижние, которыми обертывали ступни; и верхние, ими обертывали икры. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим. Цюлкат

Эрзянские головные уборы Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. . На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком . Верхней одеждой были суконные кафтаны и овчинные полушубки. Мужскими головными уборами служили войлочные шляпы , их делали сами из черного или белого войлока. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи , которые сверху покрывали сукном. С конца 19 в. в обиход мордвы входит фабричный картуз , который вытеснил валяные шапки. Традиционной обувью были лапти – карть, карьхть. Лапти носили с суконными онучами. Из пеньковых веревочек плели ходаки и чуни

Глава 2. Художественная среда Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12–13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счёту ниток. Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма её богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продлёнными сторонами . Широко распространён у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки. Орнаменты рисунков, черпались в окружающей природе: "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки". 2.2. Художественный орнамент

Выполнив, данную работу в виде куклы, мне хотелось бы создать данный костюм в натуральную величину, то есть создать костюм который мог бы пригодиться для выступления или демонстрации на подиуме. Глава 4. Перспектива будущего этой работы

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель, и задачи были достигнуты. Вся работа базировалась на изучении народного искусства, интересе к истории и традициям своих предков. Работая над проектом, я постаралась выполнить поставленные передо мной творческие задачи, освоила основные приемы изготовления и оформления игрушки. Выполнила все элементы творческой работы – подборка тканей, тесьмы, придание игрушки желаемой формы, выражение художественного образа. Такая работа требует определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умение анализировать. В итоге выполнения проекта было достигнуто следующее: - была собрана информация о мордовском национальном костюме; - освоена технология выполнения тряпичной куклы; изготовлен образец; Сделана презентация по проекту. III . Заключение Считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Мордовская национальная одежда делает меня частью мордовского народа, его культуры.

Кокошник издавна считался праздничным головным убором. Для его украшения использовали жемчуг, изящную вышивку и бусины. Он сразу привлекает внимание к лицу девушки, но не закрывает его, а придаёт барышне благородный вид. Гребень головного убора может иметь различную форму: в виде полумесяца, короны, цилиндра или округлого щита. Сегодня в обзоре редакции Homius мы познакомим вас с основными техниками создания своими руками русского кокошника, наши чертежи и рекомендации помогут создать в домашних условиях настоящий старинный женский головной убор.

Русский кокошник своими руками

Как из ткани сделать своими руками кокошник для русского народного костюма

Кокошник является обязательным дополнением для народного костюма. Красивый головной убор можно сделать своими руками не только для взрослых, но и для девочек, для этого нужно правильно снять мерки.

Выкройки и шаблоны для изготовления своими руками русского народного кокошника

Для изготовления головного убора из ткани нам дополнительно понадобится плотный картон, а также украшения и несколько резинок для крепления. Материя подойдёт любая, соответствующая общему стилю образа. Можно распечатать шаблон кокошника для вырезания или нарисовать собственный эскиз по индивидуальным замерам.

Выкройка в форме шапочки

Головной убор с высоким гребнем

Идеи формирования гребня с размерами

Как по выкройке сшить своими руками кокошник

Мастер-класс по изготовлению своими руками русского народного кокошника.

  1. Вырезать из бумаги трафарет, затем перенести его на картон.
  2. По картонному шаблону русского народного кокошника вырезать две заготовки из ткани с учётом припусков на швы.
  3. Сшить детали между собой, вывернуть на лицевую сторону, вложить внутрь картон и зафиксировать потайным швом.
  4. Для того, чтобы старинный головной убор держался на голове, дополнительно нужно вырезать плотную полоску из картона – ободок.
  5. Ободок обшить тканью и пришить к гребню. Между деталями следует выдерживать угол 90º.
  6. Пришить две ленточки-завязки или резинку для более надёжной фиксации на голове.
  7. Украсить гребень и ободок лентами, тесьмой и другим подходящим декором.

Теперь вы знаете, как сделать своими руками русский народный кокошник, в такой последовательности шьют убор как для девушки или женщины, так и для девочки, и для куклы.

Пошаговое изготовление символа русского народного костюма

Украшение бисером, пайетками и жемчугом

Кокошник с высоким гребнем

Как своими руками сшить кокошник для девочек для костюма Снегурочки

Несмотря на то, что до Нового года ещё очень долго, уже пора задуматься о создании костюма к празднику. Кокошник подойдёт не только для наряда Снегурочки, но и для снежинки, феи, Метелицы или Снежной королевы.

Шаблон кокошника своими руками из картона

Начинающие мастерицы могут распечатать шаблон кокошника для Снегурочки на бумаги или сделать совершенно новый эскиз. Такой головной убор станет украшением праздничного костюма, а на его изготовление уйдёт совсем немного времени.

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Как своими руками сделать кокошник из картона

Для работы нам понадобятся:

  • картон и фольгоизолон для основы;
  • креп-сатин для отделки;
  • серебряная тесьма, кружево и украшения для декора;
  • резинка;
  • клей, термопистолет и ножницы.

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками кокошника Снегурочки из ткани на резинке.

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Кокошник-ободок своими руками из бумаги, картона и атласа

Для того, чтобы высокий кокошник-опахало держался на голове, его нужно закрепить на обруч, который можно расположить спереди, по центру гребня или позади него.

Трафарет кокошника из бумаги и картона

Предварительно нужно подобрать и распечатать выкройку кокошника в натуральную величину, а также подготовить следующие материалы:

  • картон;
  • клеевой пистолет;
  • атлас белого цвета;
  • швейную машинку;
  • ленточки из атласа шириной 5 см голубого, серебристого и белого цветов;
  • ободок;
  • декор.

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Инструкция по изготовлению кокошника-ободка из бумаги и картона

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками простого детского кокошника для Снегурочки с очень красивым декором в технике канзаши.

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Как своими руками уменьшить пропорции выкройки русского кокошника

Для изготовления традиционного кокошника необходимо правильно снять мерки, а именно, измерить окружность головы. Если посмотреть на выкройку, можно увидеть, что она состоит из двух частей:

  • нижний полуовал – это надлобная часть, его размеры 14-15,6 см можно изменять по фактическим меркам;
  • верхняя часть в виде полумесяца или гребня является основной и не зависит от индивидуальных мерок.

Универсальный шаблон кокошника

Как сделать кокошник для куклы

Когда нужно сшить кокошник для куклы, главное, найти такую схему, чтобы, во-первых, работа с ней не занимала много времени, а во-вторых, она была красивой.

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Секреты изготовления своими руками русского кокошника

Как украсить кокошник бисером и прочим декором

Перед тем, как нарисовать кокошник, нужно продумать общую концепцию костюма и выбрать декор. В качестве украшения используют красивую ленту, тесьму, а также жемчуг, бисер и разнообразные элементы на усмотрение мастерицы. В нашей фотогалерее мы подобрали наиболее интересные варианты.

Шьем шляпу-панаму на лето. Мастер-класс.

[Шитье] Готовая выкройка капюшона со стойкой очень удобного!

=Шляпы, шляпки и панамы pictureMessage

Facebook

Как выкроить и сшить бандану. Отличный мастер класс!

Как выкроить и сшить бандану. Отличный мастер класс!

Хочу поделиться с вами коллекцией фотографий тюрбанов и стилизованных под тюрбаны лент-повязок. Признаться, к этому виду головных уборов у меня личное пристрастие. В свое время, я долго не могла подобрать головной убор для зимы и осени — такой, чтобы не мял уложенные волосы. Конечно, эта проблема чужда тем, кому к лицу гладкие прически, но увы — я не из этих счастливиц.

Хочу поделиться с вами коллекцией фотографий тюрбанов и стил…

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкройки Знаменитые дизайнеры все чаще стали создавать новые и яркие образы, главным акцентом которых становится чалма. Ведь такой головной убор спасает в случае, если нет времени на прическу или хочется внест.

Из чего и как сшить чалму, тюрбан своими руками: идеи, выкро…

Как выкроить и сшить бандану | Тысяча и одна идея

Как выкроить и сшить бандану | Тысяча и одна идея

Летняя шляпа - Бесплатный шаблон.Учебник.

Кепка своими руками | Как сделать выкройку и сшить кепку восьмиклинку

Кепка своими руками | Как сделать выкройку и сшить кепку вос…

Linesildox Головные уборы жанны болотвой

Кепка своими руками | Как сделать выкройку и сшить кепку восьмиклинку

Кепка своими руками | Как сделать выкройку и сшить кепку вос…

Шьем стильные шляпки из ничего с помощью простых приемов. Мастер класс - YouTube

Шьем стильные шляпки из ничего с помощью простых приемов. Ма…

Шьём старинный головной убор — повойник – Ярмарка Мастеров

Шьём старинный головной убор — повойник – Ярмарка Мастеров

Шьем пилотку — Сделай сам, идеи для творчества - DIY Ideas

Шьем пилотку — Сделай сам, идеи для творчества - DIY Ideas

Pinterest • Всемирный каталог идей

Одноклассники

790р--Бейсболка Анжела - Женские шапки - Из хлопка и льна

790р--Бейсболка Анжела - Женские шапки - Из хлопка и льна

Бейсболка Мадлен - Женские шапки - Из хлопка и льна


Шьём стильные кепки на весну Кепка восьмиклинкаКепки являются достаточно древними головными уборами, однако, и на сегодняшний день их можно назвать классикой, которая никогда не выходит из моды. На сегодняшний день моделей кепок…

Шьём стильные кепки на весну Кепка восьмиклинкаКепки являю…

КАК СШИТЬ СТИЛЬНУЮ ФУРАЖКУ СВОИМИ РУКАМИ. ВЫКРОЙКА+МАСТЕР-КЛАСС (Шитье и крой) – Журнал Вдохновение Рукодельницы

КАК СШИТЬ СТИЛЬНУЮ ФУРАЖКУ СВОИМИ РУКАМИ. ВЫКРОЙКА+МАСТЕР-КЛ…

Поиск на Постиле: вязаные панамки

69440545 69440494 69440475 69042316 69042228 68913466 68913465 68901442 68901423 68203434 68203431 68203287 68046101 67521241 64696142 64666618 64581063 64580971 64514268 64514183 64386731 64386728 64386722 64224850 63766512

Читайте также: