Модель бронепоезда своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Приветствую вас друзья! Сегодня вновь поговорим о бронепоездах русской императорской армии. На этот раз рассмотрим проекты строившиеся серийно.

Успешные действия бронепоездов в 1914-1915 годах убедили русское командование в их полезности. Несмотря на довольно примитивную конструкцию, эти первые, в большинстве своем импровизированные, составы оказывали весьма существенную помощь войскам, действовавшим на прилегавшей к железным дорогам местности. Бронепоезд позволял обеспечить быстрый маневр огневыми средствами на том или ином участке, что в условиях численного превосходства противника в артиллерии играло немаловажную роль.

В то же время пришли к мысли, что надо уходить от импровизации и строить новые бронепоезда по заранее составленным проектам. Причем строить не просто один состав, а серию в несколько единиц. В конце июня 1915 года командиром 2-й Заамурской железнодорожной бригады генерал-майором М.В. Колобовым был разработан проект типового бронепоезда для русской армии. В следующем месяце в Главных мастерских Юго-Западных железных дорог в Киеве началось строительство четырех бронепоездов по данному проекту.

22 июня 1915 года рота прибыла в Киев и практически сразу её офицеры совместно с инженерами мастерских начали разработку рабочих чертежей и заготовке необходимых материалов. С последними были проблемы - поскольку всего необходимого в Киеве не оказалось, то пришлось разыскивать и доставать необходимые для строительства материалы в Одессе, Харькове и Николаеве. Однако все было сделано своевременно, что позволило выдержать сроки строительства составов. В среднем на строительство одного бронепоезда уходило 16 дней. Первый, получивший собственное наименование "Хунхуз", был готов к 1 сентября 1915 года. Кстати говоря, он был единственным из всех четырех имевшим собственное имя, и то полуофициальное. В документах того времени бронепоезда, изготовленные по проекту Колобова назывались просто "типовыми".

Само же название головного бепо также представляет интерес. Хунхузами называли китайских бандитов, которые в начале прошлого века орудовали в Маньчжурии, на прилегающей территории русского Дальнего Востока и Монголии. Тактика их действий основывалась на мобильности, отличном знании местности и владении оружием. Возможно из-за этого новому русскому бронепоезду и дали такое имя.

В состав каждого типового бронепоезда входил бронированный паровоз серии Ов и две бронеплощадки построенные на базе двухосных платформ.

Бронировка паровоза и строительство бронеплощадки типовых бронепоездов в Киевских мастерских, 1915 год.

Бронировка паровоза и строительство бронеплощадки типовых бронепоездов в Киевских мастерских, 1915 год.

Бронирование паровоза и вагонов выполнялось из листов обычной стали толщиной 12-16 миллиметров. Листы крепились заклепками к каркасу из стальных уголков.

Вооружение каждого состава включало в себя две 76,2-мм горные пушки образца 1904 года, смонтированных на тумбовых установках, и 24 пулеметов системы "Шварцлозе" (по двенадцать в каждом вагоне).

По своей конструкции бронеплощадка состояла из башенной орудийной установки и пулеметного каземата. Башенная установка располагалась в передней части вагона и монтировалась на поворотном круге. На поворотный круг шестью роликами опирался стальной диск на котором монтировалась орудийная установка. Вся башенная установка приводилась во вращение одним человеком посредством опорной пяты специальной конструкции. она играла роль поворотной оси и частично принимала на себя часть массы башни. Сектор обстрела башни составлял 220 градусов. Боезапас пушки, состоявший из 25 гранат и 80 шрапнелей размещался в специальном отсеке под поворотным кругом.

В пулеметном каземате на специальных столах устанавливались пулеметы - по шесть на каждый борт. Пулеметные амбразуры прикрывались откидными бронезаслонками. По одному пулемету с каждого борта могли вести огонь вдоль железнодорожного полотна. В дальнейшем для этих пулеметов были устроены специальные спонсоны, позволявшие вести огонь, не только вперед, но и в боковые сектора. Боезопас каждого пулемета составлял 1500 патронов и хранился в ящиках расположенных вдоль бортов. Для охлаждения пулеметов при стрельбе была предусмотрена водопроводная система, обеспечивавшая подачу воды из тендера паровоза к кожуху каждого пулемета.

Продуманы были и бытовые условия. Для холодного времени года на каждой бронеплощадке предусматривалась система отопления, питавшаяся от паровозного котла. Для утепления и шумоизоляции вагон изнутри обшивался 20-мм слоем пробки и 6-мм листами фанеры. Внутри бронеплощадки окрашивались в белый цвет. В полу были предусмотрены люки аварийного выхода команды. Наблюдение за полем боя велось из специального фонаря, имевшего обзор на 270 градусов по горизонту. Он находился над башней у торцевой стенки пулеметного каземата. Позже каждая площадка получила командирскую башенку, с круговым обзором.

Боевой пост командира поезда располагался на паровозе. Там в наблюдательной башенке находилась распределительная доска электрической сигнализации (цветными лампочками) для связи с командирами бронеплощадок. Она дублировалась звонковой и рупорной (корабельного типа) связью. Наблюдение за ходом движения поезда осуществлялось через четыре люка, которые в бою закрывались ставнями с прорезями.

Электроэнергия для нужд бронепоезда вырабатывалась динамо-машиной, приводимой в действие от турбины паром котла и установленной в паровозной будке. Правда по некоторым данным динамо-машины так и не были установлены. Все воздушные и водяные рукава, а также электрические провода между платформами и паровозом заключались в особые броневые трубы. На случай действий в полосе австрийских или германских железных дорог с меньшей шириной колеи каждый состав имел запасные колесные пары. Для удобства обслуживания ходовой части нижние листы брони подвешивались на петлях.

Команда бронепоезда состояла из паровозной бригады и трех взводов:пулеметного, артиллерийского, технического. Общая численность - 4 офицера и 90 нижних чинов.

Жизнь первого колобовского бронепоезда оказалась весьма недолгой. 1 сентября 1915 года его осмотрел командующий Юго-Западным фронтом генерал Н.И. Иванов. Генерал остался доволен качеством постройки и вынес благодарность командиру роты , а также наградил её нижних чинов деньгами. Уже на следующий день "Хунхуз" был передан 1-му Заамурскому железнодорожному батальону и уже 9 сентября отправился на фронт в район Ковель-Сарны. Вечером 23 сентября 1915 года бронепоезд под командованием поручика Крапивникова получил свою первую боевую задачу поддержать атаку 408 полка 102-й пехотной дивизии.

"Трёхголовый" бронепоезд, или постройка бепо №1 66

Немного истории и фото прототипа.
По приказу Военного Совета Одесского военного округа 11 августа 1941 года в Днепропетровске на заводах имени Ленина и имени Петровского началось строительство двух бронепоездов. В связи с приближением к городу немецких войск 24 августа строительство завершилось, составы свели в один бепо, получивший № 2 (с конца сентября стал № 11). Формирование и доделка бронепоезда завершилась на заводе имени Карла Либкнехта в Нижнеднепровске 25 августа (а это время Днепропетровск был уже занят немцами. Бепо № 2 на тот момент состоял из трех бронеплощадок, изготовленных из американских металлических полувагонов для перевозки угля и бронепаровоза. Конструкция состава была достаточно примитивной так как времени на изготовление полноценного бепо не было. Точный состав вооружения установить не удалось, имелось как минимум одна 76-мм, одна 45-мм и одна 107-мм пушки, а также 107-мм миномет и пулеметы.
С 15 апреля по 11 мая 1942 года бепо № 11 находился на ремонте на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде, где 3 мая получил приказ о переформировании в 66-й отдельный дивизион бронепоездов. Здесь из двух боевых составов бепо № 11 изготовили два бронепоезда № 1 и № 2, провели капитальный ремонт матчасти, старые орудия заменили на новые.
Бронепоезд № 1 состоял из бронепаровоза Ов № 1441 (броня каленая 25 мм, будка машиниста 32 мм, командирская рубка 20 мм) и двух 4-осных бронеплощадок (броня каленая снаружи 15 мм, внутри обычная сталь 12 мм с бетонной заливкой) – первая имела на вооружении 76-мм пушку Ф-34 в башне танка Т-34, 76-мм пушку образца 1902/30 года, 4 пулемета Максима и 2 ДТ, вторая – 152-мм гаубицу М-10 в башне танка КВ-2, 76-мм пушку образца 1902/30 года, 45-мм танковую пушку в башне танка Т-34, 6 пулеметов Максима и 2 ДТ. Кроме того, имелась площадка ПВО с двумя ДШК.
20 июля 1942 года немецкие самолеты атаковали бепо № 1, в результате чего он был вынужден отойти на перегон Горная – Шахтинск, при этом на Горной оказался разрушенным путь и загорелся состав с боеприпасами. В виду безвыходного положения бронеплощадки облиты керосином и мазутом и подожжены, бронепаровоз на полном ходу пущен на бронеплощадки.
Вот в кратком изложении история бепо по материалам М.Коломийца.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Фотки объекта выкладывать ?

Изображение


_________________

Сама модель делается по заказу, потому бронепаровоз будет переделан из УМовского ОБ-3 и останется в "неправильных" габаритах, что бы не выбиваться из коллекции. Состав модели: двухосная зенитная площадка с частичной бронировкой (нетиповая), бронеплощадка с тремя башнями: КВ-2, Т-34 сварная (орудие 45 мм), 76 мм орудие в башне типа ПЛ-37, бронепаровоз бронированный по типу ОБ-3, 4-хосный тендер, бронеплощадка с двумя башнями: 76-мм в башне Т-34 (Литая "пирожок") и 76-мм в башне типа ПЛ-37 (отличная от первой)
Начал с самого простого, как мне казалось - сборки бронепаровоза. Сама отливка была поведена во всех возможных плоскостях. плюс явно открыто четвёртое измерение, потому перед сборкой пришлось гнуть-прямить и все критичные плоскости изнутри проклеить полосами из 2 мм полистирола. Бронекорпус самого паровоза склеил, предварительно вырезав днище, потому как сам бронекорпус будет зачищен и "перебронирован" по уже отработанной на предыдущих моделях технологии. При таких "жестоких" операциях колёса. которые по задумке проектировщиков вклеиваются до полной сборки корпуса. будут мешать. Тендер я даже не понял, каким образом собирать. потому проще будет его с нуля сделать, тем более. что бронировка его в некоторых местах критично отличается от того, что в модели. На фото я просто показал, как технологически было задумано и как решено соединение боковых листов с кормой - теоретически там должна быть выборка под соединение в шип, но на практике . В общем. начало работе положено, постараюсь уложиться в месяц-полтора.

О обалдеть Алексей появился! А прошлый БеПо закончили? В смысле краска и эффекты? С непередаваемым удовольствием буду наблюдать за нынешней постройкой.


_________________
С уважением, Убоженко Дмитрий!
Танковые войска - главная ударная сила Сухопутных Войск!


Спасибо, Эдуард. Фоток у меня достаточно, выложил просто немного. что б не захламлять. Сейчас пока сохнет паровоз закончу чертежи-схемы и буду делать бронеплощадки. И это будет первая моя модель, оснащённая нормальными буферами - отправил таки на растишку файлы. Хотелось бы и паровоз колёсами оснастить (то же отправил выращиваться), но они не пойдут из-за разницы в масштабах

О обалдеть Алексей появился! А прошлый БеПо закончили? В смысле краска и эффекты? С непередаваемым удовольствием буду наблюдать за нынешней постройкой.

Фотки объекта выкладывать ?


Эдуард.
А я бы с удовольствием посмотрел фотки этого обьекта.
Мне это интерестно .Ведь там есть башня КВ-2.
Так что ждемс.
Если в этой теме нельзя. Откройте другую.


_________________
С уважением, Дмитрий Шувалов aka DM
____
Раньше люди думали головой и были уверены в своих выводах, а сейчас люди слушают "экспертов", которые по тем или иным причинам таковыми не являются, но общественным мнением манипулируют © Андрей_Гуренков

Фотки объекта выкладывать ?


Эдуард.
А я бы с удовольствием посмотрел фотки этого обьекта.
Мне это интерестно .Ведь там есть башня КВ-2.
Так что ждемс.
Если в этой теме нельзя. Откройте другую.


Башня КВ-2 ранняя сталинградская, броня 264 завода, выпуск осень - зима 41 г. По всей видимости не ранее октября.
Когда несколько лет назад задумывал постройку этого бепо вопрос изучил


Ну тот же, кто лупанул сам бронепаровоз в масштабе, близком к 1/87. Колёса паровозные сделаны такого же диаметра, что и вагонные и тендерные, а это совсем три разных диаметра должны быть

Фотки объекта выкладывать ?


Эдуард.
А я бы с удовольствием посмотрел фотки этого обьекта.
Мне это интерестно .Ведь там есть башня КВ-2.
Так что ждемс.
Если в этой теме нельзя. Откройте другую.

Дабы эту тему не захламлять, открую отдельную в "технологическом" подфоруме.

Башня КВ-2 ранняя сталинградская, броня 264 завода, выпуск осень - зима 41 г. По всей видимости не ранее октября.
Когда несколько лет назад задумывал постройку этого бепо вопрос изучил

Правильнее - башня Т-34 .

Изображение


_________________

Последний раз редактировалось Эдуард Головашкин 10 июн 2015 11:26, всего редактировалось 1 раз.

У меня тоже мечта его сделать, наконец то приобрёл колпары на вагоны у Дмитрия, долго это пытался сделать, и наточил из металла бандажи на паровоз ( или как их там зовут-те части колёс которые соприкасаются с рельсами)

Военная техника из бумаги наиболее привлекает людей, занимающихся коллекционированием. Обилие техники, которую можно вырезать, склеить и поставить на полку, привлекает большое число поклонников бумажных танков. Пополните свою коллекцию бумажной военной техники, скачав с нашего сайта понравившийся вам чертеж для сборки.

В этом разделе вы можете найти такие виды милитаристской техники, как артиллерийские установки, минометы, разведчики, ракеты, броненосцы, танки и многие другие.

Сделанные вашими руками танки из бумаги станут хорошим подарком настоящему коллекционеру и ценителю военных машин!

Абсолютно все бумажные модели военной техники находятся в свободном доступе, регистрация не требуется.

В феврале 1930 года Управление моторизации и механизации Красной Армии разработало требование н системе бронепоездного вооружения. В 1931 году был выпущен Боевой устав броневых сил РККА, определивший организацию и задачи бронепоездных частей. Сами бронепоезда разделялись на легкие и тяжелые, в зависимости от калибра орудий. Высшей тактической единицей принимался дивизион — три бронепоезда, из них один тяжелый. Предполагалось, что в случае боевых действий в Европе бронепоезда благодаря подвижности и огневой мощи смогут оказать существенную поддержку полевым войскам, а на дальневосточном театре военных действий вполне смогут играть роль ударных сил.

Успешные действия бронепоездов в первые месяцы войны побудили руководство Красной Армии начать их массовое строительство, усилив броню и средства ПВО. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны и директивой наркома обороны от 29 октября 1941 года предусматривалось к 1 января 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов (по два поезда в каждом). Материальную часть для них обязан был строить НКПС на своих заводах и в депо железных дорог. Для решения всех вопросов по строительству, формированию и боевой подготовке в октябре 1941 года при Начальнике Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Красной Армии в системе аппарата НКПС были созданы специальные отделы бронепоездов.

Сразу же встал вопрос о типе бронепоезда, так как опыт первых месяцев войны показал, что БП-35 и НКПС-42 с двумя четырехосными бронеплощадками имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, их бронеплощадки были слишном громоздки, тяжелы и высоки, представляли собой хорошо видимую цель, во-вторых, они имели слабое бронирование, а в случае поражения одной из них бронепоезд терял половину вооружения. В связи с этим ГАБТУ приказало строить бронепоезда с двухосными бронеплощадками. Однако на них не имелось ни чертежей, ни технических условий. Для их разработки была создана конструкторская группа, которая в срочном порядке разработала проект двухосной бронеплощадки ОБ-3 (облегченная, вариант 3). Срочность постройки бронепоездов не давала возможности детально разработать ее чертежи. Поэтому после выбора конструкции бронекорпуса и башни общий вид бронеплощадки в перспективном изображении с основными размерами для раскроя листов брони был передан на пункты строительства фототелеграммой. В дальнейшем, по мере готовности, высылались общие виды и узловые чертежи площадки, а также схематические чертежи внутреннего оборудования и орудийных установок.

Изготовление бронепоездов типа ОБ-3 велось одновременно на 9 заводах НКПС и в 43 железнодорожных депо. Необходимые для строительства материалы, за исключением брони и вооружения, использовались те, что имелись на местах. Броневые детали поставлялись с ближайших металлургических и танковых заводов. На большинстве бронепоездов ОБ-3 броневое покрытие ставилось из незакаленных листов, так как предприятия НКПС термическую обработку проводить не могли. Там, где строительство велось рядом с заводами, могущими провести термообработку брони, удалось покрытие бронепоездов сделать из термически обработанных деталей.

Подвижной состав — паровозы и платформы — выделялся на месте и после ремонта подавался под бронировку. Материалы и аппаратура внутренней связи и электрооборудование использовались железнодорожного типа из запасов депо и заводов. В целом же строительство бронепоездов в вопросах снабжения материалами было ориентировано на обеспечение из местных ресурсов.

Одновременно со строительством бронепоездов велось формирование их команд, а руководство оборудованием боевых составов осуществлялось под контролем командира дивизиона. Команды принимали активное участие в строительстве, а по готовности принимали бронепоезда.

Каждый бронепоезд типа ОБ-3 состоял из четырех однотипных двухосных бронеплощадок и бронепаровоза.

Почти все изготовленные бронепоезда с пунктов строительства приходили на Московский железнодорожный узел, где подвергались осмотру и доделкам. Осмотр производился представителями Управления бронепоездов ГАБТУ и НКПС с целью выявить готовность материальной части к выполнению боевых задач. Ввиду того, что ОБ-3 строились с минимальным количеством чертежей и людьми, впервые участвовавшими в подобном строительстве, вполне естественно, что на них после осмотра выявлялся целый ряд недоделок, которые перед отправкой на фронт требовалось устранить. После осмотра боевые составы с актами проведения необходимых работ поступали на ремонтные пункты Московского железнодорожного узла.

Благодаря устранению всех недостатков бронепоезда отправлялись на фронт качественными, укомплектованными и вполне пригодными для выполнения боевых задач.

Ввиду того, что на многих пунктах не было материалов, соответствующих чертежам, и вместо них использовались те, что были в наличии, а также часто из-за желания строителей сделать броневые корпуса как можно прочнее, масса бронеплощадок оказывалась завышенной, и в результате в Москве приходилось усиливать ходовые части платформ и даже устанавливать под бронеплощадки третью, дополнительную ось. Во многих местах чертежей придерживались только для ориентировки и бронировали (особенно паровозы) по месту. В результате многие бронепоезда имели поперечные размеры больше предусмотренных чертежами. При этих завышенных габаритных размерах они тем не менее свободно пропускались по сети железных дорог СССР. В 1944—1945 годах, когда встал вопрос о пропуске бронепоездов по западноевропейским железным дорогам, на этих боевых составах были проведены работы по уменьшению габаритов.

Особенно активно использовались ОБ-3 во время боев на Северном Кавказе осенью 1942 года. Здесь бронепоездам приходилось часто принимать на себя танковые удары противника, порой ценой собственной гибели сдерживая натиск врага.

В 1943—1945 годах бронепоезда ОБ-3 использовались главным образом как прекрасное средство контрбатарейной борьбы. Действуя с внезапно занимаемых позиций по заранее заданным целям, они после пристрелки обрушивали на противника ливень огня, в считанные минуты заставляя замолчать его батареи. До открытия противником ответного огня бронепоезда, как правило, успевали уйти в укрытие. Неплохо зарекомендовали они себя и как средство артиллерийской поддержки войск и как средство противовоздушной обороны.

Справедливости ради следует отметить большие потери бронепоездов ОБ-3 — более двух десятков, главным образом в 1942 году. Захваченные в качестве трофеев боевые составы после ремонта использовались и в вермахте, причем некоторые бронеплощадки ОБ-3 переделывались: на них ставили башню с типовых немецних бронепоездов БП-42 с 75-мм орудием или устанавливали автоматические зенитные пушки.

В Красной Армии служба ОБ-3 была непродолжительной: к концу 1946 года все они были разобраны.

Читайте также: