Методика никитина для детей своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Методика Никитиных для детей

Супруги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – многодетные родители, создавшие в середине 20 века методику раннего воспитания детей. Сегодня Никитиных считают одними из основателей советской педагогики. Однако в то время многие не понимали, как можно растить и учить детей по собственным необычным правилам, нарушающим рекомендации Министерства здравоохранения и общепринятые воспитательные методики.

Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.

В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие. Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.

По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.

В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.

Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:

  1. Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.
  2. Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.
  3. Необходимо сочетать физическое и умственное развитие. Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.
  4. Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.

Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.

Как вызвать в ребенке желание заниматься

Методика Никитиных отвечает на важный вопрос всех родителей – как вызвать желание заниматься у ребенка?

Mетодика Никитиных для детей принцыпы.jpg

Во-первых, следует вводить новые занятия, как только появляются для этого необходимые условия. Например, если обучать ребенка английскому языку с раннего возраста, то он будет знать его как родной. Родители должны поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового, хвалить, а также помогать в выполнении трудных задач.

Во-вторых, ребенку важно предоставить кроме детских игрушек предметы домашнего обихода, которые обычно используют взрослые. Никитины разрешали своим детям брать все за исключением чужих и ценных вещей. В качестве развивающих предметов можно использовать: часы с большим циферблатом, глобус, арифметические таблицы, весы, линейка, настенные карты.

Часто у детей не получается выполнить новые неизвестные для них действия и задания. Никитины рекомендуют не упрекать и не ругать детей, а успокоить, подбодрить и мотивировать на новые достижения.

Физическое развитие детей

Физическому развитию всегда уделялась большое внимание в методике Никитиных. Дети должны быть здоровы, подвижны. Никитины создали дома все условия для физического развития детей. Не было обязательных норм, детям разрешалось делать те физические упражнения, которые им хотелось.

Методика Никитиных для детей упражнения.jpg

Никитины считали, что необходимо закаливать с детства – это залог крепкого иммунитета. Главной правило закаливания – все делать постепенно. Только что рожденных детей во время кормления оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыша одевают в одну распашонку, потом ребенка приучают к прогулкам на улице, постепенно увеличивая их длительность. Ходить ребенок начинает босиком. Никитины жили в частном доме, и дети ходили во дворе без обуви даже зимой. Далее ребенка приучают к холодным обливаниям. Сначала это делают дома, потом на улице. Дома дети весь год ходили раздетыми. Спали с приоткрытым окном. В результате такого закаливания дети в семье Никитиных болели крайне редко.

Для здоровья детей также важно правильное питание. В семье Никитиных никто не заставлял детей есть. Если ребенок хотел есть, то ел, если нет, то никто не уговаривал и не заставлял его. Никаких перекусов, которые только портят аппетит. Блюда в семье Никитиных подавались самые простые: крупы, овощи, ягоды, фрукты, молочная продукция. Еда готовилась в скороварке. Детский взрослый стол были похожи.

Развитие интеллекта по системе Никитиных важно не менее физического. Человек должен быть не только здоровым, но и умным, чтобы решать возникающие проблемы, преодолевать трудности.

Интеллектуальные игры Никитиных

Правила игры ребенок познает сам. Для этого ему нужно наблюдать за другими игроками, анализировать, делать выводы. Взрослым не стоит давать подсказки ребенку. В случае если ему не удается понять правила игры, то ее просто откладывают на некоторое время. Игры Никитиных направлены на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве.

Подробнее можно остановиться на 4 играх Никитиных.

Интересный факт. Система воспитания детей Никитиных признана не только в России, но и в Америке, Японии, Германии.

Вместо заключения

Воспитывая детей по данной системе, можно добиться опережения в развитии по сравнению со сверстниками. Дети приобретают сильный иммунитет, благодаря физическим упражнениям и закаливаниям, легче справляются с болезнями. Дети становятся любознательными, интересуются всем новым. Лучше справляются с возможными трудностями, не боятся действовать. Дети, воспитанные по системе Никитиных, интеллектуально развиты, самостоятельны. Благодаря совместной деятельности с родителями у таких детей образуется тесный контакт. Однако в такой системе можно найти большой подвох. Он заключается в том, что родители, взяв за основу воспитания своего ребенка систему Никитиных, ждут от него сверхвыдающихся способностей. Сами Борис и Елена не ставили целью воспитать супердетей. Их система направлена, прежде всего, на воспитание самостоятельных целенаправленных людей, развитых физически и интеллектуально.

Развитие по Никитиным

  1. физическое развитие: как закаливать, какие физические нагрузки должны быть у дошкольника.
  2. Интеллектуальное развитие (логическое и аналитическое мышление, навыки счета) – это еще один важный вопрос развития ребенка в дошкольном детстве.

Физическое развитие ребенка по Никитиным

Развитие по Никитиным
Роды: что нужно делать

Рассмотрим ключевые моменты книги Никитиных:

  1. Отсутствие анестезии вовремя родов. Дело в том, что анестезия вредна для роженицы, и еще более вредна для новорожденного ребенка. Заглушить родовые боли анестезия не может. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.
  2. Пуповину нельзя пережимать и перерезать сразу после рождения. Пока пуповина передает ребенку кровь, он должен ее получить. Для того чтобы восстановить силы после родовых процессов и не получить развитие гипоксии.
  3. Как только ребенок родился, приложить его к груди. Пока еще не перерезана пуповина. Сосание и близость к матери успокоят ребенка и дадут ему чувство защиты. Для мамы это также благотворно и естественно, так как кормление ребенка провоцирует сокращение матки, выброс скопившейся в ней крови после родов. И, главное, стимулирует образование грудного молока.
  4. После родов новорожденного ребенка нельзя разлучать с матерью. У мамы и малыша должна возникнуть теплая взаимосвязь, привязанность, безусловная любовь, которая необходима каждому человеку на протяжении всей жизни. А зарождается эта родственная привязанность с первых дней, проведенных с мамой.
  5. Кормление по первому требованию ребенка. Не стоит навязывать ребенку свой режим кормления. Хочет кушать – пусть сосет грудь, даже ночью. У всего живого на земле – нет никаких режимов кормления. Спокойный и сытый ребенок – это и есть здоровое развитие.
  6. Не держать постоянно ребенка в пеленках. Тугое пеленание мешает ребенку свободно двигаться. Окружающий мир должен пробуждать в нем интерес, любознательность, что сформирует учебную мотивацию в будущем.
  7. Закаливать ребенка с самого рождения. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры должны начинаться с момента рождения.

Закаливание детей по методике Никитиных

Развитие по Никитиным

Основные принципы закаливания по методике Никитиных:

Интеллектуальные игры Никитина

Развитие по Никитиным

”Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Развивающие игры Никитин разработал для детей любого возраста. Они развивают у ребенка внимание, логику, память, воображение, креативность, терпеливость и усидчивость. Чтобы ребенок понял как играть, нужен личный пример родителе, а затем ребенок играет сам, без чьего-либо участия.

Развитие по Никитиным

Особенности интеллектуальных игр Никитиных:

Развитие по Никитиным

  1. Развивающие игры Никитиных — это различные головоломки, кубики, конструктор, таблицы и логические задачи.
  2. Задания имеют разные уровни по сложности, как для маленьких детей, так и для старшеклассников.
  3. Играть в интеллектуальные игры нужно от простого к сложному.
  4. Задачи, которые выполняет ребенок выполнены в виде наглядного методического материала. Правильность решения можно проверить наглядно.
  5. Нельзя требовать, чтобы ребенок решал ту или иную задачу. Желание самого ребенка первично.
  6. Почти все игры Никитиных предполагают, что можно придумать собственные задачи и решения к ним.
  7. Взрослый не должен подсказывать ребенку. Он должен думать самостоятельно.
  8. Родители должны хвалить ребенка за успешно выполненные задания, мотивируя на дальнейшие занятия с играми.
  9. Если ребенок устанет, сразу же заканчивайте занятие. Лучше остановиться на хорошей ноте, чтобы желание поиграть возникло снова.

В наборе 16 кубиков с разноцветными гранями. Игра формирует элементарные математические навыки. Можно начинать играть в нее уже с 1,5 лет.

Эта игра представляет собой разноцветные квадраты, разрезанные на кусочки разной формы.

Уровни сложностиIIIIII
Количество составных частей квадрата2-33-54-7
Рекомендуемый возраст (лет)3-44-56-7

Игра развивает воображение, логическое мышление, развивает мелкую моторику, а так же фантазию и комбинаторные способности детей.

Игра состоит из трех фанерок, на которых расположено по 4 круга. Все они одинаковые по размеру, но разные по цвету. Первый круг цельный, второй разделен на две одинаковые части, третий на три части, и так далее, вплоть до 12 частей.


Сначала в игру вводят первую фанерку с четырьмя кругами. Первое, что можно делать – это проговорить цвета, посчитать кусочки, сравнить их величину.

Что с этим делать далее?

  1. Предложить ребенку части одного цвета сложить в отдельные кучки.
  2. Попросить ребенка из получившихся кучек сложить кружки одного цвета.
  3. Объяснить ребенку, как получаются названия одной части кружков (1/2, 1/3, ¼, 1/5 и т.д.)
  4. Поиграйте в игру: сложи по одной части разного цвета в ряд по возрастанию.
  5. Предложите ребенку экспериментальным путем узнать какая часть больше 1/3 или ½. Как это можно проверить?
  6. Спросите: сколько четвертых частей помещается на одной половине? А шестых частей? Восьмых?
  7. Какие части поместятся на 1/3?
  8. Как из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный и т.д.)?
  9. Сколько всего целых разноцветных кругов можно сложить? И т.д.


Игра развивает способности к пространственному мышлению, помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы чертеж.

Занятия начинаете с того, что показываете ребенку рисунок-задание, и предлагаете построить модель рисунка из кубиков. Успешно построив одну, переходите к следующему более сложному рисунку.

Ребенку нужно выбрать из всех фигур нужные и правильно расположить их в модели.

Творческая работа начинается тогда, когда ребенок придумывает свои собственные модели и по ним рисует задание-рисунок для взрослых.

Эти универсальные кубики для детей от 2 до 15 лет. Развивают пространственное мышление, учат четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Задания детям дается или с помощью рисунка или устно. Надо постепенно подводить ребенка к тому, чтобы он хорошо воспринимал задания и в устной форме, и в форме рисунка.

Вся мыслительная и строительная работа должна проводиться ребенком самостоятельно, без вмешательства взрослых. Задача взрослого – порадоваться успешному выполнению задания, похвалить за труды ребенка. Если постигла неудача, вы огорчаетесь, но верите, что завтра или через неделю у ребенка обязательно все получится.

Альбомы и карточки для развивающих игр Никитиных. Видео:

Как играть в игры Никитина

И в заключение – несколько общих правил для всех интеллектуальных игр Никитина.

Плюсы и минусы методики Никитиных

Разговоры об этой удивительной многодетной семье пошли, когда люди заметили нескольких не по годам развитых детишек: закалённых, в отличной физической форме и с высоким интеллектом. Уже в три-четыре года они хорошо считали, решали головоломки, читали и выполняли сложные гимнастические упражнения.

В чём же суть этой методики?

Принципы методики Никитиных:

62f9396de4543b449a3c6b486efef42b.jpg

  • Не объяснять ребёнку никаких правил, не помогать и не подсказывать! Малыш должен вовлекаться в учебный процесс только с помощью игр. Если он пока не готов решить поставленную перед ним задачу, стоит вернуться к менее сложным примерам.
  • Не навязывать игру, если у ребёнка неожиданно пропал к ней интерес. В этом случае лучше найти альтернативу и попробовать заинтересовать его другими видами творчества.
  • Дети должны получать удовлетворение от игр и проделанной работы, задания не должны быть им в тягость.
  • Любые развивающие игры не должны исчерпываться заданиями с инструкций. Каждый ребёнок индивидуален и может придумать свои правила игры или внести некоторые изменения в уже существующие.
  • Все решения задач представляются в виде узоров и картинок на плоскости или объёмных сооружений, то есть они все должны быть осязаемыми. Ребёнок должен видеть результат игры.

Будете вы следовать данной методике раннего развития при воспитании своего ребёнка или нет, как всегда решать только вам! Главное не допускать две крайности: заорганизованность и заброшенность малыша. У всех детей должно быть право выбора, возможность для самостоятельной деятельности и, конечно, время на общение с любимыми родителями.

Методика Никитиных для детей

Супруги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – многодетные родители, создавшие в середине 20 века методику раннего воспитания детей. Сегодня Никитиных считают одними из основателей советской педагогики. Однако в то время многие не понимали, как можно растить и учить детей по собственным необычным правилам, нарушающим рекомендации Министерства здравоохранения и общепринятые воспитательные методики.

Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.

В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие. Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.

По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.

В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.

Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:

  1. Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.
  2. Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.
  3. Необходимо сочетать физическое и умственное развитие. Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.
  4. Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.

Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.

Как вызвать в ребенке желание заниматься

Методика Никитиных отвечает на важный вопрос всех родителей – как вызвать желание заниматься у ребенка?

Mетодика Никитиных для детей принцыпы.jpg

Во-первых, следует вводить новые занятия, как только появляются для этого необходимые условия. Например, если обучать ребенка английскому языку с раннего возраста, то он будет знать его как родной. Родители должны поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового, хвалить, а также помогать в выполнении трудных задач.

Во-вторых, ребенку важно предоставить кроме детских игрушек предметы домашнего обихода, которые обычно используют взрослые. Никитины разрешали своим детям брать все за исключением чужих и ценных вещей. В качестве развивающих предметов можно использовать: часы с большим циферблатом, глобус, арифметические таблицы, весы, линейка, настенные карты.

Часто у детей не получается выполнить новые неизвестные для них действия и задания. Никитины рекомендуют не упрекать и не ругать детей, а успокоить, подбодрить и мотивировать на новые достижения.

Физическое развитие детей

Физическому развитию всегда уделялась большое внимание в методике Никитиных. Дети должны быть здоровы, подвижны. Никитины создали дома все условия для физического развития детей. Не было обязательных норм, детям разрешалось делать те физические упражнения, которые им хотелось.

Методика Никитиных для детей упражнения.jpg

Никитины считали, что необходимо закаливать с детства – это залог крепкого иммунитета. Главной правило закаливания – все делать постепенно. Только что рожденных детей во время кормления оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыша одевают в одну распашонку, потом ребенка приучают к прогулкам на улице, постепенно увеличивая их длительность. Ходить ребенок начинает босиком. Никитины жили в частном доме, и дети ходили во дворе без обуви даже зимой. Далее ребенка приучают к холодным обливаниям. Сначала это делают дома, потом на улице. Дома дети весь год ходили раздетыми. Спали с приоткрытым окном. В результате такого закаливания дети в семье Никитиных болели крайне редко.

Для здоровья детей также важно правильное питание. В семье Никитиных никто не заставлял детей есть. Если ребенок хотел есть, то ел, если нет, то никто не уговаривал и не заставлял его. Никаких перекусов, которые только портят аппетит. Блюда в семье Никитиных подавались самые простые: крупы, овощи, ягоды, фрукты, молочная продукция. Еда готовилась в скороварке. Детский взрослый стол были похожи.

Развитие интеллекта по системе Никитиных важно не менее физического. Человек должен быть не только здоровым, но и умным, чтобы решать возникающие проблемы, преодолевать трудности.

Интеллектуальные игры Никитиных

Правила игры ребенок познает сам. Для этого ему нужно наблюдать за другими игроками, анализировать, делать выводы. Взрослым не стоит давать подсказки ребенку. В случае если ему не удается понять правила игры, то ее просто откладывают на некоторое время. Игры Никитиных направлены на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве.

Подробнее можно остановиться на 4 играх Никитиных.

Интересный факт. Система воспитания детей Никитиных признана не только в России, но и в Америке, Японии, Германии.

Вместо заключения

Воспитывая детей по данной системе, можно добиться опережения в развитии по сравнению со сверстниками. Дети приобретают сильный иммунитет, благодаря физическим упражнениям и закаливаниям, легче справляются с болезнями. Дети становятся любознательными, интересуются всем новым. Лучше справляются с возможными трудностями, не боятся действовать. Дети, воспитанные по системе Никитиных, интеллектуально развиты, самостоятельны. Благодаря совместной деятельности с родителями у таких детей образуется тесный контакт. Однако в такой системе можно найти большой подвох. Он заключается в том, что родители, взяв за основу воспитания своего ребенка систему Никитиных, ждут от него сверхвыдающихся способностей. Сами Борис и Елена не ставили целью воспитать супердетей. Их система направлена, прежде всего, на воспитание самостоятельных целенаправленных людей, развитых физически и интеллектуально.

Читайте также: