Механические фигуры своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Фигуры из проволоки — это декоративные элементы ландшафтного дизайна для парков, садов и дач. А небольшими скульптурами, например, кошками в натуральную величину, заказчики украшают дома. За 5 лет я сплела около 30 скульптур, и большая часть из них разлетелась по разным городам и странам. Рассказываю, как из мотка металлической проволоки рождается волшебство, и как в условиях пандемии превратить хобби в заработок.

Как я училась работать с проволокой

Мастерить из медной проволоки я пробовала еще в десятом классе. Но первую скульптуру создала, когда мне было уже за тридцать и я работала врачом-пульмонологом. В 2015 году наткнулась в интернете на изделия английского мастера Робина Уайта*, и загорелась сделать что-то подобное.

*Робин Уайт – современный английский скульптор, который создает из нержавеющей проволоки изящные фигурки фей. При этом тщательно продумывает их позы и подбирает место, где скульптура будет установлена. Основная его цель – гармоничное сочетание природы и искусства.

Я самостоятельно училась плести по фотографиям и рисункам работ Уайта. Сначала копировала его сказочных фей, потом стала создавать оригинальные фигуры.

И, конечно, первыми украсила свой садовый участок. Моя любимая скульптура — антилопа, которая стоит прямо у крыльца. Выхожу из дома, вижу ее — и каждый раз радуюсь. В наше непростое время должен быть повод для положительных эмоций!


Одной из первых скульптур стала антилопа. Теперь каждое утро она встречает меня у крыльца

Как я работаю над скульптурами

Когда в голове рождается образ, сначала делаю его набросок на бумаге. Затем подбираю материал. Чаще всего это термообработанная оцинкованная проволока диаметром от 1 до 3 мм. По мягкости она похожа на алюминиевую, но более упругая.


Когда в голову приходит образ будущей скульптуры, я сначала делаю набросок карандашом: помогает школьное увлечение рисованием

У разных авторов техники производства скульптур из проволоки в принципе схожи, отличаются лишь деталями. Робин Уайт, например, сначала создает жесткий каркас из нержавейки. А уже потом оплетает его проволокой, соблюдая баланс пропорций, чтобы создать мускулы, конечности, имитировать кожу.


Техники плетения из проволоки схожи: на каркас скульптур наматывает металлическую нить виток за витком

Бывает, что экспериментирую. Как-то для скульптуры феи опробовала технику британского художника Ричарда Стейнтропа. Он использует в своих работах толстую проволоку и закручивает ее в жгутики, имитируя человеческие мышцы. Благодаря этому конечности кажутся более длинными, а поверхность — гладкой.

Работаю я в перчатках, а инструменты использую обычные – тонкогубцы, кусачки и молоток. Физически работа не очень тяжелая, хотя усилия приходится прикладывать.

Когда из-под пальцев выходит очередная фигура, я чувствую себя почти Богом, который лепил человека из глины. Только мой материал — тонкие металлические нити.

Сколько времени уходит на изготовление

Это зависит от настроения и задора. Когда есть желание и душевный подъем, большую скульптуру — 2-3 метра — можно сделать недели за две. Возвращаюсь из своей клиники и погружаюсь в творческий процесс.


Такую ящерку из тонкой проволоки я сделала буквально за несколько часов

Если работа сложная, то даже на небольшие фигурки уходит много времени. Например, одну из фей я плела около месяца. А бывает, работа занимает полгода и больше, конечно, с перерывами. Берешься за идею, начинаешь ее осуществлять, откладываешь. Проходит время — и снова возвращаешься к задумке.

Некоторые небольшие произведения словно спешат “выпрыгнуть” из моих рук. Например, 50-сантиметровую ящерку из тонкой миллиметровой проволоки я сделала буквально за пару часов.

Кого я плету из проволоки

Больше всего люблю создавать фигурки животных – у них особенная пластика, которую с помощью проволоки можно передать предельно точно, но с авторской фантазией. Например, отлично получилась летящая лошадка, закрепленная на срезе дерева. По размерам она совсем небольшая: длина — 40 см, высота вместе с подставкой — 50 см. Самое сложное было закрепить фигурку на пне так, чтобы возникало ощущение полета.


Самое сложное в этой скульптуре летящей лошади — передать грацию полета


Маргарита из романа Булгакова очень популярна у заказчиков

В каждую работу я вкладываю что-то личное, это ведь не механический, а творческий процесс. Поэтому любимых работ много. Например, две феи – одна с крыльями, как у летучей мыши, вторая – с фонариком.

Или антропоморфный заяц из проволоки по мотивам творчества известного американского скульптора-керамиста Бэт Кавенер – она создает из глины удивительно пластичные фигурки животных. Я сплела его перед одной из выставок и даже не успела с ним сфотографироваться: моего лопоухого купили в первый же день.


Я люблю создавать фигурки животных — у них особая пластика. И клиентам они нравятся: такого зайца, например, купили в первый же день выставки

Сколько стоят скульптуры?


Такие одуванчики высотой три метра обойдутся в 50 тысяч рублей

Цена не всегда зависит от размера фигурок, куда важнее, сколько фантазии и душевных сил я вложила в ту или иную работу.

Например, зайца у меня купили за 7 тысяч рублей. Одуванчики высотой 3 метра с “шапкой” размахом в метр стоили 50 тысяч, эльфийка с садовой лейкой (ее высота — 120 см, а по крыльям -110 см) — 70 тысяч, а фея с фонарем примерно таких же размеров — 60 тысяч рублей.


Фею с фонарем у меня приобрели за 60 тысяч рублей

Как я начала зарабатывать своим хобби

Человек я стеснительный, в отношении своего творчества самокритичный, поэтому долго боялась выходить “в люди”. Но когда к 2018 году накопилось много скульптур, решила принять участие в областном дне предпринимателя. Там меня заметили и позвали на биеннале современного искусства. А дальше выставки последовали одна за другой, и мои скульптуры стали популярны.


Этот олень украшает ландшафтный центр в моем родном Новосибирске. С ним очень любят фотографироваться посетители

Есть даже заказчица из Майами: ей коробку со скульптурой — одной из фей — отправляли через мурманский порт.

Для меня стало открытием, что хобби может не только приносить внутреннее удовлетворение, но и вполне реально кормить! В последние годы семейный бюджет пополняется из двух источников: моей основной работы пульмонологом и заказов на скульптуры. Так и живу: между медициной и металлом.


Мои металлические феи разлетелись по всей России: их часто заказывают для украшения участка

Металл – великолепный материал для творчества. Он не простой, как может показаться с первого взгляда. Работа требует определенных навыков и умений. Не обойтись без специальных инструментов и приспособлений. Но, результат, полученный от работы, превзойдет все ожидания. Часто получают великолепные изделия, способные стать украшением интерьера дома, сада или приусадебного участка на даче.

Рассмотрим несколько вариантов поделок из металла, выполняемые своими руками.

Поделки, не требующие особых навыков

Работа с металлом сложна, но мы подобрали несколько вариантов изделий, которые выполняются, с приложением минимума усилий. Но фантазия здесь все-таки понадобится.


Поделки из тонколистового металла

Если приобрести тонкий лист металла, то работают при помощи острых ножниц. Не понадобятся дополнительные приспособления – сделать фигурку можно достаточно легко. Предлагаем изделие в форме совы. Для ее изготовления понадобится преобрести:

  • Лист металла, узкие полосы.
  • Подложка – деревянная прямоугольная доска толщиной не более 0,5 см.
  • Гвоздики, фиксирующие элементы.
  • Острые ножницы.


Последовательность выполнения работы:

  • Необходимо нарисовать детально эскиз.
  • Маркером (желательно взять перманентный) перенести рисунок с эскиза на лист металла по внутренней части.
  • Острыми ножницами вырезать элементы.
  • Взять инструмент, при помощи которого можно выдавить по внутренней стороне металла выпуклости или прочертить бороздки. Подойдет ложка с закругленным концом ручки.
  • Можно взять дополнительные элементы, например, пуговицы или пластиковые детальки. Они послужить глазами птицы, или дополнительными декоративными элементами, украшающими готовые изделия.
  • Когда элементы совы будут вырезаны, следует приступить к объединению в одно готовое изделие.
  • Фиксацию металлических элементов к доске проводят при помощи тонких гвоздиков.


Поделки вместе с ребенком

Если есть полоса тонкого металла, то работать с ней достаточно просто. Поэтому, к таким манипуляциям можно будет привлечь ребенка.


Очень легко сделать из полосового металла улитку. Для этого необходимо отрезать нужную длину ленты. Затем начинать заворачивать ее в спираль.


Тело также делается из листового металла.

Основная трудность в этом случае будет заключаться в фиксации тела и спиралевидного домика. Но и тут на помощь придет смекалка. Если нет возможности зафиксировать жестко, то можно воспользоваться скотчем. Особенно это актуально в том случае, если лист металла достаточно тонкий и не имеет существенного веса.


Может возникнуть вопрос, насколько эстетично будет выглядеть блестящий скотч. Решить эту проблему еще проще – достаточно взять акриловые краски и покрасить улитку вместе со скотчем. Именно слой полимерного покрытия позволит скрыть все неровности и дополнительно используемые материалы.


При невозможности работы с инструментами, следует выбирать поделки, включающие в себя готовые металлические изделия, которые следует объединить между собой.


Сложные изделия, требующие мастерства и дополнительных инструментов

Если есть сварочный аппарат, то выполнить поделку из металла можно любой сложности. Ничто не будет ограничивать фантазию и в том случае, если приобрести ножницы по металлу. Небольшой молот с наковальней делают процесс еще более творческим и разнообразным. В этом случае ничто не ограничивает ни мастерство творящего поделку, ни полет его фантазии. Реализована может быть любая идея, даже используя металлолом.


Плоские оригинальные конструкции

Если есть желание сделать самоделку, которая украсит собой приусадебный участок, фасад дома или забор, можно выполнить плоское изображение любого животного, цветка или другого какого-либо объекта.


В этом случае понадобятся острые режущие инструменты при помощи которых можно будет вырезать нужно изображение. Основная часть работы будет заключаться в создании подходящего эскиза.


После того, как на бумаге или плотном картоне будет создан подходящий по размеру объект, необходимо его перенести на металл.


Затем режущим инструментом вырезать не только контур. Но, желательно внутреннюю перфорацию. Именно внутренние отверстия в плоской скульптуре помогут воссоздать изображение наиболее натуралистично и придать ему некоторую легковесность.


При помощи такого способа можно создать оригинальную табличку номера частного дома. Если не устраивает внешний вид металла, то можно украсить изделие при помощи подходящей по составу краской.


К такой работе в качестве мастер-класса можно привлечь подростка, особенно если у него проявляется желание к прикладной работе.


Объемная скульптура

Если есть листовой металл, можно сделать объёмную скульптуру, украшающую интерьер или садовый участок.

Выполняется конструкция аналогично предыдущему изделию. Разница заключается лишь в том, что здесь нужно вырезать несколько элементов, которые присоединяются под прямым углом.


Основная суть заключается в создании изделия, имеющего определенную толщину. Она может быть различной, в зависимости от желания.


Для объемной статуи нужно сделать две одинаковые заготовки. А потом заготовки торцевой части, которые и будут придавать объемность всей конструкции.


Когда каждый элемент будет вырезан из металла, их необходимо объединить в одно целое. Делается это при помощи сварки. Но нужно будет проявить определенные навыки и умения. Ведь грубо сделанный шов может испортить внешний вид готовой поделки. Правда, если не получилось слишком аккуратно сварить элементы конструкции, их потом можно будет зачистить шлифмашинкой. Правда это займет определенное время и усилия, поэтому лучше сразу делать все более тщательно.


Вариант объемной фигуры

Использование плоских листовых изделий, соединяющихся под прямым углом вставлением в пазы, позволяет создать объемную модель. Толщина паза должна соответствовать толщине метала. Дополнительное крепление осуществляется сваркой в местах соединения для придания жесткости конструкции.


Инструментарий для гибки позволяет уйти от линейности. Изогнутые элементы выглядят натуральней. Конструкция приобретает натуралистичный вид. Окрашиванием достигается разнообразие и формирование стилистического направления.


Фантазии металлических поделок практически не ограничены. Почерпнуть разные вариации можно из представленных ниже фото.

Дэвид Рой — скульптор, физик и художник в одном лице. Раньше он был штатным программистом, но в один прекрасный день решил отказаться от профессии и посвятить себя творчеству. Сегодня Рой оценивает свои работы по $4 000 за каждую. Всего за несколько лет он не только достиг финансового благополучия, но и нашел признание в той области, о которой прежде даже не задумывался.

Кинетические скульптуры из дерева, или Как построить карьеру мечты

В детстве Дэвид очень любил наблюдать, как его отец возится в гараже. Именно родители привили ребенку любовь к ручному труду. К началу 1970-х годов Рой получил специальность инженера в Бостонском университете, после чего еще дважды учился на кафедрах химии и физики.

Кинетические скульптуры из дерева

В 1974 году Дэвид и Марджи поженились. В то время как Марджи продолжила обучаться искусству, Дэвид получил должность программиста ЭВМ. Монотонная работа быстро наскучила ему, а из головы не выходила идея создания деревянных скульптур… И Дэвид начал творить.

Все началось с моделей небольших детских игрушек. Если с эскизами и расчетами Рой справился быстро, то навыки плотника дались далеко не сразу. Здесь помогла Марджи — по роду своей деятельности ей приходилось работать со многими материалами, в том числе и с деревом.

Вот несколько первых творений Дэвида Роя:

Кинетические скульптуры из дерева

Быстро продав оригинальные игрушки на местном рынке, Дэвид понял — уделяя больше времени своему хобби, он вполне сможет обеспечить семью. Он оставил должность программиста, отдавшись любимому делу целиком и полностью.

Как заставить скульптуры двигаться?

После нескольких неудачных попыток он разработал механизм, который начинает работать от небольшого усилия или просто потока воздуха. В дальнейшем детали приводят в движение другие детали, и так по цепочке.

Недалеко от дома Дэвида и Марджи находился ремесленный рынок Rhinebeck. Крупнейшая в Америке ярмарка handmade-изделий проводилась там дважды в год. На протяжении двух лет Дэвид пытался получить разрешение на участие, но организаторы по непонятным причинам отказывали ему.

Только в 1977 году Рою удалось выставить деревянные кинетические скульптуры на всеобщее обозрение. Работы Дэвида и Марджи произвели фурор на посетителей выставки. За пару дней они получили несколько сотен заказов.

механизм

Со временем слух об эксклюзивных скульптурах облетел близлежащие штаты, а поток заказов стал стабильным. Это позволило Рою купить земельный участок, построить на нем дом и собственную мастерскую-студию.

Совершенствование конструкций

С каждым годом произведения Дэвида становились все необычнее, конструкция усложнялась, а, благодаря его собственным разработкам, время движения увеличивалось. Вот несколько популярных работ Роя:

Калейдоскоп (Дэвид Рой; 1979)

Серпантин (Дэвид Рой; 1979)

Монарх II (Дэвид Рой; 2013)

Движение солнца (Дэвид Рой; 2014)

Большинство скульптур Дэвида способны безостановочно работать от 8 до 16 часов. Уже несколько месяцев он работает над моделью, детали которой будут вращаться на протяжении 2 суток!

Совершенствование конструкций

Роль технологий в работе художника

Как художник с образованием инженера, Рой всегда оставался в курсе последних достижений прогресса и использовал их в творчестве. Когда в 1984 году вышел Apple Macintosh, Дэвид сразу же приобрел его.

Если раньше он вычерчивал детали на бумаге, обводил шаблоны на фанере, а затем ручной пилой вырезал фигуры, то сегодня, с помощью Mac в тандеме с Adobe Illustrator и LaserWriter, он может с идеальной точностью отрисовывать проекты и масштабировать их, после чего, передавая информацию лазерному станку, выпиливать ровные детали.

Программы Adobe After Effects и Strata Design 3D позволяют ему визуализировать скульптуры в движении, прежде чем создавать их.

Роль технологий

Роль технологий

Для продажи работ Дэвиду всегда требовалась наглядная демонстрация скульптур в движении. Ведь достаточно сложно оценить такую красоту по фото, тем более по текстовому описанию. Пару десятилетий назад Рой снимал короткие видео на камеру, а затем обычной почтой отправлял потенциальным клиентам.

С приходом Интернета процесс заметно упростился. А когда в 2005 году был запущен YouTube, Рой получил еще один эффективный и практически бесплатный канал для рекламы. За все время существования видео со скульптурами Дэвида были просмотрены более 5 000 000 раз.

Карьера мечты

Карьера мечты

Я продолжаю знакомить вас с чудесным миром каркасных игрушек!

Сегодня наш подопытный — пегас! А главное в пегасе, как известно, крылья.

Вспомним, однако, этапы изготовления тела, ведь без тела крылья крепить некуда.

Этап 1. Лепим голову и ножки до бабок. Почему именно так? Потому что размер не позволяет аккуратно проработать область от бабок до копыт в мехе.

Если пластик запекаемый — запекаем.

После запекания тонируем мордочку. Я использовала пастель розовых оттенков. Глазки стеклянные и уже расписаны, поэтому с ними ничего делать не надо.

Закрепляем нашу красоту лаком. Помните: если вы используете стеклянные глаза, обязательно прикрывайте их чем-нибудь от лака!

Слезники, ноздри, рот и копыта покрываем глянцевым лаком — так выглядит живее. Собираем всё в горсточку и любуемся.

Этап 2. Собираем каркас по эскизу. Можно, в принципе, это делать на глаз, но тут важно учитывать очень много моментов и обладать хорошим глазомером.

Я использовала проволоку в изоляции, потому что она долговечнее.

Проверяем, как стоит. Вроде не падает.

Этап 3. Обмотка синтепоном.

Вооружаемся отрезом синтепона, ножницами, нитками, приглашаем помощников — и вперёд. Отрезаем по тоненькой полосочке синтепона и аккуратно обматываем каркас, постоянно сверяясь с эскизом.

Под видом проверки подвижности можно немного поиграться. Главное — вернуть зверька в исходное положение.

Этап 4. Обтяжка мехом.

Кроим детали, сшиваем, где возможно, изнутри. Помним про будущие крылышки и оставляем для них отверстия в районе лопаток.

Болонка какая-то получилась. Ничего, это поправимо. Берём в руки машинку для стрижки собак (или триммер для бороды, зависит от размера игрушки и количества терпения у вас) и превращаемся в пегасьего парикмахера.

Оставшееся можно подровнять ножницами. Болонка превратилась в прекрасного . хм. в общем, подстригли.

Этап 5. Крылья.

Крылышки у пегасёныша маленькие, поэтому я взяла за основу мелких птиц — воробьёв, синиц. Важно как следует рассмотреть их раскрытые крылья — тут, как говорится, гугл в помощь.

Вдоволь насладившись зрелищем птичьих крыльев, принимаемся за нашего летуна.

Вырезаем перья. Я использовала фетр, но подойдёт и тонкий фоамиран.

Нам понадобятся два типа перьев — длинные маховые и коротенькие. Подравниваем края, раскрашиваем, если необходимо. Красить лучше именно на этом этапе, потом будет очень сложно это сделать.

Аккуратно начинаем пришивать перья к каркасу. Первое перо — самое дальнее от тела. Обратите внимание на его положение — это очень важно. Все последующие перья пришиваем с небольшим нахлёстом.

Затем пришиваем внутрь второй ряд — пёрышки поменьше. Эти начинаем шить от тела.

В конце прикрываем шов узкой полоской меха. А что, вполне милые крылышки получились.

Этап 6 (последний и необязательный). Аксессуары.

Мне показалось, что пегасёнышу немного грустно, и я решила сделать ему в подарок ожерелье. Тут есть, где фантазии разгуляться!

Читайте также: