Мастер класс музыкального руководителя музыкальные инструменты своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Автор: Слисова Анжелика Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Д\С №25
Населённый пункт: г.НОВОШАХТИНСК РОСТОВСКОЙ ОБЛ.
Наименование материала: ПРОЕКТ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Тема: "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ"
Раздел: дошкольное образование

по музыкальной деятельности в ДОУ

подготовительная группа

Музыкальные инструменты своими руками.

Выполнили: воспитанники подготовительной группы ДОУ

Руководитель: СЛИСОВА А.А. музыкальный руководитель ДОУ

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными

притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для

детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным

видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов,

который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных

инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь

необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они

развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют

обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента.

Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных

музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся

более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно

принимают участие во всех видах деятельности. Некоторые шумовые музыкальные

инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к

музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим

рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские

погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага

(целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от

ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и

многое другое. На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста

себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как

Сегодня нам хотелось рассказать о музыкальных инструментах, которые можно изготовить

из бросового материала, очень быстро. На него не нужно много затрат. Наполнитель может

быть разный: крупы, бусы, крупный песок. Это зависит от того с каким звуком вы хотите

изготовить музыкальный инструмент. Хочется поделиться опытом изготовления ярких и

самобытных инструментов для детского музицирования.

Цель: Изготовление детского музыкального инструмента из доступных материалов в

Рассказать о истории возникновения музыкальных инструментов (балалайка,

Показать мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов.

Озвучить музыкальную заставку-приветствие к музыкальному занятию с помощью

Актуальность

Самостоятельное изготовление шумовых музыкальных инструментов в домашних

условиях, приобщение детей к музыкальной культуре. Развитие творческих навыков,

мелкой моторики рук. Взаимодействие детей и их родителей, объединенных общим делом.

Ход выступления

Дима: Добрый день! Сегодня мы хотим рассказать вам о нашем проекте Музыкальные

инструменты своими руками.А начнем мы свой рассказ с истории возникновения

Мир, который нас окружает, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипа,

шума дождя, до раскатов грома. Познавая, слушая природу, люди учились использовать

эти звуки. Так возникли музыкальные инструменты.

С самых древних времен на Руси ни один праздник, ни одно гуляние или деревенские

посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и веселой пляски.

Неотъемлемой частью веселья была игра на музыкальных инструментах. Об одном из них

я сейчас расскажу, послушайте загадку:

Три струны, а звук какой! С переливами, живой. Узнаю его в момент Самый русский

балагурить, что значит болтать, пустозвонить.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не

всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а

иногда и четыре струны.

Русские народные инструменты создавались из того, что было под рукой.

Возникает вопрос: Так почему же они стали настолько популярными?

Дело в том что они очень мобильны, то есть доступны в любое время их можно взять с

собой, они немного занимают места в сумке, а иногда и в кармане.

А еще мы покажем вам мастер-класс по изготовлению таких инструментов.

Вот такой макет балалайки мы сделали дома с родителями (показывает)

Соня: Послушайте загадку:

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по

тому, что есть под рукой.

История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал

ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В

Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам. В

Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для

сопровождения танцев на различных празднествах.

на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи.

Современный барабан имеет цилиндрический деревянный иногда металлический корпус,

обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или

колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру и

Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении –

сильных долей такта. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов. Я вам

покажу как можно изготовить барабан своими руками из подручных средств.

Возьмём пластиковое чистое ведёрко из-под майонеза (рассказывает как выполнен

барабан и показывает), затем показывает свой барабан – вот такой барабан мы сделали в

домашних условиях, он будет украшать наш музыкальный уголок и использоваться на

Альбина: Послушайте мою загадку:

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка! – это Маракас

Очень распространенным латиноамериканским инструментом являются маракасы.

ка — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей

Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при

потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на

всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской

музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по

одной в каждой руке.

Первоначально для изготовления маракас использовались высушенные плоды

горлянкового дерева, известного на Кубе под названием «гуи́

распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме. Крупные

плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в

диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и

Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой

формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки

плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой

паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо

индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке

приделывали ручку, после чего инструмент был готов.

И сейчас я вам покажу как можно сделать вот такие маракасы (показывает).

Берём две чистые бутылочки из-под питьевого йогрута, украшаем их яркими полосками,

кружками из самоклеющей цветной бумаги. Внутрь первой баночки мы поместим горсть

крупы гороха, а внутрь другой горсть гречневой крупы. Берем в руки наши маракасы:

встряхиваем первый – звук получается громкий, насыщенный. Встряхиваем второй

маракас – звук тише и глуше, т.к. крупа в нем мельче. Я хочу вам показать ещё одну пару

маракас. Они тоже выполнены из пластиковых бутылочек – это герои сказки Репка,

которую можно озвучить с помощью вот таких маракасов. Вы можете смело

экспериментировать и озвучивать любые сказки!

Дима: Мы вас познакомили с нашим проектом Музыкальные инструменты своими руками,

показали как можно из доступных материалов, в заключении хотим озвучить музыкальное

Предлагаем сделать вместе с детьми музыкальные инструменты. Все мы читаем нашим детям музыкальные сказки, играем в музыкальные игры. Детское музицирование — активный вид деятельности, в котором совершенствуется мышление, воображение ребенка, развивается инициативность, самостоятельность, моторика, обогащается его эмоциональная сфера. Безусловно, в магазинах огромный выбор музыкальных инструментов, но поверьте, процесс изготовления не оставит равнодушным ни вас ни вашего ребенка. Порой приобрести настоящие инструменты удается не всем, да и необходимости в этом нет, если ребенок не будет серьезно заниматься игрой на них.


Делаем музыкальные инструменты своими руками


Создаем семейный оркестр, самое главное, что необходимо для конструирования – желание и немного выдумки! Итак, проявим немного фантазии и посмотрим, что получится….. Начнем?

Барабан

— ведерко из-под майонеза или любая другая баночка

— палочки сделаем из старых фломастеров, карандашей.


Делаем барабан из подручных материалов

  1. Хорошо промываем ведерко (баночку), сушим.
  2. На крышечку наклеиваем различный рисунок, фигурки.
  3. Закрываем крышку.
  4. Оформляем барабанные палочки, оклеиваем их разноцветными полосками бумаги.

Музыкальные варежки

  1. Варежки
  2. Пуговицы
  3. Фурнитура для украшения
  1. Берем варежки, пуговицы
  2. Со стороны ладошки пришиваем пуговицы
  3. Другую сторону (тыльную) украшаем по своему усмотрению (ленточками, бусинками, пайетками)

Наш ударный инструмент готов!

Маракасы


Делаем маракасы из новогодних шариков

Конечно же настоящие маракасы нам не сделать, для этого необходима пустая тыква и горох. А вот новогодние маракасы – нам по силам!

Мы сделаем маракас из елочного шарика. Насыпаем в шарик крупу (горох, рис, гречку или манку), вставляем шпажку (палочки) и аккуратно заматываем цветной изолентой, обматываем мишурой. От выбора крупы зависит какой звук получится.

Чтобы в вашей мастерской стало еще веселее, раскрасьте маракасы, наклейте аппликации и предложите ребенку каждому из них дать имя.

Шумовые браслеты


Звонкие браслеты

Очень легко и просто изготовить шумовые браслеты из простых резинок для волос.

Покупаем резинки волос, пришиваем к ним бубенцы или колокольчики (покупаем в любом рыболовном магазине).

Музыкальные инструменты для оркестра готовы, а если ребенку захочется спеть под ваш аккомпанемент, как же тогда обойтись без микрофона? Предлагаем проявить инициативу и сделать вместе с ребенком самодельный микрофон. Если говорить (петь), держа его перед губами, то к звуку вашего голоса добавиться эхо. Итак, приступаем к процессу изготовления.

Микрофон


Даже консервная банка может пригодиться.

  1. Консервная банка
  2. Воздушный шарик
  3. Скотч

Воздушный шарик плотно натягиваем на открытый верх банки, по всей окружности закрепить скотчем.

Играем с удовольствием!

Изготовление музыкальных инструментов – полезное и увлекательное занятие. Когда все инструменты будут готовы, включайте любимую музыку и играйте в оркестре, озвучивайте сказки, добавляя к выходу сказочного персонажа музыкальное сопровождение.

Творите музыку вместе! Отличного творческого настроения вам!

Цель: донести красоту музыки до каждого малыша.

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  2. Развивать навыки игры на музыкальных инструментах.
  3. Развивать творческую активность и всестороннее развитие каждого ребенка.
  4. Поддерживать интерес к народному творчеству.
  5. Приобщать детей к общественно-полезной деятельности.
  6. Развивать самостоятельность, инициативу.

Я, как музыкальный руководитель, в своей работе, наряду с классическими музыкальными инструментами, использую нетрадиционные музыкальные инструменты. Вы спросите почему? Вокруг нас очень много предметов, которые мы подчас просто выбрасываем. Однако проявив фантазию и смекалку можно создать удивительные вещи. Наши малыши любят все яркое, необычное, особенно сделанное своими руками. Я поняла это, когда создав свой первый музыкальный инструмент, увидела горящие глаза ребенка. Тогда мне захотелось привлечь и детей, а позже и родителей к такому увлекательному действу. Ведь, совместная работа – это в первую очередь общение, а уже потом ручной труд. Как известно именно общения между детьми и их родителями сейчас не хватает.

Сегодня я предлагаю вам поиграть на инструментах, изготовленных своими руками (приглашаю троих взрослых, которым предлагается сделать шумелки из баночек с разными наполнителями)

А сейчас поиграем в сказку. Всем знакома сказка Теремок? А в роли героев сказки будут исполнять музыкальные инструменты, которые мы с вами изготовили. Цель нашей игры: научиться поочередно включать и выключать звук. В нашей сказке будет мышка, лягушка и волк. Как вы думаете, кто это? (горох – мышка). А это кто? (лягушка – пластмассовые). А это…? (волк – металлические предметы). Ну что попробуем поиграть?

Используя все эти инструменты можно организовать веселый оркестр. (прохожу и раздаю инструменты). Музыканты смелее выходите и меня поддержите (исполняем русскую народную мелодию).

Если следовать выбранной цели и работать с ребенком совместно, чтобы он видел результат и то, как Вы положительно реагируете на его творчество и что сделано своими руками, на его музыкальные способности, на его внутренний мир, тогда ребенок вырастет творческой, самостоятельной личностью.





Шумовые бутылочки для развития малышей (бутылочки-шумелки).

Доброго времени суток, дорогие ББшечки! Хочу поделиться идеей изготовления полезных и так мной любимых развивашек из бытовых отходов. Уверена, что в том или ином виде эту идею уже давным давно используют многие мамочки. Нечто подобное я показывала здесь.

Шумовые бутылочки для развития малышей.

Я всегда рада, если могу подарить вторую жизнь тому, что мы обычно выбрасываем. На музыкальных занятиях я столкнулась с проблемой наличия (а вернее — отсутствия) красивых, но в то же время прочных шумовых инструментов для своих воспитанников. Всё, что имелось в наличии, деткам уже поднадоело. Поэтому мозг активно искал идеи выхода из этой ситуации. И вот однажды в магазине мы с дочкой купили питьевой йогурт, благополучно его выпили… И тут я взяла пустую баночку в руки и поняла, что она очень прочная, удобно лежит в руке. А попытавшись избавить баночку от этикетки с логотипом, меня посетила идея украсить эти баночки пасхальными термоэтикетками — ну не оставлять же эти баночки просто белыми! Тем более, что нужные мне этикетки с детской тематикой я нашла продаже даже осенью. Я выбирала именно детские картинки, избегая тематических.

Шумовые бутылочки для развития малышей.

Итак, после того, как накопилось некоторое количество баночек, были куплены этикетки, пришло время их соединить. К сожалению, процесс изготовления у меня не запечатлён, но объясню словами. Сделать это оказалось легко. Главное — аккуратно натянуть плёночку на серединку бутылочки. А затем одела бутылочку на длинную палочку (можно заменить вилкой, ложкой и т.д.), расположила её над миской и сверху полила кипятком. Этикетка сама обняла бутылочку. Осталось наполнить наши бутылочки и задекорировать горлышко. Для этого я вырезала кружок из картона, сверху приклеила его скотчем, загнув края на горлышко. А чтобы не было видно скотч, заклеила его декоративным разноцветным скотчем.

Вуаля! Наша баночка-шумелочка готова! Осталось повторить процедуру с нужным количеством бутылочек. Мне пришлось это проделать… 48 раз) В итоге получилась вот такая гвардия шумелочек!

Шумовые бутылочки для развития малышей.

В качестве наполнителя для баночек я использовала такие материалы, которые не испортятся, в них не заведутся разные насекомые — бисер, бусинки, мелкие камушки, скорлупки от фисташек.

Вот несколько шумелок крупным планом.

Я надеюсь, что Ваша фантазия Вам подскажет, как ещё можно применить такие бутылочки для развития малыша.

Шарики — шумелки для детей своими руками

Все дети любят шоколадные яйца с сюрпризом. И в современной жизни родители не отказывают себе в удовольствии побаловаться своего чадо этим лакомством. Как вещает нам реклама это не просто сладость, но и еще приятный сюрприз в виде игрушки или сувенира. Сладость съедена, игрушка собрана, коллекция пополнена, но остается еще один весьма полезный предмет – это скругленный пластиковый контейнер (будем называть их шариками).

Не торопись его выбрасывать, ведь из него можно сделать массу интересных вещиц, игрушек и даже методических пособий для занятий с ребенком. Одна из моих любимых игр это игра с шариками-шумелками.

Как сделать шарики

Чтобы сделать шарики, вам понадобится четное количество пластиковых контейнеров от яиц с сюрпризом (шарики), но они должны быть одинакового цвета/оттенка, чтобы при поиске цвет не был одним из параметров поиска. Так же необходимо иметь скотч, изоленту или клейкую ленту, для того, чтобы склеить шарики после их наполнения, иначе любопытный малыш будет сосредоточен на том, чтобы открыть шарики, а не послушать. Ну и, конечно, необходимо набрать наполнители. Наполнителями могут быть различная крупа (горох, рис, гречка, фасоль, пшено), макароны, монетки, и даже соль и сахар. Далее попарно наполняем одинаковым количество крупы или другим материалом наши шарики, закрываем шарик и по периметру фиксируем шарик скотчем или другим материалом. Наши шарики готовы, можно играть!

Смысл игры в том, чтобы найди из массы шариков два одинаково звучащих шарика.

Главным образом эта игра развивает слух ребенка, внимание, способность сосредоточится на конкретном чувстве восприятии, что в значительной степени и составляет раннее развитие детей до года.

С этими же шарика можно повеселиться, потанцевать, спеть песню и провести хорошо время.

Наши шарики берём И трясём, трясём, трясём, Ведь каждый шарик не простой — С горохом, рисом и крупой.

Поднимите шарик свой

Высоко над головой, На носик можно положить, Но только, чур, не уронить.

Шар перед собой кладём, И вокруг него идём И даже можно проскакать, Но только шар не задевать.

Прыгай, прыгай высоко, Прыгать с шариком легко, Так прыгай, прыгай веселей И даже ножек не жалей.

Саму песню можно послушать в интернете или приобрести диск.

Игрушки своими руками

А если шарики-шумелки уже сделаны, а материал из яиц с сюрпризом остался, то можно пофантазировать и смастерить разнообразные игрушки. Увлекательным будет не только результат, но и процесс, так как делать что-то с ребенком всегда приятно.

Вот несколько примеров-идей, которые можно найти во всемирной паутине.

Источник: Детский городок

Зачем нужны такие поделки

Сложно утверждать, что музыкальные игры станут катализатором развития будущих музыкальных гениев, но хоть какие-то вкусы могут воспитываться. Многие родители в это верят.

Еще один совет. Не изготовляйте для маленьких детей сложные инструменты, они им нужны для игры и быстро надоедают. Лучше с интервалом в несколько недель делать простейшие, но новые инструменты, чем заниматься одним несколько дней или недель и потом заставлять ребенка с ним играть длительное время. Дети – не взрослые, они играют только тогда, когда им это хочется, а не когда надо по графику.


Даже простейший инструмент будет ребенку интересен, если в процессе изготовления принимали участие члены семьи

Музыкальный инструмент не обязательно надо делать почти профессиональным, детям нравится сам процесс добывания звуков, а не мелодия. Конечно, это лишь общие суждения, в каждом случае могут быть свои исключения, каждый возраст имеет свои отличия.

Автор: Маркова Руслана Павловна. Музыкальный руководитель МДОУ д/с "Сказка" села Тростянка, Балашовского района, Саратовской области.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного образования и родителям. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса со способами изготовления шумовых музыкальных инструментов;
• Познакомить с методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в повседневной жизни;
• Повысить уровень профессиональной компетенции большинства педагогов, а так же родителей, их мотивацию на системное использование в практике.



Материалы:
пластиковые бутылки( взяла бутылку из под детского шампанского и маленькую бутылочку из под минеральной воды), картонная коробочка из под лекарств, цветная бумага,гофрированная бумага, ножницы, карандаш, циркуль, бумага формата А4, фломастеры, гречневая крупа, горох, соль, клей ПВА сильной фиксации, силиконовый пистолетный клей.



Мы изготовим сегодня сразу три музыкальных шумовых инструмента - большой маракас "елочка-гремелка" из пластиковой бутылки из под детского шампанского, малый маракас "музыкальная ромашка" из маленькой пластиковой бутылочки, и яркий радужный "шуршунчик" из коробочки от лекарства.
Приступим к изготовлению первого музыкального инструмента.
1.Нарезаем достаточно длинные полоски(длинна или их количество зависит от величины пластиковых бутылок) шириной семи сантиметров одного цвета и девяти сантиметров другого цвета.Делаем надрезы-мохрушки с одной стороны.




3.Пока подсыхают наши полоски, отрезаем еще полоску шириной около пяти сантиметров, для горлышка. С одной стороны сделать надрезы-мохрушки сантиметров двадцать.



4. Намазав клеем полоски у основания, сначала спиральным движением обклеим горлышко, затем начиная с донышка бутылки основную часть. У меня вышло несколько полосок, так проще клеить.





И так, пока высыхает наше изделие, приступаем к изготовлению второго музыкального инструмента- "музыкальная ромашк".
5. Отрезаем длинную полоску зеленого цвета, шириной 4-5 сантиметра. гофрированной бумаги. Поясню почему гофрированная бумага - она гораздо мягче чем обычная бумага, и лучше ложится на рельеф бутылки. Мажем клеем полоску и обклеиваем бутылку.



Отправляем нашу бутылку сохнуть, и приступаем к изготовлению "шершунчика".
6. Нарезаем разноцветные полоски 3-5 сантиметров из цветной бумаги и два квадрата, для тыльной стороны коробочки, квадраты должны быть чуть больше, с небольшими надрезами на уголках для сгиба.



с одной стороны заклеиваем тыльную сторону глухо, без возможности открыть, с другой обклеиваем так, что бы наш "шершунчик" открывался, для того, что бы насыпать туда крупу.




Наши бутылочки уже подсохли, и мы возвращаемся к "музыкальной ромашке"
8. На бумаге А4 циркулем рисуем круг диаметром 13-14 сантиметров.











15.Последний этап в изготовлении музыкальных инструментов.
Берем кусочек желтого подкладочного материала, на кусочек кладем крышечку от бутылки, капаем внутрь крышечки разогретый пистолетный клей и склеиваем края материала внутри крышечки.



Читайте также: