Макет местности своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Рельеф местности на макете должен быть увязан с темой макета, его путевой схемой, искусственными сооружениями, а пейзаж дополнять и украшать общую картину. Рельеф может быть использован, чтобы скрыть от зрителя часть железнодорожных путей, перегружающих макет большим количеством рельсов.

Пространственное размещение путевой схемы следует начинать с перенесения рельсовой схемы перегонов и станций с чертежа на плоскость макета. Затем по контуру прямых и кривых участков пути из фанеры выпиливают полосы, служащие основанием железнодорожного пути, по ширине они должны соответствовать основным площадкам насыпей и выемок. Полосы закрепляют к подмакетнику по разметке на нужной высоте при помощи деревянных брусков соответствующего размера. Основания путей надо располагать на макете так, чтобы их середина совпадала с осью железнодорожного пути или междупутья на двухпутных участках. Будучи укреплёнными на брусках различной высоты, они образуют основу будущих насыпей с подъёмами и уклонами (рис. 33). Если в качестве основания подмакетника взята древесностружечная плита, то для укладки рельсов в нулевом уровне макета нет необходимости укладывать основания на дистанционные бруски. Здесь необходима только имитация балластной призмы (см. главу III).

Рис. 33. Нижнее строение пути на макете

За нулевой уровень на макете обычно принимают плоскость, расположенную на верхней кромке рамы подмакетника, или плоскость плиты, на которой собирают макет.

Если подмакетник построен в виде рамы, то для путей, проходящих в нулевом уровне, следует сделать твёрдое основание. Там, где будут расположены станции размеры основания должны соответствовать всей площади станции и прилегающей территории. Станционные площадки изготавливают из листов фанеры или аргиллита и крепят к раме подмакетника на требуемом уровне при помощи поперечных реек, которые в свою очередь закрепляют на боковых или диагональных брусках рамы. Для станций и разъездов, расположенных выше нулевого уровня, также устраивают жёсткие площадки, которые крепят к подмакетнику при помощи вертикальных стоек и стенок, придающих большую жёсткость второму, третьему и другим уровням макета. В тех участках макета, где рельсовый путь уходит в тоннели, заранее устанавливают каркасы тоннельных порталов, которые оформляют при отделке макета (рис. 34). На время монтажа макета станционные площадки нужно оставлять съёмными, так как в процессе работы возникает необходимость пропилить различные отверстия — люки для установки стрелочных приводов, реле сигналов, расцепителей, монтажа электрических цепей и т. д. Рельеф макета может быть и таким, что часть путей придется расположить в выемке, ниже нулевого уровня. На подмакетниках, сделанных из плит, для размещения путей ниже нулевого уровня возможности нет. В этом случае следует искусственно приподнять нулевой уровень на макете.

Рис. 34. Конструкция каркаса макета

Насыпи и выемки являются связующими элементами профиля пути со станционными площадками. И те, и другие должны естественно и гармонично сочетаться с окружающим рельефом местности. При устройстве горизонтальных и наклонных насыпей нужно применять деревянные бруски в виде равносторонней трапеции (рис. 35, а). Высота брусков, их боковые стороны задают размеры насыпи и направление откосов. Трапециевидные бруски при помощи шурупов крепят к подмакетнику на определённом расстоянии друг от друга по оси рельсовой колеи. Подъёмы и уклоны делают при помощи таких же брусков, но различающихся по высоте. Уменьшение или увеличение высоты возможно только за счёт уменьшения или увеличения основания трапеции. Верхняя часть бруска во всех случаях должна быть одинаковой и равняться ширине основной площадки насыпи. Сверху на бруски прикрепляют фанерные полосы — основание для верхнего строения пути.

Рис. 35. Бруски для изготовления насыпи (а) и установки сигналов (б)

При строительстве насыпей, полунасыпей, выемок и полувыемок не следует забывать об имитации водоотводных устройств — канав, кюветов. Если они воспроизведены на макете в определённых местах, макет только выиграет от таких подробностей и будет свидетельствовать о серьезном подходе автора к его постройке. Хотя водоотводные сооружения относятся к категории инженерных сооружений, о них целесообразно напомнить в этом разделе, так как формирование их на макете должно начаться в процессе изготовления рельефа.

Откосные стороны насыпей закрывают полосами картона, которые приклеивают или прибивают небольшими гвоздями к боковинам брусков. Чтобы скрепить стыки боковин с основной плоскостью насыпи и с углублением для водоотводного устройства, на всю насыпь с прилегающими участками макета столярным клеем ПВА наклеивают широкие полосы из марли или полотняной ткани с некоторым нахлёстом одной полосы на другую. После высыхания клея поверхности откосов офактуривают смесью столярного клея и мелких древесных опилок при помощи широкой кисти. В некоторых местах поверхность дополнительно присыпают мелкими опилками для того, чтобы придать ей неоднородность. При покраске поверхности, используя оттенки одного цветового тона краски, эти неоднородности можно художественно усилить. Так как основа насыпи является пустотелой, в процессе её сооружения нужно наметить места, где впоследствии будут установлены сигналы, и закрепить на них деревянные бруски — опоры для светофоров, семафоров и др. (рис. 35, б).

Рис. 36. Изготовление возвышенности с использованием бумажных комков

После высыхания клея поверхность покрывают грунтом, состоящим из того же клея с добавлением серой и зелёной краски. Можно использовать анилиновые красители для хлопчатобумажных тканей. После грунтования поверхность готова для дальнейшей работы по офактуриванию. Подобным образом можно создавать рельеф пересеченной местности с небольшими возвышенностями, оврагами и др.

Поверхности склонов, холмов, возвышенностей и т. д. можно сделать, наклеивая на бумажные комки полотняную ткань, пропитанную клеем. Её поверхность легко принимает необходимую форму, например форму оврага или обрыва. Ткань вдавливают в нужных местах и после высыхания она сохраняет заданную форму. Комки бумаги, создав на первом этапе определённые высоты рельефа, в конечном итоге приобретают значение заполнителей пустот, усиливающих прочность сделанной поверхности.

Если внутри возвышенности скрыты рельсовые пути, то её постройку начинают с изготовления жёсткого каркаса из дерева и фанеры с тоннелем внутри. При устройстве участков пути, скрытых в тоннелях, необходимо предусмотреть возможность доступа к этим участкам извне на случай ремонта пути или схода с рельсов подвижного состава, Для этого на плоскости подмакетника пропиливают окна, позволяющие снизу подобраться рукой к тоннельным путям. Эти окна прикрывают легкосъёмными щитками, предотвращающими падение подвижного состава при сходе с рельсов.

Возможны и более сложные методы создания рельефа, когда, например, верхнюю часть возвышенности делают съёмной, что упрощает монтажные и ремонтные работы на скрытой в тоннеле части пути. Вспомните изображение рельефа местности на географических картах при помощи горизонталей. На большом листе бумаги в натуральную величину макетной возвышенности изображают будущий её рельеф, Расстояние между горизонталями в зависимости от размеров возвышенности берут равным 30 — 80 мм. Горизонтали переносят на фанеру толщиной 3 — 4 мм и по их контурам выпиливают лобзиком извилистые полосы или замкнутые фигурные кольца с шириной полос 70 — 100 мм, у которых наружный обрез соответствует определённой линии горизонтального среза будущей возвышенности. Подготовленные таким образом полосы и кольца в той же последовательности крепят друг над другом на дистанционных брусках гвоздями или шурупами, образуя жёсткий каркас возвышенности (рис. 37, а). Если возвышенность должна быть разъёмной, то одну из горизонталей выпиливают в двух экземплярах и при монтаже каркаса накладывают одну на другую так, чтобы одна из горизонталей заканчивала нижнюю часть каркаса, а вторая, подобная горизонталь, начинала верхнюю часть возвышенности. Место соприкосновения этих двух одинаковых деталей и будет стыковочной плоскостью снимаемой части с основанием возвышенности. Верхняя горизонталь всего каркаса может представлять собой площадку, на которой в дальнейшем размещают детали пейзажа. Собранный каркас оклеивают в направлении снизу вверх полосами картона, а после высыхания клея обтягивают снаружи несколькими слоями бумажных лоскутов в сочетании с тканью или марлей.

Рис. 37. Каркасы рельефа, изготовленные: а — методом горизонталей; б — путём применения жёстких вертикальных рёбер; в — в виде нервюр

Для задних планов макетов, скрывающих в тоннелях часть рельсового пути, можно рекомендовать изготовление каркаса возвышенности при помощи вертикальных рёбер, которые выпиливают из фанеры (рис. 37, б). Задняя часть макета обычно скрыта от глаз зрителя, поэтому часть возвышенности, обращённую к фону, для удобства эксплуатации закрывают легкосъёмным щитком.

Достаточной жёсткостью и небольшой массой отличается конструкция каркаса рельефа, выполненная в виде комбинации вертикальных рёбер и горизонталей (рис. 37, в). Горизонтальные полосы могут служить основанием железнодорожных путей.

При любом способе обтяжки на клеевой основе поверхности макета в переходных местах от плоскости подмакетника или станционной площадки к склеенной поверхности возвышенности, насыпи, выемки и т. д. после высыхания клея возникают сильные поверхностные натяжения, которые приводят к образованию трещин. Поэтому при обтяжке макета в этих местах нужно наклеивать дополнительные полосы из полотняной ткани.

Для грунтовки и более детальной отделки поверхностей можно использовать смесь гипсовой кашицы, клейстера и порошковой краски в соотношении 10 частей гипса и 1 часть крахмала (масса красящего компонента не учитывается). Из крахмала заваривают обычный клейстер и в него постепенно подсыпают гипсовый порошок. Смесь доводят до густоты сметаны и к ней добавляют красящий порошок (зелёный с серым или жёлтый с коричневым). Образовавшуюся массу наносят на поверхность рельефа кистью, предназначенной для масляной живописи. В сочетании с клейстером гипсовая кашица не так быстро твердеет и некоторое время остается эластичной. Это качество особенно важно при усадке и растяжении макета, зависящих от изменения влажности и температуры.

Создавая рельеф местности, многие моделисты применяют пенопласт — лёгкий, хорошо поддающийся обработке материал. Из пенопласта делают отдельные части насыпей, примыкающие к мостам и путепроводам, он хорош как декоративный материал при имитации открытых скальных пород; очень похожа на каменные осыпи пенопластовая крошка. Однако вряд ли целесообразно применять пенопласт для заполнения объёмов гор, возвышенностей, которые лучше строить на каркасах, а пенопласт использовать для отделки наружных поверхностей. Пенопласт хорошо растворяется ацетоном, растворителем 646, давая сильную усадку. Пользуясь этим свойством, на пенопластовой заготовке можно создать русла небольших ручьев, сгладить склоны оврагов, осыпей. Наносить растворитель на пенопласт надо небольшими дозами, постепенно, так как процесс изменения его формы продолжается некоторое время после окончания обработки до тех пор, пока весь впитавшийся в пенопласт растворитель не испарится. Поверхность мелкопористого пенопласта после обработки растворителем заплывает и поры пропадают. Для подачи необходимой дозы растворителя следует применять шприц объёмом 5 см 3 с иглой. Пенопласт хорошо обжигается огнем, образуя причудливые неровности, которые на макете могут стать берегами речек, прудов, неровностями земли. Обработку пенопласта растворителем и его обжиг допускается проводить только на открытом воздухе, так как и в том, и в другом случае происходит выделение вредных паров и дыма. Пенопласт склеивают нитроклеями, во избежание образования раковин в местах склейки лучше пользоваться загустевшим клеем, который обеднен растворителем. Пенопласт можно также склеивать клеем ПВА. Участки макета, сделанные из пенопласта, можно окрашивать темперой на казеиновой основе и масляными художественными красками, в которые рекомендуется добавлять немного сиккатива, чтобы окрашенные поверхности не блестели и имели более естественную матовую фактуру.

Следует обратить внимание моделистов на то, что в работе по созданию рельефа на макете и по его отделке нужно очень осмотрительно пользоваться водорастворимыми клеями и красками, которые при некоторых обстоятельствах могут стать аккумуляторами влаги. Проникнув во внутренние узлы макета, сырость вызовет коррозию металлических и гниение деревянных деталей готового макета. Поэтому хорошо просушенные участки рельефа в местах склеек целесообразно покрыть олифой, которая остановит проникновение влаги.

Формируя поверхность макета, нужно постоянно думать о массе будущего сооружения, так как нередко случается, что подмакетник становится неподъёмным после того, как сделан рельеф.

Глава 24 Создание архива

Глава 24 Создание архива Программное кодированиеДиски Video-CD, Super-VCD, DVD можно с успехом создать на компьютере. Для этого в системный блок должен быть установлен CD– или DVD-рекордер. При этом CD-рекордер обеспечит запись Video-CD– и Super-VCD-дисков, а DVD-рекордер – DVD-дисков.Вы создали

Создание медоносного конвейера

Создание медоносного конвейера Если последовательно высевать огуречную траву, змееголовник, фацелию, горчицу и другие сильные медоносы, можно будет иметь в своем распоряжении своеобразный цветочный конвейер.Огуречная трава. Данная культура хорошо растет в

2. План и профиль железнодорожного пути на макете

2. План и профиль железнодорожного пути на макете План железнодорожного пути представляет собой проекцию оси пути на горизонтальную плоскость, а продольный профиль — на вертикальную плоскость. Необходимость подхода к населенным пунктам и обхода препятствий,

4. Прочие здания и сооружения на макете

4. Прочие здания и сооружения на макете К прочим зданиям, воспроизводимым на макете железной дороги, можно отнести здания сигнализации и связи, станционного и путевого хозяйства и др. Макеты этих зданий не имеют особых конструктивных сложностей и поэтому их можно

1. Имитация ландшафта на макете

1. Имитация ландшафта на макете После подготовки рельефа макета можно приступать к окончательному оформлению ландшафта. Для накопления опыта отделку первого макета лучше начинать с участков, расположенных на заднем плане, которые обычно менее деталированы, и затем

Геология – наука, изучающая состав, строение и историю Земли, закономерности и процессы формирования земной коры, слагающих ее горных пород и их взаимные отношения, а также историю развития жизни на земле [3]. Именно геология является той областью естественнонаучных знаний, которая связывает воедино отдельные картины и явления Природы и Мира, целостного восприятия и понимания которых нет без общих геологических знаний [2].

Такие знания учащиеся получают в ходе обучения в школе в первую очередь при изучении следующих предметов и программ:

Такой подход – интеграция геологических знаний в программы предметов школьного курса – полностью оправдан. Но, тем не менее, общий объем полученных школьником геологических знаний явно недостаточен.

Так, не смотря на наличие некоторых знаний о формировании рельефа и его последующем развитии, ребенок так и не получает четкого представления о причинах, закономерностях и направлениях развития данных процессов; не способен выявить факторы и явления, ведущие к образованию тех или иных горных пород, а также идентифицировать их; объяснить процессы, формирующие рельеф как обширных территорий, так и конкретных геологических объектов. Т.е. знания, получаемые учащимися в школе, по большей части сугубо теоретические и не применимы в деятельности.

МЕСТО МАКЕТА И ИНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАКЕТОВ

Подробнее остановимся на технологии изготовления описанных макетов.








Итого, материалы и оборудование: лоток, газеты (достаточно одного газетного еженедельника), полиэтилен, ткань х/б, гуашевые краски (белая, синяя, коричневая, зеленая, их смеси), кисть, гофрокартон, бумага писчая или т.п., булавки. И воображение.

ПРИМЕНЕНИЕ МАКЕТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Излагаемый педагогом теоретический материал, сопровождаемый работой с макетами, а также использованием фото- и видеонаглядности, его объем и содержание могут варьировать в значительных пределах; в своих занятиях я учитываю и возраст участников процесса, и их возможности, уровень исходной подготовки, а также то, какие природные объекты станут в ближайшем будущем полигоном для проведения наших полевых выходов и экспедиций. Соответственно и макеты могут применяться в разных аудиториях по-разному.

Наиболее распространено среди денудационных явлений выветривание. Различают физическое и химико-биологическое выветривание.

Физическое выветривание обусловлено сменой температур в течение суток. При нагреве объемное расширение у различных минералов, входящих в состав горных пород, неодинаково. …Поэтому многократный нагрев и остывание ведет к расшатыванию, ослаблению сцепления между отдельными зернами минералов и их выкрашиванию. Поры и трещины в горных породах заполняет вода. При замерзании она расширяется, оказывая давление в 90 атмосфер на стенки пустот. Трещины увеличиваются, отдельные зерна и целые блоки отрываются от массива. Так возникают вечерние камнепады.

Химическое и биологическое выветривание является результатом воздействия на горные породы паров и газов из воздуха, а также растворов, содержащих углекислоту, кислород, органические кислоты. …Под действием растворенных веществ некоторые минералы окисляются. В результате химических реакций, отдельные элементы, переходя в раствор, удаляются, другие, нерастворимые, остаются, образуя рыхлые шлакообразные корки—коры выветривания.

Обитающие в природе микроорганизмы выделяют продукты жизнедеятельности, ускоряющие химические реакции. Это явление называется биологическим выветриванием. Вслед за микроорганизмами следуют лишайники, мхи и высшие растения, вносящие свою лепту в разрушение гор.

Активно способствуют разрушению горных пород и сглаживанию рельефа вода и ветер. …Обломки пород постепенно уносятся водой и ветром, при этом обнажаются не затронутые выветриванием коренные породы, которые, в свою очередь, подвергаются разрушению. Движущиеся обломки сами служат причиной разрушений. …Сильный ветер, унося песок и мелкие камни, шлифует поверхность скал, выбивает ниши, оставляя, в конце концов, причудливые скопления останцев на месте скальных массивов, уничтоженных ветром. Этот процесс называется ветровой эрозией и характерен для сухих пустынных районов.

Огромную роль в сглаживании рельефа играет вода. Она не только разрушает горные породы, но и переносит обломки на большие расстояния, откладывая их на предгорных равнинах. Процесс разрушения горных пород текущей водой называется водной эрозией или просто эрозией.

Результатом эрозии на равнинах становятся овраги, а в горах, на крутых склонах—кулуары—долины горных ручьев. Обычно кулуары остаются сухими и служат путями схода камнепадов. Во время дождя и таяния снега они наполняются водой, и снос обломков резко возрастает. Зимой кулуары становятся путями схода снежных лавин.




Быстрое течение горных рек способно нести песок и гальку, перекатывать валуны. Ударная энергия речной воды в верховьях размывает дно и берега, переносит обломки и откладывает их в низовьях, на равнинах, где скорость течения падает.

Ледники и ледниковый рельеф

…Находящееся в активном движении скопление льда, образовавшегося при уплотнении и перекристаллизации снега, называется ледником. …Ледники – едва ли не самый важный фактор, формирующий горный рельеф. Льдом занято 11% всей земной суши. Но. лишь 0,5% от этой площади принадлежит горным ледникам. Все остальное относится к полярным областям.

…Ледники образуются за счет накопления снега и его преобразования (метаморфизации) в лед. Для образования ледника необходим холодный и влажный климат, при котором количество выпадающего снега больше или равно количеству таящего. Накопление снега возможно только при отрицательной среднегодовой температуре.

Линия, ограничивающая зону, в пределах которой среднегодовое количество твердых осадков равно их убыли, называется снеговой линией. Ледники образуются только выше снеговой линии. Положение снеговой линии зависит от широты местности. В Гренландии она совпадает с нулевой отметкой. на Кавказе – 3000 м. в Гималаях до 6000 м.

Как же образуется лед? Снег попадает на дно долин в виде твердых осадков, либо сносится туда лавинами. На плоских и вогнутых частях склонов снег может скапливаться многие сотни лет.


Под воздействием солнца и ветра он (снег – прим.) преобразуется в фирн. Фирном называется снег, имеющий зернистую структуру и возраст более года. Зерна фирна постепенно растут, достигая величины от 5 до 100 миллиметров.

Чем старше фирн, тем глубже он залегает, и тем крупнее его зерна. С ростом зерен, из фирна вытесняется воздух, и он становится плотнее. Наконец, зерна срастаются и образуют однородную массу - белый фирновый лед. Нечто подобное видим мы на асфальте весной, когда дворники скалывают лед с мостовых. Но в городах свежий снег пешеходы превращают в лед всего за пару дней, а в природе для этого требуются многие годы.


Верховья долины, длительное время занимаемые ледником, превращаются в глубокие впадины в виде амфитеатров. Такие, закрытые с трех сторон котловины, называются ледниковыми цирками.




…Отступающий ледник оставляет после себя валы отложенных морен. Отложенные морены имеют вид остроконечных гряд или пологих вытянутых холмов. Среди отложенных различают береговые и конечные морены.


ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Применение макетов, наглядных, объемных, и главное – легко трансформируемых согласно желанию педагога в соответствии с содержанием конкретного материала, позволяет сделать освещение и изучение на первый взгляд достаточно непростой темы формирования и трансформации рельефа доступным и, замечу также, увлекательным действием. А самостоятельное участие воспитанников в подготовке и изготовлении макетов, а также работе с ними не только гораздо глубже отложится в душе в виде знаний. Творчество, воображение, умение анализировать и предугадывать – все это есть в нашей деятельности. Сначала в кабинете. Затем – далеко за его пределами.

Макет местности — ее рельефная модель, используемая обычно на занятиях по тактике и специальной подготовке при изучении боевых действий подразделений и частей. С помощью макета у обучаемых создается пространственное представление о самой местности, расположении и перемещении войск.

Для классных занятий макет изготавливают в специально предназначенном для этого ящике. В боевых условиях и на тактических учениях пользуются макетами, изготавливаемыми на подходящей площадке местности.

Размеры ящика для макета выбирают в соответствии с размерами класса и численным составом обучаемой группы. Чаще всего используют ящик с размерами 3 ´ 1,5 ´ 0,2 м. Площадка для макета на грунте может иметь различные размеры. Чтобы руководителю было удобно показывать на макете объекты, целесообразно иметь площадку 5 — 6 м по ширине и 8 — 10 м по длине. Если макет будет изготовлен так, что по нему можно ходить, площадка может быть и больших размеров. По краям площадки устраивают борты из дерна или досок. Дерн внутри площадки снимают, а грунт выравнивают:

Площадку выбирают на наклонной поверхности, а ящик устанавливают на подставки разной высоты. Это создает удобство для обзора всего макета, так как изображение местности несколько повышается в сторону предстоящих действий.

Материалом для изображения, рельефа в ящике служит промытый, желательно белый, песок, на открытой площадке — естественный грунт. Из дерева, пенопласта, проволоки, тесьмы и других материалов изготавливают модели, изображающие местные предметы и тактические объекты. Нередко пользуются специальным набором таких моделей промышленного изготовления. Для изображения лесов и кустарников пользуются мхом или веточками деревьев. Реки, озера и болота изображают голубыми стеклами, крашеными опилками, цветной бумагой, дороги и другие линейные объекты (в том числе тактические — разграничительные линии, колонные пути, траншеи и т. п.) — окрашенными в соответствующий цвет кусками тесьмы, веревок, шпагата, провода.

Технология изготовления макета в ящике и на открытой площадке в основном одинакова.

Работы выполняются в следующем порядке:

— выбор масштаба и подготовка карты;

— перенос километровой сетки;

— изображение рельефа, местных предметов и тактической обстановки. Подготовка грунта заключается в том, что ему придают пластичность и вязкость. Для этого песок, помещаемый в ящик, увлажняют глицерином (3 л глицерина на 0,5 куб. м песка), естественный же грунт, особенно глинистый, смешивают с песком и при необходимости также увлажняют (водой).

Горизонтальный масштаб макета выбирают в зависимости от размеров изображаемого района и размеров ящика (площадки). Знаменатель масштаба рассчитывают по формуле

где a глубина изображаемой на макете полосы местности, км;

b длина ящика (площадки), м.

Макет в ящике обычно делают в масштабах 1 : 2000 — 1 : 5000, на площадке — 1:5000 — 1 : 10000.

Вертикальный масштаб макета, изображающего равнинную местность, принимают в 6 — 8 раз крупнее горизонтального, горную — в 2 — 4 раза.

Макет изготовляют по наиболее крупномасштабной карте (не мельче 1:100000), на которой предварительно обозначают границы участка создаваемого макета, отмечают характерные точки и линии рельефа, определяют высшую и низшую точки, обводят утолщенные горизонтали и подписывают их отметки.

Положение линий километровой сетки сначала отмечают на бортах ящика. Затем между соответствующими точками натягивают тонкую проволоку и закрепляют ее гвоздями. При изготовлении макета на площадке проволоку закрепляют на кольях одинаковой высоты, забиваемых по краям площадки. Сетка используется как для переноса по квадратам объектов с карты на макет, так и для целеуказания при использовании макета.

Лепку рельефа начинают с обозначения на дне ящика (выровненной плоскости площадки) положения рек, ручьев, линий водоразделов и водосливов. Между ними размещают все формы рельефа, руководствуясь картой. Расчет высот точек рельефа ведут от дна ящика или нижней плоскости площадки, которым придают значение низшей отметки на данном участке. Если макет делают на грунте, то в местах, где должны изображаться характерные точки рельефа, забивают колья высотой, равной превышению этих точек над нижней плоскостью площадки (в масштабе макета). При изготовлении макета в ящике высоту точек рельефа задают с помощью сантиметровой линейки (лучше металлической), ноль которой каждый раз совмещается с дном ящика.

Закончив лепку рельефа, макет сглаживают и утрамбовывают деревянными лопатками или мешочками с песком.

При изображении местных предметов сначала на макете изображают реки, озера и другие водоемы, дороги всех видов, линии связи и электропередач, затем населенные пункты, наконец — растительный покров.

Названия населенных пунктов, рек, урочищ так же, как и номера частей и подразделений, написанные черной тушью на плотной бумаге, укрепляют на шпильках или укладывают на поверхности макета.

Тактическую обстановку наносят на макет в порядке, установленном для нанесения ее на карты: разграничительные линии, передний край, положение подразделений и т. д.

DELETED

Для создания ландшафта используются самые различные материалы: песок, мелко нарубленная пробка, бумага, вымоченная в клее ПВА, а затем смятая для придания формы скал, пластмасса, из которой делают домики, металл, клей, краски и многое другое.

Предлагаю поделиться опытом по созданию ландашфта своими руками - вопрос очень творческий и у всех свои приемы!

Андрей Токарев

Юлия Каз

Очень интересует как создать максимально приближенную к реальности и симпатично выглядящую траву, деревья (лиственные и хвойные), различные покрытия дорог - грунтовые и асфальтированные, изгороди.

DELETED

Андрей Токарев

Высокая трава имитируется двумя способами. Более быстрый и менее трудоемкий метод: закрепление пучков щетины старых кисточек в нанесенной на базу диорамы смеси шпатлевки и клея. Более реалестично, но медленнее: просверливается много дырок в основании (чем больше и чем меньше их диаметр, тем лучше) и цианкрилатом приклеиваются такие же пучки. Это, кстати, поможет и для имитации пшеничного поля. Ну, в общем, это очень похоже на пшеницу. Очень низкая трава делается из синтетического волокна высотой 3 и 6 мм. Еще можно использовать высушенный укроп.
Засушенные соцветия луговых трав подойдут для имитации низких деревьев. Большие деревья делаются из витой проволоки. Проволока изгибается, отдельные жилки отгибаются (ветки). Кора - обмазка смесью ПВА и шпатлевки, фактура гравируется ножом и кистью из жесткой проволоки. Листья - сухие листья или семена трав и мелколиственного кустарника - тимьяна, орегона, укропа и т. п. Можно опилки. Хвою сосны можно имитировать натуральной мочалкой.
Если нужно, далее могу описать подробнее процесс изготовления деревьев по пунктам, даже картинки выброшу. Про дорожные покрытия тоже могу рассказать, только сильно спать хочу, устал как собака.

Юлия Каз

Андрей Токарев

Привет, ребята! Расскажу, что вспомню.
Первым делом нужно определиться с высотой дерева (зависит от масштаба). Проволока нарезается отрезками в 2,5 раза более длинными, чем высота дерева. Я делаю 9 отрезков толстой проволоки и 9 более тонкой.
1. Сгибаем 9 отрезков пополам. Получилось 18.
2. Удерживая отрезки проволоки за место перегиба, делаем 4-5 витков у основаня.
3. Сгибаем 18 концов - получилась заготовка ствола.
4. 9 петель в основании разбиваем на 3 группы по 3 петли.
5. Отгибаем петли на нужные углы. Получилась основа для корневища. От угла наклона петель зависит угол наклона ствола.
6. Четыре из 18 верхних концов перекручиваются примерно на 1/2 длины ствола. Берем еще 4 конца и перекручиваем по два конца между собой.
7. Оставшиеся конци остаются свободными, их длина должна быть разной.
В общем: ствол свивается из всех 18 проволчек, примерно на середине высоты дерева от ствола отходят пара сучконв, свитых из трех-четырех проволочек. И так далее к вершине .
Проволку покрывают разнимы смесями. Одну из них я указывал выше. Но можно придумать все, что угодно.
Окраска каркаса - на свое усмотрение. Если нужно, могу подробней.
Листву чем только не имитируют: сухая трава, спитый чай, вата, семена березы, сухие корни, мох. "Листики" желательно пиклеивать по одному. Быстрее можно сделать листву из кусочков мочалки. Разные кусочки мочалки пропитываются клеем ПВА, ей придается форма. Не помешает приклеить к ней чаинки или опилки (из мочалки круче всего получается сосна).
Из сухого папоротника отлично получаются еловые лапы. Все это также подойдет и для имитации травы.
Всякие кривые, сломанные деревья и пеньки могут делаться из высушенных корешков.
Желаю удачи в творчестве!

Андрей Токарев

Денис, я выкинул в альбом фотки по изготовлению злаковых. Ну это в кратце, конечно. Если не подойдет, могу еще что-нибудь поискать.

Читайте также: