Логопедический планшет своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Одну сторону я решила приспособить для изучения животных, для этого под клапаны разместила наклейки с животными. У меня были наклейки "Ферма", поэтому там оказались овечка, курочки, бычок, лошадка и кошка. Тут на все вольна ваша фантазия - можно использовать рисунки машин, птиц, овощей-фруктов, предметов интерьера и т.п., но все-таки на одной стороне планшета лучше делать одну тематику, а не все вместе.

Другую сторону планшета я решила сделать тактильной, и использовала для этого только ленту с бомбошками разных цветов (крепила на термоклей). Также можно использовать различные бусины, крупы, пуговки и т.п.

В итоге получился отличный двухсторонний развивающий планшет своими руками.

Автор: Любовь Сергеевна Соснина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Прокопьевск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Использование многофункционального пособия "Умный планшет" для формирования первоначальных навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Использование многофункционального пособия

для формирования первоначальных навыков чтения и письма

у детей старшего дошкольного возраста.

(методические рекомендации)

Прокопьевский ГО 2019 г.

Пояснительная записка

познавательного интереса детей, который становится важным побудителем

деятельности особенно в дошкольный период.

В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у

детей первоначальных навыков чтения и письма, формированию связной

обучение проводится в форме урока, то в детском саду обучение проходит в

объеме. Занимательный материал не только увлечет ребенка-дошкольника, но

Актуальность Проблема подготовки к школе детей старшего дошкольного

продаются в магазинах, но имеют узкую направленность в развитии ребенка.

Поэтому в работе по обучению грамоте и

используется игры и игровые приемы собственной разработки.

С помощью данного пособия обучающимся предоставляется возможность в

увлекательной форме познать мир звуков и букв, а так же

освоить первоначальные навыки чтения и письма.

Перед ребенком открывается новый, увлекательный мир знаний. Ребенок

учится слышать звуки, слова, дифференцировать гласные и согласные звуки,

делить слова на слоги, читать слоги, слова, предложения. Учится писать

предложений из деталей лего-конструктора. Выделять предлоги и обозначать

А также на «Умном

выставки рукописных книг, созданных детьми и родителями. Это пособие

привлекает внимание не только детей, но и родителей и педагогов.

д и д а к т и ч е с к о г о

п о с о б и я - п л а н ш е т а :

подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи пособия-планшета:

Образовательные:

-способствовать развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов;

-обучать соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом или

-уметь составлять предложения с заданным количеством слов;

-формировать первоначальные навыки чтения и письма

-способствовать профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики.

Развивающие:

-развивать фонематическое восприятие, навыки дифференциации звуков;

-развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;

-развивать интерес к образовательной деятельности;

-развивать память, внимание, логическое мышление, интеллектуальные

-развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;

раскрывать красоту и богатство русского языка, его связи с русской

культурой, воспитание средствами русского языка.

способствует развитию интереса у дошкольников к обучению;

помогает увлечь в интересный мир звуков и букв.

помогает увлечь в интересный мир звуков и букв.

Письмо (печатание):

делать звуко-буквенный

анализ слов;

писать слова и небольшие тексты на

листе в клетку;

уметь пользоваться слоговыми

составлять схемы слов,

предложений;

указывать местонахождение

гласных и согласных звуков в

прямом и открытом слогах и

уметь писать заглавные буквы

(начало предложения, имена

собственные);

составлять слова из слогов;

уметь определять предложение по

интонации (вопросительное,

повествовательное и

восклицательное) ;

членить на слоги двух-

трехсложные слова;

ставить в конце предложения

соответствующий знак.

строить сложные предложения

разных видов.

Дидактическое пособие представляет собой двухсторонний мобильный

деревянный планшет, оснащенный

в верхней части светодиодной лентой,

управляемой при помощи пульта, что

позволяет в игровой нестандартной

форме увидеть дошкольнику

правильность собственного ответа

воспитанник ответил правильно-загорается зеленый цвет, а если допустил

С левой стороны размещено речевое поле, где размещены детали из дерева в

8 рядов по 8 штук в каждом. Первый ряд предназначен для выкладывания

схем слов из разного количества звуков. Остальные детали с картинками на

разные звуки, буквы и слоги.

С правой стороны планшета - печатное разлинованное поле для удобного

написания букв, слогов и слов, на котором дети учатся работать с клеткой,

печатать разноцветными мелками по заданию педагога, что способствует

формированию первоначальных навыков письма.

поверхность планшета представляет собой 2 поля- фланелеграф и

лего- поле для работы с предложениями и возможностью выкладывания схем

предложений и даже рассказов, где в игровой форме происходит обучение

грамоте. Для демонстрации наглядного материала в верхней части лего-поля

прикреплена магнитная лента.

которая позволяет в игровой нестандартной форме увидеть дошкольнику

правильность собственного ответа

(если воспитанник ответил правильно-

загорается зеленый цвет, а если допустил ошибку-красный)

1 рабочая поверхность

1 рабочая поверхность

Требования к условиям проведения образовательной деятельности

и игр с использованием многофункционального пособия

пособия необходимо расположить его на ровной поверхности на уровне глаз

детей. При создании педагогом условий для самостоятельной деятельности

детей следует учитывать то, что развивающая предметно - пространственная

находилось в свободном доступе.

Приложение № 1

Картотека дидактических игр с использованием многофункционального

Игры со звуками

Цель: автоматизировать или дифференцировать заданные звуки, развивать

внимание и память.

Детям предлагается выбрать фишки с картинками на заданный звук к фишке

изображенной буквы, которая обозначает поставленные звуки и прикрепить

Цель: развивать память, внимание, речь, учить ориентировки в пространстве.

Первый вариант: перед ребенком логопед прикрепляется на планшет шесть

картинок (например: при автоматизации звука [Ш] используются следующие

картинки: кошка, груша, мишка, шарик, рубашка, камыш). Ребенок смотрит

на картинки, потом закрывает глаза и логопед убирает одну картинку. Когда

Разработанный проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный

Участники: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Цель пособия: закрепление понятий гласная и согласная буква, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, развитие фонематического и звукового анализа.

Систематическое использование дидактических игр и пособий на логопедическом занятии оказывает большое влияние на развитие речи детей. Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий.

Игра - это один из простых и эффективных способов коррекционного воздействия на речь. Главный принцип обучения дошкольников- учись играя.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь : с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи. Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Цель: автоматизация звука в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Этап автоматизации звуков каждому ребенку дается по-разному: кому-то достаточно в течение одного занятия отработать новый звук, кому-то приходится это делать из занятия в занятие. Работа эта непростая, однообразная и утомительная. Особенно, если автоматизировать приходиться изолированный звук или слоги с новым звуком.

Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. Порой детям очень сложно их расслышать, выделить из слов. Ребятам хочется их увидеть. Поэтому у нас в группе появились "Звукарики"

З вуки и слоги, в отличие от слов, не несут никакой смысловой значимости: их нельзя увидеть, потрогать, поиграть. Их можно только слушать и повторять. Поэтому обычно мотивация к занятиям падает, ребенок быстро устает и отвлекается. Однако, всем известно, что не закрепив звук отдельно, невозможно перейти к слогу, не закрепив звук в слогах - к слову и т. д. Перед логопедом и родителями стоит непростая задача: удержать внимание и отработать звук столько раз, сколько потребуется для его автоматизации. В связи с этим, необходимо использовать приемы, которые заинтересуют ребенка и превратят утомительный процесс автоматизации в веселую игру.


Особенности развития современных детей, посещающих логопедическую группу ДОУ, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в обучении, воспитании и развитии. У большинства детей наблюдается снижение работоспособности, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, несформированность пространственных представлений и лексико-грамматических средств языка, возникают трудности в освоении навыков чтения и письма. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный и насыщенный.

Чтобы заинтересовать их, увлечь и повести за собой, сделать обучение осознанным, отталкиваясь от возможностей ребенка, необходимо не только комплексное воздействие на речевое развитие детей, но и нужны нестандартные подходы, новые технологии. В настоящее время все большее применение в работе логопеда получают нетрадиционные методы. Они считаются наиболее перспективными и эффективными в ходе решения коррекционных задач. Альтернативные виды деятельности очень интересны детям, всегда легко воспринимаются и помогают логопеду решать несколько коррекционных задач.

В настоящее время наличие гаджетов, компьютеров, компьютерных игр прочно укрепилось в пользовании дошкольников. Но также популярными становятся световые планшеты для рисования и копирования, которые заменяют интерактивные и компьютерные игры.

Существуют разнообразные виды световых планшетов, досок, столов (световой стол, стол-просвет, обводной столик).

В коррекционно-логопедической работе мы используем обычный световой планшет для рисования и копирования (см. рисунок 1).

IMG_20190628_013448.jpg

Рис. 1. Планшет для рисования и копирования.

Он небольшого размера (25х30 сантиметров), имеет подсветку по периметру окошка (20х16 сантиметров), а также рамку, для закрепления чистого листа бумаги. Очень удобен в применении, транспортировке и хранении. Разнообразие приемов позволяет использовать планшет на индивидуальных, подгрупповых занятиях, а также в свободной деятельности детей и одновременно решать задачи диагностики, профилактики, обучения, развития и коррекции. Работа с использованием светового планшета направлена не только на развитие речевых компонентов, но еще представляет собой комплексный подход, способствуя:

– развитию работоспособности, активности, расширению жизненного опыта;

– развитию буквенного гнозиса;

– формированию элементарных представлений о геометрических фигурах;

– развитию вербальной памяти, слухового внимания, ассоциативного и словесно-логического мышления;

– развитию зрительного восприятия, узнавания, внимания и памяти;

– совершенствованию оптико-пространственных представлений;

– развитию тактильных ощущений и снятию мышечного напряжения;

– развитию фантазии, воображения, творческих способностей;

– развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков;

– снятию психоэмоционального напряжения дошкольника.

Нами разработан авторский материал для занятий и составлена картотека заданий для детей дошкольного возраста 5–7 лет с речевыми нарушениями. Все задания разделены по уровню сложности. Приведем примеры некоторых из них:

На планшете выкладывается лист, на котором изображена рамка с шестью квадратами (домиками).

Первый уровень сложности.

Второй уровень сложности.

Под листом (в просвете квадрата) выкладывается несколько геометрических фигур от 2 до 6. Задание остается прежним, как в первом уровне сложности.

Первый уровень сложности.

Второй уровень сложности.

Третий уровень сложности.

Грифонаж — (от французского)- беглые наброски импровизационного свойства. На грифонажных рисунках встречаются… несложные пейзажи и их детали, разнообразные геометрические формы, узоры, текстуры и так далее [5].

Рекомендации: иногда дети долго не могут выделить предмет, особенно на начальном этапе работы, тогда можно предложить включить и выключить подсветку планшета несколько раз, повернуть его, что им очень нравится выполнять.

20190416_175939.jpg

Второй уровень сложности.

Задание усложняется тем, что необходимо найти среди линий, героев для своей сказки, которую ребенок составляет после рисования.

4. Работа с изографами.

Изографы — (слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь).

На светящийся планшет выкладывается лист с изображением изографа, на него выкладываем чистый лист бумаги. Ребенок должен внимательно рассмотреть, найти и обвести знакомые буквы, а затем, выключив планшет, найти и составить из данных букв слово (см. рисунок 5).

20190416_235901.jpg

Рис.5. Работа с изографами

Представленные виды работ очень заинтересовывают, вовлекают детей в творческий процесс, способствуют снятию напряжения, развитию речи и внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления.

В результате проведения данной работы дети научились ориентироваться в окружающем пространстве: правильно выполнять инструкции по передвижению, находить предметы по словесной инструкции, ориентироваться по плану, схеме лабиринту. Воспитанники стали грамматически правильно употреблять в речи предлоги, меньше допускать ошибок при печатанье букв.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень сложности, ребенок, лист бумаги, планшет, фигура, развитие, чистый лист бумаги, контур фигур, просвет квадрата, расположение фигур.

Похожие статьи

Диагностическая методика по определению аппликационных.

За определение одного свойства бумаги, данного ребенком самостоятельно, ребенок получает 1 балл, за неправильное свойство 0 баллов. В сумме высшая оценка — 9 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую карту определения аппликационных навыков и умений.

Вычисление площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге

При подготовке к основному государственному экзамену я встретился с заданиями, в которых требуется вычислить площадь фигуры, изображенной на клетчатом листе бумаги. Как правило, эти задания не вызывают больших затруднений, если фигура представляет собой трапецию.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей.

Дети сравнивают количество фигур разного вида или одного вида, но

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них

Большую пользу приносят упражнения в группировке фигур по форме и другим свойствам, в.

Формирование пространственных представлений у детей.

Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом. Затем возможно переходить к использованию печатного образца с сеткой.

Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте.

Характеристика метода моделирования в формировании.

Простейшими объемными фигурами, на которые можно его разбить с целью получения материалов для моделирования, являются

Нужно взять узкую полоску бумаги, перекрутить на полоборота один край, затем склеить края. Получился геометрическая фигура – лист Мебиуса.

Занимательный развивающий материал как средство развития.

Выкладывание геометрических фигур из частей (например, многоугольники различной конфигурации). Выкладывание различных фигур, образных и сюжетных изображений. Очень благодатный уникальный материал по своим возможностям для развития познавательных.

Опытно-экспериментальное исследование по реализации.

Проведение теста. Сначала детям даются лист бумаги с нарисованными фигурами и закрытым образцом и простой карандаш. После этого инструкция дается устно, детей просят ее повторить, проверяя, правильно ли они запомнили принцип зачеркивания.

Исследование творческого воображения у детей старшего.

Цель: развитие воображения. Оборудование: листы с изображением квадратов, ручки, карандаши. Ход проведения.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей), простой карандаш.

Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих.

Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается. По контурам.

В процессе выполнения задания объясняем ребенку, как называется та или иная фигура. Использование в системе игр и упражнений по развитию мелкой моторики, сохранит не.

Читайте также: