Логопедическая ромашка своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи;

- автоматизация звуков в речи;

- развитие зрительного гнозиса;

- учить устанавливать логические связи между предметами;

- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

- развитие навыков связной речи;

- развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

- развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

- развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.


Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.






Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.


Цель: развитие ориентировки в пространстве.


Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.



Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.


Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.


В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).


Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;


Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.



Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.




Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.



Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.



Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.


Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.


Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.


Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

    =
  1. Фотографии из архива логопеда Терёхиной Е.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Звук [Ш]: груша, шапка, шляпа, ладошки, шишка, машина, лягушка, решето, шалаш, шесть, шары, рубашка, шоколад, солнышко, ракушка.

Правила игры:

I вариант: логопед предлагает детям собрать Ромашку, присоединяя только те лепестки, где есть определённый звук ( С, Ш, Л или Р)

II вариант: логопед предлагает детям собрать Ромашку, присоединяя только те лепестки, где заданный звук находится в определённой позиции (соответствующую карточку можно положить над Ромашкой) – в начале, в середине или в конце слова.

Цель данного пособия: автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Так же совместно с этим проводится работа над развитием фонематического слуха и развитием мелкой моторики.

Описание.

Задание 1. Логопед ставит перед ребенком задачу: выбрать среди предложенных картинок только те, в которых есть изучаемый звук (например, картинки со звуком С, со звуком Л и т.д) и прикрепить их на лепестки ромашки с помощью прищепок.


Задание 2. Распределить картинки на две ромашки: на синюю - картинки со звуком С, на зеленую - со звуком Ш.

Обычно проводится дифференциация сходных по звучанию звуков (С-Ш, С-З, Ш-Ж, Р-Л) или по твердости мягкости (С-С', З-З', Л-Л', Р-Р').


Задание 3. Выбрать из предложенных картинок те, в которых изучаемый звук находится в начале (в середине, в конце) слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская логопедическая игра "Логопедическая ромашка" предназначена для автоматизации звука [л] в слогах ЛА, ЛО, ЛУ и в словах с ними.

Цель: развивать у детей мышление, логику, фонематические процессы.

Предназначение: игра предназначена для автоматизации звука [л] в слогах ЛА, ЛО, ЛУ и в словах с ними.

Форма работы: парная, подгрупповая.

Возраст: 7-10 лет.

Оборудование: цветы ромашки, сделанные собственноручно (отдельные белые лепестки с изображениями предметов, вещей, людей: ЛАндыш, ЛАмпа, пЛАтье, фЛАг, ЛОжка, кЛОун, гЛОбус, поЛОвник, ЛУк, ЛУпа, кЛУбок, кЛУбника, и жёлтые серединки со слогами ЛА, ЛО, ЛУ).

Жёлтые серединки ромашек со слогами ЛА, ЛО, ЛУ, розданные участникам игры, лежат лицом вверх. Перед ведущим лежат лепестки ромашек вниз лицом. Ведущий переворачивает любой лепесток и показывает его лицом к игрокам (молча или называя слово, изображённое на лепестке). Игроки молча анализируют это слово. Игрок, к карточке (жёлтой серединке ромашки) которого подходит данное слово, поднимает руку и забирает себе лепесток. Выигрывает тот игрок, чья ромашка быстрее соберётся.

Все лепестки ромашек сложены в коробку или мешок. Перед каждым игроком лежит одна серединка ромашки с любым слогом: ЛА, ЛО, ЛУ. Каждый игрок по очереди с закрытыми глазами вытаскивает один лепесток из коробки (мешка) и молча анализирует слово, изображённое на картинке. Если слово не подходит к карточке игрока, вынувшего данный лепесток, он кладёт его назад в коробку (мешок). Очередь вытаскивать лепесток переходит к другому игроку. Выигрывает игрок, у которого ромашка соберётся быстрее, чем у остальных игроков.

Читайте также: