Проект устное народное творчество 2 класс как сделать

Обновлено: 08.07.2024

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор – устное народное творчество.

Потешка - песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь.

Прибаутка - шутливое выражение, обычно имеющее рифмованную форму или поговорочный характер и употребляемое для оживления речи, разговора.

Закличка - песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы.

Колыбельная песня - песня, исполняемая при укачивании ребенка.

Сказка - литературное повествовательное произведение с невероятным сюжетом.

Докучная сказка - малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Бытовые сказки - это сказки в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях.

Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Троекратный повтор - один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Поговорка - фразеологизм, отражающий какое-либо явление жизни, не являющийся законченным высказыванием.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Считалка - небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из множества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.56-64

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.

Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий,

Бабка Ёжка у окна.

Догадайтесь, кто она?

Что вы знаете о народной сказке? Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора. Народная сказка, как и любая другая, включает в себя присказку, зачин, завязку, развитие сюжета, кульминацию, троекратный повтор, развязку, концовку. В народной сказке добро всегда побеждает зло.

Крашеное коромысло через реку повисло

Золотое решето черных домиков полно.

Телят, ягнят ищет.

Какие два жанра похожи между собой? Это потешки и прибаутки - это веселые, забавные, смешные стишки, придуманные для маленьких детей.

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, песнями; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.

1. 4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1.

2. 1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1.

3. 5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.

— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать. Как вы понимаете это название?

— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?

— Чему мы научимся?

IV. Физкультминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Быстро, бесшумно на воду садятся.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

V. Работа по теме урока

— Разберемся с помощью авторов учебника, проверим наши предположения.

(Дети читают текст на с. 14.)

— Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки.)

— Прочитайте пословицы на с. 15, объясните их смысл.

— Что ценит русский народ, каких людей уважает? (Ценит труд, уважает трудолюбивых людей.)

Автор: Пономарёва Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №40
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Проект
Тема: "Устное народное творчество"
Раздел: начальное образование

Разработка проекта во 2 классе

приложи умение.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель:
Формирование представления о разнообразии народностей России; знакомство с жанрами устного народного творчества; воспитание чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Задачи:
-определение общей цели и пути её достижения; -знакомство с разнообразием жанров устного народного творчества; -расширение представлений об истории происхождения фольклора; -показать значение фольклора в жизни не только русского народа, но и народностей, населяющих Россию; -развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения; -умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, корректно строить речь при решении коммуникативных задач; -осуществление взаимного контроля; -научить пользоваться различными источниками информации; -продолжать развивать творческие способности, включая их в проектную деятельность; -привитие патриотического чувства к наследию не только своего народа, но и других народов мира.
Вид проекта:
исследовательский.

Тип проекта:
-по сфере применения результатов: социальный; -по широте обхвата содержания: межпредметный и непредметный; -по времени работы: неделя; -по характеру контактов: в рамках области.
Режим работы:
урочно-внеурочный.
Форма организации проекта:
индивидуальный.
Форма

-
Что такое песня? Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Народной песни персонифицированного автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ. Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми. Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды. Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах, колыбельные. Они не сопровождают обряды. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа. Тематика народных песен весьма разнообразна. Бывают песни о любви, о тяжелой крестьянской доле. Существует целый цикл песен о рекрутчине (солдатские песни). Особое место в песенном фольклоре занимают исторические песни, где повествуется о важных исторических событиях и действуют реальные исторические персонажи. К
народному песенному творчеству относится также жанр частушки, который появился относительно недавно. Частушка сформировалась в сельской местности на основе лирической песни немногим более 100 лет назад. До этого частушек не было. Интересно, что первые частушки исполняли исключительно парни. Они были, конечно же, о любви. Ну кто же не знает колыбельные песни? Они знакомы нм всем с детства. С музыкальной точки зрения народно-песенное творчество характеризуется строгой каноничностью и замкнутостью. Существуют образцы народной музыки, которые передаются из поколения в поколение. Народные песни исполняются как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна.
Пословицы и поговорки.

Пословицы недаром молвятся –

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают,

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается

(Алексей Николаевич Толстой
). Абсолютно каждый человек, каждый из нас находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.Сказка ложь. да в ней намёк – добрым молодцам урок. Русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают, в которых речь идёт о животных, бывают занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя будь это животное (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка, многие другие звери, вымышленные персонажи - Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей многоголовый, Морской царь, Морозко, Колобок. или сказочным прообразом служит вполне обычный человек: Иван - царевич, Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны) - всех персонажей, героев и не перечислишь. Бывают также короткие сказы о ленивых, глупых и упрямых людях, повествующие о быте и именуются нередко они бытовыми сказками. Народные сказки  Белорусские  Украинские  Китайские  Цыганские
 Мадагаскарские  Русские  Молдавские  Японские Самый мудрый учитель и педагог — это народ. Он создал сказки, которые развивают фантазию, воспитывают и обогащают внутренний мир ребенка. Детская сказка излагается на доступном уровне и языке, она образна и воспринимается намного легче, чем менторский тон сухой взрослой речи.
Игровая минутка.
Весёлые тесты – пословицы: 1.Без труда не вытащить и … а) жвачку из волос. б) рыбку из пруда. в) меня из интернета. 2. Один в поле … а) не воет. б) сам себе хозяин. в) не воин. 3.Не имей сто рублей, а имей … а) сто друзей.
б) сто миллионов. в) хорошие отметки. 4.Любишь кататься, люби и … а) кувыркаться. б) саночки возить. в) косы заплетать. Составь пословицы: 1. В, учении, в бою, трудно, легко. 2. Нет, береги, так, ищи, так, друга, а нашёл. 3. Раз, отмерь, раз, семь, отрежь, один. 4. Дела, слов, больше, меньше. Дополни пословицы: 1. Не буди спящего … (Медведя). 2.Даренному … в зубы не смотрят. (Коню). 3. … всегда грязь найдёт. (Свинья). 4. … познаётся в беде. (Друг). Отгадай пословицы: 1. Кто должен свистнуть, чтобы сбылось несбыточное? (Рак). 2. Кто платит дважды? (Скупой). 3. Что летит, когда лес рубят? (Щепки). 4. Что делает с рублём копейка? (Бережёт). Озорные буквы: 1. На обиженных соду возят. (в) 2. Голод не щётка. (т) 3.Мы сами с ушами. (с) 4. На ловца и дверь бежит. (з) 5. Крутится как булка в колесе. (е) 6. В тихом омуте черви водятся. (т) 7. Без моли и хлеб не естся. (с) 8. Чистота – налог здоровья. (з) 9. Два сапога – тара. (п)
Загадки.

Загадка – для ума зарядка.
Загадки появились давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. - Попробуйте по рифмам вспомнить загадки. И не забудьте их отгадать.
- Может, вы вспомните ещё несколько загадок и загадаете их друзьям?

Презентация: Устное народное творчество

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация "Устное народное творчество" знакомит учеников с разнообразием видов устного народного творчества: сказками, загадками, песенками и т.д. По каждому виду даны примеры. А также разнообразием видов народных промыслов (гжель, хохлома и др.), по которым также приведены примеры.

Краткое содержание

  • Сказки, загадки;
  • Пословицы, поговорки;
  • Песенки, потешки, прибаутки;
  • Скороговорки, считалки, небылицы;
  • Народные промыслы.

Для проведения урока учителем

Содержание

Презентация: Устное народное творчество

Устное народное творчество


Слайд 2

  • Сказки
  • Загадки
  • Пословицы, поговорки
  • Песенки
  • Потешки, прибаутки
  • Скороговорки, считалки, небылицы


Слайд 3

Народные песенки

Баю, кукла, баю-бай.Завтра в школу маме.Ты сегодня не играй,Спи не будь упрямой.Спи, хорошая, усни –Сон придёт весёлый,Куклы – малые ониИ не ходят в школу.


Слайд 4

Солнышко, вёдрышко,Прогляни, посветиНа веточку зелёную,На яблоньку кудрявую,Берёзку кучерявую!


Слайд 5

Дождик, дождик, посильней,Разгони моих гусей.Мои гуси дома, не боятся грома.


Слайд 6

Народные промыслы

  • Гжель
  • Хохлома
  • Дымка
  • Жостово


Слайд 7

Гжель


Слайд 8

Хохлома


Слайд 9

Дымка


Слайд 10

Жостово


Слайд 11

Устное народное творчество


Слайд 12

Виды (жанры)

  • Сказки
  • Загадки
  • Пословицы, поговорки
  • Песенки
  • Потешки, прибаутки, приговорки
  • Скороговорки, считалки, небылицы


Слайд 13

Коршун, коршун, колесом,Твои дети за селомТебе кричат:Не таскай цыплят,А летай кругом –Над зелёным лугом.


Слайд 14

Ваня, Ваня, простотаКупил лошадь без хвоста,Сел задом наперёдИ поехал в огород.


Слайд 15

Шла лисичка по мосту,Несла вязанку хворосту,Вытопила баньку,Выкупала Ваньку,Посадила в уголок,Дала сладкий пирожок.


Слайд 16

Вова, Вова-карапузСъел у бабушки арбуз.Бабушка ругается,Вова отпирается:Это, бабушка, не я!Это кошечка твоя!


Слайд 17

Выбери и продолжи предложение

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…


Слайд 18

Устное народное творчество


Слайд 19

Виды (жанры)

  • Сказки
  • Загадки
  • Пословицы, поговорки
  • Песенки
  • Потешки, прибаутки, приговорки
  • Скороговорки, считалки, небылицы


Слайд 20

Шла Саша по шоссе и сосала сушки.На дворе трава, на траве дрова.Не руби дрова на траве двора.


Слайд 21

Скороговорки, считалки, небылицы

Живут у меня кукушки –Варят галушки,Пекут пампушки,Поют частушки.Хорошие подружки –Пёстрые кукушки!


Слайд 22


Слайд 23

Выбери и продолжи предложение

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…


Слайд 24


Слайд 25

Устное народное творчество


Слайд 26

Виды (жанры)

  • Сказки
  • Загадки
  • Пословицы, поговорки
  • Песенки
  • Потешки, прибаутки, приговорки
  • Скороговорки, считалки, небылицы


Слайд 27

Летит птица –Не крылата, не перната,Носик долгий,Голос тонкий.Кто её убьёт,Тот свою кровь прольёт.


Слайд 28

Сказки

Известны сказки с давних пор.Не верь тому, кто скажет,Что это выдумки и вздор,Его не слушай даже.


Слайд 29

Скорее сказки почитай,Запомни их получшеИ мудрость древнюю узнай –Они всему научат.


Слайд 30

Мы сказки знаем назубок,Ведь с детства их читаем,Но что-то новое, дружок,Сейчас о них узнаем!


Слайд 31

Сказки

  • Волшебные
  • О животных
  • Бытовые


Слайд 32

Русские народные сказки

  • Петушок и бобовое зёрнышко
  • Гуси-лебеди
  • Каша из топора
  • У страха глаза велики
  • Лиса и тетерев
  • Лиса и журавль


Слайд 33

Учимся составлять план сказки!

  1. Гуси-лебеди унесли братца.
  2. Девочка бросилась догонять гусей.
  3. Встреча с печкой.
  4. Встреча с яблонькой.
  5. Встреча с речкой.
  6. В избушке Бабы-Яги.
  7. Мышка помогла девочке.
  8. Возвращение домой.


Слайд 34

Признаки сказки

  • Зачин
  • Волшебные предметы
  • Сказочные слова и выражения
  • Троекратный повтор
  • Борьба добра и зла
  • Добро побеждает зло
  • Концовка


Слайд 35

Похожие презентации

Презентация: Сказки - самое великое чудо на свете

Презентация: Зима в произведениях русских поэтов и художников

Презентация: Луна и устрица

Презентация:

Презентация: Принцесса- лебедь

Презентация: Легенда о Петухе из Барселуша

Презентация: Устное народное творчество

Презентация: Презентация по устному народному творчеству

Презентация: ОГЕ ЬТАЛЕД ЬТАЧАН ОДАН,ОРБОД В ЬТИРЕВОП ЫБОТЧ

Презентация: Лисичка - сестричка и волк. 2 класс.

Презентация: Сказки

Презентация: Перспектива

Вставьте данный скрипт на свой сайт.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Читайте также: