Логопедическая коробка своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Комплексное развитие ребенка предполагает не только целенаправленное обучение, но также и спонтанные знания, интересные стимулы, поощряющие фантазию и мотивацию к тому, что еще вчера казалось непосильным. Иными словами, чем больше что-то ребенка заинтересует, тем больше он захочет это изучать и развиваться самостоятельно. Наша задача — стимулировать его интерес. При это нецелесообразно решать вопрос новых стимулов постоянным приобретением новых игрушек. А как же множество игр со старыми, но проверенными игрушками? А как же самодельные игрушки? А как же игры с обычными предметами, такими как часы, винтики, резиночки и прочее?

Именно об этом мы и поговорим — о пособиях, то есть материалах для развития, которые можно сделать своими руками. Кроме того, эта статья поможет вам по-новому взглянуть на обычные бытовые вещи, разогреть фантазию.

Предлагаем вашему вниманию пособия, которые нравятся и детям, и их родителям!

1. СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА

На фотографии представлен вариант наполненного крупой контейнера с отделениями. Можно сделать своими руками коробочку, взять коробку из-под конфет или форму для льда — вариантов множество. Задача такой коробочки — пробудить интерес, развивать мелкую моторику, внимание и восприятие, развивать умение классифицировать и анализировать (разложи по цветам, по списку, по количеству и пр.), а также развивать навыки бережливости и ответственности. Рассыпал — придется собрать. В зависимости от наполнения меняются игры. Для маленькой хозяюшки это могут быть, например, игры с рисованием, приготовлением и хранением кладов, а для веселого искателя приключений — свой сундучок сокровищ или рабочий контейнер для инструментов (как у папы) и т.д.

2. ПОГРЕМУШКИ-БУТЫЛОЧКИ

3. СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

4. КОРОБОЧКА С СЮРПРИЗОМ

5. НАРИСОВАННЫЕ КАРТОЧКИ

Сейчас существует множество наборов карточек для разных целей. Мы предлагаем вам вместе с ребенком нарисовать свой набор карточек — воображаемые друзья, любимая одежда, животные, эмоции и пр. Эти карточки желательно прикрепить скотчем к картону, чтобы увеличить их прочность и долговечность. Найти карточку, придумать сказку из случайно выпавших карточек, найти похожие и многое другое можно придумать совместно!

6. КАРМАШКИ

7. МЕШОЧКИ

8. СЕНСОРНЫЕ ПОДУШКИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Сделайте пособие своими руками. "ТЕЛЕВИЗОР"
Дидактические пособия своими руками

Даётся подробное описание изготовления пособий.

Пособия своими руками из бумаги

часть логопедических пособие можно изготовить просто из бумаги, картона, клея и картинок, которые можно всегда найти в старых книгах и журналах.


Дидактические игры и пособия своими руками

Способы изготовления дидактических игр и пособий своими руками, варианты использования.

Логопедическое пособие своими руками ( из опыта работы)

Дидактические игры для детей 6-7 лет , посещающих логопедические группы.


В конкурсе принимают участие педагоги, родители, дети п. Ленинского, м.р. Красноармейский, Самарской обл.


Считаю, что любая разработка должна быть основана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Логопедическая шкатулка

У меня, конечно же, есть свой логопедический кабинет. Но часто приходится индивидуальные занятия проводить в логопедическом уголке в спальне. Чтобы иметь с собою все необходимое, я завела себе Логопедическую шкатулку.

Это довольно большая коробка , красиво оформленная.

Попробуйте, это реально очень удобная вещь.

Стол с ладошками

Его я увидела у кого-то на фото логопедического кабинета. Подумала сначала, что просто и классно украшен стол для индивидуальных занятий. Проще простого – из пленки — самоклейки вырезаны ладошки ребенка и наклеены.

Да, на фото видны две коробочки: золотая и серебряная. Там лежат наклейки-оценочки. Причем в золотой коробочке — оценочки для девочек , там цветы, принцессы, милые собачки и пр. А в серебряной коробочке –оценки для мальчиков с самолетами, машинками, мотоциклами …

Очень помогает в работе – дети с удовольствием бегут на индивидуальные занятия ко мне и очень стараются, чтобы заработать оценочку.

А в металлической коробочке – рыбке лежат логопедические зонды.

И мои дети абсолютно уверены, что это Золотая рыбка держит там волшебные инструменты, которые и помогают им заговорить.

А учитель- логопед Галина Викторовна только помогает ей, и выполняет задания Золотой Рыбки.

Вот так удачно коробка из-под печенья помогает в работе!

Волшебные футлярчики

Вот и я хочу рассказать Вам о самом простом и самом многофункциональном моем пособии.

Как –то пришли ко мне воспитатели посоветоваться, что бы такое придумать , чтобы дети лучше запоминали дни недели, времена года и месяцы.

Я рассказала им о взаимосвязи памяти, речи и моторики руки.

И придумала вот что.

На каждого ребенка мы приготовили по футлярчику от киндер-сюрприза или одноразовых бахил, которые продают через автомат, примерно полметра веревочки. На веревочке завязываем семь узелков –для дней недели, четыре — для времен года, двенадцать — для месяцев.

И все. Открываем футлярчик, достаем веревочки , берем веревочку за первый узелок и начинаем и считаем узелки, собирая их в ладошку.

Так мы повторяем и запоминаем все, что угодно.

Мы контейнер (или футлярчик, как Вам удобнее) открываем.

И с веревочкой играем.
Будем узелки считать
Дни недели повторять.
1-ПОНЕДЕЛЬНИК,
2 –ВТОРНИК…

А можно добавить МЕСЯЦА, ВРЕМЕНА ГОДА, ПОСУДУ, МЕБЕЛЬ…

А еще я использую эти же узелки для автоматизации звуков и слогов, слов. Словом, незаменимое и многофункциональное пособие!

1-2-3-4-5. Будем узелки считать.
Узелки считаем. Слоги повторяем.
Ла-ло-лу-лы-лэ.

1-2. Мы играем
Узелки считаем
Звук Р- повторяем.

1-2-3-4-5.
Будем узелки считать
Узелки считаем
и слова запоминаем.

Мы со звуком Ш играем.
Слоги четко повторяем.
Будем узелки считать,
Слоги четко повторять.

Мы с веревочкой играем
Узелки все собираем.
Слоги повторим.
Звук___ повторим.

Мы с веревочкой играли.
Узелки все посчитали.
Узелки все соберем
И в контейнер уберем.

Картотеки

У каждого учителя-логопеда множество картотек, самых разных: по звукам, моторике, физминуток и т.д. И у меня их тоже множество. Раньше я их печатала, клеила на картон и закатывала скотчем, чтобы были подольше в хорошем виде. Потом искала для картотеки очередную коробочку и обклеивала её.

Теперь я делаю проще и дешевле. Печатаю на листе А4 четыре или две картинки и вставляю их в альбом для фотографий. И все.

В альбомчик вставляю нужное число картинок, отделяю, склеиваю и закрепляю их как книжку. Всё! Карточки закреплены и легко перебираются.

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи;

- автоматизация звуков в речи;

- развитие зрительного гнозиса;

- учить устанавливать логические связи между предметами;

- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

- развитие навыков связной речи;

- развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

- развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

- развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.


Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.






Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.


Цель: развитие ориентировки в пространстве.


Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.



Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.


Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.


В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).


Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;


Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.



Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.




Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.



Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.



Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.


Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.


Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.


Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

    =
  1. Фотографии из архива логопеда Терёхиной Е.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?










Логопедические игрушки в виде кукол-перчаток можно использовать в разных сюжетных играх. Такой веселый жираф Жора или собака Соня не только показывают, как правильно выполнять упражнения по развитию артикуляционной моторики и правильно произносить звуки, но и помогают ребенку в процессе автоматизации и дифференциации, задают вопросы, участвует в игре, подсказывают малышу, подбадривают и поощряют. Чаще всего такие логопедические игрушки остаются в руках специалиста, но иногда он может разрешать ребенку поиграть с ними самостоятельно.
Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх). Это могут быть игры для развития: мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.

Читайте также: