Лесная скульптура своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Тема: Лесная скульптура. Создание образа из природных материалов.

Задачи урока:

1. Расширение представлений о разнообразии природных форм и конструкций.

2. Формирование умения рассматривать и изучать форму, фактуру природных объектов.

3. Развитие ассоциативно-образного мышления, чувства формы.

4. Формирование умения работать с объемными природными материалами; обучение простейшим способам соединения (на пластилине).

5. Осуществление межпредметной связи с окружающим миром.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_tekhnologii.doc 47.5 КБ
obshchie_priznaki_sov.ppt 383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии.

Тема: Лесная скульптура. Создание образа из природных материалов.

  1. Расширение представлений о разнообразии природных форм и конструкций.
  2. Формирование умения рассматривать и изучать форму, фактуру природных объектов.
  3. Развитие ассоциативно-образного мышления, чувства формы.
  4. Формирование умения работать с объемными природными материалами; обучение простейшим способам соединения (на пластилине).
  5. Осуществление межпредметной связи с окружающим миром.

Материалы, инструменты, оборудование:

Начнем урок технологии. Посмотрите на доску. Назовите материалы, которые вы видите (шишки, желуди, крылатки клена, орехи, семена и т.д.) Как можно назвать все, что мы перечислили? (ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - карточка) И так, сегодня мы будем работать с природными материалами. Какие еще природные материалы вы знаете?

Из каких природных материалов можно сделать скульптуру?

Сегодня мы будем делать скульптуру из шишек . Мы с вами сможем использовать разные шишки: сосновые, еловые или кедровые. Шишки могут быть раскрывшимися и нераскрывшимися. В поделках используются и те и другие, в зависимости от замысла. Поделки из шишек могут храниться долгие годы.

Сегодня на уроке мы будем овладевать новым мастерством, новой технологией, - технологией создания скульптуры из природных материалов, а именно, из шишек. А так же будем учиться выбирать природный материал для создания определенного образа.

А чей образ мы будем создавать сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Пожалуй, никакую другую птицу человек не окружил таким ореолом таинственности, как сову. Вспомните русские сказки. Это она бесшумно вылетает из избушки Бабы-яги , чтобы выполнить приказ колдуньи, это ее совиные оранжевые глаза горят в темноте дремучего леса и ее зловещий голос заставляет замирать сердце спутника. ( указать на иллюстрации из детских сказок )

А что вы, ребята, знаете про сову?

1 ученик: В настоящее время в мире насчитывается 144 различных вида сов ; их них 18 обитает на территории России. Совы распространены очень широко и встречаются практически по всему земному шару . Многие селятся в парках и даже жилых кварталах городов.

2 ученик: Узнать сову легко по некоторым общим признакам . Первыми признаками являются ее крупная голова с большими круглыми, смотрящими вперед глазами . Клюв короткий, изогнутый. Оперение у этих птиц густое и мягкое , хвост прямоугольный, а крылья крупные, округлые .

3 ученик: Окраска оперения у сов, как правило, "защитная" , то есть она сливается с окружающей средой и птица становится незаметной. Перья покрывают даже лапы, на которых располагаются длинные острые когти .

Учитель: Как вы думаете, где обитает эта сова? (белая, там где всегда снег)

4 ученик: Совы обладают не только хорошим зрением, но и острым слухом . Так как у всех сов есть внутреннее ухо . Совы могут определить место своей добычи даже в кромешной тьме, а то и под снегом, потому что у них тонкий слух.

5 ученик: Совы питаются живой добычей. Они утоляют свой аппетит охотой. Их рацион включает и мышей, полевок, землероек, крыс, кроликов, горных зайцев, разных насекомых, небольших змей, рыбу и раков.

6 ученик: Совы – очень полезные для человека птицы. Они питаются в основном мелкими мышевидными грызунами, в числе которых многие вредители сельского хозяйства, а также переносчики различных заболеваний.

  1. Анализ образца и планирование предстоящей работы.

Ребята, а сейчас посмотрим на нашу сову. Похожа она на настоящую птицу?

Некоторые шишки своей формой, расположением чешуек очень напоминают головастую сову: сверху толстая голова, которая плавно переходит в туловище. Книзу туловище сужается и заканчивается коротким хвостом. Чешуйки на шишке напоминают перья совы.

Что добавили к шишке, чтобы она совсем стала напоминать сову? (можно из перышек сделать по бокам крылья; из желудевых шляпок получатся большие совиные глаза; когти можно изобразить с помощью семечек) А если нет перышек? Из какого материала можно сделать крылья? (крылатки клена или ясеня)

Как присоединены к шишке детали? (с помощью пластилина. Кусочки пластилина спрятаны под чешуйками).

Как вы думаете, что нужно сделать сначала для того, чтобы создать скульптуры совы? (нужно отобрать необходимый природный материал, т.е. подготовить детали для изготовления совы)

Проверьте, все ли необходимое для работы есть у вас на столах. Если чего-то нет, поднимите руку.

Приступаем к работе.

Найдите среди имеющихся у вас шишек такую, которая больше всего подойдет для изготовления совы. (ученики подбирают подходящую по размеру шишку)

Не забудьте правильно расположить шишку, чтобы фигура совы (и, главное, ее перья) не получились вверх ногами.

А теперь попробуйте смастерить из своих природных материалов красивую, выразительную сову.

Посмотрим, какие скульптуры у вас получились. (выходим к доске по рядам) Чья работа вам понравилась? Почему?


Материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, клей, лоскут, спички.

Инструменты: шило, ножницы, нож, швейная игла, плоскогубцы.

Правила безопасности: отверстия шилом следует делать только в мягких, податливых материалах, слегка покачивая шило, чтобы оно не сорвалось.

Лесная скульптура

Материал для лесной скульптуры можно разделить на три вида:

— сучья деревьев, кустарников и наросты;
— осмолы — корни хвойных деревьев;
— торфяные корни.

Сучья деревьев и кустарников (капы, сувели, чаги)


Возьмите первый попавшийся сук и присмотритесь к нему. Развилки напоминают руки и ноги человека. Значит, этот сучок подойдет, нужно только удалить лишние детали.
Динамичные фигурки можно найти среди сучьев сосны, дуба, плодовых деревьев. Замысловато изогнутые ветки можжевельника, сосны, некоторых лиственных деревьев пригодятся для изготовления подсвечников, подставок, вешалок.
Крупные капы, сувели, чаги (наросты, утолщения) бывают причудливой формы, и в них часто просматривается интересный образ, объемный или в виде барельефа.

Осмолы

Материал этот — полусгнившие корни ели, сосны, можжевельника. Среди выкопанных корней может быть интересный материал для лесной скульптуры. Полусгнившие корни хвойных деревьев или их отдельные части часто имеют причудливую форму. Образы из осмолов могут быть самыми неожиданными: птицы, динозавры, медведи, собаки и т.д. Если в находке сразу видится выразительный образ, то очищать гнилую древесину, возможно, не стоит, чтобы образ не исчез. Ее нужно подсушить и пропитать лаком или клеем ПВА. Это закрепит древесину, зафиксирует образ.

Корни хвойных деревьев, найденные в торфе

Мини-скульптура

Для изготовления мини-скульптуры применяются разнообразные материалы: каштаны, желуди, шишки, орехи, соцветия ивы (котики), крылатые семена клена и ясеня
и др. Но нужно заранее запастись нужными материалами.

Весна: сережки ивы, первоцветы, береста.

Лето: плоды клена — крылатки, корешки, сучки, шишки (еловые, сосновые, кедровые, лиственные, ольховые), солома (пшеница, овес, рожь, ячмень), метелочная трава, цветы, зеленые листья, кубышки желтых водяных лилий, древесные грибы, морские и речные ракушки, корни (деревьев, кустарников, травянистых растений), кора (сосна, дуб, береза), семена-крылатки (клен, ясень, липа), соцветия чертополоха и репейника, глина, мох.

Осень: каштаны и их оболочки, желуди с плюсками, орехи (лесные, грецкие), хвостики тыквы и кабачка, початки кукурузы, листья, лен, сухолетки, косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишневые), боб, фасоль, горох, соя, семечки (тыква, арбуз, кабачок, дыня).

Круглый год: апельсиновые, мандариновые, лимонные корки, грибы-трутовики, береста, веточки и сучки.

Желуди и каштаны

Заготавливать желуди и каштаны для работы надо всех размеров и любой формы. Будучи свежими, желуди и каштаны легко поддаются резанию и сверлению, но, высыхая, их семядоли делаются очень твердыми, а кожура сморщивается и становится хрупкой и ломкой. Семядоли высохших каштанов и желудей резать ножом или проткнуть шилом практически невозможно. Свежие желуди и каштаны хорошо режутся, но плохо склеиваются. Поэтому нужно ждать, чтобы они высохли.
Пересохшие каштаны и желуди можно сделать податливыми для обработки, если их на сутки замочить в холодной воде, после чего оставить еще на одни сутки в прохладном помещении.

Шишки


Всем шишкам свойственны общие черты: они хорошо поддаются распиливанию и склеиванию любыми клеями. Поделки из шишек могут храниться долгие годы.
Шишки могут быть раскрывшимися и нераскрывшимися. В поделках используются и те и другие, в зависимости от замысла. Раскрывшиеся шишки можно найти в сухую погоду под деревьями, а нераскрывшиеся — на деревьях, которые еще не успели созреть.
Чтобы придать еловой шишке изогнутую форму, необходимо замочить ее на сутки в воде и затем с помощью бечевки придать нужную форму, зафиксировав в нужном положении. Когда шишка высохнет, она сохранит нужную форму.
Если же раскрывшуюся шишку необходимо сделать нераскрывшейся, заверните ее на сутки во влажную ткань, а затем хорошенько промажьте клеем ПВА и дайте высохнуть.

Орехи


Широко распространенный поделочный материал. Собирая лесные орехи в лесу, надо сохранить их лесную оболочку, в которой они растут. Для сбора надо уловить то время, когда орехи созрели, но еще не отделились от оболочки. Заранее сорванные орехи при высыхании чернеют и становятся непригодными для поделок.
Лесные орехи благодаря своей форме с успехом могут быть использованы для изготовления головок забавных человечков и некоторых животных.
Грецкие орехи могут быть использованы как в качестве основного материала для поделки, так и для изготовления отдельных деталей. Несмотря на свою прочность, ореховая скорлупа довольно хорошо прорезается ножом и просверливается сверлом.
Фисташки подходят для изготовления деталей к поделкам. Они хорошо режутся ножом, сверлятся и склеиваются любым клеем.

Косточки

Плоды бобовых культур

Это один из очень распространенных поделочных материалов. Они хорошо хранятся, режутся ножом, просверливаются и склеиваются. В поделках при длительном хранении не меняют цвета.
Плоды бобовых культур встречаются самой разнообразной окраски, размера и формы. Наиболее крупные из них (бобы) можно с успехом применять для изготовления башмаков человечкам, голов птицам и др.

Древесные грибы

Они бывают различные по форме, цвету и физическим свойствам. На деревьях хвойных пород растут грибы прочные, твердые, с красивой окраской. На осинах и березах растут грибы мягкие, непривлекательной окраски.
Все виды древесных грибов отлично поддаются резанию ножом, сверлятся и склеиваются.
Из грибов получаются великолепные подставки под поделки. Из них можно сделать объемные фигурки. Иногда по своей форме они могут напоминать какие-либо образы, требующие минимальной доработки.

Веточки

Для изготовления рук и ног фигуркам человечков и лап животным удобны веточки сирени и других пород, у которых побеги растут в форме рогаток. При изготовлении из сучков ног человечкам кору с них можно счищать только частично, оставляя немного в виде носочков на нижней части.
Обучая детей изготовлению деталей из веточек, необходимо учить их подбирать веточки с рогатками в виде суставов (исходя из строения человеческого тела, животных). Кроме того, веточки нужны для изготовления соединительных черенков — штырьков, при помощи которых детали поделок присоединяются одна к другой.
В случае, когда ручку-веточку необходимо согнуть в суставе, можно ее надломить, а на место излома капнуть клей. Части руки склеятся, а изгиб зафиксируется.

Кукурузные початки


Они хорошо обрабатываются ножом, пилой, сверлом и шилом, склеиваются. Початки могут быть отличным заменителем еловых, сосновых шишек и желудей.
Початки без зерен можно окрашивать в различные цвета с помощью различных красителей. При заготовке початков надо выбирать те, которые имеют наиболее интересную форму и цвет.
Необходимо запастись и мягкой оболочкой початков, причем брать следует наиболее мягкие листья, прилегающие ближе к зернам. Из них впоследствии можно делать плащи и косынки человечкам, крылья птицам и насекомым и др.

Морские и речные ракушки

Это интересный, но хрупкий материал. Из способов обработки самый подходящий — сверление и склеивание. Использовать ракушки можно в создании аппликаций и декорирования шкатулок, рамочек для фотографий, коллажей.


Все мы, по ряду разных причин, бываем в городских парках культуры и отдыха, в лесных массивах, ходим по ягоды и грибы, любим отдыхать на берегу речки… В таких местах нередко можно встретить валяющуюся под ногами корягу, которую мы часто просто отбрасываем, чтобы она не мешала другим. Мало кто задумывается внимательно посмотреть на нее. А ведь можно увидеть что-то невероятное, необычное, похожее на птицу, животное, разглядеть интересный образ. Всем известный мордовский скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, приложив руку к подобным вещам, создал бесценные скульптурные произведения, ныне известные всему миру.




Скульптуру, большая часть которой создана самой природой, принято называть лесной.
Лесная скульптура или, как ее еще называют, корнепластика выражена в переплетении корней, сучьев, веток, в различных наростах.















2. Природа каждый год совершенно бесплатно дарит нам множество природных материалов, пригодных для творчества. Процесс создания

поделки из природного материала
своими руками развивает художественный вкус, мышление,
память ребенка, закрепляет сенсорные навыки, воспитывает
усидчивость. Но самое главное – можно весело и с пользой
проводить время с друзьями, радуя поделками себя и других

4. Оказывается, ненужные на первый взгляд коряги и веточки могут очень пригодиться вам, внимательно присмотревшись всегда можно

6. Из веток разных форм и изгибов можно своими руками выложить красивые поделки.

Требования: поделки должны быть выполнены из лозы, ивы,
ореха, других гибких пород кустарников и деревьев.
Важно отметить, что сбор лозы не приносит никакого вреда
природе, а, напротив, омолаживает заросли.

9. Для плетения подходит не только ивовая лоза, но и лоза ореха, других гибких пород кустарников и деревьев. Выбирать лучше тонкие

12. Ветки и прутики – утонченный природный материал, позволяющий создать множество оригинальных вещей

18. Природа – лучший художник, она создает такие природные материалы, которые в умелых руках превращаются в произведения искусств.

Вам лишь нужно подключить
воображение, и смело творить!
Пробуйте, экспериментируйте, ищите свое!
Совет! Создавать разнообразные запасы для изготовления
поделок из природного материала можно абсолютно из чего
угодно, просто оглянитесь вокруг, наверняка у вас дома
имеется множество подходящих для этого вещей.

иные местечки "оживляют" неодушевленное - кажется это распятие?

иные местечки


стремительный кикимор (фото 3)

еще две крикливые кикиморы

еще две крикливые кикиморы (фото 4)

там царь-пень (фото 5)

это царь-рыба? (фото 6)


лошадь? (фото 8)

свин? (фото 9)

подавился? (фото 10)

лось? (фото 11)

корни ольхи (фото 12)

выжженное сердце (фото 13)

это чудище сторожит аленький цветочек

это чудище сторожит аленький цветочек (фото 14)

отего эта "скульптура" популярна у коз?

отего эта

лесные скульптуры (фото 16)

ВОТ-ВОТ. Именно многолик-все Ваши герои очень многообразные-и каждый увидит свой образ- в этом уникальность природы и её превосходство!Наташенька,спасибо за интересное вИдение!

Елена Ивановна! Благодарю Вас и приглашаю на будущую серию СМАЙЛИКИ - вот только загрузка стопорит, отложу на завтра

Я убита наповал! Где же делались эти снимки и кем. Взяла в "избранные авторы"

Просьбу отправила черех "личку"

Спасибо Татьяна Михайловна - но погодите, я еще кое-то покажу - "изюм" еще зреет (уж больно много материала, выбрать сложно). Снимки мои и, с недавних пор, дочери. В этом году было замечательное лето - снимала много и рядом с домом - насмотревшись удивительных, диковенных репортажей со всего света, задалась вопросом: а то что рядом, не за тридевять земель может ли быть достойным всеобщему удивлению и восхищению, ведь в природе нет малого - наклонись, присмотрись и. чудо-то какое!

Наташа, У тебя скрытого третьего глаза случайно нет? Обычным взглядом этого не увидишь. Не многим это дано! Я сражена наповал. Даже не знаю кто больше постарался- природа или ты. Скорее всего природа только тебе захотела показать свои шедевры, а ты уже нам. Браво вам обеим.

Тонечка! Спасибо за эмоции, но "наповал"-то зачем? у меня в загашнике еще припасено.

Так предупреждать надо. Все , восстаю из пепла!

Очень интересный репортаж )) Мне про аленький цветочек понравилось ))

Спасибо, Женя! Заходите еще

Сколько раз не бываю в лесу, а там всё новые фигуры появляются, а ваш репортаж ещё краше. Супер!!

Ксюша! Лес, он каждый день разный.

Волшебство какое то!

Как же Вы порадовали меня!И как же мне все это понятно! И как же мне все это нравится!К сожалению, не знаю Вашего имени, но от всей души благодарю Вас за эти чудесные фото снимки!

Люба,! я - Наталия. Будут скоро еще фото - заходите. Зашла к Вам - какие у Вас фоторепортажи красивые - и я очень люблю цветы (да и все цветущее и не очень).

Наташа, очень приятно! Конечно, фоторепортажей в СМ много.Я тоже люблю природу во всех ее проявлениях, но все таки хочется иногда заглянуть за завесу ее тайн.Иногда удается.Будем дружить.

Конечно, Люба! Недавно открыла для себя необычное и совершенно фантастическое направление фотографии - съемку воды - она (вода, в пруду, в ручье, в роднике, в луже) принимает отражение окружающего (неба, леса, трав и тд) и смешивает краски, то рябью, то какими-/то включениями(веточками, упавшими листьями, пухом). Я обязательно выложу некоторые, и, надеюсь, что скоро. Пожалуй после фотографирования (тоже есть подборка) морозных узоров на окне макросъемкой сейчас испытываю эйфорию от полученных кадров воды.

Очень интересные наблюдения!

Благодарю Вас - я только подсмотрела и сняла.

Наташа, мы на одной волне.Очень люблю фотографии воды.У меня тоже много фотографий, но их нужно систематизировать.Буду ждать твоих ( можно на ты?) фотографий.Зайди ко мне в зимний лес, там тоже есть интересные фото.

Люба, это где снежное сердце? или пушистые симпатичные "облака" на деревьях и кустах?

Свой фото репортаж я назвала "Сюрпризы зимнего леса". Дети катаются с высоких гор, а я в это время фотографирую снежные фигуры.

Браво! какие уникальные снимки! Спасибо, что показали своё видение природы!

Интересная коллекция, нужно уметь видеть, чтоб это сфотографировать, браво.

Искренне уважаю людей, умеющих видеть. Вдвойне - умеющих донести свое видение до других. И очень нравится Ваш стиль-слог комментариев к фото

Этери! Вот зачем выходить в ледяной шторм и снимать? или кошка в арке недостойна быть на Ваших фото Питера? Ваши фотоподборки настраивают на созерцание, а Ваши яблочки и грибочки нереально реальные? что "свербит"? недавно беседовала с Петром Петровичем Африкантовым (мне по жизни везет встречать Планетарного значения людей), того самого, что игрушку ямчатую, глиняную саратовскую (забытую с царских времен) ВОЗРОЖДАЕТ - учитель русского языка. Что движет людьми? Зачем? Вопросы. вопросы.

Читайте также: