Лэпбук по патриотическому воспитанию во второй младшей группе своими руками

Обновлено: 03.07.2024

В процессе воспитания ребёнка и привития ему полезных умений и навыков особое место занимает развитие способностей к сбору и структурированию имеющейся информации. Вспомогательным дидактическим инструментом, способных помочь в данном процессе, является лэпбук. Это самодельная бумажная книга с обилием различных карманов, конвертов, окошек, стрелочек, карточек и других визуальных элементов. Создание такой поделки позволяет ребёнку не только наглядно знакомиться с имеющейся информацией, но и лучше запоминать её. Ниже мы разберём, как создать лэпбуки для детей дошкольников, а также приведём ссылки, по которым можно скачать бесплатно яркие и оригинальные шаблоны для развивающей книжки.

Интерактивные лэпбуки для дошкольников

Стандартный размер лэпбука – лист А3 или два листа А4 (могут пригодиться папки указанных форматов).

Внутри могут находиться следующие элементы:

Необходимость тех или иных элементов ребёнок выбирает самостоятельно. Также можно подсказать, на что стоит обратить внимание, что будет смотреться красиво и познавательно.

Давайте разберёмся, как создать лэпбук с подручных элементов при помощи шаблонов.

Как сделать интерактивную книжку своими руками

Для создания лэпбука понадобится основа (часто для этого выбирается картонная папка). Также добавляется обычная или цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, степлер, скотч, декоративные элементы.

После выбора темы необходимо создать план интерактивной книжки для дошкольника. Внимательно продумайте его будущий вид и структуру, и запишите все ваши мысли на листке бумаги. Изложенное поможет вам в будущем не запутываться в мелочах, и последовательно выполнять намеченное.

После этого беритесь за рисование макета (можно делать это по скаченному шаблону). Придерживайтесь созданного вами плана, нарисуйте на основе все необходимые элементы.

Набросок лэпбука

Затем нарисуйте на бумаге, вырежьте и наклейте составляющие лэпбука – кармашки, конверты, вращающиеся круги, книжечки (в том числе книжки-гармошки), блокноты.

Вариант лэпбука на базе папки

Для создания всех элементов можно использовать шаблоны, которые необходимо распечатать с помощью принтера, а потом вырезать ножницами. Давайте рассмотрим, где можно скачать бесплатно шаблоны для создания развивающих книжек.

Где скачать готовые шаблоны для лэпбуков бесплатно

Ниже мы разместим несколько вариантов внешнего вида интерактивных книжек для дошкольников, а также варианты шаблонов, которые можно скачать без регистрации.

Цель: Создать условия для формирования нравственно – патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста. Расширять представления о своей стране и ее многонациональности.

Формировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.

Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Актуальность: В наше время стала чрезвычайно актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания. материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Оценить 569 0

Методическое пособие

ЛЭПБУК ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Направление – Нравственно-патриотическое воспитание

Образовательное учреждение - Детский сад

Возрастная группа – Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Актуальность выбранной темы:

Актуальность патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей, привязанности к месту своего рождения, гордости за свой народ.

Цель:формирование представлений и систематизация знаний о Родине (ЛНР) и о малой Родине (Луганске)

1. Формировать и закреплять знания о главе государства, государственной символике, о значении родной стороны для человека;

2. П родолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, со стихами о родном городе;

3.Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять любознательность детей;

4. Познакомить детей с достопримечательностями (памятники, архитектурные здания) родного города;

5. Развивать познавательные способности;

6. Развивать патриотические чувства: любовь к родному краю, бережное отношение к его природным ресурсам ,уважение к труду людей.

Содержание методического пособия:

Портрет главы Луганской народной Республики Леонида Пасечника. Государственный флаг ЛНР, герб.

Цель: формирование и закрепление знания о главе государства, закрепление знания о цвете, последовательности цветов в государственном флаге, о значении каждого из них. Способствовать закреплению знаний флага и герба своей страны.

Гимн Луганской Народной Республики. Пословицы о Родине.

Цель: развитие слухового восприятия, внимания и патриотизма, продолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, о значении родной стороны для человека, о важности и необходимости защищать и ценить свою Родину.

Животный и растительный мир родного края

Цель: познакомить с редкими представителями флоры и фауны родного края, рассказать о значении Красной книги, воспитывать бережное отношение к природе.

Природные богатства родного края.

Цель: изучить полезные ископаемые родного края, их значении в жизни людей (профессии, связанные с добычей ресурса; значение в разных областях применения ископаемого, редкость в мире).

Цель: ознакомить с представителями животного мира Луганщины, развивать восприятие, внимание и память.

Цель: познакомить детей с прославившими родной край деятелями культуры и искусства (актеры, певцы, поэты, архитекторы, скульпторы), военными (участники ВОВ), спортсменами, учеными.

Стихи про родной город

Цель: ознакомить с малой родиной, её достопримечательности через художественное слово.

Цель: знакомить детей с символикой родной страны, учить выделять флаг и герб Луганской Народной Республики из числа флагов и гербов других стран.

Цель: закрепить знания детей о символике ЛНР и города Луганска (о флаге, гербах), о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Портрет главы администрации города Луганска Манолиса Пилавова. Герб города Луганска.

Цель: формирование и закрепление знания о главе города, закрепление знания о значении элементов герба. Способствовать закреплению знаний герба своей малой родины.

Цель: познакомить детей с достопримечательностями (памятники, архитектурные здания) родного города, формирование и закрепление знаний о достопримечательностях.

В методическом пособии охватывается 4 образовательных области дошкольного образования по ФГОС:

Познавательное развитие – знакомство с государственными символами республики и города Луганска; с главными достопримечательностями города, известными личностями, полезными ископаемыми и красной книгой ЛНР.

Речевое развитие - мир родной речи через художественное слово, фольклор (стихи о Луганске, пословицы о Родине).

Социально-коммуникативное развитие – развитие познавательной активности, развитие чувства патриотизма.

Художественно-эстетическое развитие – изучение гимна ЛНР, фотографий родного города.

Данное методическое пособие можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности, с группой детей, в занятиях по подгруппам, в индивидуальной деятельности и обучении, в самостоятельной деятельности детей.

В связи с модернизацией образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи для инноваций в педагогической деятельности. Вот и я начала использовать в своей работе с дошкольниками совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук.

Лэпбук в дословном переводе с английского – “наколенная книга”, в ней собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в мини-книжках, кармашках, окошках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п.

В России метод лепбуков является методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения.

Новизна данной методики заключается в том, что для учащихся лэпбук, это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.

Актуальность данной методики в том, что лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен.

Цель использования лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

Оборудование: папка картонная или пластиковая, цветной картон и бумага, наклейки, шаблоны-заготовки, клей.

Метод лэпбуков предоставляет широкие возможности для педагогов: лэпбук может изготовить сам педагог, а может сделать это вместе с учащимися. Этот интересный творческий процесс невероятно захватывает, позволяет детям проявить креативность и творческое начало. Ещё бы, ведь они создают настоящее учебное пособие! К изготовлению лэпбуков можно также привлечь родителей.

Лэпбук можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении. В своей работе с дошкольниками я использую лэпбуки по следующим темам: “Безопасная дорога”, “Моя родина Россия”, “Мой город Домодедово”, в разработке находятся лэпбуки по математике и азбуке.

Лэпбук “Моя родина Россия”

После приветствия и организационных моментов педагог сообщает детям тему занятия: “Моя родина-Россия”. Он рассказывает, что мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Спрашивает, знают ли они, почему у нашей страны такое название? Выслушивает ответы детей. Читает стихотворение о России:

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

Педагог задает детям вопрос: “Что такое Родина?” Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем.


Рисунок 1. Лэпбук “Моя родина - Россия”

Карта России сложена в “гармошку”. Ребятам предлагается посмотреть на карту и увидеть, как велика и необъятна наша родина. Педагог объясняет, что, Российская Федерация- это самая большая страна в мире от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.


Рисунок 2. Карта России

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. Флаг символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, его вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. Белая, синяя и красная полосы изображены на флаге России. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы.


Рисунок 3. Флаг России

Далее педагог рассказывает, что гербы появились давным–давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. На гербе нашего государства орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл (Дети рассматривают карточки с изображением герба).


Рисунок 4. Работа с раздаточным материалом

В лапах орла золотой жезл и золотой шар. А на груди орла щит, похожий на герб Москвы. На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея. Педагог рассказывает легенду о Георгие. (Приложение 1), рассказывает о значении элементов герба: двуглавый орел – символ единства России; короны – союз республик, входящих в состав России; жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство; всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.


Рисунки 5-6. Раздаточный материал “Символы России”

Далее педагог знакомит детей с гимном Российской Федерации. Во время исполнения гимна его слушают стоя. Педагог продолжает рассказ о том, что Россия- большая страна, поэтому, кроме русских живут в ней много других народов: это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие. Всего на территории России проживает более 190 народов.


Рисунки 7-8. Раздаточный материал “Народы России”

Далее речь идет о народных художественных промыслах России - неотъемлемой части отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции. Педагог знакомит дошкольников с традициями Гжели, хохломской, городецкой росписями, дымковской игрушкой.


Рисунок 9. Раздаточный материал “Народные промыслы”

Весь раздаточный материал хранится в лэпбуке, карточки имеют небольшой формат, дети могут подержать их в руках, внимательно рассматривать, передавать друг другу.


Рисунок 10. Работа с раздаточным материалом

По окончании объяснения педагогом темы, каждый ребенок может выбрать себе задания по душе: собрать пазлы, раскрасить картинки, одеть куклу в национальный костюм народов России и т.д. В лэпбуке есть масса вариантов для каждого ребенка. На второй странице находятся игры и задания для закрепления полученных знаний:


Рисунок 11. Игра “Найди флаг”

img10.jpg (97848 bytes)

Рисунки 12-14. Игра “Собери картинку”


Рисунки 15-17. Игра “Одень куклу в национальный костюм”



Для закрепления темы можно провести викторину (Приложение 2).


Рисунки 21-23. Викторина

Удобство лэпбука в том, что задания в нём можно дополнять, заменять, варьировать. В моей папке собрано несколько дидактических игр по патриотическому воспитанию: “Ребусы”, “Найди флаг”, “Продолжи пословицу” (Приложение 3), “Мой адрес” и т.д.


Рисунок 24. Дидактические игры

Приложение 1

Легенда “Чудо Георгия о змие”

“В неком городе Ласле правил царь Сельвий. Город процветал, но недалеко от него в трясине завелся чудовищный Змий, который начал пожирать жителей. Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение в трясине и войско не смогло даже близко подойти к нему.

Затем царь издал приказ по которому жители должны были по очереди отдавать Змию своих детей, а в случае когда очередь дойдет до царя, он обещал отдать ему свою единственную дочь Елисаву.

В это время возвращался мимо Ласла на Родину Георгий.

Увидев плачущую девушку, он стал распрашивать её в чем дело, и она рассказала ему о Змие. Георгий одержал победу над Змием, избавив девушку и весь ее город от неминуемой гибели.”

Георгий Победоносец символизирует храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами.

Приложение 2

Вопросы для викторины

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)

3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

5. Кто является главой нашего государства? (Президент)

6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)

7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)

8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)

9. Как называется главный закон государства? (Конституция)

10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)

11. Какое дерево является символом России? (Берёза)

12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

Лэпбук – интересная образовательная игрушка, которая одинаково полезна и для детей, и для взрослых. По сути, это тематические интерактивное пособие, которое помогает детям узнавать, упорядочивать и запоминать информацию. В книжке или коробочке хранятся бессчетные кармашки, картинки, поделки, записки и головоломки. А главное – сделать такой лэпбук легко можно своими руками!

1. Познавательный лэпбук

2. Игровой лэпбук

Такие лэпбуки – скорее игрушка, чем энциклопедия, поэтому сделай акцент на развлекательных элементах. Пускай вся информация будет максимально легкой – в шутках, загадках или стихах. Подбери больше объемных деталей, подвижных окошек, раздвижных кармашков и вращающихся кругов.

Используй паззлы, простые игры-бродилки, карточки с заданиями, мелкие предметы в тканевых мешочках и всевозможные угадайки. Сделай лэпбук с пословицами, стихами, тестами, картинками и значениями, которые нужно сопоставить. Интересное задание – составить рассказ по картинке или сложить кадры по порядку.

3. Праздничный лэпбук

Поздравительный лэпбук – чудесный подарок для человека, вкусы и интересы которого тебе известны. Тематический альбом с вкладышами, картинками, фотографиями, памятными безделушками и милыми украшениями порадует даже взрослых. А еще его можно сделать с ребенком в подарок для его друзей: например, с платьями и аксессуарами к бумажной кукле подружки или с любимыми машинками и спортсменами друга.

4. Лэпбук-история

Еще один лэпбук, который можно сделать своими руками не только для ребенка, но и вместе с ним – история его жизни. Пускай малыш самостоятельно решит, что хочет положить в кармашки-секретики. Сделайте разделы с фотографиями, смешными фразами, мелкими поделками. Такой альбом будет отличной памятью для всей семьи через 10, и через 20 лет.

5. Лэпбук для маленького ребенка

Изначально лэпбуки использовали педагоги для подготовки детей к школе, но и дети до 5 лет вполне могут играть с такими альбомами и познавать мир. Только наполнение подбирай по возрасту: вместо карточек с фактами познакомь малыша с цветами, формами, фактурами и простыми подвижными элементами.

Все родители озабочены тем, как научить ребенка не самым интересным, но жизненно важным вещам. Это правила дорожного движения, что делать, если потерялся, как общаться с незнакомцами и как действовать в других экстренных ситуациях. Именно для этого идеально подходит лэпбук с красивыми картинками, интересными квизами и шутливыми стишками-подсказками.

7. Музыкальный лэпбук

С помощью лэпбука юные музыканты куда проще и быстрее познакомятся с нотами, основными понятиями и композиторами. Можно наглядно сравнить инструменты в картинках, привыкнуть к нотному ряду или даже начать осваивать расположение клавиш. Сочинять свою музыку во время игры тоже куда интереснее!

8. Лэпбук о животных и растениях

Удобная структура лэпбуков позволяет удобнее систематизировать знания об окружающем мире, чем любая книга-энциклопедия. А все потому, что все кармашки, секции и сегменты здесь собраны максимально наглядно. Чтобы сделать такой лэпбук своими руками, используй фотографии, карты, засушенные веточки и листья, разноцветные наклейки.

9. Лэпбук о городе или стране

Чтобы познакомить ребенка с городом или страной, где он живет, сложно найти способ лучше лэпбука. Ведь исторические справочники увлекают далеко не всех малышей, а вот интерактивное развлечение с картинками, картами, интересными фактами и разными разделами будет очень кстати. А когда ребенок станет постарше, самое время начать узнавать мир с лэпбуками по другим странам, столицам или главным достопримечательностям.

10. Лэпбук о книге

Если у ребенка есть любимая сказка, рассказ или писатель, ему точно будет интересно узнать что-то новое в тематическом лэпбуке. Кроме интересных фактов можно добавить немного интерактива: угадайки, раскраски, простые тесты или вопросы. И немного познавательных деталей – например, отсылки к другим произведениям.

Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!

Читайте также: