Лебедка на зил 130 своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Лебедка ЗИЛ-131 — это механизм, который необходим для самовытаскивания транспортного средства во время преодоления труднопроходимых участков дороги.

Лебедка ЗИЛ-131 в сборе

Устройство основных механизмов грузовика

Конструкция автомобиля включает в себя такие элементы, как:

  • лебедка;
  • трансмиссия;
  • стартер;
  • система охлаждения;
  • тормозная система;
  • система питания;
  • система зажигания;
  • электрооборудование;
  • система подкачки колес.

ЗИЛ-131

Лебедка

Этот механизм состоит из:

  • редуктора;
  • барабана;
  • масленки;
  • упорных колец;
  • тормозной колодки;
  • троса;
  • направляющего ролика;
  • фиксатора и привода лебедки;
  • шплинта;
  • крепежных элементов.

Лебедка для ЗИЛ

Технические характеристики оборудования:

Длина троса50 000 мм
Диаметр троса14 мм
Тяговое усилие4500 кг
Передаточное число редуктора31
Вес устройства32 кг

Лебедка расположена на передней части корпуса автомобиля и прикреплена специальными гайками к буферу и передней поперечине опорной рамы. За стабильную работу привода отвечает карданный вал от коробки отбора мощности. Барабанная часть вращается на валу и соединяется с ним при помощи муфты.

Трансмиссия

Здесь установлена механическая (МКПП) коробка передач ЗИЛ, которая оборудована двумя синхронизаторами.

Трансмиссия ЗИЛ

Передаточные числа КПП ЗИЛ:

  • первая передача — 7,44;
  • вторая передача — 4,1;
  • третья передача — 2,29;
  • четвертая передача — 1,47;
  • пятая передача — 1,00.

Схема переключения передач приведена в руководстве пользователя.

Трансмиссия транспорта оснащена раздаточной коробкой и сцеплением ЗИЛ.

Устройство раздатки на ЗИЛе-131 включает в себя следующие элементы:

  • рычаг управления;
  • электровоздушный клапан;
  • шланг соединительного типа;
  • серьгу рычага;
  • стержень вилки включения первой передачи;
  • трубку.

Стартер

Для подключения стартера используется вспомогательное реле. Сам процесс активации механизма происходит дистанционно.

Стартер ЗИЛ

Электрический стартер включает в себя: неподвижные контакты, обмотку, рычаг включения, крышку, шестерни, муфту свободного хода, коллектор, щетку, вал привода и стяжную шпильку.

Тяговое реле электромагнитного типа замыкает контакты электрической цепи и вводит шестерни в зацепление с ободом маховика силового агрегата. Перемещение корпуса привода осуществляется по резьбе ленточного типа вала якорного устройства. Шестерня выходит из зацепления под воздействием пружинного механизма.

Система охлаждения

Здесь установлена жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией топлива внутри системы.

В прогретом моторе жидкость засасывается из радиаторной части в водяной насосный элемент и под давлением переходит по двум нагнетающим патрубкам в левый и правый блоки цилиндрических механизмов. Во время движения она также охлаждает гильзы цилиндров.

Схема системы охлаждения ЗИЛ

Схема этой системы включает в себя:

  • радиатор;
  • водяной насос;
  • пробку;
  • перепускной шланг;
  • термостат;
  • кран;
  • отводящую трубку;
  • датчик.

Емкость системы охлаждения вмещает в себя 17 л. Количество охлаждающей жидкости всегда должно быть не менее 13-15 л.

Тормозная система

Тормозная система ЗИЛа-131 включает в себя следующие элементы:

  • компрессор;
  • предохранительный клапан;
  • манометр;
  • тормозную педаль;
  • шланг;
  • головку подвода воздуха;
  • тормозную камеру;
  • электровоздушный клапан;
  • раздатку.

Схема тормозной системы ЗИЛ

Транспорт оснащен независящими друг от друга ручным и ножным тормозным механизмом. Конструкция ручного тормоза состоит из двух внутренних колодок. Такой тип тормозов необходим для принудительной остановки транспорта в экстренных случаях.

Привод тормоза ножного типа срабатывает при нажатии на тормозную педаль, а также за счет работы пневматической системы автомобиля, которая действует на колодки, находящиеся на каждом колесе.

Система питания

Здесь установлена принудительная система питания, оборудованная предпусковым подогревателем и насосом диафрагменного типа для подачи топливной жидкости. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее АИ-76.

Схема система питания ЗИЛ

Транспорт, выпускаемый заводом имени Лихачева, оснащен двумя емкостями для топлива. Объем бака равен 170 л. Емкости расположены с двух сторон под грузовой платформой.

Устройство этой системы включает в себя:

  • топливный насос;
  • фильтрующий элемент тонкой очистки;
  • карбюратор;
  • воздухопроводящую трубку;
  • угольник;
  • сетчатый фильтр;
  • пробку;
  • резиновый шланг;
  • отстойник.

Система зажигания

Система зажигания ЗИЛа-131 — бесконтактного типа, которая состоит из катушки зажигания, распределительного механизма, свечей зажигания и проводов высокого напряжения.

Схема системы зажигания ЗИЛ

Во время установки добавочного сопротивления необходимо учитывать, что оно не герметично, поэтому рекомендуется устанавливать его выше уровня брода.

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, нужно установить поршень в положение верхней мертвой точки, расположить паз привода на валу распределительного механизма, провернуть коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке и провернуть корпус распределителя против часовой стрелки.

Электрооборудование

Цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 представлена в руководстве пользователя.

Здесь установлена однопроводная электрическая система с номинальным напряжением 12 В. Клеммы, которые отрицательно заряжены, подсоединяются к массе транспортного средства. Устройство электропроводки предусматривает наличие проводов низкого и высокого напряжения.

Электрооборудование ЗИЛ

Подключать дополнительные электрические механизмы можно только в соответствии с электросхемой, которая есть в инструкции.

Основные неисправности системы связаны с коротким замыканием или обрывом цепи. Для диагностики рекомендуется использовать специальный прибор, оборудованный контрольной лампой.

Система подкачки колес

Для накачки колес здесь используется централизованная система регулировки уровня давления воздушного потока в шинах.

Система подкачки колес ЗИЛ

Питание шин осуществляется за счет сжатого воздуха из баллонов привода пневматического типа тормозной системы.

В конструкцию системы регулировки входит кран комбинированного типа, необходимый для управления уровнем давления. Такой кран оснащен клапаном-ограничителем и воздушными проводами с гибкими шлангами. Шинные краны соединены с вентилями камер пневматических шин.

Все клапаны находятся в литом корпусе на магистрали, подводящей воздух от баллонов тормозных механизмов к центральному крану управления.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт ЗИЛа-131 нужно проводить только при отключенном двигателе и на специальной площадке.

Причины, по которым требуется проведение ремонтных работ:

  1. Сильно греется двигатель и стреляет глушитель.
  2. Выработка ресурса, из-за чего выходят из строя коленчатый вал, блок цилиндров, трансмиссия и другие основные узлы автомобиля.
  3. Прогорание поршневого устройства.
  4. Наличие повреждений и трещин на корпусе двигателя, коробки передач и блока цилиндров.
  5. Короткое замыкание или обрыв электрической цепи.

Ремонт автомобиля ЗИЛ

Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, внешний осмотр агрегатов и замену расходников.

Почему не заводится, и что делать

Силовой агрегат может не заводиться из-за отсутствия топлива в системе, заедания воздушной дроссельной заслонки, засорения жиклеров.

Для того чтобы отремонтировать двигатель, необходимо:

  1. Продуть топливные провода.
  2. Проверить работоспособность игольчатого клапана, который расположен на карбюраторе.
  3. Провести осмотр топливного насоса на наличие дефектов и повреждений.
  4. Продуть цилиндрические элементы.
  5. Провернуть коленчатый вал мотора при помощи электрического стартера при полностью открытых дроссельных заслонках.
  6. Проверить работоспособность заслонки воздушного типа.
  7. Промыть жиклеры ацетоном и продуть воздухом.

Регулировка карбюратора

При правильно отрегулированном карбюраторе дроссели и воздушные заслонки будут открываться и закрываться в соответствии с положением тормозной педали.

Регулировка карбюратора ЗИЛ

Регулировка карбюратора проходит в несколько этапов. Сначала настраивают ручной и ножной привод дросселей, только после этого переходят к настройке воздушной заслонки.

Привод ножного типа регулируется при помощи резьбовой вилки, а ручной — с использованием зажима, который устанавливают на конец троса привода.

На малых оборотах холостого хода мотора разрежение из впускного трубопровода передается через отверстие системы холостого хода, после чего рабочая жидкость попадает в систему смазки.

Как выставить зажигание

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить поршневой механизм цилиндра под номером 1 в положение верхней мертвой точки.
  2. Провернуть коленвал до совмещения отверстия на шкиве коленвала с меткой высшей мертвой точки.
  3. Расположить паз на вал привода распределителя.
  4. Вставить привод в гнездо блока.
  5. Провернуть коленвал на величину установочного угла.
  6. Убрать крепежный болт с пластины.
  7. Включить зажигание.
  8. Провернуть корпус распределительного устройства в гнездо привода.
  9. Проверить правильность установки проводов всех цилиндров.

Схема зажигания ЗИЛ

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления проводится в несколько этапов. На первом необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления. Для этого нужно:

  1. Измерить ход от центральной части пластины до механизма.
  2. Опустить педаль до упора.
  3. Соединить рычаг с верхней проушиной толкателя при помощи эксцентрикового пальца.
  4. Закрутить корончатую гайку.

На втором этапе необходимо отладить ход муфты. Ее свободный ход не должен превышать 4 мм. Регулировка осуществляется при помощи сферической гайки.

На последнем этапе нужно отрегулировать полный ход толкателя гидравлического усилителя руля.

Регулировка тормозов

Регулировка тормозов проводится только на холодных механизмах. Нужно подать сжатый воздух под давлением в тормозную систему, а также в тормозную камеру. После чего необходимо провернуть ось червяка так, чтобы шток камеры находился в пределах 25 мм. Затем следует проверить, как вращается барабанное устройство.


Рис. 1. Лебедка: 1. 6, 13 — масленки; 2 — упорное кольцо муфты; 3 — муфта включения барабана; 4 — вилка включения барабана; 5 — передняя поперечина; 7 — предохранительная скоба; S — направляющий ролик троса; 9 — направляющая троса; 10 — трос лебедки с крюком; 11 — редуктор лебедки; 12 — барабан; 14 — гайка скобы крепления троса; 15 — карданный вал привода лебедки; 16 — рычаг включения коробки отбора мощности; 17 — коробка отбора мощности; 18 — тормозная колодка барабана; 19 — палец вилки включения барабана; 20 — поперечина; 21 — траверса; 22 — подшипник вала барабана

Вал барабана вращается на трех бронзовых втулках (подшипниках), из которых две установлены в картере редуктора и одна— в траверсе. Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к поперечинам. Передняя поперечина крепится к буферу, задняя — к поперечине рамы.

Подшипник вала барабана в траверсе смазывается через масленку, а поверхность вращения барабана по валу — через две масленки, расположенные по концам барабана. Подшипники вала барабана, установленные в картере редуктора, смазываются маслом, заливаемым в редуктор и разбрасываемым червячным колесом в процессе работы.

Трос лебедки стальной, нераскручивающийся с металлическим или пеньковым сердечником. На свободном конце троса укреплен крюк, соединенный с тросом через коуш.

Редуктор лебедки собран в чугунном разъемном картере и состоит из однозаходного стального червяка глобоидной передачи и червячного колеса с бронзовым венцом, вала барабана, автоматического тормозного механизма, втулок, подшипников и их крышек. Червячное колесо редуктора установлено на валу барабана на двух шпонках и закреплено от осевых перемещений штифтом. Вал барабана с червячным колесом зафиксирован в осевом направлении шайбой, установленной между торцом картера редуктора и торцом проточки в крышке. Шайба прикреплена к торцу вала двумя болтами, застопоренными проволокой. Отверстие в картере закрыто крышкой. С противоположной стороны, где вал выходит из редуктора, установлена крышка с манжетой, уплотняющей вал для исключения течи масла.

Верхняя половина картера имеет смотровой люк, закрытый крышкой.

Червяк глобоидной передачи установлен на двух конических роликовых подшипниках. Передний подшипник закрыт крышкой с регулировочными прокладками, крышка поджимается болтами.

На заднем конце вала червяка расположены барабан автоматического тормозного механизма и фланец крепления карданного вала. Барабан тормозного механизма установлен на шпонке, а фланец — на шлицах. Эти детали затягиваются к подшипнику гайкой с шайбой, гайка раскернена в паз вала. Барабан тормозного механизма накрыт крышкой, одновременно поджимающей конический подшипник. Под торец крышки подложены регулировочные прокладки, также в крышке размещена манжета для исключения течи масла из редуктора. Крышка барабана с торца закрыта штампованной крышкой, в которой установлено уплотнение, защищающее тормозной механизм от попадания грязи. Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормозного механизма установлено уплотнительное кольцо из меди или паронита.

Торможение барабана осуществляется лентой тормозного механизма с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормозного механизма жестко закреплен в стенке крышки, а другой подпружинен. Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. е; уменьшает торможение. Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание червяка.

При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозным механизмом, незначительно и не препятствует разматыванию троса. В случае среза предохранительного пальца при перегрузке, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормозного механизма становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса. Натяжение ленты тормозного механизма регулируется гайкой. При навинчивании гайки (вращении по часовой стрелке) нажимное усилие пружины увеличивается. Тормозной механизм должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса барабан тормозного механизма не перегревался.

К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине лебедки болтами прикреплены направляющие троса лебедки. Спереди между направляющими размещены направляющий ролик троса и штанга, удерживающая трос от выпадания. Ролик вращается на оси, закрепленной гайками в направляющих. Смазываются подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.

Крутящий момент от коробки отбора мощности к редуктору лебедки передается карданной передачей. Карданный вал трубчатый с приваренными с обоих концов наконечниками. На переднем цилиндрическом наконечнике установлена вилка, зафиксированная предохранительным пальцем. На задний шлицевой наконечник установлена скользящая вилка. Крестовины карданных шарниров размещены в вилках на игольчатых подшипниках. Игольчатые подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами и закрыты уплотнением. Смазывание подшипников проводится через масленку в крестовине.

На автомобилях выпуска до 1979 г. карданная передача состояла из двух валов — переднего и заднего. Передний карданный вал был из единого стержня и имел промежуточную опору, а задний вал был трубчатый. Карданная передача имела три шарнира.

В комплект принадлежностей автомобиля с лебедкой входит блок (полиспаст) лебедки, который используют при необходимости увеличить тяговое усилие лебедки или изменить направление тяги, и трос для крепления блока.

При движении автомобиля трос лебедки должен быть полностью туго намотан на барабан, а барабан — соединен с валом муфтой. Отключить барабан от вала допускается только при разматывании троса вручную.

Для включения лебедки нужно нажать на педаль сцепления, включить передачу в коробке отбора мощности и отпустить педаль сцепления. Наматывать трос следует на передаче для наматывания, а разматывать свободный трос — вручную, не включая передачи, но выключив муфту включения барабана. В отдельных случаях можно для разматывания троса включить передачу.

Для самовытаскивания автомобиля необходимо размотать трос, зацепить его за какой-нибудь неподвижный предмет (дерево, пень, столб и т. д.), включить в коробке отбора мощности передачу наматывания троса и подтянуть трос при частоте 14 … 16 мин-1 вращения вала барабана лебедки (1000 … 1100 мин-1 коленчатого вала двигателя). При самовытаскивании автомобиля на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.

При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует поставить рычаг переключения передач коробки передач в нейтральное положение и затормозить автомобиль. После окончания вытаскивания надо остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в нейтральное положение. Чтобы ослабить трос, нужно поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в положение разматывания троса. Для закрепления троса в положение езды необходимо зацепить крюк троса за передний буксирный крюк, включить в коробке отбора мощности передачу наматывания троса, плавно натянуть его. После этого поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в нейтральное положение.

В случае использования лебедки с применением блока (полиспаста) для увеличения силы тяги при самовытаскивании автомобиля блок должен быть закреплен за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за один из передних буксирных крюков автомобиля. Если блок применяется для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля , его закрепляют за опорный предмет, а крюк троса — за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля. При использовании блока для увеличения силы тяги при вытаскивании другого автомобиля его закрепляют за крюк этого автомобиля, а крюк троса — за предмет, служащий опорой.

При пользовании лебедкой необходимо соблюдать следующие правила.
1. Тяговое усилие на тросе не должно превышать 45 кН. Для получения большего усилия надо применять блок.
2. Рабочая длина троса не должна превышать 65 м, остальная часть троса (не менее трех-четырех витков) должна остаться намотанной на барабан.
3. Максимально допустимая температура масла в редукторе при работе лебедки 130 °С.
4. Разматывать трос следует вручную. Допускается включать передачу для разматывания троса, при этом надо вручную подтягивать трос.
5. Угол расположения троса по отношению к оси автомобиля (в горизонтальной плоскости) не должен превышать 15°, при этих углах длина подтягивания должна быть не более 10 … 12 м троса. При большем угле применять блок.


Рис. 2. Схемы использования лебедки с применением блока (полиспаста): 1 — блок; 2 — неподвижный предмет

Категорически запрещается:
1) пользоваться тросом лебедки для буксирования автомобиля;
2) включать передачу заднего хода автомобиля во время работы лебедки;
3) переключать передачи во время подтягивания автомобиля под большой нагрузкой и при обратном движении автомобиля с горы;
4) находиться возле троса, направлять укладку витков троса во время работы лебедки;
5) закладывать в отверстие вилки карданного шарнира болт или другие детали вместо специального предохранительного пальца;
6) допускать движение автомобиля с отключенным от вала барабаном лебедки.

В случае неправильной укладки витков троса на барабане и неисправной работы механизмов следует остановить лебедку. Останавливать лебедку необходимо прежде всего выключением сцепления, а затем выключать передачу в коробке отбора мощности. Если обнаруживается чрезмерный нагрев масла в редукторе, что видно по обильному парообразованию, лебедку следует остановить для охлаждения масла и установить причину нагрева.

При разборке редуктора запрещается снимать барабан тормозного механизма червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в манжету. Это приводит к разрушению манжеты и выходу ее из строя. Для того чтобы болты не упирались в манжету, следует ввернуть болты на 7 … 8 мм, зацепить съемником за болты и снять барабан.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание лебедки заключается в проверке и подтяжке всех деталей крепления, смазывании подшипников, добавлении или смене масла в редукторе, проверке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке и регулировке осевого зазора вала барабана, регулировке зацепления червячной передачи.

Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в верхней части редуктора до уровня контрольного отверстия. После 15 … 20 подтягиваний надо проверять уровень масла. При необходимости следует добавлять масло до контрольного отверстия. Применяется масло ТМ-3 — 18 (ТСп-15К или ТАП -15В в качестве заменителя). Масло нужно менять 1 раз в год (осенью) при СО. Сливается масло через сливное отверстие в нижней части картера.

Карданные шарниры, шлицевое соединение карданного вала привода, вал барабана, наружный подшипник вала, ось вилки включения, муфта включения барабана смазываются солидолом при ТО-2.

При появлении осевого зазора червяка или при замене червячной пары необходимо регулировать конические роликовые подшипники. Прежде всего при обнаружении осевого перемещения вала червяка следует затянуть болты крепления крышек подшипников. Если зазор не устраняется, нужно провести регулировку.

Конические роликовые подшипники следует отрегулировать с предварительным натягом. Момент проворачивания вала червяка должен быть 0,2 … 0,6 Н-м. Подшипники червяка регулируют изменением числа прокладок под крышками. Если вал червяка вращается свободно, то необходимо убрать прокладки равной толщины из-под обеих крышек. Если для вращения вала нужно приложить крутящий момент больше указанного, следует добавить прокладки одинаковой толщины под обе крышки. При регулировке подшипников должны быть сняты червячное колесо с валом и барабаном, фланец, барабан тормозного механизма. Разница толщины регулировочных прокладок под крышками должна быть не более 0,1 мм. Изменять толщину прокладок под крышками необходимо при регулировке зацепления червячной пары по пятну контакта.

По мере износа торцов картера редуктора крышки или упорной шайбы увеличивается осевой зазор вала барабана и смещение пятна контакта зацепления. В этом случае нарушается зацепление червячной пары и возрастает износ зубьев, возможно разрушение венца червячного колеса.

Вал барабана с червячным колесом после регулировки зацепления должен вращаться свободно, но допустимый осевой зазор должен быть не более 0,1 мм. Осевой зазор измеряют на торце вала барабана при перемещении колеса в осевом направлении. Упорная шайба должна быть притянута к валу болтами и закрыта крышкой.

Пятно контакта по высоте зуба регулируют перемещением червяка относительно червячного колеса. Для этого необходимо переложить часть регулировочных прокладок из-под крышки одного подшипника под крышку другого, не меняя отрегулированного предварительного натяга подшипников.

Червячная передача работает надежно только при условии правильного зацепления. Неправильная регулировка пятна контакта и предварительного натяга подшипников является причиной повышенного нагрева редуктора при работе.


Наш проект живет и развивается для тех, кто ищет ответы на свои вопросы и стремится не потеряться в бушующем море зачастую бесполезной информации. На этой странице мы рассказали (а точнее - показали :) вам Как установить лебедку на зил 130 видео . Кроме этого, мы нашли и добавили для вас тысячи других видеороликов, способных ответить, кажется, на любой ваш вопрос. Однако, если на сайте все же не оказалось интересующей информации - напишите нам, мы подготовим ее для вас и добавим на наш сайт!
Если вам не сложно - оставьте, пожалуйста, свой отзыв, насколько полной и полезной была размещенная на нашем сайте информация о том, Как установить лебедку на зил 130 видео .


Рис. 1. Лебедка: 1. 6, 13 — масленки; 2 — упорное кольцо муфты; 3 — муфта включения барабана; 4 — вилка включения барабана; 5 — передняя поперечина; 7 — предохранительная скоба; S — направляющий ролик троса; 9 — направляющая троса; 10 — трос лебедки с крюком; 11 — редуктор лебедки; 12 — барабан; 14 — гайка скобы крепления троса; 15 — карданный вал привода лебедки; 16 — рычаг включения коробки отбора мощности; 17 — коробка отбора мощности; 18 — тормозная колодка барабана; 19 — палец вилки включения барабана; 20 — поперечина; 21 — траверса; 22 — подшипник вала барабана

Вал барабана вращается на трех бронзовых втулках (подшипниках), из которых две установлены в картере редуктора и одна— в траверсе. Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к поперечинам. Передняя поперечина крепится к буферу, задняя — к поперечине рамы.

Подшипник вала барабана в траверсе смазывается через масленку, а поверхность вращения барабана по валу — через две масленки, расположенные по концам барабана. Подшипники вала барабана, установленные в картере редуктора, смазываются маслом, заливаемым в редуктор и разбрасываемым червячным колесом в процессе работы.

Трос лебедки стальной, нераскручивающийся с металлическим или пеньковым сердечником. На свободном конце троса укреплен крюк, соединенный с тросом через коуш.

Редуктор лебедки собран в чугунном разъемном картере и состоит из однозаходного стального червяка глобоидной передачи и червячного колеса с бронзовым венцом, вала барабана, автоматического тормозного механизма, втулок, подшипников и их крышек. Червячное колесо редуктора установлено на валу барабана на двух шпонках и закреплено от осевых перемещений штифтом. Вал барабана с червячным колесом зафиксирован в осевом направлении шайбой, установленной между торцом картера редуктора и торцом проточки в крышке. Шайба прикреплена к торцу вала двумя болтами, застопоренными проволокой. Отверстие в картере закрыто крышкой. С противоположной стороны, где вал выходит из редуктора, установлена крышка с манжетой, уплотняющей вал для исключения течи масла.

Верхняя половина картера имеет смотровой люк, закрытый крышкой.

Червяк глобоидной передачи установлен на двух конических роликовых подшипниках. Передний подшипник закрыт крышкой с регулировочными прокладками, крышка поджимается болтами.

На заднем конце вала червяка расположены барабан автоматического тормозного механизма и фланец крепления карданного вала. Барабан тормозного механизма установлен на шпонке, а фланец — на шлицах. Эти детали затягиваются к подшипнику гайкой с шайбой, гайка раскернена в паз вала. Барабан тормозного механизма накрыт крышкой, одновременно поджимающей конический подшипник. Под торец крышки подложены регулировочные прокладки, также в крышке размещена манжета для исключения течи масла из редуктора. Крышка барабана с торца закрыта штампованной крышкой, в которой установлено уплотнение, защищающее тормозной механизм от попадания грязи. Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормозного механизма установлено уплотнительное кольцо из меди или паронита.

Торможение барабана осуществляется лентой тормозного механизма с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормозного механизма жестко закреплен в стенке крышки, а другой подпружинен. Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. е; уменьшает торможение. Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание червяка.

При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозным механизмом, незначительно и не препятствует разматыванию троса. В случае среза предохранительного пальца при перегрузке, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормозного механизма становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса. Натяжение ленты тормозного механизма регулируется гайкой. При навинчивании гайки (вращении по часовой стрелке) нажимное усилие пружины увеличивается. Тормозной механизм должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса барабан тормозного механизма не перегревался.

К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине лебедки болтами прикреплены направляющие троса лебедки. Спереди между направляющими размещены направляющий ролик троса и штанга, удерживающая трос от выпадания. Ролик вращается на оси, закрепленной гайками в направляющих. Смазываются подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.

Крутящий момент от коробки отбора мощности к редуктору лебедки передается карданной передачей. Карданный вал трубчатый с приваренными с обоих концов наконечниками. На переднем цилиндрическом наконечнике установлена вилка, зафиксированная предохранительным пальцем. На задний шлицевой наконечник установлена скользящая вилка. Крестовины карданных шарниров размещены в вилках на игольчатых подшипниках. Игольчатые подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами и закрыты уплотнением. Смазывание подшипников проводится через масленку в крестовине.

На автомобилях выпуска до 1979 г. карданная передача состояла из двух валов — переднего и заднего. Передний карданный вал был из единого стержня и имел промежуточную опору, а задний вал был трубчатый. Карданная передача имела три шарнира.

В комплект принадлежностей автомобиля с лебедкой входит блок (полиспаст) лебедки, который используют при необходимости увеличить тяговое усилие лебедки или изменить направление тяги, и трос для крепления блока.

При движении автомобиля трос лебедки должен быть полностью туго намотан на барабан, а барабан — соединен с валом муфтой. Отключить барабан от вала допускается только при разматывании троса вручную.

Для включения лебедки нужно нажать на педаль сцепления, включить передачу в коробке отбора мощности и отпустить педаль сцепления. Наматывать трос следует на передаче для наматывания, а разматывать свободный трос — вручную, не включая передачи, но выключив муфту включения барабана. В отдельных случаях можно для разматывания троса включить передачу.

Для самовытаскивания автомобиля необходимо размотать трос, зацепить его за какой-нибудь неподвижный предмет (дерево, пень, столб и т. д.), включить в коробке отбора мощности передачу наматывания троса и подтянуть трос при частоте 14 … 16 мин-1 вращения вала барабана лебедки (1000 … 1100 мин-1 коленчатого вала двигателя). При самовытаскивании автомобиля на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.

При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует поставить рычаг переключения передач коробки передач в нейтральное положение и затормозить автомобиль. После окончания вытаскивания надо остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в нейтральное положение. Чтобы ослабить трос, нужно поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в положение разматывания троса. Для закрепления троса в положение езды необходимо зацепить крюк троса за передний буксирный крюк, включить в коробке отбора мощности передачу наматывания троса, плавно натянуть его. После этого поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в нейтральное положение.

В случае использования лебедки с применением блока (полиспаста) для увеличения силы тяги при самовытаскивании автомобиля блок должен быть закреплен за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за один из передних буксирных крюков автомобиля. Если блок применяется для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля , его закрепляют за опорный предмет, а крюк троса — за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля. При использовании блока для увеличения силы тяги при вытаскивании другого автомобиля его закрепляют за крюк этого автомобиля, а крюк троса — за предмет, служащий опорой.

При пользовании лебедкой необходимо соблюдать следующие правила.
1. Тяговое усилие на тросе не должно превышать 45 кН. Для получения большего усилия надо применять блок.
2. Рабочая длина троса не должна превышать 65 м, остальная часть троса (не менее трех-четырех витков) должна остаться намотанной на барабан.
3. Максимально допустимая температура масла в редукторе при работе лебедки 130 °С.
4. Разматывать трос следует вручную. Допускается включать передачу для разматывания троса, при этом надо вручную подтягивать трос.
5. Угол расположения троса по отношению к оси автомобиля (в горизонтальной плоскости) не должен превышать 15°, при этих углах длина подтягивания должна быть не более 10 … 12 м троса. При большем угле применять блок.


Рис. 2. Схемы использования лебедки с применением блока (полиспаста): 1 — блок; 2 — неподвижный предмет

Категорически запрещается:
1) пользоваться тросом лебедки для буксирования автомобиля;
2) включать передачу заднего хода автомобиля во время работы лебедки;
3) переключать передачи во время подтягивания автомобиля под большой нагрузкой и при обратном движении автомобиля с горы;
4) находиться возле троса, направлять укладку витков троса во время работы лебедки;
5) закладывать в отверстие вилки карданного шарнира болт или другие детали вместо специального предохранительного пальца;
6) допускать движение автомобиля с отключенным от вала барабаном лебедки.

В случае неправильной укладки витков троса на барабане и неисправной работы механизмов следует остановить лебедку. Останавливать лебедку необходимо прежде всего выключением сцепления, а затем выключать передачу в коробке отбора мощности. Если обнаруживается чрезмерный нагрев масла в редукторе, что видно по обильному парообразованию, лебедку следует остановить для охлаждения масла и установить причину нагрева.

При разборке редуктора запрещается снимать барабан тормозного механизма червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в манжету. Это приводит к разрушению манжеты и выходу ее из строя. Для того чтобы болты не упирались в манжету, следует ввернуть болты на 7 … 8 мм, зацепить съемником за болты и снять барабан.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание лебедки заключается в проверке и подтяжке всех деталей крепления, смазывании подшипников, добавлении или смене масла в редукторе, проверке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке и регулировке осевого зазора вала барабана, регулировке зацепления червячной передачи.

Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в верхней части редуктора до уровня контрольного отверстия. После 15 … 20 подтягиваний надо проверять уровень масла. При необходимости следует добавлять масло до контрольного отверстия. Применяется масло ТМ-3 — 18 (ТСп-15К или ТАП -15В в качестве заменителя). Масло нужно менять 1 раз в год (осенью) при СО. Сливается масло через сливное отверстие в нижней части картера.

Карданные шарниры, шлицевое соединение карданного вала привода, вал барабана, наружный подшипник вала, ось вилки включения, муфта включения барабана смазываются солидолом при ТО-2.

При появлении осевого зазора червяка или при замене червячной пары необходимо регулировать конические роликовые подшипники. Прежде всего при обнаружении осевого перемещения вала червяка следует затянуть болты крепления крышек подшипников. Если зазор не устраняется, нужно провести регулировку.

Конические роликовые подшипники следует отрегулировать с предварительным натягом. Момент проворачивания вала червяка должен быть 0,2 … 0,6 Н-м. Подшипники червяка регулируют изменением числа прокладок под крышками. Если вал червяка вращается свободно, то необходимо убрать прокладки равной толщины из-под обеих крышек. Если для вращения вала нужно приложить крутящий момент больше указанного, следует добавить прокладки одинаковой толщины под обе крышки. При регулировке подшипников должны быть сняты червячное колесо с валом и барабаном, фланец, барабан тормозного механизма. Разница толщины регулировочных прокладок под крышками должна быть не более 0,1 мм. Изменять толщину прокладок под крышками необходимо при регулировке зацепления червячной пары по пятну контакта.

По мере износа торцов картера редуктора крышки или упорной шайбы увеличивается осевой зазор вала барабана и смещение пятна контакта зацепления. В этом случае нарушается зацепление червячной пары и возрастает износ зубьев, возможно разрушение венца червячного колеса.

Вал барабана с червячным колесом после регулировки зацепления должен вращаться свободно, но допустимый осевой зазор должен быть не более 0,1 мм. Осевой зазор измеряют на торце вала барабана при перемещении колеса в осевом направлении. Упорная шайба должна быть притянута к валу болтами и закрыта крышкой.

Пятно контакта по высоте зуба регулируют перемещением червяка относительно червячного колеса. Для этого необходимо переложить часть регулировочных прокладок из-под крышки одного подшипника под крышку другого, не меняя отрегулированного предварительного натяга подшипников.

Червячная передача работает надежно только при условии правильного зацепления. Неправильная регулировка пятна контакта и предварительного натяга подшипников является причиной повышенного нагрева редуктора при работе.

Читайте также: