Лаковая миниатюра своими руками мастер класс

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 16.09.2024








Палех – это довольно молодая школа лаковой миниатюры.
Она была организована в 1924 году. До революции 1917 года здесь процветала иконопись, причем иконы писались исключительно для богатых аристократов, реже – для мещан. Здесь часто использовали золото, очень тщательно прорабатывали даже мельчайшие детали.
Однако с приходом советской власти иконы перестали быть востребованными, а вот миниатюра стала популярной. Поэтому отличительными чертами именно этой живописи стали: черный (обязательно) фон; четкая проработка всех деталей; удлиненная форма лиц героев, напоминающая по стилю иконописные.


















Живые традиции народов России

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России запись закреплена

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПАЛЕХСКИХ ШКАТУЛОК

Поверхность под живопись выравнивается, зачищается шкуркой и грунтуется до трех раз. Грунт состоит из сажи, речной глины и олифы (вареное масло); наносится три раза щетинной кистью и выравнивается ровной дощечкой – шпателем. Каждый слой просушивается, шлифуется и зачищается пемзой.

После грунтовки на наружные стороны поверхности наносится сажа, растворенная на масляном лаке несколькими слоями. После просушки чёрные поверхности покрывают три-четыре раза чёрным лаком. Внутренние части изделия покрываются красным лаком. Затем весь полуфабрикат покрывают светлым лаком. После специальным образом поверхность подготавливается под рисунок и живопись. Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и лучше наносился рисунок, перед началом росписи нужные плоскости “рыхлят” – зачищаются порошком пемзы, таким образом поверхность становится матовой. Готовый полуфабрикат поступает к художникам. Художники работают за специальными столами с отверстиями для росписи шкатулок из папье-маше.

Мир палехской миниатюры своеобразен: он одновременно условен и реален. Излюбленные сюжеты: мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, охоты, рыбной ловли, хороводов, плясок, несущихся троек, песни о Волге, о Степане Разине. Часто художники обращаются к сказкам и поэмам А.С. Пушкина, любят сюжеты из русских народных сказок и былин.

Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, - все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям, а потому так близко и дорого русскому сердцу.

Бывшие иконописцы сумели сохранить в лаковой миниатюре свое старое искусство – живопись темперными красками и свой оригинальный, условно-плоскостной характер изображений, манеру подачи целого ряда изобразительных атрибутов. Тем самым, они дали новое творческое развитие многовековой системе древнерусской живописи. Перестраивая ее, палешане перешли к черному лаковому фону, которого не было в иконе: все краски на черном резко выделялись границей цветовых пятен, и поэтому особенную выразительность приобретали силуэт, линия контура и разделка формы пробелами. Черный фон объединял сочетание графичности, орнаментальности с тонкой живописностью. Он прекрасно сочетался с различными цветовыми гаммами, приобретая от этого различное качество: от бархатистой глубины до непроницаемости холодного блеска лака. Изменив характер живописи, палешане связали ее с предметом так, что миниатюра не выглядела наклеенной картинкой, а органично объединялась с формой и назначением изделия.

Перед каждым мастером необходимые принадлежности. На столе подручник – деревянная скамеечка высотой 4 сантиметра. На нее художник кладет руку, чтобы удобнее было вертикально держать кисть при росписи тончайших линий узоров. Линейка на низких подставках отделяет руку мастера от поверхности вещи. Тут же – нечто, похожее на гребенку с зубьями, расположенными на разных расстояниях друг от друга. Гребенка нужна для росписи миниатюрных рисунков на кузовках (внутренних поверхностях шкатулок). Миниатюрное письмо требует большой тщательности и точности. Иногда миниатюра создается на совсем маленьких поверхностях в 3 -4 квадратных сантиметра, но и при этом она не теряет всю сложную последовательность живописной работы, подробности и детали выполняемого сюжета. Изделия расписывают, пользуясь лупой, и рассматривать их тоже лучше при сильном увеличении.

Перед нанесением рисунка, художник разрабатывает сюжет, переносит рисунок на кальку или другую прозрачную бумагу. После этого оборотная сторона рисунка натирается пальцем сухим порошком мела или белил. Эту заготовку кладут на поверхность шкатулки, чтобы бумага с рисунком не сдвигалась, ее временно приклеивают к поверхности шкатулки. Затем художники цировкой (тупая игла, вставленная в штылек – деревянный череночек) обводят рисунок, таким образом они переносят его с эскиза на матовую поверхность шкатулки. Когда рисунок снимают, на черной поверхности остаётся чёткий белый отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы рисунок остался четким.

Для того чтобы черный фон, поверх которого наносятся краски, не глушил их, не вносил тусклость, выполняется белильная подготовка – все фигуры, одежда, пейзаж, архитектура и другие детали прописываются белым цветом. Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску). Уже на этой стадии закладывают основу цветового решения. На те места, где будут светлые тона, кладут белила в несколько слоев. Для получения большей плотности красок многие мастера подготовку белилами производили до трех-четырех раз.

Живописный процесс начинается – с роскрыши – цветового оформления шкатулки. Белильный рисунок покрывают локальным цветом от одного до трех-четырех раз. Этим достигаются плотность, непрозрачность красочного пятна. Под конец роскрышь может выполняться плавями-лессировками, что создает прозрачность, легкость тона.

Следующий этап – роспись. Прорисовываются по роскрыши темным тоном все контуры и детали, а затем выявляют теневые и световые части композиции. Этот процесс называется приплавкой.

Последний этап – окончательная отделка красками объемов всех мелких деталей предметов шкатулки. Палехские художники унаследовали от древнерусских мастеров тонкое понимание красочного материала, извлекая из него тончайшие живописно-декоративные эффекты, по-разному заставляя звучать один и тот же цвет. Каждый мастер, несмотря на каноничность традиционной системы техники темперы, сохраняет живость индивидуального приема самого наложения краски. Многие владеют приемом письма жидкой краской, называемой в древней живописи методом “налива”. Он заключается в искусности извлечения эффектов из неровно растекающейся краски, что создает особую вибрацию цвета. Некоторые художники используют прием раскрытия цвета “всухую”, т. е. густой краской при последовательном нанесении слоев. Получается ровный, плотный красочный слой, насыщенный цвет. Тончайших живописных эффектов позволяет достичь прием “плавей”. Техника этого приема заключается в том, чтобы поддерживать высветленную краску в жидком состоянии, постепенно вводя в нее все более светлую и сокращая каждый раз площадь ее растекания. В конечном итоге получаются ровные, незаметные переходы от одного тона к другому. Плавями или лессировками писались пробела. Они также употреблялись и в “роскрыше”, в цветовой нюансировке пейзажа, придавая особый оттенок горкам, воде, палатам. Для выделения формы в местах тени производится тушевка, создающая объем. Тушевка выполняется цветом темнее, но в пределах общего тона. Например, по разбельной зелени – чистой зеленью. Тушевка делается штрихом или плавью. Применяются по старинному иконописному приему пробела, блики. Слой живописи тонок, он как бы вливается в черную глубину лаковой поверхности. Как прием старых иконописцев палехскими мастерами миниатюры постоянно использовались “оживки”, “пробела” и прочие секреты древней живописи.

Далее готовую красочную поверхность изделия готовят к росписи золотом. Дважды лакируют, так как незакреплённый лаком живописный слой может впитывать золото. Изделие просушивают, затем вновь пемзуют, уничтожая блеск лака до матовости. Это делается для того, чтобы золото не скользило по лаку, а прочно закрепилось на матовой поверхности. Порошок пемзы с оттёртой поверхности смахивается гусиным пером.

Процесс приготовления золота долгий. Занимает около полутора часов. Твореное золото делается из тонкого листа сусального золота, предварительно тщательно дробленого и растертого пальцем, и смешанного с гуммиарабиком (особый растительный клей – сок горной дикой акации) и водой. Когда золото готово, оно перестает пузыриться и тянуться за пальцем. После этого в полученный состав добавляют воду и ставят отстаиваться, спустя двадцать минут воду сливают, а золото просушивают, держа над лампой. Работают золотом как акварелью. Для письма берут самую тонкую кисть. Ее сначала обмакивают в воду, затем в золото. Краска должна легко сходить с конца кисти, чтобы дать упругую тонкую линию. Прописываются все детали: то это блики света, круглящие форму, то расшитые одежды, то узорная разделка листьев деревьев, архитектуры, горок. Золотом пишется и орнамент вокруг миниатюры, на боковых стенках и внутри изделия. В палехских лаках роспись золотом является одним из важных процессов, завершающих отделку миниатюры и всего произведения в целом. Работа золотом требует от мастера большого умения и тонкости. Сусальное золото не блестит. Чтобы золотой орнамент приобрел блеск, его полируют, проводят тихонечко по росписи агатом в виде конуса, зубом волка или собаки. Зубы этих животных имеют наиболее гладкую, твердую поверхность. Иногда в росписи, наряду с золотом, применяется серебро. Серебро творится так же, как и золото, только дольше. Реже применяют алюминиевую пудру.

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось пять лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до четырёх лет. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра.

В настоящее время существует несколько различных кооперативов и мастерских, успешно работающих в Палехе. Но некоторые художники работают самостоятельно. В творчестве каждого из них техника, несмотря на общие закономерности, приобрела глубоко индивидуальное выражение. Мастер отражает в материале искусства свою жизнь, свою образность. В самом наложении красок и начертании тонких линий палехские мастера проявляют много вкуса и поэтичности. Вот почему так трудно поддаются копировке их произведения.

Ивановский областной координационно-методический центр культуры и творчества


Лаковая миниатюра известна благодаря предметам декоративного искусства. Это ремесло чаще других ассоциируется с сувенирами и практически не имеет отношения к ювелирному делу.

Долгое время украшения в этой технике создавались мастерами одиночками. Однако сегодня появилась возможность по-новому взглянуть на художественные возможности техники лаковой миниатюры: марка Larina. Jewellery Accents первой начала применять эту технику для создания эксклюзивных женских украшений.

История лаковой миниатюры

За время существования технология создания многослойной росписи в лаковой миниатюре мало изменилась. Зато художественные возможности значительно расширились — во многом благодаря разнообразию используемых в этой живописи материалов.

Технология живописи

Многослойная живопись выполняется масляными красками по декоративным металлическим грунтам с использованием сусального и твореного золота, перламутра, серебряной и бронзовой декоративных паст. Каждый слой росписи покрывается лаком и в течение шести часов сушится в печи. Для полировки используются специальные полировочные пасты.

Эскиз росписи прорабатывается на бумаге, а затем с помощью кальки переносится на заготовку, покрытую металлическим грунтом. Сама роспись происходит в три этапа.

На первом – рисунок наносится крупными цветовыми пятнами без детальной проработки. Затем заготовку сушат в печи на протяжении 6 часов при температуре 60 градусов. Это позволяет пигментам закрепиться на грунте. После чего первый слой росписи покрывается лаком и вновь отправляется в печь на 4-6 часов.

На третьем этапе, после матирования поверхности, художник прорисовывает самые сложные элементы, расставляет акценты твореным золотом. После чего художественная вставка с уже готовым рисунком просушивается в печи и покрывается лаком.

_VM_3514

Каждая сторона, каждая грань прорабатывается отдельно. Это означает, что только на изготовление росписи для одного украшения уходит несколько дней.

Уже расписанную ставку покрывают несколькими слоями лака. Каждый просушивают в печи, матируют, а затем наносят следующий. Это придает объем, блеск и прочность украшению. Последний слой полируется специальной пастой.

Краски и другие материалы в лаковой миниатюре

Лаковую миниатюру можно создавать разными красками, как с плотными, так и прозрачными пигментами. В живописи также используют сусальное и твореное золото, перламутр. Все эти материалы дарят безграничные возможности для выражения художественных замыслов миниатюристов.

Металлические грунты серебряного и золотого оттенков придают росписи объем и внутреннее свечение. Использование перламутра придает рисунку особые светоотражающие свойства, делая его еще более привлекательной. Этот материал часто используют при написании пейзажей или неба. Сусальное золото, которое используют как базу, так и для оформления отдельных элементов, делает живопись по-настоящему драгоценной.

Создание ювелирных украшений требует более тонкой работы миниатюриста из-за сравнительно небольшого размера и обилия мелких деталей. Кроме того, для этого ремесла не свойственна орнаментальная роспись, а именно она наиболее выигрышно выглядит на украшениях.


Ювелирная работа

В ювелирных украшениях с лаковой миниатюрой драгоценная часть остается на вторых ролях. Золото и камни являются достойным обрамлением для живописи.

Несмотря на скромную роль ювелирной части, такие украшения сложны в исполнении. Лаковая миниатюра -деликатный и нежный материал, с которым справится далеко не каждый ювелирный мастер. Дело в том, что любое воздействие металла может повредить эту художественную вставку.

Работая с драгоценными камнями, ювелир может подгибать элементы оправы, подрезать край, постукивать молоточком. Для лаковой миниатюры такое воздействие может быть губительно. Металл не должен входить в трение с лаковой миниатюрой, иначе он повредит лак и роспись.

Художественная вставка помещается в уже отполированную оправу, как влитая, с первой попытки. Это драгоценное обрамление становится не только декоративным элементом украшения, но и защитой живописи от повреждений.


Как ухаживать за лаковой миниатюрой

Украшения с лаковой миниатюрой будут радовать вас долгие годы и десятилетия, если быть к ним внимательными. Художественная вставка любит бережное обращение. Протирайте ее только сухой мягкой тканью – мелким бархатом или фланелью.

Роспись под лаком надежно защищена от повреждений, однако сам лак может быть поврежден по неосторожности. Желательно избегать длительного воздействия влаги на лаковую миниатюру.

Как и любые другие украшения, драгоценности с лаковой миниатюрой рекомендуется хранить отдельно от остальных украшений. Острые или шероховатые поверхности могут поцарапать лак. Ультразвуковая чистка даже в ювелирной мастерской также может повредить лак.

Бумажная радуга ремёсел

В 35 км от Москвы находится старинное русское село Федоскино - старейший центр русской лаковой миниатюрной живописи. Здесь возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
Лаковая миниатюра Федоскино – один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, являются истинным народным промыслом. На шкатулки Федоскино дается столетняя гарантия. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника.

Я очень люблю разные шкатулочки и коробочки, поэтому захотелось сделать что-нибудь в федоскинской технике. Я не художник, поэтому использовала распечатки на принтере.

В 35 км от Москвы находится старинное русское село Федоскино - старейший центр русской лаковой миниатюрной живописи. Здесь возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Лаковая миниатюра Федоскино – один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, являются истинным народным промыслом. На шкатулки Федоскино дается столетняя гарантия. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Я очень люблю разные шкатулочки и коробочки, поэтому захотелось сделать что-нибудь в федоскинской технике. Я не художник, поэтому использовала распечатки на принтере. (фото 1)

Прямоугольную шкатулку я склеила из листов упаковочного картона, а круглая сделана на основе бобины от скотча.

Прямоугольную шкатулку я склеила из листов упаковочного картона, а круглая сделана на основе бобины от скотча. (фото 2)

Шкатулки я загрунтовала черной краской, распечатала понравившиеся картинки, приклеила, сделала подрисовку и покрыла в несколько слоев лаком.
Тема круглой шкатулки - маки, на прямоугольной шкатулке показаны картинки ухаживаний молодыми людьми за девушками.

Шкатулки я загрунтовала черной краской, распечатала понравившиеся картинки, приклеила, сделала подрисовку и покрыла в несколько слоев лаком. Тема круглой шкатулки - маки, на прямоугольной шкатулке показаны картинки ухаживаний молодыми людьми за девушками. (фото 3)

Маковая шкатулка. Распечатку чуть подкрасила, нарисовала по краю простенький орнамент, залакировала.

Маковая шкатулка. Распечатку чуть подкрасила, нарисовала по краю простенький орнамент, залакировала. (фото 4)

Внутри покрасила красной краской, чтобы приблизить свою работу к настоящим шкатулкам.

Внутри покрасила красной краской, чтобы приблизить свою работу к настоящим шкатулкам. (фото 5)

Вид сбоку. Небольшой орнамент по всей окружности, точки по нижнему кругу. Использовала акриловые краски.

Вид сбоку. Небольшой орнамент по всей окружности, точки по нижнему кругу. Использовала акриловые краски. (фото 6)

Прямоугольная шкатулка. Крышка и передняя часть украшена распечаткой с подрисовкой, по бокам небольшой орнамент.

Прямоугольная шкатулка. Крышка и передняя часть украшена распечаткой с подрисовкой, по бокам небольшой орнамент. (фото 7)

Картинка на крышке - немного затонировала по краям, кисточкой нарисовала точки и узор в уголках.

Картинка на крышке - немного затонировала по краям, кисточкой нарисовала точки и узор в уголках. (фото 8)

Картинка на передней стенке.

Картинка на передней стенке. (фото 9)

Узор по бокам шкатулки.

Узор по бокам шкатулки. (фото 10)

Начиналась история промысла села Федоскино с обыкновенных лаковых козырьков из папье-маше для киверов – головных уборов солдат и офицеров русской армии. Делали их на небольшой фабрике купца П.И. Коробова.

Стремясь увеличить доходы, Коробов наладил на своей фабрике производство лаковых изделий, первыми из которых были недорогие табакерки, на крышки которых наклеивали бумажные картинки-гравюры, а затем покрывали светлым лаком. Табакерки легко находили спрос, картинки на табакерках были своеобразной народной газетой, т.к. изображения отражали наиболее важные события того времени.

Потом стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего полезного в хозяйстве.

Лишь в начале 19 в. лаковые изделия стали украшаться художественной росписью.

Тогда фабрика перешла к зятю Коробова, а позднее к его сыну А.П. Лукунину. Тот расширил производство, организовал при фабрике рисовальную школу, где стали учиться молодые художники фабрики. Фабрика стала изготовлять различные изделия: коробочки, шкатулки, обложки для альбомов, чайницы, подносы. На каждом изделии была тщательно и грамотно выполнена миниатюра. Постепенно на фабрике стал создаваться свой русский, федоскинский стиль миниатюрной живописи. Федоскино стало центром русской живописи на папье-маше.

Федоскинские шкатулки изготовляются из папье-маше, которое делают в свою очередь из картона.
Работа над федоскинским лаковым изделием начинается с изготовления коробочек из папье-маше. Для этого древесный картон режут на длинные полосы, их смазывают клеем и набивают на форму будущей шкатулки, затем обжимают прессом. Полученную заготовку сушат на воздухе, проваривают в льняном масле, снова сушат в герметических шкафах при температуре 100 градусов целую неделю. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины – его можно резать и даже обрабатывать на токарном станке.



В крышечку врезают шарниры, затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри ярко-красной киноварью. Каждый слой лака и эмали просушивают при температуре 70 градусов в течение 6 часов.
После коробочка попадает в руки художника. В искусстве Федоскино находит воплощение песенно-фольклорная тематика, особенно сказки, исторические и жанровые сюжеты, также очень характерны пейзажи, которые воспроизводят природу Подмосковья. Один из излюбленных сюжетов - это русская тройка, а художники, которые специализируются на этом сюжете, так и называются "троечники", несмотря на отличную манеру письма.



В современном Федоскино находятся Музей лаковой миниатюры и собственно фабрика, производящая яркие, расписанные маслом шкатулки.

Читайте также: