Крейсер варяг своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 16.09.2024

Жертва "новых технологий"
. Интернет может познакомить каждого желающего с несколькими фотоснимками "Варяга". На одном - четырехтрубный крейсер на рейде. На другом - этот корабль, лежащий на борту в бухте Чемульпо. Часть борта и палубы остались над водой. Хорошо видны стволы орудий. Есть и третий снимок: четырехтрубный корабль, пришвартовавшийся к коммерческой пристани Владивостока. На корме развевается японский флаг. Первый снимок датирован 1903 годом, второй 1904-м, третий сделан в 1916 году. На всех снимках - крейсер "Варяг".

Это был корабль-неудачник. Его строители - американская фирма "Крэмп и сыновья" - постарались вложить в него последние достижения кораблестроения. Но технологически не отлаженные новшества стали бедой корабля. Большим позором для крейсера, например, обернулся его визит в немецкий порт Киль, куда он прибыл в качестве эскортного корабля императорской яхты "Штандарт". Из-за неожиданной аварии в машине "Варяг" не смог сопровождать царскую яхту обратно в Россию. Эскортировать ее по Балтике пришлось эскадре германских крейсеров.

Выяснилось, что красавец "Варяг" проектную скорость - 23 узла - развить не способен. Максимум - это 19 узлов, далее начинаются поломки в машине и в котлах.

Из докладной записки начальника Главного морского штаба контр-адмирала Рожественского: "После первого ремонта скорость хода крейсера составила 19 узлов, после второго упала до 16. Какой она будет после третьего, предсказать никто не берется".

Малая скорость означает службу в учебном отряде либо пожизненный пост дипломатического стационера в какой-либо второстепенной державе. Так, корабль, которым уже год командовал гвардейского экипажа капитан I ранга Руднев, оказался в декабре 1903 года в корейском порту Чемульпо, где ему предстояло заменить ветерана Тихоокеанской эскадры - канонерскую лодку "Кореец".

Бодался теленок с дубом.
9 февраля 1904 года (27 января по старорусскому календарю) командиры иностранных кораблей-стационеров в Чемульпо получили послания от командующего японской эскадрой адмирала Уриу. Он предлагал иностранным кораблям покинуть порт, так как японская эскадра начинает обстрел стоящих на рейде русских кораблей. Капитан "Варяга" тоже получил предложение вместе с "Корейцем" покинуть порт - чтобы обезопасить "нейтралов". Старший штурман Беренс (через 20 лет он станет начальником Главного морского штаба РККФ) предложил Рудневу вместо боя вывести на портовый фарватер "Варяг", "Кореец", а также пароход "Сунгари" и там их затопить. После этого японские суда долго не смогут использовать порт. А вооруженные экипажи русских кораблей по плану штурмана должны через Корею пробиваться в Маньчжурию либо русское Приморье.

За время непродолжительного боя с шестью крейсерами "Варяг" успел выпустить около сорока шестидюймовых и несколько десятков трехдюймовых (абсолютно бесполезных) снарядов. Почти что все они пролетели мимо японских кораблей или не долетели до них. А адмирал Уриу больше всего боялся, что его командоры потопят "Варяг", который японцы справедливо имели в виду как будущий трофей, и потому постоянно напоминал артиллеристам эскадры, чтобы они стреляли только осколочными снарядами. Вот почему в бою погибло так много русских моряков - сто двадцать два человека были убиты и ранены, потому что японцы не хотели топить будущий боевой приз и лишь сметали с палубы "Варяга" шрапнелью орудийную прислугу!

Как предупреждение об опасности "Варяг" все же получил в борт два бронебойных снаряда, и на нем поняли, что пора отступать. Крейсер шел впереди, а "Кореец" прикрывал его бегство в Чемульпо. Расстояние между противниками сократилось до "убойной дистанции" двух с половиной миль, и тогда в бой вступил главный калибр старой канонерской лодки. Первым же выстрелом "Кореец" отправил на дно японский миноносец, от снарядов "Корейца" возник пожар на тяжелом крейсере "Асама", получив повреждения, вышли из боя два легких крейсера японцев.

Врагу не сдается наш гордый "Варяг"!
Русские корабли благополучно вернулись в порт, где их терпеливо дожидался владивостокский пароход "Сунгари", принадлежащий Обществу морского пароходства КВЖД. Решение об уничтожении кораблей Руднев принимал, уже ни с кем не советуясь.

Канонерскую лодку вывели к острову Идельми, верхнюю палубу разрушили взрывами, а затем отправили корабль на дно. На "Варяге" взрывов не устраивали. Экипаж, прихватив личные вещи и казенные ценности, просто перешел на иностранные корабли, а трюмная команда открыла кингстоны. Через три часа крейсер аккуратно лег на левый борт на мелководье вдоль берега бухты. Погибших в бою нижних чинов захоронили в Чемульпо. Тело погибшего в бою мичмана графа Нирода вместе с командами русских кораблей через нейтральные порты было доставлено в Россию.

Первый морской бой русско-японской войны был красочно описан иностранными журналистами. Вдохновленный газетной статьей немецкий поэт Рудольф Грейнц пишет о "Варяге" стихотворение, которое уже 25 февраля 1904 года поместил на своих страницах журнал "Югенд". Размер стихотворения хорошо лег на музыку одного из немецких маршей, и вскоре песню о "Варяге" распевала вся Германия. В апреле стихи Грейнца с параллельным переводом, сделанным поэтессой Студенской, напечатал петербургский "Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки". Так началась литературная слава крейсера.

Кому - бесславье, а кому - бессмертие
Она же спасла Руднева. Первоначально его за сдачу крейсера хотели отдать под суд. Но затем (когда выяснилось, что порт-артурская эскадра за первые два дня войны потеряла, не сделав даже выстрела, девять кораблей) для поднятия боевого духа бой при Чемульпо стали считать моральной победой и подвигом. Тем более что канонерская лодка все же потопила один японский миноносец. Наградили всех.

Но пути капитана I ранга Руднева и капитана II ранга Беляева - командира "Корейца" - на том стремительно разошлись. Руднев после следствия был произведен в контр-адмиралы и немедленно отправлен в отставку. Общим решением Санкт-Петербургского и Кронштадского Морских собраний ему было запрещено их посещение. Он уехал в свое имение в Тульской губернии, где скончался в 1913 году.

Беляев был произведен в капитаны I ранга и назначен капитаном эскадренного броненосца "Екатерина". В ноябре 1907 года он становится командиром линкора "Георгий Победоносец", но вскоре умрет на борту своего корабля.

После окончания войны японцы "Варяг" подняли. В штабе адмирала Того, убедившись в незначительных боевых качествах призового крейсера, переобозвали в "Сойю" и определили в учебный отряд, где он прослужил до 1916 года.

23 декабря 1911 года останки 16 русских моряков крейсера "Варяг" и канлодки "Кореец", погибших в бою или скончавшихся в японском госпитале от тяжелых ранений, были доставлены из Чемульпо во Владивосток и на следующее утро без пиетета захоронены на Морском кладбище. Позднее на могиле был установлен обелиск, увенчанный крестом с высеченным на нем знаком ордена Георгия Победоносца. Но на мемориальной надписи указывалось, что это братская могила моряков крейсера. О погибших с "Корейца" тогда уже просто забыли. Справедливость восстановили лишь недавно, и отнюдь не военные моряки.

В 1916 году "Варяг" вместе с быстроходными броненосцами "Пересвет" и "Победа" был у Японии выкуплен. Броненосцы ушли в Средиземное море, а крейсер отправили в Англию на капитальный ремонт и модернизацию. Там он несколько лет ржавел на заводе (некому было оплачивать работы), а позже (уже новой, советской властью) был продан Германии на слом. Во время перехода штормом в Ирландском море "Варяг" выбросило на скалы. Там он длительно разрушался штормами и волнами вплоть до середины двадцатых годов, пока его не порезали на месте и не отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.

В русском флоте издавна существовала хорошая традиция. Имя корабля, совершившего подвиг или героически погибшего, передавали другому кораблю. Так, в 1908 году во владивостокском отряде появился контрминоносец "Стерегущий", а в 1914 году воды Балтики бороздили самый лучший в мире эсминец "Новик", крейсер "Рюрик", линкоры "Петропавловск" и "Севастополь". Несла охрану русских берегов на Аландских островах канонерская лодка "Кореец". После русско-японской войны в Российском императорском флоте имя "Варяг" (а крейсер был не первым кораблем России с этим именем) не носил ни один корабль.

Но Сталину нужны были герои. Не реальные, полившие страну и Европу своей кровью в Великую Отечественную, а выдуманные и идеальные, так сказать. В 1946 году "Союздетфильм" и режиссер Валерий Эйсымонт (он еще "Судьбу барабанщика" потом снял!) выполняют госзаказ на героев - появляется фильм "Крейсер "Варяг", где неправда - все! Имя "Варяга" возвращается флоту - сначала это крейсер, потом авианосец, наконец - флагман ТОФ. Интересно, что нынешний "Варяг" - это бывший крейсер "Червона Украина". А вот этого имени флоту стыдиться было незачем!

Журнал Корабли России Крейсер Варяг

Построй свой корабль-герой!

    Длина: 127 м
    Ширина: 15,9 м
    Водоизмещение: 6500 тонн
    Запас хода: 5000 миль
    Осадка: 6,3 м
    Скорость хода: 23 узла
    Орудия:
    · 152 мм – 12 шт.
    · 75 мм – 12 шт.
    · 63,5 мм – 2 шт.
    · 47 мм – 8 шт.
    · 37 мм – 2 шт.

Модель крейсер Варяг

Параметры модели:

Для изготовления деталей модели используются следующие материалы:

  • ХДФ – 3 мм
  • Березовые и буковые рейки для обшивки корпуса
  • Бронзовые листы для деталей фототравления
  • Березовый шпон в качестве настила палуб
  • Пластик АБС
  • Стальной пруток
  • Мононить для такелажа

Модель крейсера Варяг из журнальной серии Корабли России

Журнал Корабли России: Варяг

В каждом номере журнала:

Модель крейсера Варяг от ооо Моделист

Рекомендованная цена:
первого выпуска – от 50 до 75 рублей.
второго выпуска – от 70 до 105 рублей.
с третьего выпуска – от 100 до 150 рублей.
Периодичность: еженедельно

Всего 80 выпусков.

Рекламное видео

Форум

Под вывеской подвига часто скрывается разгильдяйство и военная некомпетентность. Решение действовать по шаблону породило героический миф, но убило корабль.

Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!





Ни в коем случае не хочу упрекнуть экипаж крейсера и его командира в недостатке личного мужества. Его-то было проявлено даже в избытке! Недаром, кроме русского ордена св. Георгия IV степени, Руднева в 1907 г., уже по окончании войны, наградила еще и Япония. Он получил от микадо орден Восходящего Солнца в знак признания неопровержимой отваги.


Неброское, но правильное решение. Так и видится мне отрадная картина. Ранним утром 27 января 1904 года безо всяких оркестров и исполнения гимнов при прохождении мимо застывших на рейде иностранных кораблей, где несут они почетную службу стационеров, выскальзывает из гавани узкий длинный корабль в боевой оливковой раскраске и летит, что было сил, мимо ошалевших японцев в Порт-Артур. И на нем — мичман Нирод (уцелевший!) и мичман Лобода, которого никто не расстреляет в 1920-м. И все 570 матросов и офицеров, вплоть до вольнонаемного ресторатора Плахотина и матроса 2-й статьи Михаила Авраменко, с которого начинается список погибших, и матросов Карла Спруге и Николая Нагле (явно — эстонцев!), ближе к концу этого скорбного перечня покоящихся!

В общем, если ты бегун, БЕГИ! И не связывайся с дуболомами. Героем не станешь. Но жить будешь. Лучше петь песни, чем знать, что про тебя их споют другие.

ВАРЯГ_1901.jpg

Содержание

История создания

Предпосылки к созданию

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

Постройка и испытания

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка, кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского, а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.





Описание конструкции

Корпус

Корпус крейсера был выполнен с полуба­ком, что улучшало его мореходные качества в штормовом море. Осно­вой корпуса являлся киль, заключенный между штевнями. Фундаменты 30 паровых котлов системы Никлосса устанавливались на настиле второго дна корабля. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м. Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котель­ных отделений, располагались угольные ямы. Кроме своего прямого назначения, они также выполняли защитные функции, образуя бруствер вокруг жизненно важных механизмов и систем корабля. В носовой и кормовой оконечностях корабля размещались погреба с боезапасом, сведённые в две компактные группы по девять помещений, что упрощало их защиту от поражения противником.

Бронирование

Все жизненно важные механизмы, ма­шины, котлы и погреба прикрывались бро­невой карапасной палубой. Общая толщина горизонталь­ной бронепалубы составляла 38 мм. Скосы палубы спускались к бортам на 1,1 м ниже ватерлинии, их толщина составляла 76 мм. Распространение воды из бортовых отсеков, при получении пробоины, задерживали ограничивающие продольные переборки, отстоявшие от борта на 1,62 м в машинных и на 2,13 м в котельных отделениях.

На скосах броневой палубы вдоль борта выгораживались отсеки — коффердамы, предназначавшиеся по проекту для заполнения целлюлозой, отчего впоследствии было решено отказаться из-за её недолговечности. Таким образом, крейсер опоясывался своеобразным защитным бруствером толщиной 0,76 м и высотой 2,28 м, не допускавшим проникновения воды через пробоины у ватерлинии.

Вокруг дымоходов, свето­вого люка, приводов руля, элеваторов (подъёмников) по­дачи боеприпасов и других устройств, про­ходивших через броневую палубу, были установлены броневые прикрытия. Усилен­ную защиту имели и дульные части торпед­ных аппаратов.

Энергетическая установка и ходовые качества

Четырехцилиндровые машины тройного расширения мощностью 20 000 л.с. располагались в двух смежных машинных отделения. И обеспечивали максимальную скорость вращения вала в 160 об/мин., приводя в действие два трёхлопастных винта диаметром 4,4 м, имевших съёмные лопасти с креплениями, позволявшими изменять шаг.

В носовом котельном отделении размещалось 10, среднем — 8 и в кормовом — 12 котлов Никлосса. Каждый котёл имел три топки. Все котлы объединялись в четыре группы, из которых каж­дая имела свою дымовую трубу. Вода к котлам подавалась с помощью 10 насосов. Общий вес воды в котлах составлял 110 т. В двойном дне корабля была устроена цистерна для 120 т. запасной пресной воды. Опреснители воды в сутки вырабатывали около 180 т.

К котельным отделениям примыкали угольные ямы, топливо из которых забиралось че­рез специальные горловины. К топкам уголь под­возился по рельсам в вагонетках. Угольный шлак из котельного отде­ления выбрасывался через специальные шахты, снабженные электроподъёмниками.

Вспомогательное оборудование

Вентиляционная система корабля могла обеспе­чивать в течение часа 5-кратный обмен воздуха во всех помещениях ниже броневой палубы, 12-кратный — в погребах и 20-кратный — в помещениях пародинамо-машин.

Спасательные плавсредства крейсера включали в себя два паровых катера; два бар­каса; два вёсельных катера; два вельбота; два яла и две пробные шлюпки. В качестве эксперимента на корабле имелись спасательные буи Франклина, дававшие яркое пламя при попадании в воду.

Якорное устройство крейсера состояло из двух клюзов с сак-клюзами, четырех ста­новых якорей Холла, якорь-це­пей, двух шпилей, брашпиля с приводом, вымбовок и крана для уборки становых яко­рей. Привод брашпиля и шпиля, расположенного на по­лубаке — паровой, кормового шпиля — электрический. Кроме якорей, на крейсере имелись один стоп-анкер и три верпа.

Электрооборудование

Потребление электричества на корабле.


Оборудование Мощность, кВт
Общекорабельные и машинные вентиляторы* 23,2
Котельные вентиляторы* 96,0
Артиллерийские элеваторы* 33,3
Мусорные лебедки котельных отделений 11,1
Освещение (350 ламп из 700) 22,4
Прожекторы 54,0
Водоотливной насос (один из шести) 40,0
Кормовой шпиль 35,0
Станки в мастерской 0,5
Шлюпочные лебедки 90,0
Тестомешалка 4,0

(*) - при коэффициенте загрузки 0,5.

Водоотливная система






Водоотливная система состояла из средств сигнализации, водоотливных насо­сов и приводов (электродвигатели). Она обеспечивала откачивание поступающей воды из всех помещений, находящихся под броневой палубой корабля. Из котельных отделений вода удалялась с помощью центробежных насосов, разме­щённых на настиле двойного дна. В каче­стве привода для них использовались электродвигатели, установленные на броне­вой палубе и связанные с насосами длинным валом. Согласно спецификаций, каждый насос должен был за час откачать воду в объёме всего отсека. Из ма­шинных отделений воду откачивали два циркуляционных насоса главных холодиль­ников.

Для тушения пожаров под броневой па­лубой была проложена противопожарная магистраль. Для под­ключения пожарных шлангов труба имела отростки, которые тяну­лись во все погреба, котельные и машин­ные отделения. В угольных ямах устанав­ливались датчики (термостаты) противопожарной сигна­лизации. Тушение пожаров в угольных ямах осуществлялось паром.

Рулевое управление

Рулевое управление крейсера, впервые в рус­ском флоте имело три типа привода: паровой, электрический и ручной. Перо руля было вы­полнено в виде рамы, обши­той листовой сталью. Про­странство рамы заполнялось деревянными брусками. Площадь руля — 12 м 2 . Управление рулём осуществлялось из боевой или ходовой рубки. В случае выхода их из строя, управление кораблём пе­реводилось в кормовое рулевое отделение, располагавшееся под броневой палубой.

Экипаж и обитаемость

Вооружение

Первоначально на корабле предполагалось установить: 2 x 203-мм; 10 x 152-мм; 12 x 75-мм; 6 x 47-мм ору­дий и 6 торпедных аппаратов. Но из-за перегруза на 30 т. в окончательном варианте крейсер получил: 12 x 152/45-мм, 12 x 75/50-мм, 8 x 47/43-мм, 2 x 37/23-мм; 2 x 63,5/19-мм орудия Барановского; 6 x 381-мм, 2 x 254-мм торпедных аппаратов и 2 x 7,62-мм пулемёта, а также мины заграждения.

Главный калибр

Артиллерия главного калибра крейсера, представленная 152-мм/45 орудиями системы Канэ, объеди­нялась в две батареи. В первую входило 6 орудий, расположенных в носовой части, во вторую — 6 кормовых ору­дий. Все бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках — спонсонах. Скорострельность орудий достигла 6 выстрелов в минуту.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Два 7,62-мм пулемёта устанавливалось на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки. После ремонта корабля в 1916 г. из пулемётов стало возможным вести огонь по самолётам.

На корабле имелось две десантных 63,5-мм пушки Барановско­го, располагавшихся на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты хранились отдельно под носовым мос­тиком за боевой рубкой.

Минно-торпедное вооружение

На корабле имелось два 254-мм торпедных аппарата для вооружения па­ровых катеров. В походном положении они закреплялись у настилов продольных мостиков рядом с катерами.

Противолодочное и противоминное вооружение




Для защиты от торпед во время стоян­ки на открытых рейдах, корабль снабжался металлическими сетями. Они подвешивались на концах специальных шестов, размещённых вдоль бортов. Шесты, шарнирно закреплённые в башмаках, удерживались перпендикулярно борту с помощью оттяжек. В походном положении шесты укладывались вдоль бортов в наклонном положении, а сети — на специальные полки.

Подача боеприпасов

Боезапас крейсера хранился в 18 погре­бах. Для 152-мм орудий использовались бронебойные, фугасные, чугунные и сегментные снаря­ды, для стрельбы из 75-мм орудий — бронебойные и чугунные.

По штату в погребах размещалось 2388 патронов (зарядов в гильзах) и снарядов для 152-мм орудий (по 199 выстрелов на ствол), 3000 унитарных патронов для 75-мм орудий (по 250 на ствол), 5000 унитарных патронов для 47-мм орудий (по 625 на ствол), 2584 унитарных патрона для 37-мм орудий (по 1292 на ствол), 1490 унитарных патронов для 63,5-мм орудий (по 745 на орудие), 12 торпед калибром 381 мм, четыре укороченные торпеды (4,57 м вместо 5,18 м), шесть метательных мин калибром 254-мм для паровых катеров и 35 мин заграждения.

Подача боезапаса для всех калибров к орудиям осуществлялась элеваторами с электри­ческим и ручным приводами. Снаряды и патроны подавались наверх из погребов в беседках передвигавшимся по монорельсам к орудиям по четыре выстрела в каждой. Снаряды к 47-мм пушкам на марсах подавались по элеваторам, размещенным внутри мачт.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На крейсере была внедрена дистанци­онная система управления огнем с помо­щью специальных указателей, установлен­ных у орудий и в погребах. Данные о пара­метрах стрельбы и типе снарядов задава­лись непосредственно из боевой рубки. Определение расстояния до цели осуществлялось тремя дальномерными станциями, две из них раз­мещались на марсах и одна — на переднем мостике.

Средства управления, связи и наблюде­ния на крейсере были сосредоточены в ос­новном на кормовом и носовом мостиках. Боевая рубка крейсера, пред­ставляла собой овальный в плане броневой бруствер, защищенный 152-мм броней. К верхнему торцу бруствера рубки, образуя смотровые щели высотой 305 мм, крепилась бракетами плоская крыша с отогнутыми вниз и выступавшими за габарит бруствера свесами. [1] . Боевая рубка соединялась с броневой палубой вертикальной броневой трубой с толщиной стенки 76 мм, которая вела в центральный пост. В этой трубе были укрыты приводы и кабели приборов управления кораблем.

Выше рас­полагался поперечный мостик, на котором были установлены прожек­торы и гакабортные огни. Ходовая рубка, находилась в центре мости­ка. Компасов на крейсере было пять. Два глав­ных размещались на крыше ходового и на спе­циальной площадке кормового мостиков.

Для внутренней связи помимо переговорных труб и матросов-рассыльных была организована те­лефонная сеть, охватывавшая практически все служебные помещения корабля. Телефон­ные аппараты были установлены во всех погре­бах, в котельных и машинных отделениях, в каютах офицеров, в боевой и ходовой рубках, на постах у орудий.



Средства электрической сигнализации (звонки, индикаторы, датчики противопо­жарной сигнализации, оповещатели и др.) имелись в каютах командного состава, на боевых постах и в боевой рубке. Кроме пре­дупредительных звонков, на крейсере сохранялся штат барабанщиков и горнистов. Для связи с другими кораблями, помимо радиостанции, на крейсере состо­ял большой штат сигнальщиков.

Общая оценка проекта

Одним из недостатков "Варяга" являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Ремонт и модернизация корабля

1906 - 1907 г.г.


В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга. С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Читайте также: