Костюмы скоморохов на масленицу своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Масленица - яркий нарядный праздник. Конечно же Масленица не может быть без вкусных блинчиков с маслом и красной икрой. Но сейчас я хотела бы сказать не об этом. Блинчики блинчиками, но и про наряд и обличие забывать нельзя.


В Масленицу народ гуляет в разноцветных праздничных одеждах, которые готовятся загодя. Для мужчин можно сшить красную рубаху-косоворотку, обшить тесьмой подол и рукава и подпоясать нарядным поясом-кушаком с кистями, прицепить к головному убору цветы и ленты.

Пестрые просторные рубашки, сшитые из лоскутков, легко наденутся на зимние вещи, пестрые колпаки с бубенчиками и колокольчиками поднимут настроение.



Женщины в ярких разноцветных сарафанах, обшитых лентами, тесьмой. Поверх сарафана для пущей верности надеть душегрейку (короткя одежда с меховой опушкой) Пусть наряды будут просторными, чтобы надеть их поверх зимней одежды.

Так же можно симпровизировать кокошник из картона, обтянутого яркой тканью и расшитого лентами и бусинами.

В старину красавицы чернили брови и румянили щеки, так что следует запастись косметикой, чтобы ярко нарумяниться.


Если некогда шить костюмы и заниматься нарядами, то можно вполне обойтись тем, что найдется в доме. Все самое яркое и красочное. Это могут быть разноцветные широкие юбки, вышитые или просто яркие фартучки передники, кушаки ( широкий пояс из куска яркой ткани, шарф и т.п.) бусы из баранок, валенки с декоративными цветными заплатками, большие шапки-ушанки.


И, на мой взгляд, самый главный атрибут русских народных праздничных нарядных гуляний - это конечно же наш любимый роскошный яркий очень модный, теплый и красивый Павловопасадский платок - самый самый русский символ!

Так что если нет костюмов на масленицу, некогда ими заниматься, - любимый павловопасадский платок все сделает за вас - нарядит, украсит любой праздник и вы будете самой модной нарядной красавицей!


А сейчас картинки из инэта про Масленицу, а еще если интересно смотрите дальше по моей любимой теме Россия:

Костюм скомороха своими руками

Каждому родителю хочется, чтобы на новогоднем утреннике или на любом другом празднике, его ребенок выглядел красиво и оригинально. Ради этого родители заказывают костюмы для своих чад в ателье или берут напрокат, но можно сделать и куда интереснее – сшить костюм для ребенка самостоятельно. Например, вот такой замечательный детский новогодний костюм скомороха. Для того чтобы сшить этот яркий костюм, вам совершенно не нужны какие-то особые навыки шитья или кройки, к тому же, пошив этого костюма и много времени у вас не заберет. А вот радости ребенку вы доставите много, ведь он сможет поучаствовать в процессе создания костюма, а также просто понаблюдать за тем, как создаются вещи, которые он привык видеть исключительно в готовом виде. Итак, давайте же более подробно рассмотрим процесс изготовления детского костюма скомороха.

Как сшить костюм скомороха?

Для начала давайте определимся с тем, какие материалы нам понадобятся для изготовления этого костюма. Конечно, этот список вы можете дополнить самостоятельно какими-нибудь мелочами для украшения костюма, ведь добавить собственную дизайнерскую лепту всегда приятно.

Итак, вам понадобится:

  • шелковая ткань двух цветов (можно использовать и хлопок, и вообще выбрать ткань на свой вкус);
  • белая бязь для подкладки у шапочки;
  • два помпона или два колокольчика, которые украсят шапочку;
  • пуговицы или молния;
  • ножницы;
  • бельевая резинка;
  • нитки.

А теперь, разобравшись с необходимыми материалами, давайте перейдем непосредственно к самому процессу шитья костюма.

Шаг 1: Первым делом идет выкройка рубахи, а вернее костюма скомороха. Этот костюм сделан как комбинезон, но вы можете внести свои коррективы, разделив костюм на две части – рубашку и штаны. Итак, выкройку наколите на ткань, выстригите ее, не забыв добавить пару сантиметров для швов. Сшейте все детали, обшейте ворот костюма косой бейкой. Затем вшейте в костюм молнию или пуговицы, тут уж выбор на ваш вкус. В манжеты рукавов и штанин втяните бельевую резинку. Комбинезон скомороха готов.

Костюм скомороха своими руками1

Шаг 2: Воротник костюма скомороха представляет из себя два разных по цвету двойных полукруга. Его легко выстричь по выкройке, приведенной ниже. Затем сшейте все детали, а чтобы выглядел пышным, потяните за нижнюю нитку из машинного шва и деталь стянется. Обшейте воротник косой бейкой, приделайте завязки и – вуаля! – воротник готов.

В принципе, костюм готов. Но также вы можете добавить украшений костюму, полагаясь на свой вкус. Например, можно добавить пайеток для блеска или каких-нибудь бусин. Можно украсить костюм тематической вышивкой или нашить на него мелкие бубенчики. В общем, тут вы можете полагаться исключительно на свой вкус и воображение.

Сделать костюм скомороха своими руками очень просто, а его изготовление принесет массу положительных эмоций вам и вашему ребенку. Ведь это так здорово – носить костюм, сшитый руками мамы, а, быть может, даже и при помощи папы. Ребенку будет чем гордиться. К тому же, костюм, сшитый собственными руками будет сто процентов оригинальным и неповторимым, а значит, ваш ребенок не затеряется в толпе, а наоборот, станет звездой вечера.

Своими руками несложно сшить и другие детские костюмы, например, гнома или снеговика.

01 140368.jpg

Проведя довольно много времени над чтением каких-то не только научных, но еще и церковных текстов, я нашла вот такие древние исторические изображения скоморохов и отсылки на описание их одежды. Которые, в принципе, показывают, что нынешние скоморохи на прежних ну совершенно не похожи. И у меня даже появилась гипотеза, почему.

Но все по порядку

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами.

Самым древним из известных изображений скоморохов является изображение на фресках Киевской Софии, однако в последнее время стало считаться, что сюжет фрески со скоморохами в Киевской Софии взят из жизни византийского императорского двора, и, следовательно, изображены здесь византийские, а не русские скоморохи.

01 Музыканты_и_скоморохи_Прорись_с_Фрески.jpg


Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

01 skomoroh__3_kiev.jpg


Скоморохи. Фреска Софийского собора. Киев.

Я совершенно этому не удивляюсь, фигуры действительно выглядят ну совершенно не по-русски, представить таких людей в русских княжествах слегка тяжело, а вот каких-то итальянских акробатов они лично мне напоминают очень сильно.

Начиная с XII века в русских рукописях и евангелиях стали использоваться изображения различных персонажей и животных в качестве заглавных букв, причем иногда даже не совсем относящиеся к тексту или совсем к нему не относящиеся.

Несколько раз в качестве таких заглавных букв рисовали гусляров-скоморохов.

01 image002.jpg
01 6.jpg

Слева: Буквица с изображением гусляра. Новгородский Служебник XIV в.
Справа: Буквица с изображением пляшущего гусляра. Новгородское Евангелие 1358 г.

Исследователи утверждают, что в цветном изображении на рисунках кафтан был синего цвета, а сапоги и колпак красного.

Еще одним известным древним изображением скомороха является роспись на стенах псковской церкви XV века.
Сюжет росписи заимствован из повести об Анте скоморохе, включенной в сборник "Луг Духовный", или "Лимонис”, - сочинение палестинского монаха Иоанна Мосха (умер 619 г.). Это произведение, известное в болгарских и русских переработках, содержит назидательную повесть о скоморохе, который в своих песнях богохульствовал, понося пречистую Богоматерь. Кара не замедлила себя ждать - у Анта скомороха отсохли руки и ноги. После чистосердечного раскаяния Анта Богородица его исцелила, и Ант начал в своем музыкальном творчестве ее воспевать.

01 8.5_Istcelenie_Anta_skomoroha._Ant_skomoroh_proslavlyaet_Bogomater.jpg


Фреска над выходом из Успенской церкви в с. Мелетово под Псковом (1465 г.) изображает Скомороха Анта.

Скоморох Ант на изображении, как все, наверное, поняли, сидит в центре на троне в некой иконописной позе, в которой обычно изображали музыкантов, в руках у него музыкальный инструмент под названием гудок, на голове у него шапка, какие носили руководители византийских церковных хоров певчих. Кафтан тут тоже синего цвета, как и сапоги, красного ничего не видно.

01 MUqw9UMZxMwR12Ks0grM8Px29TR.jpg

Известно, что в начале XVII в. придворных потешников и музыкантов награждали отрезами синей и голубой материи для кафтанов, вероятно, соблюдая определенную традицию, а также красными сапогами и колпаками. Можно предположить, что данная традиция была как-то связана со скоморохами. При этом иностранных музыкантов одевали иначе.

Кстати, по поводу синих кафтанов, красных сапог и шапок: в конце русских народных сказок часто говорилась какая-то финальная фраза-прибаутка, например, " и я там был, мед пиво пил. " или "тут и сказочке конец. ". Так вот одним из таких сказочных окончаний было: “a мне дали красный колпак, как зачали меня в шею толкать, а дали мне синий кафтан; ворона летит, говорит: "Синь кафтан!" А я думал: "Скинь кафтан", — взял и скинул”

Кроме того существую т различные археологические находки масок скоморохов, что неудивительно, поскольку и скоморохи и ряженые часто принимали участие в одних и тех же праздниках, так что скоморохи могли выступать ряжеными, а ряженые переодеваться и изображать скоморохов.


Еще в русском языке есть выражение "шут гороховый", которое тоже связано со скоморохами. Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, русские скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение "шут гороховый" .


Как мы видим на картинк ax , абсолютно ничего похожего на наряд современных скоморохов нет, даже близко не стояло. Ну что в общем-то и не удивительно. Где и в каких заморских странах и, главное, на какие деньги, могли скоморохи доставать дорогие разноцветные ткани во времена, когда Русь ходила в лаптях и посконных (конопляных) рубахах, а льняные сарафаны или рубашки с вышивкой надевались только по большим праздникам?

В середине XVII в. не только церковная власть, которой не нравилось богохульство скоморохов, но и русская гражданская власть активно выступила против скоморошества, говорят, что это было связано как с бандитизмом, когда скоморохи объединялись в некие разбойничьи ватаги и грабили проезжих, так и с неким возможным шпионажем, когда путешествующие скоморохи могли подслушивать разговоры пригласивших их подвыпивших господ и доносить на них тем, кто заплатит. Указами 1648 и 1657 гг. скоморошество было официально запрещено и к XVIII в. постепенно угасло.

И вот тут наступает переломный момент в ярмарочной культуре России, так как известный русский царь Петр I прорубает окно в Европу и кардинально меняет всю индустрию развлечений как минимум для знати, ну а далее уже за знатью подтягивается и простой народ.

В Россию начинают приезжать итальянские и французские цирковые и театральные труппы для выступлений как перед знатью, так и на ярмарках перед обычной публикой. В XVIII веке на ярмарках появляются балаганы и зазывалы, причем первыми зазывалами были иностранцы, часто в костюме Пьеро, которые не знали русского языка, поэтому работали с помощью мимики, пантомимы, фокусов и игры на музыкальных инструментах, т.е. они забрали себе нишу скоморохов.

Кстати, мима -паяца с набелённым лицом и в костюме Пьеро -широком бесформенном балахоне с крупными разноцветными пуговицами - в народе называли "Мельник" или "Замазка".

02 8168.jpg


Паяцы на балконе балагана (слева)
Балконные зазывалы (фрагмент). Литография, сер. XIXв. (справа)

Смена иностранцев на русских зазывал произошла где-то в 1820-х годах. Это дало определенный положительный эффект, поскольку помимо бурной жестикуляции и в некоторой степени "актерства" – пантомимы, клоунады, фокусов – теперь появилась возможность и словесной рекламы, которую все понимали.

"Мельникам", т.е. зазывалам, наряженным в костюм Пьеро, через некоторое время на смену пришел балаганный дед, внешний вид которого очень напоминал традиционного старика святочного ряжения, так как он больше соответствовал устойчивой народной традиции и вызывал больше симпатии и доверия, чем какой-то импортный паяц.

Обычно костюм балаганного деда был такой: огромные лапти, косматая борода из пакли, старый потрепанный кафтан с большими яркими заплатами.

В конце XIX века внешний вид "деда" почти не изменился – "серый кафтан-полушубок, обшитый красной или желтой тесьмой, с пучками цветных тряпок на плечах, в шляпе-коломенке или гречневике, украшенной такими же яркими тряпочками, с льняной бородой, в лаптях и рукавицах"

02 8169.jpg


Белый клоун на раусе балагана. Гравюра с рисунка В.Ф. Тимма. 1858г. (слева)
Дед-зазывала (карусельный дед дядя Серый). Гравюра с рис. С. Александровского. 1870г. (справа)

Именно такой костюм для выступлений "деда" установился не сразу. Какие-то детали изменялись, что-то дополняло общий вид. Чаще всего балаганный дед был в зимнем одеянии и здесь прослеживается прямая связь его образа с образом святочного старика, атрибуты которого и составили основу костюма нашего героя. А именно: огромная борода и усы, выполненные из подручных материалов (лен, пенька и т.п.), серый весь в разноцветных заплатах кафтан (святочный старик обычно наряжался в рваную поношенную одежду, поэтому и заплаты). Также большие рукавицы, огромные лапти или валенки.

Городская площадь и ее условия привнесли определенные коррективы в этот "базовый" наряд. Шляпа-коломенка или ямщицкая шапка придавали оттенок особой удали, свойственной ямщикам и лихачам-извозчикам. К этой шляпе прикрепляли нелепый бумажный цветок – свидетельство одновременного влияния и высмеивания попыток некоторых мещан, приказчиков, лакеев покрасоваться и выглядеть "благородно". Яркие нашитые на одежду лоскутки – явное заимствование от итальянского "коллеги по балкону" Арлекина, костюм которого – трико был из разноцветных кусочков ткани или треугольных пестрых лоскутов.


Лучшие карусельные деды и ярмарочные зазывалы обладали ярким талантом импровизаторов. В арсенал навыков артиста непременно должно было входить умение обыгрывать различные предметы и манипулировать ими. Например, с бутылкой водки изображая пьяного или с большим портретом какой-нибудь удивительно уродливой женщины изображая ее верного мужа и смеша публику своими шутками и прибаутками до слез.

02 4 8176.jpg


Ярмарочный дед-зазывала. Рис. Н. Далькевич. Нач. 1880-х гг. (слева)
Масленичная афиша-листок с традиционной фигурой деда-зазывалы (справа)

Ну и неизменной частью российских ярмарок и развлечений, в том числе на Масленицу, был кукольный театр с Петрушкой

02 8522.jpg


И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная кукла. Конец XIX в. (слева)
Витрина с марионетками из балаганного представления И.А. Зайцева "Цирк на сцене" (справа)

Русский Петрушка всем нам хорошо известен, узнаваем его броский костюм – остроконечный колпак и красная рубаха.

Свободная рубаха и остроконечный колпак очень сильно напоминают одежду русских скоморохов. Так что скорей всего в родословной русского Петрушки находится не только итальянский Пульчинелла, но и русские скоморохи и их кукольные игры. Видимо, именно к концу XVII — седине XVIII в., когда скоморохи полностью исчезли, Петрушка и унаследовал их традиции выступлений и шуток, в том числе и достаточно скабрезных, богохульных или рискованных, но уже в кукольном варианте.

02 8119.jpg


Народные гулянья на масленице в 1870-1880-е гг. на Марсовом поле в Петербурге

После революции в СССР никаких ярмарок с зазывалами, карусельными дедами и кукольным театром Петрушки не проводилось, не говоря уже о ряженых. Да и мероприятия типа Масленицы не то, чтобы совсем ушли в подполье, но проводились крайне скромно.

Сейчас традиции стали возрождать, но вместо зазывал типа к арусельного деда современные актеры и массовики-затейники решили перевоплотиться в скоморохов.

И придумали нeкую легенду про якобы традиционный костюм скомороха, мало похожий на то, что можно увидеть или прочитать в исторических документах, но сильно находящийся под влиянием, по-моему, итальянского и французского театра и одежды европейских шутов и менестрелей, чьих изображений в истории осталось больше чем изображений скоморохов.

Вот такие костюмы скоморохов можно, например, взять напрокат.

03 skomoroh_6_1 (1).jpg
03 kloun_8_1 (1).jpg
03 skomoroh_5_1 (1).jpg

03 arlekin_2_1.jpg
03 skomoroh-naryadnyj-sajt_1479389280.jpg
03 skomoroh_4_1 (1).jpg

На голове - абсолютно типичная шaпка западноевропейского шута, каких на Руси не носили. Колпак у скоморохов был, как у Петрушки. Такая шапка, как здесь, в Западной Европе в Средние века так и называлась - колпак дурака. И носили ее придворные шуты. Она была трех видов - как гребешок, с ушами или с двумя верхушками. Все три вида здесь и представлены. Но при этом шуты носили обтягивающие панталоны, а не штаны. Еще что-то в этих костюмах есть и от Пьеро, и от Арлекин a .

Короче, все страны в гости к нам. И все шутовские костюмы тоже.


Но что поделать? Вот в таком вот виде решили возродить костюм скомороха через почти 300 лет забвения. Главное - что красиво.

Головной убор на масленицу своими руками

Масленица празднуется славянскими народами с древних времен. Она начинается во второй половине февраля или в начале марта и длится 7 дней. Этот праздник символизирует уход зимы и приход весны. На протяжении всех семи дней жарятся блины и подаются с разными начинками. Каждый день праздника имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, перелом, золовкины вечера, тещины посиделки, и последний день — прощеное Воскресенье. В последний масленицы сжигают чучело — символ зимы, таким образом прощаясь с зимой до следующего года. И именно в этот день устраиваются, как правило, массовые народные гулянья. А чтобы быть в эпицентре событий, сполна ими насладиться, нужен и соответствующий антураж — головной убор на масленицу своими руками или же полный своеобразный наряд масленка. Какой именно? — Об этом и поговорим в этой статье.

Немного о традициях

Сжигание чучела на Руси являлось самым популярным способом проводов зимы. На кострах сжигались самые разнообразные чучела:

  • шесты, обмотанные тряпками;
  • колеса, одетые на жердь;
  • просто пучки соломы.

Но чаще всего изготавливали куклу, которая являлась символом злой и холодной зимы:

  • Обычно для этого использовали солому, ветки, прутья.
  • Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.
  • Волосы делали из льна, заплетали косу и на голову повязывали платок.

Важно! Это — один их немногих случаев, когда разрешается изображать лицо. Куклу закрепляли на крестовине из дерева и украшали искусственными цветами и разноцветными лентами. На руки ей ставили посуду для приготовления блинов и повязывали тесемки, при этом загадывая желания.

Костюмы для карнавала

Помимо блинов и чучела, масленица ассоциируется у людей с гуляниями и карнавалами. И тут никак не обойтись без костюмов. Обязтельно нужно нарядиться. Поскольку это — народный праздник, то уместно шить традиционные русские костюмы. В старые времена такая одежда считались исключительно нарядной и выходной одеждой.

Мужские костюмы

Основой карнавального костюма для представителя сильного пола станет рубашка-косоворотка:

  • Традиционно, она красного цвета — в старину это цвет считался наиболее нарядным, но подойдет любой яркий цвет.
  • Рубашку можно задекорировать широкой узорной тесьмой.
  • Сорочка подпоясывается ремнем, подходящим по цвету. Можно даже для этой цели воспользоваться шарфом.

Завершает образ картуз. Этот головной убор на масленицу можно заменить колпаком или шапкой с отворотами. В такой шапке точно не замерзнешь.

Важно! Лучше всего сделать костюм просторным, так как масленица предполагает гуляния на свежем воздухе, то есть костюм придется одевать поверх одежды.

Женский наряд

Традиционная женская одежда представлена красочными просторными сарафанами, обязательно расклешенными книзу. Его можно обшить разноцветными атласными лентами или украсить бахромой. Отлично будет смотреться и вышивка на платье.

Сверху одевается теплая жилетка, в народе она называется “душегрейка”. В качестве головного убора на масленицу для женщины можно повязать платок — актуальный и самый простой вариант своими руками.

Важно! Русские женщины обязательно чернили брови и румянили щеки.

Костюм Петрушки, Скомороха

narodnye-golovnye-ubory-zh

Эти персонажи — обязательные гости всех русских гуляний и карнавалов. Их костюмы красочные и яркие, они шьются из легкой ткани. Одежда героев похожа — рубаха и штаны контрастных цветов или из ткани в горошек, заплатки, ну и конечно, прикольные колпаки, украшенные бубенчиками.

Детский костюм

Можно сшить наряды на масленицу для детей своими руками:

  • Детский костюм для мальчика подбирается так же, как и мужской. Можно обойтись подпоясанной рубахой красивого яркого цвета, а можно сшить костюм Петрушки или Скомороха. Если вы хоть немного умеете шить, это не составит большого труда, если нет — лучше воспользоваться услугами швеи или взять костюм напрокат.
  • Для девочки можно сшить сарафанчик по выкройке из интернета, нашить на него ленты или тесемки, искусственные цветы или украсить костюм бусами.

Важно! На голову можно одеть платок, но лучше всего подойдет к наряду кокошник. Такой головной убор легко можно сделать на масленицу своими руками.

Мастерим кокошник своими руками

Этот головной убор, на первый взгляд, напоминает по форме веер. Его можно сделать из толстого картона или с использованием металлической ленты. Обтянуть его можно любой тканью на ваш вкус, богато будет смотреться бархат яркого цвета. Верх кокошника — гребень, украшенный бисером, бусами, позолоченными нитями. Сзади головной убор фиксируется помощью лент, пришитых с двух сторон.

Важно! В старину вышивка золотыми нитями на кокошнике выполнялась затылочной стороны.

Кокошник своими руками из картона:

  1. Для начала нужно сделать выкройку, можно подобрать подходящий вариант в интернете и распечатать на принтере.
  2. Из плотного картона вырезается основа. Ее можно использовать как выкройку, чтобы изготовить из ткани заготовки для лицевой и изнаночной стороны.

Важно! Не забудьте учитывать припуски, достаточно оставить 1-2 см.

  1. Готовые детали лицевой и изнаночной стороны сшиваются вместе, но оставляют не подшитым нижний край.
  2. Полученную заготовку натягивают на картонную основу и и зашивают нижний край.
  3. С двух сторон пришивается лента или резинка, чтобы фиксировать убор на голове.
  4. На последнем этапе кокошник украшается подручными материалами, например, бисером, искусственными камнями, лентами т. д.

Важно! Не перегружайте головной убор украшениями и учитывайте, что картон может порваться от тяжелых украшений.

Кокошник на проволочной основе

Это — более трудоемкая процедура:

  1. Подбирается проволока диаметром более 3 мм, которая будет держать форму. Также пригодятся плоскогубцы, толстый картон, ткань, ленты и бусины для украшения.
  2. Нужно согнуть проволоку так, чтобы обод получился хорошей формы.
  3. Потом вырезается из картона основа. Она будет плотно прижата к голове и находиться в вертикальном положении.
  4. Из ткани выкраиваются 2 детали (верхняя и нижняя). В качестве выкройки нужно воспользоваться картонной основой.
  5. Картонная основа пришивается к металлическому ободку толстыми нитками.
  6. По такому же принципу изготавливается гребень. Вырезается картонная выкройка, тканевые детали лицевого гребня и его задника, и основу пришивают к проволоке.
  7. Верхняя основа, гребень и задник из ткани сшиваются в одно целое, затем натягиваются на кокошник сверху.
  8. Потом пришивается нижняя основа.
  9. Пришиваются ленты — их нужно пристрочить очень тщательно.

Важно! Последний этап — декорирование. Дайте волю своей фантазии и украсьте ваш получившийся головной убор на масленицу своими руками стразами, золотыми нитями, искусственным жемчугом.

Видеоматериал

Теперь вы знаете, что нужно, чтобы весело и активно провести время — сделать традиционный наряд, зарядиться положительный настроением, настроиться на получение удовольствия, и отправляться на массовые народные гулянья в честь ухода зимы!

Читайте также: