Костюм кардинала ришелье своими руками

Обновлено: 12.07.2024

"Три мушкетера" Александра Дюма – бесспорная классика мировой литературы и замечательный образец историко-приключенческого романа. И не важно, читали вы эту книгу или нет - главные действующие лица этого произведения известны всем и каждому, в том числе и в России - как Ромео и Джульетта, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, капитан Немо и дон Кихот. Можно даже сказать, что "Три мушкетера" – это один из прочных столпов, на котором держится не только многоэтажное здание культуры Западного мира, но и маленький культурный барак, разместившийся между Западом и Востоком.

В этом не было бы ничего плохого, если бы этот роман не был тем произведением, где все перевернуто с ног на голову. "Три мушкетера" – исторический роман, где наряду с вымышленными героями (д`Артаньян, его три друга мушкетера, миледи, Констанция Бонасье) действуют и реальные исторические лица: кардинал Ришелье, король Людовик, его жена – Анна Австрийская, герцог Бекингем. Произведениям литературы на историческую тематику редко удается следовать исторической правде (хотя бывает и такое), но в случае "Трех мушкетеров" все гораздо хуже: роман не просто искажает историю Франции и гробит репутацию одного из самых выдающихся государственных деятелей этой страны – Ришелье, он все белое мажет черными красками, а абсолютное Зло выставляет в одеждах Добродетели. Как современное российское телевидение.

Когда это богом проклятое телевидение выбрало в герои России бандита по кличке Моторола – это не было доморощенным ноу-хау. Подобный прием издавна встречался в художественных произведениях, и "Три мушкетера" - один из самых ярких примеров подобного выбора. Если непредвзято посмотреть на личности дАртаньяна и его друзей, абстрагируясь от их авторской оценки как людей во всех отношениях замечательных, то мы придем к абсолютно однозначному выводу: эти люди - абсолютно аморальные типы, для которых ничего не стоит совершить убийство или государственную измену.

Начнем с главного героя – гасконца дАртаньяна. В самом начале книги этот буйный молодчик направляется в Париж, чтобы стать мушкетером. На постоялом дворе он встречает Рошфора с парой его подчиненных, который позволяет себе шутки в отношении лошади гасконца. И что же делает дАртаньян? Он хочет убить человека за невинные шутки даже не в свой адрес, а за невежливое обращение к собственной лошади!

После неудачного общения с доверенным лицом кардинала Ришелье наш герой прибывает в Париж. Он тут же продает свою старую кобылу, хотя отец перед отъездом его буквально заклинал не продавать ее. После этого гасконец умудряется организовать сразу три дуэли в один день! Как оказалось, со своими будущими друзьями – Атосом, Портосом и Арамисом. И неудивительно, что эти ребята позднее сошлись, поскольку все они одного поля ягоды. Ведь не один дАртаньян виноват в дуэлях – мушкетеры тоже были готовы убить человека по самому ничтожному поводу.

Дальнейшее знакомство с этими героями еще больше убеждает, что у них нет ничего святого. Сюжет романа в значительной мере основан на истории с подвесками французской королевы Анны Австрийской, которые она неосторожно подарила своему любовнику - английскому герцогу Бекингему. Бекингем – враг Франции и короля Людовика – мужа Анны. Крутить роман с врагом – это не просто измена венценосному супругу, но и откровенное предательство своей страны. Естественно, что Ришелье пытается использовать ее промашку, чтобы показать истинное лицо Анны королю (что является долгом первого министра короля, а не его личной прихотью), но на сторону королевы становятся дАртаньян и его друзья, которые расстраивают "козни кардинала". Ради того, чтобы переспать с Констанцией Бонасье, которая служит королеве, дАртаньян предает короля и Францию, а его друзья совершают предательство просто за компанию - чтобы помочь другу! Люди, чьим долгом была охрана короля (они же мушкетеры короля, а не королевы!), с необычайной легкостью и без каких-либо угрызений отсутствующей совести наносят удар ему в спину.

Дальше – больше. Читая роман, мы узнаем, что влюбленный в Констанцию дАртаньян ни в чем свои сексуальные аппетиты не ограничивает, а в отношении миледи совершает такие поступки, после которых превращение ее в разъяренную фурию представляется вполне естественным. Вскоре Дюма сообщает нам, что благородный Атос в своей прошлой жизни повесил свою жену – только потому, что ему не понравилось клеймо на ее плече! Портос оказывается не просто омерзительной скотиной, но и сутенером, который живет за счет замужних дам. У Арамиса не меньше скелетов в шкафу, чем у Атоса: он крутит шашни с ближайшей подручной королевы – такой же предательницей, как и сама Анна Австрийская. И тоже не брезгует ее деньгами.

В конце произведения четыре мушкетера устраивают суд Линча над бедной молодой женщиной, во время которого судят ее за убийство герцога Бекингема – злейшего врага Франции! На что оказались неспособны все солдаты французского короля, сделала одна слабая женщина – и за это ее мужики-сексисты жестоко убивают! Да, она бывшая воровка, да - она пыталась убить предателя дАртаньяна и ликвидировала изменницу Констанцию (настоящих врагов короля, а не просто первых встречных!) – все это пустяки, потому что одна миледи стоит целой армии! Она не просто удачливая шпионка – она гений шпионажа, рядом с которой можно поставить лишь Джеймса Бонда. Убить миледи – то же самое как казнить агента 007 за ликвидацию Блофельда и пары-тройки его приспешников!

Как же так вышло, что вся эта гоп-компания в составе дАртаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса стала в один ряд с самыми популярными в мире литературными персонажами, несмотря на все свои злодейства? Ответ прост: благодаря таланту Дюма (в какой мере ему помог его соавтор Огюст Маке – сказать трудно). Дюма сумел влюбить своих читателей в этих героев, а любимым прощают все! Даже у меня главный герой "Трех мушкетеров" со временем стал вызывать симпатию (до его дурацкой интрижки с миледи), поскольку волею автора он сильно изменился после приезда в Париж: дАртаньян поумнел и стал гораздо серьезнее. Кроме того, автор не акцентирует внимание читателей на преступном поведении мушкетеров, и если не задумываться о моральных аспектах их поступков, а бездумно следовать за Дюма и его героями по их извилистому пути, то преступления мушкетеров читатель и не заметит. Тем более, что многие из них Дюма самым наглым образом выдает за подвиги. Ведь сражаются мушкетеры с силами Тьмы, с настоящим Злом в обличье кардинала, миледи, Рошфора и прочих негодяев.

Когда Дюма выбрал на роли положительных героев людей, мягко выражаясь, не высоких моральных качеств, ему пришлось измазать черной краской всех тех, кто противостоял им. И не важно, что эти персонажи романа были реальными патриотами Франции и отстаивали интересы не заграничных разведок, а собственной страны. Они посмели выступить против дАртаньяна и его друзей, и по всем неписаным литературным законам должны были превратиться в злодеев. "Три мушкетера" – роман приключенческий, в котором главный герой не может быть отрицательным. Он на стороне абстрактного Добра (на этой стороне находится и читатель). По этой причине всех представителей противной стороны Дюма пришлось причислить к силам Зла. И больше всех от этого литературного закона пострадал кардинал Ришелье – единственный из романных злодеев, кто был реальной исторической личностью (миледи и Рошфор имели прототипов, но весьма отдаленных). Если бы реальный Ришелье действительно был похожим на своего книжного двойника, то выдумки Дюма по его поводу не имели бы большого значения. Но проблема в том, что исторический Ришелье и кардинал в книге Дюма отличаются как небо и земля.

Арман Жан дю Плесси Ришелье — многолетний фактический правитель Франции, который более 18 лет (с 1624-го года и до своей смерти в декабре 1642-го) в качестве первого министра возглавлял административный аппарат при Людовике 13-м. Ришелье был умным и деятельным человеком, и самое главное – патриотом своей страны, который интересы Франции ставил выше собственных. Он был выдающимся политиком, который укрепил власть короля внутри страны, что в тех условиях отвечало интересам всех французов, за исключением ряда аристократов, которые периодически устраивали заговоры против Людовика. Не применяя излишнего насилия, Ришелье завершил многолетнюю религиозную войну между католиками и протестантами (гугенотами), которая разрывала страну на два лагеря (при взятии опоры гугенотов - крепости Ла-Рошель никто из защитников города не был осужден или наказан, а королевская армия воздержалась от обязательных в то время грабежей). При Ришелье во Франции не полыхали костры инквизиции, поскольку католический кардинал не был мракобесом и отстаивал интересы государственной власти, а не папской курии. Кардиналу удалось превратить Францию в ведущую мировую державу того времени - в основном, с помощью внешнеполитических интриг, а не кровопролитных войн (в Тридцатилетней войне Франция при Ришелье долгое время сражалась с Испанией с помощью закулисных переговоров и денег, выделяемых шведам, которые противостояли Габсбургам в Германии).

Поскольку у Дюма Ришелье – злодей, то о достижениях кардинала во благо Франции Дюма предпочитает не упоминать, хотя при знакомстве читателей с Ришелье Дюма все-таки счел нужным назвать кардинала "одним из самых замечательных людей своего времени". В конце книги автор "Трех мушкетеров" снова сделал реверанс в сторону Ришелье, изобразив кардинала умным человеком, который мог отомстить дАртаньяну и его друзьям за их бесчинства, но предпочел привлечь способного гасконца на свою сторону. Все остальное время Дюма старательно втаптывал этого "замечательного человека" в грязь.

Учитывая, что реальных грехов за Ришелье числилось не так уж много, все, что Дюма сообщает по ходу развития сюжета о кардинале, представляет собой явную неправду.
У Дюма кардинал влюблен в королеву, а поскольку она не отвечает ему взаимностью, то Ришелье постоянно строит козни, чтобы вызвать гнев Людовика в ее адрес (кстати, так полагала и сама Анна Австрийская – это не было выдумкой автора "Трех мушкетеров"). На самом деле никакой любви кардинала к королеве не существовало в природе (Ришелье не сильно занимали плотские вопросы, и женскому обществу он предпочитал компанию своих многочисленных котиков), а инициатором размолвок между ними была исключительно Анна Австрийская. Она была неизменным участником заговоров, которые были направлены против кардинала и короля. После раскрытия очередного из них, в 1637 году, кардинал спас королеву, отговорив Людовика от развода с ней. Лишь незадолго до смерти Ришелье Анна решила заключить союз с кардиналом, ища у него защиты от своего супруга, который не оставлял надежды развестись с ней. Королева выдала Ришелье планы заговорщиков, которые хотели возвести на престол младшего брата короля – Гастона Орлеанского, а кардинал помог ей сохранить свое положение при дворе.

В романе королевские мушкетеры (хорошие парни) противостоят гвардейцам кардинала (плохим ребятам). И каждый раз после очередного избиения гвардейцев мушкетерами, кардинал бежит к королю и жалуется на них. В реальности у кардинала никакой гвардии не было вовсе. До мая 1626 года у первого министра короля не было охраны, но после раскрытия заговора против него король распорядился выделить Ришелье особый отряд вооруженных мушкетеров, которые его сопровождали в поездках по стране. А когда Ришелье был рядом с королем, то его охрану осуществляли те же королевские мушкетеры. Никакой конкуренции между "гвардейцами кардинала" и "королевскими мушкетерами" не было и в помине.

Не существовало и придуманного Дюма противостояния между кардиналом и королем: в романе дАртаньян вынужден выбирать между королем и кардиналом перед боем мушкетеров и гвардейцев в самом начале романа. Не могло быть такого выбора у тогдашнего французского дворянина! Кардинал не был врагом короля. Их периодические разногласия по тем или иным вопросам никак не тянут на некий конфликт двух противоборствующих сил. После смерти своего первого министра Людовик выполнил все его предсмертные просьбы и назначил его преемником ближайшего помощника Ришелье - кардинала Мазарини, которого выбрал сам Ришелье.

По Дюма именно кардинал заказал убийство герцога Бекингема, что миледи с блеском и осуществила, но в реальности Ришелье не имел отношения к его смерти, хотя и воспринял ее с облегчением, поскольку одним непримиримым врагом у Франции стало меньше.
Понятно, что настоящий кардинал не совершал и злодейств в отношении выдуманных Дюма персонажей: не похищал Констанцию, не подсылал убийц к мушкетерам, которые направлялись в Англию, чтобы вернуть подвески королевы, не заточал г-на Бонасье в Бастилию, не арестовывал Атоса (по ошибке вместо дАртаньяна) и не давал миледи санкции на любые ее злодейства…

Пожалуй, единственная правда о Ришелье в "Трех мушкетерах" касается разветвленной шпионской сети кардинала. Действительно под его началом была самая эффективная секретная служба того времени, и его шпионы (разведчики) были буквально повсюду, что было вызвано отнюдь не паранойей кардинала: и у него, и у короля была масса врагов – как внутри страны, так и за границей.

Политических деятелей, подобных Ришелье, в истории Франции немного, но ради создания увлекательной истории Дюма без всяких колебаний угробил репутацию своего соотечественника. И сейчас Ришелье в мировой истории болтается где-то неподалеку от Гитлера и Муссолини – главных европейских злодеев. Возможно, кого-то такая посмертная популярность вполне бы устроила, но только не самого Ришелье: если бы он хотел остаться в истории в ряду подобных деятелей – у него были все возможности, чтобы заработать себе репутацию негодяя, но он ими не воспользовался.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кардинал Ришелье из "Д'Артаньян и три мушкетёра"


Кардинал Ришелье, как персонаж многочисленных экранизаций "Трёх мушкетёров", главный злодей и интриган. В своём романе, Дюма, хоть и сделал его главным антогонистом, тем не менее не забывал постоянно делать ему комплименты, незабывая, что это был великий человек и умнейший политик


В подавляющем же большинстве фильмов, Ришелье просто плетёт интриги против Анны Австийской, отвргшей его ухаживания, да отмахивается от мушкетёров, постоянно вставляющих ему в колёса палки. Иногда встречаются рецензии, где его называют главным противником д'Артаньяна. Но нет, это игроки разных лиг. При желании Ришелье размазал бы нашего гасконца одним росчерком пера.


Не исключение и фильм Хилькевича. В нём кардинал если и занимается политикой, то исключительно с целью насолить Бекингему, к которому благосклонна королева. Все его мысли только об Анне Австрийской ("Ах разрешите, звать вас просто Анной"). И как бы её покрепче насолить, используя всё мощь государственного аппарата первого министра страны.


Роль всесильного кардинала в нашем фильме сыграл Александр Трофимов. Надо отметить, сыграл замечательно. Как писал Вениамин Смехов, его коллега по сцене в любимовском Театре на Таганке: "сыграл и остро, и умно, и иронично". А ведь актёру было всего 26 лет и для него это была первая роль в кино.


На Таганке его и заметили (Трофимов играл Иешуа в любимовской постановке "Мастера и Маргариты" Булгакова), и пригласили на пробы для фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра". Но не на роль Ришелье. Ему предложили попробоваться на роль Рошфора, доверенного лица кардинала (вот он-то, да ещё Миледи, и были главными противниками гасконца).


Пробы проходили зимой в Одессе, и из-за погодных условий Трофимов, ну скажем так - задержался. Когда он добрался до Одесской киностудии, на роль Рошфора уже был практически утверждён Борис Клюев, остались формальности. И молодому актёру предложили поучаствовать в других пробах, на роль Фельтона. Его проводили в студию и дали текст. В это время там как раз проходили кинопробы Клюева, обыгрывался диалог Рошфора и кардинала. Ну и для того, чтобы Клюев не обращался к пустому месту, режиссёр попросил ждущего своей очереди Трофимова, подыграть актёру в кадре. Трофимов согласился. На него накинули мантию, усадили в кресло и съёмка началась. Клюев говорил роль, а Трофимов, не глядя на партнёра отвечал ему по-бумажке.


Когда сцена была почти сыграна, Александр Алексеевич заметил боковым зрением, что все вокруг перешёптываются. А в конце, после небольшой паузы, к нему подошёл Юнгвальд-Хилькевич и сказал: "Знаете, мы завтра для вас сделаем отдельные пробы на роль кардинала Ришелье. А сейчас мы вам подберём грим, попробуем разные варианты костюмов"


Режиссёр изначально на роль Кардинала искал более возрастного актёра, ведь Ришелье должно было быть около сорока, и в его роли Хилькевич видел Михаила Козакова. Но после увиденного, он поменял своё мнение. Его настолько зацепило исполнение роли Трофимовым, что он остановил свой выбор на его кандидатуре. Но за это ему ещё пришлось побороться, худсовет не хотел отдавать столь значимую роль никому неизвестному актёру, который вообще до этого нигде не снимался


А Михаил Козаков всё же принял участие в филье - он озвучил роль кардинала Ришелье. Режиссёру показалось, что трофимовская тягучая манера говорить не подходит к роли Ришелье. К тому же он немного заикался. А вот Козаков умел говориm, раздражительно, самодостаочно. И режиссёру быловажно, чтобы эта мрачная высокая фигура разговаривала именно так.


Жизнь кардинала Ришелье, первого министра Людовика XIII — не лишена загадок и тайн. И начинаются они буквально с первого дня его жизни.

Основным источником материальных благ семьи был доход от должности католического духовного лица епархии в районе Ла-Рошели, дарованный Плесси ещё Генрихом III в 1516 году. Однако чтобы сохранить его, кто-то из семьи должен был принять монашеский сан. До 21 года предполагалось, что Арман, младший из трех братьев, последует по стопам отца и станет военным и придворным.


Несколько лет Ришелье провел в Люсоне. Там епископ Ришелье первым во Франции сумел провести реформирование хозяйства монастыря, а также был первым французом, написавшим теологический трактат на родном языке, где отразил положение дел в стране, разрушенной Религиозными войнами.


Генрих IV — король Франции и Наварры

Все свое свободное Ришелье занимался самообразованием, то есть читал. В конце концов он дочитался до того, что до самого конца дней его мучили страшные головные боли.
Убийство фанатиком-католиком Равайльяком Генриха IV в 1610 году развязало руки сепаратистам. Правительство Марии Медичи, королевы-матери, регентши при Людовике XIII, было насквозь коррумпировано. Развал подкреплялся неудачами военных, так что королевский двор пошел на переговоры с представителями вооруженных масс.
Епископ Люсонский (Ришелье) выступил на переговорах в качестве посредника, что послужило поводом избрания его представителем в Генеральные Штаты от духовенства Пуату в 1614 году. Генеральные штаты — собрание сословий, учрежденное в Средние века и все еще изредка собиравшееся королем по тем или иным поводам. Делегаты были разделены на первое сословие (духовенство), второе сословие (светская аристократия) и третье сословие (буржуа). Молодой епископ Люсона должен был представлять духовенство родной провинции Пуату. В конфликте между духовенством и третьим сословием (ремесленники, купцы и крестьяне) по поводу отношений короны и Папы епископ Ришелье занял нейтральную позицию, отдав все силы приведению сторон к компромиссу.
Уже в скором времени Ришелье заметили благодаря ловкости и хитроумию, проявленным им при налаживании компромиссов с другими группами и красноречивой защите церковных привилегий от посягательств светских властей. В феврале 1615 года ему было даже поручено произнести парадную речь от имени первого сословия на заключительной сессии. В следующий раз Генеральным штатам предстояло собраться лишь 175 лет спустя, накануне Французской революции.

При дворе молодого Людовика ХIII обратили внимание на 29-летнего епископа. Мария Медичи — королева-мать Наибольшее впечатление таланты Ришелье произвели на королеву-мать Марию Медичи, которая по-прежнему фактически правила Францией, хотя в 1614 году ее сын уже достиг совершеннолетия. Назначенный духовником королевы Анны Австрийской — молодой супруги Людовика XIII, Ришелье вскоре добился расположения ближайшего советника и фаворита Марии Кончино Кончини (известного также как маршал д’Анкр). В 1616 году Ришелье вошел в королевский совет и занял пост государственного секретаря по военным делам и внешней политике. Новый пост требовал от Ришелье активного участия во внешней политике, к которой он до тех пор не имел отношения. Первый год Ришелье во власти совпал с началом войны между Испанией, которой тогда правила династия Габсбургов, и Венецией, с которой Франция состояла в военном союзе. Эта война грозила Франции новым витком религиозных распрей.


Мария Медичи — королева мать.

Французские принцы крови — Конде, Суассон и Буильон — возмутились самоуправными действиями монарха и подняли против него мятеж.

Несмотря на хрупкое здоровье, новый министр достиг своего положения благодаря сочетанию таких качеств, как терпение, хитроумие и бескомпромиссная воля к власти. Эти качества Ришелье никогда не переставал применять для собственного продвижения: в 1622 году он сделался кардиналом, в 1631 году — герцогом, все это время продолжая увеличивать личное состояние.

С самого начала Ришелье пришлось иметь дело со многими врагами и с ненадежными друзьями. К числу последних на первых порах относился сам Людовик. Сколько можно судить, король так никогда и не обрел симпатии к Ришелье, и все же с каждым новым поворотом событий Людовик попадал во все большую зависимость от своего блестящего служителя. Прочее же королевское семейство оставалось враждебным к Ришелье. Анна Австрийская терпеть не могла ироничного министра, который лишил ее какого-либо влияния на государственные дела. Герцог Гастон Орлеанский, единственный брат короля, плел бесчисленные заговоры с целью усиления своего влияния. Даже королева-мать, всегда отличавшаяся амбициозностью, почувствовала, что прежний ее помощник стоит у нее на пути, и вскоре стала самым серьезным его противником.

Вокруг этих фигур кристаллизовались различные группировки мятежных придворных. Ришелье отвечал на все бросаемые ему вызовы с величайшим политическим мастерством и жестоко их подавлял. В 1626 году центральной фигурой в интриге против кардинала стал молодой маркиз де Шале, который поплатился за это жизнью.


Людовика XIII — король франции

Один заговор за другим составлялись против Ришелье, но они всегда кончались самым плачевным образом для врагов Ришелье, участью которых было изгнание или казнь. Мария Медичи очень скоро раскаялась в своем покровительстве Ришелье, совершенно оттеснившего ее на задний план. Вместе с женой короля, Анной, старая королева приняла даже участие в замыслах аристократии против Ришелье, но без успеха.


Другим важным источником оппозиции, сокрушенным Ришелье со свойственной ему решительностью, являлось гугенотское (протестантское) меньшинство. Примирительный Нантский эдикт Генриха IV от 1598 года гарантировал гугенотам полную свободу совести и относительную свободу богослужения. Он оставлял за ними большое число укрепленных городов — в основном на юге и юго-западе Франции. Ришелье усматривал в этой полунезависимости угрозу государству, особенно во время войны. Гугеноты представляли собой государство в государстве, они имели сильных сторонников в городах и мощный военный потенциал. Кардинал предпочитал не доводить ситуацию до кризиса, однако фанатизм гугенотов подогревался Англией, вечной соперницей Франции. Участие, принятое гугенотами в 1627 году в нападении англичан с моря на побережье Франции, послужило для правительства сигналом к началу действий. К январю 1628 году была осаждена крепость Ла-Рошель — опорный пункт протестантов на берегу Бискайского залива.

Кардинал Ришелье (бюст Жана Лоренцо Бернини) Ришелье взял на себя личное руководство кампанией, и в октябре непокорный город капитулировал после того, как около 15 тысяч его жителей умерли от голода. В 1629 году Ришелье завершил религиозную войну великодушным примирением — мирным соглашением в Але, в соответствии с которым король признавал за своими подданными-протестантами все права, гарантированные им в 1598 году, за исключением права иметь крепости. Правда, гугеноты лишались политических и военных привилегий. Но дарованная им свобода отправления культа и судебные гарантии положили конец религиозным войнам во Франции и не дали повода для разногласий с союзниками-протестантами за пределами страны. Гугеноты-протестанты проживали во Франции как официально признанное меньшинство до 1685 году, но после взятия Ла-Рошели их способность противостоять короне была подорвана.


Папа Урбан VIII


Король Англии Карл I

Он рассчитывал на союз с Англией, устраивая брак Карла I Английского с Генриеттой Марией Французской, сестрой Людовика XIII, который был заключен 12 июня 1625 года. Ришелье стремился усилить французское влияние в Северной Италии (экспедиция в Вальтелину) и в германских землях (поддержка лиги протестантских князей). Ему удавалось долго удерживать Францию от прямого участия в Тридцатилетней войне.
После высадки шведского короля в Германии Ришелье счел необходимым вмешаться, пока что косвенно. 23 января 1631 года после длительных переговоров посланник Ришелье подписал с Густавом Адольфом договор в Бервальде. По этому соглашению, французский католический прелат обеспечивал шведского лютеранского короля-воителя финансовыми средствами для ведения войны против Габсбургов в размере одного миллиона ливров в год. Густав пообещал Франции, что не будет нападать на те государства католической лиги, в которых правят Габсбурги. Тем не менее весной 1632 года он повернул свои войска на восток против именно такого государства — Баварии. Ришелье тщетно пытался удержать союзника. Только со смертью Густава Адольфа в битве при Люцене (16 ноября 1632 года) нелегкая для кардинала дилемма получила разрешение.
У Ришелье на первых порах теплилась надежда, что денежных субсидий союзникам будет достаточно для того, чтобы уберечь собственную страну от риска открытого столкновения. Но к концу 1634 года оставшиеся в Германии шведские силы и их протестантские союзники были разгромлены испанскими войсками.
В 1635 году Испания оккупировала епископство Триер, что послужило причиной объединения французских католиков и протестантов, которые рука об руку выступили против внешнего врага — Испании.


Шведский король Густав II Адольф

Это было началом Тридцатилетней войны для Франции.

Весной 1635 года Франция формально вступила в войну — сначала против Испании, а затем, год спустя, против Священной Римской империи. Сначала французы потерпели ряд досадных поражений, однако к 1640 году, когда стало проявляться превосходство Франции, она начала одолевать своего главного врага — Испанию. Более того, французская дипломатия достигла успеха, вызвав антииспанское восстание в Каталонии и ее отпадение (с 1640 по 1659 годы Каталония находилась под властью Франции) и полномасштабную революцию в Португалии, которая покончила с правлением Габсбургов в 1640 году. Наконец, 19 мая 1643 года при Рокруа в Арденнах армия принца де Конде добилась такой сокрушительной победы над знаменитой испанской пехотой, что это сражение принято считать концом испанского доминирования в Европе.
В последние годы жизни кардинал Ришелье был вовлечен в очередной религиозный конфликт. Он возглавлял оппозицию папе Урбану VIII, поскольку в планы Франции входило расширение сферы влияния в Священной Римской империи. При этом он оставался преданным идеям абсолютизма и боролся с галликанцами, покусившимися на Папскую власть.


Кардинал Мазарини — преемник Ришелье

Красный кардинал Ришелье Ему не удалось покончить с традицией дуэлей и интриг среди провинциальной знати и придворных, но благодаря его усилиям неповиновение короне стало считаться не привилегией, а преступлением против страны. Ришелье не вводил, как было принято утверждать, должности интендантов для проведения политики правительства на местах, однако он значительно укрепил позиции королевского совета во всех сферах управления. Организованные им торговые компании для ведения дел с заморскими территориями оказались неэффективными, но защита стратегических интересов в колониях Вест-Индии и Канады открыла новую эру в создании Французской империи.

Факты и память

Сочинения Ришельё

Ришельё в искусстве

Художественная литература

Кинематограф

Слева: актер Александр Трофимов в роли кардинала Ришелье. Справа: портрет кардинала Ришелье. | Фото: terraoko.com.


На представление современников об устройстве Франции XVII оказал сильное влияние знаменитый роман о приключениях мушкетеров Александра Дюма . Благородные мушкетеры сражаются за честь своей королевы, а их оппонентом выступает безжалостный интриган кардинал Ришелье . На самом деле его вклад в развитие страны не стоит недооценивать. Этот человек сумел превратить слабое разобщенное государство в сильную и уверенную державу.

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье родился в семье видного государственного чиновника при короле и дочери адвоката. Спустя некоторое время отец мальчика умирает, а мать остается с множеством неоплаченных долгов. Благодаря доброму имени отца, король Генрих IV погасил все долги герцога, а его сына отправил учиться в Наваррский колледж. Окончание этого престижного учебного заведения позволило Арману быть принятым в военную академию.

Пока будущий кардинал учился в академии, финансовое положение матери оставляло желать лучшего. Вскоре вопрос денег встал очень остро, и Арман должен был стать кормильцем в семье. Дело в том, что королем Генрихом III семье Ришелье была жалована должность епископа Люсона. Но, т. к. главы семьи уже не было в живых, то эту должность мог занять его сын.

Портрет кардинала Ришелье. Филипп де Шампень, 1640 год. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

В 17 лет Арман, согласившийся сменить мундир на сутану, начинает изучать теологию. Будучи епископом, молодой человек прикладывает все усилия, чтобы преобразить Люсонское епископство, пребывающие в сильном упадке.

Со временем епископу принимать участие в политической жизни страны. Ришелье считал, что только сильная монархическая власть позволит Франции процветать. Но на самом деле дела обстояли совсем по-другому: король Людовик XIII практически не принимал участия в управлении страной. Вся власть была сосредоточена в руках его матери Марии Медичи и ее фаворита Кончино Кончини. Армана Ришелье назначили духовным наставником испанской принцессы Анны, будущей жены короля.

Ришелье на плотине под Ля Рошелью. Анри-Поль Мотт, 1881 год. | Фото: ahum.club.

В результате нескольких дворцовых переворотов, Ришелье то отдалялся, то приближался к короне. В 1622 году Ришелье становится кардиналом, а король назначает его на пост первого министра, т. е. фактического главы правительства.

Если в книге Дюма, кардинал строил козни против короны, то на самом деле он пытался всячески укрепить позиции монаршей власти. Во время правления Ришелье, французский флот увеличился с 10 галер до трех эскадр. Проводилась активная работа по развитию торговых отношений с другими странами.

Читайте также: