Короб для приточки своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.

Что вы получаете, обустроив вентиляцию

  • за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
  • устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
  • удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
  • продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
  • получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
  • добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.



Какая бывает?

Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.

Естественная

Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.





Как это работает

Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.

Плюсы:

  • дешево и сердито;
  • простейший монтаж;
  • нет зависимости от электроснабжения.

Минусы:

  • летом ухудшается воздухообмен;
  • необходимо регулярно очищать воздухообменники;
  • при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.

Принудительная

Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:

  • фильтра;
  • вентилятора;
  • калорифера.





Как это работает

В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.

Плюсы:

  • не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
  • стабильная работа системы.

Минусы:

  • требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
  • в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
  • монтаж далеко не всегда оказывается доступным.

Комбинированная

Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.




Как это работает

Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.

Плюсы:

  • нет зависимости от температуры снаружи помещения;
  • достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.

Минусы:

  • нет подогрева воздушного потока;
  • каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.

Приточная



Как это работает

Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.

Плюсы:

Минусы:

  • не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.

Нормы и правила

Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.

Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.




Материалы и инструменты

  • металлические либо пластиковые трубы;
  • герметик;
  • вентилятор;
  • электрокалорифер для механической системы вентиляции;
  • болгарка;
  • перфоратор и др.


Технологическая карта процесса

Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.

Шаг 1. Расчеты.

На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.


Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.

Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.







Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.

Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.




Шаг 4. Оформите выход.

Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.


Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.



Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.



Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.



Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.

В погребе или подвале

Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.




Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.


При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.

Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.

Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.





В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.





В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.





Заключение

Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.

Кузовной ремонт, пожалуй, самая дорогостоящая услуга СТО. Рано или поздно лакокрасочное покрытие автомобиля теряет первозданный вид. Сколы и царапины, не говоря уже о повреждениях кузова в ДТП, портят эстетическую привлекательность любого транспортного средства.

Многие умельцы предпочитают не переплачивать за услуги ремонтных мастерских, тем более что сроки такой трудоемкой работы не приличные. Однако самостоятельная реставрация кузова требует соответствующих условий. В этой статье мы постараемся подробно рассказать, как переоборудовать помещение гаража в камеру для покраски машины и как должна работать вытяжка для покрасочной камеры в гараже.

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже

Покрасочный бокс – технические требования по обустройству гаражного помещения

От оснащения покрасочной камеры зависит качество кузовного ремонта. Нельзя хорошо отреставрировать лакокрасочное покрытие в обычных условиях гаража. Как в гараже сделать покрасочную камеру своими руками?

Требования к помещению покрасочных камер:

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже

Исходя из организационных моментов стоит отметить, что грамотная вентиляция – это наиболее важный сегмент в переоборудовании гаража в покрасочную камеру.

Вентиляция своими руками в гараже для покраски

Грамотно обустроенная система вентиляции в покрасочной камере – это гарантия качественной работы, безопасности и здоровья маляра.

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже

Вентиляция с фильтрующими элементами обеспечит не только очистку воздуха, но и поможет осадить и вывести лакокрасочное пары. При проектировании вентиляционной системы нужно рассчитать финансовые затраты, исходя из конструктивных особенностей помещения. На рынке представлен широкий ассортимент оборудования. Вы можете подобрать наиболее приемлемый и экономичный вариант оснащения.

Одномоторная вентиляция

Система работает по принципу принудительного нагнетания давления, которое поступает через вмонтированный в потолок фильтр. Поток свежего воздуха поступает в камеру и опускаясь в низ прижимает к полу частички пыли и пары краски. Удаляются канцерогены через предусмотренные при обустройстве пола каналы. Это бюджетный вариант вентилирования, недостатком которого является высокая степень загрязнения среды. Одномоторная конструкция не может в полной мере решить проблему полноценного обеспечения свежим воздухом. Идеальным вариантом считается приточно-вытяжная конструкция.

Двухмоторная вентиляция

Система предполагает наличие 2 моторов. Один – размещен вверху, он нагнетает поток свежего воздуха, второй агрегат – расположен в нижней части покрасочной камеры, он вытягивает отработанные потоки воздуха. Такая конструкция обеспечивает эффективную циркуляцию и очищение воздуха. Проект приточно-вытяжной вентиляции должен быть хорошо продуман и грамотно сконструирован.

Схема приточно-вытяжной вентиляции

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже

Помимо 2 моторов вам понадобится вентиляционные трубы, по которым свежий воздух будет поступать в помещение и переоборудованное напольное покрытие с запасом свободного пространства под ним.

Фильтры – важный элемент вентиляции

Поступающий в покрасочную камеру воздух должен быть обязательно очищен. Без фильтрации атмосферные примеси попадают в помещение и загрязняют его частичками пыли. Обычно рулонный фильтрующий материал укладывают на весь периметр потолка. На входе приточной конструкции устанавливают карманные фильтры, они удерживают крупные элементы пыли. Систему вытяжки также оснащают фильтром – он быстрее загрязняется и требует более частой замены.

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже

Не стоит экономить на вентиляционных фильтрах. Двухфазные устройства имеют массу достоинств:

При разработке конструкции вентиляционной системы следует учитывать расход воздуха. Покраска крупногабаритных деталей может в несколько раз превышать расход воздуха реставрации небольших элементов, таких как бампер, крыло или дверь. Следует тщательно продумать перспективы затеваемого дела. Возможно это оборудованное помещение не окупит вложенных в него затрат.

Для чего вам нужна покрасочная камера?

Чтобы грамотно рассчитать проект вентиляции покрасочной камеры нужно понимать, для каких именно целей вам необходимо такое специализированное помещение.

Целевое назначение покрасочной камеры:

  1. Вы профессиональный маляр и решили оборудовать помещение гаража для покраски машин вне рабочее время. В этом случае использование бокса служит дополнительным источником дохода и благоустраивать его нужно с максимальным комфортом, который обеспечит высокое качество осуществляемых работ.
  2. Вы собственник гаража или владелец СТО и решили оборудовать камеру для сдачи помещения в аренду. В этом случае материалы для устройства рабочего места ограничатся созданием технически грамотных условий.
  3. Если вы автолюбитель, решивший осуществить кузовной ремонт собственными силами, то условия для покраски машины создаются по упрощенной схеме. Часть оборудования можно взять в аренду.

Стоит понимать, что цена вопроса и итоговое качество ремонта не всегда оправданы. При закупке даже самого необходимого оборудования в симбиозе с трудозатратами существенно превысит стоимость работ профессионального мастера на СТО. Бюджет обустройства покрасочной камеры может варьироваться от 2000 до 8000 у.е.

Меры безопасности

Действительно важным сегментом малярных работ является техника безопасности. Работа с лакокрасочными составами относится к манипуляциям вредным для здоровья. Выделяемые при покраске канцерогены опасны для органов дыхания, слизистой оболочки глаз и открытых участков кожи.

Вытяжка для покрасочной камеры в гараже

При малярных работах используют такие средства защиты:

  • респиратор;
  • защитные очки или маска;
  • спецодежда;
  • закрытая обувь;
  • перчатки.

Пары растворителей и краски могут нанести непоправимый вред здоровью. Слабопроветриваемое помещение с плохой вытяжкой может быть взрывоопасным. Перед покраской убедитесь в надежной изоляции электропроводки. Строго запрещено иметь открытые источники огня в ближайшей доступности.

Видео: как переоборудовать гараж в покрасочную камеру

Предпочтительные схемы устройства вытяжки для покрасочной камеры в гараже полностью зависят от вашей фантазии и материальных возможностей. Мы постарались освятить ключевые моменты модернизации гаражных условий под покраску автомобиля. Дерзайте, все в ваших руках!


Нали­чие покра­соч­ной каме­ры даёт оче­вид­ные пре­иму­ще­ства для авто­ма­стер­ской по кузов­но­му ремон­ту. Это умень­ше­ние пыли и про­че­го мусо­ра до мини­му­ма, посто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра, бла­го­при­ят­ная для рас­пы­ле­ния и хоро­ше­го рас­те­ка­ния лаков и эма­лей, а так­же хоро­шее осве­ще­ние дают маля­ру воз­мож­ность хоро­шо кон­тро­ли­ро­вать про­цесс рас­пы­ле­ния. Так­же не нуж­но забы­вать о том, что в маляр­ной каме­ре с пра­виль­но устро­ен­ной вен­ти­ля­ци­ей, улуч­ша­ют­ся усло­вия рабо­ты маля­ра, не стра­да­ет его здо­ро­вье (см. ста­тью “о вре­де здо­ро­вью кузов­щи­ков и маля­ров”).

Покра­соч­ная каме­ра завод­ско­го изго­тов­ле­ния сто­ит нема­лых денег, цены начи­на­ют­ся от 5–6 тыс. дол­ла­ров за эко­ном класс. При этом завод­ская окра­соч­но-сушиль­ная каме­ра пред­по­ла­га­ет нали­чие боль­шо­го поме­ще­ния, внутрь кото­ро­го вы её смо­же­те уста­но­вить. Это уста­нав­ли­ва­ет огра­ни­че­ние на воз­мож­ность её уста­нов­ки внутрь неболь­ших авто­ма­стер­ских. Быва­ют, конеч­но, окра­соч­но-сушиль­ные каме­ры наруж­но­го испол­не­ния, но они, опять же, доро­же. Фир­мы, про­из­во­дя­щие и реа­ли­зу­ю­щие покра­соч­ные каме­ры, так­же про­да­ют каж­дые из её ком­по­нен­тов отдель­но. Таким обра­зом, мож­но собрать почти такую же кон­струк­цию внут­ри неболь­шо­го поме­ще­ния. Но опять же эти ком­по­нен­ты от извест­но­го про­из­во­ди­те­ля доста­точ­но доро­ги. Всё это натал­ки­ва­ет на мысль изго­тов­ле­ния покра­соч­ной каме­ры сво­и­ми рука­ми. Маляр­ная каме­ра, обо­ру­до­ван­ная в гара­же может обой­тись в 2 000 у.е. при усло­вии закуп­ки мини­маль­но­го коли­че­ства обо­ру­до­ва­ния и вло­же­нии соб­ствен­ных сил.

Что нужно для изготовления покрасочной камеры своими руками?

В целом по типу вен­ти­ля­ции клас­си­фи­ци­ру­ют на одно­мо­тор­ные и двух­мо­тор­ные покра­соч­ные каме­ры. Одно­мо­тор­ная пред­по­ла­га­ет один вен­ти­ля­тор на при­ток воз­ду­ха, а отток про­ис­хо­дит есте­ствен­ным путём, без допол­ни­тель­но­го вентилятора.

Двух­мо­тор­ная каме­ра име­ет два вен­ти­ля­то­ра (мото­ра). Один исполь­зу­ет­ся для при­то­ка воз­ду­ха, дру­гой для вытя­ги­ва­ния. Двух­мо­тор­ные покра­соч­ные каме­ры доро­гие в изго­тов­ле­нии и обслу­жи­ва­нии. Выгод­но их изго­тов­ле­ние и исполь­зо­ва­ние при боль­шом пото­ке окра­ши­ва­е­мых автомобилей.

Таким обра­зом, при малой или сред­ней загру­жен­но­сти авто­ма­стер­ской чаще все­го изго­тав­ли­ва­ют одно­мо­тор­ную покра­соч­ную камеру.

Соглас­но сред­не­ста­ти­сти­че­ским дан­ным, поток воз­ду­ха в поме­ще­нии стан­дарт­ной покра­соч­ной каме­ры дол­жен быть при­мер­но 25000 кубо­мет­ров в час.

В её верх­ней части (на потол­ке или вме­сто потол­ка) уста­нав­ли­ва­ет­ся короб, в кото­рый в даль­ней­шем будет посту­пать при­точ­ный воз­дух. Далее, через фильтр тон­кой очист­ки он попа­да­ет соб­ствен­но в саму каме­ру. За счёт нали­чия коро­ба, воз­дух рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но по всей пло­ща­ди поме­ще­ния, не созда­вая рез­ких пото­ков в отдель­ных зонах. Далее он, про­хо­дя через поме­ще­ние, ухо­дит в вытяж­ные тех­но­ло­ги­че­ские про­ёмы, сде­лан­ные в полу и выхо­дя­щие на ули­цу. Так­же дела­ют вари­ант уста­нов­ки поди­у­ма, под кото­рым так­же обу­стра­и­ва­ют вытяж­ку и фильтр.

Поме­ще­ние покра­соч­ной каме­ры долж­но быть теп­ло­изо­ли­ро­ва­но, иметь хоро­шее осве­ще­ние, долж­но быть обо­ру­до­ва­но при­точ­но-вытяж­ной систе­мой с фильтрацией.

Теп­ло­изо­ля­ция

Покра­соч­ная каме­ра долж­на быть спо­соб­ной сохра­нять задан­ную внут­ри неё тем­пе­ра­ту­ру в любое вре­мя года. Это­му спо­соб­ству­ет её утеп­лё­ние. Учи­ты­вая меры пожа­ро­без­опас­но­сти луч­ше все­го исполь­зо­вать мине­раль­ные пли­ты. Если исполь­зо­вать для утеп­ле­ния пожа­ро­опас­ный мате­ри­ал, то важ­но его изо­ли­ро­вать пожа­ро­без­опас­ной внут­рен­ней отделкой.

Осве­ще­ние

В каче­стве осве­ще­ния чаще все­го исполь­зу­ют люми­нес­цент­ные лам­пы, либо све­то­ди­од­ные све­тиль­ни­ки. Они справ­ля­ют­ся с зада­чей при­бли­зить искус­ствен­ное осве­ще­ние покра­соч­ной каме­ры к есте­ствен­но­му, днев­но­му. Люми­нес­цент­ные лам­пы за счёт рас­се­ян­но­го осве­ще­ния, не дают теней. Пред­по­чте­ние нуж­но отда­вать све­тиль­ни­кам с наи­мень­шим эффек­том мер­ца­ния. Лам­пы нуж­но рас­по­ла­гать как в верх­ней части, так и на сте­нах на рав­ном уда­ле­нии друг от дру­га. Хоро­шим реше­ни­ем будет рас­по­ло­жить лам­пы вер­ти­каль­но по бокам. Сте­ны, окра­шен­ные в белый цвет улуч­шат рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние све­та. Для окра­ши­ва­ния луч­ше при­ме­нять порош­ко­вые него­рю­чие составы.

Нор­ма осве­щен­но­сти для покра­соч­ной каме­ры 1000–2000 люкс в каж­дой её зоне.

Филь­тра­ция

В покра­соч­ной каме­ре дол­жен очи­щать­ся как при­точ­ный, так и вытя­ги­ва­е­мый воз­дух. Для это­го исполь­зу­ют­ся филь­тра гру­бой и тон­кой очист­ки. Фильтр гру­бой очист­ки уста­нав­ли­ва­ет­ся сна­ру­жи для отде­ле­ния круп­ных частиц. Фильтр тон­кой очист­ки уста­нав­ли­ва­ет­ся на потол­ке покра­соч­ной каме­ры, на короб, с кото­ро­го посту­па­ет при­точ­ный воз­дух. Таким обра­зом, при­точ­ный воз­дух в поме­ще­ние пода­ет­ся по всей пло­ща­ди потол­ка через слой филь­тру­ю­ще­го мате­ри­а­ла, он рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но и его цир­ку­ля­ция в каме­ре прак­ти­че­ски исключается.

При устрой­стве двух­мо­тор­ной покра­соч­ной каме­ры вто­рой фильтр устра­и­ва­ет­ся под метал­ли­че­ским насти­лом или в самой систе­ме воз­ду­хо­во­да. Загряз­ня­ет­ся он на мно­го чаще, поэто­му доста­точ­но исполь­зо­вать филь­тру­ю­щий мате­ри­ал для гру­бой очист­ки. Наполь­ный фильтр очи­ща­ет вытя­ги­ва­е­мый воз­дух для защи­ты окру­жа­ю­щей сре­ды, а так­же не загряз­ня­ет­ся вытяж­ной вен­ти­ля­тор (в слу­чае его применения).

Круп­ные части­цы задер­жи­ва­ют­ся обыч­ной поли­про­пи­ле­но­вой сет­кой. Обу­стра­и­вая внут­рен­нюю тон­кую филь­тра­цию, неко­то­рые масте­ра дела­ют сво­и­ми рука­ми фильтр из фли­зе­ли­на, одна­ко он загряз­ня­ет­ся очень быст­ро, так что эко­но­мия в этом слу­чае весь­ма сомни­тель­на. Най­ти в про­да­же фир­мен­ные филь­тра не соста­вит тру­да, а уста­но­вив их в маляр­ную каме­ру, вы зна­чи­тель­но сокра­ти­те веро­ят­ность появ­ле­ния дефек­тов при покрас­ке, свя­зан­ных с мусор­но­стью окра­ши­ва­е­мой детали.

Подо­грев воздуха

Нагне­та­е­мый с ули­цы воз­дух в холод­ное вре­мя года быст­ро охла­жда­ет поме­ще­ние. Необ­хо­дим его подо­грев для того, что­бы в покра­соч­ной каме­ре оста­ва­лась рабо­чая тем­пе­ра­ту­ра. При обо­гре­ве вхо­дя­ще­го воз­душ­но­го пото­ка пря­мой кон­такт нагре­ва­ю­ще­го эле­мен­та, осо­бен­но откры­то­го пла­ме­ни, с пара­ми рас­тво­ри­те­лей крайне неже­ла­те­лен. По этой при­чине, а так­же доро­гой сто­и­мо­сти и слож­но­сти мон­та­жа про­фес­си­о­наль­но­го теп­ло­ге­не­ра­то­ра, исполь­зу­ет­ся теплообменник.

Ещё одна при­чи­на исполь­зо­вать систе­му пере­но­са теп­ла – доро­го­виз­на энер­гии. При любых кон­струк­ци­ях обо­гре­ва (горел­ки на раз­ных видах топ­ли­ва, ТЭНы) затра­ты на обо­грев ока­зы­ва­ют­ся зна­чи­тель­ны­ми, по этой при­чине при­ме­ня­ет­ся систе­ма реку­пе­ра­ции энер­гии – теп­ло­об­мен­ник меж­ду вытяж­кой и при­то­ком, что поз­во­ля­ет эко­но­мить до 40% энер­гии. Теп­ло пере­да­ёт­ся к при­точ­но­му воз­ду­ху от нагре­ва­те­ля и от вытяж­но­го потока.

Теп­ло­об­мен­ник изго­тав­ли­ва­ет­ся из тем­пе­ра­ту­ро­стой­кой нержа­ве­ю­щей ста­ли. Фор­ма теп­ло­об­мен­ни­ка зави­сит от кон­струк­тив­но­го испол­не­ния горелки.

Суще­ству­ет три основ­ных вида теп­ло­ге­не­ра­то­ров: с дизель­ным, элек­три­че­ским и газо­вым нагре­вом. Элек­три­че­ский теп­ло­ге­не­ра­тор исполь­зу­ет­ся ред­ко, так как име­ет уве­ли­чен­ную дли­тель­ность нагре­ва, и охла­жде­ния окра­соч­но-сушиль­ной каме­ры из-за дол­го­го вре­ме­ни нагре­ва­ния и осты­ва­ния теп­ло­эле­мен­тов. Так же дан­ные теп­ло­ге­не­ра­то­ры име­ют высо­кое энер­го­по­треб­ле­ние. Аль­тер­на­ти­вой элек­три­че­ско­му слу­жат дизель­ные и теп­ло­ге­не­ра­то­ры с газо­вой горел­кой, а так­же на отра­бо­тан­ном масле.

Систе­ма теп­ло­об­мен­ни­ка явля­ет­ся доста­точ­но слож­ной в реа­ли­за­ции. Неко­то­рые масте­ра исполь­зу­ют сосед­нее отап­ли­ва­е­мое поме­ще­ние для забо­ра при­точ­но­го в каме­ру воз­ду­ха (если есть такая воз­мож­ность). При этом так­же исполь­зу­ют­ся филь­тра для его очист­ки. Либо не исполь­зу­ют обо­грев вхо­дя­ще­го воз­ду­ха. В этом слу­чае, при покрас­ке несколь­ких эле­мен­тов или все­го кузо­ва авто­мо­би­ля исполь­зо­ва­ние покра­соч­ной каме­ры в холод­ное вре­мя года не полу­чит­ся исполь­зо­вать в пол­ном объёме.


Требования безопасности

Покра­соч­ная каме­ра – это место повы­шен­ной пожа­ро­опас­но­сти. Пары рас­тво­ри­те­ля, окра­соч­ная пыль явля­ют­ся лег­ко вос­пла­ме­ня­е­мы­ми отхо­да­ми. При пра­виль­но обо­ру­до­ван­ной при­точ­но-вытяж­ной систе­ме пары свое­вре­мен­но уда­ля­ют­ся из поме­ще­ния. Тем не менее, нуж­но учи­ты­вать ряд усло­вий, необ­хо­ди­мых для повы­ше­ния без­опас­но­сти при покрас­ке автомобилей.

  • - внут­рен­няя отдел­ка долж­на быть пожаробезопасной
  • - при утеп­ле­нии исполь­зо­вать стой­кий к вос­пла­ме­не­нию теп­ло­изо­ля­тор (мине­раль­ный материал)
  • - вен­ти­ля­то­ры вен­ти­ля­ци­он­ной систе­мы долж­ны быть уста­нов­ле­ны с наруж­ной сто­ро­ны камеры
  • - элек­три­че­ская аппа­ра­ту­ра, про­вод­ка уста­нав­ли­ва­ет­ся во взры­во­без­опас­ном испол­не­нии, все метал­ли­че­ские части каме­ры и вен­ти­ля­ци­он­ных труб заземляются
  • - выклю­ча­те­ли и рубиль­ни­ки долж­ны быть рас­по­ло­же­ны сна­ру­жи покра­соч­ной камеры
  • - ком­прес­со­ры уста­нав­ли­ва­ют­ся снаружи
  • - если теп­ло­вой гене­ра­тор воз­ду­ха рабо­та­ет с газо­вой или дизель­ной горел­кой, его рас­по­ла­га­ют изо­ли­ро­ван­но от цеха покраски
  • - обо­ру­до­вать систе­му пожаротушения
  • - уста­но­вить ава­рий­ный тер­мо­стат для пол­но­го отклю­че­ния от электросети
  • - выход из покра­соч­ной каме­ры дол­жен лег­ко откры­вать­ся нару­жу и не иметь задвижек
  • - для элек­тро­обо­ру­до­ва­ния каме­ры обя­за­тель­но выпол­не­ние защит­но­го заземления

В заклю­че­ние мож­но ска­зать, что если есть необ­хо­ди­мость в покра­соч­ной каме­ре, её вполне мож­но постро­ить сво­и­ми рука­ми или обо­ру­до­вать име­ю­щий­ся гараж. При этом Вы буде­те дос­ко­наль­но знать устрой­ство всей систе­мы кон­крет­ной маляр­ной каме­ры и буде­те знать, где какой узел обслу­жить, заме­нить или усовершенствовать.


Система воздухообмена в гараже является важной частью комфортных условий и для автомобиля, и для автовладельца. Ее обустройство не требует особых строительных навыков и специальных инженерных знаний, но важно понимать, как сделать вентиляцию в гараже, чтобы циркуляция воздуха была эффективной. Разбираемся, по каким правилам обустраивается вентиляция, и как сделать ее работу устойчивой и надежной.

Схемы обустройства вентиляции

Существуют три способа наладить циркуляцию воздуха в гаражном помещении, причем нет принципиальной разницы, оборудован гаражный бокс подвалом, или нет. Схемы выглядят следующим образом:

  • Естественная вентиляция. Работает благодаря тому, что температура внутри и снаружи гаража различна. Несмотря на простоту реализации, требует некоторых (несложных) расчетов.
  • Принудительная (механическая). Делится на три вида: приточная, когда принудительно поступает наружный воздух, вытяжная, когда воздух удаляется из помещения, и приточно-вытяжная. В последнем случае и для притока, и для вывода воздуха используется оборудование (вентиляторы). Самая эффективная, но и самая дорогая схема.
  • Смешанная (комбинированная). Сочетает две предыдущие схемы: естественная вентиляция дополняется вытяжным канальным вентилятором. Комбинирование обеспечивает хороший результат в просторных помещениях.

Задачи, решаемые вентиляционной системой

Необходимость обустройства вентиляции прописана в СНиП, где указаны нормы воздухообмена и связанные параметры. Налаженная по правилам воздушная циркуляция позволяет решить следующие задачи:

  • Избавляет воздух от повышенной влажности. Если влаге некуда деваться, она начнет оседать на машине. Постоянно образующийся конденсат неизбежно приведет к коррозии металла.
  • Конденсат вреден не только для авто, но и для строительной конструкции, инструментов и вещей, хранящихся в гаражном боксе (например, велосипеда). Снижение влажности продлевает срок их службы.
  • Вентсистема удаляет не только избыток влаги, но и пары бензина, а также химические соединения, производные работающего двигателя. Чем меньше вдыхать этот букет, тем безопаснее для здоровья.
  • Воздухообмен поддерживает комфортную температуру, что создает подходящие условия для длительного хранения продуктов питания.

СНиП о размерах и вентиляции

Правила СНиП предусматривают вентиляцию в гаражах без подвала (как в нежилых помещениях) со следующими особенностями:

  • Организуется постоянная циркуляция воздуха, причем ее параметры не зависят от материала, из которого построен гараж, буде он кирпичным, бетонным или металлическим.
  • Нормами предусмотрен воздухообмен 180 кубометров в час на одну легковую машину. Условия можно обеспечить при помощи естественной, принудительной или смешанной вентсистемы.
  • Действуют дополнительные (увеличенные кратно) нормы воздухообмена для помещений, в которых проводится обслуживание автомобиля (ремонт, сборка, покраска). В этом случае перемножают объем бокса и коэффициент (кратность) воздухообмена (нормы указаны для разных видов работ). Например, коэффициент для СТО составляет 6-8.
  • Правилами предусматривается возможность отапливать или не отапливать гаражное помещение. Зимняя температура +5°C считается наиболее рациональной для хранения автомобиля. Владельцу было бы комфортнее при +10-15°C, но в таких условиях наледь и снег на автомобиле создают влажную среду.

Чтобы определить то количество воздуха, которое надо заменить в гараже за час, выполняют следующие расчеты:

  • Вычисляется объем гаража перемножением его длины, ширины и высоты. Например, для постройки с габаритами 6х4х2,5 м объем составит 60 кубов.
  • Если хозяин занимается ремонтом и мелкой реставрацией, используется коэффициент для СТО, равный 6-8.
  • Перемножение единичного объема и кратности дает 360-480 кубов час. Это тот объем воздуха, который должен меняться каждый час. Такую циркуляцию можно организовать, используя только механическую вентсистему с установкой круглых канальных вентиляторов.

Особенности разных типов вентиляции

Естественная схема подразумевает движение воздуха по какому-либо воздуховоду (например, часто сооружают вентиляцию в гараже из канализационных труб). Благодаря разнице температур более теплый (и легкий) воздушный поток перемещается снизу вверх, уступая место более холодной воздушной массе.

Естественная циркуляция обладает массой достоинств, чтобы стать достаточно распространенной. Она надежная и бюджетная, работает бесшумно, рассчитана на долгую эксплуатацию и не нуждается в источниках энергии.


Время от времени проявляется недостаток системы: эффективность заметно снижается летом, когда разница температур стает минимальной. Работоспособность определяется следующими характеристиками:

  • Разницей температур. Лучше всего система работает, когда в гаражном боксе значительно теплее, чем на улице. В этом случае теплый воздух активно вытесняется холодным, более плотным наружным воздухом.
  • Атмосферным давлением. Из курса физики известно, что с увеличением высоты над уровнем моря давление падает. Чтобы устроить циркуляцию воздуха в гараже, достаточно совсем небольшой разницы давлений. Это можно организовать, если расположить приточное и выходное отверстия с разницей по высоте в 3,5-4 м.
  • Ветром. Ветер создает зону повышенного (с наветренной стороны) и пониженного (с подветренной) давления. Это можно использовать с выгодой, если установить приточное отверстие по розе ветров (со стороны преобладающего ветра).

Механическая система создает принудительный воздухообмен при помощи элетромеханических устройств. В нее включают один или нескольких вентиляторов, датчики, заслонки с ручным или автоматическим управлением.

Система собирается по одной из трех схем приточной, вытяжной или приточно-вытяжной, и обладает следующими плюсами:

  • На ее эффективность не влияют погодные условия и время года.
  • Позволяет регулировать (при наличии контроллера) параметры воздухообмена. Вы можете менять производительность и температуру, чтобы получить комфортные условия.
  • Можно организовать теплый приток, то есть, фактически, альтернативное отопление.
  • Принудительную схему удобно применять в гараже, расположенном в цоколе (ниже уровня земли).

Недостатком автоматической схемы является ее полная энергозависимость. Также она требует средств на закупку и установку оборудования. В процессе эксплуатации ей нужно повышенное внимание, а периодически – квалифицированное обслуживание.

Комбинированная вентиляция реализуется как естественная, дополненная вентилятором. Если вы используете гаражный бокс только для хранения авто, на вытяжку можно приспособить бытовой вентилятор; вентиляция подвала гаража требует дополнительного обустройства.

Основным преимуществом комбинированной схемы является ее экономичность: в основном она работает в естественном режиме, вентилятор подключается, когда естественный отток не справляется. Минус: необходимость монтажа дополнительных элементов.

Устройство естественной вентиляции

Вопросы, как правильно сделать вентиляцию в гараже, часто имеют отношение к организации естественной циркуляции, что неудивительно: в простой, на первый взгляд, схеме имеется несколько тонких моментов.

Перед началом работ необходимо рассчитать, трубы какого диаметра вам потребуются. Правила СНиП предусматривают, что квадратному метру площади гаража соответствует 1,5 см 2 диаметра воздуховода. Например, для бокса площадью 20 квадратов (5х4 м) необходима труба с внутренним диаметром 20х1,5=30 см 2 . Если вы хотите установить не одну, а две вытяжки (и, соответственно, два приточных канала), их диаметры будут вдвое меньше (два по 15 см).

Система привлекает простотой установки, строительство состоит из следующих этапов:

  • Вытяжное отверстие делают на 10-15 см ниже потолочного перекрытия. Трубу выводят над крышей на высоту полуметра, защищают сеткой и колпаком.


  • Место для приточного канала выбирают на высоте минимум 10 см от пола, отверстие проделывают перфоратором. Вставляют трубу, внешний конец закрывают сеткой и, если отверстие направлено вверх, то еще и колпаком.
  • Чтобы воздухообмен был оптимальным, вытяжку устанавливают на противоположной стене и лучше по диагонали от приточного канала.

В естественной вентиляции воздух, как правило, движется с небольшой скоростью, которая имеет тенденцию снижаться из-за аэродинамического сопротивления труб. Систему можно заставить работать лучше, если снизить сопротивление следующими способами:

  • Вытяжка с круглым сечением обеспечивает лучший ток воздуха, чем прямоугольная.
  • Разница высот каналов должна составлять не менее 3 м. Чем выше перепад, тем лучше будет работать вытяжка, поэтому разницу можно довести до 3,5-4 м.
  • Предпочтительно, чтобы вытяжная труба не меняла диаметр на всем протяжении, не имела изгибов или поворотов. Ее необходимо утеплить, чтобы избежать образования конденсата.
  • По материалу желательны пластиковые или металлические трубы с гладкой внутренней поверхностью.

Видео описание

Об устранении конденсата и правильной вентиляции в следующем видео:

Схемы вентиляции со смотровой ямой и подвалом

Очень часто возникает потребность в обустройстве вентиляции гаража с погребом и смотровой ямой. Циркуляция воздуха нужна как для комфортной работы в яме, так и для удаления влаги от хранящихся продуктов.

Как правило, для проветривания ямы хватает мощности организованной в гараже вентсистемы. Если яму закрывают досками или щитами, отдельную конструкцию устанавливать не надо; проблему вентиляции решают двумя способами:

  • С ямы периодически снимают доски.
  • В яму продлевают трубу от приточного канала. Для монтажа можно использовать пластиковые трубы для канализации.

В гараже с подвалом также может реализовываться схема естественной, механической или комбинированной вентиляции; с работой вполне справляется первый вариант. Однако, если нужно обеспечить проветривание овощного погреба, работа несколько усложняется. Для вентиляции гаража с подвалом необходимо организовать:

  • Приточный воздуховод. Как и в случае со смотровой ямой, приточной канал продлевается вниз, в погреб. Он заканчивается на расстоянии 20-50 см от подвального пола.
  • Дополнительный вытяжной воздуховод. Он начинается под потолком погреба, соединяется с вытяжным каналом, отводящим воздух на улицу. Вытяжную трубу оснащают краном для слива конденсата.
  • Трубы внутри помещения утепляют, чтобы снизить образование конденсата (он будет неизбежно появляться из-за разницы температур).

Видео описание

О вентиляции гаража своими руками в следующем видео:

Оборудование принудительной (механической) системы

Простая схема, обеспечивающая механическую циркуляцию воздуха, имеет некоторые особенности:

  • Обустройство каналов притока и вытяжки ведется по правилам предыдущей схемы.
  • В отверстиях устанавливается приточный и вытяжной канальный вентилятор круглого сечения; в теплом боксе для подогрева притока используют калорифер. Параметры вентилятора (мощность, производительность) подбирают с учетом необходимой производительности; дополнительно можно вмонтировать таймер и датчик влажности.


При правильно подобранных параметрах вентиляторов воздух будет успевать обновляться как в гаражном помещении, так и в смотровой яме или погребе. Иногда хозяева отказываются от расчетов, предпочитая установить двигатель с вентилятором помощнее. Такое решение не выглядит целесообразным, поскольку электроэнергия расходуется бесполезно, возникает переплата.

Видео описание

Об устройстве притока и вытяжки в следующем видео:

Комбинированная вытяжка

В такой системе взаимное расположение каналов не играет такой роли, как в предыдущих вариантах. Приточное и вытяжное отверстие можно сделать, соответственно, у пола и у потолка, можно – на одной высоте или на одной стене. Единственное ограничение – каналы не делают друг напротив друга; при таком расположении воздух течет между этими точками, не затрагивая остальное пространство.

Особенность комбинированной системы состоит в том, что приточный канал функционирует в естественном режиме, а выводной канал – в принудительном. В него встраивается вентилятор; для гаража это означает, что запускается процесс, в котором воздух принудительно удаляется из гаражного бокса, а на его место поступает свежий воздух с улицы.

Комбинированная схема обладает приятным соотношением экономичности и практичности. Она рассчитана на круглогодичное функционирование, при этом затраты остаются минимальными. Предпочтение лучше отдавать устройствам с корпусом из пластика и специальной конструкцией крыльчатки.

Такие модели не боятся коррозии и работают в режиме постоянной вентиляции. Подходящую модель выбирают, исходя из габаритов, рекомендуемой площади обслуживания, других параметров (например, бесшумной работы). Перед тем, как монтировать вентилятор, воздуховод желательно утеплить.


Коротко о главном

Устройство естественной вентиляции считается наиболее простым вариантом, не требующим финансовых вливаний и особых навыков. Начинать следует с расчетов минимально допустимого диаметра труб, способного качественно вентилировать помещение заданного размера. Если в гараже есть смотровая яма или подвал, система несколько видоизменяется.

Читайте также: