Контурные модели самолетов своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

В годы Великой Отечественной войны большую роль сыграли истребители конструкторского бюро дважды Героя Социалистического Труда Александра Сергеевича Яковлева. Не было такого фронта, где бы не сражались ЯКи.

В 1940 году создан родоначальник семьи истребителей — ЯК-1, в котором нашли отражение характерные основы всех последующих ЯКов: простота кон­струкции, малый полетный вес, большая скорость, высокая маневренность и лег­кость пилотирования. Во время войны были запущены в серию и поступили на вооружение Советской Армии новые истребители — ЯК-7 и ЯК-9, а также ЯК-3, являющиеся модификациями ЯК-1. Две трети советской истребительной авиации составляли ЯКи.

Фронт требовал огромного количества боевых самолетов, и ЯКи строились на многих авиационных заводах Советского Союза. С 1941 по 1945 год фронт полу­чил, более 40 тысяч самолетов Яковле­ва разного назначения.

Изготовление модели

Мы предлагаем начинающим модели­стам построить модель-копию самолета ЯК-3. Модель эта проста конструктив­но, не требует большого опыта, хорошо летает. Постройка занимает немного времени.

Прежде всего необходимо вычертить рабочие чертежи: вид модели сбоку, крыло и стабилизатор — в плане.

Наша модель называется контурной, так как ее фюзеляж только сбоку изображает ЯК. Для фюзеляжа необхо­дима липовая дощечка толщиной 8— 10 мм, длиной 570 мм и шириной 100 мм. Если такой дощечки нет, то ее можно склеить из двух — по 50 мм. Для склеивания применяют аэролак (эмалит), ПВА или эпоксидную смолу. После того как клей высохнет, дощечку надо прострогать и зачистить наждач­ной бумагой. Затем с чертежа через копировальную бумагу на нее перено­сят контуры фюзеляжа. Не забудьте начертить облегчение фюзеляжа. Кон­туры фюзеляжа и его среднюю часть выпиливают лобзиком. К носовой части фюзеляжа приклеивают подмоторную раму из двух брусочков твердой дре­весины (граба, бука или березы) раз­мером 90X10X8 мм.

Облегчение фю­зеляжа заполняют пенопластом, если его нет, то ставят сосновые или липо­вые рейки. Снизу фюзеляжа по конту­ру нервюры приклеивают пластинку из фанеры толщиной 1,5 мм, предваритель­но закрепив ее 4—6 мелкими гвоздика­ми. Размер пластинки 190 X 35 мм. К ней будет крепиться крыло. Слои фанеры должны быть расположены так: два слоя — перпендикулярно фюзеляжу и один, средний, — вдоль фюзеляжа.

Киль модели лучше всего сделать из пенопласта, а если его нет, то из ли­повой пластинки толщиной 4—5 мм. Руль поворота следует приклеить так, чтобы он был отклонен на 4—5° влево при виде спереди.

Стабилизатор и рули высоты изготав­ливают из липы толщиной 4 мм. Соеди­няются рули со стабилизатором с по­мощью приклеенных матерчатых полосок в шахматном порядке.

Кабину пилота выпиливают лобзиком из плексигласа или склеивают из цел­лулоида.

Для крепления крыла необходимо сде­лать два бамбуковых штырька диаметром 5 мм. Вклеиваются они в фюзеляж перед передней и задней кромками крыла.

Контурная модель ЯК-3

Чертеж контурной модели ЯК-3.

Нажмите на картинку для увеличения.

Приступая к изготовлению крыла, прежде всего надо сделать шаблон центральной нервюры. Профиль симмет­ричный, толщиной 15%. Шаблоны ос­тальных нервюр показаны на рисунке.

Лонжероны и кромки крыла сосновые: лонжероны сечением 3X4 мм, передняя кромка — 3X5 мм, а задняя — 2Х10 мм. Законцовки из пенопласта или липы. Нервюра № 3, выпиленная из фанеры толщиной 3 мм, не облегчается, потому что к ней приклепываются дюр­алюминиевые стойки шасси. Остальные нервюры изготавливаются из фанеры толщиной 1—1,5 мм. Колеса крепятся к стойкам с помощью болтов толщи­ной 3 мм. Модель обтянута микалетной бумагой, вся обшивка 3—4 раза по­крывается эмалитом, а затем окраши­вается из пульверизатора разведенной нитрокраской. Крыло и стабилизатор сверху зеленые, снизу голубые, фюзе­ляж зеленый. Звезды можно сделать из плотной красной бумаги.

Модели самолетов из бумаги своими руками

Есть несколько вариантов относительно того, как сделать макет самолета из бумаги. Модели могут представлять собой военные или гражданские самолеты, что сразу же определит тип строения корпуса и его раскрас. Бумага является достаточно простым в плане обработки материалом с хорошей степенью деформации.

  • Необходимые материалы
  • Готовые модели
  • Как сделать макеты самолетов из бумаги
  • Поэтапная сборка по готовым шаблонам
  • Военные самолеты
  • Гражданская авиация
  • Большие самолеты
  • Схемы для начинающих
  • Шаблоны для вырезания и склеивания
  • Фото-галерея шаблонов для вырезания и склеивания

Макет самолета из бумаги

Необходимые материалы

Относительно того, как сделать макет самолета из бумаги, есть много схем и алгоритмов. Выбирать нужно подходящий эскиз в соответствии с индивидуальными потребностями. Чтобы приступить к работе, стоит подготовить подходящий набор инструментов и материалов:

  • плотная бумага или картон;
  • ножницы и канцелярский нож;
  • простой карандаш, линейка;
  • клей ПВА, двухсторонний скотч, степлер;
  • тонкая кисточка.

Дополнительно может понадобиться гуашь, деревянные зубочистки или палочка, тематические наклейки. Принцип декорирования определяется типом изделия. Обычно основа закрашивается гуашью, а на уже просохшей основе уже производится вторичная покраска с вырисовыванием мелких деталей и частей.

Готовые модели

Сделать модели из бумаги достаточно просто, если использовать подробные мастер-классы. Авиационные поделки легче изготовлять по определенному алгоритму, используя хотя бы простые шаблоны.

  • Подготовить 2 детали одного размера, которые будут крыльями. Сделать заготовку для корпуса самолета, пропеллера и хвоста. Жесткой основой может стать коробок из-под спичек. Далее нужно использовать такой принцип сборки:

Модель самолета из бумаги

  • Функциональный планер, который будет плавно парить в потоках воздуха, можно сделать, используя такую сборку из картона:

Модель самолета из бумаги

  • Сделать красивый летательный аппарат из целлюлозы, который можно подвешивать на нитках или запускать, можно по такому алгоритму:

Модель самолета из бумаги

Представленные варианты изготовить достаточно просто, так как работа предполагает средний и начальный уровень сложности. Многие детишки с удовольствием смогут создать такие красивые , а главное, функциональные изделия.

Как сделать макеты самолетов из бумаги

Принцип работы над летательным аппаратом не слишком сложный, но все же многое зависит от количества деталей и сложности модели. Чтобы изготовить красивый самолет из бумаги своими руками, стоит придерживаться определенного алгоритма:

Последним этапом будет изготовление подвески или подставки под готовое изделие. Обычно такие модели используются для украшения комнаты или полочки.

Поэтапная сборка по готовым шаблонам

Использовать общий алгоритм сборки можно для любого типа модели, но стоит учитывать и обособленные варианты строения основы. Чтобы в точности произвести сборку любого самолета из бумаги, стоит использовать более подробную пошаговую схему:

Модель самолета из бумаги

Для сборки нужно предварительно подготовить рабочее место и все необходимые для проведения инструменты и материалы. Дополнительно стоит организовать хорошее освещение, чтобы точно определить место размещения каждой детали.

Военные самолеты

Достаточно сложно создать модель военного самолета, в котором будут отображены все детали, как у настоящего аналога. Сборка производится самым простым методом, используя клей. Возможный макет военного самолета с максимальной точностью:

Модель, шаблон самолета из бумаги

  1. Вырезать все части заготовки.
  2. Склеить 6 частей основного корпуса.
  3. Когда уже будет готова база, можно приступить к приклеиванию крыльев, хвоста и турбины.

Даже, если использовать шаблон без раскраски, главное подобрать нужную форму данной модели. Уже готовую фигуру можно раскрасить любым образом.

Гражданская авиация

Чаще всего изготовляются модели гражданской авиации, так как военная техника имеет узкие сферы применения и коллекционирования. Изготавливать такие изделия немного проще. Очень красиво и необычно смотрятся небольшие самолеты, старых моделей, которые использовались в начале и середине XX века. Какой шаблон можно выбрать для работы:

Модель, шаблон самолета из бумаги

  1. Сначала вырезаются все части, которые нужны для изготовления полу объемного самолета.
  2. Борт и кабину стоит сложить пополам вдоль всей длины формы. Потом приклеить к боковой части крылья.
  3. Самым главным является крепление мелких деталей – пропеллера, флажка, хвоста и других элементов.

При изготовлении таких моделей дополнительно можно использовать деревянные элементы. Оптимальным вариантом станут деревянные шпажки.

Можно использовать шаблоны более современных моделей. В качестве основы можно использовать не бумагу, а картон. Такой шаблон не отличается подробностью и точностью деталей, но в общем, смотрится достаточно достойно:

Модель, шаблон самолета из бумаги

  1. Сложить пополам базовую деталь изделия, а потом склеить заготовку.
  2. В основании прорезается плоское отверстие, которое будет соответствовать поперечному сечению крыльев.
  3. Потом протянуть крылья через подготовленное отверстие и зафиксировать их в основании борта.
  4. Потом зафиксировать часть, которая расположена на хвостовой части и в области кабины.

Картонная фигура необъемная, а плоская. Иногда такой внешний вид не нравится особенно ярым коллекционерам, которым важна конкретная детализация.

Большие самолеты

Сложно изготовлять большие пассажирские боинги, так как у основания борта сложная обтекаемая форма. В изделии присутствует множество мелких деталей и частей, которые сложно воспроизвести. Сложности могут возникнуть из-за достаточно внушительных размеров фигуры. Для основы можно использовать следующий шаблон:

Модель, шаблон самолета из бумаги Ту 104

  1. Нужно проработать все сгибы, которые схематически изображены на полотне фигуры.
  2. Потом производится склеивание отдельных частей корпусов. В результате борт получится не плавно округлым, а слегка угловатым.
  3. Потом приклеиваются крылья и хвост.

В качестве укрепления основы корпуса можно использовать белый картон. Такие модели лучше устанавливать на подставку с небольшим наклоном основания.

Схемы для начинающих

Каждая схема относится к группе с определенной сложностью изготовления основы. Некоторые виды моделей самолетов изготовить достаточно просто – нужно подобрать несложный шаблон и произвести элементарные действия по склеиванию отдельных частей.

Пример самой простой схемы, по которому достаточно вырезать и склеить заготовку:

  1. На картонном листе распечатать шаблон. Можно зарисовать его самостоятельно используя чертеж.
  2. Потом производится подготовка основы. На данном этапе производится сборка в технике оригами, то есть формируются сгибы некоторый деталей.
  3. Потом склеивается 2 части по сгибу его основы.

Модель, шаблон самолета из бумаги

Такое изделие можно сделать вместе с ребенком. Потом кроха сможет с удовольствием играть такой интересной игрушкой из целлюлозы.

Более сложной моделью является пример военного самолета. Данный вариант более сложный, так как состоит из нескольких деталей, которые нужно правильно соединить. Склеить самолет такого типа сможет ребенок старшей группы детского сада:

  1. Сначала вырезать все детали, которые представлены на чертеже.
  2. Потом вставить в пазы к основной и самой большой детали те части, которые представляют собой кабину. Чтобы закрепить полученную форму, нужно склеить пазы.
  3. Таким же образом нужно в пазы вставить другие элементы, которые сформируют верхнюю часть корпуса изделия.
  4. Последним этапом станет раскрашивание готового объемного корпуса.

Модель, шаблон самолета из бумаги

Играть с таким изделием не получится, но украсить фигурой полочку или стол можно.

Шаблоны для вырезания и склеивания

Чтобы долго не возится с подготовкой чертежа, стоит использовать готовые шаблоны, которые можно просто распечатать. Но и обычная перерисовка может стать отличной основой для работы.

Шаблоны для вырезания и склеивания:

  • Модель, которая относится к военной технике времен Второй Мировой Войны. Принцип сборки также указан.

Модель, шаблон самолета из бумаги

  • Интересный вариант изделия, который отличается от стандартных самолетов. На чертеже представлен не только эскиз для вырезания, но и схема изготовления полноценного изделия.

Модель, шаблон самолета из бумаги

  • Более сложный вариант эскиза, состоящий из нескольких отдельных запчастей. Представленный летательный аппарат более сложный.

Модель, шаблон самолета из бумаги

Такие типы эскизов более сложные, но результат того стоит.

Изготовление бумажных моделей самолетов является весьма интересным делом, которое может перерасти в настоящее хобби. Есть масса вариантов моделей и способов их сборки, которые подходят для любителей и настоящих специалистов-коллекционеров.


Н ачать знакомство с контурными моделями следует с изготовления простейшего планера из бумаги. Несмотря на свою простоту, она хорошо летает, если правильно изготовлена.

Изготовление модели

Возьмем лист плотной бумаги длиной 200 мм и шириной 140 мм, сложим вдоль пополам. Затем одну его половину расчертим в клетку. Стороны клетки по 20 мм. На сетку нанесем контуры модели, как указано на рисунке, вырежем ее.

Сложим выкройку так, как показано на средней части рисунка: сначала носовую часть модели, затем отогнем крыло и маленькие крылышки на хвосте. При изготовлении модели нужно сверяться с рисунком, все сгибы делать очень точно.

Простейшая модель планера имеет такие же основные части, как и настоящий планер, и самолет.

Фюзеляж. Так называют среднюю продольную часть самолета, планера, модели. Фюзеляж – это корпус. В фюзеляже самолета помещаются летчик, пассажиры, грузы. К нему прикреплено крыло. Оно состоит из двух одинаковых половин – правой и левой.

Шасси. Это та часть, которая служит для посадки и для взлета.

Хвостовое оперение состоит из двух плоскостей: горизонтальной, похожей на небольшое крыло, называемой стабилизатором, и вертикальной, называемой килем.


Регулировка модели

Прежде чем запускать модель, внимательно ее осмотрим и устраним все недочеты. Сделаем так, чтобы фюзеляж модели был совершенно прямой, киль составлял прямой угол со стабилизатором, крылья и стабилизатор не имели перекосов, не были опущены вниз или изогнуты вверх.

Если теперь посмотреть на модель спереди, то крылья и стабилизатор представляют собой прямые линии, отстоящие на равном расстоянии друг от друга, т.е. они параллельны. Для запуска возьмем модель за фюзеляж снизу под крылом и, подняв руку вверх, легким толчком бросим вперед. Если она построена правильно, то после толчка будет лететь некоторое время горизонтально, а затем перейдет в плавный планирующий полет (т.е. с медленным спуском). Теперь проверим действие рулей высоты.

Рули высоты позволяют отрегулировать полет модели так, чтобы она совершала плавный планирующий полет. Проверим также действие рулей направления. Отогнем заднюю часть киля вправо и запустим модель. Она должна повернуть в правую сторону.

Воздух давит на отогнутую часть киля и заставляет модель поворачивать. Простейшую модель планера из бумаги можно запускать только в закрытом помещении. Такая модель очень мала и легка, и даже слабый ветер будет мешать ее плавному планирующему полету.

Популярные марки легких одномоторных самолетов

Любая разработка самолёта начинается с четкой постановки цели. Она и является основной направляющей силой всех расчетов и конструкторских работ. Для строительства я выбрал поршневой истребитель второй мировой войны. Именно поэтому мои исследования начались с изучения различных конструкций самолётов, чтобы найти пример для подражания. В этот список вошли P-51 Мустанг, Мессершмитт BF-109, P-40, Спитфайр, а также другие истребители второй мировой войны. Все эти самолёты были символами своего времени и максимально подходили для тех условий, в которых эксплуатировались.

В результате долгой подготовительной работы и процесса изготовления самолёта я написал инструкцию, в которой подробно рассказал про все стороны конструирования и изготовления авиамодели. В инструкции можно найти информацию по основным шагам по строительству авиамодели, по трудностям и их преодолению. Также можно найти информацию по тому как работать с деревом, как выполнять работы по стеклопластику, и по другим аспектам искусства авиамоделизма. Надеюсь, что инструкция даст всю необходимую информацию, и будет служить путеводителем в мир авиамоделирования.

Эта детальная инструкция начинается с момента выбора модели самолёта, потом рассматривается этап расчета авиамодели, определение веса и изготовление прототипа. Далее идут этапы, связанные с изготовлением отдельных частей модели: крылья, фюзеляж, оперение, моторный отсек. Не стал выкладывать фотографии каждого шага строительства, поскольку их много. Но зато подробно описал каждый этап изготовления и рад тому, что все желающие могут найти информацию, как продвинуться в деле изготовления своей авиамодели, а для меня это уже большая награда. Если у вас возникнут какие-то вопросы по технологии авиамоделирования, то буду рад ответить на них в комментариях после статьи.

Шаг 1. Цель создания самолёта

Первый шаг в создании самолёта всегда определяется целями, для которых будет использоваться самолёт. Примеры целей самолётов могут быть следующие:


Авиамодель тренер для обучения полётам


Авиамодель для акробатики


Авиамодель для гонок


Авиамодель для парения


Моделирование реальных моделей

Дополнительно также рассматривается размер модели, бюджет, сроки.
В моём случае выбор пал на масштабную модель английского истребителя Спитфайр. После чего я нарисовал эскизы моего самолёта в произвольном масштабе со всеми его деталями.

Шаг 2. Определение основных деталей самолёта


Эскиз самолёта в боковой проекции


Эскиз самолёта в виде сверху

Я стал анализировать объём работы, и насколько детальной у меня будет модель. И вот, что у меня получилось.

Уровень механизации крыльев:

  • Закрылки – плоскости управления внутренней секцией крыла, предназначенные для увеличения подъемной силы, создаваемой крыльями для координации траектории при взлёте и посадки
  • Элероны — поверхности управления наружной секцией крыльев для контроля крена
  • Руль высоты – управляющие плоскости горизонтального стабилизатора, используемые для управления тангажом
  • Горизонтальный стабилизатор – обеспечивает продольную устойчивость самолёту
  • Крылья сборные, состоят из лонжеронов и нервюр, на конце имеют законцовки

Уровень проработки фюзеляжа:

  • Емкость и уровень разряда батареи
  • Капот мотора – покрытие моторной части самолёта сразу же за обтекателем
  • Жалюзи мотора – покрывают верхнюю часть фюзеляжа за капотом
  • Ферменные конструкции внутри фюзеляжа, которые создают поперечное сечение, как каркас на корабле
  • Руль направления – орган управления вертикальным стабилизатором для управления по курсу

Также я решил сделать:

  • Хвостовое колеса – колесо, расположенное в хвостовой части самолёта, чтобы позволить ему маневрировать по земле. Обычно у радиоуправляемых самолётов это колесо привязано к хвосту.
  • Главное шасси – посадочное шасси, созданное для удержания веса самолётов на посадке
  • Обтекатель – носовая часть самолёта, которая одевается на карданный вал двигателя и пропеллера, чтобы придать носу обтекаемую форму

Шаг 3. Технология изготовления


Для изготовления используется такой материал, как стеклопластик, кевлар, либо стекловолокно. Позволяет делать очень легкие и прочные авиационные конструкции. Основной недостаток таких конструкции – это стоимость и время, требуемое для изготовления. Кроме того, эта технология требует специализированных инструментов и производственных процедур для создания форм и отливок деталей. Кроме того, такие материалы могут вызывать радиопомехи, которые могут поставить под вопросом использование даже 2,4 МГц передатчиков.


Обработка дерева требует применение стандартного набора инструментов для создания летательного аппарата. Трудоемкость может быть снижена благодаря простоте и легкости работы с деревом. Кроме того, поскольку эта технология является широко распространенной, то и информации на её счет легкодоступна.


Самолёт из пенопласта прочный и быстрый в постройке, однако, чаще всего самолёты тяжелее обычных аналогов, поскольку пена требует дополнительных усилений для того, чтобы противостоять летным нагрузкам.

Шаг 4. Расчет размера

Размер самолёта определяется несколькими критериями. Среди этих критериев есть технология изготовления, удобство транспортировки до места полётов, лётные характеристики (радиус полёта, ветроустойчивость), а также требования к посадочной площадке (вода, трава, газон и другие).

С этого места начинается подбор подходящего размера самолёта исходя из известных размеров компонентов модели, таких как электронное оборудование. Это может быть трудно сделать, поскольку лучше всего классифицировать компоненты, а затем работать над общей концепцией самолёта. Например, вес крыла может быть приближенно определен через вес материала, который будет использоваться для изготовления лонжерона, затем прикидывается количество листов бальзы, необходимой для строительства нервюр и обшивки крыла. В дополнение к этому следует учитывать также другие части самолёта, например, переднюю кромку. Также лучше всего держать под рукой некоторые материалы для точного измерения веса.

Шаг 5. Электроника

Вот подробный список всего перечня оборудования, входящего в состав модели:

  • Передатчик — это контроллер, используемый пилотом для трансляции радиосигналов на приёмник самолёта.
  • Приёмник — это устройство, которое получает сигналы от передатчика и передаёт их на сервоприводы и другие устройства.
  • Регулятор оборотов мотора управляет потоком энергии, идущим к электрическому мотору (приводам осей).
  • Система питания приёмника и приводов уменьшает напряжение от батареи до безопасного уровня для приёмника и другого оборудования.
  • Батарея — это источник питания на самолёте, питающий энергией двигатель и другое оборудование.
  • Бортовой аккумулятор — батарея, установленная независимо от источника питания, используемого только для питания приёмника и сервоприводов. Аккумулятор повышает уровень безопасности, поскольку он работает независимо от системы питания, которая может выйти из строя.
  • Наиболее распространены на RC – моделях бесщёточные моторы. Эти моторы имеют улучшенную эффективность над коллекторными моторами, поскольку у них уменьшенное трение и увеличенное кпд.
    Старый тип моторов — это коллекторные двигатели, которые используются в основном в дешевых моделях начинающих авиамоделистов, малых размеров, таких как микро вертолёты.
  • Аналоговые сервоприводы дешевые и подходят для большинства случаев. Цифровые моторы имеют повышенную частоту кадров и могут обеспечить увеличенную скорость вращения, больший крутящий момент и точность. Однако, цена таких моторов находится в другом ценовом диапазоне, и требуется точно подбирать подходящую систему питания для установленного числа сервоприводов.

Шаг 6. Определение веса

Расчёт веса и других параметров авиамодели

Во-первых, начните перечислять компоненты, которые входят в вес самолёта, например, сервоприводы и приемники. Потом оцените полный вес самолёта, и разложите его по частям на вес крыла, хвоста, фюзеляжа, шасси и системы питания. На данном этапе будет видно, сколько потребуется питания для модели и какой у неё будет вес. Если вес самолёта окажется избыточным, то увеличится площадь крыла, а конструкцию самолёта нужно будет пересматривать. В дополнение на этом этапе нужно будет оценить, насколько быстро модель будет набирать взлетную скорость. Для этого используйте уравнение подъемной силы, приведенное на рисунке и в таблице, и подставьте в него значения аэродинамического коэффициента максимальное для вашего профиля, либо консервативное значение равное 1,1.

Шаг 7. Расчет элементов питания

Легкая и эффективная система питания лежит в основе любого самолёта. Для авиамодели с электрическим приводом лучшее решение – это бесщеточный мотор с литий-полимерным аккумулятором. Вот некоторые советы, которые я могу дать исходя из своего опыта.

Шаг 8. Проверка конструкции


Эскиз самолёта в боковой проекции


Эскиз самолёта в виде сверху


Эскиз самолёта в боковой проекции


Эскиз самолёта в виде сверху

Как только проектирование завершено, нужно проверить конструкцию. Для этого я сделал эскизы моей модели в масштабе 1:2. С помощью этого нового эскиза я сделал планерную версию своего самолёта из пенопластика. Изготовление прототипа началось с создания фюзеляжа в виде боковой проекции с рулем высоты. Затем в фюзеляже был вырезан паз под хвостовое оперение. Обратите внимание, что хвост установлен с отрицательным углом атаки, как и положено. Для стандартного исполнения самолёта с главным крылом впереди хвоста, это важно для устойчивости. Для того чтобы две части крыльев соединить вместе, я вклеил несколько частей провода в крыло и просунул его наполовину в противоположное крыло, а затем обвязал самолет упаковочной лентой и добавил кусок пластилина в носовую часть для баланса. Во время испытания модель показала себя хорошо, быстро выходила из сваливания и хорошо летала, поэтому я решил начать собирать полномасштабную модель.

Изготовление самолета из фанеры


Что потребуется?

Перед началом конструирования самолета из фанеры необходимо подготовить исходные материалы и ряд инструментов. Основная работа, как правило, проводится ручным лобзиком по дереву, а заусенцы удаляются при помощи куска наждачки и квадратного напильника. Производить разметку удобнее всего с использованием обычного карандаша и линейки, а склеивать деревянные детальки между собой лучше либо клеем ПВА, либо клеевой субстанцией, предназначенной именно для этого материала. Некоторые мастера пользуются обычным клеевым пистолетом. Изготавливаться самолет будет из модельной фанеры, в идеале авиационной фанеры БС-1, листы которой создаются из лущеного березового шпона. Некоторые специалисты рекомендуют приобретать листы толщиной в 3 миллиметра, либо в 7 миллиметров (трехслойные, либо семислойные). Другие авиамоделисты, наоборот, склоняются к самым тонким, однослойным вариантам. Начинающему моделисту лучше опробовать несколько вариантов.






Необходимо прояснить, что специальная авиационная фанера БС пропитана спирторастворимым бакелитовым клеящим составом. Данный материал отличается прочностью, малым весом и хорошей гибкостью, но цена его значительно выше, чем у других разновидностей. В том случае, когда все-таки приобретена трехслойная авиационная фанера, важно помнить, что для ее изготовления часто применяются фенольные клеи, что делает невозможным хранение готового самолетика в спальной или детской комнатах. Если толщина выбранного листа составляет от 1 до 3 миллиметров, самолет сможет летать.

В противном случае фигурка сможет выполнять только декоративную функцию.



Если толщина листа не так важна, то можно взять иной сорт ФК, безопасный для хранения дома, либо же ФСФ, не столь экологичный, но зато совсем небоящийся влаги. Рациональнее выбирать либо первый, либо второй сорта древесины и пытаться подобрать поверхность с наиболее привлекательным внешним видом. Приобретая фанеру, нужно проверить, чтобы толщина листа была равномерной по всей поверхности. Важно отсутствие каких-либо дефектов, трещин или отслоений.

Специалисты придерживаются точки зрения, что чем суше фанера, тем проще и эффективнее происходит ее обработка. Если куплены сырые листы, то их необходимо будет около месяца подержать в комнате с низкой влажностью, где поддерживается постоянная температура.

Сразу же заметим, что работа лобзиком может проводиться только при наличии исправной, надежно зафиксированной ручки. Перед началом процесса стоит проверить надежность крепления подставки для выпиливания к рабочему столу, а также пилки в рамке устройства. Выпиливая детали, следует держать левую руку вдали от режущего инструмента, низко не наклоняться, избегая резких движений. Появляющиеся опилки будет правильным сметать специальным приспособлением. На протяжении периода эксплуатации лобзика важно, по необходимости, менять лезвие.



Чертежи

Некоторые моделисты предпочитают придумывать проекты самолетов, опираясь только на собственную фантазию, не создавая предварительно чертежи и шаблоны. Единственное, что им требуется, это учитывать конкретные показатели размаха крыльев фанерного устройства. Как правило, средним значением называют длину, равную 30 сантиметрам. Если размах удлиняется, то и размеры самолета увеличивается. Более правильным решением, конечно же, является прорисовка придуманных или скопированных откуда-то чертежей на бумаге, либо сразу же на листах фанеры. Конструирование начинается с разметки корпуса, крыльев и стабилизатора.




Как сделать своими руками?

Подготовив сырье для изготовления модели самолета из фанеры, необходимо распечатать подходящий чертеж в нужном масштабе. Для начинающего моделиста правильнее будет воспользоваться копировальной бумагой и перевести изображение на древесный лист. Раскройка деталей проводится таким образом, чтобы на каждой части фанеры находилась либо один крупный, либо несколько маленьких элементов. Детали выпиливаются лобзиком с учетом припуска, составляющего от 0,5 до 1 миллиметра. В принципе можно с этой целью воспользоваться и лазером. В тех точках, где необходимо прорезать фанерное полотно насквозь, необходимо сначала поработать дрелью, просверлив стартовые пазы, после чего, расположив внутри полотно лобзика, осуществить пропил.


Как правило, создание заготовок начинают с фюзеляжа, длина которого предусматривается приблизительно на 10 миллиметров больше, чем длина крыльев. С корпусом самолета можно поэкспериментировать, придав ему любую желаемую форму. На фюзеляже сразу делаются шиповые соединения для крыльев. Сами же крылья принято делать длиной 30 сантиметров и с шириной, составляющей от 8 до 10 сантиметров. Если делается две пары крыльев, то нижние должны оказаться где-то на 10 миллиметров короче, чем верхние. Нельзя забывать про стойки, являющиеся элементами поддержки, и стабилизатор.

Края вырезанных элементов обязательно обрабатываются наждачкой. Подойдут для этого губки 60 и 180 зернистости. При шлифовке необходимо следовать форме сечения. Для избавления от острых углов можно дополнительно снять небольшую фаску. Составляющие соединяются в соответствии со схемой, соединяя выступы и проемы. Как правило, сначала, в хвостовой части самолета, закрепляется стабилизатор, после чего устанавливаются верхние крылья.

Перевернув модель, необходимо закрепить стойки, а затем и нижние крылья.


Для надежной фиксации фанерные кусочки смазываются клеем и зажимаются струбцинами, чтобы предотвратить их смещение. Дополнительно можно промазать все стыки уже собранной конструкции и оставить ее просушиваться. Если это заложено в инструкции, то внутри корпуса монтируется двигатель. По завершению сборки корпуса, кабина самолета покрывается специальным колпаком, изготовленным из пластика или любого другого прозрачного материала. Шасси собирается из алюминиевых линеек или пружинной проволоки, а также пары колесиков от детских игрушек.

Более или менее серьезная конструкция не обойдется также без руля высоты. Собирая данную деталь, важно помнить о необходимости усиления соединительной перемычки при помощи тонкой алюминиевой полоски или же угольных трубок. В первом случае усилитель можно посадить на клей, а во втором – потребуется дополнительное использование скотча. Выровнять руль высоты удастся, задействовав подкосы, роль которых выполняют тонкие спицы. Капот можно соорудить из потолочной плитки, вырезанной в форме прямоугольника со сторонами 7 и 30 сантиметров. Получившийся фрагмент прикладывается к носу самолета, оборачивается и проклеивается скотчем.



В качестве отделки моделистам предлагается тщательно отшлифовать всю конструкцию, убрать остатки клея и обработать поверхность грунтовкой. Затем потребуется окрасить (2-3 раза) корпус в какой-то базовый оттенок. Задействовав яркие краски, поверхность самолета рекомендуется украсить абстрактными линиями, либо же скопировать рисунок реально существующей модели. Аккуратности и ровности линий удастся добиться, если воспользоваться бумажным скотчем.

Готовый самолет для фиксации покрытия покрывается матовым лаком.



Красивые примеры



Еще один фанерный самолет, полностью раскрашенный яркими красками, а на его поверхности даже прорисована кабина пилота. Несмотря на то, что конструкция модели является простейшей, выглядит такая поделка довольно эффектно.


О том, как изготовить самолет из фанеры, смотрите в следующем видео.

Читайте также: