Контроллер подогрева сидений своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Сломалась в очередной раз у меня очередная китайская попогрейка.

"Шо за нафиг?" - возмутился я и вскрыл внутренности произведения великих восточных мастеров.
Что же я увидел? Да ничего особенного: тонкий проводок (из неизвестного мне материала, желтого, но точно не медь, т.к. не паяется; удельное сопротивление немного выше, чем у меди) в ломкой изоляции (которая легко плавится спичкой) приклеен к куску обычной ткани.
Конец этого провода был в несколько витков намотан на термостат, для защиты от перегрева.

Провод этот был переломлен несколько раз в местах, где в обивке сиденья находятся швы.

Поскольку никаких спецматериалов в этом устройстве замечено не было, я решил сделать его "своими руками".

В качестве нагревательного элемента приобрел в радиодеталях провод в термостойкой (фторопластовой) изоляции - МГТФ-0,12. Чтобы получить требуемые 2,5 Ом (что соответствует примерно 5А) потребовалось 14 метров этого провода.

Забегая вперед скажу, что если соберусь делать это еще раз, то куплю провод МГТФ-0,07, т.к. на ту же мощность его потребуется около 10 метров, что будет проще уложить на такой маленькой площади.

Далее взял обычную х/б ткань (от старой простыни), вырезал два фрагмента по форме сиденья, отметил на ней места, где проходят швы у обивки сиденья (красный пунктир).
В этом месте нагревательного элемента быть не должно, иначе он там снова переломится.
Рассчитал и разметил "сетку", по которой буду укладывать нагревательный элемент. Для простоты и удобства на этом этапе использовал нитку вместо провода.

Сверху приклеил второй фрагмент ткани.

Вот и всё.
Данное устройство прекрасно служит мне уже второй сезон.


Попросили сделать контроллер для подогрева сидений. Задачи блока подогрева сидений:
1-Отключить подогрев сидений через 15 мин бездействия
2-Иметь возможность включить подогрев сидений на 50% мощности.
3-Индицировать текущий режим работы подогрева сидений.
Работает блок подогрева сидений следующим образом. При подаче питания подогрев сидений отключен. При нажатии верхней или нижней кнопки включается подогрев сидений на 50% или на полную мощность соответственно. На светодиодах отображается режим работы подогрев сидений. При 50 % светится один светодиод, а при 100% — оба. При бездействии больше 15 мин, блок подогрева сидений отключает подогрев сидений. Также его можно отключить нажав на кнопку текущего режима, или долго удерживаю любую кнопку.

Часть 1. Контроллер

На моем хэтче штатных подогревателей сидений не было. Для сугрева пользовался накидкой "Жара", нагревательные элементы которой прожили недолго и пришлось их заменять матами "Полярник-2". Подогревает накидка очень неплохо, но очень скоро начинает припекать. Отключение помогает бороться с перегревом пятой точки, но очень скоро она начинает подмерзать. Так и приходится постоянно отвлекаться на регулировку температуры. В комплектацию "Жары" входит переключатель, позволяющий уменьшить нагрев на 30%, но все равно 70% нагрев для меня многоват. К тому же болтающиеся провода и занятое гнездо прикуривателя энтузиазма не вызывают.

Осенью 2017 года один из активных пользователе Drive2.ru дал толчок в сторону сознания контроллера управления нагревателями сиденья. Весь процесс создания описывать смысла нет, но к осени 2018 результат был получен и контроллер начал эксплуатироваться на моем автомобиле.
Контроллер создавался как универсальное устройство, способное работать с нагревателями, имеющими различные параметры. Кроме того, в контроллер заложены некоторые дополнительные функции, повышающие удобство его использования. Настройка параметров контроллера "под себя" очень проста и производится (как и у всех моих поделок) не вставая с сиденья автомобиля. Управление контроллером осуществляется от 2-х позиционного слаботочного клавишного переключателя без фиксации положений (можно обойтись и кнопкой без фиксации). Состояние контроллера индицируется 3-мя светодиодами.

Контроллер построен на основе МК AtTiny25 c минимальным обвесом. Степень нагрева регулируется шириной подаваемых на нагреватель импульсов тока (ШИМ-регулятор). Частота ШИМ выбрана невысокой, около 60 Герц - для нагревателя из-за его большой инерционности частота роли не играет, а ключевым транзисторам полегче.

Параметры контроллера:
1. Количество уровней мощности на выходе - от 1 до 5 (по умолчанию 5) с возможностью настройки количества уровней.
2. Минимальный уровень мощности на выходе - от 30% до 80% (по умолчанию 50%) с возможностью настройки с шагом, зависящим от количества уровней мощности на выходе.
3. Длительность непрерывной работы с момента последнего управляющего воздействия (нажатия на клавишу) - от 10 до 30 минут (по умолчанию 20 минут) с возможностью настройки с шагом в 5 минут, либо неограниченная длительность работы.
4. Включение определенного уровня мощности подогрева после запуска двигателя, либо блокировка автоматического включения (по умолчанию - блокировка). Данная опция может оказаться полезной при автозапуске двигателя для прогрева. После запуска двигателя и достижения напряжения в бортсети определенной величины контроллер включит подогрев сиденья с заранее выбранным уровнем мощности, что в холодное время года позволит получить не только прогретый двигатель и салон перед поездкой, но и теплое сиденье. Если необходимости в подогреве нет (летом), то данную опцию можно отключить.
5. Контроль уровня напряжения в бортсети. Выдача контроллером мощности происходит только при напряжении в бортсети выше определенного предела. Это позволяет при запуске двигателя снизить нагрузку на аккумулятор, а также не допустит разряда аккумулятора в случае, если генератором вырабатывается напряжение ниже нормы. Если контроллер находится в режиме выдачи мощности, то при снижении напряжения в бортсети ниже нормы, выдача мощности прекращается и контроллером включается индикация в виде медленного, с периодичностью в 2 сек., моргания красным цветом. После восстановления напряжения до нормального уровня, контроллер возобновляет выдачу мощности и включает индикацию текущего режима.

Включение нагрева производится кратковременным нажатием на клавишу "-" или "+". Включение индицируется светодиодом. Для уменьшения (увеличения) выдаваемой мощности следует кратковременно нажать клавишу "-" ("+"). Изменение режима будет проиндицировано зажиганием соответствующего светодиода. Цветовая индикация в порядке убывани мощности: Красный-Зеленый-Голубой-Фиолетовый-Желтый. Для индикации применен RGB LED 5050, Фиолетовый и Желтый цвет получаются смешением RB и RG.

Настройка параметров производится включением зажигания при нажатой клавише "-". Удерживая клавишу в нажатом положении ожидается зажигание светодиода определенного цвета после чего клавиша отпускается (выбор настраиваемого параметра сделан) и вновь нажимается. Вновь ожидается зажигание светодиода определенного цвета, после чего клавиша повторно отпускается (выбор значения параметра сделан). Настойка производится соответственно таблице.

У меня на плате собран контроллер в 2-х канальном исполнении: для подогрева водительского сиденья и пассажирского. Каналы абсолютно одинаковы и работа их, как и настройка, друг от друга не зависит. Общее для каналов только узел питания и узел отслеживания бортового напряжения. Разводка платы выполнена таким образом, что число каналов на плате легко увеличить. Но при большом числе каналов придется принять меры по предотвращению перегрузки силовой части, поскольку входной клеммник более 10А не выдержит. Кроме того, примененная ИМС стабилизатора 75L05 имеет предельный выходной ток в 0,1А, т.ч. при большом числе каналов ее потребуется заменить на что-то более мощное.

Схема контроллера, внешний вид, разводка платы и т.д. приведены на миниатюрах.
Продолжение в следующем посте.

__________________
Все написанное мною является моИм Личным мнением, я тАк думаю, и я тАк считаю. На истину в последней инстанции НЕ претендую.
""Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать."Р. П. Уоррен

Без "грелки" никак

Подогрев сидений – вещь не просто приятная, но и полезная, особенно если обивка из кожи или дерматина. Самый простой и дешевый способ восполнить недостающую опцию – купить накидку с подогревом, которая обойдется в 25-50 рублей.


Если самые простенькие варианты обеспечат лишь одноступенчатый подогрев подушки, то более "продвинутые" будут греть и спину, причем можно будет выбирать один из нескольких режимов, а еще подогрев будет выключаться автоматически.


Но у накидок есть и минусы: как ни крути, а это чужеродный элемент в интерьере, который будет отличаться от обивки сидений по цвету и фактуре. Также он ухудшает качества отлично проработанного анатомического кресла, меняя его профиль и фрикционные свойства обивки. Как правило, сложно закрепить накидку так, чтобы она не елозила под тобой. А еще эти провода в прикуриватель…


Если вопросы эстетики и эргономики для вас не на последнем месте, можно подумать об альтернативах. Например, купить установочный комплект, который встраивается в кресло. Он обойдется в среднем 40-50 руб. за место (или 20-30$ за полный комплект на Aliexpress), но учитывайте, что для монтажа придется снимать обивку кресла, а для аккуратной прокладки проводки и пульта управления – частично разбирать салон. И если это вы будете делать не самостоятельно, а обратитесь к специалистам, то еще больше увеличите стоимость всей затеи. Но и эстетический результат будет соответствующим.

Вопрос питания

О подключении, кстати, можно сказать еще вот что. Некоторые пользователи предпочитают подключать подогреватели не через прикуриватель, а через альтернативные источники. И в этом есть свой резон, тем более если на единственную в машине розетку завязаны и другие потребители (зарядка для телефона, регистратор и т.д.). Плюс если питание продолжает подаваться и при выключенном двигателе, как на некоторых моделях, есть вероятность однажды высадить аккумулятор, особенно если подогреватель не оснащен таймером отключения. Так что альтернативное подключение имеет смысл.

Но в этом случае важно все сделать по уму. Поскольку подогрев – мощный потребитель (обычно порядка 30-50 Вт), то и запитываться следует от подходящих источников, использовать соответствующие провода, предохранители, а если устанавливаете выключатели, то не забывать про реле. Если знаний в этом вопросе не хватает, лучше обращаться к электрикам, которые смогут обеспечить правильный и надежный вывод питания.

Заводом предусмотрено

Остальные варианты решения вопроса подойдут в случае с теми моделями, где имеется экономическая целесообразность и техническая возможность замены "родных" сидений на такие же, но в версии с обогревом. Да, вы просто находите б/у сиденья с подогревом и ставите их. Разумеется, вам понадобятся не только сами кресла, но и проводка, а также выключатели, затем все это надо будет правильно подключить, опять же не забывая про предохранители и реле. Но прежде изучите матчасть, чтобы убедиться, что все встанет bolt on.

Кстати, а вы знали, что иногда можно обойтись и без замены сидений, лишь докупив переключатели, возможно, докупив или заменив шлейф проводов. Как так? Не секрет, что в некоторых случаях производители сразу ставят на автомобиль оборудование, но подключают его, лишь когда оно присутствует в комплектации или оплачено как дополнительная опция. Так бывает, например, с круиз-контролем и тем же подогревом сидений. Большая часть оборудования устанавливается сразу, просто не подключается: кнопки заменены заглушками, могут отсутствовать провода. Так что еще раз: изучайте матчасть по вашему автомобилю, чтобы понять, какой объем работ и набор деталей потребуется, чтобы получить нужную опцию.


Это же, кстати, касается и других "теплых" вещей, например, подогрева руля, форсунок омывателя, даже лобового стекла. Если они предусмотрены заводом и присутствуют в других комплектациях, можно уточнить, что именно потребуется для их внедрения на ваш автомобиль. Хотя в этом случае, скорее всего, уже не обойтись без покупки ключевых узлов, что может быть недешево.

Правда, есть возможность снизить издержки, если совместить внедрение подогрева с заменой или ремонтом детали. Например, если уж все равно менять лобовое стекло, может, можно поставить с обогревом? Если предстоит обивку кресла чинить, то как раз и нагревательный элемент удастся поставить. То же и с лоснящимся рулевым колесом: раз все равно есть мысли обновить его кожаную оплетку, может, и тут можно что-то с подогревом придумать?

Рукам будет тепло


Получить подогрев руля можно разными способами. Например, бывают универсальные чехлы на руль с подогревом. На Aliexpress такие можно найти за 15-24$. Но здесь, как и с накидкой на сиденье, внешний вид и тактильные ощущения будут заметно отличаться от "стандарта". Так что такой вариант подойдет лишь самым невзыскательным или же будет использоваться лишь при наступлении действительно сильных морозов.


Но ведь есть возможность купить специальный установочный комплект: на том же Aliexpress такие предлагаются за 11-30$, на нашем рынке есть предложения по 130-220 рублей. Дорого? Что же, в интернете можно легко найти руководства, как сделать подогрев своими силами, используя нихромовую или медную проволоку либо карбоновую ленту или нить. Правда, придется подумать о материалах для подключения (пины для шлейфа, переключатель, блок преобразователя напряжения и т.д.), что приблизит себестоимость самодельного комплекта к уже готовым наборам.

В любом случае основные сложности связаны с внедрением нагревательного элемента, а также с подключением питания. Нить наматывается на обод, а затем накрывается оплеткой. Соответственно, если руль изначально с кожаной отделкой, оплетка снимается, а затем устанавливается вновь. Если руль полиуретановый, то она подбирается по размерам или изготавливается по лекалам.

Если на старых автомобилях для подключения питания можно было использовать скользящий контакт, то на современных, оснащенных подушкой безопасности, подключение осуществляется через подрулевой шлейф. Но это возможно при условии свободных контактов, причем чем их больше, тем лучше: дорожки шлейфа изначально не рассчитаны на большую силу тока, поэтому используется сразу несколько контактов, в противном случае необходим специальный преобразователь.

В общем, работы может быть немало. Так что не удивляйтесь, когда все "под ключ" вместе с материалами выйдет в 200-400 рублей. Если же все делать самостоятельно, стараясь не переплачивать за комплектующие, возможно, и удастся вписаться в 70-100 рублей. Но будьте готовы потратить не один час на кропотливую, а местами и творческую работу.

Наш вердикт


Как видим, имеются различные варианты решения проблемы, различающиеся как по качеству исполнения, так и по сложности установки, и по стоимости. Лучше и проще всего поставить "заводское", но это обычно недешево. Но если руки растут из правильного места, то, потратив какое-то время и силы, можно внедрить подогрев без ущерба эстетике и надежности. Золотая середина – установочные комплекты. Ну а для тех, кто не хочет заморачиваться, остаются накидки на сиденье или руль со всеми их преимуществами и недостатками. Зато обилие вариантов позволяет решать проблему, ведь главное, чтобы по итогу было тепло. И не коротило.

Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса

Читайте также: