Какой орган созданный в 1726 году сосредоточил в своих руках

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Цель урока : подвести итог новому материалу и выделить главные события и понятия истории XVIII в., проверить знания учеников.

  1. Государство, построенное по единому плану на основе принципа упорядоченности и единообразия. (Регулярное государство.)
  2. Система управления, при которой вся власть неограниченно принадлежит монарху. (Абсолютная монархия.)
  3. Центральное учреждение, ведавшее управлением Церковными делами и имениями. (Синод.)
  4. Документ, регулировавший деятельность коллегий. (Генеральный регламент.)
  5. Система наследование имущества, при которой вся собственность переходила к старшему сыну. (Майорат.)
  6. Политика поощрения отечественной промышленности посредством установления покровительственного таможенного тарифа. (Протекционизм.)
  7. Предприятие, на котором введен принцип разделения труда. (Мануфактура:)
  8. Документ, зафиксировавший принцип чиновной, бюрократической выслуги. (Табель о рангах.)
  9. Архитектурный стиль, господствовавший в России вплоть до сер. XVIII в. (Барокко.)
  10. Время частых государственных переворотов в России XVIII в. (Эпоха дворцовых переворотов.)
  11. Высший орган, созданный в 1726 г., фактически, управлявший страной при Екатерине I. (Верховный тайный совет.)
  12. Архитектурный стиль, господствовавший в России во 2-й половине XVIII в. (Классицизм.)
  13. Комиссия собранная Екатериной II в 1767 г. для составления нового свода законов. (Уложенная комиссия.)
  14. Высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 г. (Московский университет.) .
  15. Наименьшая территориальная единица в России. (Волость.)
  16. Война, в которой участвовала Россия, в 1757-1762 гг. (Семилетняя война.)
  17. Высший местный чиновник по реформе 1775 г. (Генерал-губернатор.)
  18. Период истории русской церкви в XVIII - начале XX в. (Синодальный.)
  19. Так стали называться бывшие монастырские крестьяне после реформы церковных владений 1762-1764 гг. (Экономические крестьяне.) .
  20. Обмирщение. (Секуляризация.)

II. Письменная самостоятельная работа

Разделите класс на варианты и предложите письменно заполнить одну из таблиц (на выбор учителя) каждому из вариантов.

Внешняя политика Петра I

Государственные реформы и социально-экономические реформы Петра I

Территории, вошедшие в состав России при Екатерине II

Видные деятели культуры и церкви XVIII в.

Вклад в культуру

Реформы Екатерины II

III. Фронтальный опрос (с помощью компьютера)

Задания для фронтального опроса:

1. Кто первым начал Северную войну? (Первыми в войну ввязались Дания и Польша. Петр позднее к ним присоединился.)

3. В каких государствах побывал Петр Великий и почему? (Петр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).)

4. Какими ремеслами владел Петр? (Петр освоил около 15 профессий, в том числе профессии плотника, слесаря, столяра, фельдшера, кузнеца, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя, артиллериста.)

5. Какие иностранные языки знал Петр? (Петр хорошо владел голландским и немецким, понимал шведский и польский, слегка знал татарский, английский, даже читал на латыни, однако писал с трудом даже народном языке.)

6.Какие новые отрасли промышленности и знания появились при Петре I? (Кораблестроение и все, что с этим связано; улучшилась картография и геологическая разведка, обновилась военная промышленность.)

7. Почему Петр не оставил после себя преемника? (Желая передать трон младшему сыну в обход старшего, Петр подписал указ о престолонаследии, согласно которому император мог сам назначать себе преемника. Однако младший сын прожил недолго, старший умер в тюрьме и у Петра не осталось прямых наследников мужского пола, за исключением внука, сына царевича Алексея (будущего Петра П) . Неизвестно, кому думал передать престол сам Петр, так как составить завещание он не успел.)

IV. Тестовые задания

1. Знаменитая Полтавская битва произошла в:

а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции;

б) заключить мирный договор с Польшей;

в) найти союзников в предстоящей войне против османской империи;

г) познакомиться с государственным устройством западных стран.

3. Северная война приходится на период:

4. В результате Северной войны Россия:

а) завоевала выход в Балтийское море;

б) лишилась части своей северной территории;

в) укрепила свое международное положение;

г) потеряла свою независимость;

5. Нововведения Петра I:

а) в одежде появился европейский покрой;

в) русские люди стали грамотными и образованными;

г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки;

6. Новое летоисчисление в России было введено в:

7. Ношение бород разрешалось:

а) крестьянам и ремесленников;

б) священнослужителям и дворянам;

в) священнослужителям и крестьянам;

г) рекрутам и горожанам.

8. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:
а) Гангутское;

9. При Елизавете Петровне государственными делами занимались:

г) К. Г. Разумовский.

10.В ходе Семилетней войны русская армия применила новое артиллерийское орудие:

11 .Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как:

а) для личной охраны императора;

б) для охраны приграничных земель;

в) для организации военных экспедиций в другие страны;

13.После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

а) Иван Антонович - сын племянницы Анны Иоанновны;

б) Петр Алексеевич - внук Петра I;

в) Карл Петр Ульрих - племянник Елизаветы Петровны;

г) Елизавета Петровна-дочь Петра Великого.

14.Права и привилегии дворянства при Елизавете Петровне расширились, на что указывают следующие данные:

а) дворянство закрепило за собой право владеть землей и крестьянами;

б) дворяне освобождались от государственной службы;

в) помещики получили право ссылать провинившихся крепостных без суда и следствия в Сибирь; .

г) дворяне прекратили платить какие бы то ни было налоги;

15.Елизавета Петровна оставила престол:

а) Петру Федоровичу;

б) Екатерине Алексеевне;

в) Ивану Антоновичу;

г) Петру Алексеевичу.

16.Разделы Речи Посполитой произошли в:
а) 1772,1793,1794 и 1795г.;

6) 1768, 1772 и 1795 г.;

в) 1772,1793 и 1795 г.

г) 1762,1773, 1787 и 1791г.

17.Азовские походы состоялись в:

б) 1696-1697 гг.; в) 1695 и 1711 гг.;

18. Ништадский мир был заключен в:

19. Россия аннексировала Крым в:

20. Восстание Е. Пугачева происходило в:

21. Петербург начали строить в:

23. В 1711 г. был учрежден:

в) Орден Андрея Первозванного;

г) Главный магистрат.

24. В 1762-1796 гг. в России правил(а):

в) Елизавета Петровна;

г) Анна Иоанновна.

25. Российская Академия наук была учреждена в:

1. б); 2. а); 3. а); 4. д); 5. д); 6. а); 7. в); 8. а); 9. в), г); .10. б); 11. б); 12. а); 13. а); 14.

в),д); 15. а); 16. в); 17.а); 18.б); 19. в);20.б);21. б);22.а);23, а);24.б);25. г).

Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. дестабилизировали систему высшего государственного управления. Созданный Петром 1 Сенат был оттеснен на второй план новыми государственными учреждениями.

После смерти Петра 1, не успевшего назначить преемника, реальными претендентами на престол оказались его жена Екатерина и внук Петр. В борьбе за власть победила группировка знати, выдвинувшейся при Петре 1, которая добилась передачи престола Екатерине 1.

В 1726 году Екатерина издала Указ, в котором подробно описывались должность и занятия Сената, хотя большей частью они были основаны на прежних узаконениях. Членами его назначались по усмотрению Императрицы знатнейшие лица в государстве. Под начальством генерал-прокурора при обер-прокуроре Сената состояла Канцелярия из обер-секретарей, секретарей и протоколистов, сюда чрез начальника Канцелярии вносились президентами Коллегий дела, которые они сами не могли решить, дела же Коллегии Военной и Иностранных дел вносились в Сенат советниками этих коллегий. Жалобы на неправильные решения высших судебных инстанций подаваемы были через рекетмейстера. Для лучшего порядка в делопроизводстве постановлено было, чтобы на столе сенатского Присутствия находилась роспись всем нерешенным делам с показанием месяца и числа, когда по такому-то делу уличена выписка и внесена в реестр.[3]

В правление Петра II Алексеевича положение Сената еще более ухудшилось, губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы.

Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен 1 июня 1730 г. на 5 департаментов. Дела, подведомственные сенату, должны были распределяться следующим образом: в первом - дела духовные, "в чем они могут касаться пр. сената"; во втором - дела военной и морской коллегии; в третьем - дела камер-коллегии; в четвертом - дела челобитчиков и юстиц-коллегии; в пятом - дела купеческие, о государственных заводах, фабриках и бергверках. Но на самом деле разделение Сената на департаменты так и не осуществилось.[5]

Медленность сенатского делопроизводства, небрежность в государственных делах и значительные остановки сделали необходимостью восстановить должность генерал-прокурора (20 октября 1730 г.).

В ноябре 1731г. официально появляется новое учреждение - Кабинет министров, который вскоре получает большое значение в администрации и становиться самостоятельным. Сенат вновь теряет свое значение: из его ведения ушло руководство деятельностью многих коллегий, он исполнял распоряжения высших государственных учреждений, как апелляционная инстанция рассматривал судебные дела, решения губернаторов и воевод.

В годы правления следующих двух монархов Ивана VI Антоновича и Анны Леопольдовны положение Сената практически не менялось, так как страной фактически управлял Кабинет министров.

Одним из первых вопросов, на который должен был обратить внимание Сенат, был финансовый вопросов. Финансовый кризис в последнее царствование дошел до крайних пределов. Сенат должен был удержать в обращении в пределах государства золотую и серебряную монеты, регулировать соляную промышленность, продажу вина и винокурение и др. Сенату было приказано провести перепись населения. Сенату были предоставлены и все другие заботы о благосостоянии народа, о содействии торговле, промышленности во всех их видах. По его инициативе и под его руководством были положены твердые основания государственному межеванию, и создана для этого специальная Главная Межевая Канцелярия. По инициативе Сената были уничтожены в 1753 г. внутренние таможенные мелочные сборы. В его ведение был отдан первый наш университет. Скоро после основания университета сенатским указом учреждена Академия художеств. В 1760 г., он велел сочинить и представить себе штаты и план для учреждения гимназий и школ в губерниях. В течение царствования Елизаветы Сенат принимает меры для искоренения воров и разбойников, нищенства, для помощи от голода, свирепствовавшего в тогдашней России. Местное управление полнее подчинилось сенату, в его руках сосредоточивалось право назначения воевод. Важнейшие вопросы по военному бюджету, о штатах, об отчетности, представлялись на его усмотрение, укомплектование полков и наборы находятся также в его распоряжении. Под его же руководством находились обмундирование и продовольствие армии, равно как и ее вооружение. Наконец, и духовное ведомство было поставлено в зависимость от сената. Доклады синодского обер-прокурора шли к императрице через сенатского генерал-прокурора. Вместе с Синодом, Сенат рассматривал и разрешал многие вопросы духовного управления: по штатам церквей, по ограждению и распространению православия и т. д.[5]

Сенат в царствование Елизаветы был ее "высокоповеренным". Все части управления были под его строгим контролем и в полной зависимости, переходившей даже необходимые пределы. 5 октября 1756 г. была учреждена конференции при высочайшем дворе, и сначала это мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами внешней политики. Но в 1757--1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять ее требования.

Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. В остальном же деятельность Сената при Петре III изменилась незначительно.

Созданный Петром I Сенат -- высший правительственный орган, непосредственно подчиненный императору, должен был сосредоточить в своих руках чисто административную власть по руководству всеми государственными учреждениями. Однако во второй четверти XVIII столетия права Сената со стороны либо Верховного тайного совета, либо его наследников существенно ущемляются. Лишь в 40-х годах XVIII в. Сенат сравнительно долгий период имеет всю полноту своих прав. Такого рода нарушения при условии полной или частичной бездарности царствующих особ в области государственного управления, видимо, были следствием постоянно возникающих олигархических тенденций. Та или иная группировка временщиков стремилась к власти любой ценой и была заинтересована в существовании всякого рода тайных советов.

Рабочая тетрадь по истории России 8 класс Кочегаров. К учебнику Захарова, Пчелова Русское Слово

Чем объяснялся расцвет фаворитизма в этот период?

Расцвет фаворитизма в период правления Анны Иоанновны объясняется тем, что императрица, хоть и отстояв самодержавную власть, сама не очень стремилась заниматься государственными делами. Вместо неё важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решал Э. Бирон, немец по национальности.

Стр. 71. Документ №1

1. Чем различаются приведённые описания внешнего облика Анны Иоанновны?

Описания внешнего облика Анны Иоанновны разительно отличаются. Граф Э. Миних указывал на то, что отсутствие красоты императрицы компенсировалось другими факторами (в частности, телосложением, глазами, губами и т.д.). Однако княгиня Н. Долгорукая специально подчеркивала недостатки правительницы и выкладывала их в максимально негативном свете.

2*. Как можно объяснить их значительные различия, если учесть, что оба автора высказываний принадлежали к придворной среде, неоднократно видели императрицу? Следует ли принять во внимание личности и биографии мемуаристов, опыт их общения с императрицей?

Значительные различия в описании внешности Анны Иоанновны, скорее всего, объясняются личным отношением указанных придворных к самой императрице. Естественно, в таком случае нужно принять во внимание личности и биографии мемуаристов, а также опыт их общения с государыней. Э. Миних был сыном фельдмаршала Б. Миниха, пользовавшегося доверием Анны Иоанновны и влиянием при дворе. Соответственно и отношение такого автора отличается симпатией и даже некоторым восхищением личности императрицы. Тем более, в силу своего высокого положения, он мог неоднократно видеть её и даже тесно общаться.

В свою очередь, княгиня Н. Долгорукая была супругой И. Долгорукого, казненного как раз благодаря Анне Иоанновне. Более того, в эти времена некогда могущественное и влиятельное семейство Долгоруких было полностью отстранено от власти и подвергнуто опале. В таком случае, этому автору не было смысла показывать императрицу в хорошем тоне. Даже наоборот – максимальное очернение виновницы смерти мужа могло стать своеобразной формой мести.

Стр. 72. Вопросы в конце параграфа

Анна Иоанновна была неважной правительницей. Государственными делами она практически не занималась, а предавалась забавам и развлечениям. Поэтому управление страной она поручила различным помощникам, большинство из которых были немцами. Наибольшая власть была сосредоточена у фаворита императрицы Э. Бирона (недаром период правления Анны Иоанновны в народе называли бироновщиной). Непосредственным управлением Россией занимался новый орган власти – Кабинет министров, фактическим руководителем которого был граф А. Остерман, давний сподвижник Петра І. Он занимался внешней политикой государства, одновременно возглавляя Коллегию иностранных дел. Большим влиянием пользовались кабинет-министры А. Черкасский и А. Волынский (позже попал в опалу и был казнен), а также президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал Б. Миних.

4. Используя карту (с. 24–25), расскажите об отношениях Российской империи с кочевыми народами Центральной Азии. При каких обстоятельствах приняли покровительство России калмыки и казахи?

Отношения Российской империи с проживавшими на территории Средней Азии кочевыми народами Центральной Азии были сложными. Такое положение дел было связано с различным вероисповеданием (калмыки и казахи были мусульманами). Калмыки признали власть России благодаря договоренностям между российскими властями, с одной стороны, и представителями местной знати и мусульманского духовенства - с другой. Что касается казахов, то они выбрали покровительство России для того, чтобы защититься от нападений своих агрессивных соседей: Китайской (Цинской) империи и Джунгарского государства.

5. В каких событиях 1730-х гг. отразилась борьба России за влияние в европейских делах, за безопасность своих границ на юго-западе?

Для того, чтобы сохранить свое влияние в европейских делах, Российская империя приняла участие в войне за польское наследство 1733–1735 гг. Она поддержала кандидатом в польские короли Августа ІІІ, сына предыдущего монарха. Ему противостоял Станислав Лещинский, которого поддерживала Франция. В результате успешных действий российских войск, престол достался Августу ІІІ, который был сторонником союза России и Речи Посполитой.

Для того, чтобы обезопасить свои границы на юго-западе и прекратить набеги со стороны крымских татар, Российская империя приняла участие в русско-турецкой войне 1735–1739 гг. Российские войска, под руководством фельдмаршала Э. Миниха, нанесли ряд поражений османской армии и даже впервые в истории захватили столицу Крымского ханства – Бахчисарай. Однако из-за проблем со снабжением и разразившимися эпидемиями, русская армия была вынуждена отступить с Северного Причерноморья. В результате подписанного в 1739 г. Белградского мира Россия вернула себе лишь Азов, утраченный в ходе Прутского похода 1711 г.

6. Объясните, почему преемники Анны Иоанновны на императорском троне оказались свергнуты в результате дворцового переворота.

Преемники Анны Иоанновны – Анна Леопольдовна и Иоанн VI были свергнуты из-за своего шаткого положения. Младенец-император и его мать не пользовались большой популярностью в России. А поддерживающие их советники: Б. Миних, А. Остерман и Антон Ульрих постоянно боролись между собой, что и так ослабляло власть новых правителей. К тому же, гвардейским офицерам, большинство которых были русскими, очень не нравилось то, что Россией фактически управляли немцы. И в конце концов они решили избавиться от представителей Брауншвейгской фамилии и посадить на трон дочь Петра Великого.

Рис. 1. ГДЗ история России 8 класс Захаров, Пчелов Русское Слово 2020 Задание: §10-11 Правление Анны Иоанновны

Государственный строй в централизованном русском государстве в период сословно-представительной монархии претерпел существенные изменения. Происходило усиление власти монарха с одновременным ограничением влияния боярской знати и духовенства. Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов.

Верховная власть принадлежала царю, единовластие которого ограничивалось Боярской думой и Земскими соборами.

Венчание на царство осуществлялось в московском Успенском соборе, сопровождалось возложением венца - короны, вручением скипетра и державы, а с XVII в. и миропомазанием.

В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в их владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудности государственного суда.

Царь назначал высших должностных лиц, участвовал в выборе и низложении высших иерархов церкви (митрополита и патриарха) и местных епископов. Ему принадлежало право законодательной инициативы, разработки и обсуждения как светского, так и церковного законодательства, самостоятельного нормотворчества (принятие указов). Примером может служить деятельность Ивана Грозного на Стоглавом соборе 1551 г.

Вопрос 22. Развитие государственной системы в XVIII в. (после Петра I)

В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.

А В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.

2. Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров, вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия, подписи всех трех ми- з* нистров заменяли подпись императрицы. Фактически исполнительная власть в стране принадлежала кабинету министров, который сосредоточил в своих руках все государственное управление.

В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называемый Императорским советом, при Екатерине II — Советом при высочайшем дворе и др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.

3. После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы государственного управления.

В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: государственные финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.

Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.

С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.

В 1718 г. была образована тайная канцелярия — новый карательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины И.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

Упадок Сената (1725-1762 гг.)

Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. дестабилизировали систему высшего государственного управления. Созданный Петром 1 Сенат был оттеснен на второй план новыми государственными учреждениями.

После смерти Петра 1, не успевшего назначить преемника, реальными претендентами на престол оказались его жена Екатерина и внук Петр. В борьбе за власть победила группировка знати, выдвинувшейся при Петре 1, которая добилась передачи престола Екатерине 1.

В 1726 году Екатерина издала Указ, в котором подробно описывались должность и занятия Сената, хотя большей частью они были основаны на прежних узаконениях. Членами его назначались по усмотрению Императрицы знатнейшие лица в государстве. Под начальством генерал-прокурора при обер-прокуроре Сената состояла Канцелярия из обер-секретарей, секретарей и протоколистов, сюда чрез начальника Канцелярии вносились президентами Коллегий дела, которые они сами не могли решить, дела же Коллегии Военной и Иностранных дел вносились в Сенат советниками этих коллегий. Жалобы на неправильные решения высших судебных инстанций подаваемы были через рекетмейстера. Для лучшего порядка в делопроизводстве постановлено было, чтобы на столе сенатского Присутствия находилась роспись всем нерешенным делам с показанием месяца и числа, когда по такому-то делу уличена выписка и внесена в реестр.[3]

В правление Петра II Алексеевича положение Сената еще более ухудшилось, губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы.

Медленность сенатского делопроизводства, небрежность в государственных делах и значительные остановки сделали необходимостью восстановить должность генерал-прокурора (20 октября 1730 г.).

В годы правления следующих двух монархов Ивана VI Антоновича и Анны Леопольдовны положение Сената практически не менялось, так как страной фактически управлял Кабинет министров.

Одним из первых вопросов, на который должен был обратить внимание Сенат, был финансовый вопросов. Финансовый кризис в последнее царствование дошел до крайних пределов. Сенат должен был удержать в обращении в пределах государства золотую и серебряную монеты, регулировать соляную промышленность, продажу вина и винокурение и др. Сенату было приказано провести перепись населения. Сенату были предоставлены и все другие заботы о благосостоянии народа, о содействии торговле, промышленности во всех их видах. По его инициативе и под его руководством были положены твердые основания государственному межеванию, и создана для этого специальная Главная Межевая Канцелярия. По инициативе Сената были уничтожены в 1753 г. внутренние таможенные мелочные сборы. В его ведение был отдан первый наш университет. Скоро после основания университета сенатским указом учреждена Академия художеств. В 1760 г., он велел сочинить и представить себе штаты и план для учреждения гимназий и школ в губерниях. В течение царствования Елизаветы Сенат принимает меры для искоренения воров и разбойников, нищенства, для помощи от голода, свирепствовавшего в тогдашней России. Местное управление полнее подчинилось сенату, в его руках сосредоточивалось право назначения воевод. Важнейшие вопросы по военному бюджету, о штатах, об отчетности, представлялись на его усмотрение, укомплектование полков и наборы находятся также в его распоряжении. Под его же руководством находились обмундирование и продовольствие армии, равно как и ее вооружение. Наконец, и духовное ведомство было поставлено в зависимость от сената. Доклады синодского обер-прокурора шли к императрице через сенатского генерал-прокурора. Вместе с Синодом, Сенат рассматривал и разрешал многие вопросы духовного управления: по штатам церквей, по ограждению и распространению православия и т. д.[5]

Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. В остальном же деятельность Сената при Петре III изменилась незначительно.

Образование Верховного тайного совета

Создан в 1726 г. при Екатерине I для разъяснения императрице положения дел в государстве и как высшее совещательное государственное учреждение, фактически правительство. Упразднен в 1730 г.

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИИЯ ЕКАТЕРИНЫ I

Выдвинувшаяся при Петре I новая знать, заручившись поддержкой вызванных ко дворцу гвардейских полков, возвела на престол Екатерину. Эта была женщина недалекая, неграмотная, не способная управлять огромной империей, но пользовавшаяся популярностью, благодаря своей доброте часто выступавшая ходатаем перед суровым супругом за лиц, подвергшихся опале, и умевшая укрощать его гнев. Практически власть оказалась, однако, в руках умного и честолюбивого князя А. Д. Меншикова. При императрице, в 1726 г. был создан Верховный тайный совет, в состав которого, помимо представителей новой знати во главе с Меншиковым, был включен также олицетворявший родовитую аристократию князь Д. М. Голицын.

История России с древнейших времен до 1861 года

ПЕРЕМЕНЫ В УПРАВЛЕНИИ

ИНТРИГИ ВОКРУГ СОЗДАНИЯ ВЕРХОВНОГО ТАЙНОГО СОВЕТА

В апреле 1725 года государыня указала правительствующему Сенату для доклада приходить к ней каждую неделю по пятницам; но в том же месяце уже пронесся слух, что над Сенатом будет поставлено новое высшее учреждение, членами которого будут немногие самые доверенные и знатные лица. […] В начале нового, 1726 года разнесся слух, что недовольные вольможи хотят возвести на престол великого князя Петра с ограничением его власти, что австрийский двор благоприятствует этому, что движение начнется в украинской армии, которую начальствует князь Михаил Михайлович Голицын. Толстой, видя опасность для Екатерины и ее дочерей, начал хлопотать, как бы прекратить неудовольствие, ездил к Меншикову, Голицыну, Апраксину, и результатом этих поездок и совещаний было учреждение Верховного тайного совета, где главные сановники должны быть членами с равным значением под. председательством самой императрицы, где, следовательно, никто не мог провести ничего без общего ведома и обсуждения.

УКАЗ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВЕРХОВНОГО ТАЙНОГО СОВЕТА 1726 Г.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

1) «Тайный совет может для домашних и внутренних дел в среду, а для чужестранных дел в пяток съезжаться, но когда случится много дел, то назначается чрезвычайный съезд.

3) Никаким указам прежде не выходить, пока они в Тайном совете совершенно не состоялись, протоколы не закреплены и ее величеству для всемилостивейшей апробации прочтены не будут, и потом могут они быть закреплены и разосланы действительным статским советником Степановым.

4) Рапорты, доношения или представления, которые могут приходить на решение в Верховный тайный совет, подписываются прямо на имя ее императорского величества с прибавкою: к поданию в Тайном совете.

5) Когда ее величество сама присутствовать изволит, то в ее всемилостивейшее соизволение о том предлагать, что заблагорассудит; когда же она присутствовать не изволит, то лучше каждому члену дать какой-нибудь департамент или повытье, о каких делах он предлагать имеет, дабы прежде довольно рассудить: а) потребное ли это дело; б) как его лучше решить, дабы тем легче было императорскому величеству принять свое решение.

6) В Тайном совете надобно два протокола держать: один – образом журнала, который подписывать не нужно; другой должен содержать резолюции и определения, и его члены закрепляют.

7) Тайному совету надобно иметь свою канцелярию и дела разделить, чтоб все порядочно было и без конфузии благовременно отправлено быть могло. Так как эта канцелярия должна служить образцом для других, то надобно, чтоб в ней не было столько ненужной переписки и штат ненужными служителями не отягощать; поэтому в учреждении канцелярии надобно поступать очень осторожно и все постановить с великим рассуждением, дабы и в содержании секретных дел безопаснее было.

8) Чужестранные министры остаются при коллегии Иностранных дел; но коллегия должна всегда о предложениях их доносить ее императорскому величеству в Тайном совете.

9) Дела, подлежащие ведению Тайного совета, суть: а) чужестранные; б) все те, которые до ее императорского величества собственного высочайшего решения касаются.

10) Сенат и прочие коллегии остаются при своих уставах; но дела особенной важности, о которых в уставе нет определений или которые подлежат собственному решению ее императорского величества, они должны с своим мнением передавать в Верховный тайный совет.

11) Первые три коллегии (Иностранная, Военная и Морская) под Сенатом быть не могут, как и без того Иностранная никогда от него не зависела.

12) Апелляции на Сенат и на три коллегии к ее императорскому величеству должны быть позволены и рассматриваются в Верховном тайном совете; но если апелляция окажется неосновательною, то апеллировавший наказывается лишением жизни, чести и имения, чтоб ее величество и Тайный совет дерзкими апелляциями утруждаемы не были.

ВЕРХОВНЫЫЙ ТАЙРЫЙ СОВЕТ И СЕНАТ

Читайте также: