Как традиционные задания сделать продуктивными найдите ошибку

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Продуктивные задания

Продуктивные задания

Продуктивные задания

Продуктивные задания – это задания, в ходе которого идет создание нового продукта Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Задания на создание нового продукта

1.Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

? Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.)

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева

2.1.Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?

Расскажите о путешествии Семена Дежнева

2.2.Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Объясните, почему в долинах жители любят делать плов, а в горах – жарить шашлык.

Расскажите об изменении температуры кипения воды при подъеме в горы.

3.1.Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей?

Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века

3.2.Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Назовите отличие растений от животных

3.3.Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Опишите озеро Байкал

4.Дать задание паре или группе, распределив роли участников

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными

Поработайте в паре: один из вас приводит преимущества демократии, другой – ее недостатки; затем поменяйтесь и ролями и обсудите демократический режим власти.


Представьте себя на место героя рассказа. Смог бы ты выжить в диких условиях джунглей?

Как ты думаешь, можно ли подружиться с человеком, выросшим среди животных, почему? Приведи примеры.

Предмет: Окружающий мир 1 класс

Тема: Наши помощники – домашние животные и полезные механизмы.

Представь, что поспорили лошадь с трактором, кто из них важнее для человека?

Объясни, в чем разница между лошадью и трактором?

Что бы могли они говорить друг другу?

А какого твое мнение?

Предмет: Математика 4 класс

Тема: Чтение и запись многозначных чисел

Известно, что площадь Евразии больше площади Африки. Площадь Австралии меньше площади Африки. У какого из этих материков наибольшая площадь и у какого наименьшая? Какой рисунок соответствует каждому материку?





Найдите информацию, нужную для выполнения задания.

Преобразуйте информацию в свое решение: вывод, причину, позицию и т.д.

Дайте полный ответ

Предмет: Окружающий мир 1 класс

Тема: Учимся решать жизненные задачи. Урок-проект. У мамы день рождения.

Роль: Сын или дочь

Ситуация: Скоро у мамы день рождения

Подумай, чем ты можешь порадовать маму.

Почему важно отметить день рождение мамы?

Напиши план проведения праздника.

Подготовь своими руками подарок.

Предмет: Математика 3 класс

В коробке 3 черных, 1 красная и 1 синяя картонные карточки, одинаковые на ощупь. Провели случайный эксперимент: вынули из коробки 1 карточку.

Оля записала несколько событий. Какие из них возможны? Невозможны? Случайны?

А) Вынули черную карточку

Б) Вынули желтую карточку

В) Вынули 5 синих карточек

Все ли возможные события записала Оля? Какие еще есть возможные события?

Предмет: Окружающий мир 4 класс

Тема: Наши предки

Назови отличия человека от животных.

Попробуй объяснить, чем тело человека, отличается от тела собаки или кошки?

Опиши действия древного человека, который попал в наше время? Чем бы ты помог?

Предмет: Окружающий мир 4 класс

Тема: На заре человечества

Ученые считают, что древние эбезьяны, которые являются нашими предками, вымерли миллионы лет назад. На земле сейчас остались лишь их потомки: различные виды обезьян и люди.

В далекие времена на открытых просторах Африки от древних обезьян произошли первые люди. Их мозг был устроен сложнее, чем у обезьян. Они научились делать простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня. Эти орудия можно было использовать для охоты и обработки добычи.

Охота на мамонтов, носорогов и других крупных животных требовало не только отваги, но и слаженных действий. Охотники должны были заранее приготовить яму, обдумать, как загнать в него животное, и договориться, как помогать друг другу. Здесь нельзя было обойтись без настоящего речевого общения.

Прежде чем пойти на охоту, нужно было перенять опыт бывалых охотников и поупражняться в использовании орудий. Женщины не могли научить детей охотиться, поэтому мужчины должны были участвовать в их воспитании. Родителям, которые жили вместе и всегда заботились о своих детях, удавалось лучше подготовить их к жизни. Так возникла постоянная семья.

Основными занятиями древних людей долго оставались охота и сбор съедобных растений. Детеныши убитых животных иногда оставались в поселениях и становились ручными. Случайно просыпанные семена растений прорастали около жилища и давали урожай. Замечая это, люди стали специально сажать некоторые растения и разводить животных. Так происходило их одомашнивание.

Использование для сохранения тепла сначала шкур животных, а затем и другой одежды сделала возможным более широкое расселение древних людей.

По всему миру распространился только вид человек разумный, к которому относимся и мы с тобой. Он появился на Земле около ста тысяч лет назад.

Обрати внимание на выделенные слова на тексте. Почему, для чего они выделены?

Создай схему развития человека разумного.

Представь, что мальчик, который родился 100000 лет назад, попал в наше время. Смог бы он хорошо учиться в школе, использовать новые технологии?


-75%

Обучение школьников умению свободно и связно выражать собственные мысли и пользоваться языковыми средствами для создания устных и письменных высказываний является важной задачей обучения русскому языку в школе. [4]

Наиболее успешно, на мой взгляд, развивается речь младших школьников при условии использования творческих продуктивных заданий, которые требуют применения знаний в изменённой или новой ситуации, в нестандартной ситуации. Эти задания, прежде всего, включают элементы проблемности, предполагают вариативность решения, и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.

В 1 классе сначала даю творческие задания, такие как подобрать слова, сходные с данными, противоположные по смыслу, составить предложения по картинке, по схеме, распространить предложение, составить рассказ по вопросам, продолжить рассказ, составить памятку и другие. В дальнейшем в качестве творческих работ включаю более сложные виды: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, выборочное изложение, работу с деформированными предложениями, разные виды сочинений.

Вышеперечисленные приёмы работ в силу их длительного применения хорошо известны и часто применяются на уроках. В настоящее время в процесс обучения вводятся новые виды творческих продуктивных заданий. Остановлюсь на эффективных видах письменных творческих работ, которым отдаю предпочтение на уроках.

Для формирования умения находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова использую:

1. Вкус 2. Сладкий, сочный 3. Наслаждаться, смаковать, лакомиться 4. Во рту тает 5. Наслаждение

Развитию умения свободно и связно выражать свои мысли и пользоваться разнообразными языковыми средствами способствуют изложения с творческим заданием:

- Изложение с предварительным прогнозированием текста. Это письменный пересказ текста, дополняемого событиями, признаками или действиями, подходящими к лексической и логической структуре текста. Произведение читается фрагментарно. Учитель делает остановки, где перед учащимися ставятся вопросы, сформулированные в соответствии с логикой текста. Учащиеся предлагают свои варианты на месте пропущенного слова, и после этого учитель зачитывает авторский вариант.

- Изложение с элементами сочинения. Это тексты смешанной структуры. Первые две части повествование и описание. Третья часть – сочинение-рассуждение. Вторая часть заканчивается вопросом, ответ на который и будет тезисом третьей части.

- Написание изложений в парах по методике Ривина. Школьники работают над изложением по алгоритму, который помогает организовать эффективное взаимодействие, обсуждение текста и проверку. [3] (Приложение 3)

Кроме того, практикую изложения с дополнительным заданием: ответить на проблемные вопросы, изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Немалая доля творчества требуется при выполнении заданий, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста. Ученики читают текст, определяют тему, основную мысль, подбирают заголовок и выясняют, какая часть рассказа пропущена. Затем дается задание, восстановить отсутствующую часть, используя в качестве вспомогательного материала иллюстрации.

Повышает интерес школьников к письменной творческой деятельности, развивает их устную и письменную речь, совершенствует их творческие способности введение новых видов сочинений. [1]

В 1 классе знакомлю учащихся с сочинением – загадкой. Во время подготовительной работы учитель предлагает для отгадывания две – три загадки. Загадки подбираются на одну и ту же тему и близкой структуры. Ученики составляют загадку на ту же тему и такой же структуры. При составлении загадки необходимо, чтобы учащиеся имели полное представление о загадываемом предмете.

Для первоначального ознакомления школьников с деловым стилем проводится сочинение – записка. Этот вид письменного высказывания доступен детям и имеет высокую степень востребованности. Они учатся коротко, точно, с соблюдением правил этикета формулировать речевые высказывания, адресованные людям различного возраста, статуса.

По следам прочитанных литературных произведений также провожу сочинение – совет. На уроке учащиеся знакомятся с лексическим значением слова совет, узнают, кто имеет право давать советы и в какой форме это осуществляется. Устный текст совета составляется коллективно. Письменный вариант каждый ученик пишет самостоятельно.

Качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ учащихся определяются по результатам выполнения творческих работ.

К концу четвёртого класса повысилось качество написания творческих работ. Учащиеся освоили новые виды и более сложные темы, научились оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывания учеников стали всё более художественными, глубокими, обоснованными, личностными. Результатом стали и творческие отчёты: изготовление книжек-самоделок, организация выставок работ, создание дидактических игр, презентаций.

Применение творческих продуктивных заданий помогло учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, развивало их речевое творчество, коммуникативные умения, формировало способность к смысловому чтению и тем самым помогло повысить эффективность современного урока.

Список литературы

Бакулина Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе// Начальная школа. – 2014. - № 7. – С. 37 – 43.

Винокурова И.А. Увлекательные диктанты по русскому языку. Ростов-на Дону: Феникс, 2015.

Дейс С.В. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм.//Начальная школа – 2007. - № 12 – С. 23 – 28.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования науки Рос. Федерации.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 31с. – (Стандарты второго поколения).

Приложение 1 (на слайдах)

Уголок (русской) деревни зимой. (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, тёплый). Над головой (голубое, ясное) небо. Всюду лежит (белый, талый) снег. Он сверкает, сияет, переливается перламутровыми оттенками (розового, голубого, бирюзового). В центре картины (пёстрые, весёлые, важные) куры выискивают зёрнышки в (рыхлом) снегу. Справа красуются (пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, деревянный) дом. У дома (тонкие, стройные, белоствольные, статные) берёзки. Группа лыжников вернулась с прогулки. (Яркое) солнце слепит глаза, согревает воздух. Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина!

Приложение 2 (на слайдах)

Творческий диктант-сюрприз

1 часть (Заменить прилагательные противоположными по смыслу)

Мудрый учитель стрельбы из лука обучал учеников:

- Вот слабое дерево. Там висит мишень. Кто что видит?

- Я вижу тонкий ствол дерева.

- Я вижу тусклое солнце.

- Узкая крона у дерева.

- Пасмурное небо сегодня.

2 часть (текст – сюрприз)

Подходит мастер к своему лучшему ученику:

- А ты что видишь?

- Я не могу видеть ничего, кроме мишени, последовал ответ. Учитель обратился ко всем ученикам:

- Только такой человек может стать попадающим в цель.

Приложение 3 (на слайдах)

Алгоритм работы над изложением по методике Ривина:

1. Прочитай текст, проговаривая слова, как они написаны.

2. Объясни значение незнакомых слов.

3. Расскажи друг другу, о чём говорится в тексте.

4. Повторное восприятие текста.

5. Составление плана в парах сменного состава:

А) прочитай часть;

Б) перескажи друг другу;

В) выдели главную мысль;

Г) озаглавь часть.

6. Орфографическая работа.

7. Изложение текста в парах сменного состава:

А) прочитай пункт плана;

Б) перескажи друг другу;

В) самостоятельно запиши часть;

Г) проверь друг друга;

Д) в новой паре: прочитайте друг другу то, что написано в предыдущей части, и продолжайте работу по алгоритму.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Надо признаться в том, что мы теряем управление познавательной активностью способных учащихся, развитием творческого потенциала школьников. Существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности и, как следствие - ухудшение успеваемости. Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.

Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным действиям.

Цель: доказать эффективность применения проблемного обучения на уроках математики, показать его роль в повышении качества образования

Выявить сущность проблемного обучения

Определить роль и место проблемного обучения на уроках математики

Разработать методику использования элементов проблемного обучения на уроках математики. Привести примеры.

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнёрские отношения между учителем и ребенком. Формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию; научить его искать, думать, творить, делать — именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Эту задачу позволяет решать технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.[5] Решение творческих заданий на уроках математики связано с формированием определённой гибкости мышления, умением и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные математические ситуации. Опыт творческой деятельности усваивается с помощью продуктивных методов проблемного изложения материала, частичного поиска, исследования.

Для создания проблемных ситуаций учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения:

сталкивает противоречия в практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с точки зрения юриста, финансиста, педагога);

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

Чтобы решение творческих задач было результатом собственных поисков учащихся, необходимо организовывать эти поиски, управлять ими, то есть развивать их познавательную деятельность. Проблема развития продуктивного мышления учащихся актуальна во все времена существования и развития человечества. Это основа умственного воспитания и условие всестороннего развития личности.

Особо значимой и актуальной является проблема умственного воспитания в настоящее время, так как развитое мышление обеспечивает социально-культурные, экономические, жизненно важные решения многих проблем.

Существенные изменения в системе образования, предполагают выявление закономерностей развития личности, развитие мышления направлено на достижение творческого результата, на становление творчески мыслящей личности. Проблемное обучение - как новый тип обучения реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.[4]

По степени новизны и оригинальности различают репродуктивное (шаблонное, воспроизводящее мышления) и продуктивное (творческое мышление, благодаря которому решается проблема, вырабатывается новая стратегия, создается что-то новое).

Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие

Внедрение продуктивных заданий в образовательный процесс – одно из направлений, связанных с реализацией школьных образовательных стандартов второго поколения. Каждая составляющая продуктивного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Д еятельностная составляющая включает в себя предметные умения, умение работать с информацией, исследовательские умения. Надо отметить, что в учебниках, по которым работают дети в настоящее время, продуктивных заданий практически нет. Между тем задания такого типа можно использовать на каждом уроке, независимо от этапа обучения, а также при выполнении домашних заданий.

При подведении итогов учебной деятельности отмечается эффективность этих заданий, которая заключается в том, что учащиеся приобретают следующие навыки и умения:

умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, оценивать результаты своей деятельности;

умение делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;

умение получить в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Немаловажно и то, что изменилась позиция учителя от передачи готовых знаний к обучению умению добывать эти знания учащимися самостоятельно.

После столкновения разных мнений учащихся идет побуждающий диалог для планирования деятельности на уроке.

Порядок выполнения продуктивного задания

Осмыслить задание (что надо сделать?)

Найти нужную информацию (текст, рисунок, …)

Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Как традиционные задания сделать продуктивными? (Приложение 2)

Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому.

Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

Дать задание паре или группе, распределив роли участников

Для сравнения можно рассмотреть таблицу обычных, традиционных заданий и продуктивных заданий, применяемых при закреплении изученного материала. (Приложение 3)

Можно ли назвать проблемное обучение исследовательским методом? Нет, нельзя.

Исследовательский метод не может охватить педагогический процесс. Исследовательский метод связан с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием. Он связан с практической деятельностью учащихся, со сбором информации, новых фактов из различных источников.

Исследовательский метод мы понимаем только как один из путей реализации принципа проблемности.

В связи с этим выделяют виды проблемного обучения.

Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях на уроке, кружке, факультативе. Третий вид – на уроке и внеурочных занятиях.

Читайте также: