Как сделать школьное радио

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 16.09.2024

Профориентация, воспитание чувств и объединяющее начало

Наше школьное радио начало свою работу в 2001–2002 годах с установки новой системы радиотрансляции, микрофонов и микшерского пульта. Был набран первый состав радиокружка – ученики 8–11 классов.
На тот момент никто, включая руководителя, еще не знал, как организовать работу. Всему учились на равных. Так закладывалась атмосфера редакции школьного радио – мы коллеги, мы делаем общее дело, руководит каждым конкретным направлением тот,
у кого это лучше получается.

Коллегиальность

Наше кредо

Преемственность

План эфиров

Основные направления работы школьного радио осуществляют различные редакции. Работают все редакции в сотрудничестве.
Каждый год в сентябре ветераны собираются на мозговой штурм – готовить годовой план эфиров. Это очень сложное дело, ведь члены редакций решают, в каком режиме им предстоит работать целый учебный год, как распределять работу между редакциями, кто станет ответственным в каждой редакции и кто главным редактором. Потом в эту структуру надо вводить новичков.

Инженеры эфира

Любители и знатоки техники постоянно следят, чтобы не было сбоев на эфире. Именно они решают все острые ситуации.
На одной из передач отказала техника – два из трех каналов трансляции. Как Паганини на одной струне, Сева Васильев довел передачу до конца на одном канале. Ни слушатели, ни дикторы ничего не заметили, только после закрытия эфира мы увидели, как у Севы дрожат руки.
Ребята, работавшие в группе, успешно поступают в вузы, связанные с компьютерной или радиотехникой. Работа в кружке служит для них профориентацией. Ведь им приходится обрабатывать интервью, переносить материал с диктофонов на компьютер, готовить (вместе с музредакторами) музыкальные вставки, позывные, фоновую музыку, монтировать на компьютере и выводить передачу в эфир.

Соцопросы

Интервью

Музредакция

Мир искусств

Эта редакция старается оказывать положительное влияние на художественный вкус и интересы учеников. Члены группы дают в эфир информацию о посещенных ими самими спектаклях, выставках, концертах, анонсируют интересные культурные мероприятия и приглашают поделиться впечатлениями других. Желающих высказаться, выразить свое мнение всегда много, приглашения на интервью получают и любители классического балета, и поклонники попсы.
Многие ученики школы учатся играть на самых разных инструментах. Фрагменты их выступлений в записи звучат на радио.

Спорт в школе

Экологический вестник

Члены редакции весело и иронично проводят пропаганду против курения и наркотиков, за нормальный режим дня, за выполнение правил поведения на дорогах, правил техники безопасности дома и в школе. Члены этой редакции ведут мониторинг внутришкольной среды (температура, влажность, проветривание, чистота), работают над анализом школьного и внешкольного травматизма.

Открытый микрофон

Вопрос директору

Дикторские команды

Каждая передача обретает свой голос, индивидуальную интонацию в устах диктора. Дикторские команды собирают из материалов, подготовленных корреспондентами, единый текст, находят место в передаче для записи интервью.
От слаженности работы дикторской команды зависит очень многое, ведь передача рождается во время монтажа. В дикторы ребята попадают как из корреспондентов, так и по рекомендации классных руководителей и учителей литературы. Приглашение для работы на школьном радио считается весьма престижным и серьезным предложением.
Дикторы работают по двое-
трое, юноши и девушки в команде подменяют друг друга в случае необходимости. Обычно состав команды постоянен, но в форс-мажорных случаях ребята работают в смешанных командах. Дикторские команды иногда сотрудничают в одном и том же составе несколько лет подряд, становятся близкими друзьями.
В командах работают как сверстники, так и ребята из разных классов. Это делается специально, что бы не оголять направление работы, когда ребята оканчивают школу.
Работа в дикторской команде служит мощным стимулом для развития: улучшаются грамотность и культура речи, нарабатывается навык анализа текста и выбора главного в нем, растут организованность и ответственность за порученное дело.
Приведем для примера несколько фрагментов эфиров.

Текущий эфир, 2005 год

Жизнь продолжается

Я учусь в школе №6 г.Первомайск Луганская область,и хочу в своей школе сделать школьное радио,но вот идут разногласия.Кто говорит,что надо делать моно систему,а кто говорит,что стерио.Подскажите как быть,может кто-то учился в этой школе или сам его делал.Помогите буду очень Вам признательна.

Делали давным давно но у нас кое что было из аппаратуры. Для организации школьного радио в современных условиях надо:
- комп или ноут;
- микрофон;
- усилитель (лучше специальный трансляционный но подойдет и простой бытовой) ;
- несколько колонок (абонентских громкоговорителей) ;
- провод для присоединения громкоговорителей к усилку.
Режим однозначно моно. Если усилитель стерео то на разные каналы подключаем, например, разные этажи или два разных класса.
В 99% случаев создание школьного радио упирается в наличие громкоговорителей в каждом классе (фойе или рекреации) и проводах их соединяющих. Усилок можно просто достать у знакомых (старенький какой-нибудь) , позаимствовать у школьных музыкантов или спаять самим. Про комп и микрофон я молчу - в них проблем никогда не возникало.

В любом случае, школьное радио это комплекс электронных и электротехнических устройств. Для его создания требуются некоторые знания в физике (электротехнике) . У вас должен быть наставник, хоть что-то понимающий в электронике. Иногда для этих целей подходят учителя физики или труда.

Стереосистема, это по две колонки в каждом радиофицируемом помещении.
Но перед тем как спорить, вы бы сначала определились с деньгами и аппаратурой, которую можно купить за эти деньги.
Потом. Чтобы съэкономить, нужно найти, у кого из учеников, родители могут это всё смонтировать.
Ну и, не мене главное, а какой "материал" вы собираетесь транслировать в классы? А может вы будете сразу несколько разных потоков (каналов) передавать? Этой уже несколько другое оборудование.
Может вам сразу телестудию забабахать?

Да делайте уж сразу 5,1 и долби сурраунд )))))
И не радио, а телевидение )))))
А если серьёзно, то и моно хватит.

Спрашивали — отвечаем!

В любом случае, Вам потребуется трансляционный усилитель (трансляционное устройство), лучше — трансляционный радиоузел, (именно ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ, а не музыкальный и вовсе не бытовой) и ТРАНСЛЯЦИОННЫЕ ДИНАМИКИ (Громкоговорители, Абонентские устройства) с находящимися в них понижающими трансформаторами по числу озвучиваемых помещений, где Вы хотите, чтобы звучали Ваши программы.

В этих случаях источником программы может явиться:

входящая на узел проводная линия, по которой радиопередачи поступают на узел из другого пункта (например из театра, конференцзала, концертного зала);
радиоприёмник (тюнер) с антенной, используемый для приёма передач из эфира;
CD-проигрыватель или компьютер;
мультимедиа устройства в качестве источника программ;
интернет.

Так как школьный радиоузел строится на основе унифицированных блоков, то и осваивать можно поэтапно, в соответствии с Вашими материальными возможностями.

Если бы главой администрации был я?

То приобрёл бы школьный радиоузел исходя из следующих соображений:

1. Оборудование только российского производства с предоставляемым гарантийным обслуживание до трёх лет и сроком службы не менее пяти лет.

3. Количество громкоговорителей, на начальном этапе, ограничил бы до необходимого для озвучивания коридоров и вестибюля.

5. Какой провод использовать конкретно в Вашей школе, спросил бы у Вашего школьного электрика. Сечение провода будет достаточно 1 квадрата (один квадратный миллиметр). Разумеется, все провода должны быть медные.

И ВСЁ!

Да, на Вашем месте, ещё прочёл бы эту книжку до конца.

Вернёмся к книжке.

Степень ответственности

Мы зависим от всех своих установок, знаний, опыта, чувств, культуры, привязанностей и… не любим свои усилия. Позволим цитату из первоисточника (цитат будет очень много…), под которыми и сейчас не грех подписаться:

Мы часто слышим, что происходит формирование единого информационного пространства школы и новой медиакультуры образования. А на деле?… Так давайте сделаем первые шаги и создадим школьный радиоцентр — ядро будущего информационного медиа-центра школы.

Часто хорошее и правильное начинание разбивается об организационные препоны — так бывает в любом бизнес-проекте. И не каждый может потянуть этот процесс. Но, не боги горшки обжигают…

Создаём оргкомитет (школьный радиокомитет) по созданию школьного радиоцентра. Наш более чем тридцатилетний опыт реализации серьёзных информационно-звуковых проектов подсказывает, что чем раньше эксплуатирующие оборудование люди подключаться к процессу оснащения, тем более успешен проект.

Радиопередачи — дело коллективное и одному человеку хорошую радиопередачу, даже с использованием современных средств вычислительной техники, не сделать. В творческом коллективе может быть очень много школьников. И без строгого порядка тут просто не обойтись… Поэтому нужно чётко распределить обязанности: кто за что будет отвечать.

Не разговаривайте с вашей аудиторией — очаровывайте её! (Don’t talk to your audience — fascinate it!)

Радиокомитет

Школьный радиокомитет или оргкомитет по созданию школьного радиоцентра. Наш более чем тридцатилетний опыт реализации серьёзных информационно-звуковых проектов подсказывает, что чем раньше эксплуатирующие оборудование люди подключаться к процессу оснащения, тем более успешен проект.

Передачи школьного радио — дело коллективное — одному человеку хорошую передачу не сделать. Да и двум-трём не потянуть… Как в любом творчеком коллективе в радиокомитете может быть очень много школьников. Без строгого порядка тут просто не обойтись. Чем сложнее передача, чем их больше,тем больше творческий коллектив, тем сложнее его структура.

Что это такое РАДИОКОМИТЕТ и зачем это нужно .

Радиокомитет может объединять несколько редакций. Во главе каждой редакции может стоять редактор. Какие это редакции, нужны-ли они, — зависит от Вас. Например, могут быть редакции: радионовостей, радиогазеты, радиожурнала, радиоспектаклей и аудиокниг, музыкальных, спортивных, научных и т. п. Кому как удобно.

Каждая редакция — авторский коллектив. Кто-то из авторов принимает участие и в нескольких редакциях, кто-то предпочитает какие-то одни.

Кроме редакторов, в состав радиокомитета входят режиссёры, звукооператоры, дикторы, выпускающие. Режиссёры могут тоже иметь свой творческий коллектив: артистов, музыкантов, программистов эффектов и т. п.

Эти обозреватели присылают редактору выборки со ссылками на источники. Предпочтительно бы обозревателями назначать школьников старших классов, но…

Такая структура желательна для предельной оперативности в работе.

…разумеется, возможны и совсем другие структуры школьных радиокомитетов. Какие именно — это решать Вам самим.

Какие разрешительные документы нужны для осуществления радиотрансляции в школе?

И всё-таки… Каким должен быть первый шаг при создании школьного радиоузла?

А Вы уже его сделали. Прочли вступление к этой книжке. И мы вам очень благодарны за это. Продолжаем рассказ о пошаговом процессе создания школьного радиоузла.

Разные типы излучения начинают проходить ещё на школьных уроках физики в девятом классе. Тема волнового излучения основывается на колебательных движениях маятника. Затем следует изучение периода, амплитуды, цикла, частоты и длины волны, поперечных и продольных волн и, наконец, спектра длин и частот волн от инфракрасных до ультрафиолетовых.

Радиоволны являются одним из типов излучения и имеют две основные характеристики: частота и противоположная ей длина волны (самая большая среди всех видов электромагнитного излучения). Есть одна особенность распространения радиоволн: при длине более 1 километра они могут огибать Землю и продолжать распространяться за пределами горизонта. Эта особенность делает длинные радиоволны идеальными для передачи данных на расстоянии сотен километров, поэтому именно их и используют для обеспечения связи между людьми, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

В следующих экспериментах вы попробуете своими руками сделать как детекторный радиоприемник, так ии экспериментально исследовать простейшие радиопоглощающие свойства разных материалов.

Для того, чтобы сконструировать радиоприёмник своими руками, нужно для начала представить его в качестве электрической цепи и разобраться в том, что из себя переставляют его основные элементы.

Само название и функция радиоприемника дают понимание того, что же такое приемник – это устройство, улавливающее радиоволны и чаще всего проводящее с ними такие манипуляции, чтобы сделать из радиоволн звуковые волны.

В этом процессе участвует диод, преобразовывающий переменный ток радиоволн в постоянный и подающий его в наушники. Еще два элемента – конденсаторную батарею и индуктор также требуется подключать в цепь при помощи проводов. Провода можно спаивать, скручивать или скреплять при помощи специальных элементов.

Легче всего будет купить набор для проекта “школьное радио”, включающий в себя все детали, необходимые для создания самодельного детекторного радиоприемника. Если же вы не собираетесь пользоваться готовым набором, то все необходимые материалы можно приобрести по отдельности. Также в интернете можно найти информацию о том, как сделать антенну для радио своими руками, которую вы тоже можете использовать.

Что нам понадобится:

  • провода в большом количестве;
  • конденсаторная батарея (некоторые из них также бывают регулируемыми);
  • диодный демодулятор;
  • дополнительная соединительная проволока;
  • проволока для антенны (максимальной длины);
  • подключаемые наушники.

Ход эксперимента:

  1. Ознакомьтесь с базовыми терминами и понятиями по теме:
    • Цикл — одно повторение колебания; на графике волны это расстояние по оси x между двумя пиками волны.
    • Частота – количество циклов в одну единицу времени (чаще всего в секунду). Измеряется в герцах.
    • Длина волны – расстояние между двумя ближайшими друг к другу пиками волны.
    • Индуктор – часть цепи, которая обычно представляет из себя катушку из проводов.
    • Конденсаторная батарея – подключаемое в цепь устройство, которое может из сохранять и накапливать электрический заряд, а также может блокировать проходящие через него сигналы постоянного тока, пропуская только переменный ток.
    • Частота и длина волны имеют противоположную зависимость – чем выше частота, тем меньше длина волны и наоборот.
  2. Найдите ответы на вопросы исследовательского характера:
    • Что такое радиоволны?
    • Какова средняя частота и длина радиоволны?
    • Какова дальность распространения радиоволн?
    • Как происходит распространение радиоволн?
    • Что такое am- и fm-волны и чем они отличаются друг от друга?
    • Как и почему работает антенна радиоприемника?
    • Какие средства, теоретические знания и практические умения требуются для того, чтобы сделать простой радиоприемник своими руками.
  3. Найдите в специальном наборе или в интернете инструкцию того, как сделать радио своими руками. Если вы уже разбираетесь в сборке электрических цепей, то вам будет достаточно выбрать одну из схем, доступных в сети, но если вы только начинаете собирать самодельные радиоприемники, то стоит найти более подробное пошаговое пособие.
  4. Разложите перед собой все элементы цепи, рассмотрите и проверьте их.
  5. Если это требуется, соберите из частей отдельные компоненты цепи.
  6. Соберите цепь, соблюдая все меры безопасности.
  7. Попробуйте протестировать свой детекторный радиоприемник.

Вывод:

Вы изучили основные средства радиосвязи, узнали как работает радиосвязь в целом и простой детекторный радиоприемник в частности, а также научились конструировать простые устройства улавливания и преобразования радиоволн.

В качестве следующего шага в исследовании вы можете найти информацию о том, как сделать радиоприёмник более сложного уровня, и попробовать создать его и протестировать сделанный вами прибор.

Радиоволны находятся повсюду: в космосе, в атмосфере Земли и иногда даже внутри твердых предметов – в зависимости от материалов. В этом проекте вы выясните, что такое радиопоглощающий материал, какой из материалов является радиопоглощающим и как сделать самый простой глушитель радиоволн.

Что нам понадобится:

  • автоматически открывающаяся гаражная дверь в качестве приемника радиоволн;
  • ключ от гаража (источник радиоволн, излучающий на частоте примерно 40 000 000 герц или 40 мегагерц);
  • наволочка из ткани;
  • блок бетона;
  • доска толщиной 2,5 сантиметра, ориентировочный размер – 120х120 сантиметров;
  • большая миска для супа или металлический контейнер;
  • блокнот, фотоаппарат для записи своих наблюдений (при необходимости);

Ход эксперимента:

  1. Найдите ответы на вопросы, связанные с исследованием:
    • Что такое передатчик радиоволн?
    • Что такое радиопоглощающие материалы?
    • Как измеряются радиоволны?
  2. Подготовьте все необходимое.
  3. Отойдите на расстояние 1 метра от двери.
  4. Несколько раз проверьте работу ключа.
  5. Удалитесь от двери на расстояние 6-9 метров.
  6. Попробуйте открыть дверь. Насколько легко было это сделать?
  7. Медленно отходите до тех пор, пока дверь не перестанет открываться.
  8. Запомните или зафиксируйте свои наблюдения.
  9. Вернитесь к гаражу. Возьмите в руку ключ, заверните его в наволочку и попробуйте открыть дверь. Зафиксируйте наблюдения.
  10. Далее используйте доску. Посмотрите, блокирует ли она излучаемые ключом волны. Попробуйте отойти на большее расстояние. Зафиксируйте свои наблюдения.
  11. Возьмите миску или контейнер и положите ключ внутрь. Является ли материал, из которого изготовлена емкость, рпм или радиопоглощающим материалом?
  12. Проведите аналогичный опыт с бетонным блоком.
  13. Проанализируйте полученные данные, сделайте выводы.
  14. Найдите информацию о радиопоглощающих свойствах использованных материалов и сравните их с теми результатами, которые получились у вас.

Вывод:

Вы выяснили, какие из материалов – ткань, дерево, бетон и керамика или металл – являются радиопоглощающими. Если вы хотите исследовать эту тему глубже, попробуйте выяснить как именно структура каждого материала влияет на его радиопоглощающие свойства.

Заключение

Вы провели два эксперимента: эксперимент с приемом сигналов радио и созданием детекторного радиоприемника своими руками и эксперимент с поглощением радио сигналов.

Если вы хотите расширить свои теоретические знания, изучите другие характеристики излучения (длина волны, частота, период и др.), типы излучения и чем от них характерно отличаются радиоволны, типы радиоволн (например, сверхдлинные), использование радиоволн в быту, использование радиоволн в отдельных науках (медицина, астрономия), особенности распространения радиоволн в космосе, астросфере Земли и других средах.

Для большего понимания практической стороны вопроса вы можете изучить конструкцию антенн и заземление, а также изучить то, как сделать не только самый простой радиоприемник, но и более сложную самодельную радиостанцию с возможностью приема и передачи информации.

Читайте также: