Как сделать шкив в компасе

Обновлено: 05.07.2024

Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

Как в КОМПАС создать деталь

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.


В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Выбор плоскости в окне модели

Либо указав её в Дереве модели:

Выбор плоскости в дереве


Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости


Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости


После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.




После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.



При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:


В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.



Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:


Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:




Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.




Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.


Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.



Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.



Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:





В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями


На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз





Деталь должна выглядеть следующим образом:


Осталось указать на детали скругления и фаски.

Команда скругление

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:







Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

Как в КОМПАС создать деталь

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.


В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Выбор плоскости в окне модели

Либо указав её в Дереве модели:

Выбор плоскости в дереве


Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости


Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости


После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.




После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.



При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:


В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.



Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:


Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:




Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.




Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.


Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.



Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.



Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:





В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями


На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз





Деталь должна выглядеть следующим образом:


Осталось указать на детали скругления и фаски.

Команда скругление

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:







21 апреля, 2014 Анна Веселова

zubchatoe koleso v kompase chertezh

kursy kompas 3d v20

Библиотека эта доступна в полной версии Компаса, скачать бесплатно ознакомительную версию можно на официальном сайте компании Аскон.

Я буду выполнять работу в Компас 3dv14.

В качестве примера воспользуюсь чертежом колеса, расположенным в учебнике С. К. Боголюбова, 1985 г., стр. 236.

zubchatoe koleso v kompase

Основные параметры колеса рассчитаны, задан модуль и число зубьев. Можно приступать к выполнению работы.


Также советую посмотреть урок по созданию вала-шестерни со шлицевым концом в библиотеке Валы и механические передачи 2d.

Зубчатое колесо в Компасе

1 Создаем документ Чертеж, устанавливаем формат А3, ориентация – горизонтальная.

2 Вызываем библиотеку Валы и механические передачи 2d, нажав на кнопку Менеджер библиотек на стандартной панели. Выбираем вкладку Расчет и построение. Дважды щелкаем по нужной библиотеке.

valih i mekhanicheskie peredachi kompas

3 Дважды нажимаем на команду Построение модели.

postroenie modeli kolesa

4 В окне нажимаем Создание новой модели, строить будем в разрезе.

postroenie modeli zubchatogo kolesa

5 Фиксируем первую точку изображения и приступаем к построению чертежа зубчатого колеса.

5.1 Для начала построим выступающую часть ступицы. Во внешнем контуре выбираем Цилиндрическую ступень.

zubchatoe koleso stupica

Задаем ее размеры: диаметр 70 мм, длина – 5 мм.

stupica

Нажимаем кнопку Ок (зеленая стрелочка).

5.2 Т. К. вычерчивать будем прямозубое зубчатое колесо, то во вкладке Элементы механических передач, выбираем Цилиндрическую шестерню.

koleso zubchatoe

5.2 Задаем фаски справа и слева по 1,6 мм и запускаем расчет по межосевому расстоянию.

raschet peredachi

5.3 В окошко вводим значения параметров передачи, рассчитываем межосевое расстояние. Переходим на вторую страницу.

geometricheskiyj raschet peredachi

5.4 Нажимаем на кнопку Расчет, дожидаемся появления результатов проверки внесенных данных системой, и, если все в норме, нажимаем кнопку Закончить расчеты.

knopka raschet

5.5 Выбираем шестерню или колесо (в данном случае без разницы). Жмем Ок.

5.6 Дочерчиваем часть ступицы.

koleso snaruzhi

5.7 Оформляем внутренний контур колеса. Выбираем внутреннюю цилиндрическую ступень, делаем в ней фаски 2*45º

5.8 Выбираем дополнительные построения и строим шпоночный паз, размеры его определяются автоматически.

vihbor shponochnogo paza

shponochnihyj paz1

5.9 Возвращаемся к внешнему контуру и создаем кольцевые пазы и отверстия (дополнительные построения).

koljcevoyj paz

koljcevihe otverstiya

Колесо почти готово.

5.10 Нажимаем на кнопку дополнительных построений во внешнем контуре, выбираем построение таблицы параметров. Создаем упрощенную таблицу.

tablica parametrov zubchatogo kolesa

5.11 Сгенерируем твердотельную модель колеса.

generaciya tverdoteljnoyj modeli

Нажимаем Сохранить модель и выйти.

Чертеж зубчатого колеса в Компасе остается дополнить построенным от руки контуром отверстия для вала со шпоночным пазом, проставленными размерами и нанесенной шероховатостью поверхности.

zubchatoe koleso v kompase chertezh

Технические требования и знак неуказанной шероховатости берем из меню Вставка.

vstavka tekhtrebovaniyj i sherokhovatosti

Посмотрите урок, если что-то непонятно.


Зубчатое колесо в Компасе с помощью библиотеки построить достаточно просто и быстро. А это, согласитесь, большой плюс.

Согласно правилам оформления чертежей включенное в основную надпись чертежа название детали обязано быть как можно более кратким, соответствовать общепринятой технической терминологии и логически соответствовать графическому изображению на документе.

В технической документации могут использоваться разные слова для указания наименований графических документов, главное – чтобы они отражали суть содержимого.

Чертеж клиноременного шкива

Абсолютное большинство используемых шкивов можно спроектировать с помощью программ на компьютере благодаря определенному уровню развития техники и науки. Это позволяет расширить границы творческого процесса, ведь так проще проводить все расчеты.

Машиностроение в последние годы стало очень важной отраслью в промышленности. Именно оно позволяет выпускать и проектировать разнообразные машины и механизмы для них. Состоят они всегда из обычных деталей, которые выпускаются на технологическом оборудовании, являющемся специализированным. К числу этих выпускаемых деталей относятся также шкивы для клиновидных ремней.

Конструкция подобных изделий предполагает большой выбор видов, форм и назначения. Если они имеют малый размер, то выполняются обычно монолитно, если же диаметр или размер большой, то и конструкция сложнее. Чаще всего в составе конструкции находятся обода и ступицы, которые соединяются между собой дисками или спицами. Достаточно часто большой диаметр изготавливаемого шкива предполагает его составную конструкцию, которая включает в себя как минимум две половины. Между собой их соединяют с помощью болтов. Шкив может выполняться из пластмассы, стали или чугуна.

Шкивы, использующиеся для приводных ремней, выполняют определенный функционал. Их используют, чтобы надежно и точно передавать момент вращения с одного вала на другой. Выглядят они как соединенные между собой ремнями колеса. Движение вращения создается в момент, когда начинает действовать сила трения между поверхностями ремней и колес.

Ременные передачи

Ременная передача – способ, с помощью которого передается механическая энергия. Она обладает гибкой связью, сопровождается наличием трения между шкивом и ремнем.

Ее составные части – ведомый и ведущий шкивы, которые располагаются на некотором расстоянии один от другого. Между собой шкивы связаны специальным приводным ремнем.

Уровень нагрузки, которая будет передаваться при этом типе передачи, будет зависеть от следующих факторов:

  • Угол обхвата шкива;
  • Натяжение ремня;
  • Коэффициент трения.

Ременная передача может относиться к любому из нескольких типов. Классификация предполагает различие по форме поперечного сечения ремня. В зависимости от этой классификации существуют плоскоременные, круглоременные и клиноременные шкивы. Чаще всего можно встретить плоские и клиновидные типы ремней.

К основным преимуществом, которым обладают плоские ремни, можно отнести тот факт, что минимальное напряжение образуется в местах, где происходит сочленение со шкивом. Главное преимущество клиновидных ремней заключается в том, что они обладают повышенной тяговой способностью этого типа профиля. Круглые ремни можно встретить чаще всего в механизмах и машинах, которые имеют небольшой размер. К ним можно отнести небольшие и компактные приборы различного назначения и сферы использования, оборудование из швейной промышленности или пищевой, а также в станках, которые помещаются на столе.

Читайте также: