Как сделать хвостовое оперение

Обновлено: 30.07.2024

Закрученное перо – особенный вид оперения, применяемый многими лучниками. Его изготавливают из тонкой и легкой пленки, вес которой не превышает 1 г. Некоторые спортсмены предпочитают применять оперение с закрученным пером. Такое оперение изготовляется из очень тонкой и легкой пленки весом менее 1 г. Стрелы с таким оперением отличаются особой мягкостью полета, обеспечиваемого умеренным вращением снаряда во время полета. Этим же объясняется и меньший боковой снос снаряда. Кроме того, необыкновенно тонкое перо, гораздо легче проходит мимо полочки. Это уменьшает вероятность возникновения дефектов и поломок оперенья. Техника стрельбы, применяемая при этом, несколько отличается от стрельбы с обычным опереньем стрелы.

Материал изготовления древка

Древко — основная часть стрелы, к которой будут крепиться все сопутствующие аксессуары. Учитываются следующие параметры — длина древка (она зависит от растяжки тетивы) и материал, из которого оно изготовлено.

Дерево

Традиционный вид материала, используемый еще нашими предками со времен изобретения первого лука. Плюсом является универсальность таких стрел: они подойдут как для развлекательной стрельбы, так и для охоты на некрупную дичь, обладают хорошими качественными характеристиками. Кроме того, они стоят дешевле, чем другие разновидности стрел и станут удачным выбором для тех, кто только делает первые шаги в стрельбе. Также эти снаряды используются в традиционных луках и выглядят аутентично. Но следует учитывать, что деревянные стрелы не такие прочные, как изделия из современных искусственных материалов, поэтому не подойдут для мощных спортивных луков.

Алюминий

Материал, который чаще всего используется при изготовлении стрел. Любим производителями за оптимальное сочетание жесткости и небольшого веса. Это оптимальный вариант для самых разных разновидностей стрельбы. Подойдут как для простой стрельбы по мишеням, так и для охоты. Из минусов — при частом использовании могут погнуться со временем. Но стоимость таких стрел достаточно низкая, поэтому их покупка не ударит по карману.

Фибергласс

Современный композитный материал, относительно недорогой, но качественный. Из него получаются геометрически сбалансированные, аккуратные стрелы. Но прочность их ниже, чем у алюминиевых, поэтому такие снаряды подойдут только для узкого круга задач.

Карбон

Самые долговечные и качественные стрелы из представленных сейчас на рынке. Карбон, как и фибергласс, относится к композитным материалам, но, в отличие от него, стоит дороже и обладает более высокой прочностью и малым весом. Стрелы из карбона — сбалансированные, прочные, и, при этом, очень легкие, так что подойдут для самых разных целей. Это идеальный вариант для использования в профессиональной спортивной стрельбе.

Особенности наклейки оперения с закрученным пером

Закрученное перо приклеивается намного быстрее чем обычное, и ремонт его значительно проще. Для этого применяют специальную клейкую ленту, которая входит в комплектацию оперенья. Сначала подготавливается трубка. Прежде всего ее нужно обезжирить и просушить. Затем нанести разметку для наклейки пера под углом по отношению друг к другу равным 120 градусам. Для неподвижной фиксации стрелы используются специальные тиски или приспособление для наклейки обычных перьев. Из клейкой ленты нарезаются заготовки, длина которых равна длине оперенья. Ширина их составляет 3 мм. Поскольку обе поверхности ленты промазаны клеем, наклеивание происходит следующим образом. Один за одним отрезки ленты освобождаются от защитного покрова с одной стороны и наклеиваются на отмеченные линии на трубке. Затем с каждого отрезка снимается верхний защитный слой и приклеивается перо по направлению от хвостовика в сторону наконечника. Край приклеиваемого пера должен точно совпадать с краем очерченной линии. Затем перо всей поверхностью прижимается к клеевому слою. Излишки ленты удаляют с трубки аккуратно, так чтобы исключить повреждение пера. После этого каждое перо закрепляется путем нанесения клея на его переднюю и заднюю часть. Уже через пять – десять минут после окончательной обработки перьев можно стрелять новой стрелой. В этом случае хвостовик устанавливается после того как оперенье будет наклеено. Угол скоса пера поправляется во время пристрелки снаряда в помещении или на открытом воздухе. Необходимость в корректировке угла скоса возникает если стрела не стабильна в полете или отжимает плунжер. Если перья отжимают плунжер и задний конец стрелы вихляет в полете, следует уменьшить угол скоса.

Оперение стрел для лука. Изготовление и наклеивание

Качество стрелы, поведение ее во время полета во многом зависит от оперения. Как мы говорили ранее, правильно выбранное и точно укрепленное на стреле оперение определяет устойчивость полета стрелы, кучность попадания в мишень и существенно влияет на результат стрельбы.
Оперение подразделяется: по материалу изготовления, форме оперения, размеру и количеству перьев, укрепленных на стреле и виду наклейки.

По материалу оперение может быть из перьев птиц, жесткого пластика, синтетического или подобного материала.

Изготовление оперения из птичьего пера

Из одного птичьего пера можно вырезать два три оперения (в зависимости от его длины). Длина оперения находится в пределах от 5,0 до 9,0 см. Лучшие перья для стрелы — индюшачьи.

Перо разрезается ножницами вдоль ствола, и затем от него отрезаются куски заданного размера. Для оперения должна использоваться лучшая часть пера, ближе к основанию ствола. Перья перед приклеиванием можно окрашивать в нужные цвета.

Обрезанное ножницами оперение имеет неравномерный по строению ствол, который необходимо обработать так, чтобы его можно было приклеить к стреле. Обработка ствола оперения производится либо на наждачном круге (при его вращении), шлифуя сердцевину ствола, либо шлифовкой наждачной бумагой. Последний способ проще и более гарантирует от ошибок. Шлифовка делается так: оперение сжимается между двумя металлическими пластинками толщиной около 0,5-0,7 мм. Остающаяся снаружи часть ствола пера ошлифовывается по наждачной шкурке, которая находится на ровной доске. Так как пластинки держатся перпендикулярно доске, то после шлифовки торец оперения будет прижиматься к стреле равномерно. Так же производится шлифовка боковых граней стержня оперения.

Изготовленные таким образом оперения наклеиваются на стрелу. Подбор и наклейку оперения на один комплект стрел необходимо производить из перьев одноименного крыла.

Неправильно наклеенные оперения (например, взятые из разных крыльев) могут привести к отличиям в полете стрелы по сравнению с другими стрелами.

Наклеенные на стрелы оперения обжигаются раскаленной проволокой для придания им определенной формы, для чего применяется специальный станочек.

В настоящее время стрелки из лука используют оперения, приобретаемые у различных фирм, которые качественно изготовлены под любые стрелы и различных видов стрельб.

Синтетические оперения

Синтетические оперения выпускаются различных цветов, форм и размеров, иногда материал окрашивается в светящиеся краски, это облегчает стрелкам комплектовать свои стрелы.

Отечественными предприятиями и различными фирмами выпускаются оперения размером в основном от 45 до 85 мм.

В зависимости от силы лука и размера стрелы рекомендуется применять для наклейки на трубку оперение, размеры которого указаны в таблице.

Таблица подбора оперений по размеру пера (Р-мм)

Р — размер пера в мм.

Наклеивание оперения

Оперение наклеивается с помощью специальных приспособлений.

  • приобретается оперение размером согласно таблице
  • на стержень (трубку) наклеиваются хвостовики (способ наклеивания см. далее);
  • трубку в месте приклеивания перьев обезжиривают и вставляют в приспособление. Перо зажимают двумя пластинками, намазывают клеем и прижимают к трубке;
  • после высыхания, трубку поворачивают на 90 или 120 градусов;
  • приклеивается второе, а затем третье перо;
  • после наклеивания перьев стрелу освобождают от приспособления и концы перьев заделывают каплей клея;

Приспособление для наклейки оперения стрел: диаметр устанавливаемых стрел 6,4-8 мм, угол фиксированного поворота 120 или 90 градусов.

Некоторые спортсмены предпочитают применять оперение с закрученным пером. Такое оперение изготовляется из очень тонкой и легкой пленки весом менее 1 г.

Конструкция пера с внешним искривлением обеспечивает мягкий полет и умеренное вращение при продвижении стрелы в воздухе. Закрученные перья обеспечивают также меньший боковой ветровой снос стрелы по сравнению с плоскими перьями. Сверхтонко закрученное перо мягче проходит около полочки, снижает вероятность разрушения или отрыва пера.

Перо наклеивают на стрелу клейкой лентой, что обеспечивает быстроту оборудования стрел и простоту ремонта. Перед наклеиванием оперения необходимо обезжирить трубку стрелы ацетоном или растворителем и хорошо ее высушить, затем необходимо наметить три опорных линии в 120 градусов одна от другой. При этом следует использовать приспособление для наклейки прямолинейных перьев.

Клеящая лента продается в комплекте с оперением. Ее предварительно нарезают по длине оперения шириной 3 мм. С нее удаляют предохранительный протектор и на трубку наклеивают по опорной линии, которая была ранее прочерчена, все три полоски. Затем с ленты снимают верхний протекторный слой и, начиная от хвостовой части, прижимается край пера к краю опорной линии. После чего прижимают все перо, соприкасающееся с клеевым слоем.

Удаляют излишки клеевой полоски и наносят по капельке клея на передний и задний конец пера.

Стрелой можно пользоваться через 5 мин. после обработки перьев.

Установка хвостовика производится после наклеивания оперения.

Угол на скос пера в 20? следует использовать при стрельбе, как в помещении, так и на открытом воздухе. Если перья отжимают плунжер и задний конец стрелы вихляет в полете, следует уменьшить угол скоса.

Хвостовик и его установка

Задний конец трубки должен иметь конус для насадки на него хвостовика. Угол конуса равен 23 градусам и находится в центре трубки, не допускается биение конуса относительно поверхности трубки (оси трубки).

Диаметр хвостовика должен соответствовать диаметру стрелы.

Хвостовики изготовляются различных цветов. Это позволяет стрелкам комплектовать свои стрелы одним цветом и легче различать их при стрельбе. В таблице указывается размер хвостовика для стрелы.

Продолжая вращение хвостовика, сильно, но осторожно нажать на него вниз пока он не сядет на место глубоко, и вырез хвостовика будет установлен под правильным углом по отношению к оперению.

Правильно установленный соосно с трубкой хвостовик — непременное условие качества стрелы.

Если хвостовик насижен с ошибкой около десятой миллиметра, то это дает снос стрелы около 12 см на дистанции 50 м.

Проверка установки хвостовика

Для проверки соосности хвостовика и трубки можно рекомендовать следующие способы:

4. Проверка на приспособлении

Стрельбища

Техника безопасности

  • Стрельбу из лука можно вести только в специально отведенных и оборудованных местах имеющих ограждение.
  • Площадка ограничивается зонами безопасности с боков не менее 10 м., за щитами 25 м.
  • Стрельба на различные дистанции должна производиться с одной общей линии стрельбы.
  • Ставить стрелу на тетиву можно тогда, когда зона мишеней и пространство перед ними свободно.
  • Растягивать лук со стрелой разрешается только с линии стрельбы и в направлении мишени.
  • С растянутым луком запрещается разговаривать или поворачиваться в сторону, окликать или трогать стрелка, целящегося по мишени.
  • К мишеням подходить разрешается спортсменам только по сигналу руководителя
  • Запрещается стрелять в воздух, вверх.
  • Стрелок несет ответственность за любой случай произошедший вследствие нарушения им правил безопасности.

Мишень

Размеры мишеней и дистанции, по которым производятся стрельбы.

диаметр мишени (см.) дистанция (м.) размер десятки (см.)
122 90, 70, 60 12.0
80 50, 30 8.0
60 25.0 6.0
40 18.0 4.0

Как правильно приклеить на стержень стрелы хвостовик

Торцевая часть снаряда под хвостовик выполняется в виде конуса с углом равным 23°. Грани, образующие его, сходятся точно в центре стержня. Подбор хвостовика производится по диаметру стрелы. Таблицы соответствия облегчают и ускоряют поиск нужного размера. Такие таблицы есть в каждом профильном магазине. Как и оперенье, хвостовики окрашиваются в разные цвета. Поэтому легко собрать комплект стрел, имеющий значительные отличия снарядов одного лучника от снарядов другого. Установка хвостовика не требует никаких специальных инструментов, оборудования и даже особых навыков. Если он наклеивается первый раз, на новый стержень, обе поверхности просто промазываются клеем и соединяются друг с другом. Если же производится замена хвостовика, то конус на трубке обязательно шлифуется абразивом для снятия остатков засохшего клея и удаления зазубрин. Можно использовать другой способ нанесения клея. Клей капают на конус трубки, вращательными движениями распределяют его равномерно по всей поверхности конуса а затем надевают на него хвостовик.












Соединение деталей установки хвостовика на стрелу

Соединение деталей производится следующим образом. Стержень плавно вставляют его в хвостовик вращательным движением обеих рук. Затем делается еще несколько поворотов до того как клей прихватится. Не переставая вращать хвостовик, нужно с усилием, но осторожностью нажать на него по направлению от хвостовой части трубки к передней ее части. Это движение необходимо для того, чтобы стержень глубоко вошел в хвостовик, а хвостовик сел на место под углом к оперенью. Главное требование к установке хвостовика заключается в том, что он должен быть наклеен соосно с трубкой. Влияние ошибок установки хвостовика заключается в сносе стрелы. Если ошибка насадки составляет одну десятую миллиметра, то снос на пятидесятиметровой дистанции составит 12 см от точки прицеливания. Поэтому после приклеивания хвостовика необходимо убедиться, что он наклеен правильно. А в случае обнаружения ошибок – устранить их.

Изготовление стрел для лука

Начнем с изготовления древка


Теперь нужен наконечник

Можно сделать просто: забить гвоздь и обмотать то место медной проволокой. Но это конструкцие не очень. Ноя советую сделать вот такой наконечник:

Его можно вырезать из стали толщиной 1.5 — 2 мм. Не плохо будет вырезать его из ножа. В торце лука надо сделать прорезь, и туда прикрепить на клею наконечник, затем обмотать ниткой.

Почему большинство бпла (как американские так и российские)делаются с V-образным хвостовым оперением? Вроде как такая схема никаких приемуществ не дает, а проблем в управлении добавляет.

Старожил

Olegar, V-образное оперение по сравнению с "традиционным" имеет меньшую общую площадь, соответственно, меньше омываемая поверхность (что важно для снижения сопротивления на дозвуке), меньше вес и стоимость изготовления. При механических системах управления такой "хвост" усложняет кинематику - но ЛА с электродистанционными системами управления на это плевать - там все "перекрёстные связи" образуются в вычислителе.
Кроме того, считается, что V-образное оперение позволяет снизить ЭПР (эффективную поверхность рассеивания), т.е. ЛА с таким "хвостом" имеет меньшую заметность в РЛ-диапазоне.

Историк

Старожил

А какая необходимость заставила в свое время сделать такое оперение у серийного самолета АОН (Beechcraft V35 Bonanza) ?

Beech-Bonanza-V35-VH-CAD-Department-of-Aviation-KTA-27.6.85-(Eyre).jpg

Eduard_AB

Старожил

имеет меньшую общую площадь, соответственно, меньше омываемая поверхность (что важно для снижения сопротивления на дозвуке), меньше вес и стоимость изготовления.

Для "мелочи" очень важна конструктивная простота и технологичность.
ДВЕ консоли такого ХО или ТРИ классического - это очень не маленькая разница в трудоемкости только их изготовления.
Ну и, кроме меньшей омываемой площади, у такого ХО меньше сопротивление интерференции.
Поэтому такая схема была распространена у планеров:

Antonow_A-15_1999_by_Jiri_Havlice.jpg


Кроме того такое оперение лучше защищено при посадке в траву/растительность.
А что касается "проблем управления", то, при грамотном проектировании, их просто нет.

Armadillo

Старожил

поскольку бонанза выпущен в овер 9000 экземплярах, этот холивар уже проходил много раз за бугром.

краткое изложение:
плюсы: меньшая омываемая. важно для сверхоптимизированных парителей вроде риперов и планеров.

минусы:
затрудненность одновременной активной работы по тангажу и рысканию.
если вы даете руль вправо, то при такой схеме оба руля поворачиваются направо, при этом правый дает силу на тангаж вниз, а левый - на тангаж вверх.
но если вы при этом пытаетесь одновременно работать по тангажу, для примера - вверх, то правый вернется в нейтральное положение, а левый удвоит отклонение и превратится в несимметричный воздушный тормоз.

не очень заметно в горизонтальном полете, но при посадке с боковым/порывистым ветром начинается веселье.

конкретно по бонанзе, ее пилоты критиковали за плохую устойчивость на курсе (несколько колебаний после возмущения), и как главное - управляемость при посадке с боковым ветром.

тем не менее для покупателей перевешивал модный внешний вид - это делориан от малой авиации.
производитель сделал выводы и с 1982 года выпускает только с обычным килем и стабилизатором.

сейчас компьютеры позволяют летать дронам и более-менее парировать опасные колебания даже при такой схеме.
хотя риперы иногда падают без явных воздействий противника (сверхламинарный профиль тоже этому способствует)



Резюме

Состав и работа

Обычное хвостовое оперение состоит из набора аэродинамических поверхностей, расположенных так, чтобы иметь небольшой угол падения или его отсутствие, когда самолет находится в стабильном крейсерском полете . В случае нарушения этого баланса угол падения, вызванный движением, создает силу и, следовательно, момент вокруг центра масс, который возвращает летательный аппарат в нейтральное положение. Для увеличения момента опорные поверхности хвостового оперения располагаются как можно дальше от центра масс и размещаются, чаще всего, в хвостовой части фюзеляжа. Размер этих элементов обусловлен наличием дестабилизирующих факторов (отказ двигателя для самолетов с несколькими двигателями, большой подъем , большой диапазон центра тяжести ) и требуемой степенью устойчивости. Поверхность хвостового оперения относительно велика для пассажирского транспортного самолета; относительно невысокий для истребителя, чтобы не снижать маневренность самолета.

Стабилизирующее рыскание достигается за счет вертикальной поверхности, называемой вертикальным стабилизатором или дрейфом .

Стабилизация шага достигается за счет горизонтальной поверхности, называемой горизонтальным стабилизатором. Поскольку баланс самолета может быть изменен в зависимости от нагрузки и расхода топлива, эта горизонтальная поверхность имеет подвижную часть (руль направления) или является полностью подвижной, чтобы обеспечить момент компенсации. Таким образом, в стабилизированном полете угол атаки может быть немного положительным или отрицательным, чтобы самолет оставался в горизонтальном положении.

Каждая из этих поверхностей также имеет подвижные части для произвольного изменения баланса рыскания, руль направления для управления поворотом и баланс по тангажу, руль высоты для управления набором высоты или спуском.

  • хвостовое оперение, выполненное из наклонных поверхностей, V-образное оперение , обеспечивающее одновременно баланс и управляемость в обеих плоскостях;
  • полностью мобильные хвостовые части;
  • самолет без хвостового оперения, стабилизация и управление которым достигается за счет движущихся поверхностей, расположенных на крыле, рулевых поверхностей перед крылом или только с помощью определенного двигателя.

Вертикальный хвост



Одиночный дрейф

Вертикальный стабилизатор обычно состоит из неподвижной части и подвижной части:

  • фиксированное вертикальное ребро ,
  • руля направления (или руль направления).

Мульти-дрифт

Вертикальное оперение может быть двойным или тройным на некоторых самолетах, как правило, многомоторным с пропеллерами.

Самолета двухбалочный как Локхид P-38 , как правило , bidérives. Эффективное удлинение горизонтального стабилизатора увеличивается за счет эффекта ребер торцевой пластины. Он также играет структурную роль, соединяя две балки.

Стелс самолет для использования в военных целях , как Lockheed Martin F-22 Raptor (США), Сухой Т-50 (ПАК-ФА) (Россия) или Chengdu J-20 (Китай) диагональной двойной хвост. На китайском J-20 они состоят из единой полностью подвижной части и вращаются вокруг центральной оси.

Горизонтальный хвост

Горизонтальный стабилизатор обычно состоит из горизонтальной части, которая может иметь несколько вариантов:

Типы хвоста

Т-образный хвост


Плоскость глубины может быть установлена ​​в верхней части ребра:

  • для уменьшения влияния земли (продольной устойчивости самолетов с эффектом земли),
  • в случае планеров, чтобы свести к минимуму сопротивление и не ловить растительность при приземлении в сельской местности.

V-образный хвост


"Пеликан" хвост

Этот экспериментальный хвост был разработан Ральфом Пеликаном, инженером McDonnell .

Он состоит из двух горизонтальных поверхностей, расширенных наклоненными наружу стабилизаторами, позволяющими, как в случае с V-образным хвостовым оперением, управлять рысканием и тангажом одновременно или независимо.

Этот тип оперения изначально был выбран компанией Boeing для оснащения X-32 .

Другие мобильные с оперением

Дирижабли

Подводные лодки

Подводные лодки страдают теми же проблемами устойчивости, что и дирижабли. Великие военные инженеры Густав Зеде и Анри Дюпюи де Лом пришли к выводу, что для обеспечения устойчивости на дороге (по тангажу и рысканью) дирижабли и подводные лодки должны быть оснащены оперением. Доказательство тому - электрическая подводная лодка Gymnote , спущенная на воду в 1888 году.

Однако на военных подводных лодках необходимость уменьшения эхосигнала гидролокатора, возвращаемого этими оперениями, обязательно ограничивает их зону действия до минимума.

Быстрые лодки

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.


Чрезвычайная скорость некоторых соревновательных лодок (которые являются полуводными, полу-воздушными транспортными средствами) делает их аэродинамически нестабильными; если корпус перемещается слишком далеко от водоема, он ведет себя как крыло самолета при взлете, поэтому их производители должны использовать для стабилизации горизонтальные и вертикальные стабилизаторы (см. фото справа).

Самолет без оперения

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.

Некоторые самолеты не имеют оперения:

Чистое летающее крыло (без стабилизатора ни горизонтального, ни вертикального) Функции стабилизации и руля направления по осям крена и рыскания переданы крылу, форма которого в плане, поддерживающие профили и рули направления изменены соответствующим образом. Тип маятника свободного хода Эти устройства (называемые треугольным крылом ) имеют прочную стрелу, а также небольшой килевой карман, выполняющий роль стабилизатора. развивать.

Ракеты Если у ракетных энтузиастов есть хвост (обычно Phillips, то есть расположенные + или x, см. Изображение выше минусов), ракеты, запускающие спутники (часто ракеты государственного агентства), часто не имеют никакого хвоста. Поскольку такие устройства аэродинамически нестабильны , их стабилизация и управление траекторией обеспечивается быстрой ориентацией тяги их двигателей (управляемых сопел или направленных двигателей с векторной тягой ). Исторически сложилось так, что четыре маленьких хвостовых оперения лунной ракеты Сатурн V использовались только для замедления поворота, который обязательно должен был последовать за полным отказом двигателей первой ступени. Целью этого замедления явлений было только продление времени, необходимого для принятия решения о прекращении миссии (и для спасения экипажа, приведя в действие спасательную вышку ). Аналогичное устройство существовало на советской лунной ракете N1 в виде хвостового оперения из четырех ячеистых панелей .

Самолеты без горизонтального стабилизатора

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.

У некоторых самолетов нет горизонтального оперения:

Летающее крыло С осевым оперением фюзеляжа (правое крыло) или двумя килями на конце крыла (стреловидное крыло); Дельта Крылья На треугольных плоскостях крыла без оперения руль высоты интегрирован в крыло и называется рулем высоты. Если он также выполняет роль элеронов (смешение рулей), он называется элевоном ; Самолеты утки На некоторых самолетах впереди располагается утка , которая представляет собой не хвостовое, а подветренное крыло. Функцию руля высоты может выполнять закрылок, размещенный на плоскости утки, но на самом деле заднее крыло играет роль стабилизирующего стабилизатора.

"Трехплоскостные" самолеты

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.

Пьяджио P180 Avanti представляет собой обычный самолет (задний хвост) , также показывая переднее оперение самолета в передней части . Такие конфигурации называются тремя поверхностями (мы должны добавить к ним пару основных крыльев).

Материал и отделка хвостовых частей

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.

Самолеты могут быть индивидуализированы определенной графикой, в частности, на вертикальных поверхностях хвостовых оперений.

Отказ в полете

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.

prevyu variant 1 – Постройка модели планера из доступных материалов

В этой статье расскажем, как сделать своими руками простую модель летающего планера. Использовать будем доступные всем материалы.

Для работы потребуются:

  • деревянная рейка 3х3 мм;
  • канцелярский клей-карандаш;
  • клей ПВА;
  • потолочная плитка из пенопласта.

Из инструментов необходимо будет подготовить канцелярский нож и ножницы. Также будем использовать шаблон деталей планера, распечатанный на принтере.

Основные этапы работ

Напечатанные шаблоны необходимо склеить вместе с помощью клея-карандаша. Листы стыкуем друг с другом по разметке. После склеивания вырезаем трафареты ножницами.

Постройка модели планера из доступных материалов

В результате должны получиться следующие элементы:

  • два крыла;
  • киль;
  • хвостовое оперение;
  • носовое утолщение.

Постройка модели планера из доступных материалов

Далее с помощью шариковой ручки переносим контуры деталей на поверхность потолочной плитки. Вырезаем их канцелярским ножом.

Постройка модели планера из доступных материалов

Постройка модели планера из доступных материалов

С помощью клея ПВА склеиваем носовое утолщение, которое состоит из пяти отдельных элементов.

После этого приступаем к доработке крыла планера. Сначала стачиваем на овал переднюю кромку крыла бруском с наждачной бумагой. Потом делаем тыльное утоньшение.

Чтобы придать профилю крыла выпуклую форму, необходимо будет прокатать его о край стола в районе передней кромки. Для устойчивого полета также нужно закруглить концы крыльев прокаткой о край стола.

Аналогичным образом нужно доработать и стабилизатор (хвостовое оперение), только закругления по краям делать не надо.

Сборка самодельного планера

В носовое утолщение (в центральный паз) вклеиваем подготовленную деревянную рейку фюзеляжа.

Постройка модели планера из доступных материалов

С помощью клея ПВА склеиваем вместе киль и стабилизатор. Потом стабилизатор нужно приклеить к деревянной рейке.

Постройка модели планера из доступных материалов

Самая ответственная часть работ — приклеивание крыла к фюзеляжу. Приклеить его надо под углом к деревянной рейке. Для этого подкладываем под одну из сторон куски потолочной плитки.

Постройка модели планера из доступных материалов

И еще один важный момент — крыло должно быть обязательно приклеено симметрично стабилизатору.

На последнем этапе останется только установить центр тяжести, который должен находиться в районе одной трети от передней кромки крыла. В данной случае — это два саморезы и кусок стального прутка.

Пошаговый процесс изготовления самодельного планера с комментариями автора можно посмотреть на видео ниже.

Читайте также: