Как сделать хронограф по истории

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Когда Русь осознала себя великой державой? Когда она стала полноправным игроком на сцене мирового Православия? А главное, благодаря кому? Спор о миссии русского народа, о его особом историческом пути тянется полтысячи лет. “Русский хронометр“ – у самых его истоков.

Сколько в прессе и на телевидении разговоров о нашей исконной российской “великодержавности”, которую то возносят до небес, то выбрасывают на помойку истории! Но мало кто интересуется, когда и почему родилась эта идея. Когда Русь почувствовала, что она – уже не задворки христианского мира?

Эта мысль родилась в церковной среде, впервые ее сформулировали ученые монахи-иосифляне в начале XVI века.

Незадолго перед тем произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех образованных людей нашего отечества, и для политической элиты Руси. Во-первых, благочестивые греки “оскоромились”, договорившись с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. И митрополит Исидор, пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии, попытавшись переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны. Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Православной цивилизации. И все это – на протяжении каких-то полутора десятилетий. А затем, до начала XVI столетия, государь Иван III превратил крошево удельной Руси в Московское государство — огромное, сильное, небывалое по своему устройству. Примерно за семь десятилетий произошел величайший переворот в истории нашей страны. Родилось государство, которое впоследствии станут называть Россией.

Переломная эпоха породила целый букет религиозно-философских концепций. Из них добрая половина касались нового положения Руси в мире. К этому времени относится и знаменитая идея “Москва – Третий Рим”, не получившая тогда особой популярности; и другая, менее известная идея “Москва – Второй Иерусалим”, а также официальная идеология Московского княжеского дома, возводившая его корни к Римской Империи (“Сказание о князьях Владимирских”).

Тогда же и появилась книга “Русский Хронограф”, составитель которой показал Русь как музыканта, получившего сольную партию в оркестре Православной цивилизации.

Но что же это за жанр такой – хронограф? И почему именно “русский”? Начать придется издалека.

В тени Византии

В исторической литературе Древней Руси было два основных жанра. Во-первых, всем известная летопись, содержавшая сведения о прошлом Руси. Во-вторых, хронограф, – едва ли не более популярный у современников, чем летопись, но ныне мало кому известный. Он рассказывал о прошлом всего мира.

Древнейшие русские хронографические памятники – “Хронограф по великому изложению” и другие – включали известия по ветхозаветной истории, евангельский сюжет, кое-какие сведения об античных державах, а также биографию мировой христианской общины. Последняя представлялась в виде череды правлений православных монархов, но далеко не всех. В центре внимания была Византийская империя, затем Болгария и Сербия. Западные державы, в религиозном отношении подчиненные Риму, существовали там лишь в “фоновом режиме”, на задворках повествования.

Что же касается Руси, то она вообще не фигурировала в ранних хронографах. Причина проста: информацию по всемирной истории наши книжники брали из византийских и сербских источников. А для Византии и Сербии Русь была на периферии интересов, в исторических сочинениях писали о ней мало. Между тем, в отечественной исторической мысли на протяжении многих столетий не возникало идеи вписать свою землю и свой народ в судьбу мирового христианства. Отчасти это можно объяснить относительной молодостью Руси как христианской страны. Отчасти же наших книжников завораживал прекрасный мираж Царьграда, который долгое время воспринимался как величайший культурный центр мира. Было очень трудно осознать себя чем-то самостоятельным, пребывая в тени величественной Византии.

Кроме того, в период ордынского ига и удельной раздробленности требовалось незаурядное умственное усилие, чтобы вообще помыслить страну как единое целое. Осознание того, что Русь и в творческом, и в культурном, и, конечно, в политическом отношении достойна находиться в компании великих православных царств, пришло нескоро.

В более поздних хронографах, составленных русскими книжниками, известия, взятые из русских источников, например, из летописей, уже использовались, но крайне редко, да и то в основном как материал по истории Византии. Вот древние русы идут на Царьград. а вот наш русский летописец с печалью повествует о разорении византийской столицы грабителями-крестоносцами. Русь в хронографах выглядела далеким северным отблеском великой православной цивилизации. Не более того.

В свою очередь, летописцев очень мало интересовало все, находящееся за пределами Руси. Поэтому летопись до начала XVI века нередко несла отпечаток своего рода культурной провинциальности. История Руси была представлена в ней с необыкновенной тщательностью, но сама мысль соединить летописание и хронографию, вписать Русь как активно действующий субъект в историю Православного мира, созревала крайне медленно.

Буря событий, произошедших в середине – второй половине XV века, послужила катализатором.

Переплести и сжать пальцы

“Русский Хронограф” составлялся, скорее всего, в Иосифо-Волоцком монастыре. Предположительно, его творец – Досифей Топорков, племянник и ученик святого Иосифа Волоцкого. Он был убежденным и весьма деятельным иосифлянином, прославился как крупный церковный писатель, великий знаток книжного слова. После долгих дискуссий историки установили время возникновения “Русского Хронографа”: между 1516 и 1522 годами. Это время правления Василия III, не отличавшегося заметным блеском государственного ума, но все-таки сумевшего не растерять, а приумножить достояние, унаследованное им от великого отца – Ивана III.

Чтобы получить представление о “Русском Хронографе”, надо переплести пальцы правой и левой руки, а потом крепко сжать их. Именно так перемежаются в нем известия мировой и древнерусской истории. Собственно русские известия начинаются со времен Рюрика и первых Рюриковичей – ближе к концу памятника. Но в дальнейшем они присутствуют постоянно и в значительном объеме.

Более ранние хронографы представляют собой набор известий, без особого порядка выписанных из разных источников и собранных подобно нестройной толпе на вечевом “митинге”. “Русский Хронограф” – совсем другое дело. Досифей Топорков проводил тщательную литературную обработку его статей, добиваясь единого стиля, гармоничного звучания текста.

На протяжении всего периода с начала XIII и до конца XV столетий повествование о событиях, случившихся в Северо-Восточной Руси, проходит под чередующимися заголовками: то “Великое княжение Русское”, то “Великое княжение Московское”. В начале XVI века всем ясно: ведущей политической силой на Руси является государь московский, прямой наследник древних князей владимирских, в частности, знаменитого Всеволода Большое Гнездо. Конечно, существуют еще независимая Рязань и Литовская Русь, но Москва первенствует самым очевидным образом. Однако в не меньшей степени ясно и другое: ни в XIII столетии, ни в первые десятилетия XIV века она политическим лидером всех русских земель не была.

Таким образом, составитель хронографа показывает: история блистательного ожерелья северных русских городов была преддверием триумфа Москвы и ее великих князей. В 70-х годах XV столетия возник Московский летописный свод, четко сформулировавший точку зрения государей московских на русскую историю. Он оказал столь сильное влияние на всю последующую историческую мысль России, что даже сейчас авторы учебников, не осознавая того, плывут порой по фарватеру, открытому летописцами Ивана III. В 1495 году появился сокращенный летописный свод, уходящий корнями в этот монументальный памятник. Его-то и использовал Досифей Топорков как главный источник знаний по истории Руси.

Мы не лучше греков

Составитель “Русского Хронографа” скорбит о печальной судьбе других православных народов. Они попали под власть турецкого султана. Столь плачевное положение – следствие кары Господней за грехи всей Православной цивилизации. Тут Досифей Топорков не делит православных на греков, сербов, болгар и так далее, оказавшихся “более грешными”, и русских, за которыми числится, как можно было бы подумать, меньшее количество прегрешений. Этого нет и в помине. Виноваты все православные. Он пишет: Господь “. не до конца положил в отчаяние благочестивые царства: если и предает их неверным, не милуя их, то отмщая наше прегрешение и обращая нас на покаяние. И сего ради оставляет нам семя, да не будем как Содом и не уподобимся Гоморре. Это семя яко искра в пепле – во тьме неверных властей; семя же глаголя – патриаршие, митрополичьи и епископские престолы. ” Таким образом, беда греков и южных славян по сути своей – призыв к великому покаянию всех православных. И когда это произойдет, гнев Господень сменится на милость: “Православнии же надежду имеют, что после достаточного наказания нашего согрешения вновь всесильный Господь погребеную, яко в пепле, искру благочестия во тьме злочестивых властей вожжет зело и попалит измаильтян злочестивых царства, якоже терние, и просветит свет благочестия и паки возставит благочестие и царя православныя”.

Чем же отличается Русь, не только не попавшая под иго османов, но напротив, относительно недавно освободившаяся от власти ордынцев? Особой государственной силой? Особым благочестием? Особой чистотой веры?

Досифей Топорков не заносится мыслями столь высоко, более того, он даже не пытается толковать непознаваемую сущность воли Господней, исключившей страну из зоны великого наказания христианских народов. Он лишь подчеркивает сам факт: другие “благочестивые царства” – Византия, Сербия и прочие, – пали, а Русь уцелела. Не вооруженной силой, а молитвой спасена. Древние православные страны “. грехи ради наших Божиим попущением безбожнии турки попленили и опустошили, и покорили под свою власть. Наша же Росийская земля Божиею милостию и молитвами пречистыя Богородицы и всех святых чудотворцев растет и младеет, и возвышается. Ей же, Христе милостивый, дай же расти и младети и разширятися и до скончания века”*.

Тем самым составитель “Русского Хронографа” сообщает соотечественникам: по милости Божией мы освобождены от страшной кары и ныне обрели особенную судьбу – лучше, чем ту, что выпала на долю греков и сербов. Сохранение этой особенной судьбы зависит от силы упования на любовь Божию к Руси и от молитв о благом устроении дел ее Высшим Судией. Другого пути нет.

“Русский Хронограф” был исключительно популярен на Руси. Науке известно о существовании около 130 списков (копий) этого памятника, созданных в XVI, XVII и даже XVIII столетиях! Он мощно повлиял на более поздние русские летописи и хронографы. Немудрено: именно “Русский Хронограф” вывел отечественную историческую мысль с провинциального уровня на мировой. Именно в нем Русь впервые была представлена как великая Православная держава.

И тем более печально, что в наши дни эта поистине великая книга практически не известна. Историческая мысль русского средневековья кажется массовому сознанию скудной и даже однообразной. Даже образованные люди – и то вспомнят разве что про “Москву – Третий Рим”, “Повесть временных лет”, ну, кое-кто, возможно, еще “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона. Вот, наверное, и все.

А между тем наша церковная культура породила великое множество идей, объясняющих смысл русской истории. Идей, которые еще ждут своих популяризаторов.

Ранние хронографы (XI-XV вв.). Русский хронограф 1512 г. и его позднейшие редакции. "Всемирный" характер исторического охвата хронографов. Хронографы и хронология. "Хронологический бум" в хронографах с точки зрения эсхатологических настроений.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.01.2007
Размер файла 16,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Глава 1. Ранние хронографы (XI - XV вв.) …………………. 5

Глава 2. Русский хронограф 1512 г. и его позднейшие редакции …………………………………………………………………. 8

Глава 4. Хронографы и хронология ……………………….. 16

Заключение ………………………………………………….. 18

Список источников и литературы …………………………. 20

Примечания ………………………………………………….. 21

Введение

В связи с актуальностью данной темы этим целью данной работы является изучение особенностей хронографов XVI - XVII вв. Для этого следует выполнить следующие задачи:

1) проанализировать особенности хронографов XI - XV вв.;

2) выяснить причины изменения статуса хронографа в XVI - XVII вв. в контексте истории русского централизованного государства;

При написании работы мы опирались на работы Е. Г. Водолазкина, Водолазкин Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси. Мюнхен, 2000. А. А. Зимина, Зимин А. А. Русские летописи и хронографы конца XV - XVI в. Учебное пособие. М., 1969. О. В. Творогова. Творогов O.В. Древнерусские xpoнографы. Л., 1975; Творогов О. В. Русский хронограф и задачи его изучения // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л., 1970.

Особенно интересной кажется новая работа Е. Г. Водолазкина (2000), в которой предпринята попытка выявления взаимоотношений истории всемирной и национальной в древнерусских историографических сочинениях, изучение их структурообразующих компонентов. Из многочисленных историографических сочинений, бытовавших в Древней Руси, Е.Г Водолазкин концентрирует внимание на компиляциях по всемирной истории, создававшихся на Руси в ХI - ХV вв.: Хронографе по Великому изложению, Троицком хронографе, Полной и Краткой хронографических Палеях, Летописце Еллинском и Римском Второй редакции - то есть ранней русской хронографии. Правомерность подобного хронологического ограничения объясняется тем, что ранняя (ХI - ХV вв.) и поздняя (после ХV в.) хронография имеют принципиальные отличия: начиная с Русского хронографа в хронографические сочинения включаются сведения по русской истории, меняется и отношение к источникам: они обрабатываются, пересказываются, а не просто копируются.

Глава 1. Ранние хронографы (XI - XV вв.)

Первые переводы византийских хронографов (их принято называть хрониками, чтобы отличить от русских компилятивных хронографов) - Георгия Амартола, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла - стали известны здесь еще в XI в. На их основе была составлена первая русская историческая компиляция - Хропоногаф по великому изложению. Кроме Начального свода 90-х годов XI в., к нему восходят хронографические и Толковая палеи, Троицкий хронограф и Еллин-ский летописец второй редакции. По мнению О. В. Творогова, Хронограф по великому изложению был "своего рода объединяющим центром, вокруг которого группировались другие памятники исторического жанра". Творогов O.В. Древнерусские xpoнографы. С. 22.

"Великим изложением", очевидно, называлась Хроника Георгия Амартола, на которую прежде всего и опирался составитель Хронографа по великому изложению. В него вошли также фрагменты из VII и IX книг Хроники Иоанна Малалы, некоторые апокрифы и фрагменты неустановленного источника, повествовавшего об Иудее в эпоху римского владычества. Хронограф по великому изложению - краткий конспект всемирной истории, однако в центре внимания его составителя (или составителей), несомненно, была Священная и церковная история.

Не позднее середины XIII в. был создай хронографический свод, опиравшийся на Хронику Иоанна Малалы (в него почти полиость вошли VI-Х книги Хроники) и дополненный фрагментами из библейских книг, "Александрии", а также "Истории Иудейской войны" Иосифа Флавия. Традиционно его принято называть Иудейским хронографом. К нему восходят сохранившиеся списки Архивского и Виленского хронографов.

Не позднее начала XV в. (видимо, в XIII - XIV вв.) появились Еллинский летописец (архетипная или первая редакция) и Троицкий хронограф. Более точной датировке они не поддаются, поскольку составлены из заведомо более древних источников и лишены внутренних датирующих признаков. Троицкий хронограф не имеет продуманной и оправданной композиции. По существу, это - расширенная редакция Хронографа по великому изложению. В основе же Еллинского хронографа лежат полные тексты хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы, а также ветхозаветных Ш и IV книг Царств. По принципам составления и структуре он близок Иудейскому хронографу и отражает начальную стадию развития древнерусской хронографии. Помимо указанных источников оба хронографа в разных комбинациях использовали библейские книгу пророка Даниила с толкованиями Римского епископа Ипполита, книгу пророка Иеремии, а также Сказание о Софии Цареградской, Житие свв. Константина и Елены и другие памятники.

Следующим хронографическим сводом был Еллинский летописец второй редакции, созданный в середине XV в. (дошел в девяти списках XV - XVI вв.). Его составитель продолжил изложение Хроники Амартола до 1391 г., включив в число источников краткий перечень византийских императоров, известный по различным сборникам начиная с XV п., и летопись, близкую к московскому своду 1448 г. Кроме того, изложение было дополнено сведениями по истории церкви, заимствованными из разных источников. В отличие от предыдущих, эта редакция представляет собой цельный текст, имеющий связное изложение. Все повествование разбито на краткие статьи, соответствующие периодам правления того или иного царя или императора. Тем самым была заложена основа структуры Русского хронографа.

Глава 2. Русский хронограф 1512 г. и его позднейшие редакции

Древнейший вид Русского хронографа представлен "Хронографом" 1512 года. Помимо сведений из всемирной истории, в него вошло значительное количество известий, касающихся русской истории (в основном заимствования из Сокращенных сводов конца XV в.). Видимо, это было связано с оформлением идеи Руси - "третьего Рима". Это удивительно гармоничное и стройное - в композиционном и стилистическом планах - произведение. Вместе с тем, по мнению О.В. Творогова, Хронограф 1512 г. "подобен крепости, строившейся в течение многих лет и отразившей в своем современном виде замыслы и вкусы нескольких поколений строителей". Там же. С. 39. Его составители стремились, судя по всему, создать своеобразную историческую энциклопедию, "научный" труд. И эта задача была ими успешно выполнена.

И тем не менее гибель Византийской империи -- оплота христианства на юго-востоке Европы, страны с огромным культурным и идеологическим авторитетом -- была воспринята во всей Европе и особенно на Руси как тяжелая катастрофа.

Хронограф 1512 г. получил очень широкое распространение. К настоящему времени выявлено более 130 его списков XVI -первой трети ХУШ в. Он был использован при составлении лицевого летописного свода, а также более поздних редакций Русского хронографа.

В Хронографе Западнорусской редакции, отсутствует вся библейская история, история стран Востока и Руси. Зато он имеет обширное продолжение, излагающее по Хронике Мартина Бельского историю западноевропейских и западнославянских государств с XI в. по 1527 г. Считают, что это объясняется стремлением дополнить уже существовавший Никоновский свод "обзором исторических событий европейских народов". Хронограф Пространной редакции не сохранился. Известны лишь восходящие к нему списки Хронографа 1599 г. и Хронографа 1601 г. Основная задача, которую ставили перед собой его создатели, - расширить объем излагающейся информации, не изменяя основы. В этой редакции достаточно ясно прослеживается процерковная тенденция.

Расцвет хронографического жанра относится к XVII в. Созданные в первой четверти столетия редакции 1617 и 1620 гг. разных типов, многочисленные "хронографы особого состава" постепенно вытеснили хронографы XVI в. и почти полностью заменили собой летописи. В 1617 и 1620 годах были созданы новые, так называемые вторая и третья редакции "Хронографа", в которых история России освещается в рамках всеобщей истории. В редакциях XVII века "Хронографы" обогащаются новыми историческими источниками, в них используются не только русские летописи, исторические повести, но и западноевропейские хроники.

Е. Г. Водолазкин заостряет внимание на том, что различия между хронографией и летописанием как двумя типами исторического повествования в древнерусской литературе носят принципиальный характер, они соответствуют двум разным типам истории - всемирной и национальной.

Хронографические сочинения были посвящены описанию всемирной истории, летописные - национальной, причем изложение русской истории начиналось там, где оканчивалось изложение истории всемирной. Но, как доказывается в исследовании, различие в материале и времени сочеталось с единством в отношении к материалу. Е. Г. Водолазкин приводит многочисленные примеры концептуального влияния хронографического типа историографии на летописный. Анализ летописных статей Повести временных лет показывает, что общими как для хронографического, так и для летописного типа повествования были принципы оценки событий и цели их изложения. Отношение хронографов и летописей к таким явлениям, как прорицания и знамения, исследователь рассматривает в контексте легализации языческой русской истории и приходит к выводу, что связь со всемирной историей русских историографических сочинений была типологической, а не генетической, для русских летописцев всемирная история представлялась "в качестве зеркала, где русская история видела отражение своих собственных событий". Водолазкин Е. Г. Указ. соч. С. 54

В русской историографии национальная и всемирная история еще не включались в единые пространственно-временные связи, отношения между ними были по преимуществу вневременными. Путь осмысления всемирной истории русскими книжниками Е. Г. Водолазкин обобщает в образной формуле "от тождества - к единству", считая, что идея преемственности - явление более позднего времени и другого культурно-исторического контекста. На фоне многовековой разъединенности двух типов повествования и двух жанров теряет остроту проблема генезиса жанра летописи.

Рассмотрение целей историографических сочинений приводит автора к проблеме политической ангажированности их составителей. Не отрывая летопись и хронограф от средневековой действительности, от политических страстей своего времени, их составители в большей степени, по выражению Д. С. Лихачева, "визионеры высших связей", в иерархии целей они отдают предпочтение не сиюминутному, а вечному. Политические события нередко под пером средневековых историографов становятся материалом для богословских рассуждений, и в то же время богословие используется ими для обоснования политических событий. Акцентируя же внимание только на прагматических, сиюминутных целях, мы упрощаем историософские воззрения летописцев.

К сходным выводам приходит Е. Г. Водолазкин, исследуя структуру хронографов и отношение хронистов к источникам. По его мнению, с течением времени хронографическая история начинает восприниматься "как одна большая притча, чей основной смысл располагался глубже событийного ряда". Там же. С. 63.

Одной из наиболее сложных проблем является понимание авторами русских хронографов смысла истории как целого. Исследователи обращают внимание на такие стороны этой проблемы, как роль пророчеств в представлениях об историческом процессе и отсутствие комментариев и изложения общей идеи относительно течения истории, функции вставных аисторических новелл (exempla) и функции чудесного. В связи с этим Е. Г. Водолазкин определяет основные черты ранней русской хронографии как "исторического повествования, не включающего русский материал, основанного на восприятии истории как механической совокупности событий, причины которых провиденциальны, а последовательность предсказана в пророчествах". Там же. С. 160.


Глава 4. Хронографы и хронология

Единый мир христианского историографа требовал синхронизации событий, происходивших в разных его частях. Помимо дат этим целям служили перечисления всех библейских царей, византийских императоров, временные "скрепы". И перечень имен, и частое указание на количество лет между событиями "цементировали" хронологический ряд, поддерживали его непрерывность.

В русскую хронографию на определенном этапе (Третья редакция Хронографа по Великому изложению, Краткая и Полная Хронографические Палеи и Летописец Еллинский Второй редакции) входит абсолютная хронология, не свойственная византийским хронографам, но преобладающая в русском летописании. Кроме того, хронографы и хронографические Палеи начинают приводить расчеты по таким позициям, как индикт, круг луны и вруцелето, что позволяет говорить о настоящем "вычислительном буме" в хронографах, восходящих к Третьей редакции Хронографа по Великому изложению. Причем в различных памятниках идет самостоятельный подсчет дат. "Вычислительный бум" русских историографических компиляций исследователи связывают с эсхатологическими настроениями в ХV в.

Одним из важных вопросов в спорах этого времени в связи с ожидаемым концом света был вопрос о сумме лет от сотворения мира. В русских хронографических сочинениях более всего актуализируются подсчеты дат, связанных с Христом и Богородицей. Е. Г. Водолазкин доказывает, что ядром всех хронологических расчетов в архетипе Третьей редакции Хронографа по Великому изложению был именно фрагмент о Христе и Богородице, в памятниках же, восходящих к Третьей редакции Хронографа по Великому изложению, стали проводиться самостоятельные расчеты по всей хронологической оси. Особое внимание Е. Г. Водолазкин обращает на временные "скрепы" - один из характерных для христианской историографии компонентов хронологического ряда. Частые указания количества лет между сакральными событиями подтверждают единство истории, прочерчивают между событиями особые связи. Сопоставление событий актуализирует аспект повторяемости, разрушая значимость единичности события. Там же. С. 179.

Хронографы были известны еще в Киевской Руси, с XI в. В хронографах не только излагались исторические события. В них содержались сведения естественно-научного характера, пересказывались произведения античной литературы, приводились выдержки из святоотеческих произведений, христианские апокрифы, агиографические данные. Это были своего рода средневековые энциклопедии.

В XVI - XVII гг. хронографы приобретают особое значение в контексте исторической ситуации.

В XVI в. сложилась и сформировалась Московская Русь. Сплотившись в единое тело, под властью единого московского князя, русские старались объяснить себе и свое происхождение, и свои политические идеи, и свои отношения к окружающим их государствам.

И вот в 1512 г. (по-видимому, старцем Филофеем) составляется хронограф, т. е. обозрение всемирной истории. Большая часть его заключала в себе переводы с греческого языка и только как дополнения внесены русские и славянские исторические сказания. Хронограф этот краток, но дает достаточный запас исторических сведений; за ним появляются и вполне русские хронографы, представляющие собою переработку первого.

С хронографами XVI в. связан также"вычислительном буме" в хронографах, восходящих к Третьей редакции Хронографа по Великому изложению: в связи с эсхатологическими настроениями в ХV в. в русскую хронографию входит абсолютная хронология, не свойственная византийским хронографам, но преобладающая в русском летописании. Кроме того, хронографы и хронографические Палеи начинают приводить расчеты по таким позициям, как индикт, круг луны и вруцелето, что позволяет говорить о настоящем Причем в различных памятниках идет самостоятельный подсчет дат.

Список источников и литературы

1. Водолазкин Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси. Мюнхен, 2000.

2. Зимин А. А. Русские летописи и хронографы конца XV - XVI в. Учебное пособие. М., 1969.

3. Творогов O.В. Древнерусские xpoнографы. Л., 1975.

4. Творогов О. В. Русский хронограф и задачи его изучения // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л., 1970.

Хронограф русский это древнерусское историческое, отчасти компилятивное сочинение типа хроники. В отличие от летописи хронограф русский состоит не из погодных статей, а из новелл с законченным сюжетом. Особое распространение хронографы получили в 15-17 веках, хотя первый из них (хронограф по великому изложению) был составлен на Руси в 11 веке (не сохранился). Содержательной основой части хронографа являются переводные византийские хронографы (Георгия Амартола, Иоанна Малалы и др.). К числу подобных хронографов относится Летописец Еллинский и Римский (15 век) — «крупнейший древнерусский компилятивный хронографический свод, содержащий изложение всемирной истории от сотворения мира и до времени византийского императора Романа Лакапина (920-944) с добавлением перечня последующих византийских императоров вплоть до Мануила Палеолога (1391-1425) и русской статьи о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 г. Основой другой группы древнерусских хронографов, наряду с обзором всемирной и библейской истории, становится русская история и история южных (а также западных — в отдельных редакциях) славян.

Слово хронограф произошло от греческого chronos — время и grapho, что в переводе означает — пишу.

Из недавней истории. Сначала захотелось обойтись "малой кровью" то есть без крови вообще, изготовил хрон по схеме Chronolite. Для надёжного позиционирования применил направляющую с уголком.

http://s3.uploads.ru/t/mEaUF.jpg

http://s2.uploads.ru/t/Wzw62.jpg

http://s3.uploads.ru/t/obejp.jpg

Вынос направляющей на коромысле позволяет обходить намушники и небольшие надульники. Но с увеличением ассортимента конструкция обнаружила геморойность.
В общем рамочный хронограф стал неизбежностью!
(Наконец-то померю скорости и энергию старой доброй рогатки ).

Хочу поспрашивать у людей использующих различные рамочные хроны. Что хорошо, что плохо? Как часто и почему приборы глючат? Что бы можно улучшить?

Между делом (с помощью сварщиков) сваял "броне корпус". Если всё получится - назову хронограф "Тигром".

http://s3.uploads.ru/t/2BuZf.jpg

Из фишек, хочу немного вынести детали оптопар в рабочую зону (возможность чистки-протирки). Для защиты применю стальные полоски приваренные перед выступающими деталями.

http://s3.uploads.ru/t/2cmjr.jpg

Столько труда. и зря.
Эх.
надо было брать десятку.
шутка
Зачётная работа!

Столько труда. и зря.
Эх.
надо было брать десятку.
шутка
Зачётная работа!

Вот так закрепил гнездо питания на своем хронографе от Lewonа

http://s2.uploads.ru/t/Ar6TD.jpg

http://s3.uploads.ru/t/PNLFc.jpg

А вот так проложил провод, что бы не болтался и не мешал.

http://s2.uploads.ru/t/PWZ4H.jpg

Лентяи , почему ни кто электронику не закрывает крышкой!? Она же нежная. И сам Левон на видео показывал, если затенить фототранзисторы (закрывал тряпкой) - параметры можно улучшить. И разъём блока питания можно будет закрепить на стенке коробки.
Кстати, приобретаю почти все радиодетали в магазине (цены на основное потом выложу), не понятно, как автору удаётся удерживаться в рентабельности?
Володя, а оптика внутрь камеры выступает?

Пользуюсь хроном только дома, а потому что то городить с затемнением нет нужды. Электронику не закрываю, потому что пользуюсь прибором только сам. Осадков с потолка не ожидается, а промахнуться в отверстие размером 10*10 см практически в упор, не представляется возможным. Разьем на боку закрепил. Держится уже 7 месяцев и отрываться не хочет. По оптике не помню. дома гляну и скажу.

А по рентабельности. да все просто. Человек берет оптом, а не в розницу, а там цены совсем другие. А если постоянно и в большом обьеме, то и того меньше.

Володя, а оптика внутрь камеры выступает?

Сегодня посмотрел. нет Тимур, не выступают.

Уважаю хроноделов! Пока хрон на стадии изготовления посоветую кой-че.
1) Зря выносишь датчики из листа, лучше спрячь поглубже (по крайней мере принимающие). Чем меньше внешнего света на них будет попадать тем лучше. А почистить - дотянешься и так. Тем более для рамочника чистка не так актуальна как для надульного, особенно если датчики спрятаны.
2) Соседние датчики не должны друг друга "видеть", то есть если прислушаешься к первому совету - между датчиками нужна будет какая то перегородка. Например в толстом пластике насверлить отверстий и разместить датчики там.
3) Так как низ - полностью отражающий, поставь козырьки спереди и сзади. Чтобы внешний свет не отражался от низа и не попадал на датчики.

Кстати трех-милиметровая алюмишка с успехом выдерживат до 30Дж, а уж сталька даже 1,5мм выдержит и подавно. Так что она и для фронтальной брони вполне подойдет.

Все таки броня скорее из разряда, что лучше перебдеть. Стреляем то максимум с полуметра и не попасть в такой большой створ надо постараться. Вот наствольный я расстрелял. причем твой Сереж. И то сам виноват. Торопился и как всегда рука дернулась. Пулька в торец трубки. Разрубилась попалам. Одна часть мне в руку, а вторая в хронограф. Я его Виктору потом отдал и он, благодаря твоим советам, его починил. Вот такая история получилась.

А чего бы не замерить с бОльшого расстояния? Измеряем начальную скорость, далее измеряем скорость например на 50м. Берем баллистический калькулятор, выставляем начальную скорость. Далее изменяем БК пока теоретическая и практическая скорости на 50м не совпадут. В итоге имеем точный реальный БК конкретной пули из конкретной винтовки с конкретной начальной скоростью и на конкретную дистанцию. БК любой пули во первых немного зависит от скорости пули, во вторых может слегка меняться от партии к партии. Так что для точных поправок знать реальный БК полезно. Я например у себя все пули так перемерил. У некоторых измеренный БК немного отличается от общеизвестных. В частности у КПэх БК оказался всего 0,019 вместо принятых 0,026. Видимо их качество хуже стало или мне такие достались.

Спасибо за поддержку и советы, постараюсь соответствовать. Хрон буду собирать на макете, возможно придётся всяко над ним изгаляться, полной уверенности в том, что схема из интернета сразу заработает нет.
Согласен, что может прийти в голову (мысль) померить скорость пули в момент достижения цели, так что бронировать буду, тем более , что это в моих условиях самая простая операция (железа много).
Ну и магазинная цена основного списка деталей.

http://s2.uploads.ru/t/beDYH.jpg

Плюс сюда PIC (контроллер) - 70 р., ИК светодиоды (уже были) - 100. 150 р. Ну и мелочёвка которая как бы всегда есть или её можно от куда-нибудь выпаять.

\u0425\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u044b \u2014 \u044d\u0442\u043e \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0438\u0441\u044c\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0441\u0431\u043e\u0440\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u043e\u0432, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043f\u043e\u044d\u0442\u0430\u043f\u043d\u043e \u0438\u0437\u043b\u0430\u0433\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432\u0441\u0435\u043c\u0438\u0440\u043d\u0430\u044f \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f \u043e\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u0438\u0440\u0430. \u0425\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u0441 XIV \u0432\u0435\u043a\u0430, \u043d\u043e \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0441 XVI. \u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u0434\u044b \u0441 \u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u0438\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b \u0421\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0445\u0440\u043e\u043d\u0438\u043a \u0438 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u0435\u0442\u043e\u043f\u0438\u0441\u0435\u0439. \u0417\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0438\u0445 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b\u0430 \u0438\u0437 \u0432\u0435\u0442\u0445\u043e\u0437\u0430\u0432\u0435\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u043e. \u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u044f \u043a\u0430\u043a \u0435\u0434\u0438\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0432\u043e\u0434 \u0431\u0438\u0431\u043b\u0435\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043a\u043d\u0438\u0433 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043d\u0435\u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u0430 \u0432 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0432\u0435\u043a\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u0434\u043e \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XV \u0432\u0435\u043a\u0430, \u0438 \u043f\u043e \u0445\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0430\u043c \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441 \u0412\u0435\u0442\u0445\u0438\u043c \u0417\u0430\u0432\u0435\u0442\u043e\u043c.

\u0420\u0430\u0441\u0446\u0432\u0435\u0442 \u0445\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0436\u0430\u043d\u0440\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0448\u0435\u043b\u0441\u044f \u043d\u0430 XVII \u0432\u0435\u043a. \u0423\u0447\u0438\u0442\u044b\u0432\u0430\u044f \u0432\u0441\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u043a \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438, \u0432 \u0445\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u044b \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0442\u044c \u043e\u0442\u0440\u044b\u0432\u043a\u0438 \u0438\u0437 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0434\u043d\u043e\u0435\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0441\u0431\u043e\u0440\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432. \u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0445\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u044b \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043b\u0438 \u0441\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0435\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0430, \u0432 \u043d\u0438\u0445 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u043d\u043e\u0439 \u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u044b, \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0430\u043f\u043e\u043a\u0440\u0438\u0444\u044b \u0438 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043e\u0434\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432\u044b\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0438 \u0438\u0437 \u0436\u0438\u0442\u0438\u044f \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445. \u0418\u0437\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u044f\u0440\u043a\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e. \u0425\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438 \u0432 \u0442\u043e\u043c \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435 \u0434\u043b\u044f \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0447\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u0431\u044b\u043b \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u0442\u044c \u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f \u0443\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439.

\u0412 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u043e\u0442 \u043b\u0435\u0442\u043e\u043f\u0438\u0441\u0435\u0439, \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u0432\u0430\u0436\u043d\u044b\u043c \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0434\u0430 \u0438 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0436\u0430\u0439\u0448\u0430\u044f \u0434\u043e\u043a\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u0435\u0439, \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b \u0432 \u0445\u0440\u043e\u043d\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0430\u0445 \u0437\u0430\u0447\u0430\u0441\u0442\u0443\u044e \u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0442\u043e\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043e\u0442\u0442\u0435\u043d\u043e\u043a, \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f \u0432 \u043d\u0438\u0445 \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0434\u043b\u044f \u0431\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0440\u0430\u0441\u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439. ">]" data-testid="answer_box_list">

misivhristina9

Хронографы — это памятники древнерусской письменности, сборники рассказов, в которых поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Хронографические тексты были известны на Руси с XIV века, но активно переписываться стали только с XVI. Это были или переводы с греческого, или собственно древнерусские пересказы Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Значительная их часть состояла из ветхозаветных историй, которые пересказывались очень подробно. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна в средневековой Руси до конца XV века, и по хронографам люди знакомились с Ветхим Заветом.

Расцвет хронографического жанра пришелся на XVII век. Учитывая все больший интерес русских людей к истории, в хронографы стали включать отрывки из западноевропейских исторических сборников. Также хронографы содержали сведения естественно-научного характера, в них пересказывались произведения античной литературы, христианские апокрифы и приводились выдержки из жития святых. Изложение данных историй отличалось яркой повествовательностью. Хронограф использовался людьми в том числе для занимательного чтения и должен был привлекать читателя увлекательностью историй.

В отличие от летописей, для которых самым важным была историческая правда и строжайшая документальность записей, рассказы в хронографах зачастую носили морализаторский оттенок, и политические события в них становились источником для богословских рассуждений.

Читайте также: