Как сделать эксперимент из воды и соли

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Рогова Таисия Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад №5 г. Задонска

Населенный пункт: г. Задонск Липецкой области

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи исследования.

Образовательные:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и назначении.
  2. Научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие:

  1. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
  2. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
  3. Развивать творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
  2. Воспитывать потребность заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью.

Наглядно-демонстрационный материал:

Шкатулка, соль, картинки с изображением различных продуктов питания, презентации о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах).

Оборудование для лаборатории:

Стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, салфетки.

Оборудование для творческой мастерской:

Картон, клей, кисточки, простой карандаш, гуашь.

Методы, формы и приёмы:

  • наглядный (мультимедиа презентация);
  • словесный (рассказ);
  • исследование,
  • информационно коммуникативный метод,
  • эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ

Предварительная работа.

- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой!

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

(Дети стоят в кругу)

- Становитесь дети в круг

- Ты мой друг и я твой друг

- Крепче за руки держитесь

- И друг другу улыбнитесь

- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение гостям и улыбнитесь им (дети улыбаются)

- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку:

«Без нее, ребята, повар как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет - испытаешь боль

Вы, конечно, догадались. Что же это?

Правильно, это соль.

- Что нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?

Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в
книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре.

I этап.

Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с
чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

Воспитатель. Нужно вспомнить, что мы знаем о соли. Соль вещество белого цвета, на вкус соленая.

II этап.

Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования? Узнать, откуда берется соль?

Источниками соли являются моря и океаны. Есть много видов соли. Есть

морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из
горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная
соль, в виде кристаллов.

Просмотр презентации о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах).

III этап.

- Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп

Топ-топ, повернись,

И в лаборатории очутись!

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

- Здесь находится очень много различного оборудования.

- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.

- И давайте вспомним правила безопасности.

При работе с солью надо соблюдать следующие правила:

1, не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначала посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

Опыт 1. Имеет ли соль запах?

Опыт 2. Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)

- А теперь продолжим изучать свойства соли.

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,

Что произошло с солью? (Соль растворилась)

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)

- Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.

Опыт 4.

А теперь сделаем такой опыт. В стаканчиках вода, в одном -солёная, а в другом - пресная.

Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом? (оно тонет).

А теперь положу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает)

-Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы) не тонут).

Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей)

Воспитатель: Хорошо давайте проверим.

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью

. Что с ней произошло? (она закрасилась)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль закрасилась)

- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку

Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.

Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всё

- Солью можно еще и рисовать

- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок

- Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы будем рисовать солью.

Объяснение

  1. В середине картона нарисуйте простым карандашом большой круг.
  2. На круг нанесите кисточкой клей.
  3. Посыпать солью круг с нанесенным на него клеем.
  4. Стряхните лишнюю соль.
  5. Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски.
  6. Дождаться полного высыхания.

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

(Самостоятельная работа детей. Под музыку )

- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают

Физкультминутка

Мы сидели, мы устали

Дружно все мы рисовали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора

Встали дружно, потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

- Ребята, работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

- Посмотрите и скажите: Каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)

- Давайте покажем наши рисунки гостям.

(Дети показывают гостям рисунки)

- Ребята, можно ли сказать про соль:

. Что она- волшебная? (ДА)

- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная

- Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

- Давайте произнесем волшебные слова:

И в группе очутись!

Итог занятия:

- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли, рисовали солью)

-Ребята, вам понравилось сегодня быть исследователями?

-А что больше всего понравилось?

- Ребята! Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

Как настроение, как работается после длительных праздников? Впрочем, насколько я знаю, долгие выходные были только у жителей России, все остальные уже 4-го числа вышли (или выползли?) на работу. Я, например, бодро пошагала, отоспавшись и отдохнув за 4 выходных дня. А вот на следующий день уже начало сказываться недосыпание (хоть убейте, не могу привыкнуть вставать в пять утра!) и на работу пришлось ползти практически с закрытыми глазами.

Как вам прошедший год? Успели задуматься, каким он был и что принес, или все потонуло в предпраздничных хлопотах? Я все-таки успела, хоть и урывками, но проанализировала, подвела итоги. Говорят, полезное и оптимистичное занятие — подводить итоги. А вы что думаете по этому поводу? Есть ли смысл в самокопании?

самоанализ

Про то, как проводить опыты с солью дома я уже писала, теперь просто собираю весь материал в одну статью. В скором времени планирую показать еще несколько интересных опытов, уже готовлю материал на эту тему. Ну что, поехали! Легкие и и простые эксперименты с солью прямо на вашей кухне.

Опыт 1. Соль с медным купоросом

Для любителей цветных реакций. Наблюдаем изменение окраски с нежно-голубого на ярко-изумрудный. Очень красиво!

Опыт 2. Неожиданные вулканы

Хорошо подходит для детей — при проведении экспериментов появляется много нюансов, которые можно обсудить. Например, мой сын с удовольствием смотрит, как разделяются вода и подсолнечное масло. Ему даже не столько сами вулканы нужны, сколько дай перемешать в стакане воду с маслом, а потом — как завороженному наблюдать за их расслоением.

вулкан из соли

Опыт 3. Экспериментируем с йодом, который добавляют в пищевую соль

Определение наличия йода в поваренной соли с помощью уксуса. Познавательный опыт, в дополнение к нему можно почитать про вещества, которые добавляют в соль для йодирования, а также о том, как это влияет на хранение соли в домашних условиях.

Опыт 4. Получение кристаллов из соли и сахара

Несколько утратил уже свою актуальность, так как я делала его когда-то именно в преддверии Новогодних праздников, но, возможно, кому-то пригодится и без праздников — получение красивых блестящих украшений из кристаллов соли и сахара.

Опыт 5. Свойства растворов поваренной соли


Опыт 6. Соленое тесто

Классика жанра — соль с мукой, вот и все дела, ничего сложного. Ну а распорядиться полученной эластичной массой вы можете как хотите. Например, мы с сыном делали слепки его ручек — на память. Хочу каждый год так делать, собрать коллекцию А пока думаю, идти или нет на семинар по " Домашнему Монтессори ". Подскажите, кто уже сталкивался с этой методикой, есть ли в ней смысл?

Опыт 7. Аромакамни

Частично перекликается с предыдущим — аромакамни из соленого теста как альтернатива аромасвечам и ароматизаторам воздуха, в том числе и самодельным.

На этом все на сегодня. До встречи в следующей статье!

Канал The King of Random решил протестировать то, как именно расплавленная соль ведет себя при соприкосновении с водой в различных агрегатных состояниях.

Нажми и смотри

Соль в жидком состоянии, соприкасаясь с водой, эффектно взрывается, разлетаясь брызгами. И не важно, в каком агрегатном состоянии находится вода: жидком или твердом. Эффект всегда один. Если же просверлить в глыбе льда глубокое отверстие и залить туда жидкую соль, то это просто расколет лед.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека опытов с солью поможет сделать Ваши занятия с детьми более интересными.

Приложение 1

Картотека исследовательской деятельности: опыты с солью


В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода испарится, останутся кристаллики соли как снежок.

Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.

Материал: Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.

-налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки;

Вывод: Яйцо тонет.

-налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;

-опустить яйцо в этот стакан.

Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?

В пресной воде яйцо тонет, т.к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т.к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.

Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.

Для эксперимента вам понадобится две баночки с водой. Одна баночка с холодной и другая баночка с тёплой водой. Соль можно взять крупную, можно взять мелкую. Ложка для соли и поднос (клеёнка).

Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть, как быстро или не очень она растворится или не растворится в воде. Затем тоже самое нужно проделать со стаканом тёплой воды.

Вывод: Соль очень хорошо растворяется в воде и не изменяет прозрачность воды. В тёплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной.

Для эксперимента вам понадобится стакан с небольшим количеством воды, шерстяная ниточка, соль.

Эксперимент ведётся несколько дней в группе. Добавить в воду большое количество соли, положить в стакан с водой и солью шерстяную ниточку, поставить готовый продукт на тёплую (горячую) батарею. В течение каждого дня (5 дней) наблюдать и следить за изменениями в стакане с водой. Вода в ёмкости на батарее испарится, на дне останутся крупные кристаллы соли; вода на окне испарится не вся, а на стенках появится белая полоска – соляной налёт. На 5 день появятся первые кристаллы на нитке.

Вывод: Солёная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаётся только соль. Это один из методов добывания морской соли.

Для данного эксперимента вам понадобится одно сырое яйцо, два стакана с пресной холодной водой, поднос для проведения эксперимента, соль можно крупную и мелкую, ложка для соли.

Положить сырое яйцо в пресную воду. Яйцо утонет, упадёт на дно стакана. Добавить в другой стакан соль и поместить в него яйцо, наше яйцо всплыло на поверхность воды. Затем добавить в стакан с солёной водой пресную воду и яйцо станет понемногу опускаться на дно. Чем больше разбавлять солёную воду пресной, меняя концентрацию солёной воды, тем ниже опустится яйцо.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Взять стакан с водой, соль цветную, растительное масло, фонарь.

В стакан с пресной водой добавить растительное масло, масло не утонет, а останется на поверхности воды. Стакан с приготовленной смесью поставить на фонарь и включить свет для эффекта, постепенно в него стали добавлять цветную соль. Видно, как соль обволакивают шарики растительного масла, и они падают вниз на дно стакана, образуя форму капли или шарика.

Вывод: Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их. Таким образом, можно избавиться от жирных пятен на одежде.

Понадобится поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки для рисования на асфальте.

Надо просто водить мелками по соли в разных направлениях, пока соль не станет одного цвета с мелком.

Вывод: Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в нежные цвета.

Этот опыт можно проводить каждый день в процессе приёма пищи в детском саду. Если съесть кусок солёной рыбы, через какое-то время сильно захочется пить. Это говорит о том, что соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма.

Врачи советуют: нельзя много есть солёного!

Вывод: Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять её нужно в умеренных порциях.

Читайте также: