Как сделать экспедицию

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 07.10.2024

Стандартные туристические маршруты наскучили. Хочется чего то особенного, необычного. Прикоснуться к старине, найти и подержать в руках что то очень древнее. Первое что приходит на ум - поучаствовать в археологической экспедиции. Сказано сделано - и поисковик предлагает кучу вариантов экспедиций. Но не спешите радоваться! При поездке в такое приключение очень много подводных камней, о которых следует знать. Неплохо помнить о запасном варианте - палеонтологической экспедиции. Это поиск окаменелостей животных, живших миллионы лет назад.

Трудна ли работа археолога?

Прежде всего надо помнить что археологическая экспедиция - это реально тяжелая физическая работа. Работа которая зачастую длится несколько месяцев или даже лет. Экспедиция прибывает на место древнего поселения, размечает участок на квадраты и начинает копать. Лопатой. Слой за слоем. Выкопанную землю просеивают - ищут предметы быта: черепки, кости, бытовой мусор. Все это нумеруется и описывается. Важно не пропустить даже самого маленького артефакта!

В лагере установлен режим дня, с подъемом и отбоем. Встал - лопату в руки и на археологические раскопки.После трудового дня усталым землекопам можно отдохнуть. Походная романтика - песни у костра, разговоры. За вечер восстановили силы - наутро опять за лопату. И так весь отпуск. Работа для увлеченных и физически выносливых людей.

Как работают палеонтологи?

Поиск окаменелостей отличается от археологических раскопок. Они лежат в горных породах: известняке, песчанике, сланцах, глинах. С течением времени породы разрушаются и окаменелости сами вываливаются на поверхность. Чтобы найти редкую находку достаточно просто прогуливаться в "правильном" месте: степи, вдоль русла реки или по горам. Главное внимательно смотреть под ноги. Да, на поверхности земли окаменелости со временем разрушаются. И все равно есть хороший шанс найти ценный образец. Без всякой лопаты!

Конечно, чтобы гарантированно получить хороший образец придется потрудится. Нужен геологический молоток. Раскалывайте камни, где могут содержаться окаменелости. Внимательно рассматриваете осколки. В некоторых Вы будете находить окаменелости. Без повреждений от длительного пребывания на воздухе.

Какое самое важное отличие от археологических раскопок в экспедиции от палеонтологических? В археологии артефактов на раскопе ограниченное количество - только то, что "забыли" люди, жившие тут ранее. Окаменелости накапливались миллионы лет на большой площади и тщательного "просеивания" грунта не требуется. Зато важна удача!

Можно ли забрать находки домой?

Экспедиции, раскопки - занятие увлекательное. Тем сильнее желание оставить себе на что то память. Возможно ли это?

Если Вы в археологической экспедиции

Если мы говорим о раскопках в археологической экспедиции то тут ответ однозначно НЕТ! Государство ревностно охраняет археологическое наследие и сурово карает его расхитителей.

Чтобы начать любые раскопки требуется разрешение Министерства Культуры, так называемый "открытый лист". Без него организовать археологическую экспедицию официально невозможно. Для решивших попытать удачу и раскопать древнее поселение на свой страх и риск самостоятельно есть статья 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия". Максимально наказание по этой статье может составить до 3 лет лишения свободы.

Выяснили. Археологические раскопки можно проводить в составе экспедиции. А что если записаться в официальную экспедицию? И взять что то на память? Пусть и не самое ценное, например черепок от древнего горшка. Не стоит. Все находки на раскопе подлежат учету и после завершения экспедиции передаются в государственные музеи. Решили утаить находку? Риск еще выше чем в случае самостоятельных раскопок. Ваши действия подпадают под статью 164 УК РФ "Хищение предметов, имеющих особую ценность". Здесь все более серьезно: до десяти лет лишения свободы и штраф в размере 500 тысяч рублей. Стоит ли желание привезти из экспедиции сувенир такого риска? Решать Вам.

Если Вы в палеонтологической экспедиции

С окаменелостями ситуация попроще. К счастью, государство еще не "отрегулировало" палеонтологические раскопки в свойственной ему запретительной манере. Исключения - особо охраняемые природные территории - заповедники, заказники и т.д. Вне заповедников сбор окаменелостей разрешен, и наказания (тем более уголовного) за сбор ископаемых не предусмотрено. Конечно, если вы в официальной экспедиции очень желательно отдать ученым-палеонтологам находки, имеющие научную ценность. Но помните! Собирать палеонтологические реликвии "для себя" вне заповедника никто запретить не может.
Закон не запрещает не только взять себе отдельный сувенир на память , но и собрать целую коллекцию ископаемых, где могут быть редкие и даже уникальные экземпляры.
Есть ограничение. Коллекция не должна перемещаться за пределы России или в крайнем случае Таможенного союза (кроме России туда входит Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Вывоз окаменелостей за границу сложен. Для этого требуется получить специальное разрешение в Министерстве культуры.

Записываемся в экспедицию

Ответы на главные вопросы. Как записаться? Сколько стоит? Нужно ли для этого специальное образование?

Археологом

Вы решили попасть на раскопки. Как поехать в археологическую экспедицию? Сейчас это просто. Достаточно быть:

Им от археологической экспедиции не отвертеться - она входит в студенческую практику. Археологические раскопки студенты обычно посещают на младших курсах университета. Например в историческом факультете МГУ практика проводится на первом курсе.

Многие археологические экспедиции набирают волонтеров. Волонтеру достаточно подать заявку и оплатить билет до места раскопок. Проживание и питание обычно бесплатные. Волонтерам проводят несколько бесплатных экскурсий по окрестностям. Минус в том, что приехать на недельку не получится, обычно от волонтера ждут что он проработает минимум месяц. Если вы работаете - отпуск уйдет без остатка.

Сейчас активно развивается так называемый археологический туризм. Все очень просто. Платите деньги - и работает на раскопе наравне со всеми. Особых преференций платным туристам не предоставляют. Жесткий режим дня и работа на раскопе. Зато приехать можно на любое количество дней!

С Сергеем мы вместе учились в университете. Помню, как он приходил на лекции чумазый и пыльный, потому что полночи лазал по заброшенным чердакам и подвалам. Помню, как он заснул на лекции по искусству и, вздрогнув, проснулся с таким грохотом, что перепугал всю аудиторию. Страсть к открытиям уже тогда сквозила в его рассказах о поездках в Хибины или Териберку на Новый год.

Сейчас Сергей Северин — руководитель проекта PLAN X, в рамках которого он устраивает с друзьями экспедиции по миру, привлекая внимание прессы и помощь спонсоров. Ниже — наше интервью, которое я разделила на две части, потому что говорить здесь действительно есть о чём.

Здесь, в первой части, он рассказывает о том, как появляются идеи новых экспедиций, как к ним подготовиться и что делать, если на тебя надвигается волна. Во второй части Сергей поделится опытом привлечения прессы к проекту, и расскажет как найти спонсора, чтобы проект окупился хотя бы наполовину.


Экспедиция “Байкальский лёд”. Озеро Байкал

Сергей, расскажи о проекте PLAN X. Какое путешествие было первым? Как изменилась команда с первой экспедиции?

PLAN X — компания ребят, которой мы периодически куда-то выезжаем, получается такая движуха человек на 30. А под конкретный проект мы спрашиваем, кто хочет и может. Уже два года мы путешествуем основным составом из четырех человек, но планируем расширять экспедиционное крыло.

Это приключение сильно на нас повлияло: мы поняли, что можем делать такие проекты, и в этом нет ничего сверхсложного. Тогда и решили, что нужно замахиваться дальше.


Какие ближайшие планы? Какие места хотите посетить и в каком составе?

У нас с ребятами схожее мировоззрение, и мы понимаем, какие у нас есть возможности и куда мы двигаемся дальше. Например, мой напарник Влад горит мыслью сделать авиационную экспедицию. Купить самолёты и полететь вокруг России. Мы составили финансовый план на этот проект, поняли, что сможем это сделать лет через пять. Рассчитали, что для этого нужно, и потихоньку копим денежку.

На 2020 год запланирована экспедиция по Амазонке. Там у нас будет либо два экипажа — 8 человек, либо даже 3 экипажа — 12 человек. Есть ещё мысль: один из экипажей сделать чисто женским (смеётся). Вообще, моя глобальная цель по развитию проекта — примерно 30 человек, которые будут каждый год выбираться именно в экспедиционном формате с подключением прессы и партнёров. Так наши проекты не будут крутиться вокруг нас четверых. Мы хотим, чтобы остальные тоже придумывали и реализовывали прикольные маршруты.

Есть ещё одна задача на будущее: вывести наши путешествия на полную самоокупаемость. PLAN X — некоммерческий проект, и мы не собираемся на нём зарабатывать. Мы будем продолжать делать экспедиции для собственного удовольствия и популяризации активного образа жизни. А помощь партнёров помогает реализовывать более крутые вещи, чем мы могли бы себе позволить за собственные средства.

Есть ли какие-то критерии, по которым вы берёте или не берёте людей в команду?

Собирая команду на проект, мы смотрим, кто в нашей компании готов на продолжительный срок оставить работу, городскую жизнь, кто может регулярно финансировать подготовку экспедиции.

Как рождаются идеи для экспедиций?


Команда PLAN X. Экспедиция “Полстраны под парусом”

Потом все происходило быстро. Нашли на Авито судно, я договорился с владельцем, и за 3 месяца мы нашли 300 тысяч на покупку катамарана. Следующим летом мы уже ходили на нём по Ладоге, а через год отправились в экспедицию.

Идеи всегда приходят спонтанно. Я формулирую их в законченную мысль, которую затем презентую партнёрам и прессе.

В 2020 году мы хотим устроить экспедицию на Амазонку. Эта идея тоже всплыла внезапно. Я уже был в Латинской Америке, но хотелось посмотреть на неё не со стороны туриста, который на машине объезжает всё, фотографирует и едет дальше, а с экспедиционной точки зрения. Амазонка — самый богатый природный мир на земле и самый опасный. Это новый вызов.


Проект с Амазонкой — это будет первый зарубежный проект?

Нет, я два года жил на Кипре. Там я проверил, можно ли крутить в прессе крошечные проекты. Очевидно, что люди заинтересуются, когда ребята идут 2-3 месяца по морям и рекам. Но будут ли интересны не такие масштабные вылазки? Поэтому я взял и проехал на велосипеде вокруг Кипра (604 км) за три с половиной дня. Наматывал по 200 км в день, плюс там был набор высоты — 7 км по всему маршруту. Это было сложно, но тут идея была в том, чтобы объехать остров за впечатляюще короткий срок. Причём не на гоночном велосипеде, а на том, на котором я проехал Байкал.

Это было драйвово, обо мне написали все кипрские СМИ — для них это реально событие. У меня изначально был готов пресс-релиз, который я на финише дополнил цитатами и фактами. Его перевели на английский, и я разослал по списку СМИ. Тогда я понял, что международные проекты делаются так же просто, как и российские. Так что, думаю, с Амазонкой получится громко и на международном уровне.

Есть ли какая-то взаимная выгода у участников проекта?

Взаимная выгода — интересная жизнь, потому что такие экспедиции делаются один раз в жизни. Потом уже можно делать что-то другое, но вот такое надо делать прямо здесь и сейчас. Мы все это понимаем и стараемся поймать этот особенный момент. Поэтому я не люблю сдвигать сроки. Я больше склонен поднапрячься, не спать ночами и подготовить все в срок, чем перенести на год. Ведь обстоятельства затягивают нас в круговорот событий, и сделать некоторые вещи можно не успеть, а потом сильно об этом жалеть. А я жалеть не люблю.


Интересуют ли в дальнейшем проекты в Европе или Азии?

Честно, я пока не вижу, что в Европе привлекает в экспедиционном формате, разве что проехать на машине, но с другой стороны — кто этого не делал? Автомобильные экспедиции приелись. В них даже есть некоторый негативный оттенок: многие компании вкладывались в автоэкспедиции, доставляли снаряжение, но не получали выхлопа от затраченного маркетингового бюджета.

А в Азии больше интересного. Один из автомобильных блогеров проехал маршрут из России в Сингапур на автомобиле UAZ Patriot. Идея была в том, что российская машина доехала до Сингапура! А так, азиатские направления ещё впереди, мир настолько велик, что пытаешься из него выцеплять самое яркое. Но мы очень любим Россию и русский север — готовы туда возвращаться снова и снова. Мы делаем проект, смотрим, что получилось, и потом делаем ещё круче. Пока у нас есть планы на ближайшие пять лет.

Если бы тебе можно было совершить только один проект, то какое это было бы путешествие?

Такой проект был бы однозначно в России. Если бы я делал за жизнь всего одну экспедицию, то это было бы прохождение северного морского пути за один сезон по маршруту из Мурманска до Анадыря. Потому что русская Арктика потрясающая, она лаконично-прекрасная, и там красивые морские животные.


Возможно ли участвовать в таких экспедициях и работать удаленно?

Мы выстраиваем жизнь вокруг проекта. Мы понимаем, какая работа и какие должности позволят нам уходить в экспедиции, какие работодатели будут к этому лояльны.

Удаленно работать не получается, потому что иногда элементарно нет связи. Когда мы ходили в Арктику, у нас была только спутниковая связь, мы покупали судовой терминал и получили 40 МБ трафика за 40 тысяч рублей.

Возможно ли делать такие проекты, имея месяц отпуска в год? Когда следует подключать прессу?

Почему нет? Сделать маршрут на тысячу километров, имея машину — реально. За месяц можно много объехать! А подключать прессу и партнеров стоит, когда делаешь такое, что не делается каждый год.

Сейчас я как раз пишу книгу, как путешествовать за счёт спонсоров, если ты не Фёдор Конюхов. В ней я описываю весь наш накопившийся опыт по этой работе. Она будет интересна компаниям, которые подумывают вкладывать маркетинговый бюджет в экспедиционные проекты. Интересна будет и людям, которые хотят дополнительных возможностей и приключений. Для себя я сформулировал вот что: если ты собрался не просто с друзьями в поход, а привлек помощь брендов и прессу — ты понимаешь, что за тобой стоит команда людей, которую нельзя подвести. Это повышает уровень ответственности и не даёт заниматься делами спустя рукава.


Бывали рискованные ситуации, в которых было опасно или очень страшно?

Конечно. На Байкале получилось так, что мой напарник Андрей прошёл со мной две трети пути, а потом из-за неполадок с велосипедом был вынужден сойти с маршрута, и я заканчивал один. Лёд в 2015 году на Байкале встал плохо: в некоторых местах толщина составила 7 см, было много трещин, которых не было видно из-за снега. И вот едешь и не знаешь, окажется там трещина или нет. Я прекрасно понимал, что если провалюсь под воду, то при 30 градусном морозе поставить палатку и отогреться не успею. Поэтому да, было волнительно.

В Арктике тоже был случай. Погоду на ближайшие 3 дня мы получали по спутнику и однажды невнимательно посмотрели карту. Увидели ветер в 10 м/с, при котором спокойно можно идти. Но если бы мы приблизили карту, то увидели, что эти 10 м/с практически на берегу, а в море — все 16. Направление ветра разгоняет волны как раз там, где нам нужно идти. И вот, мы шли, становилось все хуже. Стоя на палубе, я смотрел на горизонт и вдруг понял, что из-за поднимающейся волны не вижу сам горизонт. Стали уменьшать парусную площадь, затем поставили штормовой парус. Дальше — хуже — волны стали рушиться. В итоге мы решили, что идти дальше в такой шторм против ветра — полный треш, и развернулись обратно. Но нас ждала другая проблема. Из-за особенности местности нельзя было просто воткнуться в берег.

Так что мы шли по ветру в обратную сторону, но из-за волн ветер вертел судно в разные стороны. Мы понимали, что если нас поставит боком, то перевернет, и мы ещё очень долго будем болтаться с этим штормом, на холоде в соленой воде. Действовали быстро: сдали вахту другой паре, надели спасательные гидрокостюмы и легли спать, понимая, что можем проснуться от переворота катамарана. Но, слава богу, обошлось. А вообще, мы стараемся предугадывать риски и по возможности их избегать.


Насколько много теряют те, кто отказывается от путешествий по России в пользу зарубежных?

Это совершенно разные вещи и цели. За границей обязательно надо бывать, потому что это расширяет кругозор, сохраняет объективность мышления, добавляет понимание, как там у других. Но и по России ездить нужно. У нас много красивых мест. В мае был на Камчатке, там очень классно.

Есть ли проекты, которые вдохновляют или стали образцами по концепции?

Пример этой передачи — то, к чему мы движемся. На Амазонку мы как раз прикрутим научную миссию, если получится. Ближе к делу мы будем общаться с научными организациями на предмет сбора для них тех или иных образцов. Мы путешествуем не только ради себя, хотим также чуть-чуть заниматься и наукой.


Как относятся к такому стилю жизни родные и близкие?

Естественно, близкие волнуются за нас, но при этом гордятся, когда видят сюжеты о нас и когда мы возвращаемся после успешно пройденного маршрута. Все понимают, что это интересная жизнь, которую может себе позволить каждый работающий человек. Но не все на это решаются. Со стороны близких всегда колоссальная моральная поддержка.

Какое самое долгое путешествие вашего проекта?

А какое самое красивое путешествие вашего проекта?

Очень запомнился Байкал. Туда надо ехать зимой, потому что летом там не протолкнуться из-за туристов. Этот лед, горные пейзажи, железная дорога, проходящая прямо по берегу озера — это безумно красиво.

Самое рискованное путешествие вашего проекта, наверное, тоже Арктика?

Безусловно. Это был, скажем так, прыжок веры. Частями этот маршрут на разборных парусных судах проходили, но полностью его никто не делал.


Встречались ли на твоем пути особенные энергетические места? Случались эмоциональные моменты?

В экспедиции переключаешься на другой ритм жизни и там нет ярких всплесков эмоций. Скорей атмосфера, которая всюду тебя сопровождает. Для меня был очень запоминающийся момент, можно сказать, да, энергетический подъем, когда закончились белые ночи. На крайнем севере они другие, не такие как в Питере. Там постоянно светит солнце, у тебя абсолютно не меняется освещенность.

Когда стоишь и неделю пережидаешь шторм, ты слышишь постоянный плеск волн и видишь постоянный свет. А потом раз, и белые ночи резко кончились, пришла темнота. Это было так уютно, так по-домашнему! Изменился даже быт на борту катамарана. Ты в свете фонариков кушаешь, читаешь книжечку — это было очень эмоционально.


Такие поездки полезны, потому что они выкидывают из той череды задач, которые мы решаем каждый день, появляется шанс реально подумать, переосмыслить что-то. Бывает, приходят в голову дельные мысли, и ты думаешь, вот, скорей бы уже вернуться реализовывать их. И действительно, приезжаешь и делаешь задуманное.

В то время как большинство граждан предпочитают проводить отпуск, нежась на пляже или покоряя горнолыжные трассы, вас тянет в экспедицию? Исследовать дикие места, куда редко ступает нога человека, находить удивительные вещи, которые столетиями хранились в земле – отличное времяпровождение для любознательного человека.

Как попасть в научную экспедицию

  • Как попасть в научную экспедицию
  • Как попасть в экспедицию
  • Как найти интересную экспедицию для летнего отдыха

Если вы обладаете соответствующими знаниями и желанием, поступайте в ВУЗ на один из факультетов, студенты которого выезжают в научные экспедиции. Это может быть биологический факультет, учащиеся которого исследуют растительный и животный мир различных мест; археологический, где вам придется выезжать на раскопки; филологический, студенты которого ездят по деревням и собирают фольклор. Также это может быть географический факультет, где вы узнаете о влиянии промышленных объектов на изменения в окружающей среде; геологический, где вам придется в экспедиции искать полезные ископаемые. Выбирать есть из чего. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься в жизни, и поступите на соответствующее направление.

Если вам повезет, принять участие можно и в государственной экспедиции. Объявления о вакансиях зачастую печатают в газетах или передают в новостях. Не ждите слишком многого, в поездке вам придется выполнять черную работу – копать, просеивать грунт. Организация оплатит вам проезд и питание, но платы за свой труд вы не получите. Тем не менее, это не должно помешать вам в полной мере насладиться нехоженым уголком природы и получить удовольствие от удивительных находок.

Волонтером в экспедицию! Естествоиспытатели

Для облегчения поиска предлагаю своеобразную матрицу идей:
Экспедиция включает в себя:
Цель
Участников
Способ передвижения
Модель финансирования экспедиции
Время путешествия

Добавляем возможные варианты по каждому пункту:

Целю может быть:
Что то найти, исследовать.
Пройти определенные маршрут.
Достичь некоторой точки.
Раскрыть какую то тайну и загадку.
Снять фильм, фотографировать.
Погрузиться в определенный образ,состояние.
Реконструировать цепь событий
Привлечь внимание к какой то теме или проблеме
Поиск заготовка какого то ценного сырья, материала.
Предлагаю продолжить список.

Участниками могут быть люди, животные. Возможна какая то необычность, уникальность участников. Например - художники, люди необычных способностей или люди из разных стран не владеющие общим языком.

Способ передвижения:
По суше, по воде, под водой, по воздуху, под землей.
Пешком, за счет собственной мускульной силы, на технических средствах, на животных.

Способ финансирования экспедиции:
личные средства участников
спонсорство компаний
распределенной спонсорство (краудфандинг)
средства собираются до экспедиции
средства собираются в процессе экспедиции
финансирование идет деньгами
финансирование идет не деньгами.

Время путешествия - сезон, день- ночь. Иногда обычное путешествие совершенное скажем зимой приобретает дополнительные качества.

Исследую сочетания различных вариантов исполнения этих пунктов можем получить идеи самых невероятных экспедиций.

Читайте также: