Как сделать эгп

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

С развитием и утверждением рыночных отношений ЭГП как фактор роста города и формирования его функциональной структуры приобретает еще больший вес. А это, в свою очередь, требует дальнейшего углубления теории экономико-географического положения.

Таким образом, использование понятия ЭГП можно считать критерием географичности исследования.

Рассмотрение ЭГП -- канва характеристики города. В формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию тех или иных сторон географического положения. Намечая направления дальнейшего развития, следует основываться на еще не использованных резервах ЭГП.

Часто возникает вопрос Почему город возник именно в данном месте? Иногда ответ на этот вопрос, который обращен прежде всего к географу, лежит, как говорится, на поверхности. И при этом очень часто имеет касательство к той стороне ЭГП, которая называется транспортно-географическое положение. Н.Н.Баранский указывал, что в положении городов самый важный момент, как правило, их положение по отношению к транспорту5.

Органическое, естественное развитие города -- это последовательное приведение его масштабов, пропорций функциональной структуры, его места в городской иерархии в соответствие с качествами ЭГП. Обращает на себя внимание в связи со сказанным выдвижение Самары на роль первенствующего города Поволжья. В период административной реформы 1775--1785 гг. она была всего лишь уездным городом Симбирской губернии, по числу жителей уступала не только Казани и Саратову, но и Симбирску и Астрахани, а позже и Царицыну. Именно преимущества положения на Волге около пересечения ее главной магистралью широтного направления, большая близость к Уралу благодаря выступу Самарской Луки способствовали тому, что Самара первой среди городов Поволжья преодолела миллионный рубеж и уверенно занимает среди них ведущее место по числу жителей.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Понятие ЭГП. Историческая изменчивость как отличительная черта ЭГП. Потенциальный характер ЭГП. Компоненты анализа ЭГП. Виды ЭГП. Транспортно-географическое и политико-географическое положение. Макро, мезо и микроположение.

Анализ (оценка) ЭГП. Экономическое расстояние. Значение ЭГП. Анализ ЭГП столиц. Теоретические основы для определения качества местоположения. Оценка ЭГП через систему рентных отношений. ЭГП как рыночный ресурс. Понятие функции места. Инновационная модель формирования ЭГП. Актуальность проблемы количественной оценки.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – одно из немногих научных понятий, принадлежащих только экономической и социальной географии. ЭГП – сложная и важная тема, по образному выражению Е.Н. Перцика, одна из ее тайн, над разгадкой которой размышляли многие экономико-географы (Перцик, 1997). Экономико-географическое положение (ЭГП) - отношение данного объекта (промышленного предприятия, города, района, страны) ко вне лежащим данностям (транспортным путям, районам, государственным границам, странам) природного порядка или созданным в процессе истории, имеющим экономическое значение и оказывающим определенное влияние на развитие объекта.

Отличительная черта ЭГП – его историческая изменчивость. Известный пример: с переносом путей европейской торговли в Атлантику, Италия утратила выгоды своего географического положения на Средиземном море, через которое и далее по суше осуществлялись основные торговые связи Европы с Ближним Востоком Впоследствии, в связи со строительством Суэцкого канала, все опять изменилось.

Еще одна черта ЭГП - его потенциальный характер. Не всегда реализуются преимущества положения того или другого объекта. Время может изменить значимость окружения.

При анализе ЭГП изучают следующие его компоненты:

- промышленно-географическое, - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;

- агрогеографическое, - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;

- рыночное или сбыто-географическое - положение относительно рынков сбыта продукции, которое выступает как важнейший фактор, влияющий на размещение производства и во многих отраслях имеет первостепенное значение;

- демографическое – положение относительно сгустков населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

- рекреационно-географическое – положение относительно мест отдыха и туризма, проявляющееся через фактор времени и транспортные расходы отдыхающих.

Различают также виды ЭГП в зависимости от положения объекта в районе, области, стране: центральное, периферийное, глубинное, окраинное и т. д. Применительно к стране важное значение имеет пограничное (соседское) положение.

Родственная категория экономико-географическому положению - политико-географическое положение. Так, Н.Н. Баранский писал, что экономико-географическое положение необходимо учитывать достаточно широко, имея в виду не одну экономику, но и политику, стратегию и культуру.

Выделяют также ЭГП в зависимости от масштабов объектов: макро, мезо и микроположение.

Анализ (оценка) ЭГП начинается с характеристики дистанционности объекта, т. е. определения расстояния от него до других объектов, что может быть сделано разными способами. Различают:

- геодезическое (воздушное) расстояние – по прямой между пунктами, измеряется в километрах по карте;

- топологические расстояния – ими часто пользуются в быту (например, оценка расстояния кварталами), а также в научных исследованиях (многие особенности транспортно-географического положения описывают с помощью теории графов).

Город возникает для выполнения определенных обязанностей. И ЭГП должно наилучшим образом обеспечивать выполнение возложенных на город функций.

Проблема совершенствования количественной оценки ЭГП остается сверхактуальной. Если более ранние подходы опирались на степень развитости объектов производственной, а потом социальной инфраструктуры, то сейчас «речь идет об интегральной оценке внутренней среды региона, степени ее (регионального пространства) трансакционности - способности катализировать рыночное саморазвитие и инновационную предпринимательскую энергию региональной общности людей, динамичный экономический рост или, наоборот, гасить стимулы энергичной хозяйственной деятельности, тормозить развитие в вязком (изобилующем природными и рукотворными разрывами) пространстве (Пилясов, с. 23).

Бабурин В.Л. География развития инновационных процессов в пределах российского пространства. Автореферат дисс. д-ра геогр. наук. М.: МГУ, 2002

Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии. Экономико-географическое положение. Избр. тр. М., Мысль, 1980

Голубчик М.М., Файбусович Э.Л., Логинова Н.Н., Ковшов В.П. Введение в экономическую и социальную географию. Саранск: Изд-во Морд. Ун-та, 1993. Глава 3. Основы теории экономико-географического положения. С.53-65

Дронов В.П. Экономико-географическое положение как система рентных отношений.//Известия РАН. Серия географическая, 1993, №2

Зырянов А.И. Правило размер-позиция. Изв. РАН. Серия Географическая, 2007, №6

Лаппо Г.М. География городов. М., ВЛАДОС, 1997

Лейзерович Е.Е. Базовые составляющие экономико-географического положения стран и районов. Изв. РАН. Серия географическая, 2006, №1

Маергойз И.М. Методика мелкомасштабных экономико-географических исследований. М., Изд-во Моск. ун-та,1981

Минц А.А., Преображенский В.С.Функция места и ее изменение. ИАН. Серия географическая, 1970, №6

Перцик Е.Н. Экономико-географическое положение Ростова-наДону. //Проблемы расселения: история и современность. М.: Ваш выбор, ЦИРЗ, 1997, с. 96-100

Пилясов А.Н. Переинтерпретация старых понятий экономической географии (на примере потенциалов и активов. Изв. РАН. Серия Географическая, 2004, №2

Минц А.А., Преображенский В.С.Функция места и ее изменение. ИАН. Серия географическая, 1970, №6

Трейвиш А.И. Образы и парадоксы депрессивных городов России.//Города и городскик агломерации в региональном развитии. Под ред. Ю.Г.Липеца. М.: ИГ РАН, 2003

Тюнен А. Изолированное государство. М., 1926

Ханин С.Е. Экономико-географическое положение поселений: проблемы, модели. ВМУ, серия 5, География, 1994, №2

Харвей Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 1974

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Особо стоит остановиться на преимуществах и недостатках пограничного положения. Значение рубежей, границ столь велико, что в рамках учения об ЭГП сформировалось самостоятельное направление исследований – лимология (границеведение). Границы могут быть четко фиксированными – это государственные, границы единиц АТД внутри государства, землепользования отдельных хозяйств – или расплывчатыми (например, городских агломераций). Но и фиксированные границы имеют разное значение для прилегающих к ним территорий. Граница может выступать в роли барьера. Барьерность может определяться физико-географическими свойствами – наличием крупного водного рубежа или труднопреодолимого горного хребта. Тогда говорят о естественных границах. Таковы участки границы по водным рубежам России и Китая (по Амуру), США и Мексики (по Рио-Гранде-дель-Норте), Франции и Германии (по Рейну), Болгарии и Румынии (по Дунаю), Украины и Молдавии (по Днестру). Границы Киргизии и Таджикистана с Китаем проходят по высоким горам, а от Индии и Непала Китай отделен стеной Гималаев. Граница Самарской и Саратовской губерний до революции проходила но Волге – из-за отсутствия мостовых переходов левобережье и правобережье Волги были плохо связаны между собой. Барьерную роль границы играют при напряженных политических и неразвитых экономических отношениях между соседними государствами. Тогда даже при отсутствии естественных препятствий граница становится малопроницаемой. Проницаемость границы можно определить числом транспортных переходов (железнодорожных и автодорожных, судоходных рек). Коэффициент проницаемости определяется отношением числа переходов и протяженности границы.

Прилегающие к границам территории именуют маргинальными. При отсутствии или слабой выраженности барьеров такое положение чаще всего выгодно. В ряде случаев возникают очень тесные связи между соседями, расположенными но обе стороны границы, – участки границ США с Канадой и Мексикой, Франции и Бельгии; до распада СССР – между эстонскими городами Нарвой и Валгой и соответственно соседними Иван-городом и Валкой.

При наличии разделительных барьеров – слабой проницаемости границ (по разным причинам) маргинальные территории из зон контактов двух государств превращаются в далекую периферию, каждая в своем государстве, что, конечно, для них невыгодно.

Своеобразно положение у подвижной границы, так называемого фронтира, когда более сильное территориальное образование постепенно расширяет свои границы за счет освоения территорий более слабых соседей. Таково было продвижение русских в "дикое ноле", в Поволжье и за Урал, движение на запад американских колонистов от побережья Атлантического океана, китайцев – к северу от Великой стены, буров – от океанского побережья в Трансвааль.

Если часть территории государства расположена внутри другого и имеет только сухопутные границы – говорят об анклавном положении. Аляска – эксклав США, Восточная Пруссия между Первой и Второй мировыми войнами была эксклавом Германии. Район Кабинды (к северу от устья Конго) – эксклав Анголы. Анклавом является территория бывшей Нахичеванской АССР, эксклавная по отношению к Азербайджану. Эксклавное положение региона способствует часто рождению сепаратистских устремлений у местного населения, приводящих к сецессии (отделению). Так отделилась от Пакистана его изолированная восточная часть, образовав государство Бангладеш. Отсутствие общей границы сделало недолговечной Объединенную Арабскую Республику (Египет и Сирия).

Изолированность (в буквальном смысле – островное положение) среди других государств сильно затрудняет установление более тесных связей (например Армении с Россией), является серьезным препятствием для вхождения Сербии в союзное государство с Россией и Белоруссией.

В том же направлении действует окраинное положение территории, даже в случае однородного по национальному составу населения, провоцируя сепаратизм, стремление к сецессии (известен из истории сибирский сепаратизм; кратковременное существование Дальневосточной республики). Еще более усиливаются эти тенденции при полиэтничном населении (Косово в Югославии, Чечня в России, самопровозглашенные Приднестровская республика, Абхазия и Южная Осетия в пределах бывших союзных республик СССР).

Большое значение географического положения для судеб стран и народов подчеркивалось сторонниками геополитики. Так, английский географ Хал- форд Маккиндер считал исторически неизбежным противостояние "Харт- ленда" – ядра Евразийского материка, занимаемого Россией, – и расположенных по его окраинам приморских государств – "Римленда". О связующей роли территории России писал Д. И. Менделеев: "Россия, расположенная отчасти в Европе, отчасти в Азии и граничащая с владениями наиболее центральными той или иной части света, назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить". Из характера географического положения русских территорий в зоне контакта Европы и Азии (Евразия в узком смысле слова) выводили особенности исторической судьбы России ученые первой половины XX в., так называемые евразийцы.

В этих учениях много верных исторических наблюдений и обобщений. Действительно, географическое положение страны не может не влиять на ее внешнеэкономическую и военную стратегию, хотя определенной зависимости мы здесь не наблюдаем. Так, во второй половине XX в. сложилось противостояние двух блоков, из которых один занимал Хартленд, а второй состоял из приморских государств – членов НАТО, СЕНТО и СЕАТО. Однако истории известны и другие случаи, когда приморские государства Западной Европы объединялись с Хартлендом – Россией для борьбы с наполеоновской Францией (начало XIX в.), против Германии (начало и середина XX в.).

Многие особенности экономического, а с ним и политического развития пытались объяснять выгодами приморского положения, расчлененностью береговой линии. Так объясняли причины капиталистического развития стран Западной Европы. Однако часть материка Северной Америки, занятая США, отнюдь не является сильно расчлененной, что ничуть не помешало этому государству занять ведущие экономические и политические позиции в мире. В то же время борьба Петра 1 за выход России к берегам Балтийского моря была продиктована очевидными геополитическими соображениями (хотя сама теория и термин "геополитика" появились два века спустя). И завоевание доступа к мировым морским путям радикально изменило ход развития Русского государства. Л. А. Безруков, исследовавший значение приморского положения, убедительно доказал преимущества "приокеанского" положения территории государства. Не случайно в докладе о мировом развитии "Новый взгляд на экономическую географию", подготовленном международной группой специалистов, приводятся данные о протяженности морских границ государств и доле их населения, проживающего менее чем в 25 км от береговой линии. Приводим заимствованные в справочном отделе этого издания данные для 10 стран (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Доля населения, проживающего менее чем в 25 км от береговой линии (2008 г.)

Доля населения, проживающего менее чем в 25 км от береговой линии, %

Экономико-географическое положение (ЭГП)- это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н. Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

  • -транспортно-географическое (положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Измеряется топологическими и функциональными показателями, доступностью. Определяется близостью или удалённостью от важнейших соседних транспортных узлов и магистралей. Различаю центральное, периферийное, внутреннее, магистральное, транзитное, выгодное и невыгодное, тыловое (вдали от транспортных путей), тупиковое, прибрежное (приморское), предгорное.
  • -промышленно-географическое (положение страны по отношению к центрам обрабатывающей промышленности и научно-технических баз и т.д.)
  • - агрогеографическое (положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции)
  • - рыночное (положение относительно рынков сбыта продукции)
  • -демографическое (положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров)
  • -рекреационно-географическое (положение относительно мест отдыха и туризма)
  • -центральное (дает значительные выгоды, так как способствует развитию связей между отдельными регионами, странами или их частями)
  • -периферийное(глубинное)
  • -пограничное ( соседское) положение может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое развитие. Это зависит от уровня развития государств и их взаимоотношений.
  • -транзитное;
  • -приморское (фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП)

Экономико-географическое положение является стратегическим ресурсом государства, и характеризуется совокупностью географических, экономических и исторических факторов.

Это не просто место объектов, а отношение между объектами.

Выделяют четыре иерархических уровня ЭГП:

  • -микро положение - положение в ближайшем окружении города;
  • -мезо положение - положение в рамках большой части страны или небольшого государства;
  • -макро положение - положение в границах крупных государств;
  • -мега положение - положение в масштабах всего мира или его регионов.

Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.

Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому -- прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.

Экономико-географическое положение предстает как совокупность отношений, определяющих темп, направление и масштабы развития города. Это своего рода потенциал развития, которым он располагает.

Читайте также: